Спасибо всем за интересные интерпретации.
Не знаю, наверное, и передергиваем,… наши интерпретации непрофессиональны и натянуты, слабы и недостаточно обоснованы. Но ведь каждый пытается понять, что главное сказка сделала в его душе, в его собственной. Наверное это самое важное в наших рассуждениях. Мы же не претендуем, никто надеюсь, что наша интерпретация последняя и окончательная истина, мы просто заглядываем в собственные глубины и рассматриваем там своих поросят и волков, и называем их, и пытаемся обозначить с их помощью собственные внутренние процессы. Интересно во всем этом следить именно за тем, что важно, ценно и значимо для другого человека. Но еще интереснее, когда тебя саму наталкивают на новые дальнейшие размышления.
И мне сейчас хочется сказать спасибо
Djuley.
Djuley писал(а):
Бурлящий котёл - атрибут алхимической лаборатории.
Вот ведь да. А если рассмотреть эту сказку, но именно ее первоначальный английский вариант, через призму алхимической символики? Помнится, какой интересный поворот это внесло в разговор о Синей бороде, тоже английской народной сказки. Возможно эта сказка родом их того же средневековья, расцвета символизма алхимии в Западной Европе.
Можно конечно вспомнить Фрейда при рассмотрении сказки, а можно и Юнга.
Алхимический символизм – это символический опыт индивидуального становления, выделение индивидуального сознания из коллективного. И возможно сказка об этом.
С алхимической символикой знакома очень поверхностно, кое-что еще поискала в интернете, но все равно понимаю, что мои размышления, всего лишь мои размышления, больше сообщающие о моем индивидуальном восприятии сказки, чем о подлинной глубокой ее реальности.
Тем не менее,… из найденного…
Символ свиньи – это, во-первых, невежество, незнание и неопытность, это неофит, пришедший к учителю, ну и, во-вторых, это бессознательное, согласно Юнгу.
Число три в алхимии; три химических элемента: Сера, Ртуть, Соль – это три важных принципы деятельности: активность, нейтральность, пассивность.
Наши поросята, выпущенные в мир, стремятся к пассивности. Пытаются построить домик и там скрыться от мира. Почему волк первым делом дует на домик? Дыхание – дух – активный принцип, в алхимии его обозначает Сера, а животным символом является волк. Есть и нейтральный принцип – это построенный дом.
Для чего все это надо? Ведь и волк, и свинья – это, как окажется в конце сказки, одна и та же энергия. Только вот, чтобы совершилось действие, необходимо разделение на плюс и минус, мужское и женское, добро и зло, верх и низ,… и т.д. Нужна дуальность противостояния. Возникает она, когда появляется нейтральная стена, перегородка, дом. Построил поросенок дом и сразу же появился волк. Злой волк, потому как стена, как препятствие, отделило его от его же части. Волк сметает стену, сдувает ее, и проглатывает поросенка.
Поросенка три или все-таки один?… В конце трое поросят собираются под одной крышей, а до этого выпущенные мамой-свиньей на поиски счастья они нигде не встречаются.
О триаде в Энциклопедии символов…
http://sigils.ru/symbols/triada.htmlЦитата:
Структура, включающая три однородных элемента; в рамках триады происходит преобразование дуальной схемы и сообщение ей динамических характеристик. На уровне микрокосма значимость тройственных структур обусловлена особенностью биологического существования человека, когда соединение двух ведет к возникновению третьего. В триаде находит разрешение бинарная оппозиция; это образ высшего синтеза противоположностей, их гармонического сочетания. В символической модели космоса с тройственными объектами связывается вертикаль; в целом триада противопоставляется (по различным критериям) тетраде. Триада оказывается связанной с внутренней структурой вещей: так, например, мироздание имеет три уровня — небесный, земной и подземный; в человеке традиционно выделяются три составных элемента — дух, душа и тело; каждое явление проходит в своем развитии три стадии — возникновение, развертывание, уничтожение. Помимо треугольника, трехлучевой звезды и пирамиды, с символикой триады связано множество других объектов.
В греческой мифологии божества, олицетворяющие динамику различных природных и социальных процессов, входят в состав триады. Таковы горы, богини времен года и порядка в природе; мойры, богини судьбы. В различных индоевропейских традициях триаду образуют высшие божества пантеона (Брахма, Шива и Вишну в индуизме, Зевс, Аид и Посейдон в древней Греции, Осирис, Гор и Исида в древнем Египте), также три грации, три мойры, три парки и т.п. В индуизме существует представление о трех гунах, качествах, которые формируют природу, материю: сатва (высшее, духовное состояние), раджас (промежуточное, деятельное состояние) и тамас (чувственное, или низшее состояние).
Итак, три – это новый уровень единой целостности. Но до этой целостности два первых поросенка поглощаются активной энергией, злым волком. В алхимии это связано с первым этапом делания.
Цитата:
1 операция Делания принадлежит к стадии нигредо.
НИГРЕДО (nigredo) - греч. MELANOSIS, Почернение. (Подчинено стихии Земли). Созвучно слову "меланхолия". Поэтому меланхолия - символ Нигредо. Кроме того, нигредо символизирует ворон и все, что связано со смертью и гниением.
Как правило, символизируется животным (волк, собака, вол, лисица).
На стадии нигредо, как результат тяжелого опыта глубочайшей депрессии, обретается ЗНАНИЕ, о существовании которого неофит еще не подозревает, но оно уже находится в нем и будет использовано в дальнейшем для сравнивания и анализа последующих стадий Делания с нигредо.
Низшая стадия, состояние Профана, это Уроборос (дракон), или зеленый лев. В низшей стадии человек ходит по кругу в личном развитии (человек, который не умеет делать выводов из ошибок всегда приходит к тому с чего начал), постепенно приходя к распаду, к деградации, к проглатыванию Уроборосом своей второй, крылатой половины.
Низшая стадия преодолевается через нигредо, то есть через путь отрицания, когда человек начинает отрицать свою связь с миром и, как правило, впадает в глубокую депрессию, отрицая все ранее приобретенные в ходе жизненного опыта ценности. Нигредо часто тянет человека к эстетике смерти, к черному цвету, страданию, мыслям о самоубийстве. Высшая точка Нигредо - это душевное страдание такой силы, при которой хуже уже быть не может, когда остается лишь тонкая ниточка, не позволяющая человеку умереть. В этом случае человеку стоит только начать созерцать страдание со стороны, отрешившись от него, как страдание само по себе прекратится и этап нигредо закончится.
После нигредо человек чувствует себя опустошенным, как после долгой, продолжительной болезни, сопровождающейся поносом, рвотой, грязью, истощением и страданием. Как только придет ощущение обновления и очищения, а в месте с ним чувство победы над болезнью, начинается стадия альбедо.
http://zhurnal.lib.ru/l/lazarew_a_d/vvvtrr.shtmlОпыт отрицания, запретов, табу, предупреждения, первоначальный буквальный символизм древних верований. Возможно – это дом первого поросенка из соломы. Опыт мифов, ритуалов, обрядов, традиций, более глубокий символизм древних философий – дом второго поросенка из хвороста. Дом из кирпичей третьего поросенка, возможно, это поиск того самого философского камня необходимого для трансмутации низшей животной природы человека в высшую, божественную, абстрактный символизм, поиск первичных бесформенных идей Платона.
Интересно, что третий поросенок уже вполне себе справляется с волком, вернее отодвигает встречу с ним во времени. Активное начало – волк и пассивное начало – поросенок разнесенные во времени образуют пространство для творческой деятельности: сбор репы для пищи, сбор знаний (яблоня в саду, наверное, об этом), и ярмарка, и маслобойка, как результат сублимации животной энергии в творческую.
Но… волк по-прежнему пытается прорваться в дом-душу третьего поросенка. А возможно это братья-поросята стремятся воссоединиться друг с другом. Самое интересное, что активная энергия отрицания и злости прежде направленная во внешний мир теперь прорывается во внутренний мир самого человека. И надо вовремя успеть развести огонь и вскипятить в котле-тигле воду, чтобы успеть убрать ярлык злости и агрессии с родственной собственной душе энергии и встретиться с разлученными прежде братьями, которые ведь тоже есть наш внутренний глубинный опыт и знания. Здесь, в каменном доме с очагом, возможно вновь встретиться и проанализировать предыдущий опыт, предыдущие уроки, обретя всем этим иной уровень целостного единства.
Возможно эта сказка – символическое описание возникновения в человеческой душе рефлексии.
Ух, опять слишком много написала. Что-то вдохновила меня эта сказка в ее английском варианте на размышления, пусть и дилетантские.