Герберт Уэллс.
Позавчера посмотрел фильм: "Эндшпиль.Проект глобального порабощения".Герберт Уэллс упоминается там в связи с его симпатией к теории евгеники,суть которой в том,что люди с деструктивным поведением не являются полноценными людьми на генетическом уровне...
А потом впервые прочитал и саму "Машину Времени" в связи с передачей на СН.
Вот что писал Уэллс в предисловии к своему труду "Сенджер":"
Цитата:
Детей должно быть меньше, да лучше... нам не удастся создать ту общественную жизнь и мир на земле, которые мы задумали, с обузой в виде невоспитанных, необученных толп недоброкачественных граждан"
Так же Уэллс,как и сторонник евгеники и глава ООН,Джулиан Хаксли,утверждавший,что организованные евгениками экологические и природоохранные движения служат средствами для формирования мирового правительства,в своём воображении рисовал правительство,использующее методы научной диктатуры для контроля населения,которое руководствовалось бы принципами евгеники. Что он и отразил в своём "Новом мировом порядке"
Ещё Уэллс писал в своём "Новом мировом порядке" :
Цитата:
Несчётное количество людей возненавидят новый мировой порядок и погибнут в протесте против него
И например,в этой
статьеделается вывод о том,что Уэллс был сторонником так называемой отрицательной евгеники,нежели положительной,которая подразумевает собой стерелизацию деструктивных членов общества в отличие от положительной,которая подразумевает размножение лишь "достойных" её членов.
...
Несогласен с Сергеем в его вопросе о том,является ли офисный планктон морлоками,если человеку предложить давать по 1000$ за то,что он потрёт двумя пальцами друг о друга,то он уже будет работающим за деньги морлоком.Так мне думается.
Просто офисные работники,в отличие от гастарбайтеров заняты интеллекуальным трудом в лучших условиях и за бОльшие деньги,но как и первые,работают за деньги на элиту.((Элоев)не случайно видимо в повести Уэллса у них сходное звучание.
Рассматривать только будущее России мне в связи с этим произведением почему то несколько трудно,гораздо легче будущее всего мира.
Но попробую.
Наверно вряд ли напишу что то новое,если скажу,что как мне кажется главная причина возможного описанного будущего того общества,которое описано Уэллсом в МВ, - это лень,а может невежество.Лень или невежество почувствовать в себе возможность быть утончённым,любоваться прекраным,радоваться жизни. И тогда человек превращается в озабоченное лишь физическим выживанием и связанным с ним деятельностью морлоком. Лень или невежество,что бы почувствовать в себе силы и способности позаботится и себе,своём выживании,о связанной с этим деятельностью,не относится к базовым потребностям с пренебрежением и не видеть в них смысла,и быть при этом увлечённым лишь собственной красотой и удовольствиями, - значит превратится в идеально гламурного элоя.
С одной стороны слишком серьёзное отношение к жизни,с другой,слишком легкомысленное...
И то и другое дополняет друг друга в обществе будущего,но тем не менее выглядит уродливо,поскольку присутствует в людях будущего только в одном каком то виде,без примеси другого,люди стали
слишком разными,что бы в обществе была естественная гармония.Она в нём есть,но кажется нам патологичной и отвратительной...
Интересно,что всё таки с элоями Путешественник хоть как то,но может существовать,хоть они для него и бесполезны и бессмысленны,но не вызывают такого отвращения,как морлоки,хотя последние,в отличие от элоев вызывают какой то у него интерес.
Мне кажется здесь отражается само мировоззрение Уэллса,спровоцировавшее посчитать,что элои такого общества будут не отвратительными,хоть и бессмысленными существами,в отличии от морлоков...
Сначала мне показалось странным,почему морлоки решили поедать элоев,ведь они со своими знаниями и способнстью к труду могли бы есть любых других животных,создавая для них такие же хорошие условия,как и для элоев.Но они почему то стали делать так,как делали.
С одной стороны бессмысленная безвредная неинтересность,а с другой,такая же бессмысленная но уже вызывающая интерес опасная организация жизни...
И я так понял,почему морлоки пошли путём канибализма: общество элоев,не понимавшая,считавшее бессмысленным,унизительным и отвратительным деятельность направленную на собственное выживание,на интерес к чему либо,кроме собственных удовольствий и нарциссизма,на потребность что либо делать ради другого человека,получалось неизбежно зависимо от всего этого,но уже от других людей,от морлоков,но выглядело это в уродливой форме,потому что все эти естественные для человека особенности элои пожелали не видеть не только в себе самих,но и в других людях то же. Поэтому морлоки,не хотевшие утончённости сознания,индивидуальности,всего того,что нравилось элоям,ушли под землю.В этом выразилась их патологическая,извращённая,рабская зависимость от элоев,поскольку они в свою очередь ненавидели то,что любили последние... Не в силах получить то,что им потребно по природе.
И мне кажется,что бы чувствовать хоть какой то смысл в своей деятельности,что подразумевает подчинение тому закону общества,который подразумевает,что люди зависят друг от друга в своей деятельности,что бы этот закон хоть как то соблюдался,морлоки должны были зависеть от элоев,что и выражалось в их поедании.Эта взаимозависимость и гармония никуда не делась в обществе будущего,наблюдаемом Путешественником во времени,но она приняла отвратительную и жуткую форму из за игнорирования и нежелания признавать естественность людьми своих потребностей. Потому что хоть всё человечество будет думать,что земля плоская,она таковой не станет,здесь не работает материализация мыслей,как возможно,на квантовом уровне..
Ещё мне показалось интересным,что морлоки не уничтожили и не разбили машину времени,но предположительно попытались её изучить и даже поддерживать в рабочем состоянии.Тогда как элои скорее всего бы этого не сделали,или разобрали бы машину на части,если бы у них хватило бы интереса для этого,что бы играться её частями.Это говорит о том,что у морлоков было стремление понять смысл неизвестной им вещи,или стремление поддерживать смысл своего существования,поэтому они возможно по идее автора на инстинктивном уровне понимали важность машины,которая была символом свободы,утраченной ими в их жизни,но возможно,не до конца потерянной,если судить по этому моменту в произведении.Что не сходится в принципе с событиями,когда Путешественник переносится в ещё более отдалённое будущее:
Цитата:
Наконец больше чем через тридцать миллионов лет
огромный красный купол солнца заслонил собой десятую часть потемневшего
неба.
Все звуки жизни,
блеяние овец, голоса птиц, жужжание насекомых, все то движение и суета,
которые нас окружают, - все это отошло в прошлое.Eugenia:
Цитата:
Любой государственный строй стремится к тому, чтобы себя стабилизировать, чтобы сохранить себя как можно дольше.
Эти видения говорят о том,что человек не смог противостоять изменяющимся окружающим условиям и выжить в них,что все его силы в конце концов были успешно истрачены лишь на то,что бы поддерживать в неизменном состоянии свою жизнь в материальном и социальном статусе,не думая больше ни о чём и до смерти боясь каких либо изменений в существующем положении вещей...
Мне запомнился момент,когда главному герою стало жалко морлоков,вынужденных окруженным пламенем пожара,остаться на поверхности до рассвета и от того ослепнуть и скорее всего погибнуть в непривычных для себя условиях... Так же как ему стало жалко одного из элоев,которого он силой хотел притащить к сфинксу,что бы разгадать загадку последнего,тот не был приспособлен к такой,да и вообще умственной деятельности,что и вызвало у него ужас и отвращение.
Эльмира:
Цитата:
По мысли Уэллса (и мне это очевидно) общество без конфликтного противостояния начинает гнить и гибнет..
Эльмира,согласен с этим лишь в общем смысле,а не только и не обязательно связанным в противостоянии в обществе,я уверен,что общество может совершенствоваться и без конфликтного противостояния внутри него.Безконфликтное общество,это не обязательно инфантильное и неспособное на внутренние изменения общество,наоборот его безконфликтность может объясняться высоким уровнем сознания и ответственности каждого к другим.А противостоять можно не только несовершенству в социальном устройстве общества,но много чему ещё,неполному познанию мира,или неизобретённости антигравитационного двигателя и отсутствию межкосмических путешествий например.
Цитата:
Стремление к улучшению условий жизни - истинный прогресс цивилизации, делающий наше существование все более обеспеченным, - привело к своему конечному результату…
Г.Уэллс. "Машина Времени"
О том же. Просто стремление было
только к улучшению условий жизни и не к чему более,самоцель...
Djuley:
Цитата:
А приемлим такой вопрос, ради чего учиться, за что любить Родину, брат ли человек человеку, ради чего всем - за одного?
Djuley,а почему обязательно мотивация должна быть успешной только в том случае,если её ещё не проходили? Может надо то,что уже проходили,то есть пытались пройти,да не получилось,не поняли как? Если ответ - ради собственного счастья и счастья окружающих,(что взаимосвязано)является недостаточной мотивацией,то какую то настолько же сильную другую мотивацию я например не знаю.