Книжку эту можно рассматривать как
сказку, т.е. как произведение многоуровневое и многоплановое. Я рассмотрела три уровня этой сказки.Первый уровень – государственный, общественныйЭто если рассматривать элоев и морлоков как разные социальные группы. Любой государственный строй стремится к тому, чтобы себя стабилизировать, чтобы сохранить себя как можно дольше. Вот поэтому либо держат в страхе элоев, либо загоняют в колодцы морлоков. Пример первого варианта –
сталинское время. Довольно многое совпадает с книжкой Уэллса. Вот живут люди в идеальном мире – по крайней мере пропаганда очень старается, чтобы они считали его идеальным. Живут, между прочим, в такой же скученности, как и элои (вспомним сталинские коммуналки). И вот они живут вроде бы нормальной жизнью, поют и слушают радостные песни про «я другой такой страны не знаю…», кто-то этим песням даже и верит. Это днём. А ночью? А ночью к ним приходят. И забирают. И отправляют в подземелья – как тут не вспомнить про подземные тюрьмы Лубянки. У обычных людей даже мысль об этих тюрьмах вызывает те же эмоции, какие у элоев (и у путешественника поначалу) вызывают колодцы. «Морлоки» в сталинское время занимались чистками, забирая тех, кого они классифицировали как опасных для существующего строя – чем-то похожим занимаются морлоки и у Уэллса. Они ведь не случайно всё время выслеживали путешественника (даже в глухом лесу его нашли). Он странный, он не такой, его надо изъять. И машину тоже изъяли – она тоже пугала своей непонятностью. И поэтому ведь они стремились уничтожить не только его, но и маленькую Уину. Она ведь тоже повела себя не так, как надо – надо быть со всеми и развлекаться, а она ходит с этим пришельцем. Так что сходство какое-то тут, безусловно, есть.
Для нынешней России книга эта тоже справедлива, но совсем по-другому. Сейчас, наоборот, выделилась каста «элоев», которая считает себя исключительной, а всех остальных – противными «морлоками». И в деятельности наших нынешних «элоев» очень ярко проявляются не
достоинства, а
пороки уэллсовских элоев. В книжке их пороки только едва обозначены, а у нас они процветают.
Главный порок элоев – это крайний инфантилизм. А что такое вообще инфантилизм? Во-первых, это
абсолютный эгоцентризм, сосредоточенность на исполнении только своих сиюминутных желаний. У элоев Уэллса эгоцентризма предостаточно. Когда маленькая Уина тонет, никто не обращает внимания на её крики, никому нет до неё дела – чистой воды эгоцентризм.
У нашей власти эгоцентризм – через край, и абсолютное невнимание к «крикам» народа - тоже.
Во-вторых,
инфантилизм – это требование сиюминутного исполнения всех своих желаний. Инфантил не может работать и ждать, он хочет всё и сразу. Если я хочу вот эту игрушку, я должен сейчас же её получить – в этом своём праве инфантил не сомневается.
Наша власть абсолютно инфантильна, поскольку последние 20 лет олигархи и многие госчиновники озабочены только исполнением своих эгоцентрических прихотей. Вот я хочу новый дворец, где всё было бы золотым, вплоть до унитазов - и я вправе тут же всё это заиметь. И поэтому я имею полное право
поднять ЖКХ на 50%, а цены на хлеб – на 80%. Я, конечно, понимаю, что это плохо, это несправедливо – но что же делать, дворец-то хочется! Эта
ориентация на сиюминутные эгоцентрические желания стала преобладать где-то в 80-х, когда молодёжь в массе своей перестала мечтать о подвигах и космосе, а стала мечтать об импортных шмотках, импортных магнитофонах и, кстати, об импортной
жвачке. Между прочим, именно та молодёжь сейчас в крупных чиновниках и сидит, так что понятно, откуда это всё взялось.
Третья черта инфантилизма – это
неспособность на чём-то долго концентрироваться. Инфантильная хаотичность мышления наших властей постепенно превращается в тупость, что с особой ясностью проявляется в
законопроектах последних лет. Пример – пресловутый закон об образовании. Казалось, более сумбурного и непродуманного проекта быть уже просто не может. Но оказалось – может. Вот недавно смотрела я по 5 каналу в программе «Открытая студия» обсуждение законопроекта о новом налоге на жильё. Не знаю, смотрел ли кто-нибудь из вас этот двухчасовой маразм: в студии сидят депутаты и специалисты, которые, казалось бы, должны всё хорошо об этом новом налоге знать – и никто ничего не может объяснить.
Два часа у них выпытывали: как этот налог будет рассчитываться? Как будут переоцениваться квартиры? В ответ каждый несёт какую-то бессвязную чушь, причём у всех эта чушь абсолютно разная. Но при инфантильном, т.е. хаотичном, мышлении ничего другого быть и не может.
Такое мышление «правящей касты» является причиной того, что за 20 лет ни одна реформа не была продумана и доведена до конца.Пример – армейская реформа – сколько лет она уже идёт? Лет 15 как минимум. За 15 лет армию можно собрать, вооружить, обучить, выиграть войну, распустить и перевести на мирный режим. Но это если поставить
цель и её добиваться.
А у нас целей нет.
Эгоцентризм и хаотичность мышления элоев, собственно и привели в упадок цивилизацию в книге Уэллса. Там путешественник повсюду видит
руины. Причём все эти дома развалились вовсе не потому, что кто-то хотел целенаправленно их развалить – просто они стали элоям
совершенно не интересны и потому пришли в запустение и развалились.
И это очень похоже на нашу страну.
Мы тоже повсюду видим «развалины» нашей промышленности (хотя кое-что всё-таки производят), нашего образования, нашего сельского хозяйства… Заброшенный и полуразвалившийся музей естественных наук, в который заходит путешественник – вполне годится как метафора состояния нашей науки. Причём, опять же, всё это развалилось не потому, что его специально хотели развалить – а просто инфантильной правящей касте всё это стало
неинтересно. Вот покупать сверхдорогие игрушки им интересно, а развивать науку – неинтересно. Потому что они же не смогут с этой науки получить возможности для быстрого удовлетворения своих желаний – ну и на хрена им эта наука.
В-четвёртых,
инфантилизм – это неспособность к целеполаганию. Элои способны только на сиюминутные мысли и желания – но они совершенно не способны ставить цель и упорно её добиваться.
Наша страна уже 20 лет живёт при новом строе, и за это время никто так и смог сформулировать – какова наша цель? Куда мы хотим прийти? Какой видится страна через год-3-5-10-20-50 лет? Михаил Веллер назвал это отсутствие целей «жизнь сегодняшним годом». И
пока страна управляется инфантилами, озабоченными только исполнением своих прихотей, никакой цели и не может быть. Так же, как её совершенно нет ни у элоев, ни у морлоков.
Вообще, здесь, наверное, такая мысль: в обществе, где есть вот такое вот сильное расслоение, никакой цели и никакого развития быть не может. Никакого развития и нет.Второй уровень – государственно-личностный. Здесь элоев и морлоков можно рассматривать не как социальные слои, а как части «коллективной души». В этом смысле сильное расслоение на элоев и морлоков характерно для западных демократических стран. Любой строй, в том числе демократический, стремится к само-стабилизации. Но поскольку репрессировать нельзя, то действуют по-другому:
людей приучают к стандартизованному комфорту, развивают у них инфантильное, изнеженное, боящееся всяких неожиданных перемен сознание – в них развивают «элоев». А «морлоков», т.е. иррациональные импульсы, стремление к напряжению, новизне, переменам – загоняют в подполье и приучают людей бояться этих импульсов. Вот и получается, что вот живёт себе страна, живёт тихо и спокойно – и вдруг вылезает какой-нибудь брейвик. И все ужасаются: как? откуда? в такой спокойной стране? Да вот именно в такой спокойной стране. Потому что
одна из сильнейших подсознательных потребностей – это потребность в своей значимости, т.е. потребность самостоятельно принимать решения и на их основе как-то менять окружающий мир. Но демократический строй, стремясь к само-стабилизации, постоянно повторяет людям: а зачем вам что-то менять? Для вас уже и так создан социальный рай, живите себе и наслаждайтесь. Таким образом «морлоки», т.е. иррациональные импульсы людей загоняются в подполье и там уродуются, и выскакивают в уже опасном виде.
И здесь наверное, та же самая мысль – не может быть никакого развития в стране, если «элои» и «морлоки» коллективной души разделены, если между ними существует только непонимание и страх. Об этой неспособности к развитию, к созданию чего-то сильного и действенного говорит хотя бы глубокий кризис искусства в западных странах. Искусство стало бизнесом, и таким образом его упорядочили и обезопасили, чтобы оно не вызывало «нежелательных» мыслей и эмоций. И
сексуальная революция тоже из этой серии, вызывание сексуальных ощущений тоже стало бизнесом, и таким образом, всё более становится чисто внешним, всё более перестаёт быть связанным с иррациональными частями нашей души. Вот потому и оказывается, что «телевизора достаточно». Не случайно ведь у элоев в книжке секса нет.
Третий уровень – индивидуальный.Элои и морлоки могут быть символами частей души одного человека. Морлоки – это иррациональные импульсы, не только разрушительные, но и созидательные. Элои – это маленькое, испуганное, желающее стабильности во всём сознание. Всё вместе – это душа человека, который боится самого себя. Такой человек гонит от себя все свои мечты и желания, гонит всякие сильные эмоции, загоняет их в глубокие колодцы, где они искажаются. Единственная его связь с ними – это страх перед ними. И такой человек всегда боится, что эти импульсы вдруг выскочат, схватят и уничтожат всё, чем живёт его маленькое, испуганное сознание. И если рассматривать именно так, то оказывается, что в этой книжке есть и другие
важные символы.
Путешественник – это
связующее звено между элоями и морлоками, он тоже боится последних, но находит в себе силы для прямого столкновения с ними. Правда, находит он их не сразу. Когда он в первый раз сталкивается с морлоками под землёй, он от них в ужасе убегает. Причина – у него недостаточно спичек, т.е. недостаточно
света, которого они боятся.
Его ужас –
это метафора состояния человека, который вдруг неожиданно сталкивается со своими иррациональными импульсами, будучи к этому не готовым. Но что он делает? Он идёт в заброшенный музей естественных наук, т.е. идёт туда, где есть
знания. И там он берёт железный лом для самообороны, а ещё он берёт спички и камфору, которая ярко горит – он вооружается
светом знания. Причём он идёт туда не один, с ним идёт
маленькая Уина, символизирующая то самое
маленькое, инфантильное и испуганное сознание. Их столкновение с морлоками происходит в тёмном лесу.
Лес –
это тайное место для инициаций, преображений. И при столкновении возникает
пожар. И в нём погибает не только какое-то количество морлоков – в нём погибает и бедная маленькая Уина. Но это, наверное, тоже метафора –
чтобы уметь взаимодействовать со своими иррациональными импульсами, маленькое инфантильное сознание должно отмереть.Но самая интересное произошло с
машиной времени. Машина времени – это символ
свободы. Не только свободы путешествий во времени, но и того
озарения, которое было необходимо путешественнику, чтобы её изобрести. Но морлоки, т.е. иррациональные импульсы, неожиданно её украли –
украли свободу, украли конкретное воплощение этой свободы – и спрятали под
Сфинксом, который символизирует
загадку, ждущую разрешения. Путешественнику приходится как бы заново обретать свою машину, свою свободу. Поначалу он думал, что придётся в крайнем случае просто её заново делать – но для этого не нужно никаких новых озарений. А на самом деле он обретает её в результате именно
озарения (пожар), после новой победы над морлоками своей души – когда он приходит после пожара к Сфинксу, он вдруг видит, что дверь подземелья открыта, и заходит туда, и уезжает на своей машине.
В смысле души и символов это книжка о том, что периодически приходится заново обретать свою свободу и как-то заново осмыслять себя в этой свободе. ...И это, видимо, относится и к
судьбе России. Потому что такая
у нашей страны судьба – постоянно заново обретать свою свободу. Сколько раз наш народ её обретал за последние 100 лет? Сначала – после 17-го года, потом – после войны, потом – во время оттепели, потом – когда была перестройка… И вот сейчас необходимо снова её обретать, поскольку инфантильная дурь последних десятилетий завела страну в тупик, это признают все, кто хоть сколько-то умеет думать. Но для обретения этой свободы эта инфантильная власть должна отмереть. Как она может отмереть? Ну, известно только два пути – либо радикальные реформы, либо революция.