Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 14:38

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 55 ]  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 сен 2011, 18:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2010, 13:42
Сообщения: 47
Откуда: Екатеринбург
Каждый день что-нибудь происходит... Ведь мир не стоит на месте... События эпатируют, заставляют задуматься, а порой даже пугают… Возникает какое-то странное ощущение внутри… Оно одновременно и тревожное, и удивительно притягивающее… Со временем это ощущение усиливается за счёт накопления всё большей информации и когда наступает какая-то неординарная ситуация, которая что-то подвергает риску(порой это даже жизнь: своя или близких), и возникает паника. Ведь чем спокойнее мы относимся к жизни, к событиям в ней происходящим, тем мы более готовы к нестандартному, способны вовремя собраться, прогнать из себя страх, победить панические атаки… Именно поэтому, на мой взгляд, кто-то незамедлительно впадает в панику и его уже невозможно успокоить, а кто-то собирает всю волю в кулак, вспоминает, чего он достиг, к чему стремился, и понимает, что нельзя всё просто так оставлять – и борется с паническими атаками…
Однако, не всё так просто… Вот я в разных вроде бы похожих ситуациях, веду себя по-разному… Например, в ночь перед экзаменом я могу себя чувствовать абсолютно по-разному: вроде бы одинаково по обоим предметам нормально выучил, преподаёт эти два предмета даже один и тот же человек, однако перед одним экзаменом я волнуюсь, в голову приходят разные мысли, которые не дают спокойно спать, а вот перед другим, наоборот, чувствую себя умиротворённым, какое-то такое пофигистское отношение… Может, паника и средство борьбы с ней зависит от каких-нибудь ещё и временных, переменных качеств? Ну… например, от настроения?

_________________
Всё только начинается...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 сен 2011, 19:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2010, 07:48
Сообщения: 970
Откуда: Курган
Вр всём есть доля спонтанности. И ситуация, как правило, играет не последнюю роль.

_________________
Вера - это союз воли и воображения


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 сен 2011, 21:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:57
Сообщения: 245
У меня панические атаки начались 2 года назад, в транспорте. На тот момент я даже не знала что такое существует на свете. Началось всё когда я почувствовала себя загнанной в тупик. В семье были напряжённые отношения, долго не могла найти работу, ездила по разным фирмам, там что-то говорили и отказывали. Наступило отчаянье, чувство страха, что тебя окружают со всех сторон а ты ничего не можешь сделать. Бежать вроде бессмысленно и некультурно, да и стоять тоже мало толку. Началась паника от своего бессилия против окружающего мира, от загнанности.
При панических атаках возникает ряд неприятных и страшных симптомов, возникает жуткий страх умереть. И что самое страшное, на мой взгляд, это возникают мысли что ты не можешь это контролировать. Появляется чувство чего-то глобального и нематериального, и это что-то как будто внедрилось в тебя или давит на тебя со страшной силой, и нет сил терпеть, выдерживать это. Становится страшно. И появляется паника, как некий предсмертный крик отчаянья. После паники всегда приходит очень большое расслабление.
Пыталась как-то объяснить себе почему происходит такое, но всё время при разных объяснениях что-то не сходится. Может быть, это желание всё контролировать, а когда оно не исполняется, то появляется чувство себя маленького и беззащитного, и чувство глобального, вселенной. Вселенной, которая тебя может поглотить....не знаю пока не нашла для себя ответа.
Но могу сказать что за этот период очень многое переосмыслила, что-то поняла, что-то простила чего не могла простить раньше. В общем, что-то произошло.

_________________
Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения,понимать, а не ждать понимания,любить, а не ждать любви.
Ибо, кто даёт, тот получает, кто забывает себя, тот обретает, кто прощает, тому простится...
Молитва Св. Франциска Ассизского


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 сен 2011, 00:25 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Паника – это внешний и внутренний хаос. Это когда опора уходит из-под ног и все вокруг рушится. Мир, внешний или внутренний, - броуновское движение. Разделенные, раздробленные на отдельные молекулы осколки души, хаотично летая и сталкиваясь, порождают ужас небытия, растворения, исчезновения. Меня не будет так же, как вдребезги разбивается сейчас то, в чьей надежности, если и не совсем, то почти абсолютно, была уверена. Ненадежность, неуверенность, беспомощность от того, что рушится надежное, дарившее уверенность, помогавшее.
В какие-то грандиозные, действительно опасные, действительно панические ситуации я не попадала. И, тем не менее, от паники каждого из нас это не спасает.
Не паникуй,… я в панике,… запаниковала, и все сорвалось…
Всем знакомы, кому-то часто, кому-то не очень, бытовые состояния паники. Когда тебя из привычного и размеренного состояния активности страх выбивает в суетливую хаотичную и непродуктивную деятельность.

Вообще слово “паника” происходит от имени греческого бога Пана. Именно он почему-то наводил на всех панический ужас. Впрочем, не на всех.
Вот из Энциклопедии античной мифологии… http://greekroman.ru/pan.htm
Цитата:
Пан - божество стад, лесов и полей. Пан наделен ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в происхождении Пана, так и в его облике.
Пан - сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа, "дубовидного") и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса; Apollod. epit. VII 38). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца Пан (то есть "понравившийся всем", "всё", Hymn. Hom. XIX). В действительности имя Пан происходит от индоевропейского корня pus-, раnus-, "делать плодородным", что соответствует истинным функциям этого божества и сближает его с Дионисом. Вместе с сатирами и силенами Пан в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса.
Как истинный спутник Диониса, Пан миксантропичен: он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью (Hymn. Hom. XI 37). Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник (Ovid. Met. I 689-712), из которого Пан сделал свирель. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели (таким он обычно изображается в идиллиях Феокрита). Пан даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса - судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши (XI 153-179).
Пан как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так называемый панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Пан - помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами (Ps.-Eratosth. 27). Сохранилась легенда о явлении Пана грекам перед марафонской битвой (Herodot. VI 105) и при Саламине (Aeschyl. Pers. 447-455).
Пан особенно почитался в Аркадии, где была священная гора Пан (Paus. VIII 36, 8). Известны также знаменитые святилища Пан в пещере на склоне афинского акрополя (Herodot. VI 105) и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами (Menandri Dyscolos 2, 12, 401).
Пан входит в число олимпийских богов, он упоминается вместе с Зевсом и Аполлоном (Aeschyl. Agam. 56). В античной философии Пан представлялся как божество, все объединяющее (Hymn. Orph. XI). В предании, изложенном Плутархом, о смерти Великого Пана он показан как символ уходящего античного мира (De def. or. 27).
Раннее христианство причисляло Пан к бесовскому миру, именуя его "бесом полуденным", соблазняющим и пугающим людей. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).

Пан наводит на людей беспричинный панический страх. Но… так ли уж он, этот страх, беспричинен. А может быть панический страх тот, причину которого мы просто еще не поняли, не познали?
Ведь известно, что у страха глаза велики, и паника может привести к катастрофе там, где для этого не было никаких причин, и лишает напрочь шансов найти выход из действительно критической ситуации.
Стихия хаоса поднимается из души и кажется, что ты нигде уже не найдешь надежной опоры.
Однако чем глубже погружаешься в себя, чем больше понимаешь внутренние причины для страха и тревог, тем реже они возникают и тем быстрее с ними справляешься.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 сен 2011, 04:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Назаретян Агрессивная толпа,массовая паника,слухи
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И МАССОВАЯ ПАНИКА
Согласно приведенной выше классификации, паническая толпа – это подвид действующей толпы (наряду с другими подвидами: агрессивной, стяжательной и повстанческой). Опыт показывает, что это самая опасная из всех разновидностей толпы. По количеству непосредственных человеческих жертв массовая паника обычно далеко превосходит, например, агрессивную толпу, но и по отдаленным последствиям ей не уступает.
Из-за чрезвычайной социальной опасности и значимости массовая паника часто выделяется «в особое производство», и ее изучению уделено наибольшее внимание.
Слово «паника» происходит от имени Пана, греческого бога пастухов. Пастухи часто становились свидетелями того, как вследствие самой незначительной причины, особенно ночью, стада овец или коз, полностью выйдя из-под контроля, бросались в воду, в огонь, или животные одно за другим прыгали в пропасть.
Вот как описал подобные явления знаменитый биолог А. Брем: «Каждый подозрительный шорох заставляет насторожиться все стадо. Молния, гром, ураган, плохая погода лишают его возможности нормального поведения; обезумевшее стадо разбегается по степи, овцы падают в воду, в огонь или же совершенно неподвижно застывают на одном месте. В это время их заносит снегом, заливает дождем, они замерзают, гибнут от голода, но не делают никаких попыток укрыться или найти пищу. Так бессмысленно погибают не одно и не два, а тысячи животных».
Пастухи объясняли это демоническое явление гневом Пана, во всех изображениях которого, даже в живописи Нового времени (М.А. Врубель и др.), присутствуют черты, вызывающие страх.
В последующем «полномочия» Пана значительно расширились: он сделался богом войны, которому поклонялась вся Греция. Логическая связь между мирной работой пастуха и военным делом кажется странной, если не вспомнить об особенностях тогдашних сражений по сравнению с войнами Нового времени.
Позднейшее развитие техники обеспечило возможность организованного отступления, когда между отступающими подразделениями и неприятелем сохраняется дистанция и отход с поля боя (с переходом на запасные позиции и т.д.) не обязательно является беспорядочным. В древности же, как указывают военные историки, воины сражались «на расстоянии копья и кинжала». Обычно это завершалось тем, что одна из сторон, не выдержав натиска, бросалась в ужасе бежать, преследуемая и добиваемая торжествующим противником.
По свидетельству Геродота, признание Пана богом войны и придание ему, так сказать, «общенационального» статуса связаны с победой греков в Марафонской битве, когда их врагов персов охватила безумная паника. Известный гонец Фидопос, посланный в Спарту, рассказал, что по дороге ему повстречался сам Пан и поручил спросить афинян, почему они недостаточно ему (Пану) поклоняются, хотя он так милостив к ним и готов помогать в будущем. После успешного окончания войны афиняне воздвигли жертвенник Пану у подножия Акрополя и ежегодно совершали жертвоприношения, сопровождаемые факельными шествиями...
Итак, этимологически термин «паника» предполагает массовый характер явления. Однако в современных языках этот корень улавливается слабо, и, во всяком случае, в психологии принято различать массовую и индивидуальную панику.
Кроме того, массовая паника не обязательно выливается в форму собственно панической толпы. Она может выразиться чувством обреченности и парализацией воли, когда масса людей становится не способна к решительным действиям в критической ситуации, отказывается от поиска самостоятельных решений.
Преобладающее настроение в обществе способно также, не принимая экстремальных форм, обернуться резким ухудшением психического и соматического самочувствия, экономическим спадом, резким снижением средней продолжительности жизни, рождаемости и, как следствие, – депопуляционными процессами.
Так, социолог и врач И.А. Гундаров, сопоставив разнородные статистические данные, очень убедительно показал, что соответствующие явления в России начала 90-х годов вызваны не экономическими, как принято считать, а духовными факторами. Обобщив далее сведения также и по другим странам, он сформулировал «закон духовной детерминации здоровья», помогающий значительно лучше понять многие однобоко трактуемые феномены социальной жизни.
Вероятно, социальные страхи сопровождали всю человеческую историю. Немецкие психологи (А. Гюттенбюль и др.) даже относят их наряду с социальной агрессией к числу антропологических констант: предметы и источники страха исторически изменяются, но их удельный вес в эмоциональной палитре общественных настроений остается более или менее неизменным.
Мне эта концепция представляется небезосновательной, хотя она требует дальнейших верификационных процедур, уточнений и обсуждений. В частности, в ее рамках получает дополнительное звучание закон поляризации, сформулированный П.А. Сорокиным в разгар Второй мировой войны. При периодическом обострении массовых страхов они уравновешиваются усилением противоположного полюса: социально востребованными становятся оптимистические настроения и ожидания (к этому закону мы вернемся в следующей лекции).
Например, Европа позднего Средневековья, переживавшая длительный экологический кризис, была наводнена реальными катастрофами и иррациональными страхами: люди панически боялись скорого конца света, инородцев, иноверцев, красивых молодых женщин (считавшихся ведьмами) и уродливых старух и т.д. Психологической компенсацией таких настроений стали идеи гуманизма и прогресса, которые именно тогда начали распространяться по Европе, и, наряду с церковной Реформацией, кардинально преобразовали мышление европейцев, подготовив предпосылки для спасительной индустриальной революции.
Панические состояния очень часто бывают вызваны невротическими страхами, т.е. такими, которые неадекватны объективной опасности и являются скорее признаками внутреннего неблагополучия. Это обстоятельство настолько характерно, что некоторые авторы так и определяют панику: «ужас, вызванный кажущейся опасностью». Подобные определения, наверное, несколько преувеличены – паника может быть вызвана и вполне реальной угрозой, – но мы далее убедимся, что решающим фактором паники действительно почти всегда становится психическое состояние субъекта (личности, общества, группы или толпы).
С одной стороны, паника может возникнуть безо всякой внешней опасности и в подавляющем большинстве случаев оказывается несоразмерна ей. С другой стороны, никакая внешняя опасность сама по себе недостаточна для возникновения паники. «Даже тогда, когда паника вызывалась беспредельно большой опасностью, – писал А.С. Прангишвили, – психологическая природа переживания ужаса принципиально такова, как и в момент возникновения ее из-за незначительной причины (однако в последнем случае эти особенности даны более выражено), поскольку в конце концов всякая реальная и большая опасность может быть пережита и без паники. Так что сильный ужас, связанный с паникой, и в случае реальной опасности может считаться вторичным явлением».
В самом общем виде можно определить это явление следующим образом:
Паника – это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля.
Следствием оказывается либо ступор, либо то, что Э. Кречмер называл «вихрем движения», «гипобулической реакцией», т.е. дезорганизацией планомерных действий. Поведение во внутренне конфликтной ситуации становится антиволевым: эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой.
Приведенное определение охватывает все формы коллективной и индивидуальной паники, и многое из сказанного далее также применимо к индивидуальным состояниям наряду с коллективными. Но предмет нашего курса – массовое поведение, поэтому начну с того, что в некоторых, хотя и очень редких случаях паническая толпа складывалась из простой суммы индивидуально перепуганных людей.
Так произошло, например, 30 октября 1938 года в Калифорнии при передаче радиоспектакля по роману Г. Уэллса «Война миров», где, по сюжету, страшные марсиане-кровопийцы, прилетев на Землю, начинают истреблять человечество. Главные события, правда, были перенесены из Англии в Америку. Передача была оформлена таким образом, что у слушателя создавалось впечатление прямого репортажа. Мастерски было спланировано и нагнетание тревоги, упоминалось о том, что панику переживает правительство США, и т.д. В итоге многие приняли спектакль за чистую монету, побросали дома и имущество и выбежали на улицы, образовав многотысячную паническую толпу. Такого «успеха» авторы спектакля не ожидали...
Описанный случай произошел накануне Второй мировой войны, когда общая атмосфера ожидания трагедии распространилась даже до Америки. Это замечание вплотную подводит к следующему пункту нашего обсуждения.
Свернуть

ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАССОВОЙ ПАНИКИ
Удалось выявить четыре комплекса факторов (иначе их называют также условиями, или предпосылками) превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.
1. Социальные факторы – напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, эпидемия, реальный или мнимый недостаток продовольствия, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т.д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.
Я не случайно обратил внимание на то, что калифорнийская паника случилась в преддверии мировой войны. Отчасти похожими событиями изобиловала в тот период и жизнь в Западной Европе. Уже после войны в качестве довольно жестокого эксперимента радиоспектакль повторили в Эквадоре и Чили. Там тоже возникли панические толпы, но гораздо меньшего масштаба. Причем в Эквадоре, когда перепугавшиеся люди узнали, что все было «шуткой», паническая толпа превратилась в агрессивную и разгромила радиостанцию.
Мемуары современников переломных исторических событий полны рассказами о панике, возникающей как будто «из ничего» в периоды общей социальной напряженности. Так, французские историки О. Кабанис и Л. Насс в книге «Революционный невроз» приводят множество характерных свидетельств, относящихся к периоду «Великого страха», который объял города и деревни страны в годы Великой французской революции. «Достаточно было какой-нибудь девушке, возвращавшейся вечером с поля, встретить пару незнакомых лиц, чтобы весь приход бросался искать спасения в ближайшем лесу, покидая дома и имущество на произвол судьбы. В ином случае поводом для всеобщего бегства бывал подчас простой столб пыли, поднятый проезжим дилижансом».
Социальное напряжение как предпосылка паники иногда умело используется аферистами. Один индийский политик рассказал мне почти забавный эпизод из своей карьеры. В городке, где он жил и работал, периодически случались наводнения из-за того, что разлившаяся река прорывала искусственную дамбу; это, конечно, каждый раз влекло за собой серьезные неприятности для горожан и порождало нервозное состояние. Вскоре после очередного бедствия по городку разнесся слух, будто дамбу опять прорвало. Началась паника: люди, оставив дома, бросились в сторону возвышенной окраины, куда вода обычно не достигала и где как раз находился дом моего будущего собеседника. Узнав о причине страха, он сумел успокоить народ, рассказав, что часом ранее вернулся из той самой точки, где, по слухам, произошел прорыв.
Избавившись от недавнего страха, тысячи людей остановились, многие зашли к хозяину в гости, заполнив дом, двор и пространство вокруг. Завязалась бесконечная индийская беседа о Боге, о душе и ни о чем, а закон восточного гостеприимства не позволял выказать неудовольствие таким вторжением. Наконец, хозяина осенило. «А вы хоть заперли двери, покинув дома? – спросил он. – Нет? А вы представляете, что теперь делают в городе те, кто распустил этот ложный слух?»
Новый слух о том, что в оставленных без присмотра домах орудуют воры, за минуту облетел собравшихся – и вновь возникшая паническая толпа ринулась в обратную сторону.
Мой собеседник не предполагал, что его догадка и рожденный ею слух достоверны. Группу хитроумных воров удалось поймать с поличным, а политик приобрел среди сограждан реноме очень умного человека. Что весьма пригодилось на ближайших выборах...
2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.
Так, типичными ошибками при организации митингов, манифестаций и массовых зрелищ становятся затягивание процесса, а также безразличное отношение организаторов к фактам продажи и употребления участниками спиртных напитков. В условиях социального напряжения, жары или холода и т.д. это повышает вероятность паники, равно как и прочих нежелательных превращений толпы.
3. Общепсихологические факторы – неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.
В разгар партизанской войны в Никарагуа (середина 70-х годов) правительственные войска впервые начали применять трассирующие пули. Это было настолько неожиданно и необычно, что в нескольких столкновениях закаленные отряды партизан обращались в паническое бегство. Только после того, как бойцам растолковали механизм действия этого оружия, его достоинства и недостатки, первоначальный психический шок сошел на нет.
Известны случаи, когда паника среди манифестантов возникала из-за того, что многие неверно представляли себе политическую обстановку и статус мероприятия. Например, люди думали, что оно санкционировано властями, и появление полицейских с дубинками оказывалось шокирующей неожиданностью. Или, наоборот, некоторые участники не знали, что акция согласована, и неадекватно реагировали на полицейских. Были эпизоды (далее я об этом расскажу), когда непредвиденные действия малочисленной, но хорошо организованной группы политических врагов вносили смятение и панику в многотысячную демонстрацию.
4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и соответственно низкий уровень групповой сплоченности.
Исследователи массовой паники единодушно подчеркивают преимущественное значение именно этого фактора по сравнению с предыдущими. Любопытной иллюстрацией к сказанному может служить лабораторный эксперимент, в котором использован модифицированный метод гомеостата, хорошо известный социальным психологам.
В большую прозрачную бутыль были на веревках опущены одинаковые конусообразные предметы; другой конец каждой из веревок держали в руках испытуемые. По размеру каждый конус легко проходил через горлышко, но два одновременно пройти не могли. У днища бутыли находилось еще одно отверстие, через которое поступала вода, и уровень ее, естественно, повышался.
Задача испытуемых – вынуть из бутыли сухие конусы, за что они получали по 20 долларов. Но тот, чей конус намокнет, был обязан сам уплатить 10 долларов. Таким образом, «опасность» измерялась 30 долларами (получить 20 или уплатить 10). Испытуемые имели возможность заранее договориться о согласованных действиях.
Когда в лабораторию приглашалась сплоченная группа с устоявшейся структурой, взаимным доверием и эффективным руководством, все легко справлялись с задачей. В случайно же собранных группах (если не находилось умелого лидера) и во внутренне конфликтных коллективах возникали трудности.
Те, кому предстояло действовать последними, нервничали, дергались и непроизвольно мешали первым (психологи называют это идеомоторным рефлексом). Их нервозность передавалась остальным, все суетились, обвиняли друг друга, и вместе с уровнем воды в бутыли рос страх (потерять 30 долларов!). Признаки наступающей паники фиксировались визуально – по возбужденному поведению, возгласам, выражению лиц – и по объективным показателям: у испытуемых повышалось кровяное давление, снижался кожно-гальванический рефлекс...
Этот эксперимент, авторам которого не откажешь в чувстве юмора, демонстрирует, что для возникновения панической дезорганизации в слабо интегрированной группе довольно даже смехотворной опасности. Далее мы еще не раз убедимся, что опасность может быть и вовсе мифической или во всяком случае несопоставимой с той, которая создается самим паническим поведением.
Вместе с тем история войн, революций, опасных научных экспедиций и т.д. дает множество наглядных свидетельств того, как сплоченный коллектив единомышленников способен даже при смертельной опасности и крайнем истощении сил сохранять единство действий, не проявляя симптомов паники. А.С. Прангишвили приводил другой пример. «Специальными исследованиями показано, – писал он, – что среди членов пожарной, медицинской команд и других организаций, которым поручается оказание помощи пострадавшим от землетрясения, никогда не имеет место паника».
Объясняя такую стрессоустойчивость, нельзя, конечно, сбрасывать со счета индивидуальные качества спасателей, исследователей или бойцов: тип нервной, эндокринной систем и т.д. Но из литературы, из личного опыта, из опыта моих друзей и многолетних психологических наблюдений мне известно, что люди, стойко переносящие самые жестокие опасности, в отдельности, оказавшись в другой подчас значительно менее травматической ситуации, но без актуализованной установки на мобилизацию и практическое действие, теряют самообладание.
Мы позже вернемся к этому вопросу, но для начала приведу примеры из далекого прошлого. Историки не раз высказывали недоумение по поводу того, что в Варфоломеевскую ночь суровые гугеноты, основа самых боеспособных частей французской армии, позволили парижским бездельникам резать себя, как баранов, не попытавшись организоваться, сопротивляться и в большинстве случаев – даже бежать. Психологическая атмосфера резни парализовала их волю, сформировала настроение обреченности и установку жертвы.
Авторы книги «Революционный невроз» рассказывают о странном безволии, проявленном французскими революционерами, прежде смелыми и решительными, – жирондистами, дантонистами, Робеспьером – в ситуациях, когда они вдруг сами становились объектами революционного террора. «Когда перечитываешь страницы истории революции, то кажется, что этими людьми, созданными для борьбы, овладевал внезапно какой-то упадок сил, и как раз в те моменты, когда им нужно было бы удесятериться: с такой удивительной покорностью они бессильно давали вести себя на бойню».
Разве не то же самое происходило со многими большевиками, героями революции и Гражданской войны, в атмосфере общего страха и массовых репрессий, сопровождаемых «всенародным осуждением»?
В такой момент даже сильный человек способен испытать психический ступор, подобно мощному бизону, настигнутому львицей. Это и имел в виду тот, упомянутый в прошлой лекции сумгаитский парень, утверждая, что резня несравненно страшнее войны...
Структура и динамика человеческих потребностей таковы, что люди могут, потеряв волю и достоинство, впасть в животное состояние. И те же люди при появлении высокозначимых целей способны в буквальном смысле стоять насмерть, ложиться под танки и бросаться в огонь. При этом внешняя оценка их поступков в экстремальной ситуации – как героических, преступных или просто глупых – сильно зависит от того, насколько собственные ценности наблюдателя согласуются с ценностными координатами наблюдаемого поступка
Свернуть

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ МАССОВОЙ ПАНИКИ
Меры по предупреждению массовой паники связаны с учетом ее предпосылок (факторов).
Если речь идет о сформировавшейся группе, нацеленной на работу в стрессовых ситуациях (политической партии или боевом подразделении, научной экспедиции или отряде спасателей и т.д.), то, прежде всего, следует уделять внимание идейной и организационной подготовке к возможным опасностям, обеспечению эффективного руководства и воспитанию лидеров, пользующихся высоким доверием. Повторю, что при отсутствии социально-психологических предпосылок паники, коллектив способен достойно встретить самые суровые испытания.
Но не всегда такая подготовка в принципе возможна, например, при массовых уличных мероприятиях, где участвует множество более или менее случайных людей. В таких ситуациях уже особое значение приобретает учет физиологических и общепсихологических факторов.
Ранее указывалось на типичные ошибки, состоящие в затягивании мероприятий и безразличии к физическому состоянию участников (усталость, алкогольное опьянение и др.). При высокой социальной напряженности, некомфортных климатических условиях или неоднозначном прогнозе синоптиков надо подумать о динамизме митинга или демонстрации, чтобы свести к минимуму утомление людей и связанные с ним неожиданности. Службе охраны рекомендуется препятствовать проникновению в ряды демонстрантов нетрезвых людей и алкогольных напитков, предвидя возможность иррациональных реакций, особенно при вероятных провокациях.
Как отмечалось, желательно избегать совпадения по времени с другими зрелищными событиями в городе (футбольный матч, карнавал и т.д.). В противном случае возможно, с одной стороны, переключение внимания, «перетягивание» значительной части толпы и превращение ее в окказиональную или экспрессивную (но не тогда, когда это запланировано организаторами). С другой стороны, вероятное столкновение толп (например, политическая демонстрация столкнется с возбужденными болельщиками, вышедшими со стадиона) чревато труднопредсказуемыми последствиями.
Важно также предотвратить чрезмерную концентрацию людей, особенно по окончании массового мероприятия, поскольку и это может грозить большими неприятностями. Например, после футбольного матча рекомендуется устроить другие, менее значительные развлечения – состязание бегунов или юных борцов, розыгрыш лотереи, показ мультфильма на электронном табло и т.д., – чтобы задержать часть болельщиков на трибунах.
В 60-е годы рассказывали, как на тбилисском стадионе было объявлено, что тот из зрителей, у кого при себе окажется фотография тещи, будет премирован новеньким автомобилем «Жигули». Говорят, любвеобильного счастливчика так и не нашлось, но заинтригованные зрители не спешили покинуть трибуны. Не знаю, насколько достоверен этот рассказ, однако согласимся, что задумано остроумно. Чрезвычайно важен учет общепсихологического фактора паники: прежде всего, своевременное информирование людей о возможных опасностях и имеющихся способах противодействия. Последнее касается предупреждения как коллективной, так и индивидуальной паники.
О зависимости между эмоцией и информацией философами, психологами и биологами написаны тома, и эта проблема заслуживает особого разговора. Мы коснемся лишь отдельных ее аспектов постольку, поскольку они относятся к теме лекции. Сразу подчеркну, что все сказанное далее имеет отчетливые нейрофизиологические объяснения, но, не будучи специалистом в нейрофизиологии, я ограничусь феноменологической и психологической сторонами дела.
Еще от Экклезиаста люди усвоили, что во многом знании много печали, и кто умножает знание, тот умножает скорбь. Такое же неприятие рационального мышления прошло красной нитью через труды многих религиозных философов. В трактате одного средневекового мыслителя есть такая байка. Философ подходит к группе смеющихся женщин и заявляет: «Если бы вы знали столько, сколько знаю я, ваш плач был бы громче вашего смеха».
Вероятно, этот самодовольный пессимист просто не заметил, что знание всегда преломляется через призму ценностей и психологических установок. Порывшись в памяти, любой из нас обнаружит среди своих знакомых и хмурых дураков, и жизнерадостных мудрецов. Психологам и врачам особенно хорошо известно, сколь многое зависит от коммуникативной задачи и способа подачи информации.
Эмоциональное состояние и поведение человека при опасности в огромной степени определяется субъективным образом ситуации и, главное, представлением о своей роли в ней. Паника может возникнуть тогда, когда ситуация для меня необычна и неожиданна, мне неизвестны способы преодоления опасности, отсутствует план действий, и я вижу себя пассивным объектом событий. Но при наличии знания (сколь бы иллюзорно оно ни было) и программы действий (пусть и неадекватной) человек чувствует себя активным субъектом – и психологическая ситуация решительно меняется. Образуется другая доминанта, внимание переключается со страха и боли на предметную задачу, в итоге же страх уходит совсем, а болевой порог значительно повышается.
Еще в студенческие годы я познакомился с молодым латиноамериканским революционером, известным героем, перенесшим пытки в тюремных застенках и успевшим проявить у себя на родине чудеса храбрости. В Москве парень простудился, и я отвел его к врачу, а врач прописал горчичники. Узнав о назначении, этот герой-революционер покрылся испариной, весь сжался от страха и наотрез отказался от процедуры, считая ее невыносимо болезненной. Реакция была просто поразительной для двадцатичетырехлетнего мужчины. «А правда, что тебе ломали кисти рук, отбили почки?» – пытались мы его урезонить. – «Да, били меня крепко». – «А как же?..» Но парень был простоватый, к рефлексии не склонный, и, кажется, даже не понял причину нашего недоумения. Поставить ему горчичники медсестра так и не смогла.
Позже, когда я уже профессионально занимался психологией и готовил для подпольщиков специальный учебный курс сопротивления пыткам (во избежание политических недоразумений курс был назван туманно – «Психология воли»), мне пришлось проанализировать большой массив подобных случаев. И убедиться, что мое тогдашнее изумление было только следствием неопытности.
Я стал замечать, как ветеран, имеющий боевые раны, скрывает волнение, отправляясь в зубоврачебный кабинет.
Как опытные офицеры воздушно-десантных войск вдруг начинают нервничать, оказавшись на парашютной вышке в парке культуры и отдыха. Медсестры с усмешкой рассказывали мне, что всегда держат наготове пузырек с нашатырным спиртом, если предстоит взять кровь из вены у дюжего военного служаки – по их словам, такие хлопаются в обморок гораздо чаще, чем нежные дамочки.
Вспомнил я и свой собственный опыт, особенно спортивный, беседовал с профессиональными спортсменами и спортивными психологами. Волнение боксера перед выходом на ринг против сильного противника сродни волнению теннисиста в аналогичной ситуации. Тот факт, что на ринге я почти наверняка получу чувствительные удары, которые на корте не грозят, не отражается в эмоциональной палитре – внимание сосредоточено совсем на другом. И действительно, боль от полученных ушибов ощущается позже – в раздевалке, под душем, но не в процессе боя.
А на тренировках в фехтовальном зале мы «для закалки» выходили на дорожку без кирасы или нагрудника: на голове стальная маска, на правой руке специальная перчатка, прикрывающая локоть, а туловище почти не защищено. Удары клинком сабли очень болезненны, на теле оставались ушибы, кровоподтеки и долго не заживавшие красные полосы. Но я готов ручаться, что никто, взяв в руку эспадрон, не испытывал страха перед неминуемой болью – того страха, какой мы испытывали при виде бормашинки, шприца или хирургического скальпеля.
Все это примеры из одного ряда. Парашютист перед опасным прыжком, боксер на ринге, опытный солдат в бою и даже революционер в пыточной камере – это все субъекты деятельности, решающие предметные задачи с соответствующей направленностью внимания и эмоциональным наполнением (в крайнем случае, ненависть к палачам). Тот же парашютист на вышке (где наличие противовеса и прочих страховок дает полную гарантию физической безопасности), боксер, солдат или революционер в ожидании неприятной медицинской процедуры могут стать совсем другими существами. Они чувствуют себя беспомощными объектами чужой деятельности, и это гнетущее ощущение бессубъектности – самодостаточная предпосылка страха и боли.
Я упомянул о боли и еще раз подчеркну, что, вопреки расхожему предрассудку, будто физическая боль есть «чистая» физиология, в действительности это все тот же субъективный образ. Он является элементом совокупного образа мира, и потому болевые ощущения очень существенно зависят от актуализованной картины ситуации.
Во время Второй мировой войны американские врачи заметили, что двое из трех солдат и офицеров, получивших тяжелые телесные ранения и находящихся в полном сознании в госпитале, не жалуются на сильную боль и отказываются от обезболивающих лекарств, избегая привыкания. Гражданские лица с похожими повреждениями вследствие аварии или хирургического вмешательства испытывают гораздо более сильные мучения. Специалист по так называемой психосоматической медицине Д. Бэйкал (D. Bykal), в книге которого подробно изложены эти факты, заключил их довольно парадоксальным на первый взгляд комментарием: военнослужащие «не интерпретируют» ощущения, испытываемые от боевой раны как болевые.
А старый советский солдат рассказал мне, как после очередного боя с удивлением заметил, что порванный сапог весь мокрый, хотя никаких луж вокруг не было. Сняв сапог, он обнаружил, что вся нога в крови. Оказывается, в пылу сражения человек не заметил (!), что его икроножная мышца навылет пробита осколком.
И последний пример, из довольно неожиданной области, иллюстрирующий зависимость между болью, страхом и информационным образом.
Среди моих слушателей в Институте общественных наук преобладали мужчины, но изредка встречались и женщины. Обсуждая вместе со всеми приемы сопротивления пыткам, они обратили мое внимание на такой факт. К концу 70-х годов в Европе и Америке стала входить в моду «естественность», и среди интеллигентных дам сделалось хорошим тоном отказываться от обезболивающих препаратов при родах: настоящая женщина должна рожать «сама». Широко распространились предродовые психологические консультации, тренинги и пособия для рожениц.
Из пособий я с удивлением узнал, что страшные родовые боли – это особенность женщин, принадлежащих к западной культуре, в которой роды традиционно принято считать мучительным процессом. Женщины других культур (например, китаянки) якобы испытывают не боль, а лишь что-то вроде «тягучего чувства». Европейские же дамы настолько зациклены на страхе перед неминуемой болью, что только так «интерпретируют» (опять это странное слово!) любое физическое ощущение.
Человеку, который «никогда не рожал», неловко об этом судить, и я надеюсь на снисходительность читательниц, ибо, как говорится, за что купил, за то и продаю. Но главное здесь – не культурологические экскурсы, а суть тренинговых процедур. Состоят же они в том, чтобы превратить роды в действие, когда роженица начинает чувствовать себя не пас­сивным физиологическим телом, а субъектом деятельности. К ситуации должен быть применим вопрос: «Что делаешь?» – и ответ: «Рожаю!» Когда удается сменить психологическую установку, с ней изменяются все ощущения и их эмоциональная валентность. И роды превращаются из драматической неизбежности в трудный, но радостный процесс...
Конечно, все сказанное относится и к массовым страхам, и, в частности, к предотвращению массовой паники. Часто организаторы избегают предупреждать о возможных опасностях, ссылаясь на то, что часть участников демонстрации (митинга и т.д.) покинет ее ряды. Но, во-первых, здесь многое зависит от формы подачи информации – с акцентом на угрозах или на способах противодействия. Во-вторых, вопрос в том, стоит ли в погоне за массовостью повышать вероятность последующей паники, подвергая риску психическое состояние, здоровье, а иногда и жизни людей.
Как правило, реальная опасность обратно пропорциональна осведомленности, а точнее, оперативной готовности к ней. Мне на всю жизнь запомнился такой факт.
В 1970 году, когда в Чили проходила очень острая и драматичная избирательная кампания, правые боевики придумали эффективный способ разгрома левых демонстраций. Представьте, многотысячная колонна сторонников Сальвадора Альенде шествует во главе с популярными политическими лидерами. Когда голова колонны минует очередной перекресток, из-за угла выскакивает группа парней, вооруженных дубинками и кастетами, численностью около сорока человек. Они отсекают руководителей («голову») от остальной массы и энергично врезаются в толпу, нанося удары.
Охрана демонстрации не успевает сориентироваться и своевременно вступить в бой, задние ряды не видят и не понимают, что произошло, но им передается испуг первых рядов – и через пять минут тысячи людей, опрокидывая друг друга, бегут врассыпную. (Обходится без жертв благодаря тому, что, слава богу, улица широка и из нее много выходов.)
Но не век коту масленица. После двух или трех провалов левые нашли контригру, и она оказалась на удивление простой. С приближением колонны к каждому перекрестку по бокам выстраивались, сцепившись локтями, ребята из охраны. Или параллельно демонстрантам, сопровождая передние ряды, двигались два длинных грузовика. Можно было придумать и другие приемы, главное обстоятельство состояло в том, что демонстранты были теперь вооружены знанием о возможной опасности и психологически готовы ей противостоять.
Только что упомянутая сцепка локтями – одна из хорошо известных мер противодействия паническим настроениям. С одной стороны, ощущение физической близости товарищей повышает психологическую устойчивость. С другой стороны, такая позиция мешает противнику (провокаторам или полиции) расчленить ряды, после чего растерянность, ощущение беспомощности и паника станут почти неизбежными.
Еще один многократно апробированный прием – коллективное пение хорошо всем известной ритмической песни. В прошлой лекции говорилось о том, что действующая толпа аритмична, и поэтому ритмический звук стимулирует превращение ее в экспрессивную или в данном случае препятствует превращению экспрессивной толпы в действующую (паническую). Но если для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы, то фактором противодействия панике служит более медленный размеренный ритм марша или гимна.
Такой ритм может сыграть позитивную роль и после того, как паника уже началась. Во всех случаях, конечно, желательно наличие соответствующей музыки и динамиков, но и при отсутствии таковых не следует отчаиваться.
Вот хрестоматийный случай из предвоенной жизни Европы. В 1938 году на трибунах парижского национального велодрома по окончании соревнования возник небольшой пожар. Сотрудникам удалось быстро локализовать огонь, но уже десять тысяч зрителей слишком энергично двинулись к единственному выходу. Ситуация грозила стать смертельно опасной. По счастливой случайности в толпе оказались двое психологов, которые смогли вовремя сориентироваться и принялись громко скандировать: «Ne-pousse-pas!» (Не-пус-па – Не-тол-кай). Ритм подхватили окружающие, он волной прошел по толпе. Через несколько минут тысячи людей дружно скандировали эту фразу; толпа превратилась в экспрессивную, страх и суета сменились общим задором, и все благополучно покинули трибуны...
В преддверии и на ранней стадии развития паники может быть очень продуктивно использован юмор. Мне известны яркие случаи в разных странах, когда своевременная шутка снимала паническое напряжение, а выступление популярного юмориста решающим образом изменяло настрой массы. Часто это бывает связано с игрой слов и прочими языковыми двусмысленностями, которые трудно пересказывать на другом языке. Поэтому приведу только один пример из недавней российской истории.
20 августа 1991 года в самый напряженный момент у Белого Дома, когда ожидали штурма чуть ли не с участием танков, перед собравшимися «живьем» предстал популярнейший сатирик Геннадий Хазанов. Имитируя голос М.С. Горбачева, еще находившегося в Форосе, он медленно произнес: «Политику нельзя делать грязными трясущимися руками...» Это был парафраз известного мотива, который часто звучал в выступлениях президента СССР (про грязные руки в политике) – он был дополнен упоминанием о трясущихся руках самозваного председателя ГКЧП, показанного по телевидению днем ранее.
Речь Хазанова – «Горбачева» была встречена общим смехом облегчения и бурными аплодисментами. Некоторые из участников события считают тот момент психологически переломным в эпопее неудавшегося переворота...
Обсуждая способы ликвидации возникшей паники, полезно вспомнить о том, что ранее говорилось про психологический момент. Известны приемы возвращения этого момента, который, повторю, является наиболее подходящим для начала эффективного руководства.
Например, используется привычное стимулирование. Люди привыкли неподвижно застывать при исполнении национального гимна, и этот условный рефлекс может актуализоваться при громком звуке первых же тактов.
Другой прием – применение более сильного шокового воздействия. Например, выстрел в закрытом помещении способен произвести новую «оторопь», люди на секунду застывают – и становятся доступны для организационных мер. По сути, это аналогично пощечине или какому-либо иному шоковому импульсу, каковым опытный врач снимает истерическое состояние пациента.
Во время боя, в шуме канонады, выстрел едва ли произведет желаемый эффект. Его может заменить внезапная стрельба в упор по своим убегающим солдатам, но я даже не хочу комментировать такую рекомендацию. Из литературы, правда, известны удивительные случаи прекращения паники на поле боя неожиданным приказом.
Командир дивизии увидел, что один из его полков в ужасе побежал от несуществующего противника. Встав на пути убегающих, он громко крикнул: «Стойте! Снимайте сапоги!» Окрик и вправду возымел действие. Солдаты принялись снимать сапоги, их внимание было переключено с мифической опасности на конкретное действие, после чего удалось привести полк в боеспособное состояние.
Если эта история достоверна (а по-моему, она из числа тех, которые, как говорится, нарочно не придумаешь), то, вероятно, роль шокирующего стимула в нем сыграла смысловая неожиданность действий комдива.
Еще более остроумное решение принял наполеоновский маршал М. Ней. Когда его войска в панике побежали с поля боя, он послал адъютантов передать приказ, что солдаты должны пробежать без остановки ровно 10 километров. По получении такого приказа войска пробежали еще примерно 3 километра, затем остановились, пришли в себя и восстановили боеспособное состояние.
Последний случай чрезвычайно поучителен, психологически интересен и заслуживает специального анализа. Здесь ограничимся коротким комментарием. Антиволевым действиям солдат было неожиданно возвращено субъективное качество произвольной планомерности, и это оказалось фактором отрезвления. Такой прием хорошо применим и во «внештатных» ситуациях мирной жизни.
Разумеется, все эти приемы предполагают наличие людей, не поддавшихся общему состоянию и готовых взять руководство на себя, а если таковых нет, то не о чем и говорить. Поэтому при правильной организации массовых мероприятий кроме службы охраны работает специально подготовленная команда (по-русски, кажется, даже нет специального термина, в Латинской Америке же ее называют el equipo antipanico – «противопаниковая команда»). Она находится поодаль от массы, не принимая участия в общих действиях, чтобы избежать эмоционального кружения, и вооружена не дубинками, кастетами и прочими орудиями уличного боя, а музыкальными записями, динамиками и мегафонами. И главное – знаниями, опытом и интуицией, которая есть дочь информации...
...Отставной офицер одной из латиноамериканских спецслужб (а в последующем член революционной партии) изложил мне три полушутливых правила индивидуальной безопасности в толпе, которым его самого обучали инструкторы. Хотя правила предназначены для профессионалов, знакомство с ними может быть полезно всем.
Первое. Не лезь в толпу бесплатно (т.е. когда не находишься на работе и не выполняешь задание; в общем случае: держись от толпы подальше).
Второе. Проникая в толпу, думай, как будешь из нее выбираться (т.е., не зная броду, не лезь в воду. Еще я вспоминаю анекдот из той поры, когда в автобусах писали: «Не высовываться», а в Одессе водитель обращался к нарушителям: «Высовывай, высовывай, посмотрим, что назад всунешь»...)
Третье. Оказавшись в толпе случайно, представь, что находишься на работе (т.е. сосредоточься, не теряй голову, не поддавайся эмоциональному кружению и вспомни о том, чему обучен).
И еще одно, заключительное замечание. В народе говорят: против лома нет приема. На самом деле приемы, конечно, есть и против лома, только не всем они доступны. Коллектив бойцов способен героически выстоять при смертельной опасности, но порог сопротивляемости уличной массы невысок. Все ранее сказанное рассчитано на то, чтобы оптимизировать управляемость ситуации и минимизировать риски. Но далее вопросы технологии уступают место вопросам политического разума и морали: следует ли взывать к помощи массы, если опасность очень велика.
Для таких случаев разработаны приемы «летучей демонстрации». Это уже не масса и тем более не толпа, а организованная и сравнительно немногочисленная (несравнимая с массовой манифестацией) группа единомышленников с четкой ролевой структурой. Она движется по определенному маршруту и в точках особой опасности, по заранее условленному сигналу рассеивается, чтобы вновь сойтись в следующей точке сбора. Такие действия могут быть достаточно эффективны, но они, конечно, не принадлежат сфере стихийного поведения...
Свернуть


Паника и тревога - неразлучные братья. есть фундаментальное исследование Смысл Тревоги Ролло Мэй http://psylib.kiev.ua/
Ролло Мэй

СМЫСЛ ТРЕВОГИ
Rollo May. The Meaning of Anxiety.
Предисловие к первому изданию
Предисловие к дополненному изданию
Часть Первая
ПОПЫТКИ ПОНЯТЬ ТРЕВОГУ

ТРЕВОГА И ДВАДЦАТЫЙ ВЕК

Художественная литература
Социальные исследования
Политика
Философия и богословие
Психология
Зачем написана эта книга

ТРЕВОГА В ФИЛОСОФИИ

Спиноза: разум побеждает страх
Паскаль: несовершенство разума
Кьеркегор: тревога в девятнадцатом веке

ТРЕВОГА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИОЛОГИИ

Реакция испуга
Тревога и "катастрофическая реакция"
Нейрофизиологические аспекты тревоги
Смерть вуду
Психосоматические аспекты тревоги
Значение болезни в контексте культуры

ТРЕВОГА И ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Испытывают ли тревогу животные?
Исследование страхов у детей
Стресс и тревога
Исследования тревоги за последние годы
Тревога и теория обучения
Некоторые комментарии

ТРЕВОГА В ПСИХОТЕРАПИИ

Фрейд: развитие представлений о тревоге
Ранк: тревога и индивидуация
Адлер: тревога и чувство неполноценности
Юнг: тревога и угроза иррационального
Хорни: тревога и ненависть
Салливан: тревога как боязнь неодобрения

ТРЕВОГА И КУЛЬТУРА

Историческое измерение жизни
Индивидуализм эпохи Возрождения
Соревнование в экономике
Фромм: одиночество современного человека
Кардинер: психологический рост человека в западной культуре

ТЕОРИИ ТРЕВОГИ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И СИНТЕЗ

Природа тревоги
Нормальная и невротическая тревога
Происхождение тревоги
Способность испытывать тревогу и развитие
Тревога и страх
Тревога и внутренний конфликт
Тревога и ненависть
Культура и взаимоотношения

Часть Вторая
КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРЕВОГИ

ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОГИ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ

Что мы пытаемся обнаружить
Гарольд Браун: конфликт, скрывающийся за сильной тревогой
Выводы

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЗАМУЖНИХ МАТЕРЕЙ

Методы исследования
Хелен: интеллектуализация как защита от тревоги
Нэнси: столкновение ожиданий с реальностью
Агнес: тревога, связанная с враждебностью и агрессией
Луиза: материнское отвержение без тревоги
Бесси: отвержение родителями без тревоги
Долорес: паническая тревога в ситуации серьезной угрозы
Филлис: отсутствие тревоги у опустошенной личности
Фрэнсис: борьба подавления и творческих импульсов
Шарлотта: психотические образования как бегство от тревоги
Эстер: тревога, бунт и неповиновение
Сара и Ада: отсутствие и наличие тревоги у двух чернокожих женщин
Ирен: тревога, сверхстарательность и застенчивость

ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ СЛУЧАЕВ

Тревога, скрывающаяся за страхом
Конфликт как источник тревоги
Родительское отвержение и тревога
Пропасть между ожиданиями и действительностью
Невротическая тревога и средний класс

Часть Третья
СОВЛАДАНИЕ С ТРЕВОГОЙ

МЕТОДЫ ОБУЗДАНИЯ ТРЕВОГИ

В экстремальных ситуациях
Деструктивные способы
Конструктивные способы

ТРЕВОГА И РАЗВИТИЕ СЕБЯ

Тревога и опустошение личности
Творчество, умственные способности и тревога
Проявление себя

Приложения
Литература

СКАЧАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ
Свернуть

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 сен 2011, 08:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Nebel писал(а):
При панических атаках возникает ряд неприятных и страшных симптомов, возникает жуткий страх умереть. И что самое страшное, на мой взгляд, это возникают мысли что ты не можешь это контролировать. Появляется чувство чего-то глобального и нематериального, и это что-то как будто внедрилось в тебя или давит на тебя со страшной силой, и нет сил терпеть, выдерживать это. Становится страшно. И появляется паника, как некий предсмертный крик отчаянья. После паники всегда приходит очень большое расслабление.

Такое состояние я впервые испытала подростком. "Жуткий страх умереть"?- да смерть в такие моменты кажется хоть каким-то выходом. Ощущение глобальной БЕЗЫСХОДНОСТИ. Все мои усилия бесплодны. Мне только КАЖЕТСЯ что я что-то МОГУ. "Крик" иногда становится словами- "я не этого хочу!!!" Я пыталась разобраться, сначала пыталась запретить себе такое безобразие, но в том-то и дело-"после этого всегда приходит очень большое расслабление"... В голове проясняется. Надо только найти подходящее место, закрыть двери, или создать "шумовую завесу" и дать себе волю, "отмотаться" и станет легче. Ощущение замкнутости и ненастоящести мира, бессмыслености усилий пройдет. Контролировать я всегда могла... Или почти всегда. Сейчас я знаю, что такое состояние как-то связано с воспоминаниями о родах. С каким- либо реальными событиями у меня это не связано. Просто накапливается стыд, страх и время от времени происходит разрядка напряжения.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 сен 2011, 10:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июн 2010, 14:41
Сообщения: 368
Откуда: Нижний Новгород
Передача будет о ПА или тревоге вообще?)

_________________
Коктейль "Горячий ирландский идиот"


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 сен 2011, 10:14 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Ир, намекаешь на то, что мы спутали понятия "паника" и "тревога"?
Иван Журавский нашёл очень интересный материал:
Цитата:
Паника – это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля.
Следствием оказывается либо ступор, либо то, что Э. Кречмер называл «вихрем движения», «гипобулической реакцией», т.е. дезорганизацией планомерных действий. Поведение во внутренне конфликтной ситуации становится антиволевым: эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой.

Приведенное определение охватывает все формы коллективной и индивидуальной паники, и многое из сказанного далее также применимо к индивидуальным состояниям наряду с коллективными. Но предмет нашего курса – массовое поведение, поэтому начну с того, что в некоторых, хотя и очень редких случаях паническая толпа складывалась из простой суммы индивидуально перепуганных людей.
Так произошло, например, 30 октября 1938 года в Калифорнии при передаче радиоспектакля по роману Г. Уэллса «Война миров», где, по сюжету, страшные марсиане-кровопийцы, прилетев на Землю, начинают истреблять человечество. Главные события, правда, были перенесены из Англии в Америку. Передача была оформлена таким образом, что у слушателя создавалось впечатление прямого репортажа. Мастерски было спланировано и нагнетание тревоги, упоминалось о том, что панику переживает правительство США, и т.д. В итоге многие приняли спектакль за чистую монету, побросали дома и имущество и выбежали на улицы, образовав многотысячную паническую толпу. Такого «успеха» авторы спектакля не ожидали...
Описанный случай произошел накануне Второй мировой войны, когда общая атмосфера ожидания трагедии распространилась даже до Америки. Это замечание вплотную подводит к следующему пункту нашего обсуждения.

Селена сказала важное слово: хаос..
Отсутствие организации.. Это значит, чтобы преодолеть панику, нужно внутри себя что-то упорядочить, выстроить, найти опору - в молитве, или, может, попытаться воскресить в себе состояние внутренней уверенности..
В случае паники массовой, мне думается, можно самому попытаться стать опорой кому-то, это будет мощным стимулом и собственной душевной мобилизации..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 сен 2011, 11:12 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 06:47
Сообщения: 894
Откуда: Пермь
По моему опыту и наблюдениям в душе, паника не является страхом.
Паника – изменённое состояние сознания, в котором происходит некоторое чудо (сравните с русскими словами "чудо-юдо", "чудище", "чудовище"). Некие "силы" начинают говорить друг с другом громко и напрямую, минуя сознательный контроль маленького "я", при этом так же бодрствующего.

Паника возникает (и происходит) на фоне пропасти страха, на вершине его бесконечной высоты... Возможно, страховый коллапс, в который человек впадает, становится невозможностью существования обычного "я". Реальное ощущение невозможности дальше быть – это именно чувство смерти.

Однажды шагнув в ту пропасть, человек открывает "дверцу" в мир огромных сакральных явлений. (По-другому назвать это не получилось без потери смысла..). Я знаю, что побывав сознанием в экстремальной ситуации, человек уже легче туда вхож; и эти "тропинки" мы носим с собой всю жизнь...

От нас может зависеть только умение по ним ходить.
Я слышал о способе выработки самоконтроля, который называют "когнитивно-поведенческая психотерапия". Думаю, что это даёт именно маленькому обыденному "я" как-то ограничить в своих рамках открывшееся когда-то внутреннее пространство, которое пока ничего, кроме ужаса, не вызывает.

Хочется также предупредить этой темой попытки экспериментов-путешествий сознания, которые предпринимаются от избытка величия или любопытства. Умеренность и постепенность, опыт и безопасность, друзья.. Всему своё время.

_________________
Увидимся


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 сен 2011, 11:28 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Тема сегодняшнего вечера напрямую связана с Уэльсом, вернее с его творчеством, точнее с романом “Война миров”. Всем известен уже классический случай паники, который случился вечером 30 октября 1938 года, в канун «Дня всех святых», на восточном побережье США.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19443/
Цитата:
Передача началась с вполне прозаического дикторского текста: «Дамы и господа! Радиовещательная корпорация «Коламбиа» рада представить вам Орсона Уэллса и труппу «Меркьюри-театра на открытом воздухе» в инсценировке романа Герберта Джорджа Уэллса «Война миров». Сразу же после этого радиослушатели услышали сообщение о погоде на завтра, затем начался концерт легкой музыки. Многие радиослушатели уже позабыли о только что объявленной инсценировке и не могли и предположить, что передача идет в её рамках.

Внезапно эфир наполнился только грохотом взрывов, а когда наступило затишье, чей-то голос произнес: «Эй, есть тут кто-нибудь? Есть тут...». Радиоприемники замолчали. Молчали они не долго, затем послышалось очередное выступление профессора, какие-то интервью, но их слушать уже было некому.

Людей охватила паника. Приняв все за реальность, люди бились в истерике, выпрыгивали из окон, хватали первое попавшееся под руки и выбегали из домов. Дороги забили массы машин, которые неслись, не соблюдая правил. У людей было одно желание - спрятаться, убежать от того ужаса, который несут марсиане. В госучреждениях, полицейских участках, больницах не переставая звонили телефоны, люди умоляли спасти их. Правда, были и воинственные требования: открыть арсеналы и раздать народу оружие, срочно минировать дороги на пути следования марсиан и даже направить на них летчиков-смертников на наполненных взрывчаткой самолетах. Впоследствии телефонные компании отметят, что линии в эту ночь были нагружены впятеро больше обычного.

Появились и свидетели, которые заявляли, что своими глазами видели все бесчинства марсиан и только чудом избежали смерти. Их красочные описания только подогревали панику. Но к утру страсти улеглись, люди стали успокаиваться и возвращаться по домам. Естественно, что для многих людей праздник был окончательно испорчен. Зато для газетчиков появилась масса работы, столько событий за один вечер и ночь, что только успевай пиши. На первых полосах многих газет появились фотографии Орсона Уэллса, которому приходилось отбиваться и от вездесущих репортеров, и от возмущенных людей, понявших, что их просто разыграли.

Впрочем, далеко ходить не надо.
“Цены на соль поднимутся”,… и соль сметается с прилавков если не в считанные часы, то в считанные дни точно. И цены действительно растут. А как же… рынок,… правда, паника превращает его в базар. И этим умело пользуются те, кому выгоден неуправляемый хаос.
Ну в общем я все о том же… :)-(: пошла анализировать миф. :smu:sche_nie: Уж простите все те, для кого это “высосано из пальца”… Это всего лишь собственные мысли, непрофессиональные, дилетантские, но почему-то время от времени возникающие в моем мозгу. Не кипятитесь, отнеситесь со снисходительной улыбкой. Я им тоже улыбаюсь, :-): иногда добро и нежно, иногда иронически и снисходительно, поэтому, наверное, они и забредают в мою голову. %)

Кто такой Пан? Вероятно также, как и все языческие боги, это некий важный архетип наших душ, в котором следовало бы поподробнее разобраться.
Первая, кто его пугается и в ужасе бежит от него, это его мать, нимфа Дриопа. Однако его отца Гермеса и остальных богов малыш позабавил и его приняли в олимпийскую семью богов. В общем, богам он помощник, наводит страх на врагов, причем беспричинный, одним своим видом, судя по всему.
Чего боимся-то?
Однажды Пан принял участие в музыкальном конкурсе. Соперником его был не кто-нибудь, а сам Аполлон, солярный бог. Ну и естественно Пан проиграл. Огорчился Пан и отправился в лес. В одиночестве в чаще он грустно играл на свирели. И только нимфы с нежностью внимали его игре.
Пан – оборотная сторона Аполлона. Победитель – проигравший, вечно второй, божественный неудачник, пугающий всех своим видом.
Страх неудачи, страх проигрыша, страх оборотной стороны победы, наверное, это и есть паника. Богам она неведома. Они принимают как равное и должно все, что случается. И все умеют использовать во благо себе. Ну а для всех остальных неудача подобна смерти. Пока нет элемента борьбы и состязательности, Пан тихо грустит в чащах внутренних лесов. Но как только появляется напряжение: внешнее или внутреннее, личное или общественное, он вылезает из чащи и становится хозяином души, лишая человека разумного, светлого взгляда Аполлона на мир. Хоть здесь, хоть в этот миг стать первым, а не вторым, хоть так завоевать человеческую душу.
Паника неспособна мыслить и оценивать, потому что нечего мыслить и нечего оценивать, вокруг равнозначный и равноценный хаос страха.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 сен 2011, 11:36 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Не знаю, испытывала ли я панику, или это был сильный страх..
НО, мне кажется, все же это были кратковременные панические состояния, потому, что страх у меня проявляется по-другому..

Все, что всплывает в памяти - касалось плавания. Несколько раз бывали случаи, когда плывя, я попадала в сильное течение и меня обжигала мысль, что меня снесёт и не хватит сил выплыть.
Моментально терялась всякая координация движений и дыхания... начиналось какое дурацкое бултыхание на месте. При этом ещё и воды нахлебаешься.
Когда у меня такое было в первый раз - моя подруга. которая плыла рядом (и тогда плавающая лучше меня), сказала , что все нормально, доплывешь мол, справишься.
И я усилием воли смогла вернуть координацию движений.

Было такое ещё пару раз, но тут я уже сама справлялась. Но состояние очень неприятное - какое-то подавление разумного самоконтроля. Хорошо, что кратковременное.

Еще вспомнила.. это уже другое.. Когда минут за 5 до звонка, вдруг кажется, что задача решена неверно.
Времени переписать заново уже нет. Но и нет возможности в этом судорожном состоянии ОЦЕНИТЬ верно ли решение задачи... Это самое неприятное, т.к. оказывается при последующем рассмотрении, что все все сделано правильно.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 сен 2011, 11:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2010, 07:48
Сообщения: 970
Откуда: Курган
Я всегда думал, что если смертные грехи - это те, что ведут к гибели души, то паника или отчаяние тоже должна быть грехом. Что-то здесь есть, и "гибель души" (именно души, т.е. внутреннего человека) казалась мне очень точной.

Но это имхо не страх умереть. Это мелочный (или малодушный) страх от отсутствия контроля над ситуацией.
Когда я попадал в ситуацию опасную для жизни (в пожар), паники не возникало. Возникало само собой действие ради спасения. А паника - это оцепенение, внешнее или внутреннее.
Настоящее отчаяние - это то, которое возникает при мыслях о неизбежном течении времени, старении, уменьшении сил или сроков.
Но это не от отчаяния, что тебя уже не станет, а только от того, что у тебя просто не хватит времени.

И. Ялом (американский психотерапевт):
Цитата:
Смерть напоминает нам, что существование не может быть отложено и что еще есть время для жизни.

Вот это самое напоминание кажется отчаянием, когда человек живет "неосознанно" и бесцельно.
Ему всё кажется, что он что-то должен сделать, а времени становится всё меньше.
To be or not to be... That is the question... вопрос всей жизни, только ввиду смерти человек подходит к его решению.

Кстати, не зря и Уэллс упоминает, что никогда не видел у элоев могил.

_________________
Вера - это союз воли и воображения


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 сен 2011, 11:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Если взять за основу предположение, что паника это крайнее проявление тревоги, а тревога по утверждениям некоторых авторитетных психологов не связана со страхом, то надо как то определиться...
В панике не до страха, так получается (не могу на своем примере, не испытывал панического состояния), значит там, что то другое и связанное больше с так называемой Базовой Тревогой (Хорни) чем со страхом более эмоциональной и кратковременной реакцией, на мой взгляд, чем тревога, имеющей более глубокие психофизиологические корни... Паника на пустом месте не появляется, в смысле долговременности реакции, а испугаться стука в дверь, скажем я могу, кратковременно, а потом тревожиться, если он продолжается и запаниковать, если он будет продолжаться и продолжаться...
Неизвестность... Что там за дверью...
Оно мне надо... Стук продолжается... Паника усиливается... Если не далеко до земли, можно выпрыгнуть в окно, но к двери не подойду...я в панике или в страхе... в том и другом... неразличимом...ужасе неизвестности... грозящей чем-то...но которой не хочется открывать дверь... я бегу от неизвестности... прыгаю в окно...я в панике...
Однажды вышибли дверь в квартиру и появились на пороге с розочкой от бутылки... Ага, вот он, момент паники, он как раз и помещал схватить какой нибудь тяжеленький предмет и успокоить взломщика, вместо этого бегство по лестнице все еще в панике с криками...
Любые методы борьбы с паникой, даже те о которых знаешь, не стоят ломанного гроша, если они не отренированы...

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Последний раз редактировалось Иван Журавский 23 сен 2011, 12:06, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 сен 2011, 12:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июн 2010, 14:41
Сообщения: 368
Откуда: Нижний Новгород
Да ничего никто не спутал, Эля) ПА в привычном понимании - это и есть тревога (пароксизмальная, с вегетативными проявлениями итд и тп. Существовал лет 10 назад форум для ПАшников - что ни история - бесконечная драма, не без рисовки и самолюбования, как обычно)) Вопрос потому задала, что решаю для себя - просто послушать или говорить (если второе, то о чем конкретнее, интересно про то, о чем говорит Алексей - например, когнитивная психотерапия, причины успеха или неуспеха психотерапии вообще, в каких случаях, почему) Есть, кстати фильмушка Тимура Бекмамбетова "Особо опасен", где Джеймс Макэвой играет парня с ПА, (ну, почти с ПА) забавная спекуляция с неожиданным и скорым избавлением от проблемы))

_________________
Коктейль "Горячий ирландский идиот"


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Паника и панические атаки
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 сен 2011, 12:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Ирин - в этом направлении психотерапии нечего делать без участия профессионального психотерапевта или психолога, если нужны действительные результаты...
А существует уже более ста когнитивных терапевтических техник

МакМаллин Райан Практикум по когнитивной терапии

Да, еще появилось такое новое направление психологии как
Кризисная Психология также исследующая последствия панических состояний...
Что интересно, за один из постулатов этой психологии взяты положения Мамардашвили о не совсем уж гипотетической антропологической катастрофе, как потере личностной целостности,а именно: принцип трех "К" (принцип Декарта,Канта,Кафки), хотя это больше относится к предыдущей теме о морлоках и элоях...

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Последний раз редактировалось Иван Журавский 23 сен 2011, 12:53, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 55 ]  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 68


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.105s | 18 Queries | GZIP : On ]