Хм... Посмотрела. Потом ВСЕХ перечитала. Большое ЕЩЕ РАЗ спасибо. За чудесную многоголосицу вокруг некоего ФЕНОМЕНА. Ну, и самого фильма, конечно. Фильм мне напомнил итальянский фильм АМНЕЗИЯ ( шел в начале этого года по ТВ и произвел на меня неизгладимое впечатление ). Там похожая тайна.
А здесь... Во-первых,по жанру это - КОМЕДИЯ. ФАНТАЗИЯ. Прием документальное кино. Следовательно - "не надо придумывать - жизнь фантастична!" ( А. Кушнер). Прием отчасти гоголевский. Ну, да Бог с ним.
Про что ? Про БОЛЕЗНЬ. Про ЛЮБОВЬ. Про МИР. Болезнь НАСТОЯЩАЯ. С мозгами не все в порядке точно. И НИКТО его,на мой взгляд, так и не вылечил. Во всяком случае,психотерапевтическими приемами. Здесь нет победы МЕДИЦИНЫ ( Великих врачей) над ПАЦИЕНТАМИ (пусть и тоже ВЕЛИКИМИ). Никто никого вылечить НЕ МОЖЕТ. Хотя попытки есть. И с той , и с другой стороны.
Главная ВЫГОДА таких попыток - СЛАВА в ОБЩЕСТВЕ, которое склонно подражать безумию во всех его проявлениях. БЕЗУМЕЦ (актер, человек-артист) - КУМИР миллионов. Безумие общественно заразно. Больному человеку всегда есть, КАК и КЕМ устроится в этом обществе. Безумец будет принят за НОРМУ,иногда с восторгом. Напоминает чем-то ХЛЕСТАКОВЩИНУ. Кстати ).Итак, Герой БОЛЕН. И это ВСЕ объясняет. Велечить НЕЛЬЗЯ.
Можно приручить ЛЮБОВЬЮ, Любовь - универсальный метод ОТВЛЕЧЕНИЯ человека от ВСЕХ ПРОБЛЕМ СРАЗУ. В том числе и от проблем самоидентификации. Достаточно стать законным и любимым МУЖЕМ. Достаточно женщине состояться как СУПРУГА ( еще бы и мать). Все остальное - уже неважно. Идет по накатанной.
Любовь,однако требует ОТВАГИ. Отвагу проявляет психически здоровая (относительно) Флетчер. Она страдает от одиночества,потери счастливого состояния, утраты дружеского общения. Находит Зелинга в ПОЛИТИКЕ (об этом можно долго и специально). Политика античеловечна в принципе. Любовь перетягивает на СВОЮ сторону. Безумие ГЕРОЯ спасает в самой НЕЛЕПОЙ ситуации полета ( метафора НЕВОЗМОЖНОГО ради СПАСЕНИЯ). Режиссер откровенно стебается. Полет вверх ногами - это единственный способ выжить. Это финт ушами,если угодно. На такое способны "настоящие сумасшедшие", большие художники - гении, влюбленные дамочки в обмороке. Это романтический ПОБЕГ на ОСТРОВ ДВОИХ В ЭТОМ безумном мире. Хэппи энд единственно возможный. Чехов ,помнится, говорил : финал любого сюжета - это либо смерть, либо свадьба. Третьего - не дано. Здесь - свадьба. Идентификация состоялась. Муж и жена. Ему этого хотелось ПОДСОЗНАТЕЛЬНО. Ей - сознательно. Они нашли друг дружку. Ее эксперименты здесь не при чем. Они повод к тщеславию. Но при общении иррационально родилось настоящее чувство. Оно-то все и решило.
Сделало ЕЕ по-своему безумной : решиться броситься на поиски в пекло нацизма!
А книжку он так и не дочитал. Даже перед смертью.
С книжкой интересно вообще-то. Это - первая ложь. Чтобы понравиться. На том, чтобы ПОНРАВИТЬСЯ, можно "просто свихнуться". Он и свихнулся. А потом и остальные - вслед за ним...
СЛАВА делает людей неадекватными своим естественным желаниям. Амбиции профессиональные уродуют природу ( женскую,во всяком случае). Когда ВСЕ эти навороты исчезают - человек становится равным свое природе. И буржуазному стереотипу. СЕМЬЯ.
Слава , отвлекающая ИХ от самих себя, ими пережита. От фашизма их так или иначе спасла ЛЮБОВЬ. В их жизни был ПОЛЕТ ( осуществилась ее МЕЧТА о высоте и проявилось его БЕЗУМИЕ в полной мере). Ресурсы ИСЧЕРПАНЫ. Покой.
Ирония в этом. И здравый смысл.
Написалось без-умно. Под впечатлением. Субъективным. Но ведь на то и большое искусство,чтобы с КАЖДЫМ говорить на его языке.
КСТАТИ,это тоже мотив фильма. Зелиг - то,что ДРУГИЕ интерпретируют. Как ИМ - другим- видится.
И через него постигают свое безумие.
Вот.