Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 29 мар 2024, 14:57

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 43 ]  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 ноя 2011, 14:09 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Из Википедии))

"В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России — в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге — можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву[4], где он никого не знал.

О своём поступлении в «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию М. В. Ломоносов пишет[28]:
« В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки на день, а в седьмой 4 копейки на день. »

В письме И. И. Шувалову (10 мая 1753 года) он вспоминает обстоятельства своей жизни того времени и рассказывает о страстной тяге своей к учёбе[4][5]:
« Высочайшая щедрота несравненныя монархини нашея, которую я вашим отеческим предстательством имею, может ли меня отвести от любления и от усердия к наукам, когда меня крайняя бедность, которую я для наук терпел добровольно, отвратить не умела... Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели. ...Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться!"

Было все и голод и "моббинг"...

Что это за тяга такая - тяга к знаниям? Зачем они нужны человеку?
Зачем бежать от достатка и "дочерей хороших людей"?
Что Ломоносов хотел Узнать?
Может быть им вело желание "быть магом", желание манипулировать миром и людьми?
Уж... не сошел ли Михайло Висильевич с ума?
Может быть, достаточно быть "хорошим потребителем"?
Почему так и кажется, что в наше время "тяга" эта больше не работает?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 ноя 2011, 15:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 мар 2010, 01:17
Сообщения: 2379
Спасибо Вам, Александр Геннадьевич, что тему открыли.

Я вчера на форум заходила. Увидела, что тему про Ломоносова на среду определили. Но хоть и тему сама предложила, а словно у меня такая жуткая "неопределённость" в отношении Ломоносова "вдруг" проявилась (буквально три дня назад), что я даже пока и не готова, что-либо здесь высказать... (Надо переварить).
Сочетание "странных случайностей" опять же... В "темах для передач" я предложила отметить "400-летие" Ломоносова. Понятно, что опечатка, но тем не менее, "прописала" его в век 17-й ( из 18-го) (!?)..
:smu:sche_nie:
Вторая "случайность" относится к тому, что вопрос для меня проявился именно (три дня назад) почти так, как его сформулировали Вы - "... может быть достаточно быть "хорошим потребителем"?..".. И вот захожу вчера на сайт а тут тема сформулирована -
"Зачем человеку знания?"..
Ни больше ни меньше. В точку.
Вот такие дела.

А действительно, зачем?
:du_ma_et:

Вопрос-то не мелкий (шеста не хватит)).

С уважением.

_________________
Единого Дыхания связующая нить...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 ноя 2011, 15:47 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Тяга к знаниям - реализация исследовательского инстинкта - "Что такое"".
Инстинкт этот присущ всему более-менее развитому миру животных.
У человека - это любознательность. Не путать с любопытством.

На мой взгляд, чем больше разнообразных знаний - тем более полная картина мира вырисовывается.
Познавая, исследуя, получая информацию человек создаёт у себя мыслимую информационную или не знаю как назвать структуру, в которой информация по самым разным вопросам находит своё место.
Структура не механистичная и закостенелая, а динамичная - всякая новая инфа приводит структуру в движение и перестройке или упрочению ранее установленных связей и взаимовлияний конкретных знаний.

В результате познания, анализа и синтеза (обдумывания) полученных знаний выстраивается всё более точная картина мира, что позволяет лучше ориентироваться в происходящем в жизни и лучше понимать свое место в системе мироздания.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Последний раз редактировалось Бегущая по волнам 20 ноя 2011, 16:00, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 ноя 2011, 15:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
На днях слушала по "Культуре" фильм про Ломоносова. Однажды студенты, товарищи Ломоносова взбунтовались против плохих условий жизни- все "студиозусы" терпели немалые лишения, а Ломоносов даже не был поначалу зачислен в Петербургскую Императорскую Академию. Казалось бы, быть ему в первых рядах борцов за правду, вместе с Дмитрием Виноградовым, близким другом, с которым впоследствии будет направлен Академией в просвещенную Европу.
Не поддержал товарищей. Когда его (по фильму) спросили: "А ты что же не бунтуешь, Ломоносов?",- ответил:
-Не хочу время зря терять.. Я ведь постарше всех..
Вот такая неактивная позиция. Весь в науке, и кроме науки, ничего для него не важно..
Danilin писал:
Что это за тяга такая- тяга к знаниям? Зачем нужны они человеку?
Почему так и кажется, что тяга эта в наши дни больше не работает?

...Один мой знакомый, студент, так говорил о своем интересе к выбранной профессии:
-Сначала мы ходили в клуб играть на компьютере. А потом мне стало интересно как он (компьютер) состоит...
По-моему, мальчик очень ярко выразился. Как состоит весь этот загадочный мир? Ломоносов- из поморов. Он этот мир впитывал с детства всеми порами и всеми органами чувств, вся суровая природа Русского Севера входила в него и он был частью всего этого прекрасного и сурового мира. А потом ему стало интересно, как этот мир состоит..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 ноя 2011, 17:02 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 06:47
Сообщения: 894
Откуда: Пермь
Danilin писал(а):
Что это за тяга такая - тяга к знаниям? Зачем они нужны человеку?
Зачем бежать от достатка и "дочерей хороших людей"?
Что Ломоносов хотел Узнать?
Может быть им вело желание "быть магом", желание манипулировать миром и людьми?
Уж... не сошел ли Михайло Висильевич с ума?
Может быть, достаточно быть "хорошим потребителем"?
Почему так и кажется, что в наше время "тяга" эта больше не работает?

Да, тяга... Кажется, эта тяга похожа на алчность (если убрать негативный смысл, связанный традиционно с этим словом). "Взалкал" – очень нравится слово. По-старославянски означает "страстно оголодал".
"... возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал." (Матф. 4:1, 4:2)

Подобный же голод (жажда) знаний, думаю, происходит изначально из-за острого ощущения незавершённости своей картины мира. Поэтому знания добываются и приумножаются – не обязательно ради манипуляций (хотя для манипуляций они необходимы). Каждый новый, более крепкий, камешек в здании мира – дарит удовлетворение приближения к Гармонии.
И есть люди – не говорю, что все, – которые принимаются данное удовольствие извлекать, пожизненно или длительное время. Иначе говоря, служить удовольствию дополнения системы знаний, своих ли, общечеловеческих ли...

Что касается служения общечеловеческому, личное презрев, ради науки... Это миссионерство. Самореализация.

Хочу сказать, у меня был в жизни этап поисков знаний, истины, и я хорошо помню это ощущение жажды, способной даже на жертвы с моей стороны.
К примеру, как-то раз изучал болезни, и для одной семьи, для каждого собрал просто огромный справочник о имеющихся у них болезнях – от патофизиологии до терапии. По тем временам (начало 1990-х) Интернета и компьютеров не было. Так вот, что удивительно, писал всё это вручную, через многие черновики объединяя, и получилась толстая ("общая", как называли тогда) тетрадь, а почерк у меня очень мелкий. После этого, из-за многих мест помарок, переписал эту тетрадь на окончательный чистовик (снова тетрадь), и отдал той семье. И после особо не интересовался, пригодилось им что-то или нет, потому что это мне было не так важно. А интересно было вот так писать, собирать... Черновик до сих пор у меня лежит, и поражает даже меня своей фундаментальностью.
Были и другие тетради. Очень много писал, чему обязан теперь умением технического письма...


Однако говорю теперь про период жажды знаний, как о прошлом. Моя "картина мира" не "закончена", однако что-то произошло, и теперь не ощущается недостаточности в мировоззрении. Возможно, это звучит парадоксально... Но объяснение этому знаю.
Я спокойно знаю, что на любой внутренний вопрос ответ есть, и можно его ощутить. Лишь прислушаться, на что нужно какое-то время. Может быть секунда, может быть час, или год... Но ответ есть! И он доступен.
Книги, таким образом, становятся как пособия для изучения своих ощущений. Книги больше не являются источником главных знаний. Их наличие необязательно, хотя и может ускорить свой поиск. Самое ценное, что в книгах есть – это слова, которых часто нехватает, чтобы что-то ощутимое выразить.

Радуюсь научным и техническим достижениям, однако отношение к ним с точки зрения своей причастности - спокойное. Радуюсь больше за то, что Человечество неизбежно приближается к Реальности, разными путями, но все пути сходятся.

_________________
Увидимся


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 ноя 2011, 17:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2220
Откуда: Москва
Danilin писал(а):
...Что это за тяга такая - тяга к знаниям? Зачем они нужны человеку?
Зачем бежать от достатка и "дочерей хороших людей"?
Что Ломоносов хотел Узнать? ...

Думаю, не знания нужны человеку, а неисчерпаемость...
Вечный поиск и вопросы в которые можно развиваться, которые безгранично развёртываются перед сознанием ищущего. Можно только представить всю полноту чувства "тяги" во времена Михаила Васильевича...
Тоже помню, как некоторый период приходилось по-крупицам собирать сведения об интересном. Поразительное чувство! И не от знания приходит удовольствие, от моментов, когда между познанным и новым вдруг осознаётся взаимосвязь, будто оно находит "своё место" и не становится последним элементом этой "мозаики". Казалось, что ищешь что-то определённое, а в итоге области расширялись, росли, устремлялись в разных направлениях.
Так и походит образно на "ветвление" нейронов или ...деревьев. "Древо познания" -по ощущению, совсем не случайная аналогия, относящаяся к душе каждого: "Инстинкт интереса", любознательность - лишь только сила с которой растение устремляется к небесам. Могут ли они их достичь?- Тот же вопрос: "Что Ломоносов хотел узнать?"
Вот и появлялись на Свете широкие могучие "кроны": М.В. Ломоносов, Леонардо да Винчи ...Ведь энциклопедичность, разносторонность знаний - характерная черта учёных тех времён.
А мир и теперь не стал раздробленным - он раздробился в человеке: в чувствах, в восприятии. Но и сейчас и всегда- сама в себе отчаянная попытка систематизации знаний оставляет вечную брешь -исключение. Что-то не укладывается до конца. И это возможность другого взгляда и отношения. Мне кажется, Ломоносов, во что бы то ни стало, отправившийся в путь ради науки и познания,- чувствовал целостно. Поэтому это не тяжкий поступок отречения, отказа, "безумия", а путь навстречу пусть приключению, пусть неисчерпаемости...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 ноя 2011, 18:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Ломоносов...С детства слышу ( Архангельск мне родной по линии ПРАДЕДОВ -ПОМОРОВ).. Но с детства же немного почему-то недолюбливаю. Прежде всего - известные портреты в учебниках. Ни лицо круглое,ни парики приглаженные меня не впечатляли. В институте на филфаке любили поговорить о Ломоносове, клялись в верности его курсу в науке.Но ОДЫ его мне лично представлялись подобострастными и тяжеловесными, а стихи назидательными и скучными. Однако образ Ломоносова прочно ассоциировался с БОЛЬШОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУКОЙ. Колбами. Формулвми. Трактами. Она казалась какой-то недоступной. Казалось,что к ней надо обязательно в лаптях за обозом добираться. А если в лаптях не добираться, т и ненастоящая она. Ломоносов был каким-то воплощенным ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ началом в Российской академической ЦИТАДЕЛИ. И раздражал чем-то меня лично ОЧЕНЬ. Каюсь.
Фильм Прошкина смотреть почему-то не смогла,заранее все было понятно. К нынешним юбилейным речам про ЗАГАДКИ ЛОМОНОСОВА прислушалась. Но так и не поняла, разгадали ли ? У меня был коллега. Его звали чуть иронически,но и с уважением "Ломоносов из Тулы". Он многое преодолел (вплоть до серьезных физических недугов),чтобы стать УЧЕНЫМ.
Именно УЧЕНЫМ. С этим понятием и связано имя Ломоносова. Со званиями, учеными степенями, диссертациями, открытиями в НАУКЕ. В середине прошлого советского века НАУКА (аспирантура,докторантура) были очень престижны. Научное обоснование картины мира. Связь дисциплин. Прорыв в космос. Научные приоритеты - долой чудеса и слепая вера !
Люди считали,что ЗНАНИЕ - СИЛА (меня почему-то этот лозцнг всегда пугал, заставлял ВСЕГДА чувствовать недостаток знаний, вгонял в комплекс : знания по точным наукам давались мне с великим трудом, а гуманитарное ЗНАНИЕ всегда для меня было под сомнением, я предпочитала ИСКУССТВО ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ).
Вот как-то так.
Сегодня ЧИСТАЯ НАУКА ломоносовского толка , действительно,не вызывает большое энтузиазма у БОЛЬШИНСТВА молодежи. Предпочитают иное. Да и в руки сами идут ГОТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ- только научись их грамотно потреблять. Двигать НАУКУ сегодня - это докопаться до самых ПЕРВОПРИЧИН тайны ВСЕЛЕННОЙ.Риск немалый. Но и НЕ ДОКОПАТЬСЯ уже нельзя - процесс в НАУКЕ пошел со времен Леонардо ( Европа) и Ломоносов ( Россия). ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ породила титанв мысли, повернула от религиозности Средних Веков к материализму, атеизму, социальной революционности.ПРОГРЕССОМ мы явно обязаны Ломоносову. РЕГРЕСС неизбежен,если забросить НАУКУ. Выхода по сути нет. НУЖЕН НОВЫЙ ГЕНИЙ -УНИВЕРСАЛ ? Может, и нужен.
Может,опять в лаптях за обозом придет ? Потому что УЛОВИТ импульс своего ВРЕМЕНИ,его ЗОВ. И состоится. И останется.
А лежебок , тугодумов , лакомок и откровенных тунеядцев и в ТЕ времена хватало. И КТО-ТО же сформулировал для них ИДЕЮ ЭПОХИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ?
Вот как-то так. Не все так просто.
Но ПОРТРЕТА в учебнике полюбить не могу и сегодня ;))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 ноя 2011, 00:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1387
Обычно, поступки людей прошлого мы пытаемся объяснить, исходя из наших нынешних реалий, что часто вводит нас в заблуждение. Мне кажется, чтобы понять того же Ломоносова, надо попробовать поместить себя в его эпоху, в то мир, который окружал его.

Ломоносов воспитывался в семье помора, в православной вере. С одной стороны у него выработался прагматизм. Жизнь на Севере требует от человека постоянной концентрации усилий и огромного напряжения. Север не прощает безалаберности. С другой стороны православная религия сформировала у него представления о мире как о некой тайне, которую надо постичь. Узнавая мир, открывая его тайны, ты приближаешься к Богу. Ломоносов-это такой тип русского подвижника. Он реализовал своё подвижничество через науку. Им двигало желание постичь мир, мир, который сотворён Богом. Постижение, узнавание мира были для него способом приблизиться к Богу. Он много претерпел лишений и страданий, но вероятно, он их воспринимал как испытания, которые ему посылает Бог, а познание, научную деятельность как своего рода крест, который ему предстоит нести по жизни.

Любопытная статья о родине Ломоносова http://www.kp.ru/daily/25782.3/2764762/

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 ноя 2011, 01:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 мар 2010, 01:17
Сообщения: 2379
Ланиста писал(а):
Обычно, поступки людей прошлого мы пытаемся объяснить, исходя из наших нынешних реалий, что часто вводит нас в заблуждение. Мне кажется, чтобы понять того же Ломоносова, надо попробовать поместить себя в его эпоху, в то мир, который окружал его.
Тоже об этом подумала.
Но с другой стороны: разные - иллюзии/видЕния/вИдения.
Настоящие реалии -"всегда" те же).

Это-то , наверное, и объединяет? :du_ma_et:

_________________
Единого Дыхания связующая нить...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 ноя 2011, 02:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Danilin писал(а):
[/b]
Что это за тяга такая - тяга к знаниям? Зачем они нужны человеку?
Зачем бежать от достатка и "дочерей хороших людей"?
Что Ломоносов хотел Узнать?
Может быть им вело желание "быть магом", желание манипулировать миром и людьми?
Уж... не сошел ли Михайло Висильевич с ума?
Может быть, достаточно быть "хорошим потребителем"?
Почему так и кажется, что в наше время "тяга" эта больше не работает?


Может начать со странной легенды, кстати, верной хронологически...
Был в Холмогорах проездом до рождения Михайлы сам Петр Великий
Никому кое-что в характере Петра и Михайлы не кажется сходным?
Если у ж родилась легенда, значит есть во всем этом в принципе не совсем банальное, не сродное окружающему...
Порыв к великому
Может все же сделаем скидку и на гены и не будем так уж строги к людям, которым с этим не повезло...
Ведь все одно, даже если мадам Ломоносова не согрешила, (что скорее всего) свершилось некое генное сочетание, определившее и характер и гений Михайло

Второе... Для того, чтобы куда-то стремиться, то для начала надо хотя бы знать куда... И здесь как то в стороне остается личность архангельского дьячка, местной Димитриевской церкви С.Н. Сабельникова. обучившего Михайлу азам грамоты. Кто нам может поручится, что не дьячок приоткрыл Ломоносову краешек знаний в пору, когда ум тянется к познанию мира.и намекнул о дороге к нему ... Вот где роль учителя - неоценима... У меня нет уверенности в том, что свершился бы тот Ломоносов,которого мы знаем, если б не было дьячка С.Н. Сабельникова.... Сколько их Моцартов, Сократов, Растроповичей так и ушли из мира, не ведая о том кем они могли бы стать...
Есть грустный анекдот. Кто-то попал на тот свет и попросил показать ему самого великого полководца всех времен и народов. Его подвели к человеку и назвали имя о котором он никогда не слышал. - Да печально, - улыбнулся ангел, - это самый великий полководец всех времен и народов, только он всю жизнь проработал сапожником... Показателен в этом смысле и финал Планета людей А. Экзюпери

Может все-таки смирится с тем, что есть те, кому как говорится в жилу быть потребителем, кому то -творцом.? Ну не равны мы ,несмотря на существовании французской декларации о равенстве прав человека...)))
Не равны ни биологически, ни социально, ни психологически
Каждый век имеет претензии к существующему положению вещей
Существует вавилонская клинописная табличка с горестным осуждением царящего вокруг неразумия, потери нравственности и благочестия

Кто его знает, что он хотел узнать? И о чем не успел сказать.."Открылась бездна -звезд полна. Звездам - числа нет, бездне -дна" По высказываниям великих ученых - их привлекает сам процесс познания...за государственный счет))) Ну устроены они по= другому чем "потребители" ... И потом отсутствие так называемых признаков потребительской жилки, едва ли о чем может говорить...
Скорее о потере вкуса к жизни, чем свидетельство умственной благонадежности)))
Человек не потребляющий - это человек не желающий. А человек не желающий у нас - кто? Правильно. Труп.)))

Ответ Александра Геннадьевича о разнице между знанием и информированностью, Заголовок: ВОПРОСЫ к доктору на мой взгляд, оставляет за бортом, хотя и подразумевает связь информированности и знания... Здесь возможно спор о словах. суть то не меняется. Весь школьный процесс есть информация. Информация то что исчезает из памяти то, что временно, знание то, что остается после забытия информации...ЕГ только свидетельство этого... Но мы ведь еще только в начале пути. Когда то в Европе было изобретено книгопечатание,(спустя тысячелетия после изобретения его в Китае) теперь вот изобрели -интернет. Посмотрим, что будет лет через 500)))
Кажется Тоффлер что-то писал об этом в Шок будущего.. в Третья волна. Мы просто на пороге
неведомого... И доступ к информации облегчает появление новых Ломоносовых...,авось не все застрянут в социальных сетях и эротических ресурсах...)))Так что все не так печально, на мой взгляд
Цивилизация Третьей волны Краткое содержание
Введение

Мир стоит на пороге грандиозных социальных перемен, технических и культурных нововведений. Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, в десятки и сотни раз возрастает его производительность. Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Микроэлектронная революция увеличивает мощь человеческого интеллекта. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга. В своих основных работах американский социолог проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену Первой волне (аграрной цивилизации) и Второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Тоффлер предупреждает о новых опасностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми человечество столкнется на рубеже двух веков. Однако, по мнению Тоффлера, эти исторические сдвиги, захватывая все стороны жизни людей, тем не менее во многом бескровны. Ведь речь идет не о социальной революции, направленной в основном на смену политического режима, а о технологических изменениях, которые вызревают медленно, эволюционно. Однако впоследствии они рождают глубинные потрясения. Чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед. По мнению Тоффлера, развитие науки и техники осуществляется рывками, по его терминологии, - волнами.

Третья Волна

Элвин Тоффлер родился в 1928 году, был профессором Корнеллского университета. Имеет почетные докторские степени по литературе, законодательству, естествознанию. Был одним из штатных экспертов правительства Рейгана по проблемам экономического развития, консультировал министерство обороны. Получил звание офицера Ордена искусств и литературы во Франции и был избран членом Американской ассоциации содействия науке. Автор книг-бестселлеров "Футурошок", "Третья Волна", "Смещение власти", "Война и Антивойна", "Адаптивная корпорация".

Представители научного истеблишмента порой демонстрировали сдержанное отношение к Тоффлеру, ставя ему в упрек то, что на деле является его силой и достоинством, - простоту языка. Скажем, патриарх Дэниэл Белл как-то глухо обмолвился о нем как о популяризаторе. Но Тоффлер никогда и не претендовал на статус яйцеголового кабинетного ученого. Он пишет не для научного сообщества. Его читают все, в том числе и те, кого в Штатах называют людьми серьезными.

Тоффлеру, может быть, сильнее и ярче, чем другим социальным философам, удалось выразить важную особенность новой социальной парадигмы: устойчивое и нарастающее ощущение того, что мир стоит на пороге больших, невиданных перемен. Речь идет не просто о линейной эволюции, не о постепенном улучшении того, что уже есть сегодня, но о приближении качественно нового состояния общества.

Тридцать лет назад Тоффлер прямо писал: "Мы - последнее поколение старой цивилизации и первое поколение новой. Новая цивилизация сейчас зарождается в наших жизнях. Это явление, обладающее огромной взрывчатой силой, столь же глубокое, как и Первая Волна перемен, вызванная 10000 лет назад становлением сельского хозяйства, или как потрясающая Вторая Волна перемен, связанных с промышленной революцией. Мы - дети грядущей трансформации, то есть Третьей Волны".

К середине ХХ века многие социальные философы пришли к тому выводу, что главной чертой господствовавшего типа цивилизации является ее индустриальный характер. Перед лицом этого глобального фактора даже радикальные различия социалистического и капиталистического общества отступали на второй план. Уже в конце 50-х годов Р.Арон писал: "Европа состоит не из двух коренным образом отличных миров: советского и западного, но представляет собой единую реальность - индустриальную цивилизацию".

Тоффлер постигал сущность индустриального общества не из книг. Закончив университет, он проработал пять лет на заводах Среднего Запада "не клерком и не менеджером по персоналу, а на ручной сборке конвейера слесарем-монтером, сварщиком, оператором штамповочного пресса. Я глотал пыль, испарения и дым литейного цеха. Я ощущал жар раскаленного металла при разливке. На моих ногах до сих пор метки от искр сварки. За смену я перебрасывал под пресс тысячи заготовок. Я наблюдал менеджеров, задерживающих рабочих на их местах, и я видел, что за "белыми воротничками" вышестоящее начальство следило не менее жестко, чем те за рабочими. Я узнал из первых рук, как рабочие борются за то, чтобы заработать на жизнь в индустриальную эпоху".

Несложно догадаться, что уже тогда в душе выпускника гуманитарного факультета, изучавшего Платона, Элиота и рафинированные социологические теории, зародился протест против всей этой индустриальной мегамашины. Через несколько десятилетий Тоффлер сформулирует шокирующую мысль: "Работа - это архаичное понятие умирающего индустриального общества.

До сих пор человечество пережило две великие Волны перемен, каждая из которых практически упраздняла предыдущие культуры или цивилизации и создавала условия жизни, немыслимые для тех, кто жил раньше. Первая Волна - это аграрная революция. Вторая Волна - становление индустриальной цивилизации. И сегодня новая цивилизация входит в нашу жизнь, но многие пока не различают ее и стараются подавить. Безнадежно. "Третья Волна проникает всюду, она приносит с собой новые семейные отношения, изменения в стиле работы, в любви, в жизни, новую экономику, новые политические конфликты и, кроме того, изменения в сознании. Человечество стоит перед гигантским прыжком вперед.

Главной ценностью цивилизации Первой Волны является земля; киты Второй Волны - это капитал, рабочая сила, средства производства; производительная сила Третьей Волны - знания и информация. Символ первой цивилизации - мотыга, второй - конвейер, третьей - компьютер.

Когда началась (при всех условностях рассуждений о "начале" в подобной проблематике) цивилизация Третьей Волны? Очень недавно. Тоффлер считает символической датой начала новой цивилизации 1956 год.

В 1956 году Хрущев произнес свое знаменитое: "Мы вам покажем кузькину мать!" (В английском переводе Тоффлер цитирует эту фразу так: "Мы вас похороним"; прямой перевод русской речевой фигуры оказался, видимо, непосилен для американского переводчика.) В этой фразе Никиты Сергеевича с гениальной краткостью сформулирован глобальный геополитический диагноз и прогноз: главное противостояние мира - это капитализм и социализм, главный вектор истории в том, что социализм победит и похоронит капитализм.

Но Хрущев ошибся. Он не знал или не оценил того, что 1956-й - это "первый год, когда в Соединенных Штатах "белые воротнички" и служащие численно превзошли заводских рабочих с "голубыми воротничками" - первый символический показатель исчезновения экономики дымящих труб Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны".

То, что едва проклюнулось в конце 50-х, через двадцать лет, в 70-е, стало реальностью, потвержденной массой фактов: в сфере услуг Соединенных Штатов теперь обращается больше денег, чем в производственном секторе; количество работников, занятых в производственных операциях в развитых странах, уменьшилось до 12-15%; появился компьютер, резко увеличилась скорость вхождения инноваций в широкую жизнь (если для широкого освоения фотографии потребовалось около 110 лет, для массовой телефонии - 50, то для распространения телевидения, транзистора и интегральной микросхемы хватило соответственно 12, 5 и 3 лет); лавинообразно стала расти ценность и цена информации и знаний; гигантские корпорации потеснились на рынке новыми малыми компаниями (классический пример сегодня - "Майкрософт"); активно разрабатываются новые источники энергии; начался бум нетрадиционных форм духовной жизни.

Все это - передний фронт Третьей Волны.

Тоффлер говорит о следующих признаках современного постиндустриального общества:

Информационный капитал. Знания становятся основой экономики. Опровергаются классические, в том числе и Марксова, трудовые теории стоимости. Меняются методы оценки корпораций (в отличие от капитала индустриального общества, где стоимость организации складывается из стоимости зданий, оборудования, товаров, капитал Третьей Волны по преимуществу нематериален).

Индивидуализация. Касается всего потребления и производства. Отмирание серийного производства, массового потребления, массового унифицированного образования.

Работа. Трансформация "труда" в творчество. Отмирание больших объемов массовой и легковоспроизводящейся деятельности, присущей экономике Второй Волны; исчезновение различий между работой и неработой.

Инновационный характер жизни в целом. "Конкурентоспособно только обновляющееся".

Масштабы. Разукрупнение организаций-гигантов. Тысячи рабочих (служащих), толпящихся в 8 утра у проходной, - отмирающий образ. Вместо больших коллективов - маленькие подвижные команды.

Организация. Взамен пирамидальных, монолитных структур управления Второй Волны ищутся и находятся ситуативные, матричные, сетевые способы управления; управление в рамках временных коллективов, рабочих групп. Сохранение и повышение мобильности работающих групп с одновременным нарастанием гибкости управления.

Инфраструктура. Самое инвестиционно емкое и эффективное направление трансформаций. Предполагает постоянное создание и совершенствование самых разных систем информационной связи (роль которых в экономике будущего не меньше роли дорог в промышленную эпоху). "Электронные магистрали - сердцевина экономики Третьей Волны".

Ускорение. "Старая пословица "Время - деньги" изменяется в сторону смысла: "каждый следующий час дороже предыдущего".

При этом будущее соединяет в себе факторы невероятных ускорений ("деньги обращаются со скоростью света, но для передачи информации эта скорость уже недостаточна") и неторопливость, оно несет в себе черты коттеджной культуры, досугового общества. Главной ячейкой жизни (и, если угодно, работы) людей будущего станет электронный коттедж.

Советская обществоведческая мысль, конечно же, проспала постиндустриальную революцию. Она была уперта в дихотомию социализма и капитализма, что, как мы видим сегодня, вообще химеры. Для постиндустриального общества капитализм и социализм середины ХХ века суть две стороны одной и той же медали (открытый и закрыто-тоталитарный варианты индустриализма). Когда в 1993 году "Литературная газета" поздравила Тоффлера с оправданием его пророчества о крахе социалистического строя и СССР, он твердо заявил, что дело не только и, главное, не столько в этом: "Не следует терять чувства исторической перспективы. Подлинная перемена - это закат индустриального общества. Капитализм и коммунизм были порождением промышленного общества. И если одно из этих порождений потерпело крах, почему вы пребываете в уверенности, что такой же крах не постигнет второе?"

Чтобы лучше понять особенности сегодняшнего и завтрашнего дня в образовании, нужно вновь задуматься над сутью уходящей индустриальной эпохи, ибо наша школьная система плоть от плоти порождена ею.

Основные реалии, определяющие код индустриальной эпохи, - стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация, централизация, отчуждение, - понятным образом напечатлелись и на школе этой эпохи. Вполне естественно. Не совсем естественно то, что, хотя в большой жизни эти реалии уже уступают напору Третьей Волны, школа пока что пребывает почти неколебимым реликтом индустриалистской парадигмы двухсотлетней давности. Что ж, альтернатива ясна - либо школа успеет поторопиться сама, либо ее так поторопят, что она уже никуда не успеет. Дискуссии по более мелким проблемам, как сказал бы Тоффлер, напоминают споры пассажиров о том, какое кресло кому занять на палубе тонущего "Титаника".

Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники этой теории связывают его становление с преобладанием "четвертого", информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными "информационными сообществами"

Разнообразие, на которое обращает внимание Тоффлер, расшатывает традиционные структуры индустриального века. Капиталистическое общество прежде всего основывалось на массовом производстве, массовом распределении, массовом распространении культурных стандартов. Во всех промышленных странах - от США до Японии - до недавнего времени ценилось то, что можно назвать унификацией, единообразием. Тиражированный продукт стоит дешевле. Индустриальные структуры, учитывая это, стремились к массовому производству и распределению.

Вместе с тем данная тенденция постепенно становилась объектом острой критики со стороны противников "массовизации". Многие проницательные авторы отмечали, что машины лишают людей индивидуальности, а технология вносит рутинность во все сферы общественной жизни. Миллионы людей встают примерно в одно время, сообща покидают пригороды, устремляясь к месту работы, синхронно запускают машины. Затем одновременно возвращаются с работы, смотрят те же телепрограммы, что и их соседи, почти одновременно выключают свет. Люди привыкли одинаково одеваться, жить в однотипных жилищах. Тысячи научно-фантастических романов и кинофильмов пронизывала мысль: чем выше уровень развития техники, чем она сложнее, тем более стандартизированными и одинаковыми становимся мы сами.

Тоффлер полагает, что тенденция к унификации породила контртенденцию. Появился запрос на новую технологию. "Информационный взрыв" рассматривается как порождение отживших структур. В своей книге Тоффлер подчеркивает великую роль техники в истории человечества, стремится обрисовать будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе.

Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Тоффлер анализирует особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут, по его мнению, электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть Третья волна, которая завершает аграрную (Первая волна) и промышленную (Вторая волна) революции.

Тоффлер исследует общественные изменения как прямой рефлекс технического прогресса. Он анализирует различные стороны общественной жизни, но при этом берет за доминанту преобразования в техносфере (к ней Тоффлер относит энергетическую базу, производство и распределение). Он много и пространно рассуждает о том, что техника должна соответствовать экологическим и социальным критериям.

Можно согласиться с тем, что промышленная революция оказала разрушающее воздействие на большую семью, которая составляла единое производственное целое. Но так называемая нуклеарная семья (муж, жена, дети) стала доминировать совсем не потому, что она экономичнее, рентабельнее. На ее формирование повлияли многочисленные факторы - отделение трудовой жизни от семейной, рождение иерархической структуры власти, изменение ценностных ориентации.

Нет сомнений в том, что компьютеры углубят понимание причинно-следственных связей нашей культуры в целом, на что указывает Тоффлер. Обработка информации поможет создать осмысленные "целостности" из бессвязных, роящихся вокруг нас явлений. Но компьютер только в том случае окажет воздействие на общественный организм, когда его применение будет продуманным, соотнесенным с характером общественных связей.

Постиндустриальный строй сам по себе внутренне связан всеми своими структурами. Раз есть социальные гарантии, значит, сохраняет свое значение государственное регулирование. Без частного сектора нет конкуренции и, стало быть, нет динамики. Нельзя обойтись и без демократии, ибо только она может быть инструментом взаимного согласования всех сторон. Однако, и это показано в работе Тоффлера, демократия должна развиваться дальше.

Следуя логике Тоффлера, можно утверждать, что при феодализме господствовали собственники одного ресурса - земли. При капитализме - собственники уже всех средств производства. При социализме бюрократия как целое стала коллективным собственником всей экономики. Тоффлер показывает, что в постиндустриальном обществе продолжает господствовать бюрократия. Но ее власть ограничена. Во-первых, в самой экономике - частным и коллективным секторами. Во-вторых, сама бюрократия выступает не как единая структура, а разрозненно. В-третьих, группы бюрократии переплетаются, сращиваются с собственностью, причем в разной степени. Наконец, власть бюрократии реализуется в условиях особого типа демократии.

По мнению Тоффлера, вместо длинных "нитей" идей, связанных друг с другом, в сегодняшнем мире мы имеем дело с новыми образами и представлениями – "блипами" информации: короткими сообщениями, объявлениями, командами, заголовками новостей, отрывками из песни или стиха, коллажами и т.д., которые не согласуются со схемами и не поддаются классификации – отчасти потому, что они не укладываются в старые категории, отчасти потому, что имеют странную, текучую, бессвязную форму. Тоффлер считает, что сталкиваясь с блипами люди "третьей волны" чувствуют себя свободнее, так как не пытаются втиснуть новые данные в стандартные категории и рамки "второй волны" или просто заимствовать готовую идеальную модель реальности; вместо этого они желают устроить все на свой собственный лад, снова и снова изобретая приемлемые для себя модели, что ложится грузом тяжкого бремени, но, вместе с тем, и открывает большие возможности для развития индивидуальности, демассификации личности и культуры[1] .

Тоффлер называет зарождающуюся цивилизацию "обществом третьей волны", хотя, следует отметить, этот эпитет получил меньшее распространение и, в общем-то, для научного понятия носит несколько образный и излишне метафоричный характер.

Для того чтобы получить интегральную картину общества, называемого постиндустриальным, информационным или как утверждает Тоффлер “обществом третьей волны”, охарактеризуем его в терминах постмодернистской философии. Будем исходить из того, что основными категориями, описывающими реальность постмодерна, являются плюрализм, децентрация, неопределённость, фрагментарность, изменчивость, контекстуальность. Рассмотрим, какие реальные процессы в обществе "третьей волны" могут быть описаны с помощью данных понятий.

Принципы плюрализма, децентрации, фрагментарности, являющиеся определяющими для постмодернизма, выражаются прежде всего в утверждении разнообразия как основного лейтмотива постиндустриального общества. Если говорить об экономике, то разнообразие обнаруживается не только в типах техники, товарном ассортименте и видах услуг, но и в потребности в широком спектре различных профессий. Причем рабочий "третьей волны" мыслится уже не как придаток конвейера, которого можно заменить любым другим, а как разносторонне развитая, изобретательная, инициативная личность. Как справедливо отметил Тоффлер, если технология второй волны содействовала единообразию, технология третьей волны обеспечивает социальное разнообразие. Естественно, разнообразие как характеристика постиндустриального общества воплощается не только в области экономики – оно пронизывает все сферы и подсистемы общества, изменения в которых могут быть описаны при помощи категорий постмодернистского мировоззрения. Утверждение разнообразия как некой фундаментальной основы гарантирует плюрализм, то есть равноправное существования самых разных позиций, и постиндустриальное общество создает определенные условия для реализации этого постмодернистского принципа.

С принципом плюрализма неразрывно связан принцип децентрации, воплощение явственно прослеживается в постиндустриальном обществе, ведь последнее фактически лишено того единого и основополагающего центра, вокруг которого вращается вся социальная жизнь. Это в полном смысле "мозаичное общество", которое то и дело меняет центры притяжения и отличается предельной подвижностью своих связей и зависимостей. Время начальственных кабинетов, в которых рождались всеобъемлющие планы, во имя которых от каждого можно требовать послушания и согласованности действий, уходит в прошлое вместе с эпохой модерна. Мир больше нельзя моделировать как объект администрирования, обозреваемый с высоты стола генерального директора. Принцип единоначалия, который символизировал индустриальную эпоху, становится неуместным в постиндустриальном обществе. Децентрация охватывает практически все сферы общества наших дней: в производстве мы наблюдаем процессы демассификации и разукрупнения предприятий, в сфере управления происходит перераспределение властных полномочий центра в пользу регионов, а базисное планирование переносится на локальный уровень, а что касается доступа к информации, то новейшие электронные технологии предлагают невиданные доселе возможности для пользователей самостоятельно получать необходимые им сведения, независимо от цензуры центра.

Здесь следует отметить, что наряду с процессами децентрации и дифференциации в современном обществе имеют место и интеграционные тенденции. Так, налицо процессы экономической интеграции и образования наднациональных экономических и властных структур, например, становление Европейского сообщества. Одновременное наличие процессов дифференциации и глобализации мы имеем и в средствах массовой информации. Но, интеграция в эпоху постиндустриализма не предполагает господства центра, в данном случае речь идет скорее о некой координации, цель которой – успешное функционирование и развитие составных частей. Таким образом, в постиндустриальном обществе "третьей волны", налицо постмодернистские по своему духу процессы децентрации, но никак не анархии, так как децентрированные части не пытаются обособиться, а наоборот, стремятся к совместной деятельности, но уже с учетом индивидуальных, самобытных особенностей.

Принципы плюрализма и децентрации вытекают из общей установки постмодерна неприятия господства целого над отдельным. На эту же установку опирается и принцип фрагментарности. В общем его содержание сводится к утверждению, что универсальный мир модерна распался на бесчисленное множество разнородных фрагментов, и в этой пестрой мозаики уже невозможно выделить нечто абсолютное. Как отмечает Бауман, "для наших дней наиболее характерна внезапная популярность множественного числа… Сегодня мы живем проектами, а не Проектом"[2] . В постмодерном мире уже нет места суперпроектам, вовлекающим людей в единое поле с целью их осуществления. "Техническая болезнь" гигантизмом, связанная с фетишизацией величины и размеров, уходит в прошлое. Постиндустриальному обществу чужды глобальные, "титанические" начинания, будь то "великие стройки коммунизма", "поворот рек" или отправка человека на луну, и не в силу того, что они не нужны, а из-за того, что им не предается излишнего значения. Эти, и подобные им "великие" проекты, интегрирующие огромные массы людей, а также связанный с ними пафос, неотвратимо уходят в прошлое.

Социальное дробление неразрывно связано с утверждением фрагментарного, децентрированного образа мышления людей: постиндустриальное общество уходит из-под власти всеобъемлющих универсалий. А их власть, иногда агрессивную, иногда мягкую и незаметную, но, при этом не менее действенную, не следует недооценивать.

Процессы преодоления господства общих понятий и отождествления индивидов с ними постепенно набирают силу в постиндустриальном обществе, – Тоффлер смотрит на эту проблему гораздо оптимистичнее Маркузе, ведь, по его мнению, приход общества "третьей волны" качественно изменяет проблему идентификаций, которые становятся более кратковременными, так как люди принимают или отказываются от каких либо компонентов своих идентичностей быстрее, чем когда либо[3] . Таким образом, можно сделать вывод, что сознание перестает быть "универсальным" и становится "клиповым", то есть отходит от общезначимых и постоянно воспроизводящихся схем мышления, отдавая предпочтение коротким, но при этом нестандартным и насыщенным мыслям.

Заключение

"Третья волна", провозглашенная Тоффлером[4] , стала реальностью в развитых странах Запада. Россия тоже сегодня входит в ее воды. Переходный период завершается и страна обретает новую социально-экономическую систему. Однозначного названия у этой системы еще нет. Но ее контуры ясны, а параметры уже сформированы. Это система постиндустриального общества с социально ориентированным рыночным хозяйством и гражданским обществом в качестве формы политической власти.

Наступление постмодерна (который ассоциируется с Третьей Волной Тоффлера) связывается с отказом от универсальности, от стремления охватить все многообразие бесконечной реальности несколькими общими идеями или какой-то исчерпывающей философской концепцией. Предлагаемая в арсенал социальной философии схема предмодерн-модерн-постмодерн не претендует на исключительность и общезначимость. Данная парадигма не в коей мере не отменяет как стадиальный, так и формационный, цивилизационный и другие подходы к видению исторического процесса. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, в каждом из них фиксируется та или иная грань социальной реальности, исходя из выбранной точки отсчета, и, все они имеют право на существование. Главное – избегать попыток объяснения множества явлений исходя из монистического решения, то есть не класть в основу социального познания какой-то всеобъемлющий "базис", будь то отношения собственности, научные технологии, изменения в культуре, этнические различия. Утверждение постмодерного общества требует и соответственного преобразования устоявшихся способов социального познания.

Таким образом, научно-технологические достижения конца второго тысячелетия, неразрывно связанные с изменениями в культуре в целом, формируют новый образ реальности, утверждение кот
Свернуть

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 ноя 2011, 19:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Людмила писал(а):
........ Научные приоритеты - долой чудеса и слепая вера !
........

Да, к стати, о вере, точнее сказать, о религии. Религиозные, духовные практики это тоже способ познания? Вроде насельники монастырей наиболее удалены от социума, может их путь познания более огражден от потребительских мотивов и, может, в этом способе мы выделим самый чистый бриллиант познания? Ну, вот, опять о камнях. В прочем, наверное и тут есть подводные камни в стремлению к знан ...... Стоп. А, между прочим, мы обсуждаем стремление к знаниям или к знанию? Есть ли разница?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 ноя 2011, 21:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Djuley, разница есть. Знание (как УЧЕНИЕ) и знания (как набор научных фактов о чем-либо).
Еще можно подразделять ИНФОРМАЦИЯ - ЗНАНИЕ - ПОНИМАНИЕ.
Учение (учительство)- наука (преподавание).
Я,собственно о том, что в ХХ веке особенно ощутимо в России развели НАУКУ и РЕЛИГИЮ.
И путь к такому разделению проложила эпоха Возрождения. Тенденции наметились раньше. Но не суть.
Суть,наверное,в том,что для большинства людей - либо, либо. Либо ВЕРУЮ (и синтезирую),либо ЗНАЮ (и анализирую) . Это грубо.
Чудо и Наука . Как совместить ? Отговоркой,что все,мол, от Бога ?
От Бога - Слово,между прочим.
Ломоносов занимался ВСЕМ сразу,по ВСЕМ направлениям умственной деятельности. Не знаю,насколько он задействовал в своем познании душу. Чувство - скорее всего. Чувство БЛАГОДАРНОСТИ своим БЛАГОдетлям прежде всего.
Познавать,конечно, можно ВСЕСТОРОННЕ. Но опять либо,либо. Искусство РАНЬШЕ не прибегало к точным расчетам. А Леонардо их в живописи использовал. Свел воедино анатомию, математику и искусство портрета. Не берусь об этом говорить квалифицированно.
У Мережковского Д. С. в трилогии ХРИСТОС и АНТИХРИСТ есть роман о Леонардо. Он его причисляет к АНТИХРИСТУ. Как и ПЕТРА ПЕРВОГО.
Есть над чем подумать. В духе и логики последних передач СН. Но можно и окончательно запутаться в ОЦЕНКЕ прошлого с позиций СОВРЕМЕННОСТИ.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 ноя 2011, 21:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Крёстная, а может так? - верую+анализирую=синтезирую


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 ноя 2011, 01:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Если как то можно сравнивать великих, то итальянскому Винчи Леонардо, едва ли уступает Ломоносов Михаил по разносторонности научных и прочих интересов...
Только вот за Леонардо мы так сказать писаем в штанишки от восторга, а за Ломоносова как бы только в юбилейные даты, да и то если сверху, как бы скажут...
Отчего бы так то???
Я и сам признаться наслышан больше об итальянце, чем о русском гении... не шифровавшим свои писания...
Это что? И почему собссссно...
Оба стремились к знанию, правда Михайло Ломоносов более к практическому приложению знания тяготел и на дух не переносил иноземных властителей умов в российских учителях...

Что-то где то встречал, что в мозгу или где-то в генах находится некий центр любознательности, интереса к миру
Остается предположить что не у каждого он достигает степеней известных и набить карман и свои хоромы преобладает...

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ломоносов. Тяга к Знаниям.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 ноя 2011, 01:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Ломоносов - русский Леонардо. У нас Возрождение задержалось. Но ТИТАН нашелся, ибо был на него ЗАКАЗ . Вызов,как теперь говорят, был брошен самой эпохой. Я слышала о Ломоносове гораздо чаще,чем о Леонардо. Но,повторюсь, был он как-то недосягаем.
Я потянул его в путь обыкновенный УЧЕБНИК, умение ЧИТАТЬ, детская природная любознательность. КНИЖКА потянула. Из которой узнается то, чего в окружающей ЖИЗНИ нет. И Горького книга вытянула из "свинцовых мерзостей жизни". Это к слову. Предрасположенность к ЧТЕНИЮ, к УЧЕНИЮ.
Есть такая. Есть и обратное - отвращение к учению.Элементарно.
Можно ли загубить гения средой ? Трудно. Гений прорвется НАРУЖУ и воплотиться. Признания может не быть ВОВРЕМЯ. Это - да. Ломоносов,похоже, взрос и на силе СОПРОТИВЛЕНИЯ устоям и засилию. Характер имел.В академической УНИВЕРСИТЕТСКОЙ науке характер - гарантия признания.
К сожалению.

КРЕСТНИК.
Анализ + синтез = верное осознание природы вещей. А ?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 43 ]  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 78


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.115s | 18 Queries | GZIP : On ]