Картина китайского художника как метафора современной геополитической ситуации...
Художник – Лю И, канадский китаец,
6 марта 2005 года на одной выставке в Нью-Йорке представил картину, которая вызвала много размышлений и спекуляций, потому что называлась она: «Пекин 2008»Эта картина очень необычная, на ней изображены четыре девушки, играющие в маджонг.
Картина полна символов и разных уровней смыслов...
Азиатская девушка, сидящая на первом плане, спиной к зрителю, с татуировкой на спине – это
Китай.Сосредоточенно играющая в маджонг девушка слева –
Япония.Девушка в длинных одеждах –
США.Лежащая в соблазнительной позе –
Россия.Девочка, стоящая сбоку –
Тайвань.Девушка «Китай» собрала «пэн» - «восточный ветер» (комбинация из трех одинаковых костей ).
Что это означает?
Здесь есть два уровня смыслов.
Во-первых, Китай пользуется «восточным ветром», чтобы активно развиваться; во-вторых, «Восточный ветер» – название серии баллистический ракет, принятых Китаем на вооружение. С одной стороны, у Китая уже хорошая ситуация, с другой – неизвестно, что сложится из оставшихся костей. Но что-то эта девушка делает с другими костями под столом.
У Америки вид полного понимания происходящего, четкого плана. Она смотрит на Тайвань с глубоким и задумчивым выражением лица, как будто она с одной стороны хочет прочитать что-то на лице Тайваня, а с другой – как будто на что-то ей намекает своим выражением лица.
Россия лежит с как будто незаинтересованным происходящим видом, но это не совсем так. Ее нога стоит на колене у Америки. Рука же передает Китаю кости, как будто они вдвоем, Россия и Китай, тайно ведут взаимовыгодную игру.
Японка сосредоточенно смотрит на стол, и не имеет понятия, что творят остальные игроки, только смотрит себе в руку.
Тайвань одета в красный «дудоу» (аналог бюстгальтера в Китае, популярный при династиях Мин и Цин (XIV – XX века). Может быть, это говорит о том, что она – последняя настоящая преемница китайской культуры. В одной руке у нее чаша с фруктами, в другой – нож для фруктов. Она с мрачным, даже злобным выражением лица смотрит на Китай. Но она ничего не может поделать, не может присоединиться к игре. И неважно кто победит, она только лишь может чистить им фрукты.
За окном берег реки, облачное небо, должно быть это намек на кризисное состояние по обе стороны Тайванского пролива , способное перейти в критическую фазу от малейшего дуновения ветра.
Необычен и портрет на стене. Усы от Сунь Ятсена, лысина от Чан Кайши, общие черты лица от Мао Цзедуна.
Стоит поговорить и об одежде четырех девушек.Китай с обнаженной грудью, на ногах юбка и нижнее белье.
Америка в халате и белье, но обнажена ниже пояса.
На России осталось только нижнее белье.
Япония полностью обнажена.
Это тоже отражение состояния каждого государства.
С первого взгляда кажется, что Америка одета приличнее всех, и она самая сильная. На остальных игроках не хватает одежды, чтобы прикрыть все части тела, Америка же одета с иголочки. Но она уже обнажила «нижний предел», а Китай и Россия, хоть и выглядят голыми, все же пока держат свои потайные места прикрытыми.
Предположим, что эта партия – на раздевание. Кто проигрывает – снимает следующую деталь одежды.
Если в этом раунде проигрывает Китай, то, сняв один предмет гардероба, она окажется в таком же состоянии, как сейчас Россия (так же, как при распаде СССР).
Если проиграет Америка, то тоже разденется до состояния России.
Если проиграет Россия, то останется без единой тряпки.
А на Японии уже ничего и так не осталось.
Похоже, что Россия взяла лишнюю кость
( по правилам игрок, взявший лишнюю кость, не имеет права сложить выигрышную комбинацию, а может только продолжать игру, помогая другим игрокам собирать их комбинации)
и теперь просто подыгрывает остальным игрокам. Но Россия меняется костями с Китаем, и получается, что на самом деле Япония выполняет роль подыгрывающего. Но ей уже нечего проигрывать, и если она проиграет, то выйдет из игры.
Подведем итог.Америка больше всех прикидывается приличной девушкой, выглядит самой одетой. Но и опасность ей грозит немаленькая. Если она сейчас проиграет, то уступит место гегемона.
У России, похоже, сговор с обеими сторонами, она здесь самая коварная и лицемерная. Ситуация похожа на Китай после освобождения в 1949 г., который склонялся и к Советскому Союзу, и к Америке. Своих собственных сил у нее не хватает, и она может существовать и развиваться, только колеблясь между двумя сторонами.
Костей
Китая мы не видим. Сколько реальной китайской силы от нас скрыто?
Но под столом она меняется костями с Россией. А Америка может только строить предположения о том, чем там занимаются Россия и Китай, пытаясь прочесть выражение лица Тайваня. Япония в полном неведении, продолжает играть в свою игру.
Самые непостижимые для нас кости – Китая.
Япония… Прочие совершают столько действий, и у нее практически нет возможности выиграть. А если она проиграет, то сразу же выйдет из-за стола.
Тайвань. Она наблюдает за всем со стороны и видит все, что творят игроки, и все понимает. Но у нее нет ни статуса, ни возможностей вступить в игру, и нет права голоса. Но её недовольство ситуацию не изменит, она может только быть прислужницей и чистить фрукты победителю.
Победителем будет либо Китай, либо Америка, здесь сомневаться не приходится. Но нужно четко понимать, что у Америки сила есть, но играет-то она в маджонг, китайскую игру, не в западный покер, и играет по китайским правилам. Что тогда останется от её тщательно продуманного плана?Оригинальный текст на 百度贴吧:http://tieba.baidu.com/p/1296971022
http://vk.com/paras_olkaP. S. вот интересно , кто так интерпретировал картину: искусствоведы, политологи или сам художник?