Чёрный квадрат, белый квадрат. Чёрное есть чёрное, а белое есть белое. Всё как в жизни.
Извини, радистка Кэт, давно хотела о более древнем ... и никогда не стареющем Леонардо да Винчи
НЕМНОГО О ЛЕОНАРДО.
Великий Леонардо да Винчи! О нём столько написано книг и выпущено монографий! В картотеке национальной библиотеки в Париже Леонардо занимает 3-е место по числу, посвящённых ему публикаций. Впереди только Иисус Христос и Пикассо.
Леонардо да Винчи был бастардом, т. е. незаконнорожденным.
Его отец — известный нотариус сер Пьеро да Винчи -встретил в горах Тосканы, здоровую, красивую крестьянку Катерину.
Она ему понравилась и он ей приглянулся и как следствие взаимного притяжения - рождение Леонардо 15 апреля 1453 года.
Ну, а что дальше? Никакого неравного брака.
Пьеро женится на флорентийке Альбьере Амадори, а Катерину выдают замуж за крестьянина. Что касается маленького Леонардо, то его берут в дом к отцу, где он и прижился: ребёнок был красив, спокоен и необыкновенно милым. Жена нотариуса оказалась бездетной, и такой вариант устроил всех. Стало быть, родила Леонардо одна женщина, а выхаживала и растила другая.
Мачеха умерла, когда Леонардо было 14 лет.
Его отец не стал терять время даром и вновь женился, но к очередной мачехе Леонардо отнёсся равнодушно, т. к. стоял на пороге новой жизни: он поступил учеником в мастерскую известного живописца Андреа Верроккьо.
Каким человеком рос Леонардо?
Он играл на серебряной лютне. Чудесно пел. Импровизировал под музыку и, казалось, был вполне компанейским парнем. Однако, Леонардо был на редкость скрытным человеком. Он всегда владел собой и избегал того, что похоже на эксцесс. Был человеком, способным увлекаться до самозабвения научными и художественными проблемами.
Итак, Леонардо скрытен, сдержан и чрезвычайно целеустремлён. Одна из его целей стать великим художником. К этой цели он идёт упорно, твёрдо и уверенно.
Леонардо был наделён редким здоровьем, прекрасен собою, высок, синеглаз. Он оставался вечным странником, часто менял покровителей. Не совершал ни геройств, ни подлостей. Не протестовал, не восставал, а искал всегда лишь одного: укрытия и возможностей для работы.
Леонардо обуревала жажда познания и творческих побед. Он бросался от одной затеи к другой. И многое из своих работ не завершил.
Портрет Джоконды — одна из вершин живописи Леонардо да Винчи.
Но прежде, чем написать Джоконду, художник неоднократно писал различных Мадонн, как бы примериваясь к своей главной женщине.
Среди дошедших до нас картин Леонардо из этой серии: Мадонна Бенуа
Мадонна в гроте
и, конечно, исполненная всепокоряющей нежности и изящества кормящая Мадонна Литта
Целое семейство Мадонн!
Все они прекрасны и возвышенны и, как полагается Мадоннам, ангелоподобны. Ими можно восторгаться, пленяться, восхищаться, но у них нет нерва, нет магнетизма, присущего Джоконде.
Леонардо снова и снова возвращается к этому портрету, постоянно сомневаясь в том, что он его закончил.
Действительно, Леонардо брал с собой картину повсюду, куда бы не уезжал. Джоконда сопровождала его и во Франции, где ему было суждено прожить свои последние годы. Если не мог расстаться с картиной и возил с собой , значит, портрет или запечатлённая на нём женщина были очень дороги художнику! Либо имелась какая-то другая причина?!
Взялся Леонардо выполнять для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним 4 года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Эта замечательная картина даёт возможность понять до какой степени искусство может подражать природе, ибо в нем воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи.
Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства.
Ресницы не могли бы быть изображены с большей естественностью,
нос кажется живым со своими розоватыми и нежными оттенками.
Рот, слегка приоткрыт, телесностью своего вида кажется не красками, а настоящей плотью.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно увидеть биение пульса
Франческо дель Джокондо, видный флорентийский пополан, в 30-летнем возрасте женился на неаполитанке Лизе из знатной семьи Герардини (1495). В годы, когда Леонардо начал её писать, ей могло быть около 30 лет. Прелесть её в самом расцвете. Её ясная красота, отражение радостной и сильной души, одновременно скромна, мила, но не без ехидства, горда — не без мудрой снисходительности к своим поклонникам, которым она предоставляет созерцать свой лоб... свои искрящиеся тонкой насмешкою глаза, … спокойно сложенные патрицианские руки — всю себя!..
Джоконда — это величайшая химера Ренесанса... Джоконда -это творение энциклопедического ума Леонардо да Винчи, его ничем не удовлетворяющаяся душа. Никакая живая нормальная женская натура не овладела его воображением. Он проходил мимо женщин, не пленяясь их индивидуальной красотой, но ловя различные черты их, чтобы потом в одиночестве вдохновенного труда — переработать и слить их в одно фантастическое целое...
Портрет несомненно писался долго и был доведён до конца, а также являлся одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо.
С помощью своего знаменитого <sfumato> Леонардо создаёт живое лицо живого человека, раскрывает до конца его внутренний мир.
Итальянское слово «сфумато» означает: мягкий, неясный, растворяющийся, исчезающий — это некий туман, в который Леонардо погружал свои изображения. Именно такой туман позволял художнику оживлять пейзажи и передавать игру чувств на лицах.
Как истинный художник Возрождения, Леонардо рисовал Джоконду не как плоть , а как душу, выступая в роли Бога-создателя.
В течении 5-ти веков считалось, что Леонардо писал женщину по имени Лиза, но совсем недавно дотошные исследователи поставили под сомнение эту гипотезу.
Новая сенсационная гипотеза принадлежит Карло Педретти,
директору Хаммеровского центра, ведущего исследования творчества Леонардо. Он утверждает, что героиня Леонардо вовсе не Мона Лиза,
а Изабелла Гуаланди.
Портрет Изабеллы Гуаланди заказал художнику Джулиано Медичи, покровитель Леонардо, влюблённый в неё. Однако Джулиано так и не успел увидеть портрет готовым. Так что влюблённым по этой версии в Изабеллу был не художник, а заказчик.
Однако прежнее мнение живуче. Очень многие его разделяли.
Французский философ 19 века Ипполит Тэн доказывал, что Мона Лиза была не просто моделью, а возлюбленной Леонардо да Винчи. Он писал о Леонардо:
«Критики и архивные исследователи открыли, что супруг Моны Лизы, вступивший в 3ий брак, был уже не молод, а Леонардо в то время был красив, крепок и к тому же знаменит, поэтому улыбка Моны Лизы относилась, быть может, к её мужу — в виде насмешки, к Леонардо — по благоволению, а может быть предназначалась для обоих одновременно. »
Есть утверждения, что Леонардо изобразил вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая была любовницей Джулиано Медичи.
Именно на неё указывает Алексей Гастев (книга из серии «ЖЗЛ»1982), он уверен, что изображена на портрете именно Пачифика, которую прозвали Джокондой, что переводится с итальянского как «играющая».
Так кого же всё-таки рисовал Леонардо? Мону Лизу Герардини дель Джокондо? Изабеллу Гуаланди? Констанцию д,Авалос? Изабеллу д,Эсте? Филиберту Савойскую? Или кого-то ещё?
Давайте всё же придерживаться основной, классической, версии:
Леонардо изобразил Мону Лизу, часто называемую просто по фамилии — Джоконда.
---
Использована книга о художниках Ю.Безелянского.