Анатолий Баранов, один из исследователей современной нецензурной лексики сказал: "… я прекрасно понимаю тех людей, которые возмущены использованием обсценной лексики в СМИ. Мне даже представляется, что это нарушение прав человека — ведь кого-то это оскорбляет. Но нельзя запрещать её употребление тем, кто этого хочет. Идеальный вариант — это предупреждение, скажем, такое: „В этой книге используются такие-то слова“, чтобы предоставить читателю возможность выбора».
Ни в одной из радиопередач "Серебряные нити" я не слышала ненормативной лексики, обсуждаемые в них темы говорили о том, что в это сложное время есть ещё чистые островки общения людей с чистыми помыслами. Поэтому и зашла сюда.
Увидев первый раз перебранку, решила, что это случайность, и что администратор или модератор ещё не заметили её, поэтому не пресекли. Потом была и вторая и третья... Недавно один из участников форума позволил себе грубое обращение ко мне, что объяснил плохим настроением, выразил убеждённость в том, что на сайте СН это допустимо и предложил мне жаловаться. Затем появился пост, в который был вынужден вмешаться администратор.
Из Википедии
Ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) или обсценная лексика (от лат. obscenus — непристойный, распутный, безнравственный) — сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, богомерзкие, невыносимо отвратительные, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Лингвисты отделяют понятия ненормативная лексика и табуированная лексика от обсценной лексики[источник не указан 380 дней]. Обсценная лексика является лишь одним из видов этих двух лингвистических феноменов Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат.
Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи: - повышение эмоциональности речи; - разрядка психологического напряжения; - оскорбление, унижение адресата речи; - демонстрация раскованности, независимости говорящего; - демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов; - демонстрация принадлежности говорящего к "своим" и т. п.
В. И. Жельвис выделяет 27 функций инвективной лексики, хотя здесь иногда смешаны первичные и вторичные функции, и деление иногда выглядит слишком дробным [1]:
1. как средство выражения профанного начала, противопоставленного началу сакральному, 2. катартическая, 3. средство понижения социального статуса адресата, 4. средство установления контакта между равными людьми, 5. средство дружеского подтрунивания или подбадривания, 6. «дуэльное» средство, 7. выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения», 8. криптолалическая функция (как пароль), 9. для самоподбадривания, 10. для самоуничижения, 11. представить себя «человеком без предрассудков», 12. реализация «элитарности культурной позиции через её отрицание», 13. символ сочувствия угнетённым классам, 14. нарративная группа — привлечение внимания, 15. апотропаическая функция — «сбить с толку», 16. передача оппонента во власть злых сил, 17. магическая функция, 18. ощущение власти над «демоном сексуальности», 19. демонстрация половой принадлежности говорящего, 20. эсхрологическая функция (ритуальная инвективизация речи), 21. в психоанализе применяется для лечения нервных расстройств, 22. патологическое сквернословие, 23. инвектива как искусство, 24. инвектива как бунт, 25. как средство вербальной агрессии, 26. деление на разрешенные и неразрешенные группы, 27. как междометие.
НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА И ОБЩЕСТВО
Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии, идеографически и семантически связанных с запретной темой секса и сексуальной сферы, сложился у восточных славян — предков русских, украинцев, белорусов — ещё в языческую эпоху в качестве прочной традиции народной культуры, и строго поддерживался Православной церковью. Поэтому данное табу обрело для русского народа давнюю традицию, освящённую не одним тысячелетием.
В связи с этим характерны опубликованные информационным агентством «Интерфакс» данные социологического опроса по вопросу об отношении россиян к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, проведённого в июле 2004 Всероссийским центром изучения общественного мнения. Подавляющее большинство россиян (80%) негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности.
13 % опрошенных допускают употребление мата в тех случаях, когда он используется в качестве необходимого художественного средства. И только 3 % полагают, что если мат часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении — это просто ханжество
Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование обсценной лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»). Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля за печатной сферой (первой в истории России отменой цензуры на длительный срок), переменами в общественной морали после распада СССР, массовой публикацией литературных произведений и переписки признанных русских классиков, писателей-диссидентов и нынешних постмодернистов. Снятие запрета на освещение определенных тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. Мат и жаргон вошли в моду, став одним из средств пиара.
***
Жаловаться – не в моих правилах. Я сама за себя постоять могу, однако, посещаю форум не для этого. В обыденной жизни я выбираю место пребывания и не пойду в забегаловку, где естествен мат и скандалы.
В любом человеке есть возвышенное и низменное. Я знаю не меньше других различных словечек и со смаком их употребляю к слову и к месту, но не на форуме же!...
Каждый в течение дня неоднократно посещает определённые места общего пользования, а не делает это публично. Считаю, что потакать низменным потребностям - не в духе СН, поскольку вредит его авторитету. Думается, назначение форума "Серебряные нити" в пробуждении лучшего.
С уважением ко всем
_________________ Мир прекрасен, когда мне хватает мудрости...
Последний раз редактировалось Дема 08 июн 2010, 18:21, всего редактировалось 1 раз.
|