САД ДОНАСЬЕН-АЛЬФОНС-ФРАНСУА де
XVIII-XIX века
Родился 02.06.1740 г. Умер 02.12.1814 г.
Делайте только, что вам нравится и при- носит наслаждение, все прочее - ерунда. Де Сад
Вы хотите, чтобы вся вселенная была доб- родетельной и не чувст- вуете, что все бы момен- тально погибло, если бы на земле существовала одна добродетель.
ДеСад
Да, я распутник и признаюсь в этом. ДеСад
Я требую от законодателей предоставить женщинам право свободно отдаваться любому числу мужчин, если у женщин поя- вится такое желание.
Де Сад Если я заслужил смерть на эшафоте, я не прошу милости, но если я виновен в том, что делают все, чему можно наблюдать сотни примеров на дню, я не должен терпеть несправедливости.
ДеСад Я получил от Неба твердую душу, которая никогда не согнется. ДеСад
1. ЖИЗНЬ
Французский мыслитель, С) философ <придонного исследо- вания> С). Родился в семье полковника, одно время бывшего посланником " России.
САД де (1740 1814 IT.)
Его род принадлежал к древнейшей французской знати и вла- дел огромными землями и старинными замками. Среди предков де Сада была та самая Лаура, которая вдохнов- ляла поэта и мыслителя Франческо Петрарку. Учился в лучшем учебном заведении Франции иезуитском коллеже Людовика Великого. Окончил привилегированную школу легкой кавалерии, имел чин капитана, затем полковника (1771), был храбрым воином, участвовал в Семилетней войне. Рано пробудившаяся в нем сексуальность с 23-х лет принимает неуемные агрессивные, изощренные формы. <БОГИ> де Сада <наслаждение>, <извращение>, <зов плоти>. В 1768 г. случился первый скандал. / 3-го апреля, на Пасху, в 9 часов утра на площади Винтуар, маркиз де Сад. одетый в серый сюртук, с охотничьим ножом на поясе и с тростью в руке, встретился с некоей нищенкой в возрасте около 36 лет. Женщину эту звали Роза Келлер. Она согласилась сесть в фиакр вместе с маркизом, который при- вез ее на свою виллу д'Арней. Там, принудив Розу раздеть- , ся, маркиз неоднократно избил женщину плетью-семихвост- кой с узелками на концах. Затем он натер пострадавшие части тела мазью, в состав которой входил белый воск. И, принеся Розе завтрак, запер ее в комнате на два оборота ключа. Однако женщине удалось выпрыгнуть в окно. Огла- шая предместье громкими стенаниями, женщина отправи- лась в полицейский участок, где и подала крайне преувели- ченную жалобу. Дело получило огласку, попало в газеты и с.12 по 30-е апреля де Сад впервые в своей жизни провел дни в тюрьме, в замке Сомюр. / В 1772 г. произошла новая неприятность. /27 июня, в 10 часов де Сад -- <человек прекрасно сложен- ный, с решительным выражением лица, одетый в серо-голу- бой фрак, жилет и розовые панталоны, со шпагой, охотничь- им ножом и тростью> - вместе со своим лакеем поднялся в комнату девицы Ворелли, по прозвищу Мариетт, где нахо- дились также и еще три девицы. Эта честная компания пре- далась следующим занятиям: активная и пассивная флагел- ляция, анальный секс, от которого девушки, если верить их словам, отказались, употребление возбуждающих конфет, предложенных де Садом. '
САД де (1740 -1814 гг.)
Маркиз де Сад вместе со своим слугой ударяется в бега, его репутация окончательно испорчена и никто из порядочных людей де Сада знать не желает. / <Тюремная стезя> для де Сада началась с 28-летнего возраста. Период, обычно страшный для всех нормальных людей, в случае с этим человеком дал миру <ученого> анально-генитального на- правления и породил писателя, давшего свое имя действиям, ко- торым люди предаются за закрытыми дверями. В своих сочинениях де Сад бросил вызов обществу, веками знав- шему, что - <хорошо>, а что - <плохо>. Его попытка <посветить> в темноту обрекла его же на вечные гонения, окрики, насмешки. /Традиционная точка зрения на писателей <откровенной те- мы> и вообще сочинений <про это> хорошо передана А. Н. Радищевым: <Сочинения любострастные, наполненные похотливыми на- чертаниями, дышащие развратом, коего всё'листы и строки стрекательною наготою зияют, вредны для юношей и незре- лых чувств. Распламеняя распаленное воображение, трево- жа спящие чувства и возбуждая покоющееся сердце, безвре- менную наводят возмужалость, обманывая новые чувства в твердости их и заготовляя им дряхлость. Если, читая их, юноши пристрастятся к крайнему услаждению любовной страсти, то не могли бы того произвести в действие, не были бы торгующие своею красотою. В России таковых сочине- ний в печати еще нет, а на каждой улице в обеих столицах видим раскрашенных любовниц. Действие более развратит, нежели слово, и пример паче всего. Скитающиеся любовни- цы, отдающие сердца свои с публичного торга наддателю, тысячу юношей заразят язвою и все будущее потомство ты- сящи сея: но книга не давала еще болезни. Итак, ценсура да останется на торговых девок, до произведений же разврат- ного хотя разума ей дела нет. Заключу сим: ценсура печа- таемого принадлежит обществу оно дает сочинителю ве- нец или употребит листы на обвертки>. / С 1784 г. де Сад содержится в Бастилии, на втором этаже баш- ни Свободы. Освобождение пришло через 5 лет и 5 месяцев 14.07.1789 г. во время взятия Бастилии, В 1794 году снова тюрьма, на этот раз Сен-Лазар. /Из тюремного протокола от 23.03.1794 г.: <Франсуа-Аль- фонс-Донасьенде Сад. Возраст - 54 года, рост -- 5 футов 2 дюйма 1 линия, лицо овальной формы, рот маленький,
САД де (1740--1814 IT.)
> a^
>
подбородок округлый, волосы светло-серого цвета, лоб вы- сокий и открытый, глаза - светло-голубые>. / В 1801 г. де Сада арестовывают как автора <Жюстины, или Несчастной добродетели> - <самого ужасного из всех непри- стойных романов>. С) Основная исследовательская тема де Сада - эротика, гра- ницы половой смелости, поведение людей во время игры сексу- альных инстинктов, удовлетворение одних низменных страстей за счет других, конечное торжество Зла, ибо радоваться, может быть, и можно вместе, а вот удовлетворяться получается только индивидуально. Причем речь идет исключительно об <отни.ча- тельном> наслаждении С. /<) Здесь есть, о чем подумать и даже задуматься. Человече- ские чувства по сути своей <воронкообразны>: они способ- ны лишь ЗАБИРАТЬ. Вкус услаждается вбиранием в себя пи- щи, слух -- звуков и т. д. Сексуальный голод, как и любой сенсорный недобор, выступает поглотителем разжигающих его поступлений, Но как звуков дождя и пения птиц со временем становится уже мало для слуха и потому, человек придумывает музы- кальные инструменты от скрипки до рояля, а потом еще пишет специальные музыкальные пьесы и оркестровые по- становки, так и секс в своем деле требует развитой палитры средств, способов, действий. Изощренная услада слуха целым, особо выстроенным орке- стром и всевозможными аранжировками вполне может быть названа извращением по отношению к <естественной> му- зыке падающего камня и скрипа колеса телеги. Чем же по- хоть должна отличаться в своих запросах - от других чувств и их органов? Вы утверждаете, что художественное оголение тела, истязательная <инструментовка> во время экстаза или приближения к нему, озверение при совокупле- нии и публичность интима - все это плохо и безнравствен- но?! Но почему!? Разве гурман не то же самое делает с живы- ми существами, чтобы потом их съесть за столом, обильным и многолюдным?. Де Сад ничего не сочинил. Он очень откровенно показал нам нас самих. Эта, так сказать, голая правда - своеобразный интеллектуальный инцест. Это нельзя, но это бывает. Ска- жете, де Сада надо изгнать из общества. Но придут другие <де Сады>.
САД де (1740-1814 гг.)
Давайте проявим взрослость! Давайте выслушаем де Са- дов. Они неприятны, их суждения далеко за гранью фола, если иметь в виду принятое приличие, но они не лгут!
Увы...С/ Сочинения <маркиза де Сада> (так де Сад подписывал свои книги); <Диалог между священником и умирающим> (1782); <Сто двадцать дней Содома, или Школа распутства> (1785); <Философия в будуаре> (1795); <Французы, еще одно условие, если вы хотите быть граждана- ми республики!> (1795); <Новая Жюстина, или Несчастная судьба добродетели, с при- ложением истории Жюльетты, ее сестры> (1797); <Преступления любви: Исторические и трагические новеллы> ( 1799); <Дни Флорбеля, или Разоблаченная природа> (1807) /Это 10-томное произведение было предано огню (около 1820 г.?) в присутствии префекта полиции Делаво по прось- бе сына де Сада, Армана. Сохранились только заметки к роману. / Конец литературной деятельности де Сада положил Бонапарт. В 1801 г. тщеславный автор направил первому консулу собрание своих сочинений с дарственной надписью. Просмотрев книги, Наполеон с отвращением бросил их в камин и немедленно распо- рядился о запрещении и изъятии <произведений> циничного мар- киза, а самого автора отправил в тюрьму, где тот содержался до последних своих дней в отделении для умалишенных. /Правда, тогдашние злые языки утверждали, что так буду- щий император отомстил де Саду за то, что тот в намековой манере изобразил под видом Жюстины именно его жену Жо- зефину Богарнэ. На самом же деле все проще. Хотя, проще ли? В 1800 году де Сад издал памфлет <Золоэ и два ее спутника>, направлен- ный против первого консула и его окружения, включая и Жозефину. Ярости Бонапарта не было предела. Наполеонов запрет действовал во Франции до середины 50-х гг. нашего столетия, когда власти сочли возможным дать <зеленый свет> сочинениям де Сада. На Западе начина- лась так называемая сексуальная революция, и в Париже поспешили застолбить свой приоритет в <открытии> одного из самых первых ее <теоретиков>. / Де Сад продемонстрировал приспособляемость и в <психушке>. Он стал писать пьесы для тюремного театра, и сам вместе с сума- сшедшими (а вернее, душевнобольными) ставил свои постановки,
САД де (1740-1814 гг.)
Де Сад скончался 2 декабря 1814 г. в 10 часов вечера без единого стона. По свидетельству его врача доктора Рамона смерть наступила от легочного завала астматического характера. Сын де Сада сжег рукописи, оставшиеся после смерти отца. Некоторое время спустя немецкий врач, френолог Франц Галль, прославившийся своей теорией о корреляции между строением черепа человека и его умственными и нравственными качествами, вскрыл могилу де Сада, обследовал останки и пришел к заключе- нию, что <череп де Сада подобен всем старческим черепам. Шиш- ки отцовской нежности и любви к детям развиты сверх меры>. С) Де Сад философ сексуальной страсти. Он - идеолог <аль- тернативной морали>, т. е. теоретик, выразитель, защитник тех лиц, которые <изучают> не внешнюю природу тем, что, говоря словами Фрэнсиса Бэкона, <пытают ее>, не наши способности
Маркиз де Сад не только дал имя некоторым формам сексуальности, но и вдохновил многих художников... Репродукция из альбома <Секс в искусстве> (Дания)
САД де (1740- 1814 гг.)
познания, вникая в орган и механизм мышления, а мир своих по- рочных склонностей и необузданных желаний, проникая своей пытливостью в сферу, где царит и властвует бесконтрольное <Хо- чу!> и правит полный произвол, так сказать, <шестого чувства>. В своем предсмертном завещании <маркиз де Сад> приказал считать себя несуществовавшим, т. е. попытался создать преце- дент самоизъятия себя из мира людей и вообще из универсума. Если бы это было возможно!
2. СУДЬБА
^ Виктор Владимирович Ерофеев (русский писатель, XX век): <Когда речь идет о таком явлении, как Сад, прежде всего вспоминается садизм, та болезнь, которую он отнюдь не лечил, а болел сам. Нет никакого сомнения, что маркиз был садистом, многие факты свидетельствуют об этом. Так что наша традици- онная русская формула о невозможности соединения гения и зло- действа в данном французском случае не работает. Как бы заме- чательно он ни мыслил, при этом он действительно был монстром, злодеем - хотя людей не убивал>. ^ Одна из легенд утверждает, что де Сад устроил французскую революцию. Может быть не совсем так, но он действительно кричал из окошка своей камеры, что в Бастилии истязают заклю- ченных. Власти застенка немедленно отреагировали и <правдо- искательски> настроенного заключенного за неделю до 14 июля перевели в другую тюрьму. " О Де Сад отважился на публичное исследование того явления, которое в обществе почему-то табуируется, хотя им (т. е. сексом, чувственными удовольствиями, половыми изысками) так или ина- че занимаются (или говоря мягче, по-своему знают) все. Разве не удивительно, что человечество, устремляющее свой познавательный взор в глубины мироздания и даже сущность Бога, самого себя, мир людей, свою самость и интимность отстав- ляет куда-то в сторону, как бы говоря: <оставим это до лучших времен>? Ненормативную лексику изучают, ядро атома расщепляют, в тонкостях преступного поведения тоже ориентируются. Так что же мешает нам, царствующим в мире живых существ, еще смелее расширить круг постижения закрытых тем и опечатанных тайн?! ^ Альбер Камю: <С де Сада начинается история и современная трагедия>.
САД де (1740 -1814 гг.)
3. УЧЕНИЕ
Только слепой не увидит, что любой бог - это скопище проти- воречий, нелепостей и несоответствующих действительности атрибутов. Бог должен восприниматься как глупый вымысел для любого здравомыслящего человека. Ах, как он добр этот бог моих оппонентов, который творит зло и допускает, чтобы его творили другие, бог, символ высшей справедливости, с чьего благословения невинные всегда угне- тены, совершенный бог, который творит только неправедные дела! Согласитесь, что существование такого бога скорее вред- но, нежели полезно для человечества и что самое разумное - устранить его навсегда. Относительно бога... Конечно, я очень хорошо понимаю, что людей приходится дурачить, чтобы подчинить их себе. Но из этого не следует, что мы должны обманываться сами, Нетерпимость -- это основополагающий принцип Церкви; без непререкаемой суровости ее храмы скоро пришли бы в запус- тение, и там, где не уважается закон, должен опуститься меч. О человеческой свободе... Выбор между двумя возможностя- ми никогда от нас не зависит: мы постоянно подчиняемся не- обходимости, мы ее вечные рабы, и в тот самый момент, когда нам кажется, что мы наиболее полно выражаем свою свобо- ду, мы подвергаемся самому большому насилию. Нереши- тельность и неуверенность дают нам повод верить в то, что мы свободны, но это воображаемая свобода - не что иное, как краткий миг равновесия, в котором оказываются весы судьбы. Решение приходит сразу, как только одна из чаш перевешивает другую, причем не мы сами нарушаем равно- весие это на нас действуют физические объекты, находя- щиеся вне нас, которые отдают нас на милость обстоятельств, делают игрушкой естественных сил, как это происходит с животными или растениями. Неужели природа, наша праматерь, вложила бы в нас вкус к содомии, если бы было это для нее оскорбительно? Опасен ли инцест? Без всякого сомнения, нет; он расширяет семейные связи и, следовательно, делает любовь граждан к родине более активной. Злодейство великолепное средство разжигания похоти; и чем невиннее жертва, тем больше наслаждение и даже блажен- ство оно доставляет.
САД де (1740-1814 II-.)
Прав был знаменитый философ и врач Ламетри, когда гово- рил, что люди должны валяться в грязи, как свиньи, и подобно свиньям должны искать удовольствие в самой грубой распу- щенности. Когда мы достигаем состояния полного растления и полной бесчувственности. Природа начинает доверять нам ключи к своим тайнам, которые можно выведать у нее только насилием и надругательством. Все, чем полон этот мир не что иное, как игрушка, предна- значенная для нашего развлечения. Самый ничтожный из лю- дей подарок, который приготовила нам Природа. И пото- му, уничтожая людей самым безжалостным образом, истребляя их как можно больше, мы исполняем свое предназначение на тгом свете. Мы должны думать только о себе, но не о ком другом. Человек никоим образом не связан с другими людьми. Тот, кто хочет быть счастлив в этом мире, должен, не раздумывая, отшвыр- нуть все, все абсолютно, что стоит на его пути, и обязан при- ветствовать все, что служит или угождает его страстям. Эгоизм является первым законом человеческой природы, и пре- жде всего ему подчинены все непристойные наслаждения, ведь Природа, небесная мать, создала его как единственный побу- дительный двигатель наших поступков. Я никак не могу взять в толк, почему отец, даровавший ребен- ку жизнь, не может свободно подарить ему смерть? Злоупотребление законов приводит к деспотизму; деспот - тот, кто создает законы, кто по своему усмотрению изменяет их и заставляет служить собственным интересам. Лишите деспота возможности злоупотребления, и это будет конец тирании. Ни- когда не существовало тирана,, который бы не использовал законы для удовлетворения своей жестокости; если повсюду человеческие права будут распределены равномерно, чтобы дать каждому возможность отплатить за причиненные ему оби- ды, никакой деспот появиться не может, ибо он будет сброшен, как только он поднимет руку на первую жертву. Никогда ти- раны не появлялись во времена анархии, они процветают лишь под прикрытием закона и достигают власти при его помо- щи, приспосабливая затем закон к своим потребностям. Та- ким образом под крылом закона царит произвол, таким об- разом законодательный акт хуже, чем анархия, красноречивым свидетельством этого служит тот факт, что
САД де (1740-1814 гг.)
правительство всегда стремится погрузить государство в пу- чину анархии, когда намеревается ввести новую конституцию. Чтобы отменить прежние законы, оно устанавливает революци- онный режим, в котором вообще нет никаких законов, и из этого режима в конце концов рождаются новые законы. Но новое государство бывает хуже предыдущего, ибо оно вырастает из него, ибо прежде чем достичь своей цели - внести конститу- цию, ему приходится вначале установить монархию. Люди чис- ты и хороши только в естественном состоянии, как только они от него удаляются, начинается их деградация. Так что выбрось- те из головы мысль улучшить людей через посредство закона, выбросьте как можно скорее. Повторяю: при помощи законов вы породите еще больших негодяев, более хитрых и порочных, но не создадите добродетельных людей. Совершаемое преступление представляет собой отношения ме- жду двумя людьми. Один совершает этот акт, второй служит его жертвой. Итак, мы имеем двоих, один из которых счаст- лив, другой несчастен, следовательно, преступление не есть чума нашего времени, так как делая половину населения зем- ли несчастной, оно делает счастливой другую половину. Пре- ступление не что иное, как средство, которое употребляет Природа для достижения своих целей по отношению к нам, смертным, и для сохранения равновесия, необходимого в мире. Одного этого объяснения вполне достаточно, чтобы стало яс- но, что не человеку дано карать преступление, ибо оно -дело рук Природы, только она обладает над нами всеми правами, которых мы начисто лишены. Если посмотреть под другим углом зрения, преступление - следствие страсти, и если стра- сти, как я уже говорил, следует считать единственными пружи- нами великих дел, необходимо поощрять преступление, даю- щее энергию обществу, и избегать добродетели, которая подтачивает силы. Стало быть, не надо наказывать преступле- ние, напротив, надо способствовать ему, а добродетель вытес- нить на второй план, где в конечном счете похоронить ее под толщей презрения, какого она и заслуживает. Конечно, мы не должны путать великие деяния с добродетелями, очень часто добродетель отстоит неизмеримо далеко от великого дела, а еще чаще великое дело представляет собой самое настоящее преступление. Кроме того, великие дела необходимы, а доб- родетели никогда. Брут, добрейший глава своего семей- ства, был всего лишь туповатым и меланхоличным малым,
САД де (1740- 1814 гг.)
а тот же Брут, ставший убийцей Цезаря, осуществил одновре- менно и преступление и великое дело: первый остался бы неиз- вестным для истории, а второй сделался одним из ее героев, Если я полагаю, что добродетель опасна в этом мире, почему я не должен уничтожить тех, кто ее проповедует? Едва ли можно привести более наглядный пример смехотвор- ного варварства, нежели тот, когда мы связываем доброде- тель и достоинство женщины с тем сопротивлением, которое она оказывает полученным от природы желаниям, часто посе- щающим к тому же и тех, кто имеет обыкновение с такой жесто- костью предавать их порицанию. Начиная с юнейшего возрас- та свободная от родительской опеки и от предрассудков, некогда служивших порабощению женского пола, девушка, которой не надо будет ничего сохранять до заключения брака (кстати говоря, навсегда отмененного в силу мудрых законов, предлагаемых мною), сможет без стеснения получать естест- венные радости жизни в домах, специально на то отведенных.
[] Прелестный пол, вы получите, наконец, свободу наравне с мужчинами без малейшего затруднения наслаждаться всеми видами удовольствий, вменяемыми нам в долг природой. Раз- ве божественнейшая часть человечества должна и впредь вла- чить цепи, наложенные на нее мужчинами? Разбейте же их, как того требует от вас природа! Пусть единственными узами для вас останутся лишь ваши наклонности, когда вы станете под- чиняться одним законам желания, признавая только естествен- ную нравственность. Оставьте же наконец все эти варварские предрассудки, которые приводят ваши прелести к увяданию и сдерживают божественное парение сердца.
[) При старом режиме прелюбодеяние смехотворным образом рас- сматривалось как преступление, хотя в мире трудно отыскать что-либо более нелепое, нежели утверждение вечности супру- жеских уз. По моему мнению, достаточно лишь на деле ощу- тить всю связанную с подобными узами тяжесть, чтобы пере- стать считать преступлением те действия, которые служат ослаблению этой связи.
{] Вы, нежные женщины, охваченные любовным пламенем, може- те теперь без страха удовлетворять свои чувства. Поймите, подчинитесь велениям природы, вы не совершаете ничего
САД де (1740- 1814 гг.)
1
I I
дурного. Вы рождены для того, чтобы нравиться всем мужчи- нам, а не принадлежать кому-нибудь одному из них. Я никогда не считал, что слияние двух тел может иди должно вести к слиянию двух сердец: на мой взгляд, физическая связь скорее чревата возникновением таких чувств, как отвраще- ние, презрение, ненависть, но только не чувства любви; я не знаю другого такого чувства, которое способно настолько подавить удовольствие и которое было бы так чуждо моему сердцу как любовь. Правило царствования: власть князей зиждется на обществен- ном мнении, достаточно ему измениться и с властителями будет покончено. Единственное их средство поддерживать порядок заключается в том, чтобы терроризировать народ, внушать страх и держать население в невежестве - только тогда пиг- меи могут оказаться гигантами. Деспотизм слишком долго угнетал людей, поэтому они вот-вот должны проснуться и выпрямиться, и тогда по всей Европе будет бушевать всеобщая революция; все рухнет - и священ- ные алтари и троны. Убийство - один из законов Природы; как только наша прама- терь чувствует потребность в убийстве, она внушает нам жела- ние совершить его, и, вольно или невольно, мы ей подчиняемся. Один северный король, чье имя я запамятовал, уничтожил девя- терых своих детей с единственным намерением продлить таким образом свою жизнь. И не надо осуждать этот каприз - он заслуживает лишь снисходительной улыбки, так как предрас- судки простительны, когда они доставляют удовольствие. Когда человек уничтожает самого себя - он делает плохо. Но только со своей точки зрения. Точка же зрения Природы проти- воположная: Природа считает, что человек делает плохо, ко- гда размножается, так как тем самым он узурпирует у нее честь и право созидания, которое должно быть результатом ее усилий. Во всех живых существах принцип жизни - это не что иное, как принцип смерти: мы получаем тот и другой в одно и то же время, оба они живут внутри нас бок о бок. С философской точки зрения смерть - это еще одна форма существования материи. Изменение, которое мы наблюдаем в материи, лучше назвать восстановлением или трансформацией, т.к. материя, прини- мая различные формы, не уменьшается, не расходуется, не пор- тится и не разлагается; возможно, одна из главных причин
САД де (1740-1814 гг.)
ее стойкости заключается в кажущихся разрушительных эф- фектах, которые на деле делают ее более гибкой и предостав- ляют ей большую свободу образовывать новые, еще более изо- щренные формы. В конце концов материя не разрушается, претерпевая изменения, так же, как восковой кубик, который вы расплавляете в круглую форму, не разрушается, а лишь меняет свою форму. (Кстати, этот пример приводит Вольтер.) Нет ничего более естественного, чем эти бесконечные возрож- дения, как нет ничего удивительного в повторном рождении. Куда бы вы ни обратили свой взгляд, вы всюду встретитесь с возрождением: гусеница возрождается в виде бабочки, апель- синовое зернышко, брошенное в землю,- в виде апельсиново- го дерева, погибшие животные - в виде травы, овощей, чер- вей, иными словами, в виде корма для других животных и тем самым становятся частью их субстанции и т.д., и т. п. <Помните,- говорит нам Природа,- всегда помните все зло, которое вы наносите ближнему, воздается вам добром и сде- лает вас счастливым; законы мои гласят, что вы должны ис- треблять друг друга и без конца и без раздумий вредить ближ- нему своему. Поэтому я вложила в вас неистребимую потребность творить зло, ибо я желаю вам добра. Пусть ваши близкие - отец, мать, сын, дочь, племянница, жена, сестра, муж, друзья ваши - будут для вас не дороже, чем самый последний червь, ползающий по земле; все эти связи, обязан- ности, привязанности придуманы не мною, но порождены сла- бостью, воспитанием и безумием, ко мне они не имеют ника- кого отношения; вы можете нарушать и попирать их, презирать и отменять их - меня это не касается. Вы - такое же творение мое, как бык, осел, артишок или вошь; всем вам я дала способности - одним больше, другим меньше,- и каждый из вас должен сполна использовать свои собствен- ные. Однажды покинув мое чрево, вы больше мне не принад- лежите, и я не отвечаю за ваши поступки. Если вы пребывае- те в добром здравии и размножаетесь - меня это не волнует, если вы истребляете и себя и себе подобных, если вы, упот- ребляя ваши способности, сметете с лица земли все три царст- ва и опустошите ее, и ничего на ней не останется, я буду безмерно рада, ибо в свою очередь смогу использовать атри- буты своего могущества и свою способность созидать, пло- дить новых существ, которой лишило меня ваше проклятое потомство. Прекратите творить, уничтожьте все сущее - вы
САД де (1740-1814 гг.)
ни в малейшей степени не нарушите мой замысел и мой про- мысел. Но что бы вы ни делали - уничтожали или созида- ли - в моих владениях ничего от этого не убудет: лист, упав- ший с дерева, так же полезен для меня, как и могучие кедры, растущие в лесах ливанских, и питающийся падалью червь ничуть не хуже в моих глазах, нежели самый могущественный король на земле. Поэтому крушите или созидайте по мере сил и возможностей ваших: завтрашнее солнце взойдет на преж- нем месте, миры, которые я бросила в бесконечное простран- ство, будут продолжать свой бегпо-своим орбитам, а если вы разрушите все, если все три царства будут уничтожены ва- шей порочностью и не смогут восстать из праха, утратив свою способность к взаимному воспроизводству, ну что ж - уничтоженные предательской рукой, они будут зано- во воссозданы мною, я вновь сотворю их, и будет на земле так же, как было до сих пор. Таким образом, мне по душе самые грандиозные, самые чудовищные и самые жестокие злодеяния. ' Если цель наша - властвовать над людьми, мы должны боять- ся просвещения, которое ослабляет цепи. - Можно ли наслаждаться за счет других? -- Меньше всего в этом мире меня интересуют другие. ' Чем ужаснее одежды, в которые рядится удовольствие, тем оно приятнее для нас. ' Характер наших страстей диктуется и строением наших ор- ганов, и расположением тканей, и движением соков внутри нашего организма. Та сила, с которой страсти волнуют нас, определяет и сам строй наших мыслей, и наше поведение. Она делает человека страстным, мудрым или глупым. Глу- пец не менее свободен, чем мудрец или человек страстный, так как он следует тем же самым принципам. Для природы равны все. Предположить, что человек свободен и сам управляет своими поступками - значило бы приравнять его к Богу. Сила желаний предопределяет человеческие поступки с той же неукоснительностью, что и четырехкилограммовая гиря пере- вешивает двухкилограммовую. Предусмотрев в наших законах специальную оговорку, застав- ляющую женщин отдаваться любому желающему мужчине, мы оставляем им полную свободу наслаждения с теми лицами, ко- торых они сочтут достойными удовлетворить их желания.
САД де (1740-1814 гг.)
Каковы же, я спрашиваю, опасности, связанные с подобной распущенностью? Дети, которые не будут иметь отцов? Да ка- кое значение это может иметь в республике, ведь граждане республики имеют только одну общую мать-родину, так что все рождающиеся дети остаются детьми родины! Насколько сильнее любят родину те, кто с первого мига рождения никого, кроме нее, не знает, ибо такие дети ожидают получить все единственно от родины... Наше потомство должно всецело принадлежать государству.
4. МЫСЛИ
П Ведь и урод в кривом зеркале может выглядеть привлекательным. СЧ Не забывайте о лицемерии - оно совершенно необходимо в этом мире, где царят нормы и обычаи, которые вряд ли вполне или всегда согласуются с вашими убеждениями. О Никогда не обращайтесь к религии: можете считать себя живым трупом, если угодите в ее сети; она будет непрестанно терзать вас, наполнит сердце страхами, а голову - иллюзиями. D Всегда следует помнить, что даже самые хитрые замыслы мо- гут рухнуть. а Что есть честь? Пустое сочетание звуков, ничего не значащее слово, которое и существовать-то не может отдельно от чьего- то мнения и которое в таком качестве не может ни прельстить нас, если оно относится к нам, ни огорчить, если мы потеряли то, что оно обозначает. D Знайте же, что нет на свете преступления, даже самого скоромно- го, которое не доставляло бы преступнику удовольствие, переве- шивающее все неудобства, связанные с позором и немилостью. О Разве мы не видим ежедневно, как люди, лишенные напрочь и чести и славы, поживают преспокойно роскошной жизнью, не- доступной слабым и глупым, несмотря на их рьяную привер- женность добродетели? О Совесть... Она не похожа на все прочие душевные недуги: она уходит в небытие тем быстрее, чем чаще мы ее будоражим. СЗ Если ваш поступок не оставляет ни капли надежды на возмож- ность сгладить его последствия, здравый смысл должен уничто- жить угрызения и сожаления. Какой толк плакать о пролитом молоке? - гласит мудрая поговорка. Вспоминайте ее почаще. СЗ Хороший обед может быть источником физического насла- ждения, между тем как смерть трех миллионов доставит
САД де (1740 1814п-.)
Р 1
только моральное наслаждение даже добропорядочному че- ловеку, в этом заключается большая разница между двумя этими удовольствиями: моральные наслаждения имеют ин- теллектуальный характер, зависящий от добродетели, но те- лесные наслаждения связаны с физическими ощущениями, которые никоим образом не зависят от чьего бы то ни было мнения и которые в одинаковой мере доступны и людям и животным; стало быть, сохранение жизни этим миллионам может доставить удовольствие, не более реальное, чем ду- шевный предрассудок, на котором оно основано, и доступ- ное лишь малой части человечества, между тем как обед это общедоступное удовольствие, следовательно, более силь- ное. Отсюда вытекает, что колебаться в выборе между ка- пелькой смолы и вселенной нелогично и неразумно, и этот аргумент лишний .раз доказывает огромное преимущество порока перед добродетелью. СЗ Пресыщенность прожорлива, и ничто не в силах удовлетво- рить ее аппетит, это вроде сильной жажды, которая становится тем сильнее, чем больше вы пьете холодной воды. П Счастье зависит исключительно от нашей внутренней органи- зации и может встречаться как в высших сферах добродетели, так и в бездне порока. СЧ Огонь сладострастия -- этого необходимого содрогания те- ла, приводящего людей в безумие; величайшего счастья, ко- торого человек только может достигнуть, зажигается у нас благодаря двум причинам. Во-первых, когда мы наблю- даем объект наших желаний, - не важно в реальности или в воображении - наделенный тем типом красоты, который ка- жется нам в высшей мере привлекательным. И, во-вторых, когда мы видим подобный объект, охваченный каким-ни- будь очень сильным ощущением. Но какое же ощущение спо- собно сравниться по своей силе с болью? Действительно, если человек испытывает боль, то ему трудно обмануть на- блюдателя, тогда как женщины, делая вид, что предаются удовольствию, которого они почти никогда не испытывают, постоянно стараются сыграть с нами дурную игру. Поисти- не, каким самолюбивым, молодым, сильным и здоровым дол- жен оказаться мужчина, чтобы наверняка доставить женщи- не сомнительное и почти совсем ее не удовлетворяющее ощущение удовольствия! Однако же, если мы пожелаем при- чинить женщине боль, то все перечисленные выше качества
САД де (1740-1814 гг.)
становятся излишними, так что самый бедно одаренный от природы мужчина, дряхлый старик, откровенный грубиян окажутся наиболее для этого подходящими. Ну а если при- нимать во внимание цель, то тогда результат обеспечен, ведь мы точно знаем, что достигаем желаемого, я имею в виду остроту чувственного возбуждения, когда объект, служа- щий удовлетворению наших страстей, приходит в наиболь- шее смятение в сравнении с тем, которое он вообще спосо- бен испытать, причем способы здесь для нас остаются безразличными. Итак, вершины сладострастия достигает только тот мужчина, кто сумеет привести женщину в высшей мере смятенное состояние, взбудоражив, таким образом, весь ее организм. С) Все преступления против людей можно свести к четырем глав- ным злодеяниям, а именно: клевете, воровству, распутству, причиняющему вред другим лицам, пубийству. О Кстати, почему вы не думаете о том, что все случившиеся ранее несчастья могут возродиться и снова? О В мире, друзья мои, ничто не погибает и не разрушается. Сего- дня ты - человек, завтра - червяк, послезавтра муха, раз- ве это не значит существовать вечно? СЗ.Углубляйте познания в физике - и вы лучше поймете природу, совершенствуйте свой разум, гоните прочь предрассудки - и вы уже не будете испытывать потребностей в вашем Боге. а Законы природы начертаны в сердце каждого человека .- от- вет о причинах людских поступков скрывается только в чело- веческом сердце.
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
|