......
Весь я в непонятках относительно дня "Обрезания Господня" (дня " Нового Года")
по новому стилю (1 января) и по старому стилю (14 января).
Вот и у современного "православного христианина", видно, такие же сомнения,..
.. но "по-своему",.. и по своей богословской логике.
........................................................
Христос не был обрезан29.12.2015 -
http://cont.ws/post/171843........................................................
1. Он Сам свидетельствует об этом.
«Ученики Его сказали Ему: Обрезание полезно или нет? Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в матери обрезанными. Но истинное обрезание в духе обнаружило полную пользу» (Евангелие от Фомы, стих 58).
Какая сосредоточенная энергия мысли. В немногих словах:
Размежевание от иудеев, обрезывающихся. «Они»: другие, не мы (не Мои ученики), чужие.
(При жизни Христа евреи, со своей стороны, называли Его «га-ноцри»: чужеземец, инородец.
Галилеянин говорил им:
потому не слушаете слово Мое, что вы не от Бога. Иудеи же отвечали:
потому не слушаем, что ты не принадлежишь к нам по крови. – Ин 8:47,48.)
Предельно наглядное показание нелепости обычая у евреев обрезываться.Пояснение ученикам, обветшанием (извращением) какого НАСТОЯЩЕГО завета является сей обычай.
Истинный завет с Духом есть отсечение ДУШЕВНЫХ крайностей – страстей, – а не обрезание крайней ПЛОТИ.
Некоторые скажут: но ведь это всего лишь апокриф. Евангелие от Фомы не является каноническим.
Формально – да, не является.
Фактически же его неоднократно цитирует св. Климент Александрийский (II в.), основоположник Александрийской богословской школы.
Причем опирается на Евангелие от Фомы как, именно, на христианский священный текст.
Папирусы с этим и другими писаниями (12 кодексов) христиан I-III веков обнаружены при раскопках близ египетского поселка Наг-Хаммади в 1945 году.
Это знаменовало победу истины в смысле, что создателя пятого евангелия называют ныне Фома, именно, а не «псевдо-Фома».
(А вот произносимое доселе «псевдо-Ареопагит» продолжает ущемлять истину.)
2.Впрочем, и канонические книги Нового завета пестрят указаниями: Христос не был обрезан.
Апостольская проповедь:
«Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» (Гал 5:2)!
Если бы лишен был Христос крайней плоти, то на такое исповедание немедленно следовало бы в ответ: как это не будет обрезывающимся пользы от Христа, если Он – сам обрезан?!
Если бы Он был сам обрезан, в апостольской проповеди либо не было бы столь категоричного заявления, либо она содержала бы, после него, также и ответ на это возражение-вопрос.
Однако вместо последнего видим только призыв обрезываться лишь
«обрезанием нерукотворным – совлечением тела грехов [с] плоти – обрезанием Христовым» (Кол 2:11).
Итак,
«обрезание Христово» было «обрезанием нерукотворным», то есть рукотворно, по плоти, Христос не был обрезан.
И поэтому не должны обрезываться последователи Христа.
Обрезание упомянуто в книгах Нового завета 49 раз. Семижды семь.
Причем каждый раз
обрезание по плоти либо вменяется ни во что в деле спасения души, либо даже и осуждается как вредное для этого дела. Семь, надо сказать, есть в русской Северной Традиции число догмата, канона, основополагающего установления, аксиомы.
3.Имеющие привычку читать св. Писание невнимательно возразят: и все-таки в Евангелии от Луки говорится насчет обрезания Христа.
Посмотрим, что на самом деле там сказано:
«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк 2:21).
Не сказано, что обрезали. Сказано только лишь: надлежало.
И надлежать могло, надо думать, по мнению Иосифа обручника.
Он был священником у ессеев (см. апокрифическую Книгу Иосифа Плотника).
Ессеи были противникам и иудаизма, справедливо полагая его извращением изначальных заповедей Моисея.
Но не отвергали обрезания.
У Матери же Христа не было причин радеть к исполнению еврейских обычаев.
Пресвятая Дева не принадлежала по крови (ни, тем более, по духу) к этому народу.
Конкретная историческая реалия, исключающая возможность еврейской национальности Марии, показана в книге
«Конец четырехвекового заблуждения человечества о Христе» (Дмитрий Логинов, М., ИД Альва-Первая,
2008).
История же вопроса в целом представлена в книге «Христос не был евреем» (Джекоб Коннер, Энциклопедия русской цивилизации, 2004).
Итак,
не принадлежа к еврейской национальности, Пресвятая Дева не имела причин радеть об исполнении обрезания. Да и была ли практическая возможность осуществить этот еврейский обычай? Обрезание представляет опасную для здоровья процедуру и совершать его должен специализирующийся в этом деле раввин.
Восьмой же день жизни Младенца пришелся на период бегства св. Семейства в Египет, где оно и пребывало до смерти Ирода (Мф 2:13-15).
4.Но дело даже не в этом. Приведенный выше стих 21 главы 2 из Евангелия от Луки сообщает как раз о том, что ВМЕСТО того, чтобы обрезать (как, возможно, желал обручник), дали такое Имя (какое желала Мать, ибо так повелел Бог Отец), которого наречение полностью исключило возможность обрезания.
Читаем старообрядческое Евангелие:
«нарекоша имя ему Iсъ, нареченное агглом прежде даже не зачатся во чреве».
Христа при Его земной жизни называли
Ису –
Стрела.
Подробные доказательства приведены в книге
«Имя Бога. Стрела и крест» (Дмитрий Логинов, ИД Альва-Первая,
2009).
Одним из прекрасных недавних дополнений может служить работа Северины Сталь
«Христос назвал Свое Имя» (
2013).
Привычное сейчас «Иисус» утвердилось лишь многие века позже.
Насколько именно позже можно судить потому, хотя бы, что в Коране, написанном не ранее седьмого или даже восьмого-девятого веков, Христос все еще называется «
Пророк Иса».
Лишь в Библии на СОВРЕМЕННОМ русском читаем имя «Иисус» в книгах Нового завета и… находим среди ветхозаветных писаний книгу «Иисуса» же Навина!
ТОЛЬКО в Библии на современном русском, известной как Синодальный перевод.
Нововведенное никонианами написание Имени привело к вопиющему нивелированию исторических реалий.Даже в английских переводах Библии сохранены различия в начертаниях имен
Joshua (Иисус Навин) и
Jesus (Иисус Христос).
Англикане, католики, протестанты показывают себя в этом смысле как лучшие хранители правды, нежели православные?
Впрочем, Имя пишется с одним «
и» по сей день в украинском, белорусском, русинском, болгарском, сербском, хорватском и македонском языках.
Это языки православных народов и они хранят исконное начертание.
Его же сохраняют и русские старообрядцы.
В старообрядческой Библии поныне читаем, как было во всех св. Писаниях на Руси до реформы Никона: «
Iсъ», «
Iсусъ».
Последователи Аввакума не останавливались и перед самосожжениями того ради, чтобы не была добавлена еще одна «
и»!
Старообрядцы чувствовали, сколь важная христианская истина может оказаться неразличимой в результате такой новации.
А именно: истина, что в писаниях, священных для иудеев, не было того имени, которым повелел ангел назвать Младенца, то есть это было не еврейское имя.
И что, поэтому, получивший такое имя не мог быть обрезан.
5.Именно потому, что Христос не был обрезан, между его сводными братьями возник спор, имеет ли Он право на свою часть наследства Иосифа.
Потому что в еврейском писании сказано
«необрезанный да не вкусит» (Исх 12:48) – не поимеет с евреями ни в чем доли: ни в праздниках, ни в трапезах, ни в наследстве.
Церковное предание сохранило: когда Иосиф разделял землю свою между сыновьями от женщины, на которой был женат перед обручением с Девой, хотел уделить некоторую часть и Христу. Но сыновья Иосифа воспротивились.
(Только Иаков принял Христа сонаследником своей части.
После чего – единственный! – стал известен под именем «брат Господень».
Прочие сыновья Иосифа, вероятно, отказывались считать Необрезанного своим братом.)
Если бы Христос был обрезан, они б не могли противиться.
Ибо для ессеев было священным и такое место из еврейских писаний:
«обрезавшийся пришелец да будет как природный житель земли… один закон да будет и для природного жителя и для пришельца» (Исх 12:48,49).
Тогда как необрезанный – вне закона (еврейского)!
6.В эпоху раннего христианства раввины, желая предотвратить обращение в эту религию евреев, особенно подчеркивали, что Христос был не только «га-ноцри», то есть инородцем и чужеземцем, но – к тому же еще – необрезанным! Раввины первого века постоянно выставляли факт этот в качестве контраргумента в публичных спорах с апостолами.
Еврейские писания первых веков даже специально фиксировали сей факт: апостолы Христа признают Его необрезанным.
Ученики Галилеянина отвечали согласием на «обвинение» со стороны раввинов: да, плоть Его не была обрезана.
Именно такое подтверждение апостолом Павлом того, что Христос не был обрезан, зафиксировано в иудейской Страсбургской рукописи «Тольдот Иешу» пятого века.
Заметим, что Христос дал раскаявшемуся в иудаизме Савлу НЕЕВРЕЙСКОЕ ИМЯ Павел и этим ОТМЕНИЛ ОБРЕЗАНИЕ Савла.
После принятия последним нееврейского имени отсутствие крайней плоти перестало быть знаком завета с иудейским «б-гом», сохраняясь просто как незначительное телесное увечье.
Да не служат Христу обрезанные, потому как сам Он был не обрезан.
Апостол говорит:
«Берегитесь обрезания… я был обрезан на восьмой день, но от всего отказался… ради Христа и надежды воскресения» (Флп 3:2-8).
Старообрядческая Библия речет:
«въ необрезанiи кто призванъ бысть не обрезуется» (1 Кор 7:18).
Сам же Христос был призван к Служению своему
«прежде даже не зачатся во чреве» (Лк 2:21).
7.Еще недавно (по исторической мерке) человечество помнило, что Христос не имел этого изъяна плоти, который обязателен для последователей иудаизма мужского пола.
Даже христианам Запада был известен сей факт не только все средние века, но и в эпоху Возрождения.
Эта последняя, как известно, характеризовалась высокой степенью реализма в изобразительном искусстве. Точность прописывания деталей сделалась тогда требованием настолько же обязательным, как и высота духовного содержания картины.
Одной из наиболее распространенных тем живописи того времени была Мадонна с Младенцем.
Так вот, повторяющаяся без единого исключения
на всех картинах эпохи деталь: Христос (возрастом точно более, нежели восьмидневный)
НЕ ОБРЕЗАН.
Таким изображен Младенец на картинах Леонардо да Винчи
1491 года, Сассоферрато
1650, Беллини Джованни
1480, Андреа Мантенья
1485, Пьетро Перуджино
1495 и 1498 годов, Давида Гирландайо, Лукаса Кранаха Старшего, Франческо Франча (Мадонна с Младенцем и ангелом), Рафаэля…
8.Могут спросить: но ведь во храмах РПЦ один раз в году звучит меж иных песнопений церковной службы что-то такое насчет обрезания Господня?
Звучит.
А именно: «Величание обрезанию Господню», составляющее одну короткую фразу, а также и «Тропарь» этому не имевшему места в реальности событию, составляющий другую не слишком длинную фразу.
Давайте уточним только: ДАВНО ли они звучат?
Книга
«Поучения Рыбинского протоиерея Родиона Путятина (1806-1869)» позволяет видеть:
эти «величание» и «тропарь» являются нововведениями вряд ли намного старшими XIX века. Потому как содержит проповедь, произнесенную где-то в середине него, вот какую:
«Ныне у нас память иже во святых отца нашего Василия Великого, и это редкие не знают. Но какой еще ныне праздник?..
Да, многие, как мне известно, не знают, что ныне еще по плоти обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».То есть перед нами свидетельство:
к середине девятнадцатого века лишь немногие православные знали, что вообще существует надуманный этот праздник! (Хотя тогда такие нюансы веры, как, например, память св. отца Василия Великого знали и совершали все.)
Следовательно, выдуман и учрежден этот праздник реально мог быть лишь немногим ранее XIX века.
Да, немало чего ценного было изъято и еще больше нелепого привнесено в церковь было недоброй памяти реформой 1666 года и следствиями ее!..
Хорошо написал о сочинителях всяческих новоделов еще в 382 году святитель Григорий Богослов:
«О, если бы отсечены были от нас те, которые возмущают вас и вводят новое иудейство, новое обрезание» (Послании к пресвитеру Кледонию)!
Послушаемся святого. Откажемся от нелепого именования праздника «обрезание».
Примем для него естественное название Праздник Наречения Имени, как это предлагает, например Лада Виольева в своей одноименной работе (2013).
*** *** ***
Итак,
Христа «обрезали» не по прошествии восьми дней, а лишь по прошествии восьми ВЕКОВ с момента Его рождения.
Задним числом и в угоду политическим амбициям радикальных папистов первого тысячелетия.Однако столь нелепый проект не встретил поддержки в среде людей образованных, носителей культуры даже на Западе.
Поколения создателей шедевров живописи не спешили принимать всерьез бред про «святой препуций».
Потребовалось и еще восемь веков, чтобы хоть где-то как-то срезонировала сия байка.
А именно, ересиарх Лютер написал в шестнадцатом веке книгу «О том, что Иисус был рожден евреем».
Название было по тем временам скандальным, чем и притянуло внимание. Книга, впрочем, являла собой памфлет.
Лютер ведь пытался сказать нечто вроде: папа Римский понимает св. Писание так же «хорошо», как «осёл разбирает ноты».
Например, у папистов Иисус – обрезан по закону иудейскому.
Но, если так, почему бы и вообще церковь не уподобить синагоге?
Возможно, что и сам Лютер не ожидал, насколько у его читателей туговато получится с чувством юмора.
Необразованные массы западных обывателей восприняли ядовитый сарказм буквально.
И (направляемые заинтересованной стороною исподволь) воскликнули: действительно – почему бы ни уподобить?
Т.о. паписты, как говорится, за что боролись, на то и напоролись.
И даже спешно «утратили» свой «св. препуций», да было поздно.
Затем и еще потребовалось около трех веков, чтобы даже на земле православной некоторые горе-священники начали проповедовать "обрезание Господне".
........................................................
http://cont.ws/post/171843........................................................