...
Александр Пушкин* * *
..................................... Изыде сеятель сеяти семена своя.Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич....
http://ilibrary.ru/text/515/p.1/index.html..........................................
Примечания1. СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ. При жизни Пушкина не печаталось. Написано
в ноябре 1823 г. См.л
«Моёбеспечное незнанье» (стр. 143).
См. письмо А. И. Тургеневу от 1 декабря 1823 г.
Стихотворение вызвано поражением революции в Испании, подавленной французскими войсками.Эпиграф — из Евангелия от Матфея, гл. 13, ст. 3. .....
http://www.as-pushkin.net/pushkin/stihi/stih-361.htm..................................
2. Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный»Южная ссылка, в которой
Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.
Тем не менее, этот период жизни связан у
Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился собственным призванием.
В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение
«Свободы сеятель пустынный», за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок.
Однако зёрна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей. Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой
«в порабощённые бразды бросал живительное семя». Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу. Правда,
Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай. Сам же поэт убежден, что он лишь потерял
«время, благие мысли и труды», пытаясь опередить ход событий.
Обращаясь к своему народу, автор называет его стадом, которому «дары свободы» совершенно не нужны.
«Вас не разбудит чести клич», — резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях.
Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие. И это вызывает в душе поэта огромное возмущение. Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его народа являются
«ярмо с гремушками да бич». Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным. Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.
Источник:
http://pishi-stihi.ru/..........................................
http://pishi-stihi.ru/svobody-seyatel-p ... shkin.html........................................................
3. п.с. два источника - два разных мнения о причинах, побудивших к написанию таких строк
Лично мне, конечно, представляется более правдоподобной первая из двух версия:
так как "рабовладелец" Пушкин вряд ли своих "крепостных" , то есть юридически бесправных "рабов", намеревался "вразумить" таким образом.
Если уж и обращался к кому в этом стихе, то только к "просвещённой прослойке общества" того времени.
Ну, правда, я, конечно, рядом не стоял, как говорится, свечку не держал,
это мой личный оп
ИНИОН, тсзть.
Но явно выигрывает 1-е краткое, но ёмкое, описание побудительного мотива к написанию стиха!
Стихотворение вызвано поражением революции в Испании, подавленной французскими войсками. .........................................
Начало первой буржуазной революции в Испании.17 марта 1808 г. толпы народа напали на дворец Годоя в загородной королевской резиденции Аранхуэсе. Ненавистному фавориту удалось бежать, но Карл IV должен был отречься от престола в пользу Фердинанда VII. Узнав о событиях в Испании, Наполеон решил использовать их в своих целях. Заманив обманным путем в пограничный французский город Байонну сначала Фердинанда VII, а затем Карла IV, Наполеон заставил их отречься от престола в пользу своего брата Жозефа Бонапарта.
...............
................
Буржуазная революция в Испании 1820— 1823 годов....................
Буржуазные преобразования 1820—1821гг......................
В августе 1822 г. к власти пришло правительство «эксальтадос» во главе с Э. Сан-Мигелем. Новое правительство более активно повело борьбу с контрреволюцией.
В конце 1822 г. войска генерала Мины — легендарного вождя антинаполеоновской герильи — разгромили контрреволюционные банды, созданные роялистами в горных районах Каталонии.
Подавляя контрреволюционные выступления, «эксальтадос» в то же время ничего не сделали для углубления революции.
Правительство Э. Сан-Мигеля фактически продолжало аграрную
политику умеренных либералов.
Либеральное дворянство и верхушка буржуазии в 1820—1821 гг. добились осуществления своих целей и не были заинтересованы в дальнейшем развитии революции. Отсутствие радикальных социально-экономических и политических преобразований лишило «эксальтадос»
поддержки народных масс; против правительства стало выступать движение «комунерос».
Контрреволюционная интервенция и реставрация абсолютизма. События 1820—1822 гг. показали, что испанская реакция не может самостоятельно подавить революционное движение. Поэтому Веронский конгресс Священного союза, собравшийся в октябре 1822 г., принял решение об организации интервенции.
В
апреле 1823 г. французские войска перешли испанскую границу. Разочарование крестьянских масс
в политике либеральных правительств, быстрый рост налогов, а также
контрреволюционная агитация духовенства привели к тому, что крестьяне не поднялись на борьбу с интервентами.
В мае 1823 г., когда значительная часть страны уже находилась в руках интервентов, «эксальтадос» приняли решение о вступлении в силу закона об отмене сеньориальных прав. Однако этот запоздалый шаг уже не смог изменить отношение крестьян к буржуазной революции. Правительство и кортесы были вынуждены покинуть Мадрид и переехать в Севилью, а затем в Кадис. Несмотря на героическое сопротивление армии генерала Мины в Каталонии и отрядов Риего в Андалусии, в сентябре 1823 г. почти вся Испания оказалась во власти контрреволюционных сил.
1 октября 1823 г. Фердинанд VII подписал декрет, отменявший все законы, принятые кортесами в 1820—1823 гг. В Испании вновь утвердился абсолютизм, церкви были возвращены отнятые у нее земли.
Правительство начало преследовать участников революции.
В ноябре 1823 г. был казнён Р. Риего. Ненависть
камарильи к революционному движению дошла до того, что в 1830 г.
король приказал закрыть все университеты, видя в них источник либеральных идей................
http://www.veter-stranstvii.ru/istorija ... ml?start=9................
В ноябре 1823 г. был казн
ён
Р. Риего.
.......................................... СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ. При жизни Пушкина не печаталось.
Написано
в ноябре 1823 г. См.л
«Моё беспечное незнанье» (стр. 143). См. письмо А. И. Тургеневу от 1 декабря 1823 г.
Стихотворение вызвано поражением революции в Испании, подавленной французскими войсками......................
Возможно даже, именно Р.Риего оно, стихотворение это, и было посвящено...
.. тогда..
А после уж интерпретировано было "под нужды" текущих периодов времени, под нужды моментов.
...
...