...............................................
http://www.rg.ru/2015/03/16/rodina-arktika.html............................................
Почему и сегодня вокруг Севморпути кипят политические страсти?
Актуальное послесловиеМихаил Тимошенко Помните старую карту СССР с пунктирными линиями, сходящимися на Северном полюсе?
Они обозначали полярный сектор Арктики, унаследованный Россией от Советского Союза и Российской империи.
Многие годы на него никто не покушался всерь
ёз.
Но в июне 1990 года в рамках "нового мышления" президент СССР Михаил Горбачев отдал США (линия Шеварднадзе-Бейкера) 76 тыс. кв. км нашей экономической зоны в акватории Берингова моря, включая часть континентального шельфа с уже разведанными нефтегазоносными месторождениями.
Потери России только в области рыболовства составили более 2 млрд долларов.
Вдобавок американцы взялись оспаривать юрисдикцию России над островами Врангеля, Геральда, Беннетта, Генриетты, Медного, Сивуч и Калан.
А
в 1997 году Российская Федерация столь же необдуманно ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву (принятую в 1982 году и фактически отменившую самое понятие "полярный сектор").
Вместо него мы получили всего лишь суверенную 12-мильную зону территориальных вод и 200мильную исключительную экономическую зону.
Такое уничижительное отношение к своему добру не осталось незамеченным.
И вот уже британцы заволновались о человечестве:
"Отдайте Арктику России - и ждите новых экологических катастроф". Экологи подхватили: русские буровые - смерть белым медведям, а плавучие АЭС - всей планете.
Эпидемия беспокойства охватила США, Канаду, Норвегию, Данию и
даже Эстонию.Стоимость разведанных здесь запасов нефти, газа, металлов оценивают в 15 трлн долларов.
А подход к сокровищам один - Северный морской путь (СМП). Он вдвое короче любого пути из Европы в Азию.
И, по международным законам, проходит по нашим внутренним морским водам и территориальным морям.
А значит, за проход по нему надо платить, чего очень не хочется.
Выход один - отнять Севморпуть у русских, взять под международный контроль, сделав интернациональным. За это стоит бороться и даже воевать.
И вот уже чужие подлодки круглосуточно патрулируют в Баренцевом море, а над трассами СМП ежегодно фиксируется до 150 разведполетов...
Ответ России, как принято говорить, симметричен.
Недавно Минобороны РФ заявило о строительстве в арктическом регионе 13 аэродромов и 10 радиолокационных станций.
Строительство новых объектов уже идет на мысе Шмидта и островах Врангеля, Котельном, Земле Александры и Новой Земле.
До 2017 года будут сформированы две мотострелковые бригады, чья задача - обеспечивать проход и сопровождение кораблей по Северному морскому пути.
из истории вопроса
Европейская смута вокруг северных ходов
Попытки захватить русские арктические территории жёстко пресекались ещё в ХVI векеНаталья Иртенина 1553 годОт берегов Англии на северо-восток отправилась в плавание экспедиция во главе с сэром Хью Уиллоуби и капитаном Ричардом Ченслером, снаряженная для поисков пути в Китай. Путешественников вдохновляло сочинение итальянца Павла Иовия Новокомского "Книга о посольстве Василия, великого государя Московского к Папе Клименту VII..." (1525 г.), написанное по мотивам рассказов посольского переводчика в Риме Дмитрия Герасимова.
Русский Север был известен Герасимову не понаслышке: с конца XV века русские дипломаты не раз плавали из Белого моря в Западную Европу. Ходили московские послы по Студеному морю-океану на ладьях местных жителей - поморов, отлично знавших морские пути на запад, восток и север.
Промысловые маршруты для добычи морского и пушного зверя назывались у поморов ходами.
С XV в. был освоен ход на Грумант-Шпицберген.
Чуть позже появился ход на Новую Землю.
Во второй половине XVI в. поморы проложили Мангазейский (в Обскую губу) и Енисейский ходы.
Есть сведения, что русские знали и путь до Гренландии, прочно забытый к тому времени скандинавами.
Плавание британцев завершилось неудачей, путь им преградили льды.
Поиски пути в Китай продолжил Стивен Барроу, капитан корабля "Ищи наживы".
У Кольского полуострова британцам встретились русские промысловые суда, поморы показали англичанам путь к Новой Земле. Но к югу от нее, дальше острова Вайгач, разделяющего Баренцево и Карское моря, британский корабль тоже не пустили льды.
1580 годИз Англии стартовала очередная экспедиция на двух кораблях во главе с Артуром Пэтом и Чарльзом Джекманом.
Экспедиции предписывалось достичь устья Оби и обследовать реку, продвинувшись как можно дальше в глубь материка.
Затем плыть на восток в поисках пролива Аниан, за которым к югу лежат "владения могущественного государя, императора китайского".
Открытие пролива следовало держать в тайне из опасений международной конкуренции.
Очевидно, англичане планировали завязать тесные контакты с местными народами в обход Ивана IV Васильевича.
Ведь о том, что самоеды и югра (ненцы и ханты) - данники московского царя, в Европе было известно.
Однако британцам удалось продвинуться ненамного дальше Барроу: суда уперлись во льды в проливе между материком и островом Вайгач.
И не добрались даже до Оби.
1583 годК Ивану Грозному отправился посол Елизаветы I с настоятельной просьбой:
"Чтоб государь позволил ходить на Русь торговать одним англичанам", а все прочие европейские купеческие суда не пускал ни на Кольский полуостров, ни на Двину, ни на Обь, ни к реке Ислендь - Енисею.
Морской путь до Енисея еще не был толком разведан поморами, тем не менее британцы заранее заявили претензии на торговое освоение необжитых краев. Иван Грозный решительно отверг их требование.
1584 годПоисками северо-восточного пути в Китай занялись голландцы. Экспедиция, возглавляемая Оливером Брюнелем, достигла Новой Земли, но опять же не смогла выйти в Карское море.
1594 годГолландская экспедиция под командованием Б. Ная и К. Тотталеса сумела пройти немного дальше Вайгача.
Но она ошибочно приняла Байдарацкую губу у западного берега полуострова Ямал за устье Оби.
Часть материка возле этой губы (Югорский полуостров) европейцы красноречиво назвали Новой Голландией. В экспедиции участвовал Виллем Баренц.
1595-1596 годыДве следующие голландские экспедиции проходили уже под руководством Баренца.
В ходе последней он решил обогнуть Новую Землю с севера. Это удалось, но во время зимовки на архипелаге Баренц погиб.
Перед уходом к Новой Земле его последняя экспедиция открыла для Европы архипелаг Шпицберген - давно знакомый русским поморам Грумант.
Море, известное со времен вольного Новгорода как Мурманское (а позднее Северное, Московское, Ледовитое), в XIX веке европейцы назвали Баренцевым.
В следующем столетии голландцы организовали еще несколько арктических плаваний, но корабли застревали там же, у западных пределов Карского моря.
Во второй половине XVII столетия в Европе пришли к выводу, что Новая Земля соединена с материком и Гренландией как перешеек, и, значит, северного морского пути в Китай не существует.
1612 год В год, когда русский престол пустовал, английская "Московская компания" представила королю Якову I проект отторжения от России и превращения в английскую колонию всего севера и востока по Волге вплоть до Каспийского моря.
Европейские проекты торговой колонизации сменились идеями силового захвата русских земель.
Воспользоваться Смутой решили и шведы, вновь после русско-шведской войны 1590х гг. попытавшиеся осуществить свою геополитическую грезу по военному захвату Карелии, Мурмана и Поморья - и вновь безуспешно.
1619 годЦарский указ запретил плавание по морю в "златокипящую" Мангазею (портово-торговый город у Обской губы), чтобы не открыть иностранцам дорогу в богатейшие края.
У поморов эти ходы считались заповедными, секретными.
При встречах в море с иностранными судами русские нередко хитрили.
Голландец Я. Г. ван Линсхотен, участник экспедиции В. Баренца, описал по их лукавым рассказам путь до Оби: морем вокруг полуострова Ямал.
На самом деле русские промысловики этим маршрутом не пользовались - он был непроходим из-за льдов.
Заповедный поморский путь на Обь лежал поперек Ямала - по рекам, а между реками - волоком. Точно так же ходили к Енисею и дальше на восток.
Правительство в сохранение этой тайны запретило передавать иностранцам сведения о морских путях в Сибирь.
За разглашение грозила смертная казнь.
А царь пошел даже на беспрецедентный указ 1619 года, который, естественно, шел вразрез с экономическими интересами своих же поморов, развитием русского арктического мореходства и приполярных городов.
И даже поморские путеводные знаки - традиционные кресты по берегам - были уничтожены.
Впрочем, у европейцев и не было шансов пробиться на восток путями поморов.
Крупные суда с глубокой осадкой, не приспособленные к плаванию в ледяных морях, тем более к волоковой тяге, не выдерживали конкуренцию с русскими ладьями-кочами. Кочи, имевшие яйцеобразный корпус и дополнительную защитную обшивку - "ледяную шубу", при попадании в ледовое поле выжимались на поверхность льда, по которому суда можно было тянуть канатами.
1647 годСемен Дежнев, Федот Попов и Герасим Анкудинов на трех кочах прошли по легендарному "проливу Аниан" между Азией и Америкой.
Русские землепроходцы прославили и вписали в историю свои имена.
И окончательно посрамили европейцев, почти уверившихся к тому времени, что ходу на восток нет...
............................................
http://www.rg.ru/2015/03/16/rodina-arktika.html............................................