кстати, в каком-то из дискуссионных полей СН её видеодоклад о русских "гуслях" размещался уже
(или в "Свободных ассоциациях" или в "Слове, как средстве общения и ..",.. года два или три назад)
Правда, без текста. Только "на слух".
Всколыхнуло и удивило тогда упоминание массового уничтожения русских гуслей "церковью"
и замалчивание "официозом" и "РПЦ" этого факта по сей день до сих пор.
. от 22.11.
.
..........................................
Цитата:
Про гусей-лебедей, Брахмо, ткань Мироздания и не только...
..."Две юницы снуют основу, на 6 колышков две снующих" - возможно это и есть две руны Рода...
"Одна другой протягивают пряжу и не рвут её не прерывают...
Вот колышки - основа небу, стали гласы для ткани челноками..." Светлана Жарникова - кандидат исторических наук, искусствовед и этнограф
- более двух десятилетий отдала изучению традиционной народной культуры Русского Севера.
Просветительская деятельность
Светланы Жарниковой посвящена древнейшим корням русской народной культуры.
В своих лекциях, выступлениях и книгах она раскрывает тайны утраченной истории наших предков славяно-ариев.
.........................................................................................................
Гусли – инструмент гармонизации ВселеннойПочему христиане уничтожали гусли?Каждый исследователь, изучающий историю православия на Руси, останавливается перед необъяснимым феноменом, резко негативным отношением к такому, безобидному казалось бы музыкальному инструменту как
гусли. Так ещ
ё проповедник
12 века
Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем
" кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки". В требнике
16 века среди вопросов на исповеди есть такие:
" ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?".
А игумен
Памфил ругал псковичей за то, что
"они во время купальской ночи играли в бубны и сопели и гудением струнным".
Исторические документы свидетельствуют, что во времена
Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами.
Почему? Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос.
Но начн
ём с того, что ещ
ё в 1903 году, в индийском городе Бомбее вышла на свет книга выдающегося индийского уч
ёного и общественного деятеля
Тилака "Арктическая Родина в Ведах". Посветив всю свою жизнь изучению родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далёкими предками индийцев и иранцев.
И те странные явления, которые были описаны в священных книгах
Ригведе, Махабхарате, Упанишадах,
Тилак пришел к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около полярного круга. Именно здесь находилась прародина индоиранцев, или как они себя называли Ариев. Часть из них
4 - 5 тыс. лет назад ушла на территорию Индии и Ирана.
Книга
Тилака перевед
ённая на все европейские языки впервые переведена на русский только
в 2000 г. Наталией Романовной Гусевой и вышла в свет в Москве
в 2001 году.
В середине
50-х годов
XX-го века выдающийся санскритолог
Рахула Санкритьяяна описал эти передвижения в своей книге
"От Волги до Ганга" и ввёл в научный оборот новый термин -
индославы.
Заметим, что ещ
ё в 1964 году один из крупнейших санскритологов Индии профессор
Дурга Прасад Шастри писал
"Если бы меня спросили, какие два языка мира наиболее похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний русский и санскрит". Таким образом, древние ведические обряды, ритуалы, священные тексты имеют непосредственное отношение к севернорусской народной традиции, исследователи которой неоднократно отмечали, что для не
ё характерна консервация рудиментов архаичнейших явлений, порой не находящих отражений даже в ведической традиции.
Общеизвестно то огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающей птице -
гусю,
лебедю,
утке, где она символизировала:
небо,
свет,
огонь,
солнце, а также воплощение
Творца и
Вселенной.
Так в санскрите
хамса -
гусь -
лебедь душа, познавшая высшую Истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный Рим, музыка Вселенной.
Но и в русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль.
Зачастую именно
гусь,
лебедь,
утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же песнях именно
гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста.
Примером может служить предсвадебная песня, записанная
в Архангельской губернии:
"Вы где гуси были, вы где ночевали, где спали, побывали. Мы спали у княгини, побывали у первобрачной. И что княгиня делает? Во гусли играет, дары снаряжает".В гусли гудели, и здесь стоит вспомнить, что и в русских диалектах и на санскрите "
гу" значит звучать.
Ни гука - ни звука, ни гукнуть, то есть
не прозвучать. Но кроме этого термит "
гу" в санскрите значит ещё и
идти,
двигаться.
Вспомним русское слово
гулять. Мы с вами
гуляем праздник, мы с вами
гуляем свадьбу, то есть
и звучим и двигаемся.
И тут мы подходим, пожалуй, к самому главному.
Сотворение ВселеннойВ древних ведических текстах, в книгах эпоса
Махабхарата, Адипарва и Ашвамедхикапарва говорится, что сотворение Вселенной происходило следующим образом. По мысли и слову, которое является озвученной мыслью Творца, появилась некое
огромное яйцо,
"вечное как семя всех существ. В нём подлинным светом был вечный Брахмо - чудесный, непредставимый, вездесущий. Тот, кто есть скрытая и не уловимая причина реального и не реального". Брахмо как
соединение мужского и женского начала, то есть нечто среднее.
У него было только одно свойство, это
звук.
В
Ашамедхикапарве Брахмо называют сверхсветлым светом, эфиром.
Именно этот сверхсветлый свет создал пространство и произв
ёл основу личности, которая по своей сути небесна.
Заметим, что
сверхсветлый свет, это название фона наших с вами русских икон.
Брахмо в древнеарийских текстах называется эфиром. И утверждается -
эфир высший из элементов.
У него есть только одно свойство, и называется оно звуком. Эфир порождает семь звуков и аккорд.
Затем
звуки эфира порождают движение или ветер.
И у него уже два свойства,
звук и
касание, то есть
инерция.
Прич
ём инерция является собственным свойством ветра и движения.
В результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие касания - инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов спектра, который корелируется с семью первозвуками.
Свойствами
света является
звучание,
касание и
образ.
Прич
ём собственным свойством света (видимого света), является именно образ.
Вс
ё что мы с вами видим в этом мире это то, что имеет образ.
Рожд
ённый из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному Прави и как образ к миру проявленному Яви.
Заметим что
в поучении против язычества в X11 - X111 века в
"Слово о твари и дни рекомом недели", говорится, что
русские язычники поклоняются в первый день семидневной недели (воскресение) не солнцу, утверждая, что солнце только вещественное воплощение света, а
белому свету, то есть
свету вселенскому.
Как писал
Борис Александрович Рыбаков, вот этот свет, не имеющий видимого источника не осязаемый и неисповедимый, как эманация божества творящего мир, и был предметом поклонения средневековых язычников.
В священных текстах
Упанишад говорится, что
вселенский свет это златоцветная птица, обитающая в сердце и солнце.
Огонь называют белой птицей, несущей свет.
На санскрите огонь "
очищающий, очищение", звучит как
павана, а
павака -
чистый, яркий огонь.
Кроме того,
павана это
свежий ветер, а
павана манна это название многих хвалебных гимнов.
Но в севернорусских обрядовых песнях, водоплавающая птица
гусь -
лебедь носит название
паванька, пава, павана. Таким образом, огонь и хвалебный гимн в санскрите прямо соотносятся с севернорусским названием
гуся - лебедя - паванька, пава, павана. И здесь стоит вспомнить, что древнеславянские ритуальные костры
V1 - V века до нашей эры выглядели как фигуры пылающих лебедей. О ч
ём свидетельствуют найденные археологами зольники - остатки этих костров.
Зная о том, что в древнейшей традиции, музыкальный лад, связанный с гусями, лебедями, творит музыку космоса, что
игра на гуслях сравнима в этом мифопоэтическом ряду с тканьем мировой гармонии, можно понять почему автор "Слова о полку Игореве" связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны - гусель, по которым передвигаются пальцы вещего Бояна, как по нитям основы уток, творя ткать эпической песни.
В
Ригведе гимнотворчество мудрецов (
Риши или
Раша) это процесс, в котором
высшая творческая сила слово (озвученная мысль) создаёт космос, ткёт его. О единстве понятий узор ткани и узор песни, ткать ткань, излагать песню, свидетельствует такой термин санскрита как "
прастава", имеющая аналогию
в севернорусском диалектном "прастава", "праставка".
Но севернорусская
"праставка", "прастава" это вышитая или заполненная тканым узором полоса ткани, украшающая рубахи, передники, концы полотенец набожников, скатерти, свадебные простыни, то есть сакрально означенные вещи.
Санскритская же "
прастава" - это
священный текст,
хвалебный гимн.
Так в гимнах
Ригведы поэт-певец просит помочь ему, ткущему произведение, и говорит о том, что новую и новую нить ткут к небу и в океан озар
ённые поэты. Прич
ём внутри текста самого гимна термин "
прастава" имеет множество значений: "
прастава" - это
огонь, солнце, взошедшее солнце, время после восхода солнца, воздушное пространство, дождь, ветер, лето, речь, кожа человека, любовный зов, три мира.
Таким образом, исполняя священный гимн, поэт-певец-музыкант соединял в одно целое все три мира.
Голосом, ритуальным пением, как утком ткётся из нитей - слов, на нитях основы - струнах ткань вселенной. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану.
Не случайно в ведических текстах, многотысячелетней давности говорится
о трёх нитях основы, по которым двигается
гусь-свет-огонь, созидая вещественный мир.
Гусли – инструмент гармонизации ВселеннойДревние трёхструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент - божественный инструмент. Вдумайтесь в слова гимнов древней веды заговоров -
Адхарва Веды - повествующего о сохранении гармонии во вселенной:
"Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу и не рвут её, не прерывают. Вот колышки - они основа небу, стали гласы для тканья челноками".
Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны, на которых натянуты
три струны -
нити основы (
гуны)
это священные столбы, о которых в
Ригведе говорится
"Словно гуси, выстроившиеся рядами, прибыли к нам столбы, одетые в светлое, поднимаемые перед огнём поэтами, боги вступают на путь богов".Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они
гудят, а значит
из звука гу и движения гу, созидают третий компонент - видимый свет, творящий вс
ё проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир.
Они
подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли
скоморохами, а "
скомрат" на санскрите значит
вестник, посланец, говорили
"идущие со светом по свету".
И в той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежд
ёнными, коль скоро
даже в конце в XX-го века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.
.......
Жарникова Светлана Васильевна - кандидат исторических наук, этнолог и искусствовед,
действительный член Русского Географического Общества.
-
http://slawa.su/lichnocni/zharnikova-sv ... va-sv.html ........................................................
см. также -
........................................................
...
ЖАРНИКОВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА, член Международного клуба ученых с 2001 года.
Родилась в г.Владивостоке Приморского края.
В 1970 г. закончила факультет теории и истории изобразительного искусства ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде. Работала в г.Анапе Краснодарского края и г.Краснодаре.
С 1978 по 2002 г. жила и работала в г.Вологде.
С 1978 по 1990 -- научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
С 1990 по 2002 г. -- научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского Научно-методического Центра культуры. Преподавала в Вологодском областном Институте повышения квалификации педагогических кадров и Вологодском Государственном педагогическом Институте.
С 1984 по 1988 г. -- обучение в Аспирантуре института этнографии и антропологии АН СССР. Защитила диссертацию «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях).
Кандидат исторических наук.
С 2001 г. член Международного Клуба Ученых.
С 2003 г. живет и работает в Санкт-Петербурге.
Арктическая прародина индоевропейцев; ведические истоки северорусской народной культуры; архаические корни северорусского орнамента; санскритские корни в топо и гидронимии Русского Севера; обряды и обрядовый фольклор; семантика народного костюма.
..........................................................