Как развалить систему образования за семь шагов? Идея о том, что государство может быть заинтересовано в снижении качества образования, не является новой. Тем не менее, в "теорию заговора" поверить всегда труднее, чем в простую человеческую глупость. В данной статье предлагается проверить правдоподобность гипотезы управляемого снижения качества образования при помощи методики, придуманной братьями Стругацкими.
Лирически-методологическое предисловиеКогда-то меня до глубины души тронула книга братьев Стругацких «Волны гасят ветер».
На описанной в книге Земле будущего была такая профессия – прогрессор.
Прогрессоры внедрялись в другие менее развитые, чем Земля, цивилизации и исподволь направляли общество к прогрессу в нужном направлении.
И вот однажды некоего прогрессора пронзила мысль: а что если на Земле тоже действуют законспирированные прогрессоры более высокоразвитых цивилизаций?
Надо их обнаружить! Но как?
Автор идеи предложил трехшаговую методику выявления инопланетных прогрессоров.
Во-первых, предположим и допустим, что они действительно существуют.
Во-вторых, зная их цели, попробуем спрогнозировать, что они должны делать (что бы мы делали на их месте).
В-третьих, будем искать совпадения между нашим прогнозом и реальными событиями на Земле. А далее в книге описывается история применения этой методики, благодаря которой шайка законспирированных прогрессоров была вскрыта и обезврежена.
Предлагаю воспользоваться методологией Стругацких применительно к системе образования.
Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования.
Подумаем, что для этого надо было бы сделать и будем искать совпадения в реальной жизни.
В данном случае я выступлю в роли гипотетического регрессора и разработаю краткую диверсионную план-программу развала системы образования.
А Вы, уважаемые читатели, сами ищите совпадения в реальной жизни и делайте выводы.
Итак, моя программа разрушения системы образования (на примере высшего образования) получилась из 7 пунктов.
7 пунктов.1. Снижение творческой мотивации педагоговОбщая идея. Как учил товарищ Сталин, «кадры решают вс
ё». Проблема в том, что педагоги высшей школы – кадры ещ
ё те. В своей массе в ВУЗах работают самомотивированные личности, которые делают сво
ё дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому, что им это интересно, и потому, что они считают, что это важно и нужно.
Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих гвоздей людей?
Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла ж
ёсткая обида на систему, которой они служат.
Обостр
ённо чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает сво
ё чёрное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.
Конкретные действия. Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата (доход).
Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц.
Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества.
Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему.
При этом очень важно довести ситуацию именно до абсурда — чтобы профессора/доктора получали меньше уборщицы.
Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в состояние аффекта.
Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные и унизительные дефициты: бумаги, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п.
Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить ВУЗ-придурку.
2. Подрыв авторитета педагоговОбщая идея. Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками.
При таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность, близкую к нулевой.
Конкретные действия. Смотри пункт 1.
3. Бюрократизация учебного процессаОбщая идея. Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мысли, он должен быть постоянно занят; неважно чем, главное – занят.
Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой.
Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.
Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отч
ётов.
Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново.
Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, уп
ёртые и стойкие.
Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую.
Чтобы исключить эту возможность необходимо в документооборот ввести элемент авральности:
около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и с-сегодня-на-завтра.
4. Либерализация учебного процессаОбщая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивления.
Поэтому
насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса.
Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения.
Давайте вспомним старые фильмы с Брюсом Ли и Ван Даммом или учителя «Белый лотос» из кинофильма-гротеска «Убить Билла 2».
Помните, как там учителя учили своих учеников? Результат был – ого-го!
Для снижения качества образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс.
Человек — существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из-под контроля школы и родителей и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до уч
ёбы.
Конкретные действия. Свободное (пусть не de jure, но de facto) посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдач экзаменов и зач
ётов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от явления отчисления) студентов.
Побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.
5. Разрушение интеллектуальной атмосферыОбщая идея. В ВУЗе лекции и семинары – это не главное. Главное – это создание образовательного поля.
Именно поэтому западные ВУЗ охотятся за нобелевскими лауреатами и известным уч
ёными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия.
Почему учёные любят ездить на конференции и симпозиумы (на которых, по правде говоря, больше «тусуются» и «выпивают», чем обсуждают научные проблемы)?
Да потому, что они там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном месте созда
ёт уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи.
Однако это интеллектуальное поле легко разрушается под действием низкоуровневых вибраций.
Достаточно ввести в это поле десяток идиотов и пиши «пропало» – поля больше нет.
Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют.
Конкретные действия. Необходимо устранить заслоны, препятствующие при
ёму в ВУЗы идиотов, безкультурных, агрессивных личностей.
Для этого необходимо:
— лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно,
— сделать при
ём в ВУЗы безличным (элементарный фейс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы),
— снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).
Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных бюджетных средств, делаем следующее:
излишки студентов должны сами оплачивать свое обучения,
количество преподавателей не увеличивать, увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализации пунктов 1 и 3 программы).
Увеличение количества студентов, приходящихся на одного педагога, выгодно ещ
ё и потому, что обезличивает учебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.
6. Подбор руководящих кадровОбщая идея. На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям.
При правильном подборе и расстановке кадров скорый развал системы гарантирован.
Конкретные действия. Кого следует назначать на высшие руководящие должности в системе образования?
Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде своих коллег.
Во-вторых, «крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах.
В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений;
в этом случае они будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему покровителю и будут идеально повиноваться и хранить тайну.
Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются следующие психологические типы:
тупые, амбициозные, гиперактивные, агрессивные, трусливые, соглашатели, алчные.
7. МаскировкаОбщая идея. Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, е
ё необходимо замаскировать.
Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман – тем легче в него поверят.
Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но
мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), внаглую и по-крупному.Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации и т.п.
Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом.
Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы.
Для этого периодически следует
затеивать бессмысленные реформы:
менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4;
сначала вводить, а потом отменять баклавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.;
предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п.
Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.
Замечания к программе
Данная программа рассчитана на 5-10 лет.
После этого срока начинают действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.).
После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающийся характер.
Вот, собственно, и вс
ё. Как видите, ничего сложного.
http://obrazovanie.by/sandakov/kak-razv ... vanie.html..