Есть язык и язык. Например, есть язык политологии с присущими ей терминами, есть обиходный. Есть язык политических прокламаций. И хотя все перечисленное может входить - и входит - в естественный русский язык, всё же это - семантически далеко не одно и тоже. В обиходе как-то уже устоялось понимать так, что патриотизм - это и есть любовь к Родине. Якобы, состав самого слова говорит уже об этом. А между тем:
1. Этимологическая проблема
а. Состав слова
"Патрос" - в переводе с греческого означает "Отечество". Слово "патриот" в Греции означало "соотечественник". Иначе говоря, чтобы именоваться патриотом, не требовалось Отечество любить, было достаточно к нему принадлежать, причем иметь в этой земле "корни" ряда поколений. Ибо Отечество - это "земля отцов" Итак, вот связь патриотизма с принадлежностью к своему народу - поколениям его, что на родной земле рождались (потому она и родная). Отечество есть одновременно и Родина
Во французском языке слово "патри" также означает: "Отчизна", "Отечество". Но мы видим, что во французской культуре в соответствии с задачами истории здесь ясно появляется тема любви к земле своих предков. Причем любовь к Отчизне понимается действенно и конкретно: мало говорить о своём патриотизме, ты - патриот только если готов пожертвовать ради земли отцов своим благополучием, самой жизнью В таком значении слово "патриот" вошло и в русский язык. Вот только значение слова не бывает устойчивым в культуре, оно со временем меняется и расщепляется на области значимостей
Разумеется, греки и французы нам, что называется, не указ, и в слово "патриот" мы можем вкладывать несколько иной смысл. Но какой же? Патриотизм стали использовать в политтехнологиях
б. Словарная тематика В словаре патриотизм определен как "политический и моральный принцип". Обратим на это внимание. Морально-политический принцип прежде всего Вторая "ипостась" патриотизма - эмоциональное переживание своей принадлежности к Родине
2. Онтологическая проблема
Но ни эмоции, ни даже мораль сами по себе - это еще не любовь. Тем более, политический принцип. Политика может вытекать из экономики - что и следует в государстве, может - из вопросов управления обществом. Но что касается любви, из нее вообще ничего не вытекает. Она либо есть - и тогда освещает человеческое бытие, высветляет его и дает смысл, либо ее нет, и тут политика с ее принципами нам не поможет, сколько мы не объявляли бы эти принципы моральными. Любовь к Родине - в этом отношении не отличается от каких-либо иных любовей. Это значит, что она гораздо чаще любовь не за что-то, а скорее вопреки.
Онтологическая проблема патриотизма - как раз и есть самая мучительная. Потому что если морально-политический принцип отождествить с любовью к своей стране и народу, мы невольно должны будем связать любовь с иными политическими признаками и принципами. Современная политология - это комплекс политтехнологий. А политтехнология не строится от противного. Она идет к цели самым непосредственным путем, хотя бы средства у нее были самые изысканные. В ней патриотический принцип - всегда "любовь за что-то"
Я люблю свой народ за то, что он самый великий, сильный, благородный и культурный Я люблю свою страну за то, что она большая, непобедимая со славной историей и могучим народом
Проблема "этномазохизма"
Причем любовь "за что-то" это всегда любовь-ненависть, то есть метание между крайностями: позитивного и негативного. Поэтому геббельсовский принцип "люби друзей и ненавидь врагов" положен в основу деятельности многих политизированных патриотических организаций. Ригоризм такого позиции очевиден: моя страна и народ - есть совершенный образец всего самого лучшего, и всякий, кто посмеет это отрицать - враг, которого следует ненавидеть и с которым нужно бороться Недаром "новые правые" (в этом отношении мало чем отличаясь от старых) приписывают своим оппонентам ни много ни мало как "этномазохизм"
И вот действительно, казалось бы, есть люди, которые словно готовы нарочно выискивать в своем же этносе, у своей же Отчизны сплошные недостатки. Негодяи, не так ли? Следует однако учесть, что "этномазохизм" - как раз обратная сторона преувеличения национальных достоинств, это компенсационный механизм в общественном сознании, где одни крайности погашаются другими Из того следует, что борьба с "этномазохизмом" его же и провоцирует
Характерный пример в этом отношении - политизированная сатира М. Задорнова. Вот его типичное выступление: начинается как положено: "американцы, они такие глу-у-упые". И вот думаешь, что и дальше будет продолжаться в том же духе. А вот и нет: Задорнов обращается к "нашим" и начинает чистить наших не хуже чем американцев. Причем делает это добродушно, но чувствительно
Когда восхищаются Родиной, но не тем, что она есть, а как неким совершенным образцом, как идеалом, есть ли тут место такому чувству как любовь? Ведь любви приходится иметь дело с реальностью. От очарования до разочарования один шаг
Когда любишь Родину и народ за что-то конкретное и при том образцовое, дающее энергию, повышающее тебе самооценку, чтобы с гордостью провозглашать: "мы" - например за непобедимость и величие, то до ненависти к тому, что прежде сам же любил, тут гораздо ближе чем кажется. Как ни странно. Помните что сказал Гитлер, отдавая в осажденном Берлине приказ затопить метро, где прятались люди? Он сказал: "Мой народ проиграл войну, поэтому он недостоин сожаления" Может, Гитлер не был патриотом? Был, но вот любви в этом патриотизме совсем не оказалось. И это стало ясным именно в трудные времена Германии, что типично. Был у него патриотизм как политический принцип, доведенный до нонконформического абсурда.
Мы любим просто в силу того, что любовь есть
Христианского толка смиренная любовь-покаяние политизированному ригорическому патриотизму чужда. Его метод - перфекционизм. Любить Родину, хоть бы она была поражена болезнями и не выглядела привлекательно так как ему хотелось бы - это неприятно патриоту.
Неужели мы любим Россию только за то, что она такая да разэдакая, друзья мои? Но если Родина - мать не в напыщенном, казённо-патриотическом смысле слова, а в самом что ни на есть чувственном и наличном, значит правильно сказал классик, что больную и страдающую мать ты любишь больше чем сильную. Но только в том случае, если твоя любовь к Родине "не ищет своего", то есть не служит средством подпитать собственную самооценку путем раздутого "мы". Все эти "мы покажем американцам кузькину мать", "мы надерем зад европейцам" - вовсе не любовь к Родине, а наоборот: доминанта эгоцентризма в коллективном сознании ("мы пахали")
И не нужно нам сочинять исторические байки на тему того, что "не было на Руси многольского ига" - только чтобы Русь не выглядела униженной и побежденной Намерения благородны, да только ложью не послужишь любви.
Друзья мои, русские тем и сильны, что умели учиться у победивших врагов. И пословицу "за одного битого двух небитых дают" создал русский народ Было иго, да чём закончилось? "Золотая Орда" исчезла как дурной сон, а Россия стоит и будет стоять. В том-то и дело Так что не нужно якобы-патриотизма ради уродовать историю. Она мудрее нас
Национальная самооценка - это стержень, "предмет силы" этноса. Но этому стержню нужен принцип оптимума, а не максимума. Ему необходима мера. Недооценишь его - не сыграешь в истории существенной роли, переоценишь - тебя постигнет судьба "третьего райха" и множества ему подобных
Конечно, патриотизм стране нужен. Ведь именно он и сплачивает людей. А национальное чувство - едва ли не самая могучая сила в государстве. Приглашать ее в сторонники, аппелировать к ней любят политики всех мастей. Правда, это вовсе не значит, что сам политик - патриот. Например, Ленин, опытнейший и умнейший политик своего времени, использовал национальное сознание масс как таран, когда чувствовал, что "революционное самосознание" иссякает. Заметим, что пропаганда против Антанты - это агитация именно против иноземных захватчиков. Хотя помощь большевики при случае охотно принимали у иностранцев и это не унижало их национальной гордости. Желая ополчиться на капиталистов, Ленин заявляет: "Когда дело доходит до кармана, их патриотизму сразу приходит конец". Между тем, когда дело доходило до идеологии, патриотизм у большевиков даже не начинался. Ведь марксизм-ленинизм - это всего лишь навсего капитализм наоборот. Эта та же спартаковского типа идеология рабов, победивших своих господ и провозгласивших себя господами. Лишь иной класс объявлен гегемоном, а сам припцип разделения общества по имущественному и профессиональному критерию остался в неприкосновенности.
Патриотизм же, хотим мы этого или нет, имеет дело с принципами национальными, потому что затруднительно отделить страну от живущего на ней народа, в территории страны слишком много для такой разделительности народной истории и самого содержания этноса. А нация - это есть сражающийся этнос
Сам по себе патриотизм - прекрасный принцип, в том числе и для целей политики. Но...меньше бы в нем "изма", больше бы самой любви к Родине. Той, что не ставит никому и ничему условий...
_________________ Верю Богу и верю в Россию
|