Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 23 апр 2024, 22:10

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3120 ]  Пред.  1 ... 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105 ... 208  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 авг 2017, 23:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 авг 2016, 12:55
Сообщения: 1161
Муж Иринии писал(а):
Во-первых самодельный психиатр забывает, что еще совсем недавно Владимир Владимирович, великий и прекрасный, называл Трампа гением. А у Путина-то как раз нет раздвоения личности, что он сказал, то свято, да и ошибаться он не может по определению.
Понятно, что у некоторых граждан память короткая, так как они живут от заказа до приказа, но...все-таки не настолько же, чтобы забывать знаковое событие, которому еще и года не исполнилось
Но это еще, так сказать, пол-беды. В конце концов, и гений может заболеть шизофренией. Может, с Трампом эта беда и стряслась?

Говорилось про "политическую шизофрению" государства США, а не про шизофрению президента США.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 авг 2017, 23:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 сен 2013, 10:53
Сообщения: 1593
Под "политической шизофренией государства" нужно понимать шизофрению отдельных людей- государственных политиков, так как шизофрения, говоря научно, это болезнь человека, а не государства. И Ефимов приводит в доказательство своей доктрины именно медицинские формулировки

Вообще-то, инкриминировать политическим противникам психические заболевания - не придумка Путина или Ефимова, это уже весьма старо. Движение "антипсихитарии" не случайно было именно политическим движением, так как стало протестом против такого явления как карательная психиатрия, используемым в политике. И там шла конечно речь об отдельных людях. Политических врагов якобы для излечения рассовывали по "психушкам" с печальными для них последствиями, так как на самом деле речь шла о наказании. Это практиковали и в США, и в СССР, но не только.
Гитлер, как известно, объявил Гесса сумасшедшим, чтобы отмежеваться от его неудачного полета в Великобританию. Гесс же был совершенно нормален и окажись его миссия успешной - вместо психа он стал бы "героем нации".
В Баварии Людвига II во второй половине XIX века объявили психически больным и неправомочным управлять государством, и это не имело с болезнью ничего общего, а имело прямое отношение к государственной политике.

При Путине технологию несколько расширили для целей информационной войны - но в принципе, это выстрел по отдельным, совершенно конкретным людям - политикам США, чьим словам и поступкам "врач" Ефимов отказывает в понятии психической нормы и которых уличает в расщеплении человеческой личности. Это относится конечно не к психиатрии как науке (где понятие психической нормы на сегодняшний день весьма широкое и гибкое), это политтехнология. Разумеется, точно с такими же основаниями американские политики могли бы объявить ненормальными некоторых российских (которых они на самом деле просто не понимают)

То, что политическая система целого государства может быть порочной (как в фашистском "третьем райхе", например), это понятно, но медицина тут конечно не при чем. Хотя и были отдельные разговоры, что у Гитлера проблемы с психикой, но судя по тем лидерам "райха", которых судили в Нюрнберге - это были вполне психически здоровые преступники с четкой самоидентификацией

_________________
Верю Богу и верю в Россию


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 авг 2017, 11:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 авг 2016, 12:55
Сообщения: 1161
Муж Иринии писал(а):
Под "политической шизофренией государства" нужно понимать шизофрению отдельных людей- государственных политиков, так как шизофрения, говоря научно, это болезнь человека, а не государства. И Ефимов приводит в доказательство своей доктрины именно медицинские формулировки

Это кому же НУЖНО ПОНИМАТЬ именно так, как понимает Муж Иринии?
Мышление - оно не только научное, оно ещё и образное. В данном случае медицинский термин "шизофрения" очень удачен для понимания смысла политики США.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 авг 2017, 11:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 янв 2016, 12:05
Сообщения: 2384
Откуда: г Озёрск. чел.обл.
Право голоса 07 08 2017 Почему Россию бoятcя во всем мире! https://www.youtube.com/watch?v=IR22zxwmh3Y

_________________
представление всех членов людей,как единого организма,а себя как часть этого организма,то на душе становится спокойно и весело.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 авг 2017, 12:33 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Выпускник Академии ФСБ расшифровал алгоритм, по которому работают игровые автоматы
8 августа, 11:43

Россиянин изобрел механизм, позволяющий группе из четырех людей получать от игровых автоматов в КАЗИНОпо 250 тысяч долларов в неделю. Он поставил ультиматум компаниям, которые занимаются игорным бизнесом: либо они платят выкуп, либо он делает свой механизм публичным. Об этой истории написал журнал Wired.

Алекс смог расшифровать алгоритмы, известные как генераторы псевдослучайных чисел или PRNG, которые определяют поведение игр в игровых автоматах. Его агенты перемещаются по КАЗИНО во всем мире в поисках машин, чьи PRNG были расшифрованы. Они записывают работу автомата на телефон, отправляют видео Алексу и его ассистентам. Помощники анализируют видео, чтобы определить, когда есть шансы выиграть. После этого они отправляют сигнал в приложение на телефоне агента, чтобы он нажал рычаг.

Группа из четырех агентов зарабатывает 250 тысяч долларов в неделю, 90% денег уходит организатору. Агенты не обладают никакими специальными знаниями, Алекс не посвящает их в то, как работает механизм, а тренинг для подготовки занимает всего два часа. Он утверждает, что больше всего ценит в работниках «осмотрительность». Всем работникам организация обещает юридическую помощь в случае ареста.

Алекс обращался к австралийскому производителю игровых автоматов Aristocrat Leisure, чьи аппараты были его главными целями. В ноябре 2016 года он предложил компании перестать отправлять агентов на их точки в обмен на выкуп. Точную сумму он не указал. Алекс также пригрозил, что в случае нежелания идти на компромисс он опубликует алгоритмы в интернете и в СМИ. В компании ему предложили встретиться на территории США, однако он отказался из-за угрозы ареста.

Как пишет Wired, Алекс настаивает на том, что его деятельность не нарушает российское законодательство.

«Производители игр заявляют, что они предоставляют "развлечения", но мы все слишком хорошо знаем природу этого "развлечения". Все, что они делают и что я делаю, — это движение денег. Их задача — помочь КАЗИНО брать деньги у людей, моя задача — помочь себе и людям забирать деньги из казино. Просто небольшой противовес глобальной игровой системе, где казино всегда побеждает», — написал Алекс журналистам по электронной почте.

https://tvrain.ru/news/vypusknik_akadem ... tm-441609/

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 авг 2017, 12:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
Как я тут давно не была, быт загрыз (даже не заел, а загрыз)

,Вот шикарная статья появилась, да и самого автора рекомендую:

Бесы, или идея съела
Игорь Гарин
Из 8 тома 10-томника Игоря Гарина "Мудрость веков", 960 с. Примечания и цитирования даны в тексте тома.

Из ангельского дела будет бесовское.
Ф. М. Достоевский

Когда мы получим справедливость плюс науку, тогда не будет никакой любви.
Ф. М. Достоевский

«Бесы» — самое набатное предупреждение о реальном апокалипсисе и самый набатный призыв ему противостоять.
Ю. Ф. Карякин

Не забудем, что Петр Верховенский исчез, чтобы снова где-нибудь вынырнуть.
Ю. В. Трифонов

С чего начать? С самих Б е с о в? С Б у н т у ю щ е г о ч е л о в е к а А.Камю? С бердяевских откровений о русской революции? С карякинского Д о с т о е в с к о г о? Пожалуй, с последнего, с самого нам близкого, с к а н у н а XXI века. Здесь — самое выстраданное, самое современное, самое правдивое.
Ю. Ф. Карякин:
Только что прошел XX съезд. Для меня и большинства моих друзей это было настоящее потрясение. А один близкий мне человек...
Продолжение
профессор, спасавшийся от домашних и политических невзгод в Достоевском, Лескове и Чехове... сказал мне, грустно посмеиваясь: «Так ведь всё это есть в «Бесах»... Меня в 36-м году чуть не посадили за одно чтение этого романа. Кто-то донес...».
Это были страшные и просвещающие ночи: мы читали «Бесов», читали и черновики к роману (раздобыли). Мы читали о таких, как Петруша Верховенский: «Все они, от неуменья вести дело, ужасно любят обвинять в шпионстве». Мы читали: «Мор скота, например. Слухи, что подсыпают и поджигают. Вообще хорошенькие словечки, что подсыпают и поджигают». Можно ли было не вспомнить о сталинских «тройках», прочитав такое: «О, у них всё смертная казнь и всё на предписаниях, на бумаге с печатями, три с половиной человека подписывают»? А с какими мыслями должно было читаться такое (слова Петруши после убийства Шатова): «Останемся только мы, заранее предназначавшие себя для приема власти: умных приобщим к себе, а на глупцах поедем верхом. Этого вы не должны конфузиться. Надо перевоспитать поколение, чтобы сделать достойным свободы. Еще много тысяч предстоит Шатовых»? А ночной визит Эркеля к Шатову (в сущности, арест)? Сколько — не тысяч, а миллионов таких ночных визитов он предвещал?.. И, понятно, прямо на Сталина «замыкались» слова о Петруше: «Кто не согласен с ним, тот у него подкуплен». И на что, как не на сталинскую коллективизацию, должны были «замкнуться» такие слова: «Вы не постыдились написать, что вы даете 80 миллионам народу только несколько дней, чтоб он снес вам свое имущество, бросил детей, поругал церкви и записался в артели...»?
Мы читали и не верили своим глазам: всё это мы знали, во всё верили, всё это слишком хорошо помнилось. Мы читали и перебивали друг друга чуть ли не на каждой странице: «Не может быть! Откуда он это знал?». Но это еще было потрясение больше, так сказать, политическое, чем духовное. Такие ночи повторялись не раз... А потом один тип мне сказал (и я сразу узнал Петрушу): «У вас, брат, теории, а у нас методы, и посмотрим, кто кого. Вот когда мы придем к власти, ну вы у нас попляшете...».
1961 год. Работая в журнале «Проблемы мира и социализма», я предложил тему: «Современность и «Бесы» Достоевского». Разумеется, представители КПК (они тогда еще не вышли из редколлегии журнала) были категорически против. Один из них выразился так:
«Лучше бы «Бесов» не было! Этот роман никогда не будет переведен на китайский...».
Были как раз кануны «великой культурной революции»...
Тогда же я записал свои впечатления об этом столкновении, потом несколько раз дополнял их, а в 1981 году даже частично опубликовал. Вот они:
«Наконец-то главное слово сказано. То, что наши ермиловы и заславские думают, китайские брякают без обиняков: «Лучше бы «Бесов» не было!». Вот проговорка так проговорка! Вот оценка так оценка! Лучше не скажешь и не сочинишь. Итоговая, исчерпывающая формула ненависти. Все-таки выскочила тайна, которую обычно старались скрыть: зачем «Бесы» — бесам? зачем бесам — зеркало? Для таких — и всего Достоевского, и культуры вообще «лучше бы не было»!

«Лучше бы «Бесов» не было!». Это ведь еще и самооценка великолепная. Она и означает: лучше бы бесовщину (лучше бы нас, воплотившихся бесов) никто не разоблачал. (Мао «Бесов» уж точно не читал, а всё у него — как по написанному). Воздадим им должное: сущность «Бесов» они все-таки постигают, постигают каким-то чутьем, инстинктом, а потому и боятся взглянуть в зеркало романа, боятся увидеть себя такими, каковы они есть, а потому и готовы вдребезги разбить это зеркало, будь на то их воля. Так что за всей этой победоносной самоуверенностью, за всем этим откровенно торжествующим самолюбованием в конце-то концов скрывается просто страх: романа боятся как огня. Значит, он — выжил, он живет, горит, жжет — работает! Мера страха перед ним, мера ненависти к нему — тоже есть мера истины, заключающейся в нем. Зачем переводить, например, такое: «Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалываются глаза, Шекспир побивается каменьями... мы всякого гения потушим в младенчестве»? Чем не осуществленный пункт «великой культурной революции»?
Итак, Б е с ы — провидческая книга Достоевского и одна из самых пророческих книг в мировой литературе, мимо которых мы прошли, не содрогнувшись и не прислушавшись к предупреждениям. Б е с ы все еще актуальны — вот что страшно. Инсценируя Б е с о в, А. Камю писал: «Для меня Достоевский прежде всего писатель, который задолго до Ницше смог различить современный нигилизм, определить его, предсказать его ужасные последствия и попытаться указать пути спасения».
То же самое и почти теми же словами задолго до Камю писал Николай Бердяев, на собственном опыте испытавший, что такое реальная бесовщина:
Русская революция совершилась в значительной степени по Достоевскому. И как ни кажется она разрушительной и губительной для России, она все же должна быть признана русской и национальной.
Достоевский до глубины раскрыл апокалипсис и нигилизм в русской душе. Поэтому он и угадал, какой характер примет русская революция. Он понял, что революция совсем не то у нас означает, что на Западе, и поэтому она будет страшнее и предельнее западных революций.
Русские сплошь и рядом бывают нигилистами-бунтарями из ложного морализма. Русский никогда не сделает реально, чтобы ему было меньше, он увеличивает количество пролитых слез, он делает революцию, которая вся основана на неисчислимых слезах и страданиях. В нигилистическом морализме русского человека нет нравственного закала...
Идея Б е с о в зрела в Достоевском задолго до написания романа и не исчерпалась его публикацией. Уже в Б е д н ы х л ю д я х он, еще исповедующий фурьеризм, зорко увидел то, чего не замечали отцы всех утопий: неукорененность эвримена, отсутствие у него глубоких идеалов, страсть к разрушению, желание потеснить «хозяев жизни», дабы занять их место. В Лебезятникове уже многое из конкретного замысла Б е с о в: примитивность утопических прожектов, вульгаризация наук и искусств, путаность, снобизм. Подпольный человек — это уже бес, мечтающий о высоком и прекрасном, жаждущий обняться с человечеством, одержимый жаждой социальной правды и... вожделеющий, корыстный, жестокий, злой.
Чем больше я осознавал о добре и о всем этом «прекрасном и высоком», тем глубже я опускался в мою тину и тем способнее был совершенно завязнуть в ней. Но главная черта была в том, что это как будто не случайно во мне было, а как будто ему и следовало так быть.
В С е л е С т е п а н ч и к о в е и С к в е р н о м а н е к д о т е уже ясно показано, к чему ведут материалистические вожделения утопического сознания. Позже, в П о д р о с т к е, Версилов скажет сыну: ну, так поверишь ли, друг мой, что наиболее любящий праздность — это из трудящегося вечно народа! Именно праздность, полное ничегонеделание; в том идеал!
В П р е с т у п л е н и и и н а к а з а н и и без обиняков сказано: революционное насилие и уголовное преступление — едины. А Свидригайлов говорит и уж самое сокровенное: зло позволительно, если цель хороша. Эта мысль будет затем повторяться и варьироваться во всех его произведениях:
Ничего, коль с грязнотцой, если цель великолепна! Потом всё омоется, всё загладится.
Всё это очень мило, только если захотел мошенничать, зачем бы еще, кажется, санкция истины? Но уж таков наш русский человечек: без санкции и смошенничать не решится, до того уж истину возлюбил.
Б е с ы — художественное исследование духовных эпидемий, одержимости человека и масс идеей, коллапса неограниченной свободы.
Увы, сочетание садизма и Великой Идеи распространено в этом мире ничуть не меньше, чем чистое насилие и немотивированное разрушение. Я бы сказал даже так: насильникам с улицы идея не нужна, государственное насилие невозможно без Великой Идеи.
Отцами революциелогии можно по праву считать Шатобриана, Жозефа де Местра и Достоевского. В гениальной книге C o n s i d e r a t i o n s s u r l a F r a n c e * Жозеф де Местр показал, что в революции теряется человеческий образ, человек лишается своей свободы и становится рабом стихии.
Человек бунтует, но он не автономен. Он подвластен чужому господину, нечеловеческому и безличному. В этом тайна революции. Этим объясняется ее бесчеловечие. Человек, который владел бы своей духовной свободой, своей индивидуально-качественной творческой силой, не мог бы находиться во власти революционной стихии. Отсюда — бесчестие, отсутствие собственного мнения, деспотизм одних и рабство других.
В М и р о с о з е р ц а н и и Д о с т о е в с к о г о Н. А. Бердяев писал:
Достоевский открыл, что бесчестие и сентиментальность — основы русского революционного социализма... Петр Верховенский говорит Ставрогину: «В сущности наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестие всего легче русского человека за собою увлечь можно». Ставрогин отвечает ему: «Право на бесчестие — да это все к нам прибегут, ни одного не останется». П. Верховенский открывает также значение для дела революции Федьки Каторжника и «чистых мошенников». «Ну, это, пожалуй, хороший народ, иной раз выгоден очень, но на них много времени идет, неусыпный надзор требуется». Размышляя далее о факторах революции, Петр Верховенский говорит: «Самая главная сила — цемент, всё связывающий, это стыд собственного мнения. Вот это так сила. И кто это работал, кто этот «миленький» трудился, что ни одной-то собственной идеи не осталось ни у кого в голове. За стыд почитают». Эти психические факторы революции говорят о том, что в самых ее первоистоках и первоосновах отрицается человеческая личность, ее качественность, ее ответственность, ее безусловное значение. Революционная мораль не знает личности как основы всех нравственных оценок и суждений. Это — безличная мораль. Она отрицает нравственное значение личности, нравственную ценность качеств личности, отрицает нравственную автономию. Она допускает обращение со всякой человеческой личностью как с простым средством, простым материалом, допускает применение каких угодно средств для торжества дела революции. Поэтому революционная мораль есть отрицание морали. Революция — аморальна по своей природе, она становится по ту сторону добра и зла. И слишком походит на нее внешняя контрреволюция. Во имя достоинства человеческой личности и ее нравственной ценности Достоевский восстает против революции и революционной морали. В революционной стихии личность никогда не бывает нравственно активной, никогда не бывает нравственно-вменяемой. Революция есть одержимость, беснование.
Не случайно русские социалисты в Пушкинской речи Достоевского услышали только эти слова: «русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастье», — слова, ставшие после небольшой формальной трансформации лозунгом большевиков о всемирной революции...
Не потому ли «русские мальчики» никогда не интересовались ничем меньшим, чем решением конечных мировых проблем, устроением человечества и построением хрустальных замков? Максимализм — иная сторона нигилизма. А там, где максимализм и нигилизм, культура — помеха. Где необходимо всё или ничего, там не требуется середина, которая и есть культура, труд, самое жизнь. Потому-то только у русских жизнь — копейка. Зачем вековечный труд, кропотливое строительство, бережливость, усердность там, где «судорогу сделаем» и «кто был ничем, тот станет всем»?
Русские апокалиптики и нигилисты пребывают на окраинах души, выходят за пределы. Достоевский до глубины исследовал апокалипсис русского духа и нигилизм русского духа. Он открыл какую-то метафизическую истерию русской души, ее исключительную склонность к одержимости и беснованию. Он до глубины исследовал русскую революционность, с которой тесно связано и русское «черносотенство». И русская историческая судьба оправдала прозрения Достоевского.
С. Н. Булгаков в лекции Р у с с к а я т р а г е д и я, прочитанной в Московском Религиозно-философском обществе 2 февраля 1914 года, говорил:
...«Бесы» есть символическая трагедия. Но в то же время она есть и русская трагедия, изображающая судьбы именно русской души. Говоря частнее, то есть трагедия русской интеллигенции как определенного духовного уклада личности. Для Достоевского так же, как и для нас, прислушивающихся к его заветам, русская трагедия есть по преимуществу религиозная — трагедия веры и неверия. «Верую, Господи, помоги моему неверию», — вот что и в жизни, и в творчестве Достоевского, а в частности и в «Бесах», молитвенным и покаянным воплем вырывается из его души. Для него есть только одна правда в жизни, одна истина — Христос, а потому и одна трагедия — не вообще религиозная, но именно христианская. Стремление ко Христу, бессилие быть с Ним и борьба с Ним бушующего своеволия — вот ее предустановленное содержание. Известно биографически, что Достоевский намечал себе написать книгу о Христе как завершение своего жизненного дела; то была, так сказать, литературная проекция всех его религиозных устремлений, мыслей и чувств. Думается, что никогда бы не написал он этой книги, ибо такие книги вообще не пишутся, это выходит за пределы литературы, мира книг. Зато можно сказать, что все им написанные книги в сущности написаны о Христе, и разве же он мог писать о чем-либо ином, кроме как о Нем, Его познав и Его возлюбив? Ибо любовь ко Христу в Достоевском, как и в его героях, тверже и несомненнее даже, чем самая вера в Него. И книга «Бесы», как ни парадоксально звучит это, написана о Христе, любимом и желанном русскою душою, о русском Христе, и о борьбе с Ним, о противлении Ему — об антихристе, и тоже о русском антихристе. Внешним образом об этом достаточно свидетельствует и эпиграф к роману, взятый из евангельского рассказа об исцелении гадаринского бесноватого. Русский Христос — вот настоящий, хотя и незримый, непоявляющийся герой трагедии «Бесы», только Он может совершить экзорцизм, властен изгнать «бесов», силен исцелить бесноватого.
Достоевский не просто вывел социализм из безбожия, «сведения небес к земле», но проследил эволюцию «русских мальчиков» от атеизма к социализму:
Ведь русские мальчики как до сих пор орудуют?.. Вот, например, здешний вонючий трактир, вот они и сходятся, засели в угол. Всю жизнь прежде не знали друг друга, а выйдут из трактира, 40 лет опять не будут знать друг друга, ну и что ж, о чем они будут рассуждать, пока поймали минутку в трактире-то? О мировых вопросах, не иначе: есть ли Бог, есть ли бессмертие, а которые в Бога не веруют, ну те о социализме и об анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату...
А вот результаты таких разговоров:
Шигалев смотрел так, как будто ждал разрушения мира и не то, чтобы когда-нибудь, по пророчествам, которые могли бы и не состояться, а совершенно определенно, так этак послезавтра утром, ровно в двадцать пять минут одиннадцатого.
Все путчи во все времена были трактирными, пивными и все как бы враз, с пьяных глаз, ровно в кривое время да от брюхатых мужиков, что революцией беременеют...
Не будучи знаком с хилиазмом марксистского толка, Достоевский распознал в марксизме антихристово начало, антихристов дух — подмену небесного и свободного хлевным и тюремным: «О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны...».
Ничего и никогда не было для человека и человеческого общества невыносимее свободы. А видишь ли сии камни в этой нагой и раскаленной пустыне? Обрати их в хлебы, и за Тобой побежит человечество, как стадо, благодарное и послушное, хотя и вечно трепещущее.
Обычная борьба революции и контрреволюции происходит на поверхности. В этой борьбе сталкиваются разные интересы, интересы тех, которые отходят в прошлое и вытесняются из жизни, с интересами тех, которые идут им на смену в первых местах на пиру жизни. Достоевский стоит вне этой борьбы за первые места земной жизни. Большие люди, люди духа, обычно ведь стояли вне такой борьбы и не могли быть причисленными ни к какому лагерю. Можно ли сказать, что Карлейль или Ницше принадлежали к лагерю «революции» или «контрреволюции»? Вероятно, они, как и Достоевский, должны быть признаны «контрреволюционерами» с точки зрения революционной черни и революционной демагогии. Но потому только, что всякий дух враждебен тому, что на поверхности жизни именуется «революциями», что революция духа вообще отрицает дух революции. Достоевский был таким апокалиптическим человеком последних времен. И к нему нельзя подходить с вульгарными и пошлыми критериями «революционности». Или «контрреволюционности» старого мира. Для него революция была совершенно реакционной.
Как бы парируя исторический материализм Маркса, Достоевский заявляет:
Можно угадывать, изобретать и рассчитывать, но невозможно рассчитать каждый будущий шаг всего человечества, вроде календаря, поэтому, как определить совершенно верно, что вредно и что — полезно?
Достоевский постиг глубинную суть революции, глубинную сущность ее деятелей. Я категорически не согласен с версией о художественной обработке дела Нечаева. Нет, не из этого дела — из глубин собственного духа черпал он «правду о будущем». И роман этот — о будущем, и герои его — не нечаевцы, а реальные персонажи истории реальной революции. Б е с ы — произведение исключительно футурологическое, в котором автор не отражал, а провидел. Ленин сошел с кончика пера Достоевского. Мистика абсолютного предвидения столь сильна, что порой мне кажется, что не будь Верховенских-Шигалевых, не появились бы Ленины-Сталины. «Конец мира идет» — такую запись мог сделать не апокалиптик, а пророк.
Достоевский всегда думал, что революционная демократия и революционный социализм, одержимые идеей абсолютного равенства, в последних пределах своих должны привести к господству кучки над остальным человечеством. Такова система Шигалева и такова же система Великого Инквизитора.
Развивая в М и р о с о з е р ц а н и и Д о с т о е в с к о г о ключевую мысль о величайшей опасности сверхчеловеческих «спасительных идей», Н. А. Бердяев писал:
Пути человеческого своеволия, влекущего к преступлению, Достоевский дальше и глубже исследует в «Бесах». Там явлены роковые последствия одержимости и безбожной индивидуалистической идеей, и безбожной коллективистической идеей. Петр Верховенский от одержимости ложной идеей теряет человеческий образ. Разрушение человека очень далеко ушло по сравнению с Раскольниковым. Петр Верховенский на все способен, он считает все дозволенным во имя своей «идеи». Для него не существует уже человека, и он сам не человек. Мы выходим уже из человеческого царства в какую-то жуткую нечеловеческую стихию. Одержимость идеей революционного социализма в своих окончательных результатах ведет к бесчеловечности. Происходит нравственная идиотизация человеческой природы, теряется всякий критерий добра и зла. Образуется жуткая атмосфера, насыщенная кровью и убийством.
Мы любим предсказания Нострадамусов, расплывчатые и неясные, а вот абсолютные пророчества собственных Кассандр слышать не хотим и не слышим их по сей день. Воистину нет пророков в своем отечестве — одни вожди. Оттого по сей день и живем по-шигалевски...
Достоевский понял, что в социализме антихристов дух прельщает человека обличьем добра и человеколюбия. И он же понял, что русский человек легче, чем человек западный, идет за этим соблазном.
Достоевский открыл одержимость, бесноватость в русских революционерах. Он понял, что в революционной стихии активен не сам человек, что им владеют нечеловеческие духи.
Он предвидел неизбежность беснования в революции.
И еще он углядел многое другое: не только бесчестье, но и сентиментальность русских революционеров; и еще — роль в революции «чистых мошенников»; и еще — «опасность» для бесовщины великодушия, милосердия, стыда — «стыда собственного мнения». Перечисленное и есть основные компоненты революционного сознания. Но главная — омассовление: «Ни одной-то собственной идеи не осталось ни у кого в голове...».
А "русофобское" визионерство «Бесов»? А «мы пустим пьянство, сплетни, донос»? А «мы каждого гения потушим в младенчестве»? А «не будет желаний»? А «все к одному знаменателю»? А «пустим судорогу»? А «социализм у нас распространяется преимущественно из сентиментальности, затем следуют чистые мошенники»? А «он у меня в огонь пойдет, стоит только прикрикнуть на него, что недостаточно либерален»? А «пролитою кровью, как одним узлом, свяжете»? А «одна десятая получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми»? А «если бы возможно было половину перевешать, я бы очень был рад, остальное пойдет в материал и составит новый народ»? А «ничего нет лучше вот этакого первоначального образования. Самые восприимчивые люди выходят. Грамотностью только раздразнишь, раздражишь. На них-то и славно действовать. Матерьял!»? А «все начнут истреблять друга друга, предания не уцелеют. Капиталы и состояния лопнут, и потом, с обезумевшим после года бунта населением, разом ввести республику, коммунизм и социализм... Если же не согласятся — опять резать их будут, и тем лучше»! А «уничтожить общественное мнение — так не то что ничего больше не будет, а и то, что есть, исчезнет»? А «еще много тысяч предстоит Шатовых»?
Говорят, настольной книгой Сталина был К н я з ь Макиавелли. А может быть, все же Б е с ы Достоевского?..
Бесовство, предостерегал нас Достоевский, — это стремление к достижению личных целей любой ценой, прикрываемое «высокой» демагогией о светлом грядущем всех людей (тех самых, жизнь которых потом и входит в эту страшную плату — любой ценой). Но так и не услышали, по сей день не услышали...
В Б е с а х Достоевский поставил на одну доску людей разных, очень разных — от Утина до Маркса, от Чернышевского до Петрашевского, от Бакунина до Нечаева, и всех их нарек бесами. Но так уж он был не прав в уравнивании? Ведь бесами оказались не столько даже исполнители, убийцы, сколько провокаторы, спровоцировавшие народ на уничтожение вековечной культуры. Достоевский нутром чуял смертельную опасность шигалевщины, в каком бы облике она ни выступала, и высвечивал все ее оттенки, ее самые слабые, почти «невинные» проявления, заразность самых незначительных ее количеств. «Вся жизненная тайна на двух печатных листах умещается», — язвил Федор Михайлович, как бы имея в виду М а н и ф е с т К о м м у н и с т и ч е с к о й п а р т и и Маркса.
Не могу согласиться с высокочтимым Юрием Федоровичем Карякиным, когда он ранжирует провокаторов по степени их бесовства и акцентирует тенденциозность и исступленность Достоевского. Да, бесовство — разное, только вот результат всегда один... Революция потому и произошла в России, что Ленину предшествовало слишком уж много разных народных печальников, жирно унавозивших почву...
Слишком много было у нас «инженеров человеческих душ», горевших нетерпением и звавших народ не к труду, а к топору. Можно говорить о тенденциозности и исступленности Достоевского, но это исступленность культуры, изобличающей фанатизм и экстремизм.
С другой стороны, Ю. Ф. Карякин излишне расширяет понятие бесовства, неоправданно пытаясь распространить его на всех героев Достоевского. Да, при желании бесов можно найти везде (даже в Алеше «бесенок сидит»), но я бы не стал смешивать слабости с бесчеловечностью: одержимость сатанинской «идеей» зараженных «трихинами» красных бесов, доконавших «великого и милого нашего больного» — Россию, — с человеческими слабостями. Да, бесы всегда владели этой страной, но доконали ее преступные «изгнатели», вселившиеся в большое больное тело и выдавшие революционную эйфорию за излечение.
Я хотел поставить вопрос, и сколько возможно яснее, в форме романа, дать на него ответ: каким образом в нашем переходном и удивительном современном обществе возможны — не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случиться, что эти Нечаевы набирают себе под конец нечаевцев?
Суть бесовства — в отсутствии чувства трагичности, в чисто «пищеварительной» философии жвачного быдла — охлоса, кое-где подменяющего демос. Достоевский и Христа принимает прежде всего потому, что он — единственное существо, познавшее все глубины человеческого трагизма: «Вот почему Достоевский, вся жизнь которого была Голгофой, мог в своей философии исходить только из Христа. Нет другой подлинной философии и подлинной мистики трагизма».
Главная черта бесов — бездарность. Бездарность, самозванство, пустозвонство. Достоевский предупреждал и об этом. Но даже и сегодня — уже не после предупреждений — после реальной и всем знакомой череды «градоначальников», после визуализации «святая святых» — «эпохальных» съездов, после ежевечернего словоговорения, после потоков дури суховых и шандыбиных — отсутствие реакции. Так что и Достоевский ошибся: бесы — не шигалевы-верховенские, бесовщина — глубже...
Критикуя веру Белинского в нравственность социализма, Достоевский обвинял его в отсутствии основ безличностной нравственности. Нравственность неотделима от свободы. Отрицание личности есть отрицание свободы. Социализм разрушает свободу личности, писал Достоевский в Д н е в н и к е п и с а т е л я.
Достоевский не предписывал и не отвечал на вопрос «Что делать?». Он вообще не любил рецептов. Он доверял человеку и не желал насиловать его волю навязанными извне решениями. Он требовал лишь одного — поступать по совести и в спонтанности личностного волеизъявления видел грядущий порядок.
Я не хочу такого общества научного, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам.
Вы с вашим позитивизмом только головы рубили и еще хотите рубить.
Социальные надежды Достоевского, как всех гуманистов, не приемлющих насилия, связаны не с внешним, а с внутренним: с духом, культурой, нравственным идеалом. Человеку необходимы не сладкие, убаюкивающие утопии, игнорирующие человеческие качества, человеку необходимы защита и развитие личностного начала. Вслед за Гоголем Достоевский видел спасение в личностном переустройстве души.
Вместо бунта, ломки — «смирись, гордый человек, сломи свою гордость, смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве». Не перепогань, а — потрудись!
Бесы требовали: бунтуй, ломай, грабь! Гоголь, Достоевский, Толстой — все «архискверные» — требовали внутреннего переустройства, внутренней свободы, личного примера. Прежде чем проповедовать людям: «как им быть, — читаем в Д н е в н и к е п и с а т е л я, — покажите это на себе». Таков урок, отвергаемый всеми бесами: бывшими, настоящими и грядущими...
Во всех своих произведениях Достоевский ограждает человека от гнета «абстракций», протестует против манипуляций над человеком, защищает его от идеологии, препятствует низведению до роли «объекта».
В народных угодниках Достоевскому претила бесцеремонность вмешательства в дела людские, планомерность, насилие над личностью. Он слишком хорошо понимал, чем обернутся «соблазн и безумие» для несчастного народа, еще не освободившегося от собственной татаро-монгольщины.

«Мы провозгласим разрушение...»

На вещь, которую я теперь пишу, я сильно надеюсь, но не с художественной, а с тенденциозной стороны; хочется высказать несколько мыслей, хотя бы погибла при этом моя художественность. Но меня увлекает накопившееся в уме и в сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь.
Ф. М. Достоевский

То, что пишу, вещь тенденциозная, хочется высказаться погорячее (вот завопят-то про меня нигилисты и западники, что ретроград). Да чёрт с ними, а я до последнего слова выскажусь.
Ф. М. Достоевский

Но так ли тенденциозны Б е с ы, как утверждал их автор?
Б е с ы — не памфлет и тем более не пасквиль на революцию, а развенчание ее глубинной сущности, паноптикум человека бунтующего — от мелкого домашнего тирана, скопидома-фурьериста Липутина (Прудона), возглашающего женскую эмансипацию и тиранящего женщин, до Шигалева с его искренним: «все рабы и в рабстве равны», — но главное — пророчество о том, какой революция будет: «Ждут будущего муравейника, а пока зальют мир кровью».
Н. А. Бердяев:
...вся торжествующая идеология русской революции есть идеология шигалевщины. Жутко в наши дни читать слова Верховенского: «В сущности наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно». И ответ Ставрогина: «Право на бесчестье, да это все к нам прибегут, ни одного там не останется!».
И русская революция провозгласила «право на бесчестье», и все побежали за ней.
А ведь Достоевский не только устами и образом действия своих героев предостерегал об опасности совращения народа, но и авторской речью:
Никакой муравейник, никакая организация труда, никакое уничтожение бедности, никакое торжество «четвертого сословия» не спасут человечество от ненормальности. Зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-специалисты...
Вряд ли можно упрекнуть Достоевского в презрении к народу, которому он спел литанию в своей Пушкинской речи, тем более нельзя после каторги обвинить его в незнании народа. Будучи настоящим патриотом, Достоевский любил народ, но он слишком хорошо знал Федьку и мужика Марея, чтобы связывать с ними надежду на возрождение. Их очеловечивать нужно, а не совращать кровью, любить, а не взывать к ненависти, приобщать к культуре, а не настраивать против нее.
Для того, чтобы жить высшей жизнью, надо действовать не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом.
Если можно оправдать хотя бы один случай пролития крови, то можно оправдать и любое преступление — за аргументами дело не станет.
Нравственный идеал один, Христос. Спрашиваю: сжег ли бы он еретиков, — нет. Ну так, значит, сжигание еретиков есть поступок безнравственный.
Приняв закон любви, придете к Христу же. Вот это-то и будет второе пришествие Христово.
Свидетельствует А. С. Суворин:
Во время политических преступлений наших он ужасно боялся резни, резни образованных людей народом, который явится мстителем. «Вы не видели того, что я видел, — говорил он, — вы не знаете, на что способен народ, когда он в ярости. Я видел страшные, страшные случаи».
Достоевский предвидел, что силы социального разрушения, раз пущенные в ход, лишь увеличат количество мирового зла и приведут к результатам, обратным идеалу. В отличие от Толстого, Достоевский вовсе не отвергал насилия против насильников: «Ну и толкни! Ну и убей!», но он категорически отвергал фанатизм, мошенничество, «что бы ни было», подмену вековечного труда мошеннической, насильственной, бредовой идеей.
Россия получила единственно ту революцию, какую могла получить — бесовскую, бесчеловечную, шигалевскую, шариковскую. И все великие писатели земли русской — маниловыми, ноздревыми, верховенскими, передоновыми, шариковыми — предупреждали о грозящей опасности. Все чудовищные образы русской литературы были предупреждениями о русском безобразии, самообмане, тьме, предупреждениями о надвигающейся катастрофе. И вот что примечательно: в то время, как Огаревы и Бакунины писали Нечаеву рекомендательные письма, Достоевский писал Б е с о в! И после этого, после 17-го и 37-го, мы из кожи вон лезли, чтобы обвинить Достоевского в «поверхностном знании сущности революционного движения»...
Вот Петр Верховенский — беспримерно вероломный и властный вождь. Вот Федька-каторжник — «на все готовая личность». Вот остальные «деятели». «Остальные, в ожидании, шпионят друг за другом взапуски и мне переносят, — говорит будущий Коба. — Народ благонадежный. Всё это материал, который надо организовать... Первое, что ужасно действует, — это мундир, нет ничего сильнее мундира. Я нарочно выдумываю чины и должности: у меня секретари, тайные соглядатаи, казначеи, председатели, регистраторы».
«Эта сволочь» — с точки зрения «вождя» — материал. «Пригодятся и эти». Он, проникающий в самый народ, уже всё сосчитал: «Учитель, смеющийся с детьми над Богом, — уже наш. Присяжные, оправдывающие преступников, сплошь наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много...».
Вот идеи Верховенского: немедленный революционный переворот, «два поколения разврата» — «разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, — вот что надо!», равенство в виде иерархии («Папа вверху, мы кругом, а под нами шигалевщина»), что еще? Еще — понизить уровень масс; «высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей». Что еще?
Мы провозгласим разрушение... Мы пустим пожары... Мы пустим легенды. Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам...
Необходимо лишь необходимое — вот девиз земного шара отселе. Но нужна и судорога; об этом позаботимся мы, правители. У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная обезличенность, но раз в тридцать лет Шигалев пускает судорогу, и все вдруг начинают поедать друг друга...
Нет, товарищи чириковы, это не фашизм, это революция наша, это наша история, наше вчерашнее, сегодняшнее и, не дай Бог, будущее, наш «самый передовой», «самый светлый» мир... Нет, товарищи кирпотины, в Б е с а х под ударами Достоевского оказался вовсе не бакунинский анархизм, а великая наша революция... И уже не предвидя, а идя по следам этой самой «великой» революции, Н. Бердяев писал:
Таких бесноватых Верховенских много в русской революции, они повсюду стараются вовлечь в бесовское вихревое движение, они пропитывают русский народ ложью и влекут его к небытию. Не всегда узнают этих Верховенских, не все умеют проникнуть вглубь, за внешние покровы. Хлестаковых революции легче различить, чем Верховенских, но и их не все различают, и толпа возносит их и венчает славой.
Нет, товарищи служивые, сам Федор Михайлович не раз и не два рассказал нам, кого он имел в виду, когда писал Б е с о в, — нас, "самых духовных" и всех наших предшественников. Вот, к примеру, его оценки Парижской коммуны:
Парижская коммуна и западный социализм не хотят лучших, а хотят равенства и отрубят голову Шекспиру и Рафаэлю.
Вот уж, кажется, достаточно фактов, что их бессилие сказать новое слово — явление не случайное... не так создается общество, не те пути ведут к счастью и не оттуда происходит оно, как до сих пор думали.
В статье З л о б а д н я в Е в р о п е, возражая «коноводам четвертого сословия», Достоевский писал: общество, построенное на основаниях научных, суть чистая фантазия; человек, как устроила его природа, совсем иной, чем его представляют эти коноводы; ему невозможно отказаться от безусловного права собственности и свободы; от будущего человека слишком много хотят, слишком много требуют жертв; устроить такое общество можно только страшным насилием и поставив над ним страшное шпионство и беспрерывный контроль самой деспотической власти. Еще он писал: «ихний социализм» — идея «ложная и отчаянная». Их идеал «муравейник» — неосуществим, ибо у людей нет безошибочного инстинкта строителей, присущего муравьям и пчелам; в сущности это попытка создания новой Вавилонской башни, крушение которой неминуемо; рано или поздно наступит кровавая развязка.
Уже наступила... Увы, не последняя...
Знаете что?! Лучшее доказательство бесовщины — бесовство наших служивых, наводящих тень на плетень, выдающих черное за белое, строящих свою жалкую, ничтожную, рабскую карьеру на выгораживании бесовства. Ведь если бесы — не мы, то зачем же «лучше бы “Бесов” не было!»? Зачем все эти запреты, поношения, обвинения в пасквилянтстве?
Бесы на то и бесы, что, будучи изгнанными в дверь, они влезают через окно. Что они вездесущи... И вот уже Достоевский не такой уж и «архискверный», и не реакционер больше, а почти второй Маркс, изобличающий анархию, экстремизм в революционном движении, индивидуальный терроризм. Это-то Достоевский, для которого важна сущность, содержание, нутро, а не поверхностность, это-то Достоевский, который писал, что Петр Верховенский может нисколько не походить на Нечаева, но это собирательный тип, который соответствует этому явлению, это-то Достоевский, прямым текстом говоривший, что нечаевщина и революционность — одно... Конечно, бесы на то и бесы, чтобы «обузить» Достоевского — позавчера «архискверного», вчера «не понявшего», а сегодня «глубоко постигшего» перегибы в революционном движении.
Конечно, можно классифицировать революционеров на «хороших» и «плохих», можно разделять «прозрения» и «ослепления» Достоевского, но по большому-то счету столь ли принципиально «красные бригады» отличаются от «красных шлемов» и «верные ленинцы» от «вождя мирового пролетариата»? Я вообще не очень-то понимаю, как можно разоблачать бесов, то и дело подкрепляя свои разоблачения авторитетом Карла Маркса с его кровожадным, человеконенавистническим «Манифестом», провозгласившим транснациональный расизм по классовому признаку?
Не надо «обужать», не надо! Значение Б е с о в выходит далеко за пределы антиреволюционного пафоса Достоевского. Камю, ставивший этот роман выше всех остальных, писал:
«Бесы» — пророческая книга, и не потому только, что возвещает наш нигилизм, но потому, что выводит на сцену разбитые или мертвые души, не способные любить... и не способные верить. Те самые, что сейчас составляют наше общество и наш духовный мир.
Да дело и не в революционерах даже — в душах человеческих, в покроях этих душ. А мы талдычим: хорошие революционеры, плохие...
Его недоверие к экономическим планам переустройства общества — он часто говорит об этом! — результат вовсе не изучения социальных законов, но проникновения в глубины души, где коренится зло и грех. Достоевский считал, что общество управляется не сводом законов государства, а законами, управляющими душой человека, — таинственными и неопределенными. Достоевский не очень-то доверял разуму. Интеллект его героев почти всегда демоничен, их ум ориентирован на зло. Психика человека иррациональна: отсюда вся сложность, немотивированность, спонтанность персонажей «Бесов» и «Братьев Карамазовых». Достоевского интересовал не ум, а пучины души, непостижимость которых он постоянно стремится подчеркнуть. Ясно, что, погрузившись в эти пучины, он уже не мог доверять рационально-примитивным заверениям радетелей человечества.
Бесовство, нигилизм, анархизм, экстремизм, фанатизм, терроризм — насильственные компоненты личности, коим культура и этика мешают «самореализоваться». В результате жестокость и бессердечие сублимируются, ориентируя «правдолюбца» на борьбу с системой, государством, общественным слоем, другой нацией или классом. Какой Сталин «организатор»? — Насильник, убийца. Революция нужна ему, чтоб реализовать темную страсть. Все остальное — «историческая миссия», «благо народа», «историческая необходимость» — мимикрия, камуфляж... Об этом — Б е с ы...
И еще — о господстве посредственности, об опасности низов. Этот мотив не так слышен, как у Киркегора или Ницше, но он постоянно врывается в текст, как врывается мотивчик «Майн либер Августин...» в исполняемую Лямшиным Марсельезу. Врывается вначале тихо, затем звучит громче и громче, пока мещанский пафос не подавляет революционный. Революция захлебнется эврименом, искусством станут стихи капитана Лебядкина, беснование приведет к небытию, распаду личности, хочет сказать Достоевский, будто из своего далека видя наше «великое будущее».
Как там у Н. Бердяева?
Личина подменяет личность. Повсюду маски и двойники, гримасы и клочья человека. Изолгание бытия правит революцией, всё призрачно. Всё лживо. Нигде нельзя нащупать твердого бытия, нигде нельзя увидеть ясного человеческого лика.
Достоевский показал, что ложная идея, охватившая целиком человека и доводящая его до беснования, ведет к небытию, к распадению личности.
Неприятие революции Достоевский пронес до конца. В своей лебединой песне, какой стала Пушкинская речь, говоря об изгнании Алеко из табора, он разумел изгнание народом своих подстрекателей. Он надеялся, что революция беспочвенна в России, что революционеры — не более чем шайка заговорщиков и преступников, совершающих бессмысленные убийства. Трусость, безволие и бессилие бесов оказались заблуждением пророка: даже на эшафоты они всходили с чувством исполненного перед человечеством долга, даже перед бессудным расстрелом вопили: «Да здравствует Сталин!».
Статистика Б е с о в — 13 смертей и 7 убийств. Какие же это бесы?.. Мог ли он предвидеть — миллионы?.. Но так и должно быть, когда не слышат предостережений, когда «судорога» — мелочь и «клевета на человека». Любое злодейство начинается с мелочи, а далее все зависит не от злодея, а от системы, закона, нас... Во времена Достоевского в России была напряженка с палачами, по всей стране с трудом сыскали одного, потому-то к предостережениям Достоевского относились с прохладцей, потому-то профессия палачей — впервые в человеческой истории — стала массовой...
И все же по самому большому счету Достоевский не ошибся. Не ошибся, ибо его Б е с ы стали путеводителем по русской истории XX-XXI вв. Не ошибся, ибо своим творчеством доказал внутреннее поражение бесовства.
А. Моравиа, описывая воображаемый поединок Маркса и Достоевского, сказал, что первый раунд выиграл Достоевский — своими Б е с а м и, второй — Маркс — революцией 17-го года. Третий и последний, похоже, остался за Достоевским — крах коммунизма и в будущем его пагубного наследия...
Свернуть

http://www.proza.ru/2017/08/08/469

Есть и публицистика и литературоведение

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 авг 2017, 14:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
Совок и постсовок
Игорь Гарин
«СОВОК» И «ПОСТСОВОК»

Кто не сожалеет о распаде СССР, у того нет сердца, а у того, кто желает его возрождения, нет головы.
В.Путин

В первой половине 60-х я впервые попал в спецхран библиотеки им. Ленина в Москве.
Продолжение
Тогда я работал над монографией «Чистые и сверхчистые металлы» и, будучи человеком дотошным, решил просмотреть работы по рафинированию металлов, изъятые из общего каталога. Впервые попав в спецхран, я был ошеломлен тем, что даже наличие высокого допуска к секретным материалам не дает мне права знакомиться со спрятанными здесь материалами. Оказалось, на получение каждой книги или статьи, хранящихся в сейфах спецхрана, следует получать отдельное «высокое» разрешение.
Поскольку в те годы я часто ездил в Москву для работы над книгами и благодаря добрым отношениям с директором крупного закрытого НИИ, я быстро «наладил» возможность «заказывать» в спецхране этой, а затем и иных советских библиотек любые необходимые мне материалы, связанные не только с профессиональной деятельностью. Разобравшись в том, что спрятано здесь от советского человека, я был буквально сражен тем, что он в полном смысле напрочь отрезан от мировой и собственной культуры: в оруэлловском спецхране хранились труды великих философов и социологов, советологические исследования на многих языках мира, книги, изданные на русском за рубежом, «самиздат» и книги диссидентов, чего уж там — «русофобские» работы Маркса и Энгельса, книги многих великих мыслителей, некоторые статьи Толстого, «Бесы» Достоевского, практически вся русская дореволюционная философия, книги Троцкого, Бухарина и иных «врагов народа», огромное количество постреволюционной прессы, включая большевистскую «Правду». Глубоко ошарашенный тотальной изоляцией от культуры, я быстро сообразил, что получил доступ к «Клондайку» и тотчас приступил к работе над 10-томником «Тоталитаризм», главным героем и был тот «совок», о котором идет речь в этой статье.
Когда в начале 90-х чуть-чуть приоткрылся занавес над реалиями «совка» как системы, я уже в мельчайших деталях знал и описал феномен «отбитых мозгов», о котором до меня писали не только Замятин, Хаксли или Оруэлл, но вся плеяда наших узников совести, труды которых охранялись в спецхранах.
Позже лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич писала: «У коммунизма был безумный план — переделать «старого» человека, ветхого Адама. И это получилось… Может быть, единственное, что получилось. За семьдесят с лишним лет в лаборатории марксизма-ленинизма вывели отдельный человеческий тип — homo soveticus. Одни считают, что это трагический персонаж, другие называют его «совком». Мне кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок прожила много лет».
Академик А.Д.Сахаров охарактеризовал идеологию «советского человека» несколькими несложными идеями:
— Культ государства, в котором соединяются в разных комбинациях преклонение перед силой, наивная уверенность, что на Западе хуже, чем у нас, благодарность «благодетелю» государству и в то же время страх и лицемерие.
— Эгоистическое стремление обеспечить собственное благополучие, «живя, как все», — с помощью блата, воровства, покрываемого начальством, и обязательного лицемерия...
— Идея национального превосходства. «Тяжелые исторические и погромные формы принимает она у некоторых русских, но и не только у них. Как часто приходится слышать — тратимся на этих черных (или желтых) обезьян, кормим дармоедов. Или — во всем виноваты эти евреи»…
А.Зиновьев, введший в широкий оборот понятие homo soveticus, констатировал: «Большинство "гомо советикус" рассталось с коммунистическими идеалами с невероятной легкостью и скоростью, а стереотип поведения оказался вполне совместимым с обществом потребления. Однако между современным "гомо советикус" и западным человеком по-прежнему пропасть». А.Зиновьев считал, что homo soveticus без сопротивления воспринимает общественную патологию, несправедливость, абсурд, тошнотворную серость жизни. Отмирает чувство человеческого достоинства, исчезает инициатива и все творческие процессы: «сложился тип общества, в котором будет процветать лицемерие, насилие, коррупция, бесхозяйственность, безответственность, халтура, хамство, лень, дезинформация, обман, серость, система служебных привилегий».
Оказалось, что «совок» авторитарен, фанатичен, агрессивен, идеологизирован, зомбирован, духовно несвободен и внутренне несамостоятелен, завистлив и вероломен, нетерпим к чужим мнениям и крайне пристрастен к соседям. Его можно охарактеризовать как человека дремучего или сильно отставшего в развитии. Даже получив доступ к правдивой информации о разрушительности тоталитаризма в короткий промежуток после окончания холодной войны с Западом, он не изменил своей совковой парадигмы, а трансформировался в уродца, восхваляющего преступления «отцов и дедов». Это особенно ярко проявляется в наиболее дремучей части совковой эмиграции, которая в западной среде обитания мутирует, синтезируя худшие качества «совка» с охлосом новой среды обитания. «Совки-эмигранты» старшего поколения плохо ассимилируются с коренным населением, живут коммунами с себе подобными, создавая свою постсовковую субкультуру. Даже продвинутые эмигранты признавались мне, какая колоссальная работа необходима для преодоления в себе «совка»: «Им лучше жить в России, ходить по грязным улицам, терпеть грубость на каждом шагу и давать взятки, их это раздражать не будет, как тех, других, которые сумели уберечь свою душу от совкового менталитета, считая его неправильным и не желая его иметь».
Исследователи феномена «совка» обращают внимание на такие его характеристики: не уважает ни себя, ни индивидуальность других людей, закрыт для нового знания, любит учить и давать советы, нетерпим к чужим мнениям, не умеет или боится нестандартно мыслить, страшится ответственности, болтлив, крайне суеверен, легко разменивает атеизм на фальшивую религиозность, подвержен ксенофобии, не уважает прав других людей, работает спустя рукава, постоянно ищет халяву, выдает чужое за свое, нарушает закон сам и позволяет нарушать закон другим, не заботится о собственном здоровье, любит строить планы и не достигать их, при отсутствии аргументов переходит на личности. «Совок» предельно идеологизирован, духовно несвободен, внутренне несамостоятелен, антидемократичен, нетерпим к чужому мнению и чужой индивидуальности.
«Совку» присуща какая-то инфернальная смесь из высокомерия, подлости, дремучести, лени, лжи, притворства, двуличия, агрессии. Некоторые исследователи феномена считают, что важной чертой «совка» является иррациональная склонность к нулевой производительности: если обычный лентяй не хочет ничего делать, потому что ему лень тратить свою энергию, то «совок» готов с энтузиазмом строить огромные Потемкинские деревни любой сложности, и затрачивать на них уйму сил. Но сделать что-то настоящее или эффективное ниже его достоинства. Главная задача «совка», вошедшая в безусловный рефлекс, — обмануть, объегорить, украсть, «урвать на халяву»: «Они все готовы разбиться в лепешку, лишь бы не делать ни черта». Всё это – результат «совка» как системы, народной философии «Тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость!». Только место у корыта обеспечивало «совку» какой-никакой достаток, поэтому ради такого места сил «совок» не жалел…
«Совку» присуще черно-белое мышление, выдаваемое им за диалектическое. Он делит мир на «своих» и «чужих»: свои — высокодуховные и интеллектуальные, чужие — вредные и тупые. «Совок» мечтает о «твердой руке», ностальгирует по советской халяве, ненавидит достойных и успешных, терпим к бесправию и беззаконию, убежден, что «кругом враги».
«Совок» привержен несовместимой с нормальной жизнью идеологии «строя и плаца», компенсируя нервное напряжение проталкиванием к «корыту» и отталкиванием от него конкурентов. Можно констатировать разрушительное лицемерие и ханжество «совка»: болтовня о «социалистических ценностях» многократно затмевалась страстным желанием прошлой и нынешней партноменклатуры жить «по буржуазному», ради чего затевалась карьера и приносились клятвы на верность Партии и лично товарищу такому-то.
«Но каких бы высот ни достигал советский служащий, он так и оставался «казенным человеком» — с казенными квартирами, казенной мебелью, казенной дачей и казенными санаториями. Идеал же подлинно «красивой жизни» требовал собственности, требовал счетов в банках, дорогой недвижимости, свободных поездок по заграницам, требовал баров, ресторанов, ночных клубов, борделей и кутежей — всё, как у дореволюционных бояр или как у современных «капиталистов». Понятно, что эти запретные мечты вступили в резкое противоречие с социалистической идеологией, которое благополучно разрешилось как раз благодаря ликвидации СССР».
«Совок» прекрасно представлен литературными персонажами: это шариковы и швондеры Булгакова, чевенгурцы Платонова, «чудики» Шукшина, герои Вен. Ерофеева, Сорокина, Пелевина, Понизовского, то есть протеи, приспособившиеся к инфернальным парадоксам системы. Одним система ломает кости, другие сами становятся костоломами или яро поддерживают их. Большевики так долго удержались у власти благодаря меритоциду, то есть уничтожению продвинутой части населения и надежной опоре на «совка».
Здесь вполне уместно сравнение «совков» с персонажами демонологического бестселлера Шпрингера и Инситориса «Молот ведьм» (1496 г.). Написанный в дремучую эпоху, этот трактат ярко высветил психологию средневековых изуверов-мракобесов, которые тащили на костер всё, что не вписывалось в их людоедские правила. «Совки» и есть герои нового «Молота», но уже не ведьм, а свифтовских йеху, выпавших из эволюции и прогресса. Поэтому власти и народу ничего не остается, кроме как встать на сторону регресса, превратив обширные территории в мрачный заповедник темного средневековья без будущего.
Мутация человека в «совка» подтверждается статистическими данными: низкая рождаемость и продолжительность жизни, высокая смертность, ущербная демография, вечно прихрамывающая экономика, отвратительная медицина, отсутствие мотивации труда и низкая его производительность, зашкаливающая преступность и социальная несправедливость.
Исторический опыт показывает, что превратить страну в «совок», а жителей в «совков» достаточно просто, а вот обратный процесс десовковизации крайне затруднен даже при наличии грандиозных усилий и с немецким орднунгом. Осси (восточные немцы, пруссаки) во многом остались «совками» по сей день…
«Совок» и «постсовок» не приучены распоряжаться собственной жизнью, сознательно или бессознательно считая, что «жизнь — копейка». Ощущения бесправности, беспомощности и беззащитности они стараются всячески вытеснить из сознания, но чувство фрустрации все равно остается. Отсюда — их повышенная агрессивность, порой переходящая в истеричность. Эти качества «совка» охотно использует постсовковая власть, подсовывая дремучим людям многочисленных «врагов» — от либерастов и дерьмократов до пинодосов и геев. Дремучие люди с агрессивной сущностью очень удобны для постсовковой власти ибо всегда готовы для приятия деструктивных культов и действий.
Советский человек никогда не испытывал когнитивного диссонанса: его не тревожило, что собачья жизнь вполне совместима со строительством «государства всеобщего благоденствия», как и то, что «прекрасное будущее» оплачивается ценой гибели лучших и достойнейших людей. А все ужасы жизни — дело рук не совковой власти, а «коварного Запада». У «совка» просто не было иной реальности, чем та, в которой он жил.
Когда в 90-е годы чуть-чуть приоткрылась правда о советской жизни в сравнении с жизнью Запада и стала доступной тщательно скрываемая большевиками информация о том, что же они натворили, «совок» отнюдь не прозрел: по словам П.Казарина, «место наивности занял цинизм. Незнание сменилось подлостью». Совок мог прикрыться незнанием, постосовок врет и подтасовывает и отказывается от правды сознательно.
«Постовок» напряженно ожидает возвращения «сильной руки», любит разглагольствовать о «былом могуществе», «социалистических завоеваниях» и «крупнейшей геополитической катастрофе», воодушевляясь аннексиями и захватами. Фактически он повторяет все ошибки «совка», непрерывно наступая на те же грабли, раз за разом больно бьющие по носу.
Маниакальная зацикленность «постсовка» на прошлом отражает лишь его неспособность войти в будущее. «Постсовок» реакционен, ему присуща приверженность к старому, часто именуемая стабильностью. Но психологи знают, что за старое склонны цепляться люди ограниченные, слабые, неспособные участвовать в честной жизненной игре.
«Постсовок» унаследовал от своих двух родителей (советского строя и капитализма) две несовместимые черты, как-то эксплуатацию государственного влияния для достижении личного благополучия при полном наплевательстве на огромное социальное расслоение. Фактически «постсовок» тянет страну даже не назад в СССР, а в эпоху «Молота ведьм», когда можно не скрывать свою дремучесть и не ограничивать себя в возможности «казнить и миловать». Потому-то и пошли разговоры о «скрепах», «новом дворянстве», "высотах" крепостничества и мечтах о «любимом XIX веке». Привилегиям для «избранных» не был чужд и «совок», но для «постсовка» — это главная цель жизни, ради которой можно послать к чертям собственную конституцию и будущее страны. «Постсовок» даже не прячет своих шкурных интересов и вожделений, «духовные скрепы» необходимы ему как главный бастион от темной массы лузеров, задуриваемых чудотворными иконами и мощами святых. Даже грозный Сталин в представлении «постсовка» становится не продолжателем «революционных свершений», а охранителем многовековых государственных устоев, грозой смутьянов, «предателей-русофобов».
«Постсовок» на порядки токсичнее и клиничнее «совка» — не потому, что так или иначе осведомлен о преступлениях большевизма, но потому, что зная разоблачения предшественников, многократно превосходит «совков» по лжи, наглости, цинизму, количеству зла.
Свернуть

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 авг 2017, 15:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 авг 2016, 12:55
Сообщения: 1161
Julia_Xexbr писал(а):
. Глубоко ошарашенный тотальной изоляцией от культуры, я быстро сообразил, что получил доступ к «Клондайку» и тотчас приступил к работе над 10-томником «Тоталитаризм», главным героем и был тот «совок», о котором идет речь в этой статье.

Ну, чем можно помочь автору (Игорю Гарину)? Его "ошарашило" и он "быстро сообразил"...
Ему бы подождать, отойти от "ошарашения", оглядеться, успокоиться, а он на волне ненависти выплеснул с водой и "ребёнка".
И теперь доказывает себе, что "ребёнок" был уж очень плох.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 авг 2017, 16:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
А Гарину помогать не нужно, он прекрасно сейчас живёт уже на пенсии, продолжая заниматься литературоведением. Путешествует с семьёй по экзотическим местам планеты. Насчёт науки - не знаю.
Что с "ребёнком", так:
https://www.proza.ru/2017/02/21/2243
https://www.proza.ru/2017/08/09/994
https://www.proza.ru/diary/garin1/2017-08-06
А что, если хорошенько подумать и тряхнуть Павлова за бороду: советские методы воспитания человека нарабатывают исключительно рефлексы подчинения и страха. Собачки не лгут...

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 авг 2017, 17:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 авг 2016, 12:55
Сообщения: 1161
Вот и прекрасно. Экзотические места помогут И. Гарину отвлечься от "жуткого гомо-советикуса".
А советские методы воспитания... Под этим клише можно понимать всё, что душе угодно. Так что, проблема в душе.
Гарину угодно "заклеймить" "совка"... Переборщил он с негативными определениями.
Или он думает, что в нём самом нет "совковости"? Какая-то её доля есть в любом человеке.
Читать Гарина мне больше не хочется.
Не надеюсь, что он нашёл в "совке" нечто положительное, милое, весёлое, доброе...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 авг 2017, 10:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
А Федору Крашенинникову?

Цитата:
В августе 1991 года великий и прекрасный Советский Союз развалили американские наймиты Горбачев и Ельцин. Точно так же, как в 1917 году евреи и масоны развалили Россию и ритуально убили царя-батюшку с семьей и доктором Боткиным.

На самом деле святая православная царская империя, по выражению Василия Васильевича Розанова, «слиняла в три дня». Все чиновники, специально поставленные царем беречь его власть, оказались как на подбор беспомощными и не адекватными ситуации. Об этом можно и нужно говорить, но особенно важно каждый август вспоминать 1991 год и всю ту мифологию, которая вокруг него наросла за прошедшие 26 лет.

Тем, кто сожалеет по поводу крушения СССР, хочется задать сакраментальный вопрос: если СССР был такой великой и счастливой страной, как вы рассказываете, как так получилось, что к 1991 году на всех ключевых постах оказались предатели или ни на что не годные организаторы? Что это за страна такая чудесная, где миллионам людей поломали жизни из-за какой-то ерунды — из-за анекдота, самиздата, фильма с голыми людьми или невинного желания выехать за рубеж, — но самых-то главных разрушителей советского строя не выявили, не остановили, не наказали?

Не органам ли советской госбезопасности должны предъявлять свои претензии плакальщики по советской власти? Куда смотрели КГБ СССР, МВД СССР, все советские и партийные органы, мимо которых вверх по карьерной лестнице двигались М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин?

Представьте себе генерала Пиночета, который едет уговаривать президента Альенде присоединиться к путчу, а когда тот отказывается — замирает в нерешительности
В роковые дни августа 1991 года последний начальник КГБ СССР Владимир Крючков показал себя как нерешительный и не умеющий стратегически мыслить трусливый чиновник, который со всем своим ресурсом не смог сделать ничего против горстки несогласных с ГКЧП СССР. Все бы у членов ГКЧП могло получиться, если бы они действовали смелее, решительнее, активнее — короче говоря, если бы это были какие-то другие люди, каких советская система к тому времени окончательно разучилась воспитывать.

Качество человеческого материала, оказавшегося на вершине советской властной иерархии, — вот что должно вызывать максимальное количество вопросов у тех, кто никак не может перестать сожалеть. Качество политических институтов, которые призваны были хранить советский социалистический строй, но в итоге и сгубили его — ведь разрушители СССР пришли не извне, а изнутри его системы! — вот что надо оплакивать, если уж так хочется.

Как могло случиться, что многомиллионная Коммунистическая партия вместе с верным спутником комсомолом, советские профсоюзы, КГБ, МВД и Советская армия, которую всю историю СССР воспитывали прежде всего как защитницу коммунистических идеалов, не смогли сделать ничего в те несколько дней и даже часов, к которым их и готовили десятилетиями? Ни один региональный партийный или комсомольский работник не смог, а скорее всего, и не захотел вывести на улицы советских патриотов, о существовании которых десятилетиями рапортовали с самых высоких трибун. Просто вдумайтесь: по состоянию дел на 18 августа 1991 года почти на всей территории СССР десятки тысяч людей на постоянной основе работали в партийных и комсомольских органах, во всевозможных советских организациях и средствах массовой информации! Годами они писали отчеты о проведенных собраниях, дискуссионных клубах, патриотической работе с населением, тиражировали все эти бесконечные «слушали-постановили», а когда их партия была попросту упразднена одним росчерком пера Ельцина — не нашлось никого, кто хотя бы попытался выступить против.

Отдельно про армию надо добавить. Сколько было страшных ожиданий пришествия «красного Пиночета», который арестует всех демократов и наведет порядок. Но в итоге оказалось, что советские генералы категорически не годятся на роль решительных политиков и не способны ни на какой полноценный путч. То, как вели себя в августе 1991 года маршал Язов, генералы Варенников и Ачалов, говорит лишь о фундаментальной неспособности этих людей к принятию рискованных политических решений.

Когда Горбачев отказался публично поддержать горе-путчистов, это ввергло их в ступор — никакого внятного «плана Б» у них не было. Когда маршал Язов (дай бог ему здоровья, хорошему человеку!) узнал о трех случайно погибших людях, он единоличным решением вывел из Москвы войска, чем поставил точку в истории ГКЧП, КПСС и СССР.

Представьте себе генерала Пиночета, который сначала едет уговаривать президента Альенде присоединиться к путчу, а когда тот отказывается — замирает в нерешительности, а потом и вовсе выводит войска из Сантьяго, потому что кого-то где-то успели убить. Я не к тому все это пишу, что жалею о нерешительности и политической импотенции верхушки советских силовых органов, вовсе нет, я, наоборот, радуюсь: после десятилетий террора и живодерства советская власть выродилась в сборище испуганных стариков, у которых в голове не было ничего, кроме желания сохранить себя в меняющейся ситуации.

Почему так получилось? Куда делись комиссары в пыльных шлемах, верные ленинцы и прочие персонажи советской мифологии, которых в изобилии демонстрировали еще в 1987 году, в год широкого празднования семидесятилетия того, что тогда называлось «Великая Октябрьская социалистическая революция»? Просто подумайте: в 1987 году дело Ленина еще живет и побеждает, а спустя всего четыре года не находится никого, кто готов был бы сделать хоть что-то для спасения своей партии и своего государства. Уникальная ситуация в мировой истории: стремительный коллапс и распад государства без внешней интервенции и гражданской войны, исключительно в силу внутренних противоречий, амбиций и недееспособности руководства.

Величайшая катастрофа вовсе не в том, что Советский Союз исчез, а в том, что он существовал и существовал так долго. Величайшая катастрофа в том, что миллионы людей жили и умирали в мучениях и нищете ради идей и целей, которые в конечном итоге никто не стал защищать. Величайшая катастрофа в том, что поколения росли в изоляции от всего мира, в чаду идеологического пустословия, догматизма и вздорного доктринерства — всего того, что в итоге было легко отброшено самим же советским начальством. Величайшая катастрофа в том, что наш путь к индустриальному и социальному развитию, путь к победе над нацистами, путь в космос пролегал через бессмысленную кровь и постоянное унижение миллионов людей, чья энергия и сама жизнь оказались принесенными в жертву той серой пустоте и беспомощности, которая и итоге растворилась в августовском воздухе 26 лет назад.

Тогда против советского строя выступали и сами наши нынешние правители: будущий командующий Росгвардией Золотов стоял на танке рядом с Ельциным, а будущий президент Путин вместе с покойным Собчаком противостоял ГКЧП в Санкт-Петербурге.

Но, красиво старея на своих вполне капиталистических виллах, они жалеют вовсе не о советских социальных гарантиях, а о том, о чем жалеть не стоит, — о призрачном геополитическом величии, о том, что «все боялись», о том, что «могли превратить в ядерный пепел».

Главным врагом любого авторитарного режима остается он сам. Его внутренняя слабость и неспособность адекватно реагировать на меняющийся мир вокруг. Пестуемая пассивность, поощряемая неконкурентоспособность, ставка не на талантливых, а на лояльных и послушных — вот что привело советскую систему к краху. Поразительно, что, рассуждая об иностранных агентах, разваливших сначала Российскую империю, а потом и СССР, адепты конспирологии старательно воспроизводят в Российской Федерации все то, что сгубило оплакиваемые ими государства. Партийный аппарат «Единой России» вряд ли окажется дееспособнее КПСС. «Избираемые» губернаторы поведут себя точно так же, как советские секретари обкомов и царские губернаторы.

Откуда в высшем руководстве страны возьмутся решительные и готовые рисковать, если таких и близко не подпускают к власти?

Грозить врагам и клясться в верности идеалам — это очень хорошо умели и проигравшие в августе 1991 года советские товарищи. Но, когда дело дошло до практики, они ничего не смогли. Погубили в бессмысленном хаосе три молодые жизни — и проиграли.

Федор Крашенинников

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 авг 2017, 05:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Автор как-то нервно мечется между ботаниками, которым поломали жизнь и Пиночетом.
И всё же, в путче и анти путче была хоть какая-то цельность событий, а сейчас в разных местах и по немножку рвётся и расползается как на прелом ватнике. А может так оно и лучше?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 авг 2017, 09:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 янв 2016, 12:05
Сообщения: 2384
Откуда: г Озёрск. чел.обл.
Совок есть очень полезная вещь,евро-хухрики всякую гадость на вкус пробуют :-)

_________________
представление всех членов людей,как единого организма,а себя как часть этого организма,то на душе становится спокойно и весело.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 авг 2017, 20:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Александр Белинский, да где ж мне албанских хакеров взять, что бы Ваш текст взломать :ne_vi_del:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 авг 2017, 20:44 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Александр Белинский писал(а):
Совок есть очень полезная вещь,евро-хухрики всякую гадость на вкус пробуют :-)

Djuley писал(а):
Александр Белинский, да где ж мне албанских хакеров взять, что бы Ваш текст взломать :ne_vi_del:

ВиктОр! Ты выразил и моё желание! :-)
Теперь ты понимаешь, как иногда и твои сентенции бывают трудноуловимы для ума :-)

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3120 ]  Пред.  1 ... 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105 ... 208  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 53


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.146s | 19 Queries | GZIP : On ]