Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

О заикании и пении
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=14&t=1666
Страница 1 из 2

Автор:  Муж Иринии [ 17 ноя 2013, 10:28 ]
Заголовок сообщения:  О заикании и пении

Позволю себе прокомментировать следующий диалог из раздела "Вопросы Александру Данилину":

Цитата:
"Здравствуйте, Александр Геннадиевич.
Вопрос про заикание. Заикаюсь лет 10, поэтому уже могу себя немного контролировать во время речи. Стала замечать что начинаю запинаться , потому что люди, слушающие меня чувствуют себя очень неудобно, и от того зажимаюсь все больше и больше . Можно ли как - нибудь научиться не обращать на это внимание?
И вообще, что можете порекомендовать против заикания.
Спасибо.

Ответ:

В качестве небольшого дополнения к предыдущим ответам: учитесь петь. Берите уроки профессионального пения - это научит вас переносить внимание с речи на на дыхание и работу голосового аппарата. Мы не умеем "обращать внимание" на речь - это слишком сложный процесс, На самом деле вы обращаете внимание на... свою стеснительность и она усиливается"


Моё замечание основано на личном опыте. Дело в том, что в детстве у меня было сильнейшее заикание, от которого я долго лечился у логопедов и даже психиатров и без особого успеха, так как мне старались привить опыт осознанного отношения к речи, то есть управлять её процессом. Но человеческая психика, как я это понял уже в зрелом возрасте, пользуется определенными механизмами, автоматами и программами для того как раз, чтобы избежать процессов осознанного управления там , где без них можно обходиться
Лет в 25 у меня был открыт певческий голос (тенор) и поставлен профессиональным педагогом. С тех пор заикание исчезло на многие годы (но, как потом выяснилось, не навсегда)
В процессе постановки голоса я начал понимать, как много значит техника дыхания, доведенная до такого автоматизма, когда о ней уже не думаешь...
Но вот что существенно. Не только техника правильной постановки речевого аппарата, который опирается на воздушный "столб", упираясь в диафрагму, но и неправильный навык, усвоенный некогда в детстве, превращаются в программу, своеобразный архетип, сохраняемый сознанием, и в некоторых ситуациях, связанных с проблемами детства, способный к рецидиву своего проявления

Автор:  Бегущая по волнам [ 17 ноя 2013, 17:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: О заикании и пении

Муж Иринии писал(а):
техника правильной постановки речевого аппарата, который опирается на воздушный "столб", упираясь в диафрагму

Имеется ли в виду только визулизация такого столба или визуализация совмещена с определённым напряжением мышц горла и др.?
Или здесь не применяется техника визуализации такого "столба"?

Автор:  Весна [ 18 ноя 2013, 10:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: О заикании и пении

surrexit писал(а):
Здравствуйте, Александр Геннадиевич.
Вопрос про заикание. Заикаюсь лет 10, поэтому уже могу себя немного контролировать во время речи. Стала замечать что начинаю запинаться , потому что люди, слушающие меня чувствуют себя очень неудобно, и от того зажимаюсь все больше и больше . Можно ли как - нибудь научиться не обращать на это внимание?
И вообще, что можете порекомендовать против заикания.
Спасибо.

Мне было лет пять когда меня напугали взрослые на улице. Заикался очень сильно. Врачи помочь не смогли. Участковый педиатр порекомендовала матери найти бабку, как тогда это называли. Мама нашла, бабулька жила в частном секторе. Привели меня к ней, завела старушка меня в тёмные сени, мою мать оставила на улице, поставила меня лицом в угол и начала что-то шептать. Я прислушивался, но ни слова не понял. Потом заставила меня плюнуть в угол три раза, перекрестила и выпустила из избы. Больше я не заикался совсем.
Возобновилось заикание в классе девятом или восьмом. Слабо, но всё же заикался. В армии заикаться стал сильнее ввиду постоянных стрессов. Если учителя в школе понимали моё состояние, то в армии это стало катастрофой. Чем больше заикаюсь, тем больше стесняюсь, тем больше офицеры ругают когда не могу сразу ответить на их вопросы на занятиях. Заикаюсь, начинаю говорить медленно, заикаюсь ещё больше. Однажды ребята, служившие со мной, начали надо мною всячески издеваться, придираться. Можете представить мужскую армейскую компанию, все разговоры матом, приколы, подколы. Однажды меня прорвало, на издевательства стал отвечать очень быстрой матерной речью. Ну просто поток слов без запинки. Заметил, когда говорю быстро, то не заикаюсь. Вся беда в том, что я был "тугодум", мысль не успевала за языком. Начал мысленно синхронизировать мышление и речь, стал учиться быстрее думать. Стало получаться. Как то однажды ребята ехидненько так с улыбочкой стали на меня смотреть. Прояснилось, что они всё это преднамеренно со мною проделали. Жаль, что я не выяснил тогда, кто именно был инициатором, кто, как бы сейчас сказали, разбирался в психотерапии, хотя в те времена, 1976-1978 годы, мы и термина такого не знали. Потом, в дальнейшей жизни, в стрессовых ситуациях применял приём ускорения речи.
Петь тоже пробовал, но быстро прекратил, соседи меня не поняли бы.

Автор:  Муж Иринии [ 18 ноя 2013, 10:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: О заикании и пении

Я не специалист в области постановки голоса, сам никому его не ставил, ставили его мне:) Наверное у разных людей это получается по-разному. Теорию мне объясняли, но мне вся эта теория мало помогала. Голос возник как бы сам, постепенно и в результате просто тяжелого труда. Так что я сам до сих пор не понимаю, как именно это происходит, и не смог бы научить другого. А до этого пришлось пережить моменты, когда тебе сто раз говорят: "Это не то, это звучит неправильно", а потом вдруг раздаётся крик: "Вот это как раз то, что нужно, звучит изумительно. Запомни это ощущение, зафиксируй, как ты это делаешь". А я не понимал, почему это произошло, и не мог зафиксировать, и не был в состоянии намеренно повторить. Потом сам собой возник динамический навык - его я называю программой сознания, и по крайней мере у меня функционирует такой навык неосознанно. Правда, я так и не стал профессионалом. Но и у профессионалов это происходит по-разному.
Некоторые так одарены, что педагогам приходится просто заниматься огранкой уже природой поставленного голоса, у других голос появляется как бы внезапно (как у Тита Руфо), а кое-кому приходится и помучаться - в особенно, когда перед педагогом встает задача переучивать, ломать уже установившийся навык. Так, к примеру, Усатов воевал с молодым Фёдором Шаляпиным, меняя у него звучание с баритоновой на басовую тесситуру. То есть Усатов обладал абсолютным вокальным слухом и смог почувствовать, каков природный голос у певца. Иначе можно неправильно образовать вокалиста и тем его искалечить творческую судьбу. И это бывает нередко

Автор:  Бегущая по волнам [ 18 ноя 2013, 16:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: О заикании и пении

Муж Иринии писал(а):
...Усатов воевал с молодым Фёдором Шаляпиным, меняя у него звучание с баритоновой на басовую тесситуру. То есть Усатов обладал абсолютным вокальным слухом и смог почувствовать, каков природный голос у певца. Иначе можно неправильно образовать вокалиста и тем его искалечить творческую судьбу. И это бывает нередко


Большое спасибо за ответ.
Очень интересно. Особенно поразило, что некоторые люди могут почувствовать специфические особенности природного голоса других людей..
Правда, что такое тесситура я не знаю, но поняла, что каким-то образом удалось поменять певческий баритон на бас. Интересно, а в обыденной жизни, голос тоже меняется при этом? Или изменения касаются только певческого голоса?

Автор:  Муж Иринии [ 18 ноя 2013, 19:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: О заикании и пении

Нет, просто у Шаляпина был высокий бас, и в юности он считал себя баритоном, насколько я помню эту историю из его воспоминаний. Педагог объяснил ему ошибку.
Людям дается некая высота звучания голоса в свойственном для них диапазоне, где их тембр звучит естественнее и лучше всего. Есть голоса низкие, средние и высокие, что в мужском вокале соответствует басу, баритону и тенору. Соответственно и пишутся вокальные произведения - в расчете на определенную голосовую "ткань" (так переводится с итальянского слово "тесситура").
Но фактически существует гораздо более сложное распределение голосов и тесситур, музыкального репертуара. Например, бывают тенора лирические, лирико-драматические и драматические, и для каждого существует подходящий репертуар. Например, ария Радамеса из оперы "Аиды" написана для драматического тенора. Наш великий Лемешев обладал лирическим голосом, и хотя он конечно мог петь и пел любые теноровые партии, и пел потрясающе, партия Радамеса ему не очень подходила
Бывают высокие басы и низкие баритоны, что совсем не одно и то же. И низкий и высокий баритон чувствуют себя лучше в баритоновом репертуаре. Поэтому при постановке голоса педагогом очень важно не ошибиться. Это иногда происходит
На этом сайте есть ссылка на видео, как я понял, довольно известного певца, которого очень хвалили. Но я не могу слушать его без сострадания, так как это явно изумительный природный баритон, которого наверное еще в консерватории вели и поставили как баса, так он и поёт всю свою жизнь. Но баритон, который исполняет басовые партии, может потерять на этом больше половины своих природных возможностей.
Впрочем, я это прекрасно понимаю. Лучше российских басов нет и никогда не было ни в одной стране мира. В родительской семье у нас был культ Фёдора Ивановича Шаляпина, и голос его звучал с грампластинок чуть ли не каждый день. Естественно, я мечтал о басовых партиях, и откройся у меня баритон, обязательно захотел бы стать певцом басовой тесситуры. Даже с тенором не мог избавиться от привычки петь шаляпинские вещи (например, "Элегию" Масснэ), хотя тенору это вредно

Автор:  Бегущая по волнам [ 18 ноя 2013, 21:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: О заикании и пении

Муж Иринии, большое вам спасибо за интересный рассказ @->--
Элегия "Масне" мне очень нравится.
Из наших певцов мне нравится Атлантов. Нравятся баритоны и басы. Тенора как-то не очень воспринимаю, хотя есть отдельные вещи, которые мне нравятся. Но так вот не смогу назвать сразу.

Вы упомянули сайт, но ссылки в посте нет. Если найдёте ссылку, буду признательна.
Расскажите, пожалуйста, если не трудно о женских голосах. Мне очень нравится низкие женские голоса - колоратурное сопрано (если я правильно говорю)..

Автор:  Муж Иринии [ 19 ноя 2013, 09:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: О заикании и пении

К сожалению, ничего не могу об этом сказать, так как никогда особенно не интересовался женскими голосами
Открытая тема - собственно, не об искусстве вокала, а о техниках вокала и речи, которые родственны. Техника же основана на определенных алгоритмах сознания

Сравнивая сознание и компьютер (ведь вычислительные машины моделируют определенные процессы в сознании), задумаемся: как вызывается к действию та или иная программа? Это происходит с помощью запроса. Так же функционируют и программы сознания - они запускаются внутренним посылом
Когда я хочу петь правильным, вокальным способом, у меня возникает в речевом аппарате специфическое ощущение приподнятого нёба - так называемая "высокая позиция": чтобы голос ушел в головные резонаторы, его нужно туда послать, сам по себе он не пойдет. Вот это и есть запрос к вокальной программе. Когда певец уже исполняет музыкальное произведение, внимание его сосредоточено на творческой стороне дела, техника работает сама, вне осознания

Вот почему у меня вызывают сомнение логопедические технологии, когда побуждают осознавать процесс дыхания, класть во время произнесения звуков руку на пресс и контролировать диафрагму. Если человек не может ходить, ему помогают костыли (так и логопедия конечно может помочь), но костыль не лечит больную ногу, а логопедия сама по себе не устраняет причины заикания.
Логопед как бы заново учит человека верно дышать в процессе речи. Но ведь, как правило, человек заикается не потому, что он не может, не умеет правильно говорить и дышать! Заикание происходит оттого, что правильная программа по какой-то причине блокируется, а вместо неё выработана и функционирует программа неверной организации действий, в которой не синхронизованы ритмы речевого и дыхательного аппарата
Стало быть, наиболее логичная методика излечивать заикание - выяснить причины, по которым это произошло, чтобы можно было убрать блок, препятствующий срабатыванию уже выработанного навыка

Контролировать дыхание неумелыми действиями - процесс чрезвычайно опасный, так как он создает ложную программу, которая нарушает синхронизацию естественных процессов в сознании, столь сложных, что их просто нельзя контролировать осознанными усилиями. А в детстве, когда чаще всего и возникают дефекты речи, называемые заиканием, так и происходит, когда ребенок пытается управлять процессом речи. Правда, на это у него есть важные причины

Прежде всего, можно различить две принципиально важные причины заикания: экзогенную и эндогенную (внешнюю и внутреннюю). Сталкиваясь с экзогенными проблемами, то есть трудностями звукопроизношения, которые вызваны внешним влиянием на его речь (чаще всего это так называемое "тонированное заикание", когда затягивается произнесение звука), ребенок иногда пытается самостоятельно бороться с этим, придумывая собственные способы говорить, которые помогут ему, облегчат трудный речевой процесс. Говорю это с некоторым знанием дела, так как сам занимался в детстве подобного рода "творчеством" - созданием собственной техники речи. Так человек в детстве сам и создает неверную программу дыхания - возникает эндогенное заикание (как "тонированное", так и "клонированное", когда происходит повторение звуков)

Но почему, если в сознании есть две программы, у заики срабатывает именно неправильная, почему именно к ней направляется запрос на речь? Нередко это связано с рецидивом детского страха речи - логофобией. Но это следует отличать от экзогенных факторов. Они довольно интересны, и относятся к коллективному сознанию. Например, я замечаю, что заикание иногда возвращается ко мне - и не от страха говорить, а скорее наоборот: в тех случаях, когда я начинаю говорить вещи, о которых лучше помолчать

Автор:  Пряник [ 20 мар 2015, 12:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: О заикании и пении

а как можно объяснить тот феномен, что большинство заикающихся людей (если не все) перестают совсем заикаться, когда поют?

Автор:  Муж Иринии [ 21 мар 2015, 11:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: О заикании и пении

Речь, которая кажется нам плавной и связной, является на самом деле довольно сложным процессом совмещения разрозненных процессов нервно-физиологического аппарата речи, при котором организм автоматически соединяет разнообразные действия, отдельные циклы: дыхания, глотания, опоры воздуха, движение языка, челюсти, губ и нёба - всё это разрозненные процессы, которые еще требуется со-организовать. Это задача программы сознания, которую я в теории техносферы называю машиной управления.
Действительно, когда в такой "машине" процесс управления её механизмами в порядке, человек и не задумывается над тем, как правильно организовать свою речь, чтобы дыхание например, не мешало глотанию, а глотание - движению языка. Но иногда, по причинам психологического характера, в такой машине возникают дисфункции

Чтобы речь стала плавной, необходим пластический образ звука. Когда он есть, мы его не осознаем, но зато приходится осознавать, когда в машине сознания, управляющем речью, появляются дефекты, и отдельные процессы звукообразования не согласуются между собой. Таков эффект заикания и затрудненного глотания. Иногда людей приходится буквально обучать процессу правильного глотания и речи

Все же лучше, чтобы организм восстановил свои функции сам. У меня в этом отношении есть горький жизненный опыт. В детстве логопед мне очень помог, но в этой помощи оказалась теневая сторона: так как причину заикания логопедический тренинг осознанного управления речью не устранил, в течение жизни заикание ко мне возвращалось много раз. И при этом организм привык к помощи извне, так как именно в детстве, когда человек проходит фазы сенситивного развития, прочно устанавливаются психологические комплексы
Вот почему так важно тренировать самостоятельность органических процессов. Чтобы доверять своему телу. Тогда и тело станет доверять тебе, и между вам реже будут возникать недоразумения

Пение помогает восстановить действие программы сознания именно потому что совмещает речь с мелодией, гораздо более пластичной чем те звуки, которые мы издаем в обычной речи, мелодия песни содержит в себе большую меру целости, гармонии. В самой структуре песенной мелодии заложен определенный порядок процесса звукообразования.

Например, если песня в самом деле сочинена для массового слуха, здесь обычному человеку удобно там взять дыхание, где заканчивается логическая связь строк (есть сложные мелодии, требующие умелого расходования дыхания и его опоры, те нуждаются в особой тренировке для чтобы в звучании возникла та плавность, которую итальянцы называют "кантиленой")

Говоря иначе, хорошая песня для людей с обычным дыханием - это гармония текстового и мелодического смысла, поэтому если у человека чисто тактическая дисфункция в согласовании процесса звукообразования, пение может помочь. Если же причины нарушения речи лежат в глубинах психики, всё гораздо труднее, к сожалению

Автор:  Муж Иринии [ 21 мар 2015, 11:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: О заикании и пении

текст

Автор:  Danzhel [ 26 мар 2015, 02:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: О заикании и пении

Хочу поделиться своими соображениями по поводу заикания. Сразу скажу, что опираюсь на собственный опыт.
Прочитав, всё вышесказанное, добавлю, что наша речь полностью построена на произношении гласных звуков. Шесть гласных: а - о - у - и - е - я служат основой речи. Невозможно произносить слова без гласных. Поэтому читая нараспев слова, стараясь произносить, как бы петь, эти гласные, возможно добиться слаженной речи. Но это только в теории.

На научном языке заикание называется логоневрозом. Это медицинский диагноз. Логоневроз никак не зависит от возраста и пола человека. Причин возникновения и развития этого нарушения очень много. Начиная от родовой травмы и заканчивая особенностями характера человека. Говорили, что якобы ускоряя свою речь, можно исправить само заикание. Не знаю. Все очень индивидуально. По себе скажу, что сам я, в определенные периоды своей жизни говорил так быстро, что речевой аппарат не поспевал за моими мыслями и слова просто проглатывались, жевались, образую большой несвязный клубок неразборчивых звуков, выделить из которого что-то вразумительное было невозможно.

В основе заикания лежат сложные процессы, но на одном, наверно одним из самых важных, хочу остановиться. Это чрезмерное напряжение мышц речевого аппарата - спастика. Мышцы от чрезмерного напряжения не позволяют плавно произносить звуки и в совокупности с нарушением дыхания приводят к полной невозможности произнести даже один звук. От волнения, такой человек, сразу выдыхает воздух из легких и на произношение самимх слов воздуха не остается. Поэтому на мой взгляд, чтобы как-то помочь такому человеку, надо уделить внимание дыханию, технике дыхания, просто больше петь, дома, на улице, в пути. Потом существует специальная артикуляционная гимнастика для мышц речевого аппарата. Этой гимнастике обучают дикторов радио и телевидения. Иногда заменяет эту гимнастику обычная жвачка. Довольно долго разжевывая ее, можно хорошо задействовать некоторые группы мимических мышц. А так как, жвачка постоянно во рту, то как бы постоянно существует возможность естесвенно включить мышцы в работу.

Но конечно, самое главное, это эмоциональное состояние говорящего. Если он будет считать себя каким-то особенным, другим, лишним, то это только усугубит его состояние. Наоборот переключение на приятные мысли, темы разговора способствуют раслаблению. Увы, считается, что различные раслабляющие средства могут улучшить произношение, но это всего лишь обман. Я говорю об алкоголе, различных курительных смесях и собственно лекарств, например корвалола. Очень мешает заикающему знание о том, что ему необходимо обязательно что-то сказать в нужный момент. Эта информация сама по себе может настолько напрячь человека, что он потеряет всякую способность говорить. Поэтому, очень важно ощущать себя частью этого мира, быть полноправной личностью и не бояться делать что-то вразрез с существующими нормами. В конце концов, важно не как ты говоришь, а что ты говоришь.
И пускай на тебя все оглядываются и порой пугаются, лишь уверенность в себе и гармония внутри помогут добиться внутреннего спокойствия. Пускай вместо целой фразы, ты произнес один слог, всегда есть возможность донести информацию до других. Может быть жестами, а может быть в письменной форме. Это не значит, что так и нужно поступать, но это дает говорящему свободу и возможность успокоиться во время речи.

И еще, не бояться ошибаться и не бояться говорить. Нам бывает порой сложнее, чем другим людям, но преодолевая трудности мы становимся сильней.

Автор:  Муж Иринии [ 26 мар 2015, 10:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: О заикании и пении

Построение речи основано на гласных или согласных в зависимости от того, что именно собирается выразить человек посредством речи: скорее чувственное или скорее рациональное содержание (хотя конечно одно всегда связано с другим)

В пении гласные звуки произносятся на дыхании, плавно "несут" на себе согласные, и если брать дыхание в нужных местах, возможен и лечебный эффект
Вообще, гласные звуки лучше приспособлены для варьирования чувств, а согласные - языковых значений. Вероятно, поэтому в речи так называемых "высокоразвитых" народов многообразие согласных превышает разнообразие гласных звуков. У нативных племён, живущих в дружбе с природой, использующих в речи звукопись, всё как раз наоборот. Естественно, ведь там речь подражает звучанию природы. Прислушайтесь к ней - разве так уж много согласных? А гласных сколько угодно - внешний мир несет нам симфонию эмоций
Причем у северных рациональных народов с гласными еще хуже, так как они меньше "йотируют" чем южные, эмоциональные

Волнение при заикании (тогда возникают трудности со звукообразованием гласных) чаще всего вызвано именно осознанием своего дефекта, в основе же проблем с заиканием лежат именно трудности согласного звукообразования (согласование работы мышц с дыханием), то есть внутренние проблемы рационального мышления.
Но существует конечно (как и для всякой машины) также обратная связь: когда человек начинает волноваться по каким-то поводам, срабатывает рефлекс заикания

Автор:  Danzhel [ 26 мар 2015, 20:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: О заикании и пении

Да, согласен. Все это так. Но есть небольшие нюансы.

Невозможно произносить слова только согласными, а вот гласными вполне можно. Именно поэтому я говорю, что наша речь построена на произношении гласных. А вот уже к гласным "цепляются" согласные, образуя связную речь. И второе, вытекающее из первого. Невозможно произносить слова не выдыхая воздух. А это значит, что если удастся найти такое сочетание темпа и силы дыхания с возможностями мимических мышц, которые позволят Вам внятно и четко произнести слова, то значит Вы на верном пути.
И опять-таки скажу, что основная причина в нарушении работы речевых мышц - повышенный тонус, который в свою очередь, ззависит и от волнения, и от самовнушения, и от самочувствия, и от страха быть непонятным.

Автор:  Пряник [ 30 мар 2015, 17:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: О заикании и пении

а разве волнение не становится причиной заикания?Например, человек выступает с песней, он же в любом случае нервничает, по идее должен еще больше заискаться...

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/