Цитата:
По крайней мере, Мирослава, да и каждый из нас, воочию сталкивается с наличием
противоположной точки зрения, которую иногда невозможно воспринять.
Здесь вопрос более серьезный чем просто разнообразие мнений, и возможность лояльно отнестись к позиции другого, потому что в данном случае каждый защищает свои ценности, которые исторически противопоставлены по самой природе общества. В таком случае мнение другого, а уж тем более если оно воспринимается как "чужое", как Вы пишите, "невозможно воспринять": архетип ценностей настроен на их защиту от чужого
Как сказал поэт: "я не участвую в войне, война участвует во мне". Мы сталкиваемся, что называется, лбами, если защищаемые нами архетипы находятся "по разную сторон баррикад".
Если некогда за идеи лилась кровь, последующее их применение всегда будет связано с негативными эмоциями, сохраняемыми в исторической памяти
Есть два вида общественных кризисов того, что называют иногда системой ценностей, иногда шкалой, а я называю иерархией (чтобы подчеркнуть ясную структуру приоритетов): социальные и национальные, которые друг другу противостоят, так как относятся к разным видам реальности. Национализм связан с производством идей воинственным сознанием этноса (нацией), социальное же мышление имеет дело с конкретными, прагматическими ценностями экономики, которые создаются производственными коллективами (социумами)
Но эти два вида ценностей, составляющие шкалу-иерархию, едины в одном - это факторы экономики, а не культуры, поэтому они не разрешимы каждая система ценностей сама по себе, а лишь в истории взаимно компенсируют: либо социал-национальный кризис, либо национал-социальный
Например, в противостоянии Европы и России начала прошлого века, эти конфликты раздвоили Европу: национал-социальные державы примкнули к Германии, а социал-национальные стали союзником Советского Союза
Итак, это не просто отвлечённая философия, а касается истории и нас с Вами самым прямым и жизненным образом. Ведь через сто лет после описанной выше ситуации роли поменялись: сегодня национал-социализм бурно развивается как раз в тех странах, которые были его жертвами (в немецком варианте) : в бывшем СССР, во Франции, Болгарии. А в Германии сегодня социальные ценности стоят на первом месте. Но национальную шкалу тоже никто отменить не может.
Поэтому в ФРГ далеко не все поддерживают социальную политику правительства Анжелы Меркель, критикующей российское руководство. У Путина в Германии и Франции есть большие поклонники. Кто это? Национал-социалисты, которые хорошо понимают президента России, когда он проводит политику именно в пользу нации, действуя как национальный лидер
Почему история устроила именно так? Происходит обмен опытом во времени. Иван простым, безыскусным языком это и объясняет: теории недостаточно, необходимы свои "синяки". Но не только Мирославе, ему тоже, да и всем нам без ушибов не обойтись