Собственно, для того, чтобы сделать вывод, что Бог (но конечно не сам по себе, а в человеческих представлениях) может быть назван мужчиной, и вовсе ни каких философий не требуется. Это вытекает из вполне научных наблюдений за природой нашей планеты, которые изложу ниже, чтобы ни быть голословным Метафизическая философия нужна для того, чтобы обосновать, каким образом сотворенное существо человек с его ограниченным опытом, и узкой сферой понятий, основанных на этом опыте, может выносить столь кардинальные суждения о творце вселенной. Хотя такая философия обладает крайней ограниченной сферой применения уже потому что идея трансцендентности Бога выводит его личность из области вообще всяких суждений. Но тут в познании людей на помощь философии и науке приходит религия, утверждающая: живой Бог не только есть, но и заявляет о себе человеку нечто такое, что может знать о себе и сотворенном мире только его творец, что само по себе не выводимо из суммы человеческого опыта Итак, первый монотеизм стал и религией Откровения. Это значит, что до его появления люди в понимании высших основ мира исходили из своих наблюдений за природными силами - и так возник сложнейший мир языческих религий В первой религии Откровения Бог считается еще принципиально для опытного человеческого знания непознаваемым
Только когда возникла вторая религия Откровения (и менее строгий монотеизм) - христианство, интерес верующих к личности Бога принял две формы богословия: апофатическую и катафатическую. В христианстве представители высшего апофатического богословия составляют его ортодоксальное "ядро", это хранители неизменных традиций и взгляда на Бога как принципиально непостижимую Личность, от самостоятельных суждений на которую следует воздержаться. Любое мнение об этой Личности, стало быть, может быть сделано только со ссылкой на того пророка, которому дано было высшее Откровение. Человек может истинно знать о Боге только то, что Бог сам говорит о себе
"Пусть так, но ведь Бог может сказать человеку нечто о себе только в тех категориях, которые человек способен понять. А сама способность понять возникает постепенно, связана с человеческим опытом" - возражают им представители катафатического богословия. Они подходят к личности Бога, изучая проявления его деятельности по созданию на Земле мира и человека, исходя при этом из суммы наблюдаемых явлений
Итак, к чему эта преамбула? Нам важно вот что: выводы апофатических и катафатических богословов, о мире и человеке сходятся при всей разнице источников знания С позиций апофатического богословия, о мужской принадлежности Бога достаточно судить по первой строке Библии: "В начале сотворил Бог Небо и Землю" (а не "сотворила" или "сотворило")
Однако такая точка зрения не может нас удовлетворить, если мы хотим (а потому на стороне катафатического богословия) подходить к этому вопросу научно. Есть как минимум, две точки зрения, объясняющие, почему монотеисты желают видеть Бога мужчиной
Во-первых, с позиций обществоведения. Религия есть конечно такая дисциплина познания, которая непосредственно связана с формами построения общества. То есть христианство - религия патриархальная. Присущие ей взгляды на Бога и на мир основаны на платформе Ветхого Завета - канона, созданного первым монотеизмом. А первый монотеизм был религией древних полукочевых иудеев: общества патриархального. Патриарх есть, во первых, единоличный глава рода, и в племени, состоящем из отдельных родов, лидер происходит из того рода, который является главенствующим. И вот почему первый монотеизм возник среди полукочевого племени: Единобожие соответствует идее власти одного лидера. Но патриарх кроме того есть мужчина, поэтому и Высшая личность Бога просто не могла не обладать, с точки зрения древних иудеев, чертами патриарха
Во-вторых, мировоззренческая точка зрения. Религоведение объясняет нам почему, что у кочевников, зависимых от климата в целом и менее зависимых от щедрот конкретного участка земли, возникают культы Неба, а оседлым земледельцам присущи культы Земли Действительно, данные этой науки показывают, что в отдельных местностях во времена мотыжного земледелия существовал матриархат. И здесь, в полном соответствии с социальной теорией возникают хтонические культы, сакрализация Матери и Земли-кормилицы, Земли рождающей (то есть высшая Личность мира явно женская)
Далее, та же наука обратит наше внимание, что природный мир языческих культов есть синтетический мир богов и богинь. А социология при этом добавит, что формы синтетического язычества возникали в развитых синтетических обществах
Итак, с появлением первой религии Откровения, ставшей монотеизмом, благодаря неким канонам апофатизма, Бог по какой-то причине пожелал сказать о себе как о такой личности, которую, конечно в приближении к понятиям, доступным опыту человека, следует отнести к мужским
Апофатизм причины этого назвать в принципе не может, но у катафатизма, сближающего свои позиции с философией и наукой, ответов на это также нет. Ведь здесь рассматриваются в общем и целом лишь взгляды человека на происхождения мира и себя, но не само происхождение мира и человека, здесь потому утверждается относительность познания, где критерием выступают условия его генезиса, последовательные этапы генезиса
Таким образом, меня не очень устраивает в ответе на вопрос о принадлежности Бога ни религия сама по себе, ни сами по себе наука и философия, которые постепенно избавились от роли "служанок богословия", при этом незаметно для человека превращаясь в "служанок" техносферы
Поэтому, необходимо комплексно подходить к "мужской" роли Бога в мире, о котором можно сказать как о естественно рожденном, а можно и как о сотворенном Как это комплексно? Первая же глава Книги Бытие - Шестоднева, описывающий историю творения мира и человека, есть источник религиозного познания, но к нему можно подойти и религиозно, и философски, и научно Такой подход в Библии - редкость. Чаще ее страницы открывают: - либо такие люди, которым необходимо подтвердить свою веру. Они жаждут веры, а знания для них второстепенны - либо такие люди, которые надеяться получить знания, но вера для них второстепенна. Это критики Библии, для которых эта Книга книг остается закрытой своим смыслом
Подход к Библии без веры в Бога в принципе обречен на один и тот же бесплодный результат, независимо от научных концепций Подход к Библии без научной концепции, но с верой, наоборот, может дать результат: в области личностной морали, общественной нравственности Подход к Библии без научной концепции, хотя и с верой, не даёт научного результата
Попробуем открыть Шестоднев с самого начала и даже доказать "мужскую" роль Бога в создании мира, а самое главное, в его эволюции. "Материнскую" роль играют в этом процессе матрицы Земли
Концепция нам необходима. Но откуда ее взять? Здесь философия не поможет, а вот наука...Она исходит из наличного опыта Итак, какую же роль играет мужчина в способности женщины рождать?
И вот довольно сравнительно простое, насколько ее можно изложить простыми средствами, обоснование мужской роли творческого Начала по отношению к материнской среде Земли. Подобно тому как мужчина в нужном месте и в нужное время вводит в лоно женщины свою энерго-информацию, дополняя комплект того, что она уже имеет в себе, а в результате рождается новое живое существо, так и бытие Земных матриц, чтобы постоянно поддерживалась жизнь, нуждается в постоянном поступлении нового извне
Иначе мир существовать не может. Таким образом, идеи деизма и даже атеизма в чем-то оказываются верными: в мире существуют самопроизвольно воспроизводящие архетипы, вооруженные алгоритмами - порождающие среды, матрицы. Но сами по себе они есть лишь инструменты, для применения которых требуется личность, постоянно организующая, гармонизирующая мир, который в ином случае подвержен естественному убытку энерго-информации. Его можно отождествить с понятием энтропии, хотя это понятие термодинамики, мы же в данном случае имеем в виду динамику пространства (энерго-информации)
Но о каких матрицах Земли идет речь? До появления человека их было две: сперва базис, состоящий из четырех элементов: земля (геосфера), вода (гидросфера), огонь (энергосфера), воздух (атмосфера) Затем проявляется пятый элемент, основанный на этом механическом базисе, и возникает биосфера: среда жизни
Вот этот дуальный базис есть основная среды Земли: матрица, обладающие архетипами, благодаря которым она способна к реализации своих алгоритмов (сюжетов). То есть способна к порождению того, что в ней есть, что в ней создано. Дело в том, что одного не может матрица, и того же не умеет ни одна компьютерная программа человека: строить саму себя
Когда в ХХ веке столпы кибернетики и апостолы информатики гордо сообщали миру о том, что ими созданы "самообучающиеся программы", они умолчали о главном: программа совершенствует эффективность информационной коммуникации среди заложенных в него идей, тем она создает информационный продукт, но не продукт человеческого знания. Действительно, повышение эффективности коммуникационных связей (их количественная минимизация для достижения максимального результата) является своего рода увеличением качества на определенном этапе эволюции, а именно на том этапе приспособления организмов к среде обитания, когда достигается максимальная эффективность адаптации уже существующего вида. Однако новый вид, который не только приспосабливается к среде, но и уже способен её к себе приспособить - вот что является креативной основой эволюции Переломы эволюции, благодаря которым возникает прямая и обратная связь между животным и средой являются результатами творческих актов Живой мир устроен иначе чем программа: он качественно эволюционирует не благодаря программе своих матриц, хотя с их непосредственным участием на этапе эффективизации своего информационного продукта. Это инструмент. Но инструменту жизни требуется творец: тот мастер, который его применяет
Кстати, вопреки расхожему мнению о том, что Библия отрицает в мире эволюционные преобразования, что виды животных созданы в одно мгновение и окончательно, простой анализ Шестоднева показывает: это не так, в Шестодневе достаточно ясно описывается процесс эволюции, в котором творческое содержание главное: творение мира не является уже завершенным Творение мира длится и сейчас. Потому мир и существует, потому он и живёт
_________________ Верю Богу и верю в Россию
Последний раз редактировалось Муж Иринии 15 фев 2014, 08:15, всего редактировалось 3 раз(а).
|