Хари не то, чтобы стала личностью. Она ею и была с самого начала, как только появилась на станции. Вот в этом всё и дело. Ведь на самом деле, неважно из чего сделано тело Хари - атомов или нейтрино , чем стабилизировано: внешним полем планеты или полем самого тела. Неважно даже, что она появилась как ментальный "слепок" воспоминаний Криса Кельвина
Хари на космической станции - это настоящий человек. Почему я это утверждаю, хотя речь идет просто о персонаже романа? Потому что она умеет любить и способна ради своей любви жертвовать собой. А ведь умирать ей было не менее страшно, чем любому из нас...
Каким чудом человек, некогда покончивший с собой, мог воскреснуть на космической станции у далекой планеты? Когда-то родившаяся Хари умерла, как все люди. Это мы очень хорошо, и даже слишком хорошо знаем, что люди рождаются и умирают. Вот она и умерла...её больше нет.
Но это тело родилось и умерло. А сама Хари?
Лем - даже не желая того, показал нам, что человек (в отличие от своего биологического тела), есть существо не рождаемое и не умирающее. Это существо сотворённое
Человек - это не его тело! Вот что важнее всего для понимания. Как только Крис-Баниоснис это понял, его миссия на Солярисе закончилась, потому что он как раз и понял главное, для этого он и летел сюда: чтобы ЭТО понять и стать человеком. Чтобы, став человеком, заплакать, обняв своего отца
А Крис-Лановой, по-видимому так ничего и не понял. Потому он остался на станции, где ему и его друзьям...просто нечего делать
Итак, если счастье это не просто состояние балдежа и блаженства, а процесс, если это путь, то у Криса-Баниониса есть возможность стать счастливым, а у Криса Ланового такой возможности нет...
Крис-Банионис вернулся наконец ДОМОЙ! И вернувшись, понял, что мать умерла, пока он метался в космосе за призраком инопланетного разума. Но ведь он летал не напрасно! Хотя оказалось, что на Земле есть свой собственный "Солярис", достойный изучения и контакта. Это и есть та шедевральная идея Тарковского, которой нет ни у Лема, ни у других его интерпретаторов
Важнее же всего то, что Крис Кельвин слетал не напрасно, потому что он вернулся ДРУГОЙ. Сравните его образ до и после полета - это "небо и земля". Улетал человек ожесточенный, отчаявшися, сухой, запретивший себе все человеческие чувства. Прилетел человек, умеющий плакать и любить
Да, Тарковский понимаем людьми с большим трудом...И особенно "Солярис".
Стругацких называли "советскими евангелистами" (вероятно, за повесть "Трудно быть богом" и вообще тему "прогрессорства", которую они разрабатывали), но Тарковский имеет, на мой взгляд, больше прав на такое определение
Дело в том, что созданное им уже выходит за рамки явления культуры. Это некий духовный прорыв, это на высоком уровне религиозной философии, которая рациональным умом уже просто не понимается. Ты или чувствуешь это (а чувство есть канал веры) или нет
Цитата:
Как вы все думаете - допустимы такие вероломные действия людей по отношению друг к другу?
Я думаю, что СОВЕРШЕННО НЕ ДОПУСТИМЫ.
Просто хочется "рвать и метать", когда представляю, что такое проделали бы со мной.
Я с Вами полностью согласен, весьма похоже на убийство. Но... будь у меня возможность дописать сюжет и там распорядиться дальнейшей судьбой Сарториуса и Снаута, если бы я таким образом сыграл роль "бога", я...не стал бы их наказывать
Они ведь не ведали что творили. Эти люди потеряли способность чувствовать, вот они и не почувствовали то, что понимал любящий Крис: а именно то, что Хари - это человек. Для Снаута и Сарториуса, ассоциирующих человека с его телом, Хари была ни чем иным как инопланетным монстром. Даже не живым существом, ведь живые существа, как они полагали, рождаются и умирают, а эта... была создана! Естественно, что Хари они воспринимали как мертвую копию человека