Зарегистрирован: 07 сен 2010, 16:22 Сообщения: 10750 Откуда: Москва
|
из бусинок изб .............. КАДР + речь <=~~=> черРДАК .... Крыша и чердак в жилищах славян — верхняя часть жилища, ограничивающая «своё», освоенное, внутреннее пространство от «чужого», природного, внешнего. В символическом плане Крыша разделяет верх ( небо) и низ ( мир людей). Схема устройства кровли (по М. В. Красовскому):
На Крышу отсылают вышедшие из употребления ритуальные предметы
На Крышу «отсылают» вышедшие из употребления ритуальные предметы: пасхальные вербовые прутья (морав.); свадебные реквизиты (знамя, деревце, покрывало невесты, лопату, которой сажали каравай в печь); мусор, подметённый в доме в субботу перед Пасхой (чеш.); венок, через который кумились в Фомино воскресенье (Воеводина) и др. Чтобы уберечь дом от молнии, грома, бури, пожара, на Крышу или под Крышу помещали освящённые предметы, например кости пасхального поросенка, майскую или троицкую зелень, а также солому из постели умершего (словац.), рождественскую солому (болг.), топор, положенный острием кверху (серб.), и др. Для защиты от нечистой силы в канун Иванова дня на Крышу клали листья лопуха (пол.), венки из «ивановских цветов» (серб.), освященные травы, серп, косу (полес.).
На Крышу выставляли обрядовые предметы как знаки, оповещающие о важных событиях в жизни семьи: свадебное деревце (вост.-слав.), свадебное знамя (серб., макед., болг.), венок невесты (словац.), свадебное соломенное чучело «Дед» (пол.). В случае «нечестности» невесты выставляли на Крышу ее дома разъезженное колесо (рус.); залезали на Крышу и сообщали всему селу, что невеста оказалась недевственной (болг.). У мораван Майское деревце, поставленное парнем на Крышу дома своей возлюбленной, означало брачное предложение.
Под Крышу повитуха прятала послед новорожденного (русс. тамбов.), туда же клали послед отелившейся коровы (рус. перм.). Повсеместно при завершении строительства нового дома на Крыше укрепляли деревце или ветку (восточные и западные славяне), крест из плодового дерева (болг.). Карпатские русины, построив дом, на целый год оставляли незаделанным небольшое отверстие в крыше, чтобы через неё вылетали из дома все несчастья.
Через Крышу как верхнюю границу дома по верованиям славян, выходит из дома душа умирающего, поэтому в случае длительной агонии приподнимали или снимали конёк Крыши (см. также Чердак). Через Крышу происходило общение с «иным миром», с мифологическими персонажами и духами. В день св. Андрея оставляли на Крыше варёную кукурузу «для медведя» (серб.), во вторник первой Не дели Великого поста — кусок обрядового хлеба, помазанного мёдом — для облаков, чтобы летом они давали дожди (болг.). Во время эпидемии чумы старые женщины поднимались на Крышу крайнего дома в селе и за одну ночь пряли и ткали полотно «для Чумы» (болг.).
В сербском юрьевском обряде с Крыши произносили магическое заклинание летних дождей. В Сочельник, стоя на Крыше, приглашали градовую тучу на обед (Косово), приглашая тучу на обед, оставляли на всю ночь на Крыше цедилку, которая приобретала способность отгонять градовые тучи (макед.); выносили на Крышу чашку с киселём для угощения Мороза, прося взамен не губить посевы овса (рус.).
Перебрасывание предметов через Крышу, зачастую имело значение оберега. В Словакии пасхальное яйцо перебрасывали для защиты от молнии, в Белоруссии то же делали после окончания строительства: чтобы ветер не срывал Крышу (витеб.). В Сочельник сербы перебрасывали через Крышу огарок бадняка, чтобы защитить дом от злых сил. Иногда это действие имело функцию гадания. Если переброшенное через Крышу в Фомино воскресенье яйцо разобьется, то считали, что в доме кто-нибудь умрет в течение года (бел.). На святки девушки перебрасывали через Крышу свою обувь, считая, что перелетевший башмак пророчит замужество (вост.-слав.), и др. В ритуалах бесчинств у восточных и западных славян на Крышу затаскивали украденные у соседей калитки, возы, плуги, бороны и другой хозяйственный инвентарь и домашнюю утварь.
Свернуть
........................................................ Чердак — верхняя часть жилища, пространство, ограниченное крышей и потолком .
Чердак выделился с появлением потолка
Чердак выделился с появлением потолка, который ограничил и несколько сузил «своё» пространство дома. Чердак — периферия жилища, в связи с чем он получает отрицательные значения, приобретает семантику «чужести», полуосвоенности. Чердак использовался для хранения предметов, которые требовалось временно, по ритуальным предписаниям, удалить из дома: на период святок и после окончания прядения весной на Чердак выносили прялку, веретено, прятали на лето готовую основу, подготовленную для тканья (Полесье), и т.п. В некоторых русских областях на Чердаке старики хранили приготовленные для себя гробы. Чердак считался одним из мест обитания домового и духа обогатителя. На Чердаке хозяйки оставляли для них угощение в большие календарные праздники. Накануне поста относили на Чердаке кусок мяса или чашку молока. В Полесье на Чердаке относили примирительную жертву для рассерженного домового: если положенный на Чердаке хлеб наутро исчезал, то считалось, что домовой простил хозяев и больше не сердится. У сербов верили также, что на Чердаке появляются души предков и духи судьбы — суденицы. В похоронной обрядности словаков специально испеченный после погребения хлеб выносили наверх, ломали на четыре части и клали по четырем углам Чердака. По южнославянским представлениям, на Чердаке укрываются зловредные демоны: ночью туда приходит вампир; в корзине с шерстью там сидит Чума или Оспа, а на святках появляются караконджолы. Чтобы расположить к себе болезни, в Антоновден (17.1) или Атанасовден (18.1) болгары пекли и раздавали соседям лепешки, а одну оставляли на Чердаке для Чумы. По сербским верованиям Чума, появляясь из своей земли в «этом» мире, входит в дом через Чердак или дымоход. Чтобы задобрить её, на Чердак оставляли еду, воду, мыло и гребень. Верили также, что на Чердак прячется баба Коризма — олицетворение Великого поста. В восточной Мазовии на святках девушки гадали на Чердаке: обежав три раза вокруг дымохода, они надеялись увидеть будущего жениха. Литература: Славянская мифология. Энциклопедический словарь — M. ЭллисЛак, 1995. — 416с. ГРУШКО Е.А., МЕДВЕДЕВ Ю.М. Словарь славянской мифологии. — Нижний Новгород: «Русский купец» и «Братья славяне», 1996. — 480 с. Мифологический словарь под редакцией Е. М. Мелетинского (М: Сов. энциклопедия, 1992) (с) http://www.roofers-union.ru/11slavyane.shtml
Свернуть
.............................................................
|
|