Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 14:46

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 апр 2015, 11:28 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 сен 2013, 10:53
Сообщения: 1593
Изображение

Как он умел это делать, и почему именно он умел, неизвестно, но только картины основателя знаменитой династии Брейгелей - Питера способны "тормозить" сознание, как будто останавливая время, "тикающее" в его сюжетах

Пожалуй, в этом с Питером Брейгелем может сравниться еще только один живописец - также нидерландский, и причем умерший лет за десять до его рождения - а именно: Иероним Босх

Причем, вот что замечательно: именно Брейгель даёт зрителю понять, что воспринимаемое им пространство есть на самом деле пространство-время. И в этом континууме различные участки воспринимаемого способны быть, собственно говоря, локальными, и обладают своим локальным, лишь им присущим течением времени

Правда, для этого в пространство-время картины Брейгеля нужно войти - не столько взглядом, сколько вчувствоваться, для этого затормозив поспешность собственного, стереотипного восприятия
Брейгель разлагает свой пейзаж, описываемый им эпизод на отдельно воспринимаемые компоненты. Например, сидящая на заснеженной ветке птица у него застыла - да так, словно вмёрзла в полотно (точнее сказать, в своё птичье пространство) другая же летит, расправив крылья

Странно, не правда-ли? Хотя мы уже давно привыкли к тому, что художники умеют изображать движение. Вот лощадь буквально вся подалась вперед, мускулы напряжены, грива стелется по ветру, копыта оторвались от земли в прыжке

Но у Брейгеля совсем, совсем не то. Что такое бегущая лошадь в пространстве пейзажа? Она мчится, остальное остаётся на месте - тем не менее всё событие происходит в один момент времени

Элементы картин Брейгеля умеют жить, если входишь в их пространства восприятием не только пространственных деталей, но заключенного в них времени, в разных исторических моментах. А потому миры Брейгеля отличаются различной скоростью развития событий
Массивный парнишка из "Страны лентяев" грезит о бегающем жареном поросенке, в другом углу картины бежит сам поросенок, и ясно, что это другая реальность - а именно: реальность сна. И не потому ясно, что поросёнок какой-то необычный (хотя он бегает с большим кухонным ножом в боку), а потому что у бегающих продуктов и валяющихся людей разный способ быть во времени

В этом магия чувственных образов. Картина - не кинематограф, в ней отсутствует движение. Другое дело - действие. Оно есть, и у каждого своя скорость. Это и есть внутреннее время пространства

Вот кусочек деревенской свадьбы с танцующими крестьянами. Толстый парень застыл, тупо уставившись на девушку, а она, подбоченившись, стреляет в него глазами. И заметно, что девушка куда подвижнее своего партнёра

Как он это достигал? Во-первых, конечно подбором цветов, рождающих определенное настроение, затем подбором светности (а свет картины - совсем не то что цвет)
Но это далеко не всё. Картины Брейгеля-старшего показывают самым магическим образом, что физический предмет и пространство, в которое он заключен, это совсем не одно и то же
Предмет воспринимается в своей идее, а пространство входит в тебя чувственным восприятием. Поэтому если приступить к картине "Охотники на снегу", не уняв внутренней поспешности своего сознания, магический эффект не сработает

Всмотримся в знаменитую картину: "Охотники на снегу". Они поразительна - причем не только тем, что снег у Брейгеля благодаря цветовой гамме всей картины словно "замораживает" взгляд
Но это пространство-время разделено на два исторических эпизода, с разной последовательностью событий и, соответственно, разной скоростью истечения времени в каждом эпизоде
Охотники словно застыли в пути со своими собаками, а о хозяйках, разводящих огонь, и бегающих вдалеке людей на огромных катках, того же сказать нельзя. Их действия гораздо быстрее
И если это почувствуешь (для чего нужно "войти" в пространства-времена картины) тогда станет понятным, что движение охотников, разжигание огня, скольжение по льду, происходит не одновременно. Охотники застыли, потому что они на самом деле еще очень далеко, так далеко от деревни, что движение их трудно различить. Охотники со своими собаками появятся на том месте, где изображены, гораздо позже. Они становятся фоном, который оттеняет действие других персонажей
Так Брейгель умеет словно останавливать "время" отдельных персонажей, различных участков действия в своих полотнах

Почему действия охотников медленнее чем в других частях картины? Потому что, пространство, куда их вписал художник, содержит в себе значительно замедленный по сравнению с другими фрагментами, темп действия
Ведь Тарковский намеренно поместил последовательное рассматривание частей картины Брейгеля в фильме "Солярис" (да еще, что помогает зрителю, под музыку Баха, отлично "тормозящую" сознание). Когда человек глубоко задумался, время вокруг него словно останавливается

И вот ведь что парадоксально в такой картине как "Охотники на снегу": внутреннее и внешнее содержание картины благодаря их - представителей прошлого - неявному присутствию, меняется местами
Картина реальности, которую воспринимает человек, состоит из фона и образа ("гештальта") некой предметности, причем внутреннее действие при восприятии фона замедленно, а гештальта - ускорено
А у Брейгеля здесь замедленный фон - застывшие охотники и понурившиеся собаки как раз расположены на переднем плане видимости, а ускоренные фрагменты оттеснены в фон. Значит: внешнее он сделал внутренним, а внутреннее внешним, отсюда и "тормозящее" действие, которое способна оказывать картина: Брейгель показал деревню, как будто живущую своим прошлым, деревню, которая не спешит стать настоящим. Локальное пространство с остановленным временем

_________________
Верю Богу и верю в Россию


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 апр 2015, 13:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1387
Цитата: "Как-то выглянул в окно и подумал: "Брейгеля бы сюда..." Подошедшая жена спросила: "У тебя тоже такое ощущение возникло?" И так захотелось запечатлеть это состояние, что сбегал я за камерой и получился этот фрагмент..."

http://www.youtube.com/watch?v=3WFlrTAlEJw

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 апр 2015, 14:30 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Как хорошо "Поздняя осень" Баха "легла" на картину "Охотники на снегу" Питера брейгеля старшего (1565).
В Вики написано, что оригинал находится в Музей истории искусств в Вене. А видела картину в Третьяковке..
Думала, что оригинал, а получается - копия.

Мне нравится рассматривать его картины. И действительно - время как бы замирает, и ты погружаешься в пространство и время картины. Мне нравятся его картины именно с зимними пейзажами. Где пространство и воздух.
Вспоминается детство.

Изображение
Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц, 1565


Правда ничего общего у Питера Брегеля старшего с Босхом я не вижу :ne_vi_del:

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 апр 2015, 19:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 сен 2013, 10:53
Сообщения: 1593
Босха и П. Брейгеля назову антагонистами, которые в своих крайностях сходятся, а не только в предмете : голландском обществе XVI века

Брейгель - живописец с позитивным взглядом на мир, которому однако свойственна откровенная печаль. В том и парадокс: те Нидерланды, которые вызывали едкую иронию и явную неприязнь Босха, при Брейгеле-старшем уходят в прошлое, но именно они вызывают его симпатию, а уход прошлого - тревогу
Живопись Брейгеля преимущественно образная, это уже новое поколение искусства
Босх - нетерпимый и очень негативных художник, издевающийся над человеческими грехами, которые он бичует своей удивительной демонологией. Адские чудовища Босха, все это полулуюди- полунасекомые или человекообразные птицы, не то чтобы очень страшны, но именно чрезвычайно неприятны и вызывают по меньшей мере смутное беспокойство
Ад по Босху совершенно не такой, как он видится Рубенсу. Там страшная змея без церемоний просто хватает грешника своими зубищами или жуткий демон пронзает трезубцем. У Босха же совсем иное. Его замысел: самое чудовищное как раз показать исподтишка. Ты можешь увидеть например, как голого грешника тащит под ручку гигантский грач, подбоченясь и пританцовывая. И видно, что демонический грач этот как бы передразнивает свойственное грешнику чванство, его манерность. Тут не физические даже мучения показаны (хотя и без них в картинах Босха не обходится), но страдания нравственные

Теперь о том, что в них общего, а в чём они категорически отличаются

Босху свойственна символическая живопись, а Брейгелю образная. Но это конечно не значит, что у Брейгеля нет в его картинах символов, а у Босха образов. Это указывает на соотношение доминантного свойства в творчестве и рецессивного. Оба голландца обладают уникальным качеством вовлекать зрителя во внутреннее время своих картин. Но Брейгель это делает непосредственно, он мыслит позитивными образами
Босх мыслит негативными символами - но образы возникают как бы сами собой, будучи плодом инверсии как раз тех культурных содержаний, которые он бичует. А это значит, что именно живопись Босха стимулирует у зрителя образное восприятие

В чем они совсем не похожи - так это в эффекте воздействии на зрителя. Картины Брейгеля, как уже было сказано, выводят на первый план участки экспозиции с замедленным временем, а потому способны оказать (если настроишься на соответствующее чувственное восприятие, вот тут музыка Баха как раз уместна) медитативное, тормозящее действие
Сам подход к полотнам Брейгеля и Босха различен: в первом случае ты погружаешься в застывшее пространство-время, во втором же - наблюдаешь за бурно происходящим
И если следить за картинами Босха, они взвинчивают лихорадочным маскарадом своих образов, они ускоривают время восприятия. Так как мне приходилось не раз наблюдать полотна Босха в оригинале, могу заметить, что их воздействие на мою психику именно таково

_________________
Верю Богу и верю в Россию


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 апр 2015, 20:46 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Мне картины Босха неприятны, также как и произведения Кафки. :ne_vi_del:
И мне чудится что-то общее между ними.

Опять мы выходим на философию жизни и философию смерти.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 49


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.068s | 18 Queries | GZIP : On ]