Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Психология религий
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=14&t=1943
Страница 18 из 24

Автор:  Бегущая по волнам [ 03 июл 2015, 21:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

Муж Иринии, позвольте спросить - чем вас привлекла повесть "Заповедник" Довлатова?
На мой взгляд довольно простенькая вещь и даже не запоминающаяся.
Прочла по вашей рекомендации мирре. В средине вспомнила, что уже читала пару-тройку лет назад..
Хотя обычно сразу вспоминаю, если повторно открываю что-то.
Я тут безуспешно пыталась обсудить эту вещь (или просто обменяться впечатлениями) с миррой, но отклика не нашла. :ne_vi_del:

viewtopic.php?p=110916#p110916
viewtopic.php?p=110918#p110918
viewtopic.php?p=110922#p110922

Автор:  Муж Иринии [ 03 июл 2015, 23:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

Когда что-то нравится, прикипает к сердцу и припадает к душе, не хочется анализировать, почему...

У меня с Довлатовым есть пространство понимания, его чувства мне близки, очень понятны, и читая, я испытывал жутковатое ощущение чувственной причастности к чужому миру
Очень странному чужому, впрочем - уже наверное и моему? - миру.

Отчаяние, какай-то дикая неистощимая тоска, темнота, страх после ухода человека, который был вроде бы незаметен в твой жизни, и вот он, робкий и незаметный, уходит, всё дальше уходит от тебя, и ты осознаешь вдруг, ЧТО теряешь с его уходом, и осознаёшь своё полное бессилие это предотвратить, и безнадёжность
Но в этой сплошной безнадёге зреет, теплится, смутными оттенками пламенеет какое-то неведомое светлое "завтра", почти неощутимое, как безумная надежда.
Это значит, что Бог проводит тебя через полную потери ценности - чтобы ты понял, что потерял, и что этого терять больше ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах нельзя

У Довлатова в его описании черной тоски ( что он делает, кстати, очень простыми средствами, без всякой картинности, всякого надрыва) надежду можно ощутить разве что каким-то шестым или седьмым чувством.
И еще роднит меня с Довлатовым то, что Бог, несмотря на все беды и злоключения, был милостив к нему. Господь бесконечно милостив и ко мне
Такое единство совместного опыта дорогого стоит. И неважно, что Довлатова давно нет, а я есть

Автор:  Бегущая по волнам [ 03 июл 2015, 23:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

Муж Иринии писал(а):
Когда что-то нравится, прикипает к сердцу и припадает к душе, не хочется анализировать, почему...
...
У меня с Довлатовым есть пространство понимания, его чувства мне близки, очень понятны, и читая, я испытывал жутковатое ощущение причастности к чужому миру
Очень странному чужому, впрочем - уже наверное и моему? - миру.

Отчаяние, какай-то дикая неистощимая тоска, темнота, страх после ухода человека, который был вроде бы незаметен в твой жизни, и вот он, робкий и незаметный, уходит, всё дальше уходит от тебя, и ты осознаешь вдруг, ЧТО теряешь с его уходом, и осознаёшь своё полное бессилие это предотвратить, и безнадёжность
Но в этой сплошной безнадёге зреет, теплится, смутными оттенками пламенеет какое-то неведомое светлое "завтра", почти неощутимое, как безумная надежда.
Это значит, что Бог проводит тебя через полную потери ценности - чтобы ты понял, что потерял, и что этого терять больше ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах нельзя

У Довлатова в его описании черной тоски ( что он делает, кстати, очень простыми средствами, без всякой картинности, всякого надрыва) надежду можно ощутить разве что каким-то шестым или седьмым чувством.
И еще роднит меня с Довлатовым то, что Бог, несмотря на все беды и злоключения, был милостив к нему. Господь бесконечно милостив и ко мне
Такое единство совместного опыта дорогого стоит. И неважно, что Довлатова давно нет, а я есть
Свернуть

Большое спасибо за ответ о личном восприятии повести.

Автор:  Муж Иринии [ 03 июл 2015, 23:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

Я рад, что Вы не поняли Довлатова... Просто, наверное потому, что терять любовь (и лишь потом, много позднее её обрести) Вам не доводилось, и переживать такое я никому не могу пожелать
Проще и лучше жить нормальной семейной жизнь :-):

Автор:  Бегущая по волнам [ 03 июл 2015, 23:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

Муж Иринии писал(а):
Я рад, что Вы не поняли Довлатова

Почему? Вам приятно ещё одна дистанция между нами?)
Но я его поняла, просто мы разные, я более эмоциональна (внутренне, без демонстрации), поэтому при всём понимании резонанса не получается.
Мне гораздо ближе такие вещи как, например, «Мост короля Людовика Святого» Торнтона Уайлдера.

Автор:  Муж Иринии [ 03 июл 2015, 23:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

Довлатов не эмоционален, но текст его полон чувств. А чувства - не совсем то же самое, что эмоции, кроме всего прочего еще и тем, что эмоции - это стихия, которая увлекает всех, кто в неё попал, а чувства "закодированы" в мыслеобразы, закрытые от постороннего взгляда. Мне удалось войти в чувственные образы довлатовского текста потому, что многое из пережитого им было частью и моего жизненного опыта. Ведь человек чувствует другого не стихийно, а в категориях совместного опыта. На этом и строится пространство понимания

Автор:  Бегущая по волнам [ 03 июл 2015, 23:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

Муж Иринии писал(а):
Довлатов не эмоционален, но текст его полон чувств. А чувства - не совсем то же самое, что эмоции, кроме всего прочего еще и тем, что эмоции - это стихия, которая увлекает всех, кто в неё попал, а чувства "закодированы" в мыслеобразы, закрытые от постороннего взгляда. Мне удалось войти в чувственные образы довлатовского текста потому, что многое из пережитого им было частью и моего жизненного опыта. А ведь человек чувствует другого не стихийно, а в категориях совместного опыта. На этом и строится пространство понимания

Согласна. Резонанс вызывается родственным.

* * *
Я для себя не очень различаю чувства и эмоции - там, где чувства, там и эмоции.

Автор:  Муж Иринии [ 03 июл 2015, 23:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

Между ними есть много общего, но и различие огромно. Эмоции - энергия неосознаваемой психики, унаследованной людьми от животного мира. Чувства человека базируются на энергии эмоций, но при этом они - есть продукт осознающего существа

Символом чувств является статуя Галатеи.
Она высечена из мрамора. Также эмоции являются энергетическим "материалом" для дальнейшего творческого "производства" чувств. Без мрамора не было бы и Галатеи, но ведь между ней и глыбой мрамора есть принципиальное различие, так как статуя несет в себе образ неземной красоты и заключает в него мрамор как в форму
Так и чувства осознающего живого субъекта: в отличие от эмоций, они (включая любовь) внеземной природы

Итак, есть например, эмоция страха, а есть чувство страха. И не всегда там, где проявляется эмоция страха, есть и такое же чувство. Кто такой настоящий смельчак? Не тот, кто вообще не испытывает страха как эмоции при смертельно опасных обстоятельствах (это была бы патология), но тот, кто благодаря осознанию, не дает этой негативной эмоции овладеть им на чувственном уровне. Именно это и дает ему возможность контролировать свои негативные эмоции

Автор:  Бегущая по волнам [ 03 июл 2015, 23:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

Теоретически это всё так. А практически (у меня) эмоции сопровождают чувства. т.е. всегда осознаются).
:nez-nayu: Поэтому и не могу их разорвать).
Впрочем, эмоциональность женщин и мужчин объективно различна.

Меня всегда удивляло (да так я и не нахожу объяснения), почему мужчины при наличии вполне прохладного отношения к подруге, при разрыве отношений могут испытывать длительное расстройство психической сферы :ne_vi_del:

Автор:  Александр Шмидт [ 04 июл 2015, 01:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

готовность потерять что либо-делает человека свободным :-):

Автор:  Муж Иринии [ 04 июл 2015, 08:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

Цитата:
Меня всегда удивляло (да так я и не нахожу объяснения), почему мужчины при наличии вполне прохладного отношения к подруге, при разрыве отношений могут испытывать длительное расстройство психической сферы :ne_vi_del:


Могу допустить, что для женского архетипа (который впрочем может проявиться и в мужчине) характерна более тесная связь эмоций с чувствами чем у мужского, то есть чувственная "приземлённость". Для мужского архетипа (который впрочем вполне может проявиться и у женщин) типична "воспарённость" чувств к неким общественным или же религиозным идеалам, отчего человеку свойственны чувственные привязки к предполагаемому прошлому, когда его жизнь таким идеалам соответствовала

Вот Бунин пишет в своём "Одиночестве":

Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.

Тут явное проявление эгоцентричного женского архетипа, осуществленное в мужчине, но мужчине-поэте, а это о многом говорит (словно Икар он взлетает высоко в своей идеализации жизни, но зато потом и падать ему больно)
"Прошлого нет" относится к эмоциональному разрыву женщины с прошлым, о чувствах же её обиженный мужчина судить не вправе...
Любовь - более гармонична, но ведь любовь и есть нечто более чем просто человеческое чувство - особенно, если чувство зависимо от энергетической поддержки эмоциональной сферы (привязанной к потребностям "эго")

Итак, объяснение того, что Вас удивляет, просто: к прошлым чувствам человека "цепляют" не эмоции, которые всегда "сейчас", а зависимость чувств от энергетической подпитки, которую людям оказывают архетипы общественного сознания. Поэтому речь при такой зависимости от прошлого идёт не о "расстройстве психической сферы", ведающей эмоциями, а именно сферы высшего сознания

Автор:  Бегущая по волнам [ 04 июл 2015, 08:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

Муж Иринии писал(а):
Могу допустить, что для женского архетипа (который впрочем может проявиться и в мужчине) характерна более тесная связь эмоций с чувствами чем у мужского, то есть чувственная "приземлённость".

А может у женщин эмоциональная "возвышенность" , а не чувственная "приземлённость" ? :hi_hi_hi:

Как я поняла, мужчины печалятся об иллюзорном идеале, которого в реальности не было), но с которым они сроднились)...

Цитата:
Любовь - более гармонична, но ведь любовь и есть нечто более чем просто человеческое чувство - особенно, если чувство зависимо от энергетической поддержки эмоциональной сферы (привязанной к потребностям "эго")

Итак, объяснение того, что Вас удивляет, просто: к прошлым чувствам человека "цепляют" не эмоции, которые всегда "сейчас", а зависимость чувств от энергетической подпитки, которую людям оказывают архетипы общественного сознания. Поэтому речь при такой зависимости от прошлого идёт не о "расстройстве психической сферы", ведающей эмоциями, а именно сферы высшего сознания

А этоя как-то не вполне поняла. Надо будет обдумать..
Причём тут архетипы общественного сознания?! Они (те или иные, индивидуально) скорее сказываются на выборе "предмета обожания".. Что за подпитка такая ? Если дело касается отношения двоих? Если не учитывать стереотипы поведения и "чувствования", диктуемые этими стереотипами. А говорить о эмоциональной сфере, куда же без неё?

Автор:  Муж Иринии [ 04 июл 2015, 08:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

Во-первых, тут следует употреблять понятие мужского и женского архетипов (по Юнгу, "анима" и "анимус"), а не мужчин и женщин, так как сознание человека бинарно, в мужчинах и женщинах проявляются как мужские так и женские архетипы
Во-вторых, эмоциональность бывает негативной и позитивной, а не возвышенной или приземленной (это прерогатива чувственной сферы человека)
В-третьих, идеализация жизни есть как раз факт, а не иллюзия. Именно в этом и проблема

Автор:  Бегущая по волнам [ 04 июл 2015, 08:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

Муж Иринии писал(а):
Во-первых, тут следует употреблять понятие мужского и женского архетипов (по Юнгу, "анима" и "анимус"), а не мужчин и женщин, так как сознание человека бинарно, в мужчинах и женщинах проявляются как мужские так и женские архетипы
Во-вторых, эмоциональность бывает негативной и позитивной, а не возвышенной или приземленной (это прерогатива чувственной сферы человека)

:du_ma_et:
Ну не знаю... у меня, если нет эмоций, то нет и чувств). Сплошной реализм осознания) и безмятежного спокойствия.

Муж Иринии писал(а):
В-третьих, идеализация жизни есть как раз факт, а не иллюзия. Именно в этом и проблема

Здесь мы уткнулись в мировозренческие различия :ne_vi_del:
Умозрительные идеалы остаются иделами, а реальность варьирует от раза к разу).
Так что ж печалиться об иделе? Если его фактически нет в реальности?

Автор:  Бегущая по волнам [ 04 июл 2015, 08:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психология религий

Александр Шмидт писал(а):
готовность потерять что либо-делает человека свободным :-):

И равнодушным.

Страница 18 из 24 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/