Выделено в сепаратную тему
Цитата:
Но у животных душа отсутствует, однако и они видят и слышат и даже мыслят - одни более явно, дугие менее..
Так ЧТО же есть такого общего у человека и у зверя, что позволяет и тому и другому видеть и слышать и пр., что позволяет им адаптироваться к окружающей действительности?
Вы затрагиваете сложнейший философско-онтологический вопрос, далеко выходящий за рамки не только физиологии, но и психологии восприятия. Ответить мне на него тем более трудно, что у нас кардинальным образом отличаются картины мировоззрения
У человека есть (а не сам человек есть) тело-организм (к которому относятся разнообразные системы жизнеобеспечения, в том числе конечно ЦНС с мозгом как главным элементом машины управления) и тело-сознание
Тело-организм человека есть животное, имеющее свою биографию в эволюции живого мира Земли. С тело-сознанием дело обстоит намного сложнее. Сам же человек - существо не рожденное, а сотворенное, и причем сотворенное как цельное: в нем телесность (плотность) и есть сознание.
А в эмпирическом мире Земли мы разъяты, и потому должны собирать свое восприятие из "осколков", интегрировать отдельные части в целые образы с помощью вещей (а ведь вещь не цельна, она есть единство априорной формы и апостериорного содержания, и способна моделировать сущность лишь в некоторую меру)
Тут у нас, наверняка, решающие несходимости. Например, я считаю, что животные имеют душу (если под душой понимать сознание), а вот воспринимают реальность (не говоря уже о мышлении, присущем лишь человеку) они кардинальным образом иначе в сравнении с людьми, потому что мы видим мир через посредничество априорных идей, доступных только для осознающего существа, которым является человек.
Например, мы воспринимаем дерево определенным образом потому, что человеческому сознанию вменен априорный и притом целостный образ дерева (целостный в единстве всех форм восприятия). Это свойство воспринимать реальность как вещь, формой которой выступает чувственная идея, а содержанием является энергия непосредственного восприятия, и есть "ктойность" человека, его субъектность
То, что образ внешней реальности сам по себе именно априорен и НЕ нуждается в непосредственном восприятии, доказывают, например, осознанные сны. В них фантастическая реальность сна воспринимается всеми органами чувств совершенно также, как и явь, начиная с сознания "я", почему сон и называют о-со-знанным (ты в нем знаешь о себе как источнике чувств) - именно поэтому ты и понимаешь, что находишься в осознанном сне, что вырван из привычной обстановки, для обычного сна такое восприятие не характерно.
Оказываясь в осознанном сне, я всегда пытаюсь слушать, видеть и щупать окружающее, чтобы понять, чем же все это отличается от моих обычных ощущений.
Например, опускаю руку в ручей - и ощущаю его холод, течение журчайщей воды, вижу солнечные блики на его поверхности - ничем этот ручей не отличается от земного ручья в подлинной реальности: не видом, ни звуком, ни тактильными ощущениями
Связь между сознанием человека и животного проста. Символом ее служит фигура кентавра: он человек только до пояса. Точнее сказать, до области сердца. Все что ниже - принадлежит сознанию животного. Уже вследствие этого осознаваемое восприятие человека (к нему относятся все зоны тела-сознания выше сердечной зоны) должно существенно отличаться от восприятия неосознаваемого