I комната. Прямая связь автора сна с родовым архетипом
Снится мне, что я нахожусь в комнате. Потом, уже наяву, я поняла, что она была моей давнишней комнатой в старом доме моих родителей, это когда я еще в школе училась, а было это давным-давно. А во сне это помещение во дворце, где живут фараоны . На столе стоит платье, после сна я удивлялась: почему так высоко, неудобно же совсем. Я на него снизу смотрю. Не опечатка: платье стоит, потому что оно золотое, очень дорогое, даже уникально-драгоценное, это облачение фараонов.
Теперь оно принадлежит мне, вокруг меня какие-то люди, они настаивают, что я должна его одеть. Меня просят обратить внимание на какую-то особо ценную пуговицу. Я смотрю. Это даже не пуговица, больше, размера, ну, как круг стакана. Такой золотой цветок с плоскими и широкими лепестками. Даже во сне я не понимаю, как можно такой большой пуговицей пользоваться, снова неудобно. Мне внушают, что цветок этот – вещь баснословно дорогая. Находится он стыдно сказать где. Мне это не нравится, почему там, а не наверху, что было бы понятно.
Подхожу ближе и понимаю, что я не хочу надевать это платье. Оно очень старое. Не ветхое, золотая нить блестит и вроде бы всё в порядке. Но мне как будто запах противен, хотя и нет никакого дурного запаха. Ощущение затхлости, дряхлости, залежалости.
Ухожу, никто меня не останавливает.
Чувствую, что я женщина, да, но одновременно я и мужчина тоже.
У меня ручка зеркала в золотой раме. (Конечно золотая, я же фараон, мне только такое положено – соображение не во сне) Поднимаю, смотрюсь. Там отражается нижняя часть лица потрясающе красивой женщины. Да, это именно я, я точно женщина, хотя тень сомнения остается. Мои губы накрашены чем-то розовым. Губы удивляют. Они очень выразительные, четкие, но сложены неприятно брезгливо. Или капризно. Ах, ну да, платье не понравилось, я будто о нём уже забыла, как за порог вышла. У меня два кольца на правой руке, на безымянном пальце и на мизинце. На мизинце попроще, а на безымянном - кольцо, напоминающее ромб, но одновременно оно каким-то образом связано с платьем
II комната. Связь автора сна с родовым архетипом через архетип его родителей
Встреча и борьба с самим собой в детском облике
Через проходную комнату прохожу в еще одну. Там мама и папа, папа на самом деле умер три года назад. Они говорят мне, что я должна взять ребенка и уложить его спать. Я подчиняюсь и хочу схватить голенького малыша, которому - как я откуда-то знаю – шесть месяцев.
Он увертливый, крутится, вырывается, не могу его уцепить. Он вдруг совсем выскальзывает у меня из рук и.. стоит сам. Я удивляюсь: как? Ему шесть месяцев, он не может пока еще. Пытаюсь снова его поднять. Он упирается и отчетливо говорит: «Я не хочу!» Я в полном изумлении, так не бывает, не может быть. Обращаюсь к родителям: «Слышали?» Мне говорят, что это я фантазирую, придумала всё. Не верят.
Я просыпаюсь.
Смысловой ключ к сновидению
„Мыслишка, которая пришла мне прямо сейчас, пока я печатала. Помнится, много-много времени назад мой тогдашний психолог говорил мне, что мой бывший шеф, тот, который гад и чудовище, замещает одну из родительских фигур. И вот это всё, сумбур и бред, рождает у меня мою старую злость, снова гнев“
Одна из основных идей гештальт-терапии родового сознания, закодированного в теле человека, заключается в том, что образы прошлого проектируются в образы последующего, сохраняясь в исторической памяти и проявляясь в воображении и снах человека, если эти образы несут определенный смысл в сюжетах его жизни и насыщены определенной энергией человеческих эмоций и чувств, которые прежде испытывали предки и оставляли в памяти тела (такую память поэтому иногда называют «чувствилищем»). Таким образом, каждый носит в себе память своего рода... Кроме того, нравственные сюжеты с моральной оценкой хорошо-плохо, которые встреиваются в систему ценностей человека, посмтроены на двойственности ролей «палач-жертва». Если человек играет в отношении другого человека роль жертвы, это оставляет в исторической памяти рода, называемой архетипом, заряд негативной энергии Более того – сам сюжет стремится к повторной реализации.
Этот процесс называется рекпитуляцией архетипа. Цель реепимтуляции – дать человеку возможность вновь пережив болезненную ситацию, разрядить заряд негативной энергии, ведя себя на этот раз правильно Таким образом, в исторической памяти человека, как и в памяти целого народа, архетип построен по принципу последовательного сочетания исторических сюжетов различных поколений. Это похоже на различные исторические слои почвы на месте древнего городища, найденного археологами: вот, в самом низу, следы жизни людей каменного века, а выше поселения племен времен неолита, затем идёт бронзовый век, железный век и так далее
Такую память-чувствилище можно назвать архетипом пространства-времени, ведь его слои стрятся по иерархическому приниуп от предыдущих этапов к последующим... Эмоции и чувства предков, сохранившиеся в такой памяти, от одного поколения к другому - результаты оценок людьми, окружающего мира, построенные на системе ценностей по шкале «плохо-хорошо», « зло и добро» (времена бед и радостей, поражений и побед), более того – это летопись мировоззрения, которое согласно историческому опыту и менялось от поколения к поколению Итак, при рекапитуляции архетипа прошлого в настоящее народы как бы переживают важнейшие этапы своего исторического опыта заново. Это далеко не бессмысленный процесс возвращения прошлого, у него есть цель. История - это школа народов, а в школе неавученный урок приходится учить и сдавать учителю заново. Поэтому: Лишь тот этнос выживает в истории, у которого последующее поколение, приняв как достоинства так и нелостатки в системе ценностей прошлого поколения,сумеет выйти на новый моральный уровень мировсприятия, исправить недостатки мировоззрения предков...
Такова же цель и родового архетипа в памяти отдельного человека: род выживает, если сын, переживая те же ситуации что и отец, сумеет предолеть нравственные недостатки его мировоззрения При рекапитуляции архетипа родового сознания происходит именно отображение прежнего образа в новый, то есть проекция укоренившегося образа на отоношения людей в подлинной реальности
Например, человек в детстве (иногда, в раннем детстве, этого не осознавая, и даже в пренатальном развитии плода) получил опыт жертвы, испытав суровое отношение одного из родителей. Чтобы пережить подобную ситацию по схеме жертва-палач вновь, он подсознательно ищет таких же ситуаций. И может стать, к примеру, жертвой свирепого начальника на службе. Точнее сказать, своей готовностью стать жертвой, он будет провоцировать начальника
В гешталь-терапии рода это и называется заменой фигур
Сюжеты жертва-палач (с зарядами негативной энергии) могут передаваться в роду от поколения к поколению как усточивые архетипы (иногда это называют «проклятием рода»)
Кроме того, заметим что строение родового архетипа напоминает русскую матрешку. Это и вполне естественно: «матрешка», где каждое последедующее поколение содержит в себе память предыдущего, как бОльшая «матрешка» содержит в своей материнской «утробе» меньшую, есть символ рода. Рождение – есть основной принцип рода, а череда рождений при смене поколений рода и составляет «матрёшечную» структуру родовой памяти (русское слово «мать» есть отображение санскритского «Матри», латинской «матроны», русской «Матрёны»)
В анализируемом нами сне, хотя его автору и кажется, что он последовательно пероеходит из одной комнаты через смежную в другую комнату, комнаты как бы вмещают одна другую
Дешифровка
I комната. Прямая связь автора сна с родовым архетипом
Здесь раскрывается содержание исторической памяти предшествующих поколений, оказывающей непосрелственное влияния на автора сна в настоящем Сновидение строится на смысловых связях, непривычных для бодрствующего человека: здесь нет ни исторического смысла (например, женщины во дворце фараонов не носили платьев в современном понимании этого вида одежды), ни обычных логических связей между событиями от прошлого к будущему У сновидения мифологический принцип построения сюжетов, то есть образно-символический (а мы привыкли мыслить в символически-знаковом восприятии мира)
Таким образом, сновидение выстраивается как поледовательность мифологических символов, каждый из которых имеет собственное значение, так что их с трудом можно связать между собой, а раскрыть последовательность сюжета можно только, если тебе раскрывается смысл каждого символа
Последовательность сюжетов этого сновидения, в который рекапитулируют символы родовой памяти можно выстроить так, чтобы в событиях обнаруживался смысл:
- «дворец фараона» и стоящее золотое платье, древнее, хотя и выглядит как новое. Присутствующие (члены рода) уговаривают автора сна одеть это платье, то есть принять на себя «золотую клетку», столь ценимую женщинами в их роду. Весьма важно, что это золотое платье стоит как доспехи. Это усточивый архетип ценностей, передававших женщинам в роду от поколения к полению. Платье есть символ древней системы ценностей женщины прошлого: деньги и власть.
Весьма важно, что автор сна отказывается надеть эту ветхую ценность. Более того, она понимает, что важнейшее начало продолжения рода в жизни женщины, должно находится не между ног, а намного выше (в сердце) Это значит, она ведёт себя правильно
Внимание автора сна обращают на важную часть платья. Это неизменная ценность рода: чакра, производящая желания. Основное желание женщин рода: рождать детей для последующих поколений
- Чувство автора сна что она - женщина, но одновременно и мужчина тоже.
Это характерный эпизод совмещения женской (анима) и мужской (анимус) сути в женском архетипе. Благодаря анимусу женщина умеет смотреть на себя глазами мужчины, чтобы понимать, что в ней его особенно привлекает
- Отражение нижней части лица красивой женщины в золотом зеркале
Ощущение мужской части у женского сознания рода почти исчезает, стоит только посмотреть в золотое зеркало. Отношение к богатствам разделяет ценности мужского и женского сознания в том роду: для мужчин в женщинах ценностью является внешняя привлекательность, а для женщин в мужчине – власть и богатство. Мужчина обращает внимание на нижнюю часть лица женщины, а это значит, что он избьегает смотреть в ее глаза- отражение её души...
И наконец, автор сновидения на покидает первую комнату с двумя перстнями. Пестень с символом-ромбом обнаруживает её связь с ценностями прошлого, которые символизировало золотое платье: ромб (очертания женской матки) – символ женской плодовитости, стремления продолжить род
II комната. Связь автора сна с родовым архетипом через архетип его родителей
Второй контейнер исторической памяти рода есть архетип родительской семьи автора сна и он вмещается в первый контейнер (память предыдущих поколений предков) А это значит в данном сюжете, что в детстве отношения между родителями и ребёнком (автором сна) отображали проблемы рода, создававшие ролевую модель «жертва-палач», Такие модели и провоцируют в жизни автора сна ситуации страданий, которые оставляют в «чувствилище-памяти» архетипа болезненный заряд негативной энергии
Человек, в родовой памяти которого фиксируется ситуация потенциальной жертвенности, как говорят, обладает виктимностью. Он неосознанно ищет соответствующие ситуации, и его находят люди, готовые в сюжете жертва-палач сыграть роль палача
Смысловой ключ – проекция самоотождествления автора сна в роли жертвы властного человека, которая в зрелом возрасте отобразилась в его отношениях со своим начальником, согласно этому эпизоду, проявилась в семье её родителей, когда ребенку было только шесть месяцев. В этот период его тело-сознание запечатлело мощный разряд негативной энергии, что связано с не таким уж редким эпизодом принуждения родителями своего ребенка к засыпанию в такой момент, когда это нужно родителям, а ребенок этого не желает. Иногда ребенка в этой ситуации запугивают, а иногда и шлёпают, если ранее заметили, что в ситуации стресса он спит лучше. Иногда и шлёпать не нужно, родителям достаточно в подобой ситуации проявить нетерпение, гнев и негативную энергию: ребенок чувствует недостаток энергии любви, незначительное к себе отношение, и запоминает. «Узел» такой энергии может сохраниться у него на всю жизнь, а это значит: будет разряжаться периодически (вспомним фразу автора сна : » И вот это всё, сумбур и бред, рождает у меня мою старую злость, снова гнев»)
То есть насилие в семье связано с той же «оранжевой» зоной, продуцирующей вещи желания, так как методами насилия в данном случае у ребенка инициируют шок и желание уснуть
Для отработки давнего стресса человека возвращают в эпизод детства и ставят в роль одного из его родителей, которому необходимо во что бы то ни стало уложить дочку спать. Иногда психотерапевт вводит пациента в состояние смыслопорождающего сна, но в данном случае это иниициировано самим архетипом рода
У человека происходит как бы встреча с самим собой, но в детстве. В результате два образа: взрослого человека и младенца совмещаются. Происходит борьба между негативными инфантильными переживаниями маленького ребенка и чувствами взрослого, которому таким образом необходимо разрядить потенциал негативной энергии
Вот почему младенец в сновидении ведет себя как взрослый и ясно выпажает своё желание бодрствовать. Такова логика символов: переносное значение понятия здесь показывается в прямом смысле
Дело в том, что эмоционально-чувственное восприятие младенца, хотя и неосознанное, но идентично восприятию взрослого человека.
Во всяком случае, воспоминания самого раннего детства, в том числе конечно и негативные (да что там детства, даже пренатального развития плода в утробе матери) оставляют свои энергетические, то действенные, следы в памяти-чувствилише человека на всю жизнь и далее передаются по родовому архетипу, если негативный потенциал не будет погашен. Поэтому к желаниям ребенка, к тому что он хочетт или не хочет, следует относится так же этично и бережно как и к желаниям взрослого человека Вот чего не понимают родители автора. Но это должен понять сам автор сна, чтобы преодолеть проблемы своего родового архетипа. Это важно для последующих поколений в его роду, то есть прежду всего, детей и внуков
_________________ Верю Богу и верю в Россию
|