Зарегистрирован: 07 янв 2016, 12:05 Сообщения: 2384 Откуда: г Озёрск. чел.обл.
|
Нейронные сети за 30 минут: от теории до практики. https://www.youtube.com/watch?time_cont ... ZG0j0pNY-4
Функциональная специализация полушарий головного мозга как психофизиологический феномен
В начале XX века возникло предположение о локализации в правом полушарии пространственных способностей; о левом же полушарии сохранились прежние представления как о центре вербально-концептуальных способностей [14, с. 140]. К 1930 году, как отмечают С. Спрингер и Г. Дейч, «накопилось достаточно много данных, указывающих на особую роль правого полушария, что заставило ученых пересмотреть свое отношение к функциям второстепенной половины мозга [66, с. 176]. Вместе с тем, нельзя забывать о том, что мозг человека - целостный орган. Ф. Блум и его соавторы подчеркивают: «Два мозговых полушария действительно обладают специализированными функциями, но в интанктном мозге они работают вместе, обусловливая поразительную приспособляемость человека и его необыкновенные способности в решении задач» [12, с. 132].
Одним из центральных положений нейропсихологической теории А.Р. Лурия является то, что мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган, т.е. задействованы оба полушария головного мозга, каждое на своих ролях. Это положение относится к важнейшим фундаментальным закономерностям работы мозга как парного органа.
Свернуть
Сущностные характеристики левого и правого полушарий головного мозга
Р.Ю. Ильюченок подчеркивает, что за последние 5-10 лет появились данные, что в каждом полушарии заложены лингвистические и пространственные особенности, которые ранее приписывались одному полушарию. Правое полушарие может производить алфавитную и лингвистическую обработку, а левое - пространственно-зрительную [36, с. 111]. Оба полушария равноценны по уровню мышления, но в подавляющем большинстве одно из них «говорящее», а второе - «немое». Разъединенное левое полушарие может выражать словами свои мысли, а правое, в котором представлены конкретные, практические функции, не способно выражать мысли ни речью, ни письмом.
Способы восприятия информации левым и правым полушарием существенно различаются. Левое полушарие это делает последовательно, а правое - одновременно. Из всего потока информации каждое полушарие выбирает для обработки ту часть информации, для которой оно предназначено, и одну и ту же информацию, но способом, которым оно владеет.
Р.Ю. Ильюченок говорит о том, что правое полушарие обрабатывает одновременно большее количество элементов, что обеспечивает образный обхват ситуации, а левое - схватывает лишь существенные признаки, воспринимая небольшое количество элементов. Правое полушарие лучше воспринимает связи между частями компонентов и цельной конфигурацией и выполняет пространственные преобразования визуального ввода, оно способно геометрически воспринимать мир, ответственно за формирование пространственной и познавательной картины окружающего мира при наличии неполной сенсорной информации, а выявление им структурного сходства, чтобы образовать полный гештальт, может дополнить картину подсознательно существующей информацией. Способность расчленять, выделять очертания, форму деталей, выявлять концептуальное сходство - функция левого полушария. Правое полушарие может сформировать цельный образ из фрагментов, левое - выделяет изолированные формы. Правое полушарие воспринимает зрительный образ целиком, хаотически в виде гештальт, а левое использует аналитическую стратегию. На этапе восприятия информации работает только ведущее полушарие. Самостоятельность, независимость доминирующего полушария на этапе восприятия обеспечивается за счет интерференционного торможения, выполняющего функцию отключения недоминирующего полушария, причем чем выше степень торможения, тем выше степень восприятия.
На этапе обработки информации оба полушария включаются во взаимодействие, в процессе, за который ответственны все структуры мозга. Происходит селекция информации. Степень селекции зависит от степени межполушарного интерференционного торможения, степени новизны информации, ее актуальности, практической значимости поток информации воспринимается, обрабатывается для принятия решений и воспроизводится во внешний мир с учетом специфики функциональной специализации полушарий.
На этапе рефлексии - отражении воспринятого и переработанного, включается центр речи и моторика. Итак, все три этапа познавательных психических процессов: восприятие, переработка, рефлексия имеют в своей основе биогенетический феномен - доминанту ведущего полушария [55, с. 173].
Дейч Г., Спрингер С. отмечают, что левое полушарие склонно иметь дело с быстрыми изменениями во времени и анализировать стимулы с точки зрения деталей и признаков, тогда как правое имеет дело с одномоментными взаимоотношениями и более общими свойствами паттернов [66, с. 53]. Кроме того, Спрингер С., Дейч Г., указывают, что левый мозг действует логическим, аналитическим способом, а правый работает в образной, синтетической манере.
Левое и правое полушарие в силу межполушарного взаимодействия способны к восприятию одних и тех же стимулов, но степень латеральности восприятия может быть в диапазоне от полной идентичности до абсолютного различия.
Выявлена взаимосвязь доминанты полушария и эмоционально-личностной сферой, так анализ наблюдений показывает, что для людей с доминантностью левого полушария характерны психологические типы: интровертный, сенсорный, мыслительный, оценивающий:
- интровертный - мало говорит, экономно расходует энергию, напряженное психическое состояние при отсутствии внешних проявлений переносит любые удары, интересы сориентированы на собственный внутренний план. Они демонстрирует замкнутость, социальную пассивность, затруднение социальной адаптации; плохо сходятся с окружающими, скрытны, склонны брать на себя любые неурядицы, ощущают чувство вины и постоянное внутреннее напряжение в сочетании с неуверенностью.
- сенсорный - руководствуется инструкциями, четкими указаниями, алгоритмами, уточняет информацию
- мыслительный - для этого типа характерны отрешенность, внутренняя логика, абстрактное видение, абстрагирование, абстрактные умозаключения
- оценивающий - принятие решений, законченность действий, операций, работы.
Вообще, к поведенческим особенностям левополушарных относят: спокойствие, умеренную тревожность, высокий самоконтроль, практичность, ответственность, направленность личности на себя и на дело, умеренную двигательную активность, эмоции носят скрытый импрессивный характер. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Для них характерны обостренное чувство долга, принципиальность.
Для правополушарных характерны такие психологические типы:
- экстравертный, - он интенсивно расходует энергию, заряжаются от общения (тратит и заряжается); обилие слов и мыслей, чем больше, тем лучше; сориентирован на окружающий мир, импульсивен, инициативен, гибок в поведении, общителен, социально адаптирован, быстро сходится с окружающими людьми и столь же быстро расходятся. В размолвках никогда не обвиняет себя, т.к. считает себя всегда правым. Такой человек может быстро вспыхнуть, быстро успокоится, предав свое настроение окружающим
- интуитивный - всегда домысливает, обстановку оценивает по свершившемуся факту, к каждому факту относится как к уникальному;
- чувствующий - эмоционально субъективно относится к миру, оценивают
- воспринимающий - постоянно воспринимают, что-то решают, но не дорешивают, не доводят начатое дело до конца.
Сознание правополушарных в процессе восприятия сориентировано на центр подсознательных и бессознательных психических процессов. Мышление характеризуется эмоциональностью, спонтанностью, наглядностью, образностью. Мыслительные процессы основаны на дедукции, и обозрение общего опирается на использование ощущений, догадке, предчувствии, интуиции.
Речь развита, эмоциональна, при этом, как правило, используются невербальные способы общения: жесты, мимика. Затруднения возникают при выражении мыслей. Память же непроизвольная, сориентирована на образы, эмоции, движения. Правополушарные отличаются эмоциональной нестабильностью, высокой тревожностью, чувством страха, гнева, повышенной двигательной активностью. Это целостные натуры, открыты, непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, часто действуют по настроению.
Доминирующий модальностью для левого полушария является вербальная, а для правого - зрительная и кинестетическая.
Хотелось бы еще остановиться на возрастной динамике функциональной асимметрии полушарий. Так, по некоторым данным созревание правого полушария идет более быстрыми темпами, чем левого, поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9-10 лет ребенок является правополушарным существом [67, с. 78]. Такая оценка не лишена некоторых оснований, т.к. соотносится с определенными особенностями психического развития детей дошкольного, отчасти и младшего школьного возраста. Действительно, для маленьких детей характерны непроизвольность, невысокая осознанность поведения, эмоциональность, познавательная деятельность носит непосредственный, целостный, образный характер. По некоторым данным существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к началу школьного обучения. Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка осознания себя. В то же время максимально выпажено упрямство и негативизм, что влияет на некоторое замедление восприятия и переработки поступающей из вне информации. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, здесь впереди идут мальчики: уже к 6 годам левое полушарие у них может быть более активным, чем у девочек. У мальчиков функциональная активность полушарий носит более полярный характер, и о преобладании одного из них можно судить уже к 6-7 годам. Но иногда у повышенно эмоциональных, впечатлительных мальчиков дифференциация мозга идет по тому же пути, что и у девочек, поэтому у них дольше сохраняется правополушарная специализация мозга. Девочки же до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга, эквивалентность его половин.
Сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства левополушарной стратегии мышления - это не только функция взросления, но и результат культурных традиций, социальных влияний, обучения.
Свернуть
Взаимосвязь психических состояний и психических свойств от доминантости полушария головного мозга
межполушарной асимметрии обнаруживают корреляцию с особенностями протекания различных психологических процессов, состояний и даже с целым комплексом психических функций и эмоционально-личностных качеств:
- с динамическими психологическими проявлениями, характеристиками двигательных функций
- с динамическими показателями познавательных процессов, зрительного восприятия, серийной интеллектуальной деятельности
- с операциональными особенностями познавательных процессов, с успешностью выполнения когнитивных операций
- с когнитивным стилем
- с эмоциональными процессами и состояниями, с особенностями функционирования положительной и отрицательной эмоциональных систем, с эмоциональной реактивностью
- с эмоционально-личностными качествами, с самооценкой, идентификацией своего эмоционального состояния
- с адаптационными возможностями организма
- с особенностями вегетативной регуляции адаптационных процессов, с «физиологической ценой» физического и интеллектуального напряжения [11, с. 133].
Анализ научных исследований в области физиологии, психологии и медицины позволяет сделать вывод об особенностях внимания, мышления и памяти при восприятии информации лево-правым полушарием.
Таблица №1. Особенности внимания при восприятии информации доминирующим полушарием
Виды внимания
Левое полушарие
Правое полушарие
- внутреннее (на собственные мысли и чувства).
- произвольное (целенаправленное возникновение, волевые усилия).
- внешнее (на окружающий мир)
- непроизвольное (стихийность возникновения, отсутствие усилий). - коллективное внимание (взаимное заражение).
Основные характеристики индивидуального проявления внимания
- концентрированность - высокая степень сосредоточенности сознания на определенном сознания на определенном объекте.
- интенсивность - высокая степень эффективности восприятия, мышления и памяти в целом.
- концентрированность - низкая степень сосредоточенности сознания на определенном объекте.
- интенсивность - низкая степень эффективности восприятия, мышления и памяти в целом.
- устойчивость внимания (поддержка внимания достаточно долго, поглощенность объектом, сопротивляемость помехам).
- устойчивость внимания (внимание поддерживается не долго, нет поглощенности объектом, помехи не мешают, нуждается в эмоциях, яркости, эффекте).
- распределение внимания (сосредоточенность на одном объeктe)
- объем внимания - количество объектов, воспринимаемых одновременно - задана программой, заданием.
- переключение внимания, проблематичное перемещение внимания с одного объекта на другой.
- распределение внимания (рассредоточение на несколько обьектoв одновременно).
- объем внимания - бесчисленное множество объектов, воспринимаемых одновременно (видит, слышит, чувствует, осязает и т.д.).
- переключение внимания беспроблемное переключение внимания с одного объекта на другой.
Степень развития внимания
- внимательно работает в течение всего урока.
- может долго обдумывать какой-то вопрос
- не может работать в.условиях шума.
- ошибки в письменных работах допускает равиомерно или в конце работ.
- «глупые» ошибки в письменной работе как правило, не встречаются.
- может выполнить работу с мелкими деталями.
- может так погружаться в работу, что ничего не замечает вокруг.
- раздражается при выполнении нескольких дел одновременно.
- в кино, в театре замечает детали.
- не может внимательно работать в течение всего урока внимание нужно управлять.
- не может долго обдумывать какой-то вопрос.
- может работать в условиях шума.
- ошибки в письменных работах и в начале в конце.
- «глупые» ошибки в письменной работе, как правило, вcтpeчаются.
- мелкие детали при выполнении работы раздражают.
- при любом погружении и при. любом увлечении - все видит, все слышит, все чувствует, осязает и т.д.
- получает удовольствие при выполнении нескольких дел одновременно.
- выполняет только один вид: только писать, только разговаривать, только решать задачу и т.д.
- в кино, в театре - следит за сюжетом
- может писать и разговаривать одновременно, решать задачу и отвечать на вопрос, заниматься работой и наблюдать за окружающими.
Переключение внимания
- медленно переходит от одного занятия к другому
- если отвлекают от работы, то возникают проблемы включения в работу (идет поиск логики, мыслителъных связок, где и на чем остановился).
- легко замечает появление деталей, (окружающей обстановки
- не замечает небольшие изменения привычных обстоятельств.
- быстро переходит от одного занятия к другому.
- если отвлекают от работы, то без» проблем включается и продолжает работу
- не замечает появления деталей окружающей обстановки
- быстро и легко замечает небольшие изменения привычных обстоятельств.
Особенности мышления при восприятии информации доминирующим полушарием
Общая характеристика
- определение - отражение существенных признаков и привидение их к общему.
- результат мышления - понятия
- отражение общего с его составляющими элементами существенного.
- результат мышления - конкретный образ, характеризующий понятия
Виды мышления
- словестно-логическое мышление (опора на понятия, выходящие за пределы чувственного представления):
1. решение задач по математике
2. решение задач по физике 3.решение задач по химии
и д.р. предметам, с использованием абстрактных понятий.
- поиск много вариантности выражения и выводы.
- максимальная самостоятельность учащихся: подсказывать только общие направления поисков 'в моменты «разрывов». Стимулирование собственных способов решения учебной задачи.
- продуктивное мышление
- конкретно-действениое непосредственно включенное в практику:
а) подбор предметов туалета;
б) расстановка мебели в квартире.
- наглядно-образное мышление с опорой на образы восприятия (думаю, вижу, чувствую, переживаю) выбор маршрута движения, описание Бородинского сражения, изучение дробей, используя яблоко.
- выражение одной и той же мысли разными способами:
а) задавать вопросы по-разному
б) отвечать по-разному
в) учить переводу мыслей с одного «языка» на друтой.
- сочетание логической и образной сторон содержания учебного материала, от рисунка, макета, образа переходить к словам.
- опираться на интуицию, развивать догадку, интутивное решение задач.
Основные характеристики мыслительных способов
- глубина ума - выделение cyщественных признаков, причин, явлений, высокий уровень их обобщенности.
- гибкость ума - изменчивость мышления в соответствии с меняющейся ситуацией.
- осознанность ума - умение получить не только результат, но и способ его достижения.
- обучаемость - высокая
- представление о собственных мыслительных способностях
а) в подавляющем большинстве - адекватное «умный» уверенное - «могу».
- склонен к напряженной мысли.
- имеет навыки и умения ухватить главное, существенное или выделить внешнее, едниничное, случайное.
- пытается, ищет и находит разные решения учебной задачи.
- анализирует свои ошибки.
- осознает способ и метод решения.
- поверхностньiй ум - выделение внешних случайных связей, низкий уровень обобщения.
- инертность ума - склонность к шаблону и привычным ходам мысли.
- неосознанность ума - неумение объяснить, как получается результат (получилось и ладно).
- обучаемость - по восходящей: низкая, средняя, высокая. - представление о собственных мыслительных способностях
а) в подавляющем большинстве занижено - «глупый», в лучшем случае - «как все», «не всегда могу», «не могу», растерянность «не люблю гeомeтрию, алгебру, физику», «выучил, знаю, но не умею пересказать» и т.д.
- к напряженной мысли не склонен. Интуитивно открыл вот и все! и Ура! Избегает напряжение мысли. Нет навыка что значит напрягаться?
- не имеет навыков и с трудом их формирует по вычислении главного, существенного.
- не пытается и не желает искать разные решения учебной задачи.
Общая характеристика памяти
Вид памяти:
1. словесно-логическая (вербальная) память на слова, на логическую взаимосвязь.
2. произволъная - со специальными приемами (что надо запомнить и как это сделать).
3. смысловая (логическая т.е. с пониманием).
4. долговременная
Вид памяти
1. двигателъная, движение,
гимнастические упражнения
а) движение при вязании
б) движение при письме
в) ходьба на лыжаx
2. эмоциональная (эффективная)
- память на чувства (приятное
- неприятное)
- память «сердца».
3. образная (зрителъная, слуховая; вкусовая, осязательная, обонятелъная)
- память на образы.
- память на запах.
4. непроизволъная - запоминание без цели.
5. механическая - без понимания сути.
6. кратковременная - нужно пеоеводитъ в долговременную.
Свернуть
https://studbooks.net/1612897/psihologi ... _povedenie Мифотворчество: Правое и левое полушарие мозга ok.ru 4 мая 2016 https://yandex.ru/video/search?filmId=8 ... ath=wizard
_________________ представление всех членов людей,как единого организма,а себя как часть этого организма,то на душе становится спокойно и весело.
Последний раз редактировалось Александр Белинский 23 авг 2018, 14:43, всего редактировалось 4 раз(а).
|
|