Нет, ситуация становится гораздо хуже, а не лучше, потому что и верующих в условиях атеистической науки в техногенной цивилизации всё меньше.
Количество само по себе не определяет качество. Неправильно полностью отождествлять посещающих церкви, которых нынче немало, с верующими. К величайшему сожалению, большинство из тех, кто устремился ныне в церкви сплошным потоком, это потребители, которые идут в храм как в станцию Скорой помощи И это мысль не мужа Иринии (я сам не вправе на подобные декларации), но послушайте профессора богословия Осипова, и Вы поймете, что и молитва молитве рознь, и какова инволюция православной (а уж тем более неправославной) христианской веры в наше время.
Как писал Некрасов, у человека есть два пути: "Одна просторная, дорога торная страстей раба...по ней громадная, к соблазнам жадная идёт толпа. Другая тесная, дорога честная, по ней идут лишь души сильные, любвеобильные, на бой, на труд" Так вот потребитель, он и у врача, и перед Богом в церкви один, идёт широкой, удобной дорогой, которая до него и утрамбована миллионами: пусть его врач или Бог обслужит. Он и молясь остаётся рабом своих страстей, ни на бой с грехами, ни на тяжкий труд самопознания он не готов. Как Господь поможет такому? Прежде всего он должен изменить самого себя...Он должен еще стать верующим, чтобы спастись
Только верующий Богу, голос которого он в себе чувствует, и способен отрефлексировать к себе как образу и подобию Божьему, и определить, когда ему нужно лечить душу, а когда тело. Неверующий же готов лечить только тело, причем как у врача так и в церкви. Вот откуда и потребительство...
Лечить тело у врача куда легче чем душу у Бога, а уж особенно в наш технологический и технократический век: тебе дают таблетки, капли или мази, тебе делают иглоукалывание или массаж, тебе делают анализы, рентген, а потом и операцию с надёжным обезболиванием. А в лечении, это же и просвещение, души изволь-ка потрудиться сам! И обезболивания никто не гарантирует. Наоборот... Христианское самопознание есть беспощадное раскрытие в себе греховности. А для верующего это больно, это очень больно, и без смирения, без долготерпения тут никак не обойтись.
Конечно, это чуждо неверующему, это дико и глупо для потребителя:
Ка-ак сам, ка-ак без обезболивания души? Я к такому не привык. Нет, вот ты врачеватель тела или души, ты меня и лечи...Да побыстрее, да чтобы не было мне больно и страшно. Депрессия, даже мысли о самоубийстве - это же лечение души. Да, при таком лечении очень больно и очень-очень страшно, но именно в таком парадоксальном лечении жизнь. А мы это всё давай глушить антидепрессантами или нейролептиками, берясь за лечение тела. Якобы мы знаем, когда нужно организм тормозить, а когда растормозить. Но мы же не знаем ничего! Таким образом людей легко довести - и успешно доводят в массе до такого состояния, что они от приема сильнодействующих препаратов уже зависимы, обойтись без этого просто не могут.
Тем более развито потребительство, если господин или госпожа еще и платит врачу, как на товарно-денежном рынке. За его плату ты сделай ему хорошо (только один платит деньгами в качестве акта торговли за услугу, другой на Церковь пожертвовал, причем далеко не последнее, несколько раз в день помолился - и считает, что теперь Господь ему должен...) Кому он желает, чтобы сделалось хорошо? Не кому, а чему: его телу...
И рефлексирует неверующий не к самому себе (Божьему образу и подобию, устремленному к Оригиналу), а к образу себя как светскому аналогу культуры и атеистического знания
_________________ Верю Богу и верю в Россию
|