Величие Толстого я вижу в том, что он пытается объединить морально-нравственные принципы христианского православия, свойственного евразийской России и её этносу русских, с нравственными принципами даосов, то есть коренной религии Китая. Точно также и принцип отказа от зла, принятый в различных формах буддизма, так же не есть непротивление злу вообще, но это непротивление злу именно насилием. Буддист конечно сопротивляется злу - но ненасилием, вот в чем дело. Буддист отказывается от зла полностью, но прежде всего, от зла как метода сопротивляться другому злу, от зла как ответ на зло.
На мой взгляд, парадокс соединения даосизма с неверно воспринятого формулами христианского православия в толстовстве заключался в непонимании Толстым ни принципа отказа от зла, изложенный в Нагорной проповеди (из этого исходит его духовное учение), ни даосского принципа у-вэй То есть Толстой пытался соединить несоединимое, и пришел к эклектике (неустранимым противоречиям в мировоззрении) не потому, что нравственные принципы православного христианства и даосизма не соединимы вообще, но потому что он пытался соединить то и другое в непонимании того и другого
Удивительнее всего то, что у-вэй, который великий русский писатель отождествляет со свой идеей непротивления злу насилием, это скорее непротивление добру, чем злу, и потому нравственная сила "дэ" выражает собой Дао. И так как в даосизме, этой синкретической религии пантеизма, нет, в отличие от христианства, различия между внутренним и внешним, между плотским и духовным, парадокс у-вэй выражается формулой: "вэй у-вэй". Даос в том смысле "не действует" против зла, что действует не он сам, но Дао действует в нём. Потому даос сражается со злом, не нарушая принципа "недеяния"
Если бы Толстой знал эту формулу Лао Цзе...впрочем, не этого он искал, ему необходимо было у китайского мудреца получить подтверждение своим идеям
Но Бог с ним, Лао Цзе...для нас гораздо важнее противостояние между Толстым и православием. Никакая иная истина Нагорной проповеди не встречала такого упорного сопротивления, как п. 39 от 5 главы в Евангелии от Матфея. Она-то смутила и Толстого...
"А я говорю Вам: не протився злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"
Сколько злобы, сколько непонимания эти простые строки вызывали в людях, да и христианах в том числе. Критиковали и критикуют слова Христа вплоть до полного извращения смысла.
Но это нужно почувствовать...Христос не призывает потакать злу, а наоборот: он дает человечеству единственно возможный способ борьбы со злом - не путем ответного зла, но лишь путем любви... Внутреннее - но не внешнее! - непротивление злу для того и необходимо, чтобы вовне прервать цепочку зла, порождающего само себя.
Христианин, ставший объектом агрессии, обращает к агрессору другую щеку не для того, чтобы получить по ней другой удар, а совершенно наоборот: чтобы не получить этого удара, отказываясь быть источником агрессии, возбуждающим такой же источник во враге. И совершенно наоборот: кто в ответ на удар отвечает другим ударом, тот не борется со злом, тот помогает злу. Даос, сражающийся во имя нравственной силы "дэ", не отвечает ударом на удар, но он наносит удары потому, что именно так в нем проявляется Дао, единое с силой "дэ". И поэтому умерщвление даосом противника, проявлявшего в себе зло, не есть убийство, ибо убийство есть акт того, кто стремится убить, а даос стремится лишь проявить в себе Дао.
"Любите врагов Ваших" (5. 44, Ев. Матф.) не означает, что тот кто любит, другого воспринимает как своего врага, но врагом его считает другой человек, и любовь - единственный способ побудить другого перестать видеть в тебе врага...
_________________ Верю Богу и верю в Россию
|