Мысль, выраженная в форме понятия, сама по себе ещё не есть процесс мышления. Для инициализации мыслительного процесса необходима элементарная логическая форма, каковой является суждение. В суждении выражается отношение между двумя и более понятиями; устанавливается такое отношение, мы и осуществляем элементарный мыслительный акт.
Такая форма мышления посредством которой, сочетая понятия, что-либо утверждают или отрицают о реальных вещах и явлениях, называют суждением.
Если понятия отражают совокупность существенных признаков предмета, то суждения отражают отдельные отношения между предметами и их признаками. Причём, эти отношения выражаются путём утверждения или отрицания. Таким образом, суждение придаёт человеческой мысли законченную форму.
Суждения как форма мышления в языке закрепляется и передаётся другим людям с помощью предложения. Например, понятие «Киев» принимаем форму предложения, когда мы утверждаем что его как «Киев – столица Украины»; это и есть мысль, выраженная в форме логического суждения.
Суждение — форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета и которая может быть либо истинной, либо ложной. Например: все дубы являются деревьями; некорые люди — это студенты; ни один кит- не рыба; некоторые животные не являются хищниками и т. п. Суждение также называется высказыванием.
2. Свойства и структура суждения
Свойства суждения.
Любое суждение состоит из понятий, связанных между собой. Например, если связь между собой понятия карась и рыба, то может получиться суждение: все караси являются рыбами или некоторые рыбы являются карасями.
Любое суждение выражается в форме повествовательного предложения либо в форме риторического вопроса или риторического восклицания. Например: и какой же русский не любит быстрой езды! представляет собой риторический вопрос, так как в нем в форме вопроса утверждается, что всякий русский любит быструю езду. Такой вопрос выражает собой суждение. Тоже самое можно сказать о риторических восклицаниях. Например, в высказывании Попробуй найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет! в форме восклицательного предложения утверждается мысль о невозможности предложенного действия, в силу чего данное восклицание выражает собой суждение.
Любое суждение является истинным или ложным. Если суждение соответствует действительности, оно истинное, а если не соответствует, -ложное. Например, суждение: все розы- это цветы является истинным, а суждение все мухи —это птицы- ложным.
Истинность или ложность, - это всегда характеристика какого-то высказывания, утверждения или отрицания, в силу чего она применима только к суждениям, но не к понятиям. Поскольку любое суждение принимает одно из двух значений — истины или лжи, то аристотелевская формальная логика также часто называется двузначной логикой.
Суждения бывают простыми и сложными. Сложные суждения состоят из простых, соединенных каким-либо союзом.
Структура суждения.
Суждение имеет определенную структуру, в которой можно выделить четыре части:
Субъект (обычно обозначается латинской буквой S) — это то, о чем речь идет в суждении. Например, в суждении все учебники являются книгами, речь идет об учебниках, поэтому субъектом данного учения являются учебники. При этом не следует отождествлять субъект суждения от предмета (объекта) суждения, то есть от того, что в реальной деятельности познаётся с помощью суждения. Действительно предмет всегда богаче, чем какое-либо значение о нём, выраженные субъектом суждения. Предмет суждения отличается от субъекта суждения так же, как мысль о предмете от самого предмета;
Предикат (обычно обозначается латинской буквой P) — это, что говориться о субъекте. Например, в том же суждении все учебники являются книгами о субъекте (т. е. об учебниках) говориться, что они — книги, поэтому предикатом данного суждения выступает понятие книги;
Связка — это то, что соединяет субъект и предикат. Вроли связи могут быть слова: есть, является, это и т. п. Связка придаёт ограниченное единство и законченность всей форме суждения. Логическая связка между субъектом и предикатом имеет две формы. Она может быть либо утвердительной, либо отрицательной – в зависимости от того, приписывается предикат субъекту или нет. В русском языке связка как правило не высказывается, а подразумевается. Если мы говорим «Все люди – разумные существа», то S(все люди) и P(разумные существа) связываются с помощью тире; но в других случаях вместо слова «есть» могут использоваться «суть», «имеется» и топу подобное (имеется в виду утвердительная форма. Отрицательная форма выражается связкой «не есть», «не суть», «не имеется», «не является» и т.п.. Например, «Птицы не являются млекопитающими животными». Здесь опят мы видим все три элемента суждения.)
Таким образом, структура простого категорического суждения, которое всегда состоит из трёх элементов, может быть выражена в виде общей формулы: S – P, где тире обозначает связку; другие два элемента (S и P) несут смысловую нагрузку. В логике они называются ещё переменными, так как могут выражать различное конкретное содержание.
Связка же в простом категорическом суждении не является переменной частью суждения, она выражает только утвердительное или отрицательное отношение между S и P и может быть названа постоянным элементом суждения.
Несколько своеобразно проявляется трёхчленная структура простых суждений в так называемых суждениях существования и в суждения отношений.
Обычно суждениями существования называют такие, которые в своём конкретном содержании выражают сам факт существования или несуществования отражаемого в мысли предмета. Суждения существования по форме делятся на утвердительные и отрицательные. В утвердительных суждения устанавливается наличие предмета, его существования. Например, «Планеты существуют», «Существуют информационные технологии, позволяющие людям общаться независимо от их местонахождения» и т.д.. В отрицательных суждениях указывается на отсутствие предмета; «Нет птицы без перьев» и т.д..
Специфической особенностью суждений отношений является то, что в их трёхчленной структуре роль предиката выполняет третье понятие, которое имеет также определённое смысловое значение, помимо основного предиката. Например, «Иван брат Петра», или «Кавказские горы выше Карпат», и т.д.. Структура таких суждений может быть выражена формулой «a R b», где a и b выражают понятия, а символ R обозначает определённое содержательное отношение между мыслимыми в суждении предметами мысли. Фактически в таких суждениях третий элемент (R) выполняет роль связки.
Квантор — это указатель на объекм субъекта. В роли квантора могут быть слова: все, некоторые, ни один и т. п. Рассмотрим суждение некоторые люди являются спотрменами. В нем субъектом выступает понятие люди, предикатом понятие спортсмены, роль связки играет слово являются, а слово некоторые представляет собой квантор. Если в каком-то суждении, выраженном в форме предложения, отсутсвует связка или квантор, то они все равно подразумеваются. Например, в суждении тигры- это хищники квантор отсутствует, но подразумевается - это слово все.
С помощью условных обозначений субъекта и предиката у любого суждения можно отбросить его содержание и оставить только его логическую форму. Например, если у суждения все прямоугольники — это геометрические фигуры отбросить содержание и оставить форму, то получиться: все S есть P. Точно также логическая форма суждения: некоторые животные не являются млекопитающими — некоторые S не есть P.
3. Суждение и предложение
Образование и развитие логического суждения невозможны без грамматической формы предложения. Предложение по отношению к суждению является своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. Результат становления, образования суждения закрепляется в языке с помощью предложения. Благодаря предложению люди передают друг другу те или иные суждения. Предложение же, в свою очередь, тоже нуждаются в законченности мысли, которая обретается в форме суждения. Определенность, законченность мысли выступает специфическим признаком предложения. Итак, суждение как логическая форма мышления отлична от предложения, которая является его языковой оболочкой.
Во-первых, суждение отличается от предложения тем, что являясь категорией мышления, оно характеризует идеальную, смысловую сторону предложения, отражающую действительность. Предложение же является категорией языка и выступая материальной оболочкой суждения, не только фиксирует знание о действительности, но и выражает отношение говорящего к этой действительности. То есть предложения могут выражать чувства, эмоции и различные волевые переживания тех, кто высказывает суждения.
Во-вторых, одно и то же суждение можно выражать в различных грамматических формах, то есть с помощью различных предложений, например, на различных языках мира или по–разному выражая смысл суждения на одном национальном языке. Например: одно и то же суждение можно выразить по – разному, а именно – «Студент Иванов успешно перешёл на 4 курс» или «Серди тех, то успешно перешёл на 4 курс есть и студент Иванов» и т.д.. Или в английском: «2 was told about my future work yesterday» или «Yesterday they informed me about my work in future», и т.д..
В-третьих, по своей структуре суждение также отличается от предложения. Мы уже сказали, что простое суждение состоит из трёх элементов: субъекта, предиката и связки между ними. Предложение же не имеет строгого ограниченного в количестве составляющих его частей, и хотя сам порядок слов в некоторых языках оговаривается строго (в английском, например), тем не менее, кроме обязательных подлежащего и сказуемого широко используется второстепенные члены предложения. Иногда предложение может состоять только из одного слова, будучи безличным; например: «Вечереет», «Моросит», «Прилетает»; при этом мы легко угадываем трёхэлементную структуру суждения («Солнце палит нещадно», «Мелкий дождь идёт с самого утра», и т.д.).
Наконец структура суждения может не соответствовать грамматическому предложению, даже в тех случаях, когда основные члены предложения (подлежащее и сказуемое) совпадают по своему значению с основными частями суждения (субъектом и предикатом). Например, такие предложения, как: «Стол накрыт», «Лампочка включена», «Дверь открыта», и т.п. связка не высказывается, а только подразумевается.
4. Виды суждений
Виды суждений
Суждения делятся на простые и сложные
Структура суждения
СУЖДЕНИЕ
Субъект суждения ( S ) Логическая связка Предикат суждения ( P )
Понятие о предмете Понятие о признаке
Суждения суждений
S ( не ) есть Р
Виды простых суждений
СУЖДЕНИЕ
Суждения свойства Суждение с отношениями Суждения
(атрибутивный ) Суждение, отражающее существования
отношениеи между (экзистенциальный)
Суждение о предметами В суждениях
признаке существования
предмета x R y выражается
S – P факт
Существования Или несуществования
Предмета суждения
S – P
ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ
Простым суждением называется такое суждение, которое состоит только из двух понятий; в одном из этих понятий выражается то, о чем мы нечто утверждаем или отрицаем в другом из этих понятий выражается то, что утверждается или отрицается.
Пример простого суждения: “Лилия - растение”.
Атрибутный характер простого суждения.
Вещи не существуют в действительности без признаков, т.е. без качеств, свойств, состояний отношений и т.п. “…. Вещь, - утверждает К.Маркс,- есть совокупность многих свойств...”
В равной мере не существуют в действительности и признаки оторвано от вещей. “Существуют говорит Ф.Энгельс, - не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами.”
Поэтому и в мышлении предмет (вещь) отображается всегда в единстве с его признаками. “…Возможно ли же,- спрашивает по этому поводу Н.А.Добролюбов,- отделять предмет от его признаков, и что остается от предмета, если мы представление всех его признаков и свойств уничтожим?”
Объективно существующее взаимоотношение между признаком и предметом отражается формой простого суждения.
Следует иметь в виду, что под предметом в логике понимается не только конкретная единичная вещь (например: эта роза, книга, лежащая на моем столе), а вообще все то, что является объектом познания.
Поэтому предметами суждения могут быть и совокупности предметов , т.е. классы, и агрегаты предметов, а также отдельные свойства и отношения вещей. признаком предмета ( или группы предметов) является и отношение предмета к другим предметам и принадлежности предмета к классы предметов, так как все это характеризирует познаваемый предмет. Например, признаком “этой розы” является не только то, что она красная что она пахнет и т.п., но также и то, что она растет у меня под окном, что она краснее той розы, которая растет у входа в сад, что она расцвела раньше всех роз в моем саду, что она принадлежит к чайным розам….
Простое суждение, как отображение существования или не существования предмета суждения в действительности.
Утверждая или отрицая принадлежность признака предмету, мы вместе с тем отображаем в суждении существование или не существование предмета суждения в действительности. Так, например, в таких простых суждениях, как: “существуют космические луги”, “Русалки не существуют в действительности” и т.п., мы непосредственно утверждаем (или отрицаем) существование предмета суждения в действительности. В прочих простых суждениях существование предмета суждения в действительности нам уже заведомо известно. Не только в суждениях существования, а и во всяком простом суждении содержится знание о существовании или не существовании этого суждения в действительности.
Деление суждений на виды по характеру связки
Связка суждения может быть либо утвердительной, либо отрицательной. Соответственно это суждению по характеру связки (или “по качеству”) делятся на утвердительные и отрицательные.
Категорические суждения – делятся по качеству и количеству .
По количеству
Утвердительные суждения отображают наличие какого-либо признака, т.е. черты, стороны, свойства, состояния и т.п. в предмете суждения.
Отрицательные суждения отображают отсутствие какого-либо признака в предмете суждения. Например, в суждении: “Язык не является классовым” речь идет об отсутствии у “языка” признака классовости.
По количеству
Деление суждений на виды по характеру предмета суждения.
По характеру предмета суждения ( или “по количеству”) суждения делятся на единичные, частные и общие.
Некоторые логики называют единичные суждения индивидуальным суждением. Такое название является неудачным ибо оно ведет к смешиванию единичных суждений с индивидуальными суждениями. На самом деле всякое индивидуальное суждение является единичным суждением, но не всякое единичное суждение является индивидуальным суждением. Индивидуальным суждением следует называть лишь такое единичное суждение в котором указывается отличительный признак отдельного предмета.
Частное суждение высказывается нами тогда, когда мы,
и т.д.................
https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-131132