Зарегистрирован: 07 янв 2016, 12:05 Сообщения: 2384 Откуда: г Озёрск. чел.обл.
|
душевное равновесие
Душевное равновесие – это безмятежность, невозмутимость, выдержанность присущие человеку, несокрушимые никакими усилиями и не перерастающие во «взрывы» эмоции. Это существование в гармонии со средой и собственной личностью. Чтобы душевное равновесие и спокойствие стали постоянными товарищами человека, необязательно жить там, где тишина, где нет беспокойства и стрессоров, нужно просто научиться сохранять внутри спокойствие и умиротворение. Ибо значимо не само воспринимаемое индивидом, а то в каком свете он видит воспринимаемое. Человеческий индивид является сложнейшей системой, гармония которой обусловлена состоянием всех её составляющих структур. Невозможно достичь равновесия при расшатанном здоровье, в отсутствии удовлетворения базовых, эмоциональных, физиологических потребностей. Что это такое Присутствие внутри благоприятной атмосферы называется душевным равновесием. Гармония в душе, в коллективе, между людьми возможна лишь при условии наполненности внутреннего мира индивида созидательной энергией, делающей человека счастливым. Душевная дисгармония или эмоциональное страдание зарождается исключительно тогда, когда индивид избрал неверный жизненный путь, вследствие чего возникает противостояние стремлений души и сознания. Человеческое бытие заключается в двух аспектах – вечном и преходящем. Последний включает: тело человека, его мысли, стремления, ощущения, эмоции, имущество, результаты деятельности, потомство. Все изменчиво, относительно и довольно противоречиво. Новый день сопровождается новыми заботами, тяготами, радостями и беспокойствами. Удовольствия сменяются болями, радости – разочарованиями, приобретения – утратами, белые линии – чёрными. И со всеми этими невзгодами и благостями любого человека примеряет смерть. Вероятно, осознавать данный естественный жизненный уклад довольно неприятно, но изменить его невозможно. Поэтому разочарование ожидает того, кто стремится отыскать и обрести душевное равновесие и спокойствие, найти опору внутренней гармонии в преходящем. Так, например, людям, которые часто сталкиваются с финансовыми трудностями, может представиться, что фундаментом безмятежной гармонии являются деньги. Страдающие от неизлечимых хворей, увидят гармонию в здоровье. Конечно, материальная обеспеченность и здоровье важны, но они являются все же ценностями относительного порядка. Поскольку абсолютное здоровье и финансовая стабильность не могут даровать внутреннее спокойствие. Таким образом, постоянные трансформации внешней среды угрожают душевной гармонии, а внутреннее стремление к большему сохранить спокойствие на длительный период не позволяет. Поэтому часто человек пребывает во внутреннем дисбалансе. Единственный путь к равновесию души – это чистая совесть. Когда ночами человеку спать не дают муки вины, то, ни о каком душевном спокойствии можно и не мечтать. Совесть всегда направляет человека на верную реакцию на жизненные неурядицы и вызовы судьбы, поэтому не возникают условия для зарождения чувства вины, которое чаще всего и отнимает у индивидов душевное равновесие. Гармония внутри является следствием умиротворённости. Безмятежный человек постоянно ощущает состояние душевного мира, баланса и благодати. Сдержанность обеспечивает душевное спокойствие благодаря отказу от бесполезных эмоциональных проявлений. Скандальность, резкость, хамство, проявленные извне, зачастую выводят человека из внутренней гармонии. Выражение гнева всегда является утратой внутреннего баланса, поскольку это неуправляемое состояние. Злоба, зависть, обиды, ненависть, неспособность прощать, неумение сострадать, быть толерантным, великодушным вызывают дисгармонию, а душевное равновесие возникает в оптимистичной обстановке, позитивной среде. Там, где кипят страсти, бушуют эмоции, господствует измена, пирует ложь, воцарилось недоверие и ревность, правит глупость, душевное равновесие не приживается. Оно также способно разрушиться гордыней, спесью, надменностью, тщеславием, высокомерием и чванством. Никогда внутренней гармонии не достигнет индивид, заигравшийся желанием зла окружению, сотворением подлостей и пакостей. Советы, как обрести душевное равновесие Сегодня современному человеку живется довольно неспокойно. Это обусловлено разнообразными негативными условиями, нерадостными реалиями, происходящими в политической и социально-экономической сферах. Помимо того усугубляет сложившуюся ситуацию и мощнейшая лавина негативной информации, ежедневно обрушивающаяся на людей с газетных страниц, интернет пабликов и голубых экранов. Именно поэтому современная медицина зачастую победить стресс не в силах. Справиться со всевозможными психическими нарушениями и физическими патологиями, вызывающимися разладом внутреннего баланса вследствие избытка негативных эмоций, постоянной присутствующей тревоги, страха и отчаяния, она не в состоянии. Отрицательные эмоции воздействуют разрушительно на организм, истощают его и ведут к раннему старению. Гипертония, хроническая усталость, бессонница, болезни желудка, диабет, сердечные хвори, патологические новообразования – все перечисленное нередко порождается стрессами, возникающими вследствие воздействия вредных эмоций. Ниже приведены практические рекомендации, способствующие устранению стресса, помогающие сохранить душевное равновесие, необходимое для продления жизни. Прежде всего, очень важно иметь крепкий и здоровый сон. Блуждание по Морфееву царству оказывает мощнейшее успокоительное действие на человека. Поскольку приблизительно треть своего бытия люди проводят в сновидениях, в состоянии, при котором организм возрождает собственные жизненные силы. В процессе пребывания в Морфеевом царстве мозг проводит диагностику систем организма, дабы запустить механизмы их восстановления. Следствием этого становится укрепление иммунной и нервной систем, нормализация метаболизма, давления, концентрации сахара. Когда индивид опочивает, ускоряются процессы заживления. Люди, ежедневно выделяющие время для полноценного сна, реже мучаются хроническими хворями. Физиологическое состояние, дарующее отдохновение и покой, ещё даёт множество иных положительных результатов, но главное, что во сне происходит обновление человеческого организма, следовательно, тормозятся или обращаются вспять процессы старения. Дабы путешествие по Морфееву царству было полноценным, прожитый день должен быть насыщен активностью, но при этом не утомить, а последний приём пищи – лёгким и ранним, после которого лучше совершить променад. Мозг перед переходом в состояние сна нуждается в отдыхе, поэтому за пару часов до погружения в Морфеево царство следует избегать просмотра телепередач, кинофильмов, чтения интернет порталов, перегружающих мозг. Улучшению сна способствует принятие тёплой аромаванны и употребление ромашкового чая. Эмоции и переживания окрашивают человеческую жизнь разнообразными тонами, делая её ярче, интереснее и прекраснее. Чувства придают бытию особого вкуса. Однако переизбыток эмоций или их негативный оттенок могут завести человека в сметённое состояние, заразить раздражительностью и ввергнуть в пучину депрессии. Индивид утрачивает интерес к собственному бытию, работе, у него портятся взаимоотношения с окружением и в целом жизнь делается безрадостной. Поэтому так важно своевременное восстановление душевного равновесия, путём изменения собственного мышления. Долой негативные думы! Мыслить следует лишь в позитивном русле, даже когда одолели проблемы, а жизнь переполнена невзгодами. Нужно помнить, что мысль первична, а действие вторично. Именно человеческие думы руководят поступками. Поэтому необходимо научиться видеть в любой, даже самой плохой, ситуации что-то хорошее, а каждую негативную мыслишку, заменять доброй, позитивной мыслью. Также нужно всегда помнить о спокойном состоянии ума. Поэтому с целью аутотренинга полезно на протяжении дня систематически повторять следующие слова: безмятежность, спокойствие, выдержка. Они обладают успокаивающим воздействием. Любую тревожную мысль следует незамедлительно вытеснять приятными мечтами и положительными думами. Также незаменимым является юмор, помогающий настроиться на позитивный настрой. Ум, пребывающий в спокойном состоянии, позволяет объективно рассматривать жизненные проблемы, принимать наилучшие решения, что помогает адекватно противостоять невзгодам, преодолевая трудности бытия. Помимо перечисленного, мысли, постоянно бушующие в сознании, следует концентрировать на настоящем времени, существовать именно сейчас и именно здесь, быть благодарным каждому счастливо прожитому дню. Дабы обречь душевную гармонию необходимо грамотно организовать собственное рабочее время. Нужно, прежде всего, приступая к рабочей деятельности, определить приоритетный порядок намеченных заданий и чётко следовать заданному порядку в ходе их реализации. Не рекомендуется хвататься за одновременное выполнение нескольких срочных задач. Важна последовательность в реализации рабочих планов. Иначе будет много номинальных действий, не приводящих к конечному результату и не несущих практического базиса. Хаотичность в действиях лишь приведёт к появлению чувства беспокойства, что дисбалансирует человека и понизит работоспособность. Это приведёт к низкому КПД на фоне активной деятельности. И, наоборот, рациональная организация труда приведёт к более эффективному решению задач при минимальных временных затратах, что естественно, благотворным образом скажется на внутреннем состоянии человека. Также рекомендуется привносить в работу творческий компонент, поскольку от творческой деятельности мозг индивида практически не утомляется. А усталость порождают, прежде всего, монотонность деятельности и её однообразие, бесполезная спешка, интенсивность, излишнее беспокойство. Именно поэтому очень важно, дабы профессиональная деятельность вызывала интерес и порождала чувство удовлетворенности. Таким образом, рекомендации, как восстановить душевное равновесие, можно сократить до 6 элементарных ежедневных мероприятий, которые приведены ниже: – полноценный сон; – грамотный режим питания; – пребывание на свежем воздухе не менее 60 минут ежедневно; – ухоженный и эффектный внешний облик (современный имидж, аккуратность в образе, регулярные расслабляющие ванны, счастливая улыбка, курс массажа); – хобби, дарящее удовольствие, самоутверждение и удовлетворение; – позитивное мышление. https://psihomed.com/dushevnoe-ravnovesie/
Свернуть
«Ум в движении: Как действие формирует мысль»
Ex librisКнижная полка13:38 02 Нояб. 2020Сложность 1.1 Альпина нон-фикшн Научно-популярное издательство «Ум в движении: Как действие формирует мысль» Как мозг обрабатывает информацию об окружающем нас пространстве? В каких отношениях с пространством находятся язык и речь? Почему жесты помогают нам думать? В книге «Ум в движении. Как действие формирует мысль» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Натальей Колпаковой, когнитивный психолог Барбара Тверски рассказывает, как мы мыслим пространство и затем используем его, чтобы мыслить. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком о том, каким образом человек выстраивает модель окружающего мира и смотрит на него глазами других людей. В этой главе мы исследуем то, как пространство вокруг тела и пространство навигации репрезентируются в уме и мозге, поддерживая основную гипотезу этой книги: пространственное мышление — основа абстрактного. Мир вокруг нас Казалось бы, мир вокруг нас понять легко. Достаточно посмотреть на него. Вот же он, перед глазами. Однако наша голова постоянно перемещается, а также глаза и тело. Насыщенный окружающий мир непрерывно меняется с движением наших глаз и нас самих. Даже когда мы не можем его видеть, мы продолжаем следить за миром, который когда-то был на виду, но уже недоступен для наблюдения. Что находится там и где находится это. Скорее всего, вы не глядя можете сказать, что сейчас у вас за спиной. Всякий раз, когда вы сидите на стуле не оборачиваясь, когда поднимаетесь или спускаетесь по лестнице, не глядя на свои ноги, когда возвращаетесь домой за зонтом, забытым в кладовке, вы опираетесь на мир в своем уме, но не перед глазами. Если я иду по Среднему Манхэттену и кто-нибудь спрашивает меня, как пройти к Карнеги-холлу (такое случается!), я подавляю желание ответить: «Раскройте глаза пошире!» — и описываю дорогу, хотя Карнеги-холл уже виден. Мир, который в уме, но не на виду, — это скелет мира, менее точный и беднее деталями, чем видимый. Представления о том, «где» вещи находятся в мире вокруг нас, хранятся в уме в форме ментальной пространственной схемы, которая обновляется по мере того, как мы двигаемся, и увеличивается с расширением нашего опыта. Ум создает и поддерживает несколько разных типов пространственных схем. Как и реальные схемы — книжные полки и ящики или сети железных и автомобильных дорог, — ментальные пространственные схемы можно использовать многократно, а то, что в них организовано, — менять и реорганизовывать. Ментальные пространственные схемы можно использовать для хранения и систематизации идей любого типа, не только мест и пространственных ориентиров. Следствие из Пятого закона когниции (познание отражает восприятие): идеи могут упорядочиваться пространственными ментальными схемами. Любые идеи. В центре одной базовой пространственной схемы (трехмерной) находитесь вы или ваша схематическая фигура. Это телесноцентрированная схема, представляющая относительно тела то, чем оно окружается. У нее нет задачи охватить весь мир. Ум создает ментальную пространственную схему — воображаемое схематическое представление, развивающееся по трем осям тела: «перед — спина», «голова — стопы» и «право — лево», — которое охватывает все, что находится вокруг тела на продолжении этих осей. По мере того как тело двигается и поворачивается, ментальная пространственная схема обновляется. Она движется вместе с вами. Только из того, что вы находитесь в центре своей пространственной схемы и постоянно отслеживаете относительно своего тела все, что происходит вокруг, вовсе не следует, что вы не можете перейти из собственной пространственной схемы в чью-то еще, принять чужую перспективу. Напротив, именно потому, что мы так хорошо отслеживаем объекты вокруг себя, нам несложно перескочить в чужую схему, принять иную пространственную перспективу, даже если она противоречит нашей. Мы просто помещаем другие вещи в схему «перед — спина, голова — стопы, право — лево» и вступаем в другой мир. Поэтому вы можете давать распоряжениясвоим подчиненным и о чем-то просить домашних, не находясь в офисе или дома. Пространственные схемы позволяют нам занимать полностью вымышленные позиции. Так вы создаете фильм, прокручивающийсяу вас в уме, когда вы читаете книгу. Именно создавая в уме фильм из слов, мы придаем убедительность смелым заявлениям вроде того, которое я только что сделала и которое должно было вызвать у вас обоснованный вопрос: «Чем вы можете это доказать?» За доказательствами обращаются в лабораторию. Мы начали с двух вопросов, ответы на которые сходятся. Мы хотели понять имеющуюся в уме модель окружающего тело мира, а также природу мысленных образов, создаваемых одними лишь словами, — этого фильма, который прокручивается у нас в голове во время чтения. До сих пор большинство работ по мысленным образам начиналось с картинок, а не со слов, посвящалось визуальным образам вещей, животных, объектов и т. п., и меньшинство — пространственному воображению. У слепых от рождения людей может быть блестящее пространственное воображение при полном отсутствии визуального. Изучение пространственных ментальных моделей сталкивается с большими трудностями, чем исследование ментальных образов, создаваемых изображением. Наши истории были далеко не столь захватывающими, как книги-бестселлеры, но они сработали. Мы создавали нарративы, помещая сначала «вас», а затем вымышленных других людей в различное окружение: в музей, оперу, на стройплощадку и т. д. Каждое повествование ставило «вас» в центр пространственного пузыря, а объекты располагались над, под, впереди, сзади, слева и справа от «вас». Вот как начинался один из наших нарративов. Здесь важнейшие объекты выделены жирным шрифтом, но в тексте, который читали участники исследования, выделение отсутствовало. Вы оперный завсегдатай. Сегодня вы пришли в театр встретиться и пообщаться с интересными представителями высшего общества. В данный момент вы стоите у парапета просторной изысканной ложи бельэтажа и оглядываете нижний ярус. Прямо позади вас, на уровне ваших глаз, на стене ложи висит богато украшенный светильник. Основание светильника, прикрепленное к стене, позолочено. Перед собой, на стене неподалеку от лоджии, вы видите большую бронзовую табличку, посвященную архитектору, автору проекта здания театра. Схематичный портрет архитектора и короткий текст о нем слегка выступают на бронзовом фоне. На полке, справа от вас, стоит красивый букет цветов… Когда участники запоминали окружение, разные версии нарратива поворачивали их на месте вокруг своей оси, катали по полу, ставили вверх ногами — все происходило в воображении, заниматься акробатикой не требовалось. Удивительно, но люди без проблем осваивались в этом окружении и даже в более сложных, с легкостью представляли себя движущимися в них и следящими за всем, что их окружало, пока они перемещались. После каждого хода мы спрашивали испытуемых, что теперь находится в разных направлениях от тела. Что впереди? Что над головой? Что справа от вас? Задания были простыми. Люди легко отслеживали, что их окружает, двигаясь у себя в воображении; они редко ошибались. Нас интересовало, насколько быстро они вспомнят объекты в каждом направлении. Местоположения объектов в рассказах мы выбирали броском монеты, но подозревали, что в некоторых направлениях относительно тела память должна срабатывать быстрее. Мы также спрашивали участников исследования, как они это делают, но их ответы были расплывчатыми и во многих случаях противоречили объективным данным. Как бы то ни было, будучи добросовестными учеными, мы исходили из того, что именно полученные данные рассказывают нам, как работает ум испытуемых. И многое узнали. Прежде чем переходить к полученной информации, немного теории. Если бы пространственное мышление было сродни математическому, все направления являлись бы равноправными, с одинаково быстрым вспоминанием. Однако пространственное мышление не похоже на математическое, и оказалось, что в одних направлениях оно систематически работает быстрее, чем в других. Какие направления являются более «быстрыми», зависит от асимметрии тела и мира плюс от согласования тела с миром. Тело имеет три оси, существенно различающиеся в плане как восприятия, так и действия. Две из них — «перед — спина» и «голова — стопы» — имеют в этом отношении выраженную асимметрию. Ось «перед — спина» представляется более важной, поскольку отделяет мир, который можно быстро воспринять и которым легко манипулировать, от мира, который невозможно увидеть и с которым трудно взаимодействовать. Наши глаза направлены вперед, как и уши, и нос. Как руки и ноги. Если вы не являетесь очень ловким фокусником, ваши руки и ноги лучше приспособлены действовать перед, а не за вами. И ходить спиной вперед нелепо. Голова у нас поворачивается, но не на 180º, поэтому, чтобы посмотреть назад, нужно повернуть и тело. Таким образом, как входной, так и выходной сигналы, как восприятие, так и действие асимметричны и ориентированы вперед. Следующей по важности идет ось «голова — стопы». Асимметрий больше, хотя они не так сильны. Наша голова с большей частью элементов аппарата восприятия — глазами, ушами и носом — находится в верхней части тела. Передвижение в пространстве управляется стопами: большинство из нас не слишком много времени посвящают ходьбе на руках. Наконец, «право — лево». По большей части наши тела симметричны по этой оси: две руки, две ноги, симметричное туловище, симметричное лицо. Действительно, преобладающая часть мира праворука, и наличие ведущей руки важно независимо от того, какая это рука, но для подъема тяжестей нужны обе руки, а для ходьбы — обе ноги. При прочих равных мы обычно быстрее добираемся до объектов, находящихся в более выраженных и выделяющихся направлениях. Однако не все так просто. Если бы все зависело только от нашего тела, то быстрее всего мы бы действовали в направлении «перед — спина», затем «голова — стопы», а направление «право — лево» было бы самым «медленным». Но тело находится в мире. Мир тоже имеет три оси, но лишь одна из них асимметрична — ось «верх — низ», определяемая гравитацией. Гравитация, естественно, налагает громадные ограничения на наше тело, как на внешний вид и вид всего в мире, так и на действия: она тянет нас к земле, делая подъем более трудоемким, нежели спуск. Когда мы стоим, а не лежим на диване и не ворочаемся в постели, наша вторая по выраженности ось, «голова — стопы», совпадает с направлением действия гравитации. В таком случае, в положении стоя (помните, это все происходит в воображении!), мы быстрее всего находим то, что над нами и под нами, и уже затем объекты впереди и позади нас. Направление «лево — право» создает больше всего путаницы и отнимает больше времени. Если же мы ляжем и начнем перекатываться, ни одна из осей тела не будет совпадать с гравитацией и мы быстрее всего станем реагировать на объекты впереди и сзади, затем на находящиеся у головы или стоп и медленнее всего на те, что располагаются слева или справа. Принятие других перспектив Убедившись в работоспособности этой парадигмы, мы тщательно ее проработали. Мы писали истории, локализовывавшие объекты вокруг неодушевленных предметов, например холодильника, а не людей; наши испытуемые без усилий принимали перспективу холодильника. Мы писали истории, заполнявшие два пространственных пузыря разными объектами вокруг двух отдельных персонажей, и предлагали участникам исследования принимать перспективу каждого из них по очереди. Тестируемые не путали объекты, окружавшие персонажей, и могли проследить местонахождение этих объектов при изменении ориентации персонажей. Мы предлагали принять перспективу схематических фигурок в схемах и игрушечных Гомеров Симпсонов перед глазами наших участников. Это тоже было просто. Временные схемы несколько менялись в некоторых версиях, но предсказуемым и предсказанным образом. Принципиальным итогом стало то, что в воображении люди с легкостью принимали много разных перспектив, даже холодильника, даже игрушечного Гомера Симпсона. Однако все эти исследования и результаты были достигнуты в мысленных экспериментах. На следующем этапе мы задались вопросом, что происходит, когда люди ведут поиск в реальной среде, которая действительно их окружает. Ответ зависел от того, совершенно новым было окружение или изученным. Когда испытуемые впервые попадали в новую обстановку (созданную в лабораторном помещении), то должны были осмотреться и узнать, что там находится, чтобы ответить последовательно на вопросы о том, что перед ними, над ними и слева от них. Осматриваясь, они быстрее всего находили объекты, ближайшие к их позиции наблюдения. Если окружение было новым, участники исследования быстрее всего сообщали о том, что находится прямо перед ними, затем об объектах, смещенных на 90º, о расположенных у них над головой, под ногами, справа или слева, и в конце — о том, что сзади. Однако испытуемые быстро изучали внешние условия и переставали оглядываться; они знали, где находятся все объекты. Тогда они отвечали быстрее, а ответы укладывались в ту же схему, что и у участников исследования, изучивших обстановку по словесному описанию: самая быстрая ориентация — в направлении «голова — стопы» в силу асимметрии и гравитации, далее — «перед — спина» в силу асимметрии и, наконец, «право — лево». Это еще один пример Четвертого закона когниции: ум способен пересилить восприятие. Мы не всегда смотрим, даже если ответ прямо у нас перед глазами. Восприятие побеждается воспоминаниями. Иногда быстрее найти информацию в уме, чем искать ее в мире. Пузырь, окружающий схему размещения объектов со схематической фигурой в центре, можно перемещать. Не зафиксированный жестко в нашей позиции восприятия «здесь и сейчас», он дает возможность двигаться в «там и тогда». Он позволяет принять ряд других перспектив, воображаемых и реальных, при условии, что мы можем привязать объекты и пространственные ориентиры к подходящим приметам. Он также позволяет принять перспективу человека, находящегося напротив нас, даже если она конфликтует с нашей. Рассмотрим задание, которым это демонстрируется. Испытуемым показывали фотографию, подобную представленной на рис. 3.1: молодой человек, назовем его Патриком, сидит за столом; на столе по правую руку от него стоит бутылка воды, по левую лежит книга. Он смотрит на книгу. Поделиться Левая рука Патрика, повернутая ладонью вниз, нависает над книгой. Участников исследования спрашивали: «Куда он положил книгу относительно бутылки?» Нас интересовало, скажут ли испытуемые «слева», т. е. с позиции Патрика, или «справа», отвечая с собственной позиции восприятия. Многие теоретики, а также непрофессионалы утверждают или предполагают, что наша собственная эгоцентрическая перспектива первична и занимать чужую неестественно и затратно. Это мнение интуитивно убедительно, в конце концов мы видим мир собственными глазами, воспринимаем его собственным телом, со своей эгоцентрической позиции. Виртуальная реальность позволяет нам увидеть мир с других точек взгляда, из чужого эго, но и тогда мы получаем опыт с единственной позиции восприятия. Вопреки теории, интуиции и заявлениям ученых большинство участников приняли перспективу Патрика, а не собственную, эгоцентрическую. Испытуемые дали больше ответов «слева», чем «справа», — как если бы они находились на месте Патрика, а не на собственном. Спонтанная инверсия правой и левой сторон тем более впечатляет, что различать право и лево трудно, их часто путают. Ключом представляется действие. Когда вопрос его не предполагал, а звучал как: «Где лежит книга относительно бутылки?» — многие опрашиваемые также приняли перспективу Патрика, но все-таки их оказалось меньше. Когда Патрик исчез со сцены, преобладающее большинство участников исследования приняли собственную перспективу. Несколько человек из 46 восприняли ситуацию с противоположной позиции, но они, скорее всего, перепутали право и лево. Простое наблюдение за действиями других побуждает нас принимать их (пространственную) перспективу*. *Вот один из наиболее ранних примеров. Британский исследователь Мартин Хьюз провел эксперименты, в которых трехлетние дети успешно прятали игрушечного мальчика в таком месте игрушечного ландшафта, где его не мог увидеть ни один из двух игрушечных полицейских, стоявших в разных местах этого ландшафта. Иначе говоря, дети правильно учитывали позицию даже не одного персонажа, а сразу двух, и их позиции сильно отличались от точки взгляда на ландшафт самого ребенка. Иными словами, трехлетний ребенок понимал, что могут видеть другие и чего не могут. Этот комплекс исследований стал одной из основ современного, интенсивно развивающегося направления изучения представлений людей (детей и взрослых) о представлениях других — что те видят и чего не видят, что знают или не знают, представлений о чужих намерениях и т. д., а также изучения того, как люди формируют эти модели «чужого разума» (theory of mind). (В книге Роберта Сапольски «Биология добра и зла» (М.: Альпина нон-фикшн, 2019) этот термин переводится как «модель психического состояния». — Прим. ред.) — Прим. науч. ред. Исследование зеркальной системы, как рассказывалось в главе 1, показало, что наблюдаемое действие находит отклик в теле наблюдателя; иными словами, мы запрограммированы интернализировать действия других людей. Однако принятие перспективы есть нечто большее: оно означает, что мы ставим себя на место действующего лица. Наблюдение действия может требовать принятия перспективы по двум основным причинам. Я могу встать на вашу позицию для того, чтобы понять ваши действия и суметь выполнить их. Мы учимся великому множеству разнообразных действий — от теннисной подачи до пользования автоматом по продаже билетов, — глядя на других и даже копируя их. Я могу встать на вашу позицию с целью понять ваши действия, чтобы иметь возможность подготовиться к собственным. Вы что-то бросаете мне? Я протягиваю руку, чтобы это поймать. Вы бросаете чем-то в меня? Тогда я лучше уклонюсь. https://nplus1.ru/blog/2020/11/02/how-a ... ed-thought
Свернуть
Движение абсолютно, покой относителен
Движение представляет собой, таким образом, форму существования материи, ее неотъемлемое свойство. «.Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения».. Движение материи абсолютно и вечно, оно есть как феномен(априори существующий, исходящий из бесконечной причины и уходящей в бесконечное следствие). движение, как и материя, не исчезает , а только видоизменяется, превращается из одной формы в другую. В отличие от абсолютности движения покой относителен. Его нельзя понимать как какое-то мертвое, застывшее состояние. Тело может покоиться лишь по отношению к какому-то другому телу, но оно обязательно участвует во всеобщем движении материи. Так, дом, в котором мы живем, покоится по отношению к поверхности Земли, но он движется вместе с Землей вокруг ее оси, перемещается с ней вокруг Солнца и т. д. Кроме того, в каждом покоящемся теле всегда протекают физические, химические или другие процессы. Но в каких видах, формах существует движение? Формы Всеобщий характер движения материи признавали и домарксовые материалисты, но они понимали его ограниченно, метафизически. Они не связывали движение с изменением, развитием тел и зачастую представляли его себе только как их механическое перемещение в пространстве. Видов и форм движения много. Диалектический материализм, опираясь на достижения естествознания, классифицирует виды движения, выделяя из их многообразия ряд основных, главных форм. К числу основных форм относятся механическую, физическую, химическую, биологическую, общественную, причем каждую из них связывал с определенным видом материи (механическую — с небесными и земными телами, физическую — с молекулами и т. д.). Однако в связи с новейшими успехами науки наши представления об этих формах значительно обогатились. Так,механическое движение в XIX веке понималось главным образом как перемещение макроскопических тел в пространстве. Ныне же установлено, что пространственные перемещения свойственны всем материальным образованиям — от «элементарных» частиц до живого организма. Нельзя связывать механическое движение только с одним видом материи — макроскопическими, то есть видимыми, телами. Это движение присуще любому виду материи, любой другой форме движения, хотя в немеханических формах оно и носит подчиненный, побочный характер. Значительно углубились, обогатились представления о физической формедвижения материи. Это обогащение было обусловлено прежде всего тем, что физическая наука продвинулась глубоко внутрь атома. Химическая форма движения материи связана с соединением или разъединением атомов, в результате чего образуются или распадаются молекулы, из которых состоят все химические соединения. Химические процессы сопровождаются движением электронов, образующих внешнюю оболочку атомов. Химические превращения широко распространены как в неорганической, так и в органической природе. Одной из самых сложных форм движения материи являетсябиологическое движение. Оно охватывает все многообразие процессов, протекающих в живых организмах. Эти процессы связаны с белковыми телами — носителями жизни, которым присущ непрерывный обмен веществ со средой. В результате этого обмена происходит постоянное самообновление химического состава белковых тел, которое и составляет главную особенность живого. Еще более высокой формой движения материи является общественная жизнь, история человеческого общества. Эта форма движения существенно, качественно отличается отвсех предыдущих. Она появилась с возникновением человеческого общества. Важнейшей особенностью ее является процесс материального производства, который и определяет все остальные стороны общественной жизни. Формы движения материи взаимосвязаны и неразрывны. Основой их единства и взаимной связи является материальное единство мира. Одна форма движения при соответствующих условиях может превращаться в другую. Так, механическое движение вызывает теплоту, звук, свет, электричество и другие виды физического движения. Взаимодействие физических процессов приводит к химическим превращениям, а химические процессы в определенных условиях порождают органическую жизнь. Итак, признание абсолютности, всеобщности движения с обязательным учетом качественного своеобразия каждой из его форм, способности этих форм к взаимному превращению, несводимости высших форм движения к низшим — главное в диалектико-материалистическом понимании движения. https://studopedia.ru/6_126724_dvizheni ... telen.html
Свернуть
рефлексия подобна: отражению себя в зеркале .... Причинность или причинно-следственная связь - связь между одним событием, которое называют причиной, и другим событием, которое называют следствием, что с необходимостью следует за первым...........
Самобытность – внутренняя независимость от внешних обстоятельств
В нашем мире мы можем часто видеть ситуации, когда поглощенный ситуацией человек теряет рассудок от чрезмерного проявления эмоций. Такие же ситуации мы можем заметить и за собой. Если мы внимательно проанализируем эти ситуации – их причины и следствия, то можем понять что причиной такой потери самообладания является внутренняя эмоциональная незрелость, проявляющаяся в зависимости от исхода дел. Следствием привычки терять контроль над собой является как сильное ухудшение эмоционального состояния, а за ним и здоровья, так и ухудшение положение дел. Ведь не находясь в здравом уме, многие люди, встретив череду преград, вместо того, чтобы рассудительно попытаться их решить, разрушают оставшееся или просто бросают всё, поддавшись мимолетным эмоциям. Самобытность является тем качеством, котором позволит избавиться от зависимости приводящим к этим и многим другим негативным последствиям. Самобытность – что это такое? Философы и логики конца XIX — начала XX века полагали, что многие слова раскрывают значения из их названий. То есть, определение или понятие можно разобрать исходя из его словесного обозначения. Для самобытности этот метод подходит достаточно хорошо, ведь это слово является соединением слов «сам» и «быт», что в совокупности обозначает такой образ действий, который зависит только от воли самого человека. Говорить о том, что внешне человек может быть полностью самобытен достаточно трудно, ведь человек зависит в своей внешней жизни от слишком многих факторов, чтобы уверенно и беспрепятственно действовать без оглядки на внешние события. Но говорить о внутренней самобытности определенно можно. Внутренняя независимость происходит из эмоциональной зрелости, иначе говоря в убежденности и способности черпать наслаждение, источники вдохновения, причины деятельности, умиротворение, счастье и всё хорошее исключительно в самом себе. Это является признаком зрелой и опытной личности. Таким образом самобытности можно дать два определения: Внутренняя независимость от внешних обстоятельств Способность быть источником положительных явлений для самого себя Очевидно, что такое качество приходит только на определенном уровне развития, на определенном этапе эмоционального взросления и развития личности. Нельзя просто объявить себя самобытным, потому что это попросту ни к чему не приведет. Когда ребёнок объявляет себя взрослым это, по сути, ничего не меняет. Поэтому для приобретения самобытности необходимо взрослеть внутренне. Самобытность полезна тем, что уменьшает страдания и делает человека счастливым. Внутренне свободная личность не будет испытывать страданий от того, что ему скажут другие, как они с ним поступят или что они о нём подумают. Именно это делает свободным в отношении других людей – быть самим собой, не опираясь на мнение окружающих. Это освобождает личность в реализации своих талантов, вместо попыток следовать ожиданиям другим, в надежде обретения почёта или хорошего отношения. Самобытность предоставляет возможность человеку действовать вне зависимости от внешних обстоятельств. На самом деле такая возможность даёт крайне большую свободу воли. Фактически, это означает что причиной действия самобытного человека становится исключительно его стремление, желание, вдохновение и так далее. Причины его действия становятся исключительно внутренними, а это означает, что внутренние причины имеют больший приоритет естественным образом, в силу наличия воли и способности черпать наслаждение в самом себе. Это происходит по причине того, что счастье исходящее от внутренней жизни намного перевешивает наслаждение приходящее от соприкосновения чувств и объектов восприятия. Иначе говоря, человек черпает счастье непосредственно из сердца, ощущая умиротворение в своём образе жизни, в своих делах и качествах. Конечно, о таком положении дела нельзя говорить при незрелости личности, отсутствия знания о допустимой и запрещенной деятельности, а также отсутствия понимания себя и способности контролировать свои побуждения ума и желаний. Таким образом, самобытность – это приобретенное, в следствии осознания себя и жизненного опыта, качество. Такое приобретенное качество доступно человеку на определенном уровне развития сознания. Самобытность достигается путём осознания себя, так как внутренняя природа не подвержена таким изменениям, которым подвержена внешняя. Люди, идеи и концепции могут разочаровать, надоесть или просто показаться, в конечном итоге, глупыми. Вещи могут обесцениться или потерять практическое значение. Но внутреннее осознание себя является по-настоящему ценным всегда и остаётся до конца жизни, если оно действительно достигнуто. Иногда бывает так, что в силу своей некомпетентности и наивности человек считает себя достигшим больших высот в познании себя, но сохраняет в себе как стремление наслаждаться материальными объектами, так и продолжает проявлять множество инфантильных слабостей таких как обиды, разочарования, ненависть, недовольство, неудовлетворенность, апатию и так далее. Всё это лишь указывает на его неправоту. Познание себя может быть очень глубоким постижением и чем дальше вы в нём будете прогрессировать, тем больше плодов будете получать. А потому не стоит отказываться от попыток обрести знание о своей природе, даже когда, казалось бы, всё очевидно. Ведь чем глубже постигать эту тему, тем большую ценность можно извлечь. Ложная гордость, в таком случае, является преградой, которая не даёт прогрессировать, полагая, что всё уже пройдено. Итак, мы определили самобытность: Самобытность – это приобретенное качество, проявляющееся в способности сохранять внутреннюю независимость от внешних обстоятельств и быть источником деятельности, умиротворения и счастья для самого себя. Такое качество приобретается в ходе приобретения жизненного опыта, знания, зрелости и процесса постижения своей внутренней, духовной природы. Самобытность даёт свободу и возможность быть независимым в своей деятельности и отношении к миру, а также быть счастливым проявляя свою природу и таланты в деятельности. Отсутствие самобытности вынуждает человека быть крайне зависимым от движения настроения и мнения окружающих. Это выражается в погоне за признанием, почётом и вниманием, как источника счастья и удовлетворенности. А это, приводит к необходимости действовать таким образом, который способен удовлетворить всех людей, кроме самого себя. Однако, такой образ действия не только приносит множество страданий и разочарований и сам по себе труден, но и практически невозможен, так как всем не угодишь. А вместе с тем, мнения людей постоянно меняются, как и сами люди. Важно понимать, что самобытность проявляется не в затворничестве, избегании любых социальных контактов или крайней степени независимости, а в том, что причины для действия человек черпает изнутри. Это означает отсутствие ярко выраженного стремления к людям, как к источнику вдохновения, наслаждения или счастья. Правило самобытности это не запрет, а лишь указание на отсутствие болезненного стремления и зависимости. Взамен этого человек становится источником своих радостей и положительных впечатлений как в одиночестве, так и в общении с людьми. Как обрести самобытность? Обретение самобытности, как уже было сказано, это вопрос естественного процесса зрелости в эмоциональной сфере, приобретения опыта, понимания себя и приобретение знаний. Итак, процесс приобретения самобытности включается в себя приобретение: зрелости опыта знаний понимания себя и мира О зрелости говорят как о полном становлении, окончании взросления. Для психоэмоциональной сферы человека это означает понимание и действительная встреча с несколькими болезненным, но важными принципами нашей жизни. Рекомендуем также эту статью: Индивидуальность и уникальность пути человека к истине. Первый принцип заключается в том, что смерть не так далеко от нас и может прийти в любую секунду. Не стоит слишком легкомысленно относиться к этому, ведь великие люди погибали с той же легкостью, что и рабы. Один из самых ярких примеров – Атилла, погибший от того, что захлебнулся собственной кровью во сне. А это случилось из-за того, что в его носу лопнут сосуд. Наша смерть отделяет нас от всего того, что мы сделали и не даст возможность ни изменить что-либо, ни начать сначала. Осознание этого приводит к необходимости воспринимать жизнь как нечто ценное, а смерть – неизбежное. Memento mori. Страх и нежелание жизни вызван недостаточным ощущением близости смерти, но постоянное знание о том, что смерть неизбежна лишает нас апатии, бездействия, скуки и стремления сделать нашу жизнь сплошным карнавалом. Это серьезный вопрос, практически, самый важный – что человек успеет сделать за свою, не столь продолжительную, жизнь? Смерти не стоит бояться, ведь она неизбежна. Подобно тому, как дерево цветет и увядает, как Солнце и Луна сменяются друг-друга, так и человеку придется сменить жизнь на смерть. Однако, для человека, как для вечной души смерть не является концом всего существования, а лишь очередным этапом, ступенью. Ступенью вверх или вниз – определяется в зависимости от того как была прожита жизнь. Зрелость также приходит с пониманием того, что не только наша жизнь имеет конец, но и всё в этом мире. Ни отношения, ни богатства, ни слава, ни наслаждения не бывают вечными. Всему есть вполне закономерный исход, который заканчивается если не при нашей жизни, то по факту нашей смерти. А потому любая форма привязанности к людям, вещам или идеям – всего лишь ещё одна уловка материального сознания, погружающего нас в необходимость черпать наслаждение в материальных объектах, ограничивая нашу волю и свободу выбора. Ведь если наша воля зависит от других, то чем это не рабство? Ещё одним важным пониманием является осознание того, что каждый человек представляет собой отдельную личность, у которой есть свои интересы, цели, желания, воля и отдельная жизнь. А потому никто не обязан быть на поводке у другого по факту родства или отношений. Никто не в праве ограничивать свободу воли другого. Если это имеет место быть, то более незрелым является тот, кто этот поводок держит, так как держит он его как единственное условие сохранение отношений или чего-либо ещё. Хотя по сути – это становится причиной их разрушения. Из этого понимания естественным образом проистекает и то, что каждый человек действует в согласии со своими интересами, чертами характера, качествами, планами, мировоззрением и настроениями. Вы не можете рассчитывать на то, что кто-то будет верен вам до конца, потому что природа людей изменчива и вчерашний друг легко обернется сегодняшним врагом, а враг может стать другом. Не стоит слишком привязываться и надеется на людей, потому что такая форма зависимости лишь отдаляет вас от внутренней свободы. Раз у каждого человека есть исключительно свои интересы, которые согласуются с другими поскольку иначе свои не реализовать, то это означает что всем людям глубоко все равно друг на друга. Дети уходят из семьи как только получают возможность жить отдельно и больше не вспоминают о родителях, возлюбленные бросают друг-друга как только наслаждение в их отношениях заканчивается, а друзья, представляющиеся самыми верными и преданными с лёгкой руки способны отвернуться в самый трудный момент. Дружные семьи превращаются во врагов, когда речь идёт об имущественных вопросах или наследстве. Вопрос только в том, что для каждого отдельного человека представляет наибольшую ценность. Всем на вас всё равно, да и вам на всех всё равно в глубине души. Люди движимы страхами и наслаждениями и если нет ни того, ни другого – то и связь между людьми не предусмотрена. Если осознание этих вещей является причиной обретения зрелости, то жизненный опыт – это процесс понимания этих же самых принципов исходя из собственной жизни. Нельзя сказать о том, что зрелый человек неопытен, а незрелый – опытен. Зрелость и опытность – это очень близкие синонимы. Процесс приобретения опыта приходит со временем, которое человек провёл за настоящей жизнью, за той жизнью, которая возникает когда есть осознание её конечности. То есть это активная жизнь, без страха и опасений. Опыт можно получить и от других, но он не будет такой же понятный, явственный и содержательный. Наилучшим образом можно получить опыт если жить избегая заранее неправильных действий, то есть придерживаясь принципам. Под знаниями понимается как совокупность информации, понимание которой приводит к возможности правильно взаимодействовать с миром и людьми, так и работа над собой, заключающаяся в избавлении от отрицательных качеств и приобретении положительных. Все это рано или поздно выльется в процесс самоопределения, понимания себя и мира. Процесс приобретения знаний должен считаться успешным только если присутствует увеличение и улучшение понимания, которое уменьшает страдание и увеличивает счастье. Понимание мира заключается как в изучении того, как мир устроен, так в осознании важных правил и принципов, которых следует придерживаться в отношении как к миру, в общем, так и к каждому человека, в частности. Из совокупности этих четырех пониманий и процессов возникает возможность обрести самобытность. Для полного обретения самобытности необходимо как найти такое дело, которое способно дать удовлетворение в его процессе выполнения, так и осознать свою тождественность духовной, а не материальной природе. Это глубокие и достаточно трудные поиски, отнестись к которым следует с полной серьезностью. Поиск себя в действии и его исполнении называют предназначением. Обретя предназначение, перед человеком открывается простор в котором он самобытность и будет проявлять. Духовная осознанность даст ещё больший вкус к внутренней жизнь и устойчивость в своей возможности черпать наслаждение из самого себя. Осознавший себя человек, выполняя свои обязанности, не стремится к какой-либо цели, но нет у него причин и не выполнять их. Он также не зависит от других живых существ. Бхагавад-Гита. 3.18. Осознавший себя – свободен Самобытность – это приобретенное качество, дающее способность оставаться независимым и черпать наслаждение в самом себе. Приобретение самобытности заключается в психоэмоциональной зрелости, опыте, знании и понимании себя и мира. Самобытность проявляется в исполнении такого важного аспекта жизни как предназначение, так и в повседневной жизни, давая возможность человеку оставаться независимым и устойчивым, черпая наслаждение в самом себе. Самобытность даёт возможность быть действительно счастливым в своём труде, оставаясь преданным как своему делу, так и самому себе. Однако, как зрелость, так и самобытность достигается через трудный и суровый путь. Но самое лучшее в мире всегда достигается таким путём, ибо счастье стяжается трудом. https://supremasea.ru/samobytnost-vnutr ... elstv.html
Свернуть
представление
Информацию об окружающем мире мы получаем благодаря нашим органам чувств. Глаза, уши, нос, рот, кожа кодируют предметы реальности в зрительные, звуковые, вкусовые, обонятельные или тактильные образы. Ощущение и восприятие помогают нам приобретать необходимые знания об окружающем мире и жизненный опыт. Все ранее увиденное мы можем достать из памяти, благодаря процессу представления. Понятие представления в психологии Этот термин означает психический процесс и описывается как воссоздание в сознании предметов или явлений, которые мы не можем наблюдать в данный момент, но благодаря тому, что мы видели это ранее, какая-то информация осталась в нашей памяти. Процесс представления в психологии играет очень важную роль для человека в процессе познания. Письменная речь, создание художественных или музыкальных образов и мышление напрямую связаны с данным процессом. Характеристики представления С точки зрения психологии формирование представлений происходит благодаря процессу восприятия. Мы фотографируем или записываем на свой внутренний диктофон образ или явление, благодаря памяти, мы фиксируем его в своем сознании. Мышление же перерабатывает эти данные и присваивает нужный формат. Наглядность Первая характерная черта представления в психологии – это наглядность. Если восприятие дает нам ярко ощущаемую картинку, звук, вкус, запах или тактильное ощущение, то представление воспроизводит эти данные в более блеклом варианте. Фрагментарность Следующей характеристикой является фрагментарность. Так как нам приходится воссоздавать по памяти, то многие элементы попросту теряются, остаются яркие моменты, эпизоды. Могут искажаться цвета, формы, пространственное расположение. Лица мы так же воспринимаем не целостно, а запоминаем лишь отдельные черты. Непостоянство Непостоянство можно считать одним из наиболее значимых характеристик. Любой образ рискует стереться из сознания, даже если мы будем всячески пытаться его удержать. Для его восстановления человеку требуются волевые усилия. Текучесть и изменчивость Текучесть и изменчивость характеризуются тем, что нам сложно сфокусироваться на каком-то одном элементе образа представления. Наше внутреннее внимание будет ускользать. Однако талантливый художник может фокусировать свое внимание на зрительных элементах, музыкант - на звуковых, парфюмер - на обонятельных и т. д. Обобщенность Так как представлением мы пользуемся каждый день, то для более быстрой работы мозг сжимает имеющуюся в нем информацию. По факту это приводит к обобщенности образов. Это касается даже весьма конкретных предметов. Например, мы практически 24 часа в сутки держим телефон у себя в руках, но, слыша данное слово, в своем сознании рисуем обобщенный образ этого гаджета. Виды представлений по видам ощущений Значительная часть человеческих представлений основывается на зрительных образах. Мы можем запомнить предмет во всех мелочах и нюансах, если в прошлом имели возможность долго концентрировать на нем свое внимание, на чаще наш мозг запоминает какой-то отдельный фрагмент или характеристику: цвет, форму, деталь и т. д. Часто в своих представлениях мы видим плоскую картину, реже объемную. Изображение может быть как цветным, так и черно-белым, иногда даже бесцветным. Слуховые представления в психологии – это умственное проигрывание звуков. Они условно делятся на речевые и музыкальные. Первые включаются тогда, когда нужно в уме произнести какое-то слово, вспомнить тембр, интонацию. Музыкальные представления могут быть результатом приобретенного опыта в виде прослушанных песен, арий и т. д. или самостоятельно генерироваться мозгом, если у человека есть талант композитора. Двигательные ощущения имеют колоссальное отличие от всех остальных потому, что образы не тихо всплывают в мозге, а переносятся на тело и провоцируют легкое сокращение мышц, которое можно зафиксировать специальным оборудованием. Они не являются воспроизведением прошлых ощущений, а связаны с актуальными, которые мы переживаем в данный момент. Пространственные представления в психологии – это объединение зрительных и двигательных. Оно активизируется, когда, например, мы вспоминаем дорогу от дома до школы или университета. Индивидуальные особенности представления У каждого человека преобладает свой тип представления, по данному критерию всех людей можно условно разделить на 4 группы: визуалы (наиболее развиты зрительные представления); аудиалы (наиболее развиты слуховые представления); кинестетики (преобладают двигательные представления); смешанный тип. Личности с высоким уровнем развития зрительных представлений легко воспроизводят информацию, которую они видели, то бишь имеют фотографическую память. Чтобы освоить информацию, им нужно опираться на схемы, таблицы или графики. Если они вспоминают текст из книги, то помнят, как выглядела страница и где нужное предложение было размещено. Аудиалы запоминают и воспроизводят информацию в форме звуков, голосов. Даже вспоминая прочитанный текст, они слышат тембр своего внутреннего голоса. Кинестетики запоминают информацию, зарисовывая, записывая. Для них важным является действие. Эти люди хорошо мыслят пространственно с фокусировкой на своем теле. Чистые визуалы, аудиалы и кинестетики встречаются довольно редко, чаще в людях совмещаются все три вида представления. Если вы не знаете, к какой группе вы относитесь, данную информацию о себе можно получить не только на основе самонаблюдения, но благодаря и методам психологии. Представления о предметах и воспроизведение их в своей памяти – один из наиболее действенных способов. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/366964/predstavle ... i-yavleniy
Свернуть
МОЗГ: режим автопилота и «детектор ошибок»
Есть такая старая индийская сказка про сороконожку, у которой спросили, в какой последовательности она переставляет ноги. Сороконожка задумалась и не смогла сделать ни шагу. МОЗГ: режим автопилота и «детектор ошибок» Точно также ни одна профессиональная машинистка не ответит вам сходу, в каком ряду на клавиатуре расположена та или иная буква. Она сначала представит себе клавиатуру, потом мысленно пробежит по ней пальцами и только после этого ответит на ваш вопрос. Спросите у любого водителя со стажем, в каком порядке расположены педали тормоза, сцепления и газа. И вы увидите, как он будет пытаться «вспомнить ногами», где какая педаль расположена.Примерно 70% всех наших действий — а по некоторым источникам и все 90% — мы выполняем на автомате. Не задумываясь. У нас в мозге есть встроенный автопилот, который берет на себя управление рутинными делами. Когда мозг включает "детектор ошибок"? Наш мозг способен сам, без нашей помощи и нашего участия, заниматься уборкой, мытьем посуды, приготовлением обеда. Может сам доехать до работы привычным маршрутом и вернуться домой. А еще завязать шнурки, купить в магазине продукты на ужин, вставить одеяло в пододеяльник. (При этом, если вы вдруг захотите сознательно проконтролировать процесс, одеяло внутри пододеяльника перекрутится восемь раз или развернется поперек). Когда мы чему-то учимся, например, ездить на велосипеде или играть на пианино, наш мозг отслеживает каждое наше движение, тщательно записывает последовательность наших действий в долговременную память, повторяет потом эти уроки по ночам (именно по ночам идет закрепление двигательных навыков). А потом наступает момент, когда мозг говорит: все, запомнил, дальше я буду делать это сам, а ты пока можешь заняться чем-то другим. Например, мечтать, пока мы катаемся на велосипеде. Или обдумывать решение какой-то проблемы, пока мы чистим картошку. ЭФИРЫ c ЛУЧШИМИ психологами, врачами, остеопатами в закрытом клубе course.econet.ru ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП Режимом автопилота в нашем мозге управляет пассивная сеть нейронов DMN (default mode network). Она была открыта совсем недавно. А началось все с провалившегося эксперимента. В самом конце 90-х годов ХХ века докторант медицинского колледжа в Милуоки (штат Висконсин) Бхарат Бисвал изучал сигналы мозга, находящегося в покое. Ему нужны были чистые сигналы на сканере. Бисвал просил своих пациентов ни о чем не думать, успокоиться, очистить ум, смотреть на белый крест посреди черного экрана. И пациенты вроде бы честно выполняли указания экспериментатора. Но сканер упорно показывал, что активность их мозга не снижается. Более того, деятельность некоторых отделов мозга становится более скоординированной. А этого не могло быть! Это было нарушением одного из основных нейрофизиологических постулатов: мозг работает, когда получает конкретное задание и отключается, когда мы его не стимулируем. Эксперимент Бхарата Бисвала можно было бы списать на обычную неудачу, в конце концов, любое исследование начинается с длинной вереницы проб и ошибок, если бы в то же самое время американский невролог Гордон Шульман из Медицинской школы Вашингтонского университета не столкнулся бы с той же самой проблемой: в состоянии покоя наш мозг более активен и деятелен, нежели в то время, когда мы решаем сознательные задачи. Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM! Свою гипотезу о дефолтной системе мозга Гордон Шульман предложил в 1997 году. Революции в нейрофизиологии не произошло, гипотезу Шульмана никто не принял всерьез. Между прочим, еще в 50-х годах ХХ века группа американских исследователей во главе с Л.Соколовым выявила некий парадокс, который они тогда не смогли объяснить: почему бездействующий мозг потребляет больше кислорода и энергии, чем мозг, загруженный решением определенной задачи. МОЗГ: режим автопилота и «детектор ошибок» В 1998 году коллега Шульмана по Вашингтонскому университету Маркус Рейчел, принимавший участие в первых экспериментах, продолжил исследование деятельности мозга в состоянии покоя и в 2001 году сформулировал теорию дефолтной системы мозга. С этого момента началось активное исследование DMN и количество научных работ на эту тему увеличивается лавинообразно с каждым годом. Что за эти годы удалось выяснить? Автопилот нашего мозга использует те же самые сети, в которых формируются мечты и фантазии. Поэтому DMN не только берет на себя выполнение всех тех задач, которые были уже многократно апробированы и доведены до автоматизма. Она еще участвует в работе воспоминаний, занимается планами на будущее и отвечает за создание эмоционального фона. И здесь начинается самое интересное! Когда все эти процессы, контролируемые сетью DMN — режим автопилота, витание в облаках и генерирование планов — переплетаются, наш мозг рождает гениальные идеи. Есть такой расхожий мем: В любой непонятной ситуации иди мыть посуду. Или, как вариант, готовить еду. Его обычно воспринимают как шутку. А это — чистая правда. Если решение какой-то проблемы зашло в тупик, если вам нужно запустить творческий процесс, если производство новых идей в вашей голове по какой-то причине приостановилось — займитесь рутиной, отпустите мысли в свободное плавание. Кстати, мыть посуду или чистить картошку не обязательно. Можно отправиться на пробежку или пойти поплавать. Дефолтная система нейронов генерирует креативные идеи не в одиночку. В этот процесс вовлечены еще две нейронные сети: салиентная (salience network), которая отсеивает из потока информации самые важные данные, и исполнительная (executive control network), которая контролирует реакции на разнообразные стимулы. Но именно дефолтная дирижирует всем процессом. Насколько надежна эта сеть DMN. Можем ли мы полностью доверять нашему встроенному автопилоту? Подчиняется ли автопилот нашего мозга первому закону робототехники, сформулированному Айзеком Азимовым: «робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред». Мы доверяем кофемашине сварить нам утром чашечку кофе. И точно знаем, что она не подсунет нам в чашу цианистый калий. Мы доверяем роботу-пылесосу уборку дома. И точно знаем, что он не засосет в себя дорогую нашему сердцу коллекцию нэцке (если, конечно, не дотянется до полки). Мы безоговорочно доверяем стиральной машине, тостеру и прочим бытовым помощникам. И никому из нас не приходит в голову контролировать их работу. Нажали кнопку «пуск» и занимаемся своими делами. Когда все будет готово — нас позовут громким пиканьем. А если что-то пойдет не так, встроенный контролер нам сообщит, что у кофемашины, например, засорился фильтр, а у стиральной прекратилась подача воды. Есть такой встроенный контролер у нашего автопилота? Есть. Он называется «детектор ошибок». И самое удивительное, что он был открыт на тридцать лет раньше, чем сама сеть DMN. Первым предположение о том, что у нашего мозга есть встроенный контролер ошибок, высказал британский психолог Патрик Раббитт. Его статья была опубликована в 1966 году в журнале Nature. Но Раббитт опирался не на инструментальные исследования мозга с помощью специальных приборов, а на психологические тесты. В это же самое время феномен реакции мозга на разные ошибки был обнаружен в Ленинградском институте экспериментальной медицины. Причем совершенно случайно. Руководитель лаборатории Наталья Бехтерева и ее ассистент Валентин Гречин пытались найти способ лечения больных Паркинсоном с помощью вживленных электродов. И обнаружили удивительное явление: если пациент допускал ошибку, выполняя какое-то задание, на это реагировал определенный участок мозга. И эти самые активные точки совпадали на всех «географических картах мозга» всех пациентов. Наталье Бехтеревой и Валентину Гречину удалось выявить популяции клеток нашего мозга, которые реагировали на ошибки и в коре, и в подкорке. В 1968 году они опубликовали статью о своем открытии «детектора ошибок» в сборнике научных статей Annual Review. Впрочем, сам термин, был придуман чуть позже — в 1971-м и впервые был упомянут в книге Натальи Бехтеревой «Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека». Когда включается «детектор ошибок»? Когда возникает рассогласование нашей деятельности с той матрицей, которая хранится в мозге. Мозг точно знает, в какой последовательности мы, например, гладим белье. Пошагово помнит, как мы собираемся на работу. И постоянно сравнивает наши действия с заложенным в него планом. Если вдруг какой-то пункт из этого плана выпадает, мозг говорит: Стоп! Доску достала, утюг включила, белье погладила, сложила в шкаф, а шнур-то утюга из розетки не выдернула! Или, пока вы запираете входную дверь, мозг проводит ревизию имущества рассованного по карманам и отделениям сумки: Документы на месте, телефон на месте, ключи в руках, а где очки? Иногда наш детектор ошибок срабатывает без задержки. Но бывает, что мы вспоминаем про утюг, когда уже находимся в дороге. И тогда мы несемся домой выключать утюг, перебирая в голове страшные картинки пожара, которые подсовывает нам мозг. Пренебрегать советами детектора ошибок — опасно, может привести к тяжелым последствиям. Но и становиться заложником детектора — тоже не правильно. Это может привести к синдрому навязчивости. Вы начнете постоянно прислушиваться к себе, перестанете доверять себе и своему автопилоту. Будете по сто раз проверять карманы перед выходом из дома или по сто раз бегать смотреть на выключенный утюг, газовую плиту или закрытый кран. Так можно превратиться в раба детектора ошибок. А в нем самом сформирует новая матрица патологического поведения: пять раз вернуться с дороги или десять раз проверить самого себя. Подписывайтесь на наш канал VIBER! Детектор ошибок — наш сторож. Но не хозяин. Нельзя позволять ему командовать. А если вы уже попали в замкнутый круг, что делать? Переписать матрицу. Сознательно отработать еще раз все, что вы обычно делаете на автомате, чтобы мозг запомнил правильную последовательность действий без патологических перегибов. И подавал бы сигнал тревоги только в том случае, если действительно заметил ошибку, а не авансом, на всякий случай. Легендарный полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт (на фото) носил окладистую бороду. Говорят, однажды какой-то журналист спросил у Отто Юльевича, куда он кладет бороду на ночь — на одеяло или под одеяло. Шмидт сходу на вопрос ответить не смог, но пообещал проследить за бородой. Следующую ночь полярник провел без сна. Ему мешала борода. Причем мешала и на одеяле и под одеялом.опубликовано econet.ru. Марина Собе-Панек https://econet.ru/articles/mozg-rezhim- ... or-oshibok
Свернуть
интересно что у бессознательной и подсознательной части мозга есть свои установки,правила,принципы,которые были сформированы через опыт наших предков.то есть наша часть подсознательного мозга,есть не простой исполнитель а мудрый наставник.например:если человек осознанно и излишне ответственнен за самого себя,или за кого или за что либо,то казалось бы дела будут выполняться с хорошим результатом и быстро-а на практике получается что подсознательная часть мозга отказывается работать в режиме сверх-важности чего либо,то есть получается наоборот -подсознание саботирует:провалами в памяти,мнительностью,страхом,зациклинностью на чём либо,медлительностью мышления и.т.д. -другими словами даёт знать не радивому хозяину что необходимо уменьшить прежде всего важность -будь это -забота о собственной безопасности или любом занятии,которому предаётся излишне важное значение..........
_________________ представление всех членов людей,как единого организма,а себя как часть этого организма,то на душе становится спокойно и весело.
|
|