К тому же, изначальные рассуждения строились исходя из позиции минимально необходимого воздействия, поэтому первое что необходимо было сделать, это разложить по полочкам имеющиеся процессы, найти их слабые стороны и способы корректировки.
Простым примером может служить многострадальная задача о девяти точках (три рядя по три точки необходимо соединить четырьмя линиями не отрывая руки). За пятидесятилетнюю ее историю, статей изучающих процесс ее решения вышло не мало. Очень быстро удалось выяснить, что проблемы в решении (решают ее обычно от 2 до 10% испытуемых) вознкают из-за особенностей внутреннего представления задачи. Это представление формируется на основе имеющегося опыта и довольно легко меняется, вот только чтобы решение попало в наше внутреннее пространство поиска, необходим довольно специфический опыт. Границы этого специфического опыта обычно и изучают в работах связанных с этой задачей.
Подобных изысканий довольно много и связаны они с разными задачами. В контексте общего подхода к решению из них можно вынести как минимум два важных факта:
1) хотим мы того или нет, но любая решаемая нами задача имеет свое собственное пространство поиска решения. При этом имеется как идельно абстрактное пространство, хорошо известное из математики, так и психическое, выстроенное в рамках нашего разума.
2) процесс решения на практике представлен двумя конкурирующими и при этом взаимно дополняющими процессами: осознанным и бессознательным. Без должной тренировки мы даже не осознаем пространство посика как таковое. На практике это приобретает эффект "слепых пятен", когда мы даже не понимаем почему не видим те или иные варианты, а момент перестроения этого пространства (по этой теме есть отдельная серия очень занимательных исследований) время от времени заканчивается "озарениями".
Если задуматься о том, что это на деле значит, то выстраивается довольно интересная картина. Дело в том, что активное сознание каким мы его знаем, это довольно позднее преобретение. До этого (в историческом смысле) основную управляющую роль имели более автономные подходы и алгоритмы, т.е. бессознательные процессы. Это значит, что они должны быть достаточно целостными и самодостаточными, т.е. быть способными решать определенный класс задач с минимальным участием сознания. Этот маленький факт доказывается в значительной части статей по данной тематике, причем вскользь, в качестве еле заметного побочного факта.
Противовесом этим бессознательным процессам является наша сознательная деятельность. Наиболее ярко это расслоение стало заметным после появления формальной логики и развития математики. Примечательным тут является то, что долгое время процесс решения задач с использованием логики и математики имел изолированный характер, т.е. минимальным образом опирался на бессознательные процессы. Этот этап развития практически каждый мог прочувствовать на себе, когда решение находится после долгих гоняний цыфр по бумаге, не особо осознавая того, что именно там происходит.
Если проводить аналогии, то схема получается на удивление схожая со схемой взаимооношения мышления и речи в понимании Выготского. На определенном этапе углубление в математику начинает перестраивать бессознательные процессы, что значительно изменяет используемый процесс решения. Изменения эти на удивления сходны у разных людей, но, т.к. происходят они спонтанно и неосознанно, то процесс практически никогда не доходит до своего логического завершения.
Где-то в этом месте и начинает вырисовываться психологическая основа процесса поиска решения. Если у вас есть понимание "идеальной" формы психических процессов соответствующих полной интеграции с математическим аппаратом, то процесс обучения начинает раскрывать себя с неожиданно новых ракурсов.
|