ДХАММАПАДА Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных
слов.
*
Одно полустишие, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи стихов, составленных из бесполезных
слов.
*
Один день жизни обладающего кипучей энергией лучше столетнего существования ленивого и лишённого энергии
человека.
*
Один день жизни видевшего начало и конец лучше столетнего существования человека, не видящего начала и конца.
*
Один день жизни видевшего бессмертную стезю лучше столетнего существования человека, не видящего бессмерт-
ной стези.
*
Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищете света?
*
Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезненное, исполненное
многих мыслей, в которых нет ни определённости, ни постоянства.
*
Изношено это тело, гнездо болезней, бренное; эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет концом - смерть.
*
Что за удовольствие видеть эти голубоватые кости, подобные разбросанным тыквам в осеннюю пору?
*
Из костей сделана эта крепость, плотью и кровью оштукатурена; старость и смерть, обман и лицемерие заложены в
ней.
*
Изнашиваются даже разукрашенные царские колесницы, также и тело приближается к старости. Но дхамма благих не
приближается к старости, ибо добродетельные поучают ей добродетельных.
*
Малозначащий человек стареет, как вол: у него разрастаются мускулы, знание же у него не растет.
*
Я прошел через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его. Рожденье вновь и вновь - горестно.
*
Те, кто не вел праведной жизни, не достиг в молодости богатства, гибнут, как старые цапли на пруду, в котором нет
рыб.
*
Те, кто не вёл праведной жизни, не достиг в молодости богатства, лежат, как сломанные луки вздыхая о прошлом.
*
Дхаммы ("единицы сознания") обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего.
*
Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или
делает с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная тень.
*
«Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня». У тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается.
*
«Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня». У тех, кто не таит в себе такие
мысли, ненависть прекращается.
*
Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот
извечная дхамма.
*
Ведь некоторые не знают, что нам суждено здесь погибнуть. У тех же, кто знает это, сразу прекращаются ссоры.
*
Того, кто живет в созерцании удовольствий, необузданного в своих чувствах, неумеренного в еде, ленивого, нереши-
тельного, - именно его сокрушает Мара, как вихрь - бессильное дерево.
*
Того, кто живёт без созерцания удовольствий, сдержанного в своих чувствах и умеренного в еде, полного веры и
решительности, - именно его не может сокрушить Мара, как вихрь не может сокрушить каменную гору.
*
Мнящие суть в несути и видящие несуть в сути, они никогда не достигнут сути, ибо их удел - ложные намерения.
*
Принимающие суть за суть и несуть за несуть, они достигнут сути, ибо их удел - истинные намерения.
*
Как в дом с плохой крышей просачивается дождь, так в плохо развитый ум просачивается вожделение.
*
Как в дом с хорошей крышей не просачивается дождь, так в хорошо развитый ум не просачивается вожделение.
*
В этом мире сетует он и в ином - сетует. В обоих мирах злочинец сетует. Он сетует, он страдает, видя зло своих дел.
*
В этом мире радуется он и в ином - радуется. В обоих мирах творящий добро радуется. Он радуется – не нарадуется,
видя непорочность своих дел.
*
В этом мире страдает он и в ином - страдает, в обоих мирах злочинец страдает. «Зло сделано мной», - страдает он. Ещё больше страдает он, оказавшись в беде.
*
В этом мире ликует он и в ином - ликует, в обоих мирах творящий добро ликует. «Добро сделано мной!» - ликует он.
Ещё больше ликует он, достигнув счастья.
*
Если даже человек постоянно твердит Писание, но, нерадивый, не следует ему, он подобен пастуху, считающему
коров у других. Он непричастен к святости.
*
Если даже человек мало повторяет Писание, но живет, следуя дхамме (здесь - благому закону), освободившись от страсти, ненависти и невежества, обладая истинным знанием, свободным разумом, не имея привязанностей ни в этом, ни в ином мире, - он
причастен к святости.