МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ БУНТ – у А. Камю: —восстание человека против своего удела и против всего мироздания“, против *абсурда бытия, а также —непрерывная конфронтация человека с таящимся в нем мраком“. Бунтует, по Камю, человек, не вошедший в сферу священно го или выпавший из нее (из —универсума благодати“), но это – не рабский бунт, а бунт во имя смысла жизни и человеческого достоинства, в солидарности с другими бунтующими, но без надежды на *благодать. Бунт не устраняет абсурда и оставляет его неизбывным, но быть в бунте – значит быть человеком: —Нет зрелища прекраснее, чем борьба интеллекта с превосхо дящей его реальностью. Ни с чем не сравнимо зрелище человеческой гордыни, тут ничего не могут поделать все самоуничижения. Есть нечто неповторимо могущественное в дисциплине, которую продиктовал себе ум, в крепко выкованно й воле, в этом пр отивостоянии. Обеднить реальность, которая своей бесчеловечностью подчеркивает величие человека, – значит обеднить самого человека“. Камю оставил без внимания, что достоинство человека утверждается не только в протесте против рабства, против рабских отношений с Богом, но и в отношениях доверительной дружбы с Богом и сыновней любви к Нему. МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ПУТЬ К БОГУ – в *томизме: естественный разум человека может постичь существование Бога, не нуждаясь для этого в Откровении, теологии и догмате, но следуя жажде истины и глубинному желанию сердца вверить себя Богу, преклониться перед Ним и обрести единство с Ним в любви к Нему. Метафизик ищет Бога по ту сторону всего, доступного нам в обычном опыте, и опирается на принцип: «Все, что находится в возможности, зависит от того, что находится в действии. Действие предшествует возможности» (М.Амара-Пуанье). Гипотетическое с точки зрения *здравого смысла бытие Божие как *Первосущества становится ясным для разума, если он принимает этот принцип.
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
|