Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 12:58

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 348 ]  Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 24  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
КВАЗИРЕЛИГИИ – у П.Тиллиха псевдодуховные формы поклонения, выросшие на почве современного *секуляризма: в них —в качестве высшего интереса выступают народ, наука,
некоторая форма или этап развития общества, высший идеал человечества, которые при этом отождествляются“. Фашизм и коммунизм – наиболее яркие пример ы квазирелигий ХХ в.,
примеры *сакрализации национального и общественно го самоутверждения. Еще одна – либеральный гуманизм. Приход к власти фашистов и коммунистов, по Тиллиху, не означает, что
чувство Родины должно быть полностью отделено от чувства святыни: если Родина понимается не просто как территория, а как высшая идея национального призвания и предназначения, то смерть за Родину имеет смысл и в условиях национал-социализма. Положительное отношение протестантства к секулярному затрудняет его сопротивление квазирелигиям, и лишь неоортодоксия К.Барта смогла настоять на бескомпромиссности по отношению к нацизму:
—Протестантизм более открыт для квазирелигий и, следовательно, легче может стать их жертвой“ (П.Тиллих).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
КВИЕТИЗМ (от лат. quies – покой) – религиозное умонастроение, ставящее своей целью достижение внутреннего мира, в предполо жении, что в таком состоянии душа больше открыта к
воздействию свыше. Опыт немалого числа святых говорит в пользу такого подхода, но не исключает и других путей снискания благодати. Нередко этому термину придается
отрицательный смысл принижения человека в *мистицизме, соединенном с духовной пассивностью, когда значение мышления, воли и усилий человека сводятся к минимуму, или же
– в светской мысли – поведения, сомнительного по своему духовному качеству, с уклонением от реальных жизненных задач.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
КОНФОРМИЗМ (от лат. con-formis – сходный, подобный) – принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру.
Евангелие пр едлагает, с одной стороны, —выйти из мира“ и отказаться от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой
природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны —не сообразовываться с духом века сего“ (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом
девальвации всех *ценностей и попрания всех *святынь, а вступать с ним в духовную борьбу. Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе с натиско м современных *квазирелигий.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

КОСМИЗМ (нередко РУССКИЙ КОСМИЗМ) – современное умонастроение и околонаучное движение, переосмысливающее религиозно-космологические учения разных времен и народов
под знаком того, что *космос – высшая всеохватывающая реальность, а человек ей всецело принадлежит. Космос представлен благим, светоносным, прекрасным, наделенным полнотой жизни; он – многоплановый сверхорганизм с Душой и Разумом, с которым человек, согласно космистам, может вступать в контакт. Тексты диалогов с *Мировым разумом чаще всего составляются медиумами в состоянии транса. Отношение к миру в космизме фундаментально для нравственности, творчества, деятельности и жизни человека. Тот, кто выпадает из космического порядка, обречен на элиминацию из бытия, что и грозит ныне людям, обществам в целом и западной *цивилизации. Тем же, кто вошел в равновесие со Вселенной, обещана будущая жизнь в трансформированном виде, подготовляемая высшими космическими силами. На вопросы о происхождении и природе этих сил, о качестве их духовности получ ить от космистов ясные ответы трудно. Обычно предлагают доверять этим силам и исполнять то, что от них исхо дит. В философском плане космизм – сплав идей из *неоплатонизма, *гностицизма, *герметизма, восточных учений, европейских оккультно-мистических традиций, астрологии и
ряда сторон творчества русских религио зных философов и некоторых ученых конца XIX – начала ХХ вв. Религиозная сторона космизма имеет пантеистический характер. В христианстве отношение —человек – мир“ – очень важно, но все же производно от отношения к Творцу и ближнему. Человек, согласно христианской антропологии, – сверхкосмичен, и его душа – ценнее всего космо са, ибо он создан по образу и подобию Божию. Человек религиозно спасается на путях примирения не с высшими космическими силами, а с Творцом мира. Часть космических сил пошла по пути противления Богу и доверия не заслуживает. Но если христианин начнет ориентироваться именно на них, тогда он духовно по работится.

КОСМИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ – его основы заданы апп. Иоанном и Павлом и разработаны в *патристике и в русской религио зной философии. В нем достигнуто равновесие между
*призванием *личности и *смыслом бытия. Осно вные идеи: 1 ) Не через космос спасается человек, а сам космос нуждается в спасении, которое совершено искупительной жертвой Христа
и через искупленного человека охватывает весь мир. 2) Эдем – прообраз космоса в замысле Бога, незатемненного, недемонизиро ванного, которым должна была стать вся природа; для осуществления этого был создан человек. Грехопадение – причина о тчуждения космоса от Бога и конфликта человека с миром, но Воплощение Христово преодолело пропасть между
Богом и миром и —сняло проклятие с земли“ (Е. Трубецкой). 3) Нынешнее состояние мира – переходное: жизнь мира – это ее —стенание и мучение“, —родовые муки“ (Рим.8.22), созревание
всего, что войдет в —жизнь будущего века“, подготовка победы на земле над всеми силами хаоса, зла и смерти и раскрытия —славы“ всего существующего, предзнаменуемой в нынешней красоте мира (см.: Рим. 8.19-21). 4) Христианство своей любовью к твари —открывает ей в человеке и через человека сонаследие вечной жизни“ (Е.Трубецкой). Оно собирает всю тварь вокруг Церкви, созидает космический храм Божий – —собор всей твари вокруг матери Божией как любящего сердца Вселенной“ (Е.Трубецкой) для грядущего преображения мира. 5)
Эсхатологическое преображение означает радикальное обно вление мира Духом и Словом Божиим согласно Его замыслу —нового неба и новой земли“ (Откр.21.1). 6) Средоточие космоса
– небесная литургия, совершаемая над видимым миром и над его временем (Откр.4-5). У св. Василия Великого все сотворенное воздает хвалу и славу Творцу согласно логосам вещей. В
наше время это отразилось, напр., у Тейяр де Шардена (—Месса над миром“).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

КУЛЬТ – 1) ответ человека на открытие Высшей реальности, на встречу с Богом, форма поклонения Богу, средство сохранения и обно вления взаимоотношений с Высшим, оживления
*веры и актуализации изначального духовного опыта встречи; это также средство вовлечения в этот опыт других людей, свидетельство общиной опыта встречи и поклонения Высшему, что и превращает культ в факт общественного значения. Культ – средоточие служения Высшему, вокруг культа развертываются все прочие формы религиозно й жизни и деятельности. С
библейской точки зрения служение Богу в виде культа – это осуществление призвания народа Божия свидетельствовать миру единого Бога и Его правду. Средоточие христианского культа –
Евхаристия, священная трапеза Нового Завета. 2) В последнее время термином —культы“ или —нетрадиционные культы“ стали обозначать новые религиозные группы, остающиеся в стороне
от исторически сложившихся церквей, конфессий иденоминаций. Для них характерны экстатичность личной и/или гр упповой духовной жизни, работа над изменением сознания, нередко с о ккультным уклоном, *синкр етизм доктрин, наличие харизматического лидера, уход от проблем окружающей жизни в свой особый закрытый мир, безразличие к требованиям
общества, специфический образ жизни без серьезной этики, размытость организационной структуры (часто в форме —консультант-клиент“) или, напротив, что реже, крайняя жесткость управления в т.н. —тоталитарных сектах“. Обычно в такие культы во влекаются люди из среднего
класса, пришедшие в состояние психического и духовного кризиса и ищущие выхода из него путем контакта со сверхъестественным, но минуя религиозную практику мировых религий, особенно там, где они ослаблены. Оппоненты обвиняют организаторов этих культы в —промывке мозгов“ и —контроле сознания“ у своих приверженцев, в изо ляционизме и обмане, жестком авторитаризме, сексуальной распущенности, финансовой и иной эксплуатации членов
групп и пр.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ – подход, рассматривающий религию как одну из важных сторон жизни человеческого духа, развертываемой в истории обществ и их культур и обусло вливаемой временем и местом. Основные представители – В.Дильтей, К.Доусон, Э.Кассирер, Р.Коллингвуд, А.Тойнби, О.Шпенглер и др. С точки зрения
Коллингвуда, религия, искусство, наука и другие области культурного творчества дают разные образы жизни духа, поэтому вера в Бога существует в сложной матрице их отно шений, исторически обусловлена и не должна оцениваться как истинная или ложная по существу.
О.Шпенглер искал в разных культурах их основополагающие символы, которые несут в себе их
суть, но представлены по-разному в архитектуре, нравах, поэзии, политическо й организации и в религии. Византийское Христианство и Ислам он без глубоких внутренних оснований считал, напр., выражением магической культуры, а Запад – результатом реализации бесконечных стремлений фаустовского духа и представил христианизацию и секуляризацию Европы не более чем разными этапами динамики этого духа. Э. Кассирер писал о разных символических языках, сосуществующих в культуре как ее подсистемы или элементы. Эти языки взаимно не сводимы друг к другу, каждый из них имеет свое право на существование, а религия предстает лишь одним из многих символических языков, нужных человеку, чтобы выражать свою духовность, двигаться вперед по пути наращивания своей свободы и созидать для себя особый идеальный мир культуры и духа. Важна взаимная до полнительность разных символических систем. В.Дильтей ассоциировал религию с метафизическим сознанием, с осознанием фундаментальной проблематики жизни и поиском ответа в виде идеи Бога. К.Доусон, напротив, считал религию не сопутствующим продуктом исторического развития культуры, а тем, что играет главную роль в ее формировании и ключом к ее пониманию. Это сделало ее концепцию свободной от *имманентизма и *релятивизма, печать которых явственна на идеях многих представителей данного подхода.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis – свободный) – в политической философии защита индивидуальных свобод и самореализации, стремление свести на нет роль традиций, авторитетов. вероучений и идеологических доктрин, свободомыслие, содействие инновациям и творческим инициативам, отрицание неизменных духовно-нравственных основ жизни,
демократическая форма правления, поэтапные реформы социальных и политических институтов и пр. В христианской мысли XIX – начала XX в. (в основном протестантской): требование адаптировать религиозные идеи к современной культуре, изменить язык и форму передачи евангельской вести; отказ от *авторитаризма в религиозной жизни (Иисус не был авторитарен, поэтому никто не должен говорить о Нем от имени авторитета); защита прав разума и личного духовного опыта для критической проверки содержания вероучения; отказ признавать непогрешимость Св. Писания со ссылкой на то, что каждый из библейских авторов был ограничен в своих возмо жностях; убеждение, что нет существенных противоречий между
религией и культурой, священным и мирским, верой и наукой. В понимании Бога либерализм склонялся к *имманентизму: Бог – не над миром, Он действует в средоточии мировой жизни,
нет принципиальной разницы естественным и сверхприродным, поэтому божественное присутствие можно находить в красоте художественных про изведений, в рацио нальной истине и
нравственном совершенстве. Либерализм, начиная с Ф.Шлейермахера, считал *чувство Высшего основным во всех религиях (—чувство – это всё“ – И.Гете), а догматику и традицию – второстепенными; отсюда тяготение к *универсализму, вплоть до отрицания уникальности
христианства среди религий мира. *Грех интерпретирован как несовершенство души, ее болезненность, незрелость или невежество, поэтому религия превращалась из дела спасения в
терапию, в средство нравственного воспитания. —Иисусу вер ы“ (в традиционном смысле) противопоставлялась искусственная фигура —исторического Иисуса“ как совершенного
человека, в котором действовала божественная сила мира. Основные представители: Ф.Баур,

А.Гарнак, Э.Ренан, А.Ричль, А.Сабатье, Д.Штраус и др. Либерализм по своим идеям близок к
католическому *модернизму.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ЛИЧНОСТЬ (лат. persona, фр. personne) – нечто бесконечно ценное, сверхприродное, уникально-неповторимое в каждом из нас, творчески-активное и свободное в каждом человеке.
Личность открыта ко всем другим личностям и выходит за рамки себя в *бытие (а религиозно – к Высшему бытию). Личность – некто, а не нечто, имя, а не вещь. Быть личностью – значит пробудиться от погруженности в родовое сознание, в коллективную общественность, в индивидуалистическую жизнь, постоянно утверждать достоинство личности вопреки всему, что
личность унижает и деперсонализирует, постоянно рисковать собой во имя высшего призвания. Ни один человек не является лич ностью в полной мере, но становится ею в борьбе за утверждение смысла бытия, в духовном восхождении к Высшему. *Персонализм призывает каждого стать личностью, движущим началом обновления жизни. В христианской мысли
личностное достоинство человека ассоциируется с образом и подобием Божиим, а не с какой-либо из высших способностей человеческой природы (духовностью, разумностью и др .). Отношения человека с Богом – глубоко личные отношения, именно личность сообразна Богу, который сам есть Личность. В личностной жизни человек —уходит в себя для беседы с Творцом,
увлекаясь к Нему из внутреннего побуждения“ (о. Матта Эль-Мескин). Быть личностью в христианстве означает свободно признать воплотившегося Бога во Христе, признать Его в распятом Иисусе, признать Его Воскресение.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
—ЛИЧНОСТЬ СИМФОНИЧЕСКАЯ“ – сообщество с личностными чертами. Л.Карсавин считал симфоническими лич ностями народы, социальные группы, церкви, человечество в цело м и описывал весь тварный мир как иерархию таких личностей разного ранга и разной степени совершенства. Высшие имеют безусловный пр имат над низшими, в том числе и над индивидуальными личностями. Каждая отдельная личность в свою очередь призвана осознать
себя как свободное осуществление высшей личности. Концепция Карсавина вызвала ряд возражений, напр., со стороны Н.Бердяева, который увидел опасность порабощения человека в идее подчинения отдельных личностей личностям симфоническим.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ЛОГОС – 1) В древнегреческой философии слово, речь, ее смысловая структура, а также закон упорядоченности *бытия, придающий *космосу осмысленность и целостность. Это также принцип разумности мироздания (см.: МИРОВОЙ ЗАКОН; МИРОВОЙ РАЗУМ). 2) Филон Александрийский (I в.), следуя ветхозаветной вере, высоко оценил древнегреческое понимание
Логоса как высшего прообраза мира и впервые сблизил его с библейским Словом Божиим – высшей Премудростью, действующей в единстве с повелением Творца —да будет“. Логос стал надко смическим; Филон признал его —вторым Богом“ – посредником между тварью и Творцом.
Этот Ло гос предстает у Филона неоднозначно то как Сын, то как высшая из сил Бо жиих. 3) В христианстве понимание Логоса задается словами —В начале был Логос, и Лого с был с Богом, и Логос был Бог“ (Ин. 1.1). Логос воплотился и пришел к людям в лице Иисуса Христа, пребывал
в вечности до воплощения на земле, через Него было сотворено все *сущее и Он возглавил всю тварь, совершив на земле победу над грехом и смертью. 4) Св. Юстин Философ и Климент Александрийский писали о Логосе как об учителе человечества, источнике истины в дохристианской мудрости и христианской фило софии: до явления Христа —семена Лого са“
рассеивались всюду, по всем культурам разных народов, и принесли плоды в разных учениях, каждое из которых содержит ту или иную крупицу истины. Задача христианского философа, опираясь на полноту откровения Логоса, собрать фрагменты истины и построить здание христианской мудрости. Позднее Отцы Церкви дали догматическую разработку учения о Логосе
как второй ипостаси Св. Троицы.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

ЛОЖЬ – намеренно недобросовестное искажение *истины, далекое от честного выражения сомнения; —в отличие от заблуждения и ошибки – обозначает сознательное и по тому нравственно предосудительное противоречие истине“ (Вл.Соловьев). В логике ложный вывод – просто ошибочный вывод в рассуждениях, способный ввести в заблуждение как самого рассуждающего, так и других людей. В этике есть проблема —лжи необходимой“, нравственной
позволительности, напр., ради спасения чьей-то жизни заявлять нечто, заведомо не соответствующее реальному положению дел. По Соловьеву, —человек, по природе добрый, не может колебаться между нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко
лжи или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли“. Но по большому счету религиозный человек лжецом быть не может: ложь противорелигиозна, человек начинает лгать от слабости духа и разрушает не только свою личную духовную жизнь, делая себя в глубине неискренним, но совершает —измену Центру“, вторгается в —главно е измерение вещей,
людей и отношений. Ее опасность и гибельность состоят в том, что она нарушает или прямо разрушает божественную ткань в человеческой жизни. Когда человек лжет, то он лжет: или Богу о себе; или другим людям о Боге; или другим людям о себе перед лицом Божиим; или о себе и
другим о других в их божественном измерении“ (И.Ильин).


_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ЛЮБОВЬ – в философских учениях: 1) —влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни“ (Вл.Соловьев); 2) у Платона стремление человека к совершенной полноте бытия, к преодолению разрыва небесного и земного миров,
стремление —творить в красоте“; 3) у Эмпедокла и др. любо вь становится силой космического единения, своего рода —всемирной симпатией“; 4) в христианстве мир мыслится сотворенным любовью Божией и жизнь в нем поддерживаемой ею же; Христос признал высшими в Ветхом
Завете запо веди о любви к Богу и ближнему и дал ей новый критерий: —Да любите друг друга, как Я возлюбил вас“(Ин.15.12); это любовь жертвенная, она означает верность Христу и всему, Им заповеданному; эта любовь предстает как решимость полностью отдать себя без остатка в
служении Богу и ближнему; —мера любви к Богу – это любовь без меры“ (Августин); 5) в этике любовь предстает, с одной стороны, как твердая воля давать другим подлинное благо, а с другой – как одно из нравственных чувств, имеющее нечто общее с жалостью, сопереживанием, благоговением и стыдом; в христианской этике любовь также – высшая из —богословских добродетелей“

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
МАГИЗМ – одна из сторон *язычества, выразившаяся в вере древних людей в силу заклятий, ритуалов, волевых импульсов человека-мага, в силу, способную привести в действие стихии природы для достижения целей, желательных для человека. Основной мотив магизма – покорение невидимых психических сущностей, действующих в глубине природных процессов, и
использование закономерностей, проявляющихся во взаимодействии видимого и невидимого в жизни окружающего мира. Дж.Фрэзер писал о конфликте мага и жреца как основном в древних религиях: первый стремится овладеть всем на свете, в том числе и богами, для самоутверждения, второй же благоговеет перед Высшим и для него действия мага – кощунственны. —В магизме
скрытно присутствует та духовная тенденция, которая коренится в первородном грехе человеч ества: поставить себя в центр е мироздания и заставить служить себе его силы“ (о. А.Мень).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
МАТЕРИАЛИЗМ – метафизическая позиция, согласно которой все сводится к
вещественному, к материальному. *Материя здесь – *субстанция *сущего и порождающее лоно всех вещей и всего духовного. Она противопоставлена *духу, а значит не обладает сознанием и ей не свойственно духовное содержание. В таком случае нет оснований приписывать материи
способность порождать из себя нематериальную, духовную жизнь. Материализм в любом своем варианте внутр енне противоречив и не выдерживает кр итики: для него материя одно временно и
не обладает ничем духовным и в то же время сама из себя его рождает. С.Франк писал: —Материализм возникает обычно в эпохи упадка философской мысли и основан психологически на склонности усматривать и признавать реальным только наглядно данное, внешнее, – что
очевидно и есть материальное, т.е. на простом упущении или невнимании к области психической реальности“. В антропологии материализм унижает достоинство *человека, производя его от животных, и обесценивает значение внутреннего мира *души человека, производя его от телесного; он отрицает свободу воли, превращая человека в нравственно невменяемое существо, несмотря на решительно декларируемый *гуманизм. —Тайна жизненной
силы материализма – именно в его непоследовательности: здесь вера в безусловную ценность человека каким-то чудом уживается с учением, с которым она по существу дела не может быть примирена: разум отрицает, а сердце пламенеет. Как в Западной Европе, так, в особенности, в
России это противоречие наблюдалось и наблюдается не в одном материализме“ (Е.Трубецкой).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 22:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
МАТЕРИЯ – в самом общем виде это —бытие, которое само не понимает бытия“
(Й.Ратцингер). У Аристотеля: то, что способно обретать форму, возмо жность бытия. У Плотина: предел распада всякого бытия, его полного —распыления“ до состояния, не поддающегося никакому положительному описанию или определению, т.е. до состояния, лишенного даже такой положительной хар актеристики, как возможность бытия. У Фомы Аквинского: —чистая потенция“; она нуждается в форме, чтобы давать вещам бытие и индивидуацию: материя
внутренне не способна самоопределяться, поэтому форма охватывает и определяет ее, вносит в нее внутренний порядок, чтобы возникли вещи. Оппонент Фомы Бонавентур а настаивал, что материя не чисто потенциальна: в нее всеяны свыше —семенные логосы“. Философский *материализм XVIII – XIX вв. в пафосе отр ицания духовности объявил материю первопринципом бытия и вернулся к древнеязыческому мифологическому образу всеобщего
рождающего ло на: материя способна давать бытие вещам самостоятельно, без привлечения нематериального формирующего начала, и обладает бесконечным многообразием форм, структурных конфигураций, качеств, связей и пр. По добные утверждения относятся к области философского догматизма и не убедительны, с ними связано нередкое мнение о материи как
вечной и неизменной, но постоянно меняющей свои облики *субстанции всех вещей, а также нестрогое представление о ней как бесконечном разнообразии всех вещей и их систем, сближающее материю с *природой. Современная фило софия далека от трактовки материи как первопринципа бытия. О ней говорят теперь осторожно: для вопло щения и действия духовного в
мире необходимо материальное и роль последнего оценивается положительно. А.Бергсон понимал материю как —нечто протяженно е в пространстве, как непрерывно начинающееся заново настоящее, наше же настоящее, напротив, и есть сама материальность нашего существования, т.е. совокупность ощущений и движений – и ничего сверхэтого“.
Православные авторы говорят о материи как о твари, имеющей связь с Творцом, о ее способности быть духоносной, и отвергают материализм за его крайне заниженное понимание материи, с которым христианин согласиться не может: вера в Воплощение и в таинства свидетельствует, что таинства —преображают и изменяют, делают ее богоносной и через нее
приобщают нас к области, которая за пр еделами нашего опыта и воображения“

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 348 ]  Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 24  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 62


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.083s | 20 Queries | GZIP : On ]