Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 29 мар 2024, 17:25

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 348 ]  Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 24  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
АГАПЕ (от греч. agapan – радостно приветствовать, любить) – любовь Божия к человеку и ответная самозабвенная, жертвенная любовь человека к Богу, ко Христу и к собратьям по вере
согласно Евангелию. Агапе отличают от *эроса и любви-филиа в древнегреческой философии.
Любовь-агапе – духовна, тогда как любовь-эрос связана с чувственными влечениями и часто с грехо вными помыслами; любовь-филиа – это любовь между хорошими и верными друзьями.
Б.Вышеславцев писал об агапе как преображении *эроса.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
АНИМИЗМ (от лат. anima – —душа“) – вера в населенность природы бестелесными существами (—душами“, —демонами“ или —духами“). Собственно религиозной эта вера не
является, но нередко ее ошибочно считают вслед за Э.Тайлором древнейшей основой возникновения религии. П.Флоренский воспроизводил ее содержание так: —Вся природа одушевлена, вся жива – в целом и в частях. Все связано тайными узами между собою, все дышит вместе друг с другом. Враждебные и благотворные воздействия идут со всех сторон.
Ничто не бездейственно; но, однако, все действия и взаимодействия вещей-существ-душ имеют в основе род телепатии, изнутри действующее симпатическое сродство“. Есть две точки зрения на —духов стихий“: 1) это бесы, противящиеся Богу и опасные для человека; 2) это бесплотные существа, личностная развитость которых уступает человеку; —гении мест“, как говорили в античности, —стихиали“, как их нередко называют теперь, которые не во всех случаях духовно
полно стью затемнены. П.Флоренский, имея в виду тех, что связаны со среднерусской природой, писал: —И молитвы —они“ не боятся: ведь они – не то, что черти, не злая сила. Молитва им нипочем. Боятся они лишь скверных черных ругательств – чертыхания да матерного слова“.
Некоторые из них, если полагаться на Д.Андреева, —активно добры“, но другие – —капризны, импульсивны, мстительны. Доверять им можно не всегда“. Есть стихиали явно демонические – буйные и страшные, враждебные человеку.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. anthropos – человек и лат. centrum – центр) –
1) В античной философии выразился в явно атеистическом по ложении —Человек есть мера всех вещей“ (Протагор). 2) Убеждение, что *человек – высшее существо в мироздании и поэтому он вправе использовать по своему усмотрению все низшее, не заботясь о нравственных вопросах, которые возникают только в отношениях между людьми, но не между ними и —низшей природой“. Подобный антропоцентризм – уступка искушению присвоить мир к себе; он характерен для постхристианской *цивилизации и убедительно критикуется любой из традиционных религий, экологистами, космистами и др. —Этот окончательно оказавшийся в центре человек – явление очень небольшого калибра“ (о. А.Шмеман).“ 3) Иудейско-христианская традиция антропоцентрична по-иному: Бог создал человека по Своему образу и подобию и вверил ему мир, чтобы человек, действуя в духе праведности и святости, возглавил сущее, преодолел действие противящихся Богу сил хаоса, зла, деградации и смерти и возвел природный мир своим трудом к высшим ступеням бытия. Грехопадение – это отказ человека исполнять свою миссию. После него история взаимоотношений Бога, человека и мира становится драмой спасения, главное в которой – жертвенный подвиг Богочеловека Иисуса Христа. Через Него человек спасается для жизни будущего века, а вместе с человеком и вся природа. В результате человек космически централен и в своем высшем призвании, и в истории
спасения, но это – центральность искупленного, а не *естественного человека. Антропоцентризм здесь производен от *христоцентризма.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

АПАТИЯ (АПАФЕЯ, греч. apatheia – бесстрастие) –
у *стоиков: идеал мудреца, достигаемый —вторым рождением“, когда разум по лностью овладевает душевной жизнью человека,
сформированы все *добродетели и достигнута свобода от *страстей и аффектов. Цель – достичь полного согласия с *Мировым разумом, действующим как *Судьба. Однако,
непреодо ленный *древний ужас и горделивое стремление древних мудрецов раскрыть в себе *богосознание свидетельствуют о том, что подлинное бесстрастие не было ими достигнуто. В *патристике апафея – цель аскетических трудов, внутренний мир человеческого духа, совершенный строй нравственно зрелой души, любящей Бога и ближнего и победившей страсти содействием *благодати; это также условие истинного *бо гопознания.
В современной культуре апатией обычно называют бесчувственность, угасание жизненной активно сти, безразличие ко всему, духовное расслабление; это —бо лезнь века“, кризис человека, результат —его отчуждения от самого себя, от другого человеческого существа и от природы“ (Э.Фромм), а также и от Бога. *Томизм скептичен к идеалу апафеи, настаивая, что овладением страстей занимается воля, а не
разум.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
АТЕИЗМ (от греч. atheos – безбожный) – невер ие в бытие Божие, вера в несуществование Бога (или богов), о трицание Его бытия и возможности *Богопознания. Атеизм настаивал: все,
что говорят о Боге, следует отнести к человеку ради свободы и полнокровности его жизни.
Однако, по оценке П.Юркевича, атеисты —идут против настоятельнейших и существеннейших побуждений своего сердца“, а П.Тиллих охарактеризовал атеизм как —попытку стать незаинтересованным в смысле своего существования“. Различают: теоретический атеизм, некорректно утверждающий, что Бога нет, по тому что не доказано, что Он есть; практический атеизм, или индифферентно сть по отношению к Богу (позиция —нам все это не нужно“); воинствующий атеизм, требующий полного искоренения всяко й религии как препятствия достижению счастья человека. В философии атеизм требует не принимать никаких допущений о существовании Высшего в целях осмысления нашего мира – природы, истории и человека. Атеистичны *материализм, *по зитивизм, структурализм, *натурализм, социализм,*психоанализ
и ряд направлений *гуманизма, *прагматизма, *экзистенциализма и др . Известны слова Ф.Бэкона, повторенные Г. Лейбницем: —философия, если отведать ее слегка, уводит от Бога, если же глубоко зачерпнуть ее – пр иводит к Нему“. Атеизм существует как оппонент *веры в
Бога и самостоятельной основы в себе не имеет: не будь веры, атеизм не имел бы, чему себя противопоставлять и потерял бы главный мотив своего существования. Атеизм прав в
отношении к идолам религиозного *обскурантизма, но сам идолопоклонствует перед автономностью человека.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

БЕССМЕРТИЕ ДУШИ – начиная с Пифагора (VI в. до Р.Х.), эту тему развивали одни философы, но отвергали другие. У Платона душа человека бессмертна, потому что разумна и родственна горнему миру идей – вечных, неизменных, бессмертных сущностей, к которым она и должна вернуться, освободившись от земного тела. Необходимое условие – безупречная
добродетельность. У И.Канта: теоретический разум не может ни доказать, ни опровергнуть бессмертие души, но практический разум требует его признать, потому что лишь бессмертная
душа может достичь нравственного совершенства. Христианская вера свидетельствует о грядущем воскресении человека и жизни будущего века (вечной жизни), а бестелесное существование души после смерти признает временным и ущербным. *Надежда на жизнь в грядущем Царстве неотделима от веры в победу Хр иста над смертью. Жизнь с воскресшим Господом означает намного больше, чем существование души после ее расставания с земным телом. Но и бессмертие души в нецерковных учениях, и вечная жизнь христианской веры требуют полной самоотдачи человека в борьбе за их обретение. Здесь – ставка больше, чем
жизнь.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
БОГ В ФИЛОСОФИИ И БОГ ВЕРЫ – нередко трактуется в ней как безличный *Абсолют, —Самопричина“, *Первопричина или первооснова всего существующего в мире. В античной
философии Бог – чистое самосозерцающее мышление, но также и —универсальный Автор всех вещей“ (Платон). В Новое время – —Автор Природы“ и Совер шеннейшее Существо (Р.Декарт);
—Природа творящая“ (Б.Спиноза), порождающий Источник ее законов, не позволяющий Себе нарушать их через чудо; высший гарант стабильности космического порядка, а также гарант
истинности человеческого познания. Варианты филосо фского образа Бога из *рационализма XVII в. отверг Б.Паскаль: —Бог философов“ – это вовсе не живой Бог христианской веры,
открывающийся *сердцу человека как —Бог Авраама, Исаака и Иакова“. И.Кант оставил возражение Паскаля без внимания и заявил, что Бог не связан причинно с нашим миром, т.к.
категория причинности нужна для объяснения связи явлений между собой, а не явлений с Высшей сущностью; отсюда Бог – чистая идея разума, общий принцип познания, а не его
объект; существование Бога – не более чем необходимое требование практического разума. В *идеализме Г.Гегеля Бог превращен в мировую разумную силу, в Абсолютную Идею,
самораскрытие которой породило все сущее. Религиозное понимание Бога здесь принижено в сравнении с образом Бога как Аб солюта. А. Бергсон дал образ Бога как —непрекращающейся жизни, действия, свободы“, как источника *“жизненного порыва“ – творческой энергии, брошенной в материю, чтобы преодолеть ее косность. В ХХ в. нередко говорят уже не о противопоставлении —Бога философов“ —Богу веры“, а о том, что в сущности это единый Бог, к которому дух человека может приближаться разными путями: —Почему бы нам не держаться истины во всей полноте? Это вполне возмо жно, но сделать это может только тот, кто понимает,
что Бог филосо фов есть также Бог Авраама, Исаака и Иакова, Он – Сущий“ (Э.Жильсон).


_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

БУДДИЗМ (от санскр. и пали будда – просветленный или пробужденный) – одна из мировых религий, основанная в VI в. до Р.Х. Гаутамо й Буддой в восточ ной Индии. Распространился в
основном на Дальнем Востоке, т.к. был отклонен *Индуизмом. Метафизикой Буддизм не склонен был заниматься в силу отрицательного отно шения к жизни нашего мира, а также из тех
соображений, что для ухода из тюрьмы нашего мира необязательно выяснять ее фундамент и устройство. В основе буддийской духовной работы – четыре благородных истины и
восьмер ичный путь, цель – освобождение от страданий через искоренение жажды жизни (тришны) и достижение *Нирваны – сверхбытия по ту сторону жизни и смерти, бытия и
небытия. В Буддизме нет четко выраженной связи с Высшим, поклонения Богу и установления с Ним личных отношений и в этом смысле Буддизм – не религия. Основные течения – Хинаяна
(сохранилась лишь школа Тхеравада) и Махаяна (в направлениях ламаизма, Чань и Дзен).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ВЕРА В ФИЛОСОФИИ – верование или убеждение, еще не получившее обоснования истинным знанием; такая вера противопоставляется ничем не обусловленному доверию к какой-либо метафизической системе или политической концепции. За пределами такого противопоставления находятся априорные предпосылки познания, которые не могут быть ни
строго доказаны, ни опровергнуты, а потому принимаются на веру, напр., убеждение в реальности, а не иллюзорности, окружающего нас мира; убеждение в его связанности и
подчиненности закономерностям, постижимым разумом; убеждение в том, что —Книга природы написана на языке математики“, убеждение в том, что единство мира означает, что есть высший сверхмировой его источник и др. Е.Трубецкой писал, что вера обнаруживает, являет нам первоосновы *сущего. Верования подобного рода в истории мысли принимались одними философами, но ставились под сомнение др угими или получали у разные философов разные
концептуальные выр ажения.


_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ – вера в существование Высшего личностного начала бытия, связь с которым принципиально важна для жизни человека, когда он осознает себя призванным
согласовать свои действия и по ступки с невидимым порядком бытия, созданным его Творцом.
Эта вера – не только убеждение разума, но и открытость сердца к Богу, она – выражение духовной жажды человека и его любви к Богу, самораскрытие человеческого сердца навстречу
Богу, чуткое внимание к Его Слову, ответ на Его призыв. В христианстве – самоотдача Богу, явленному во Христе, Богу, призвавшему принимать как братьев всех, кто возлюбил Христа и Его путь. Вера – ответ человека на обращенное к нему Слово Божие. Вера также – связь со Христом. Вера вторична по отношению к духовному опыту встреч с Богом, а в зрелых формах веры – жизни с Богом и в Боге. Полнота веры достигается в раскрытии сил Духа Божия в жизни
верующего.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ВИЗИОНЕР (от лат. visio – видение, явление) – тот, у кого бывают спонтанно возникающие видения – образы и картины, воспринимаемые как объективно реальные, но не имеющие
каких-либо конкретных материальных носителей в нашем мире. Свои видения визионер интерпретирует как приходящие свыше или с иных планов бытия, поскольку сам он не является
их инициатором и не может своей во лей их контролировать. Нередко предлагали психопатологическое объяснение происхождения видений, но такое объяснение далеко не всегда
является достаточно о боснованным.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
—ВНУТРЕННИЙ УЧИТЕЛЬ“ – по Августину, сам Христос, входящий в сердце верующего человека и начинающий обитать в нем с какого -то момента его духовного возрастания;
—Внутренний Учитель“ ведет такого человека по пути духовного восхождения и высшего постижения, просвещая его сердце и разум светом *благодати, давая подлинное ведение глубин
самого себя и мира, приоткрывая божественную жизнь.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ВОЛЯ – способность человека желать чего -то или предпочитать одно другому; активное начало в нас, предрасполагающее к достижению самого важного для нас. В понимании Августина и др. во ля стремится к благу. Начиная с Сократа, многие принимали, что воля человека формируется его разумом, тогда как Авг устин и др. настаивали на несводимости воли к
чему бы то ни было. В этике человек нравственно ответственен лишь в том случае, когда его действия совершаются по свободному произволению и с полным пониманием ситуации и своей роли в ней. Это соответствует принятому ныне пониманию, что воля и разум человека друг другом не определяются. Начиная с эпохи Возрождения, в западноевропейской философии считают, что волей обладает автономное *Я человека (—Я хочу“, —Я стремлюсь“ и т.д.). В христианской мысли сохраняется древнее представление, что воля не принадлежит человеческому —Я“. Это согласуется со словами —да будет воля Твоя“. Грехопадение – падение воли, отрыв воли человека от воли Творца. Самоутверждающееся —Я“ падшего человека стремится полностью овладеть всем принадлежащим природе человека, в том числе и его разумом и волей (отсюда —Я хочу“ и пр.). Спасение – освобождение природы человека от
порабощающей власти —Я“ и ее исцеление (Максим Исповедник, Августин). По Августину, во лю исцеляет благодать, причем непринудительным образом.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – согласно Платону, истинное знание идеальных первообразов вещей нашего мира, хранящееся в глубинной памяти человека и не выводимое ни из какого опытного исследования; роль по следнего в познании сводится лишь к инициированию процесса —припоминания“ (анамнезиса) этих идей. Р.Декарт (XVII в.) считал врожденными идеи
совершенно ясные и самоочевидные, выдерживающие любые сомнения и не нуждающиеся ни в каком опытном обосновании: таковы логические и математические идеи, а также *идея Бога. На их основе Декарт строил здание истинного знания. Критики Декарта заявили, что сознание человека от рождения – —чистая доска“, на которой лишь опыт пишет свои письмена, что,
впрочем, вовсе и не бесспорно. Для современной философии этот спор потерял свое значение, речь теперь идет о принятии определенных идей и предпосылок, не требующих обоснования, но нужных для осмысления опыта в различных исследованиях реальности. Но для религиозной философии не потеряло своего значения убеждение Бонавентуры и др ., что душа имеет
врожденное знание Бога и даваемой им высшей мудрости. Современные христианские мыслители говорят нередко не столько о врожденных идеях, сколько о врожденных стремлениях человека к благу, совершенству, полноте жизни, а в конечном счете – к Богу.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 20:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
—ВЫЗОВ И ОТВЕТ“ (англ. challenge) – у А.Дж.Тойнби: цивилизации и культуры формируются и развиваются благодаря серии успешных положительных ответов творческого
меньшинства на проблемы, вызванные изменением природных условий и производственных возможностей, научно-техническими новшествами, социально-политическими сдвигами, а также изменением нравственного и религиозного состояния общества. Если творческое меньшинство не дает адекватного ответа, оно теряет инициативу жизни и уходит (или
выбрасывается) со сцены и вместе с ним вырождается и гибнет та культура или духовная традиция, которую элита прежде смогла сформировать. Согласно Тойнби, никакая элита не
сможет всегда давать адекватные ответы на вызовы, но достаточно разумная элита может и должна найти силы продлить свое время жизни. Западную цивилизацию, считал он, уже
невозможно сохранить, но она способна передать свои до стижения грядущей мировой цивилизации. Ей уже нельзя быть безрелигиозной из-за творческого бесплодия материализма и
атеизма, но исторические религиозные традиции Тойнби отклонял, настаивая на —религио зной контрреволюции“ как радикальном отходе и от *нигилизма западной цивилизации, и от христианской традиции в пользу восточной духовности с ориентацией на *космос.
Христианские мыслители оценивали такой итог его мысли как шаг назад в сторону *язычества.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 348 ]  Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 24  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 59


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.125s | 18 Queries | GZIP : On ]