ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio – мышление, рассудок, разум) – отрицательное отношение к *разуму, опирающееся на убеждение, что познавательный контакт с реальностью, во-первых, должен быть непосредственным и без участия разума и, во-вторых, его результаты совершенно отличаются от того, что способен дать разум. Примеры: в романтизме – это —эмо циональный контакт“; у А.Шопенгауэра и Ф.Ницше – через волю; у Л.Шестова – в вере, отвергающей философию; у экологистов – в —живом общении с природой“; у *экзистенциалистов – в переживании тайны человеческого существования; в эзотеризме – посредством мифа, ритуала и посвящения; в *интуитивизме – в озарении; в религиях – при *мистических встречах с Высшим. Ирр ационализм – негативная и неадекватная реакция на крайности *рацио нализма. У Л.Шестова: появление греческой философии – второе грехопадение чело вечества, его порабощение необходимыми универсальными истинами, —тир ания разума“, поэтому всякие попытки сблизить веру с философией и наукой – это измена вере. Неискоренимое противоречие иррационалисто в в том, что они, восставая против философии и дискредитируя разум, все же хотят остаться фило софами. Их понимание разума чрезмерно упрощено и некорректно: он предстает у них логичным, систематичным, совершенно бездушным, чуждым всего святого и жизненно важного для человека, непригодным для решения жизненных проблем и для подлинного общения людей между собой и с Богом. В действительности разум бывает развит в разной степени и может иметь разное качество в зависимости от духовного опыта человека. Иррационализм, по оценке А.Камю, есть —разум в раздоре с самим собой. Он освобождается от раздора, сам себя отрицая“. Иррационализм преодолевается теми, кто видит дополнительность и взаимосвязь интуитивного, рационального и эмпирического в познании, веры и разума, откровения и философии. В раннехристианской и святоотеческой мысли обретение веры означает *метанойю – качественное изменение мышления, одухотворение разума, его преображение *благодатью. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – нечто, выходящее за пределы познавательных возможностей человеческого разума, но приоткрывающееся субъективному *чувству, *интуиции или *вере – в контактах с реальностью минуя разум. Различают, во-первых, такие области человеческого опыта, которые еще просто не осмыслены разумом, и, во-вторых, сверхрациональное, т.е. не поддающееся рационализации. Философия, стремясь к ясности и строгости мысли, готова —исследовать иррациональное и включить его в расширенный разум“ (М.Мерло-Понти).
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
|