Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 15:16

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 348 ]  Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ... 24  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ДУАЛИЗМ – 1 ) в метафизике способ объяснения многообразия *сущего двумя разными, одинаково древними или извечными, не сводимыми друг ко другу или противоположными
началами. Всецелая реальность предстает в дуализме не как сосуществование двух разных планов бытия, а как их неразрывная взаимосвязь. Примеры: две *субстанции Декарта
(материальная и духовная), *инь и ян в древнекитайской мысли, *материя и *форма у Аристотеля. 2) Признание двух иерархически разных порядков бытия – земного и небесного,
видимого и невидимого, материального и духовного. Пример: учение Платона об идеях как об особом горнем мире, существующем независимо от земного. 3) В гносеологии дуализм связан с противопоставлением познающего субъекта познаваемому объекту (Дж.Локк, Д.Юм, И.Кант);
этому возражали мыслители, настаивавшие, что истина открывается лишь в слиянии субъекта с объектом. 4) В психологии дуализм признает *тело и *душу разными, не сводимыми друг ко другу и необъяснимыми друг через друга сущностями. Дуалисты нередко противопоставляют
душу и тело, чего христианская вера в столь резкой форме не делает. 5) В религиозной философии дуализм нашел себе место в *томизме, христианском *платонизме и картезианстве.
Основная проблема дуализма – как объяснить единство двух разных начал в вещах. Полной ясности нет, поэтому *монисты и *плюралисты остаются неустранимыми оппонентами
дуализма. Один из ответов: единство созидается любовью, приобретающей в силу этого
осново полагающее космическое значение. Это принималось и в дохристианской мысли, и в эпоху Ренессанса. Но в падшем мире всякая самоутверждающаяся индивидуальность отвергает
любовь и этим ставит под вопрос сохранение единства разных начал. 6) Признание любви космической силой, созидающей единство разного, ведет к постановке вопроса: кто и кого
любит? Отсюда переход от метафизики безличных начал к *персоналистическому миропониманию. Для последнего самой радикальной формой дуализма является дуализм Бога и
человека. Человек, противопоставив себя Богу, пришел в состояние расколотости между собой и невидимым божественным порядком бытия, к расколотости в себе самом. Отсюда дуализм долга и желания, истины и лжи и др. 7) Внутренне дуалистичное состояние человека порождает
дуалистическое по нимание действительности. Г.Зиммель писал: —В глубине нашей души кроется, очевидно, некоторый дуализм, который, не позволяя нам воспринимать картину мира
как неразрывное единство, постоянно разлагает ее на целый ряд противоположностей“. Метафизический дуализм порождается соответствующим состоянием духа человека.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ДУХ ЧЕЛОВЕКА (от греч. pneuma – дыхание, дух, лат. animus) – главное в целостной телесно-душевно-духовной *природе человека; исто чник жизни и средоточие активности *души.
В древнегреческой философии, в *рационализме и идеализме духовность человека часто сводилась к разумности, что недостаточно. Неудовлетворительны также формулировки: —Дух
есть высший инстинкт. Он живет реально в нашем воображении... Он есть имагинативный абсолют“ (Я.Голосовкер). В философии ХХ в. духовность человека видят в высших
способностях – разумности, даре речи, воле, совести, свободе, интуиции, эстетическом чувстве, творческой активности, открытости к *бытию, в *самопознании и самопреодолении, в жажде совершенства, в способности к любви и служению, а если религиозно – то в связи с Высшим. Духовность – также и в способности устанавливать свободные, продуманные и ответственные отношения с другими духовными существами, брать на себя ответственность за существа низшего ранга. Дух человека нередко считают не принадлежащим ему лично, а укорененным в сверхчеловеческом Духе – объективной основе жизни любого отдельного духа. —Религия – это субстанция, основание и глубина духовной жизни человека“ (П.Тиллих). Она не является одной из функций духа, а внутренним измерением всех всех сторон его жизни. В христианстве духовность человека понимается не автономно, а в ее соотнесенности с Богом и ближним: дух изначально дарован Творцом человеку и несет в себе ориентированность на Него; это нарушено
в грехопадении, но восстановлено Христом и Св. Духом; высшие духовные способности человека раскрывает *благодать. Нередко ошибочно отождествляют дух человека с образом и
подобием Божиим – *личностным достоинством человека. —Человек, не осознавший своего предсто яния [перед Богом] и своего достоинства, не нашел своего духа“ (И.Ильин).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ДУХОВНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ – аскетический труд подвижника с целью подъема на высоты духовной жизни (в —соседство Бога“ – А.Пушкин), где сердце и разум человека открываются
Высшему и обретают нужный для его постижения духовный опыт. К духовному восхождению призывали мистики и религиозные философы древности, *святоотеческая мысль (свв. Августин, Григорий Богослов, Псевдо-Дионисий), *схоласты и мн. др. вплоть до ХХ в. Во внебиблейском мире духовное восхо ждение осуществлялось индивидуально, без помощи благодати. В *платонизме оно завершается р азвоплощением и переходом к бестелесной жизни души (—философия – путь к смерти“ – —Федон“, 64а). Для Филона Александрийского восхождение к
Богу означает ко нец философии и переход к высшему ведению Бога, встречу с Ним. Августин писал, что на пути восхождения к Богу-Отцу человека ведет Внутренний Учитель – сам Христос. Бонавентура писал, что духовное восхождение означает, что нужно преобразить благодатью основные способности души и сердцем возвыситься над собой: —Подняться же над
собой мы можем лишь благодаря поднимающей нас высшей силе“. В восточной традиции христианства цель духовного восхождения – теозис или обожение, согласно св. Афанасию
Великому: —Бог стал человеком, чтобы человек обожился“. Примечательно, сам Иисус —никуда не поднимался. Он, наоборот, спускался к людям“ (о. А.Мень).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ДУША (греч. psyche, лат. anima) – в религиозной философии жизненный принцип индивидуального существования, нематериальная сущность, которой свойственно сознавать,
мыслить, чувствовать и свободно действовать. Средоточием душевной жизни человека является *самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.
Самоопределяясь изнутри, душа способна превозмогать детерминирующие влияния извне от природного и социального миров и становиться источником совершенствования внешнего мира, его очеловечивания. Некоторые считают душу индивидуализацией общечеловеческого родового
начала – души всего чело вечества. Душа человека отличается от его *духа тем, что дух ориентирован на Высшее или выражает жизнь человека в его предстоянии перед Высшим, в
жажде Бога и устремлении к Нему, тогда как душа задает конституцию внутренней жизни человека, раскрытие его индивидуальности и ориентацию на окружающий мир. Но сама по себе она сверхкосмична: —Весь земной шар не может быть в бо льшей беде, чем одна душа“
(Л.Витгенштейн).

ДУША И ДУХ (ЧЕЛОВЕКА) – Если *душа больше связана с индивидуальностью человека, то *дух – с его *личностью; дух – источник жизни души. Нет возможности определить точную
границу между душой и духом, поэтому говорят об их взаимопроникновении, которое теоретически невыр азимо. —Дух и *трансцендентен, и *имманентен душе, и притом не в смысле
простой суммированной совместности этих двух отношений, а в смысле их внутреннего сущностного единства, в силу которого мы можем также сказать, что оба эти определения, в
сущности, не выражают адекватно существа отношения, т.е. что дух ни трансцендентен, ни имманентен душе, а стоит к ней в каком-то третьем, уже несказанном отно шении“ (С.Франк).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ – свойственная *природе человека жажда установить единство с Тем, Кто не имеет нашей ограниченности и слабости, и с Кем реальность обретает
полноту. Это также поиск осмысленности жизни, нравственного совершенства, личного спасения, пр инятости окружающими людьми в своих лучших сторонах, стремления быть
соучастником чего-то высокого и чистого, войти в сообщество с высшими запросами, где можно быть как дома, иметь предмет почитания и преданности и пр. Оценки естественной
религиозности различны. 1) Человек сам создает себе образ Бога как проекцию желаемого на высшее – в виде сильного и совершенного существа для воображаемого восполнения своей
недостаточности. 2) В ней бывают высокие порывы, но есть и непрестанное круговращение вокр уг забот о своей личной участи: —Религия, коротко говоря, является одной из обширнейших глав истории человеческого эгоизма“ (У.Джемс). Она не тр ебует духовного подвига и не имеет серьезного противоядия *язычеству. 3) Она легко может быть использована безответственными лидерами ради целей, далеких от замыслов Божиих. К.Барт связал с ней искушение национал-социализма: образ Гитлера принимался как источ ник особого, нового откровения свыше. Аналогично и культ личности Сталина в Сов. Союзе. Слова Великого инквизитора Христу —Уйди, Ты нам мешаешь“ выражают его решимость и умение эксплуатировать в свою пользу естественную религиозность народа. 4) Р.Бультман противопоставил естественной религиозности радикальное требование абсолютного послушания Богу: —Воля Бога претендует на всего человека“. Д. Бонхёффер призывал христиан недоверять своим естественным религиозным стремлениям: если ограничиваться только ими, тогда Бог нужен лишь когда силы человека на исходе, а христианская весть означает, что Бог, действуя в средоточии жизни, предлагает нам отложить свои желания и войти в Его борьбу за осуществление Высшей правды. 5) Вопреки всей этой критике *томизм настаивает, что природе человека присущи религиозно
подлинные стремления к истине, совершенству и к Богу, поэтому препятствовать их осуществлению означает —препятствовать доброте Бога“. Естественная религиозность несет в
себе признаки падшести человеческой природы, поэтому аскетическая работа души, трезвость
разума и просвещающее воздействие Евангелия безусловно необходимы.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ЖИЗНЬ – в общепринятом смысле нечто общее в растениях, животных и людях, активное начало, проявляющееся в обширном многообразии функций. В жизни привлекательны
постоянное самообновление, свежесть, красота, кипение энергий, потаенность. Для нее характерны стремление к подъему, бурное движение вперед, изменчивость, дифференциация, способность создавать свои относительно устойчивые формы и разрушать их ради дальнейшего
движения. Жажда жизни присуща любому живому существу, постоянно ведущему борьбу за существование перед лицом смерти. По М.Хайдеггеру, любое из них несет в себе семя смерти, и, в частности, человеческое бытие – это —бытие-к-смерти“, в котором вопреки смерти может
открыться и утвердиться смысл жизни. Быть живым – значит постоянно рисковать (Ф.Ницше: —Живи опасно“). В безрелигиозной философии жизнь понимается как самоценность – что-то не священное. Это не согласуется с интуицией *тайны жизни. Иудейско-христианская традиция признала дар жизни священным, но поставила его рангом ниже —вечной жизни“, ради которой человеку предложено отвергнуть себя и войти в —жизнь с Богом“, по принципу —отдай кровь и обретешь дух“. Будда, напротив, отрицательно относился к дару жизни и считал жажду жизни источником страданий (см.: БУДДИЗМ). В *неоплатонизме жизнь земная эманирует из Жизни сверхкосмической – созерцающего себя божественного Ума, —бурлящей умности, смыслового моря жизни“ (А.Лосев). Философия жизни (XIX – XX вв.) выступила против *рационализма, *идеализма, *позитивизма и *материализма и настаивала на невозможности до конца понять феномен жизни разумом, на открытости жизни к —сверх-жизни“. А.Бергсон писал о *жизненном порыве как творческом начале обновления мира. Но жизнь со всей страстностью ее динамики ограничена конечным и не выходит к вечному. —Вечная жизнь достигается не умерщвлением и уничтожением страстной напряженности жизни, а ее духовным преображением“ (Н.Бердяев).

ЖИЗНЬ И ДУХ – Важнейшее в жизни – ее способность —подниматься к чему-то большему, чем она сама“, —возвышаться к духовности“ – это —ее подлинное существо, взятое в ее
непосредственности“ (Г.Зиммель). Жизнь духа в свою очередь – это постоянная обращенность к Богу. Жизнь устремляется к духу для обретения от него плодотворной истины и постоянно
бросает ему вызовы, на которые он должен давать каждый раз новый ответ. Взаимоотношения жизни и *духа трудны и противоречивы – жизни нужен дух для обретения смысла, меры и формы, но она не может уложиться ни в какую меру и форму. —Жизнь стремится высказаться религиозно не на языке с данным словарем и разработанным синтаксисом, а непосредственно“ (Г.Зиммель). Но формы высказывания ей нужны для свободы и осмысленности самовыражения.
Поэтому дух должен быть творчески результативным, способным предлагать новые и новые формы в ответ на вызовы жизни. Если борьба жизни против косных и чуждых форм
превращается в борьбу против самого принципа формы, это создает наихудшие условия для культуры и духовной жизни. Духовная ситуация нашего времени такова, что под сомнение
ставятся все виды религиозных традиций. Дух не может позволять себе окостеневать, ограничиваться сохранением законченных форм высокого стиля и защито й обретенных истин
без их творческого развития. Выход – в трансцендентной ориентации жизни и духа, восхождение к небесам: —Цель всякого жизненно го стремления есть полнота жизни вечной,
неумирающей: именно эта полнота, к которой стремится всякая жизнь, есть предмет религиозного искания, его terminus a quo [конечный пункт]“ (Е.Трубецкой). —Живой Бог – это
тот Бог, что при встрече заставляет нас верить в нашу собственную жизнь“ (К.Барт).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – 1) способ понимать вещи без философского обоснования своих идей и представлений; в основном складывается на основе практического повседневного опыта,
соединенного с вниманием к реальным фактам, со способностью независимо от распространенных предрассудков и личных прихотей понимать их значение, а также с нравственной ответственностью. Стать философом, однако, не означает потерять здравый смысл. Последний не является *глупостью – мышлением, ослепленным страстями и предрассудками. Не следует оценивать здравый смысл отрицательно, т.к. практическая деятельно сть, нравственные обязательства, труд и телесность нужны человеческому *духу для чувства реальности, ясности, внутренней устойчивости и равновесия. 2) Существует —нигилизм от здравого смысла“ (о. Г.Флоровский), который ссылается наневзыскательность и бесхитростность т.н. —веры народа“, ограничивается бытовым морализаторством и отрицает культуру, философию, жертвенную любовь и хр истианский подвиг. Характерен для творчества
Л.Толстого. Такой —здравый смысл“ внутренне фальшив и подозрителен к высшему в человеке и лучшему в Церкви. 3) Любовь к *истине побуждает выходить за рамки здравого смысла, ибо для восприятия высшей Премудрости необходимо изменение ума. Мышление т.н. *естественного человека предрасположено считать, что Высшее слишком далеко отстоит от нас и нашего мира, чтобы была реальной связь с ним. Оно отводит от Бога и предрасполагает к контактам со
сравнительно близкими духами стихий, т.е. в конечном счете к *язычеству. —Естественный“ здравый смысл нуждается в очищении и духовном обновлении. 4) Ап. Павел писал о словах
Иисуса Христа как о —здравых“ (1 Тим.6.3) и призывал христиан свидетельствовать веру как —здравое учение“ (Тит.2.1 и сл.), являя безупречность в семейно-бытовом плане, в труде, во взаимоотношениях между собой и с внешними, чтобы не давать противникам поводов говорить худо о христианстве.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ЗЛО – в этике: противоположность добру, отвержение добра свободной волей человека, своевольное упорство в этом; в христианстве: источник зла – *грех как противление благому
Богу, *гордыня, стремление стать на место Бога игосподствовать над миром. В древней философии зло интерпретировали как не имеющее собственной основы бытия и паразитирующее на добре (*не-сущее, не имеющее сущности). Боэций понимал зло как
результат духовного банкротства, неудачи человека в попытке пойти по пути добра. У рационалистов зло – результат несовершенства мира, духовной и интеллектуальной незрелости
людей. *Томизм настаивает, что зло не имеет своего реального царства, природы и источника; Бог сотворил иерархию твар ных существ разной степени совершенства, и чем совершеннее эти
существа, тем они свободнее, а значит имеют больше возможностей творить зло и добро; Бог позволяет им пройти разные пути и стадии несовершенства, чтобы придти к новому небу и новой земле; поэтому Бога можно считать причиной во зникающего при этом зла в мире, но причиной per accidens (лат. косвенно ), а не per se (лат. по сущности); Бог дает существовать тем, кто ограничен и несовершен, потому что существовать в несовершенной форме, согласно томизму, лучше, чем не существовать вовсе. При этом —нет личности, злой до дна“ (С.Свежавски). Все эти интерпретации не исчерпывают проблемы зла как решения воли действовать против добра и святости и не объясняют тайны допущения Богом того, чтобы тварные существа могут действовать по своей злой воле и уводить развитие мира от путей Высшего замысла. Не раскрывая тайны зла, христианство свидетельствует, что зло не имеет ни первого, ни последнего слова как в мире, так и в душе человека, и призывает побеждать зло добром. Воплощение Христо во – прямо е вторжение Бога на территорию, контролируемую злом, чтобы спасти человека, освободить его от соучастия в делах зла и вернуть в сферу Божией любви. —Сколь бы ни было зло радикальным, оно не может быть столь же древним, как добро“ (П.Рикёр). —Зло всегда несет в себе зародыш саморазложения“ (Д.Бонхёффер). —Крест единственный ответ и ответ безмолвный на том долгом процессе о зле, что затеян современным атеизмом против Бога“ (О.Клеман).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ЗНАК И СИМВОЛ – Знак указывает на иное вне самого себя, но он не причастен той реальности, на которую указывает. Знаки придумывают люди и могут их произвольно менять, и этим они отличаются от символов, которые о рганичны, сопр ичастны духовной реальности и не изобретаются людьми, а рождаются из глубин их духовной жизни. П.Тиллих: —знаки можно
заменить, исходя из целесообразности или условия, в то время как символы заменить невозможно“. Символы также и не взаимозаменяемы, они рождаются и умирают. Глубокие по
своему содержанию художественные произведения и свидетельства религиозной веры – символичны. Религиозные символы приоткрывают то, что недоступно для других подходов к Высшему бытию. Однако, в человеческом сознании они могут становиться на место того, что они только символизируют, и превращаться в *идолов.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области

ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea – вид) – метафизическая позиция, согласно которой реальность в конечном счете идеальна. Типично идеалистичен тезис Г.Гегеля: —Все действительное разумно, все разумное действительно“, а также убеждение, что в глубине реальности действует Ум, Мысль, София. Идеализм восходит к учению Платона об идеях, согласно которому в горнем мире есть идеальные прообразы *сущего, которые реальнее и ценнее самих вещей – слабых и несовершенных воплощений идей в нашем мире. Учение Платона – еще не идеализм в чистом виде, т.к. здесь не все в мире чисто идеально. В идеализме Дж.Беркли (XVII в.) вещи реальны
потому, что они существуют в мысли Бога. Его мысли – это сами вещи, и восприятие их разумом человека становится знанием вещей. Гегель – законченный идеалист – считал, что
есть только одна реальность – Абсолютная Идея, порождающая из себя все многообразие действительности. Когда идеализм последователен до конца, он отрицает за религией право на
свой предмет: если вся реальность идеальна, то она постижима разумом, следовательно в ней нет *тайн, для углубления в которые понадобилась бы религиозная вера. Идеализм более
трезвый и осторожный признает мистичность реальности и не абсолютизирует возможности разума. Не обязательно становиться идеалистом, если верить, что в основах мира действует дух. В ХХ в. для этого обращались к *теизму, *персонализму и этике, описывали мир как иерархию
духов, над которой есть их Творец. Кн. С.Трубецкой считал, что идеализм должен исходить из учения о *Логосе – Премудрости Божией, открывающей человеку внутреннее понимание
сущего. —Антилогосная“ тенденция в современной философии оставила это без внимания. Ряд философов ХХ в. настаивали на том, что идеализм должен быть преодолен как опасная ошибка
метафизики, где идеи ставились выше *личности.


_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ИДЕЯ БОГА – 1) нач иная с Р.Декарта (XVII в.), идея Всесовершенного Существа, к которой приходит разум человека, осознающего свое несовершенство и необеспеченность своего
существования в мире и ищущего высшей для себя опоры. По Декарту, если человек предельно честно осознает свое положение и максимально внимательно изучить глубины своей души, он найдет там эту идею как врожденную, имеющую своим источ ником не иначе как самого Бога, объективно существующего вне нашего сознания. Возражения Декарту: а) в обосновании бытия Божия допущен логический круг: в существовании Бога мы убеждаемся благодаря тому, что в
сознании есть идея Бога, а появление этой идеи объясняется тем, что ее вводит в наше сознание сам Бог. б) Как бы ни относиться к самой этой идее, ее обнаружение в сознании человека еще не есть встреча с Богом, с которой только и начинается *вер а религиозная. 2) В ХХ в. сторо нники
*языковой игры предложили свести духовную жизнь к умению высказываться на религиозном языке и строить на этом взаимоотно шения между участниками общины: —Иметь идею Бога – значит знать Бога“ (Д.Филипс). В основе такого подхода лежит *скептицизм по отношению к тому, что Бог реально существует помимо языка, где есть слово —Бог“.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ИДОЛ (греч. eidolon, лат. idolum – небольшое изображение)– 1) в *язычестве: образ бога, используемый для поклонения (идолатрии); 2) в философии: то частное и относительное, что
возводится в ранг непререкаемого и абсолютного для разума, навязывается в качестве *абсолютной ценности, чему воздается недолжное религиозное поклонение вместо Творца. 3) В
аскетике идолом признается ум человека в состоянии гордости и самомнения, обуреваемый жаждой многоведения и любопытства. Появление идолов – —это следствие первородного греха“ Л.Джуссани). Преклоняться перед идолами, значит духовно ничего не созидать самому и разрушать то, что делают другие. 4) У св. Григория Нисского : когда познающий разум дает Богу имена и определяющие по нятия, он рискует подменить ведение Бога разными идолами. 5)
Тоталитарные режимы и идеологии превращают в идолов государство, нацию, расу; у либералов идолами нередко становится цивилизация и демократия; у космистов и экологистов – космос и природа; в средствах массовой коммуникации – секс, успех, сила и деньги. Идолопоклонство
ведет к *глупости и нравственному разложению, к порабо щению человека. Идолы, появляющиеся нередко в христианской жизни, заслоняют Царство Божие. Иногда доходят до
идолопоклонства перед Богом, перед традицией, перед догматической чистотой вероучения. —И Церковь может стать идолом, и для охраны Цер кви можно предать огонь христианский“ (о. А.Шмеман).

ИДОЛОПОКЛОНСТВО – поклонение реальностям нашего мира, а не трансцендентному Высшему бытию. Но это – не религия. Обожествление политических деятелей – —особенно гнусная форма идолопоклонства. Идолопоклонство – крайне опасное суеверие; поклонение сотворенным предметам и наделение их божественными чертами означает, что за человеческой
лично стью не признается никаких прав... Причинапопулярности идолопоклонства, на мой взгляд, – в глубокой потребности служить... *Абсолюту. Поэтому человек, не верящий в Бога,
порой в отчаянии ищет какой-нибудь объект, который мог бы его заменить. Он наделяет этот объект – людей, нацию, разум и т.д. – чертами божества. Неудивительно поэтому, что
идолопоклонство особенно распространено в периоды упадка религии“ (Ю.Бохеньский).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ИЕРАРХИЯ – (от греч. hieros и arche – священноначалие). 1) У Псевдо-Дионисия Ареопагита (предположительно – VI в.) – основной и неизменный принцип организации космического и
сверхкосмического порядка сущего, согласно которому низшие чины иерархии подчинены высшим и черпают у них силы для своего обращения и устремления к божественному Свету,
тогда как высшие чины промыслительно заботятся о низших и являются посредниками в передаче благ свыше. Мир в целом предстает у Псевдо -Дионисия как многоуровневая структура
глобального охвата, где все расставлено по своим местам раз и навсегда, – это иерархия ангелов и продолжающая ее на земле иерархия людей на земле, посвященных в церковное
служение. Здесь была утрачена мистическая интуиция истории как мировой драмы, завершающейся последней битвой и Судом. 2) Н.Бердяев принял, что —сама идея лич ности связана с иерархией“, и выступил в защиту —духовного аристократизма“ против демократизации культуры, —плебейского духа“ гуманизма и стадного сознания массовой культур ы, где
торжествуют секуляризация, —хамизм“, пренебрежение к иерархическому преемству и варварство, напирающее изнутри и снаружи, —самодовольное и наглое полупр освещение“. В
тако й ситуации утрачены сакральные и культовые корни деятельности и творчества. Современный кризис культуры, по Бердяеву, это кризис элиты, творческого меньшинства, не
довольно го культурой, ибо она не созидает нового бытия. Но не дано миновать культуру на пути социального обновления, ибо именно культуре принадлежит, по Бердяеву, —духовный примат“ в общественной жизни, а не политике и экономике. —Культура, в которой есть религиозная глубина, всегда стремится к воскресению“, путь святости – —путь высшей культуры духа“;
святость, как и творческая гениальность, по Бердяеву, – два великих двигателя культуры, питающиеся духовными энергиями надкультурного происхождения, энергиями иных миров.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ – область эмпирических психологических исследований, в которых с помощью ЛСД и др. средств вызываются и изучаются необычные состояния психики, по форме напоминающие то, что описано в священных книгах древности или в личных свидетельствах мистически одаренных представителей разных религий. Здесь опыт внетелесного пребывания сознания, раскрытие глубинной памяти, произвольное перемещение в пространстве на огромные расстояния, открытие возможностей сверхчувственного познания мира и само познания (напр., в ясновидении), посещения разных планов бытия, и встречи с существами не из нашего мира, расширение сознания за пределы личного —Я“ в трансперсональном опыте. Один из выводов: —Субъекты, переживающие столкновения с различными блаженными и грозными божествами, выражают очень сильные
эмоциональные реакции в диапазоне от экстатического восторга и небесного блаженства до метафизического ужаса и сумасшествия. Однако, большинство индивидуумов не имеют
ощущения, что они сталкиваются с Верховным Существом или первичной сило й в этой вселенно й“ (С.Гроф). Иначе говоря, это не опыт встреч с Высшим в собственном смысле слова.
Но все же подобные исследования вносят существенный вклад в лучшее понимание различия между собственно р елигиозным и нерелигиозным в душевной жизни человека.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2011, 21:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
ИКОНА – —умозрение в красках“ (Е.Трубецкой), образно выраженная религиозная мысль, дающая свидетельство высшей жизненной пр авды, даваемое во преки озверению человека; это
также пророчество грядущего преображенного мира и соборного человечества. Лики икон – —видимые свидетели мира невидимого, живые символы соединения того и другого“ (о.
П.Флоренский). В антропологическом плане икона —стремится отобразить сокровенное лицо человека, то лицо, которое мы можем лишь предчувствовать, предугадывать, ощущать в
доверительных отношениях, в дружбе, в терпении“ (О.Клеман).

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 348 ]  Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ... 24  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 41


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.094s | 18 Queries | GZIP : On ]