ГРЕХ (греч. amartia – ошибка, промах) – 1) Поступок вопреки воле, заповедям и замыслам Божиим, а также мысли и слова, ведущие к таким поступкам. 2) Состо яние человеческой души как следствие греховно го выбора и действия, выражающееся в неправильной ориентации человеческой воли, ослаблении и угасании высших нр авственных и познавательных способностей, а также в дисгармонии души, в страстях, в озабоченности самоутверждением; другие следствия греха – разлад в основах социальной жизни и в отно шениях с природой. 3) Грех – в стремлении человека быть самодостаточным, в закрытости к Высшему, в выпадении из *благодати, в отрицании благости и любви Божией, в нежелании возлагать на Бога основную жизненную надежду. Грех может прельщать (т.н. —сладость греха“), но по существу он лишен *радости и *надежды. Грех ведет к *глупости. Следствие греха – смерть. 4) В Св. Писании происхождение греха связывается со срыванием пло дов с —древа познания“ – с решением *Адама разорвать отношения любви и доверия к Богу и независимо от Него овладевать миром —быть как боги“. Грех – отказ от призвания человека, уход с пути святости, в конечном итоге – «нехватка подлинной человечности» (Каллист, еп. Диокликийский). ё5) Психология косвенно подтверждает учение о грехе, напр., фрейдизм в терминах мирской культуры описывает греховную блудную страсть libid o. 6) Важна правильность реакции на грех – не в духе самобичевания, подавленности, страха, нетерпимости или ненависти к себе или другому грешнику. Гуманистическая психология настаивает на трезвости понимания, любви к грешнику при осуждении самого греха и на активном желании стать лучше, стать полноценными людьми: —осознание греха означает признание сил человека, а не его бессилия“ (Э.Фромм). Сравн.: —Грех может быть и старше грехов, но невинность – еще старше“ (П.Рикёр). 7) Христианство настаивает, что *спасение от греха не является делом чисто человеческим, оно невозмо жно без определенных духовных усилий, решимости воли и содействия *благодати: в конечном счете освобождает Христос.
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
|