ЖИЗНЬ – в общепринятом смысле нечто общее в растениях, животных и людях, активное начало, проявляющееся в обширном многообразии функций. В жизни привлекательны постоянное самообновление, свежесть, красота, кипение энергий, потаенность. Для нее характерны стремление к подъему, бурное движение вперед, изменчивость, дифференциация, способность создавать свои относительно устойчивые формы и разрушать их ради дальнейшего движения. Жажда жизни присуща любому живому существу, постоянно ведущему борьбу за существование перед лицом смерти. По М.Хайдеггеру, любое из них несет в себе семя смерти, и, в частности, человеческое бытие – это —бытие-к-смерти“, в котором вопреки смерти может открыться и утвердиться смысл жизни. Быть живым – значит постоянно рисковать (Ф.Ницше: —Живи опасно“). В безрелигиозной философии жизнь понимается как самоценность – что-то не священное. Это не согласуется с интуицией *тайны жизни. Иудейско-христианская традиция признала дар жизни священным, но поставила его рангом ниже —вечной жизни“, ради которой человеку предложено отвергнуть себя и войти в —жизнь с Богом“, по принципу —отдай кровь и обретешь дух“. Будда, напротив, отрицательно относился к дару жизни и считал жажду жизни источником страданий (см.: БУДДИЗМ). В *неоплатонизме жизнь земная эманирует из Жизни сверхкосмической – созерцающего себя божественного Ума, —бурлящей умности, смыслового моря жизни“ (А.Лосев). Философия жизни (XIX – XX вв.) выступила против *рационализма, *идеализма, *позитивизма и *материализма и настаивала на невозможности до конца понять феномен жизни разумом, на открытости жизни к —сверх-жизни“. А.Бергсон писал о *жизненном порыве как творческом начале обновления мира. Но жизнь со всей страстностью ее динамики ограничена конечным и не выходит к вечному. —Вечная жизнь достигается не умерщвлением и уничтожением страстной напряженности жизни, а ее духовным преображением“ (Н.Бердяев). ЖИЗНЬ И ДУХ – Важнейшее в жизни – ее способность —подниматься к чему-то большему, чем она сама“, —возвышаться к духовности“ – это —ее подлинное существо, взятое в ее непосредственности“ (Г.Зиммель). Жизнь духа в свою очередь – это постоянная обращенность к Богу. Жизнь устремляется к духу для обретения от него плодотворной истины и постоянно бросает ему вызовы, на которые он должен давать каждый раз новый ответ. Взаимоотношения жизни и *духа трудны и противоречивы – жизни нужен дух для обретения смысла, меры и формы, но она не может уложиться ни в какую меру и форму. —Жизнь стремится высказаться религиозно не на языке с данным словарем и разработанным синтаксисом, а непосредственно“ (Г.Зиммель). Но формы высказывания ей нужны для свободы и осмысленности самовыражения. Поэтому дух должен быть творчески результативным, способным предлагать новые и новые формы в ответ на вызовы жизни. Если борьба жизни против косных и чуждых форм превращается в борьбу против самого принципа формы, это создает наихудшие условия для культуры и духовной жизни. Духовная ситуация нашего времени такова, что под сомнение ставятся все виды религиозных традиций. Дух не может позволять себе окостеневать, ограничиваться сохранением законченных форм высокого стиля и защито й обретенных истин без их творческого развития. Выход – в трансцендентной ориентации жизни и духа, восхождение к небесам: —Цель всякого жизненно го стремления есть полнота жизни вечной, неумирающей: именно эта полнота, к которой стремится всякая жизнь, есть предмет религиозного искания, его terminus a quo [конечный пункт]“ (Е.Трубецкой). —Живой Бог – это тот Бог, что при встрече заставляет нас верить в нашу собственную жизнь“ (К.Барт).
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
|