КОСМИЗМ (нередко РУССКИЙ КОСМИЗМ) – современное умонастроение и околонаучное движение, переосмысливающее религиозно-космологические учения разных времен и народов под знаком того, что *космос – высшая всеохватывающая реальность, а человек ей всецело принадлежит. Космос представлен благим, светоносным, прекрасным, наделенным полнотой жизни; он – многоплановый сверхорганизм с Душой и Разумом, с которым человек, согласно космистам, может вступать в контакт. Тексты диалогов с *Мировым разумом чаще всего составляются медиумами в состоянии транса. Отношение к миру в космизме фундаментально для нравственности, творчества, деятельности и жизни человека. Тот, кто выпадает из космического порядка, обречен на элиминацию из бытия, что и грозит ныне людям, обществам в целом и западной *цивилизации. Тем же, кто вошел в равновесие со Вселенной, обещана будущая жизнь в трансформированном виде, подготовляемая высшими космическими силами. На вопросы о происхождении и природе этих сил, о качестве их духовности получ ить от космистов ясные ответы трудно. Обычно предлагают доверять этим силам и исполнять то, что от них исхо дит. В философском плане космизм – сплав идей из *неоплатонизма, *гностицизма, *герметизма, восточных учений, европейских оккультно-мистических традиций, астрологии и ряда сторон творчества русских религио зных философов и некоторых ученых конца XIX – начала ХХ вв. Религиозная сторона космизма имеет пантеистический характер. В христианстве отношение —человек – мир“ – очень важно, но все же производно от отношения к Творцу и ближнему. Человек, согласно христианской антропологии, – сверхкосмичен, и его душа – ценнее всего космо са, ибо он создан по образу и подобию Божию. Человек религиозно спасается на путях примирения не с высшими космическими силами, а с Творцом мира. Часть космических сил пошла по пути противления Богу и доверия не заслуживает. Но если христианин начнет ориентироваться именно на них, тогда он духовно по работится. КОСМИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ – его основы заданы апп. Иоанном и Павлом и разработаны в *патристике и в русской религио зной философии. В нем достигнуто равновесие между *призванием *личности и *смыслом бытия. Осно вные идеи: 1 ) Не через космос спасается человек, а сам космос нуждается в спасении, которое совершено искупительной жертвой Христа и через искупленного человека охватывает весь мир. 2) Эдем – прообраз космоса в замысле Бога, незатемненного, недемонизиро ванного, которым должна была стать вся природа; для осуществления этого был создан человек. Грехопадение – причина о тчуждения космоса от Бога и конфликта человека с миром, но Воплощение Христово преодолело пропасть между Богом и миром и —сняло проклятие с земли“ (Е. Трубецкой). 3) Нынешнее состояние мира – переходное: жизнь мира – это ее —стенание и мучение“, —родовые муки“ (Рим.8.22), созревание всего, что войдет в —жизнь будущего века“, подготовка победы на земле над всеми силами хаоса, зла и смерти и раскрытия —славы“ всего существующего, предзнаменуемой в нынешней красоте мира (см.: Рим. 8.19-21). 4) Христианство своей любовью к твари —открывает ей в человеке и через человека сонаследие вечной жизни“ (Е.Трубецкой). Оно собирает всю тварь вокруг Церкви, созидает космический храм Божий – —собор всей твари вокруг матери Божией как любящего сердца Вселенной“ (Е.Трубецкой) для грядущего преображения мира. 5) Эсхатологическое преображение означает радикальное обно вление мира Духом и Словом Божиим согласно Его замыслу —нового неба и новой земли“ (Откр.21.1). 6) Средоточие космоса – небесная литургия, совершаемая над видимым миром и над его временем (Откр.4-5). У св. Василия Великого все сотворенное воздает хвалу и славу Творцу согласно логосам вещей. В наше время это отразилось, напр., у Тейяр де Шардена (—Месса над миром“).
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
|