Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

СЛОВАРЬ "Серебрянных Нитей", БИБЛИОТЕКИ (читать,)
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=14&t=625
Страница 16 из 24

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ – в прикладной этике и социальной доктрине Католической Церкви: неправильно, когда общество или государство берет на себя то , что
индивид может сделать по личной инициативе и своими силами; несправедливость и серьезное зло возникают, ко гда сообществу большему или высшему по значению передаются функции и служение, которые можно выполнить в меньших или низших по рангу сообществах. Все виды социальной деятельности должны соотноситься с *общим благом. Иначе говоря, решения следует принимать на возмо жно более низком уровне, чтобы свобода инициативы и ответственность за их принятие и реализацию распространялись по возмо жности шире. И лишь если индивид или сообщество не в состоянии это сделать, тогда право решений передается
рангом выше.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ПРИРОДА – 1) Исследователи древних мифов считают представление о природе продуктом обмирщения древнего *Космоса: ——Природа“ стала результатомпоследовательного р азрушения священности Космоса“ (М.Элиаде). 2) Для философов, отклоняющих вопрос о связи твари с
Творцом, природа – все в мире, что имеет самостоятельное бытие, существует согласно своему
собственному порядку. Соответственно, и Вселенная предстает связным целым, единство
которого – в универсальных законах природы. 3) Г.Лейбниц понимал природу религиозно:
—вещи так были образованы Божиим велением, что сделались способными исполнять волю
повелевающего“. Это понимание – *деистическое; оно отделяет природу от сферы Духа и от —морального сообщества“ людей. Но в личном духовном опыте многих из основателей науки Нового времени связь природы с духовно-нравственными основами жизни еще сохранялась; они
искали в природе следы мудрости ее Творца и видели в ее исследовании путь к пониманию
творческих замыслов Бога и к моральному закону, пр едписывающему, как человек должен вести
себя в мире. *Секуляризация культуры означала утрату этой связи. *Идеализм и романтизм не
удовлетворялись бездуховным образом природы и по лемически настаивали, что в глубине
природе есть духовность, но трактовали ее в основном безрелигиозно. 4) Христианская мысль библейской ориентации считает состояние природы —падшим“, отчужденным от Бога. —Падшесть“ – деградация качества, утрата совершенства и внутреннего единства, хаотизация.
Но она не означает полной потери связи с Творцом. Чем больше дистанция падшей пр ироды от Бога, тем меньше в ней полноты жизни, но чем ближе природа к Богу, тем она естественней. Наука далека от таких оценок и считает прир оду самодостаточной и вполне нормальной. 5)
—Человек – Мессия природы“ (Новалис). Природа охвачена непримиримой борьбой сил разрушения и созидания и без человека в ней не победят жизнь, свет и порядок. В христианской мысли природа вовлекается в Божий план спасения и преображения мира, в котором человеку,
искупленному Христом, следует взять на себяответственность за —низшую тварь“ и вводить ее в действие энергий спасающей благодати

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА – то, что есть в каждом из нас общего со всеми людьми, с человеч еским родом; то , что о тличает нас от всех прочих видо в жизни. Не все в человеке сводимо к его природе, он имеет также и *личностное достоинство. В западноевропейской культуре и философии природа человека традиционно понимается как единство *тела, *души и *духа. Ее наделяют добротой, разумностью, свободой воли, *совестью, эстетической интуицией
и другими духовными *чувствами и творческими способностями. *Гуманизм чрезмерно идеализировал природу человека, его оппоненты, напротив, видели ее изначально злой (—человек зол и ленив по природе“ и пр.). Современная гуманистическая психология осторожно
оптимистична: —Нашей природе по тенциально присуще добр о“ (Э.Фромм). Христианство, в отличие от нехристианских философских учений, говорит о двойственности человеческой природы – о —ветхом Адаме“ и —новом человеке“ в каждом из нас, о —плоти“ и —духе“ как
борющихся между собой принципах нашей внутреннейжизни. Лишь *благодать, по ап. Павлу, позволяет духу человека преодолеть эту конфликтность и вновь воссоздать человека по образу Христову. *Томизм смягчает этот дуализм и настаивает, что стремиться к Богу означает для человека идти по пути собственной природы в ее высшем выражении, по пути к предназначенному ей благу, и кто в полной мере реализует все данное его природе, тот получит похвалу от Бога: —Каждое естество, стремясь к своему собственному совершенству, стремится уподобиться Богу“ (Фома Аквинский). Древнехристианская аскетика, однако, настаивает, что *гордость является основным пр епятствием на пути к осуществлению этого стремления.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ПРИЧАСТНОСТЬ (СОПРИЧАСТНОСТЬ, иногда – ПРИЧАСТИЕ) – одно из основных представлений *платонизма, согласно которому все земные вещи причастны *идеям. Чем луч ше,
прекраснее или совершеннее вещь, тем более она причастна идее. Разум может благодаря причастности возвести умственный взор к идеальному первообразу вещи и в созерцании идеи познать ее сущность. В антропологии нередко говорят о причастности души разуму в том
смысле, что разумность должна присутствовать во всех силах и способностях души – в чувствах, желаниях, воображении, памяти, облагораживая их и возвышая над животным
уровнем. Иногда говорят о —причастности свободе“ всех форм сотворенной жизни, причастности биологической жизни высшему для нее психологическому миру (—психокосмосу“).
А.Бергсон писал о —прич астности творчеству“ мирового эволюционного процесса. В *экзистенциализме говорят об —участии в бытии“ человека, открытого к миру, осмысленно
вовлеченного в бытие вместе с другими открытыми к бытию лич ностями. В Новом Завете ап. Петр призывает христиан —стать причастниками Божественного естества“ (2 Петр.1.4).

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ПРИЧИНА – 1) событие, порождающее в качестве своего следствия др угое событие; то, что необратимо вызывает изменение вещи, определяет собой следствие. Причинно-следственные связи – один из видов закономерности, они необходимы для объяснения связности всего происходящего в мире. 2) В античной филосо фии причинно-следственные отношения в космосе объяснялись всеобщей одушевленностью бытия. В Новое время поведение природы понимали как подчиненное законам, данным ей Творцом. Атеистическая мысль признала законы присущими самой природе без всякого Законодателя. И. Кант вслед за Д. Юмом отрицал
объективный характер причинности и настаивал, что причинно-следственные отношения приписывает наблюдаемым явлениям познающий *субъект. 3) В теории познания ХХ в. признается метафизический характер причинности: если единство многообразия происходящих
в мире событий создается высшей разумностью бытия, тогда есть и причинно-следственные связи, которые способен познать разум человека. 4) Бога нередко вслед за Аристотелем называли Беспричинной Причиной (или Первопричиной) *сущего . Но Бог – трансцендентный
Творец мира, Он создал мир Своей свободной любовью, а не по необходимо сти, поэтому —Бог не есть причина мира, хотя Он есть его основа, в этом смысле мир беспричинен“ (С.Булгаков). Это не значит также, что мир несет в себе причину самого себя, потому что источник бытия и
жизни мира – в Боге. *Томизм, однако, трактует *Первопричину мира по-иному.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ПРОВИДЕНИЕ (лат. Providentia) – —целесообразное действие Высшего Существа,
направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности“

(Вл.Соловьев). Христианская мысль видит мир в целом и жизнь любого человека находящимися не во власти случая или судьбы, а направляемыми милостью Божией к благой
цели. Нельзя сказать, что Бог полностью управляет всем происходящим до мелочей, но есть личная забота Бога о мире и о каждом человеке, Его воздействие на историю. Согласно Откровению, это также и осуществление Его замысла о спасении мира через Христа в целях
финального преображения мира для полного торжества Царства Божия. Про видение нередко отождествляют с Промыслом (Pronoia), хотя в нехристианской философии *Промысл не связан с верой в то , что Бог таинственно ведет мир к победе над силами хаоса, зла и смерти.
Провидение понимают двойственно – как действие Бога в рамках естественного порядка вещей, когда нужные для достижения како й-либо цели события —организуются“ без нарушения законов мироздания, и как чудесное вмешательство Божие в ход событий, когда Бог позволяет
себе ради спасения человека нарушить Им самим установленные законы. Основная проблема Провидения, – место свободы воли человека и его нравственной ответственности в замыслах Божиих. Исчерпывающего решения этой проблемы нет.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ПРОГРЕСС (от лат. progressus – движение вперед) – процесс непрестанного и необратимого улуч шения условий человеческой жизни, нравственности, со циального порядка и цивилизации в ходе истории. Прогресс остается предметом светской веры, в основном противоречащей фактам,
однако, в определенных областях культуры на некоторых ее этапах можно наблюдать прогрессивные изменения. В ХХ веке эту веру оценивают уже как —допотопную“. Оппонент
прогресса – *циклизм, описавший становление и вырождение великих цивилизаций древности. Их распад надолго по гружал оставшиеся на их месте народы в состояние одичания. Христианские возражения: 1) прогресс теряет смысл, если не происходит неуклонного
улуч шения прежде всего нравственного состояния человечества в целом; 2) его невозможно осуществить мерами политическими, социальными, просветительскими и экономическими; лишь религиозное обращение может усилить в людях чувство нр авственной ответственности, но
секуляризация современной культуры и общественной жизни этому противодействует; 3) прогресс – симптом конца, все более ускоренного движения человечества к финалу, к
катастрофическому завершению истории. —О, треклятый прогресс!“ – возопил К.Леонтьев, увидев в нем процесс неотвратимого внутреннего разложения западноевропейской культуры. С.Франк назвал прогресс необратимо идущим созреванием человечества для Суда. Сравн. у
Вл.Соловьева: —Спасающий спасается. Вот тайна прогресса – другой нет и не будет“.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ПРОМЫСЛ (греч. Pronoia) – в дохристианской философии общая зависимость нашего мира от высшего: Промысл, во-первых, вводит в рамки мирового бытия то, что из него выпадает в силу самообособления и самоутверждения каждого единичного бытия, а, во-вторых, обеспечивает покр овительство свыше тем душам, которые становятся на путь добра и *духовного восхождения. Промысл, как думали, заранее предусмотрел появление зла и —древней
дерзости“ самоутверждения и принял их как нечто необходимое в мироздании и полезно е для *гармонии мира, поэтому мудрый должен понимать, что Промысл из любого зла извлекает какое-нибудь добро. Действие Промысла ограничивается здесь, однако, только функцией
космического регулирования, осуществляемой (если перейти на христианскую точку зрения) в падшем мире путем примирения со злом и без всяко го стремления выводить мир за пределы его греховности. Короче, Промысл античный не спасает. Решающая для спасения мира роль победы
Христа над грехом отличает древний языческий Промысл от *Провидения в христианской мысли.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ПРОСВЕЩЕНИЕ – согласно И.Канту, —это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он нахо дится по своей собственной вине. Несовершеннолетие
есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со
стороны кого-то другого. Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения“. Светская культура стала взрослой; она не мирилась с авторитаризмом и социальной несправедливостью, стала веротерпимой и санкционировала
творческую инициативу разумной и о тветственной личности. Однако, надежда, что просвещенный *естественный человек достигнет совершенства и создаст рай на земле в виде
успешной цивилизации, себя не оправдала. Вместе с тем внутрицерковная культура вовремя не повзрослела, что это крайне затруднило диалог и взаимодействие Церкви и светской культуры, так что их пути разошлись. Ответом на происшедшее должно стать достижение внутрицерковной культурой своей – христианской – зрелости.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ПРОТЕСТАНТСТВО (ПРОТЕСТАНТИЗМ) – обширное движение в западном христианстве, начато е в XVI в., распространившееся по всему миру и продолжающееся до сих пор. Выступив против авторитаризма и традиционализма Римско-Католической Церкви во имя евангельской
правды, оно поставило вопрос, что считать истинным христианством и как вновь создать в условиях современного мира подлинную святую Церковь, имея образцы первоапостольских общин в Св. Писании. *Лютеранство и *кальвинизм в континентальной Европе и англиканство
в Британии стали первыми достижениями протестантства, но общая неудовлетворенность его результатами постоянно приводила к появлению новых реформационных движений –
пуританства, пресвитерианства, методистов, баптистов, пятидесятников и др. Основные принципы: 1) поклонение единому трансцендентному Богу осуществляется в духе полного доверия к Нему и самоотдачи в вере и не должно затемняться почитанием Папы и традиционными формами благочестия, созданными людьми и питающими их горделивое чувство самоутверждения; 2) протестант не пытается сам себя сделать христианином и не
вверяет дело своего спасения авторитетам или традициям; он все силы отдает на обретение твердой уверенности в спасении, обретение лично как дар Божий по Его избранию и благодаря крестной жертве Христа, а не по своим достоинствам или заслугам святых, не в силупринадлежности к традиции; 3) Слово Божие, данное в Библии, а не магистерий и не учительное слово иерархии, принимается протестантом с полным доверием, он должен понимать
подлинный смысл Сло ва и осуществлять в жизни; 4 соединять духо вный опыт веры со всеми средствами свободного исследования Писания, чтобы понять его истинный смысл; 5) Церковь – народ Божий, созванный словом Евангелия из числа избранных свыше, в ней совершаются основные таинства – крещение и трапеза Господня; 6) существует священство всех вер ующих,
всех принявших крещение; пасторы и проповедники не имеют особого духовного статуса в народе Божием, не являются посредниками между Богом и другими членами общины, а
наделены лишь особыми функциями; 7) все *призвания – о динаково священны, нет различия между мирянином, монахом и пастором, нет —христианства по профессии“, нет нужды в особых монашеских орденах, в послушании иерархии и пр.; 8) в этике – строгая нравственность в
личной, семейной и общественной жизни, деловая ответственность, независимость и предприимчивость в труде во славу Божию и во исполнение Его планов; 9) сохранение
открытости к дальнейшим реформам провозглашается как принцип жизнеспособности самого протестантства и условие успешности его миссии в мире, поскольку ни одна из христианских традиций, в то м числе и созданные реформационными движениями, не может быть признана как
осуществившая евангельский идеал. Оппоненты протестантства настаивают, что оно недопустимо пренебрежительно отнеслось к Св. Преданию, апостольскому преемству, значению Церкви в личном спасении, иерархическому началу в Церкви и тому, что Св. Писание – книга в руках Церкви, поэтому для понимания его смысла недостаточно одного только индивидуального духовного опыта.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ПРОФАННОЕ (от греч. pro – прежде и лат. fanum – святилище, хр ам) – мирское, не связанное с религиозным, священным; светское. Профан – тот, кто не прошел *инициации, не введен в тайны *эзотерического знания; в менее строгом смысле – не сведущий.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ПСИХОАНАЛИЗ – ряд методов исследования психики и психотерапии, связанных с идеями З.Фрейда. Цель – достижение —господства разума над иррациональными и бессознательными страстями; освобождение человека из-под власти бессознательного в пределах возможного...,
оптимальное знание истины, а значит, знание реальности“ (Э.Фромм). Фрейд настаивал на любви к истине как непременном условии психоаналитической работы, но будучи догматиком-атеистом, узко понимал истину. Он предложил нестрогий метод свободных ассоциаций в интерпретации симптоматики подсознания, придал определяющее значение бессознательным сексуальным стремлениям и признал духовные искания и творчество в культуре сублимацией их
энергии. Религиозная жизнь человека, согласно психоанализу, детерминирована его историей с раннего детства, где главную роль играет властный отец – пугающий и притягательный, дающий защиту и безопасность в ответ на послушание. Повзрослев он находит образ Бога,
властного и бесчеловечного, и устанавливает с ним рабские отношения. Они иллюзорны, патологичны и выражают неспособность невротика-инфантила справиться с проблемами и стать независимым, взрослым и рациональным человеком. Мир, в котором человек должен научиться
жить, это, по Фрейду, безбожный мир, где есть законы и порядок, но нет любящего Отца. Психоанализ натур алистически низводит духовную жизнь на низшие уровни душевной жизни, искаженной грехом, если давать христианскую оценку. Однако, человеку дано быть сильнее своей сексуальности и незрелости своего отношения к Богу, что означает фундаментальную неправоту Фрейда по отношению к религии. Несмотря на несоответствие его концепции существу религии как связи и встречи с Высшим, ценность фрейдизма усматривают в том, что он выразил, как уж сумел, на светском языке аспект библейской истины о падшести человека. —Психоанализ философски не справился с тем кладом глубинной душевной жизни, который он сам нашел“ (С.Франк). —Психоанализ описывает то, что само по себе еще не является верой“ (О.Клеман).

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"


ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ – область научных исследований, где изучается воздействие религиозной *веры на душевную жизнь. Первоначально рассматривались некоторые виды
*религиозного опыта, напр., обращение к Богу или призвание свыше для служения в мире, роль
религиозных мотивов в деятельности человека. По мере переключения внимания на
*бессознательное были привлечены методы *психоанализа, гуманистической психологии,
глубинной психологии. Результаты разные. *Редукционисты отрицали право религии на
собственный предмет, объясняли ее к болезненностью психики невротика или же списывали на низшие желания (в *психоанализе). Но были и поло жительные результаты: ряд сторон душевной жизни религиозно го человека удалось понять как выражение подлинных (а не патологических)
стремлений его души, напр., поиска смысла жизни, стремления иметь предмет благоговения,
поклонения и любви, преодо леть отчуждение от мира, войти среду или группу с высокими духовными интересами, расширить возможности осмысленной самореализации и обрести
полноту жизни, служение Высшему вместе с собратьями по вере. А.Маслов привлек внимание к —пиковому опыту“ в жизни человека с высокой степенью самореализации и успешной самоотдачи; этот опыт он отнес к мистике, к видению *трансцендентного, к пер вич ным элементам религии. Г.Олпорт отличал зрелую религиозность от незрелой по признаку, озабочен ли человек прежде всего собой или же он действительно чуток к Высшему, к большему, чем он
сам, т.е. склонен жить в русле религии, а не использовать ее. Э.Эриксон выявил положительную роль психосо циальных кризисов в жизни души, где важное значение имеет ее ориентация на трансцендентное. Дж.Фаулер описал шесть этапов развития веры в жизни человека. В.Франкл в
противовес —глубинной психологии“ предложил —вершинную“, где основное значение для психики и ее терапии придается смыслу жизни, корни которого – религиозны: —Смысл должен
быть найден, но не может быть создан“, и *совесть является —органом смысла“. Э.Фромм писал о значении духовной *радости и любви к Богу и ближнему для полноты душевной жизни. Все
это дало лучшее понимание верующей души, но, по многим оценкам, не дает его по лноты, нужной, напр., для осмысления действия *благодати.

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА – проблема единства души и тела, взаимозависимости психических и физиологических явлений. Для *платонизма связь души и тела – внешняя, т.к.
душа у платоников достигает полноты жизни в горнем бестелесном мире идей, а не в земном теле, —темнице души“. Аристотелево-томистская традиция, напротив, рассматривала единство тела и души как единство формы и материи, поэтому жизнь души без тела неподлинна и неполна. Р.Декарт, резко противопоставив материальную и духовную *субстанции, вернулся к платоновскому дуализму в понимании психофизической проблемы: душа в теле – нечто вроде
—духа в машине“. Платон и Декарт оказали на западную культуру сильно е влияние, которое до сих пор не до конца пр еодолено, и нередко по ошибке считают, что их дуализм и есть
христианский подход к единству души и тела. Некоторые из современных философов высказывают идеи, близкие библейским: душа и тело – разные стороны человека как
целостного существа, которое по-разному может выражать себя в психическом плане и среди телесных вещей, напр .: —тело – это душа в ее внешней форме“ (Дж.Педерсен).

Автор:  Иван Журавский [ 25 май 2011, 09:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вики Словарь "Серебрянных нитей"

РАССУДОК – рассуждающий разум, стремящийся дойти до истины, выявляя и собирая различные исходные элементы какой-либо вещи и затем связывая их во единое целое. Схоласты и более по здние религиозные философы признавали рассудок не способным к бого познанию, т.к. он познает известное, сравнивая его с неизвестным, что и обрекает его двигаться в кругу только тварных вещей, а путь к Творцу остается закрыт. В философии начиная с Нового времени признается, что рассудок ограничен понятийным знанием и ему, в отличие от разума, непосильно смысловое понимание Высшего бытия, мира в целом, смысла истории, назначения человека и пр.

Страница 16 из 24 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/