Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Понимание? А как это? http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=14&t=688 |
Страница 4 из 8 |
Автор: | Иван Журавский [ 05 апр 2011, 23:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№7. Тип сценарного мышления Сценарий с лучшим случаем/худшим случаем; оптгтисты/пессимтсты;беспомощные/энергичные Концепт. То, куда человек направляет свой взгляд сперва — на проблемы, опасности, угрозы и трудности, связанные с той или иной ситуацией, или на перспективы, возможности, удивительные, волнующие и захватывающие моменты, — определяет, обратится ли его мышление сначала к сценарию с худшим или с лучшим случаем. Сортировка в поиске сценария с лучшим случаем ориентирует человека в оптимистическом, обнадеживающем, целеустремленном и преисполненном сил ключе. Сортировка в поиске сценария с худшим случаем обусловливает пессимистическую, негативную и сфокусированную на проблемах ориентировку. Когда пессимистическое мышление становится избыточным, оно порождает чувство безнадежности. Извлечение. «Когда вы изучаете какую-то проблему, то сначала рассматриваете сценарий с худшим или лучшим случаем?», «Ваши мысли обычно обращены к проблемам и трудностям или к возможностям и позитивным задачам?» Идентификация 1. Пессимисты. Те, кто привык или кого приучили обращаться сначала к сценариям с худшим случаем, превращаются в «пессимистов», которые мыслят «негативно». Поскольку их сознание занято проблемами и трудностями, они становятся экспертами в области контроля за качеством изделий, специалистами по устранению технических неисправностей и корректорами. Но когда они злоупотребляют этим стилем, то начинают быстро и автоматически навешивать на происходящее ярлык «безнадежности». Селигман (Seligman, 1975) коротко охарактеризовал данное состояние с помощью трех «П»: персональный, проникающий и постоянный. Это расшифровывается так: проблема касается меня Псрсонально («Я неудачник»), проникает всюду («Это отражается на всей моей жизни!») и так будет продолжаться постоянно («Ничего уже не изменишь»). Исследование Селигмана было сфокусировано на двух концептах: контролируемости и предсказуемости. Когда человек (или животное) заключает в определенном контексте, что он не способен ни повлиять на результат, ни предсказать его, у него развива*1 ется приобретенная «беспомощность». 2. Оптимисты. Те, кто привык или кого приучили обращаться сначала к сценариям с лучшим случаем, становятся «оптимистами», которые идут по жизни, полные радужных надежд и мечтаний. Они могут найти и предложить заманчивую идею, поддерг живать в людях мотивацию путем установления долговременной цели и т. д. В отличие от негативного, формирующего беспомощность пессимистического подхода оптимистический подход активизирует фрейм мышления, «придающий силы». Когда человек ограничивает себя исключительно данным стилем, он начинает взирать на все сквозь «розовые очки», утратив способность смотреть на трудности прямо и открыто. Злоупотребление подобной сортировкой побуждает человека отрицать проблемы. Язык и подстройка. Те, кто мыслит пессимистически, сначала будут говорить о проблемах, опасностях, угрозах, трудностях и т. Д. Встречайте их в этой модели мира. Те, кто мыслит оптимистически, сначала расскажут о своих мечтах, решениях, идеях, догадках и т. д. Подстраивайтесь к тому, с чего они начинают, а затем ведите их к другому полюсу континуума. Это развивает гибкость сознания Эмоции. Очевидно, что данный паттерн порождает соответствующие «позитивные», приятные и «приподнятые» эмоции у оптимистов и «негативные», неприятные, даже горькие и мучительные эмоции у пессимистов. Когнитивное искажение в РЭТ. Те, кто излишне привержен ориентированному на проблемы модусу восприятия, могут в итоге начать отфильтровывать все позитивное в ущерб себе и другим. Если такой человек находится в ситуации сильного стресса, дистресса и расстройства, то его поле зрения сужается и он начинает смотреть на мир сквозь темные очки. В этом случае человек будет отбрасывать или обесценивать возможные решения, позитивные идеи, советы, ресурсы и т. д., . Первичные контексты. Моделирование поведения родителей и других людей и идентификация себя с ними могут обусловливать появление одного из стилей — оптимизма или пессимизма. Чрезмерная опека и защита в детстве могут приводить к крайней форме радужного оптимизма; травматический опыт способствует фаталистическому пессимизму. Физиологическая чувствительность к стимулам может приводить к мышлению на основе сценария с худшим случаем — вследствие обостренного восприятия возможных неудач (см. также № 13). Самоанализ • . Оптимисты (лучший случай, энергичность)/ пессимисты (худший случай, беспомощность) Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: '•&> Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 05 апр 2011, 23:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
8. Тип перцептивной устойчивости Проницаемость/непроницаемость Концепт. Данная метапрограмма относится к качеству наших Ментальных конструктов с точки зрения их проницаемости или непроницаемости. Какие виды ментальных конструктов вы создаете Или выстраиваете? Некоторые люди работают с идеями, мысля- ми, убеждениями, ценностями и т. д., формируя устойчивые, прочные и непроницаемые конструкты (относящиеся и к идеологии, и к репрезентации), тогда как у других подобные конструкты намного более проницаемы. Это означает, что мышление человека может быть открыто для внешних влияний (идей, эмоций, переживаний). Извлечение. «Когда вы начинаете анализировать какие-то свои ментальные конструкты, свои представления об успехе или неудаче, о любви и прощении, о взаимоотношениях и работе, о личных качествах... ваши репрезентации того, что вы знаете, кажутся вам постоянными и стабильными или неустойчивыми? Почему вам так кажется?», «Вспомните что-то, что вы знаете наверняка, — о себе самом. А теперь вспомните что-то, что вы знаете, но в чем сомневаетесь... Чем отличаются эти репрезентации друг от друга?» Идентификация. Некоторые люди, выстраивая свои менталь-* ные конструкты, создают их непроницаемыми, так, что они кажутся!тнеподдающимися пересмотру или замене, какие бы новые события ни происходили... человек может миритъся c pя дом вторичных несоответствий, не отбрасывая и немо* дифицируя общий конструкт (Schultz, 1990, pp. 390~ 391). Люди, создающие непроницаемые конструкты, обычно идут по жизни со стойкими и неизменными убеждениями или системами убеждений. Другие люди выстраивают конструкты, отличающиеся большой проницаемостью. Такие проницаемые конструкты могут пересматриваться и расширяться в свете нового опыта. Кейд и О'Хэн-лон охарактеризовали эту особенность, относящуюся к степени проницаемости конструктов, как когнитивную сложность' ...ее можно определить с точки зрения большого количе-ства независимых параметров, доступных для использования при изображении характеристик в любое время, можно приравнять к гибкости, восприимчивости, терпимости, пониманию, творческой способности и т. д. (Cade&O'Hankm, 1993, р. 27). Однажды ко мне (MX) пришла пациентка, которая страдала от крайних колебаний в эмоциях по поводу собственной личности. В ответ я сначала извлек из ее памяти подробное описание нескольких повторявшихся случаев, когда она ощущала свои ресурсы особенно полно. Затем я усилил и заякорил эти состояния. Но как только мы закончили, она не смогла удержать и сохранить эти репрезентации и чувства. Другие мысли, воспоминания и чувства, относившиеся к иным событиям, тотчас же пронизали их и тем самым ослабили ее ощущение ресурсности. Это побудило меня поставить под сомнение ее перцептивную устойчивость. Поняв, что для нее характерна высокая проницае-мость данного паттерна сортировки (метауровневое восприятие с ее стороны), она провела его экологическую проверку. Увидев, насколько ей вредит эта метапрограмма, она решила развить большую гибкость сознания, так, чтобы по своему желанию обеспечивать непроницаемость своего ресурсного состояния. Затем она произвела это изменение. После чего ее репрезентации и чувства в отношении собственной личности стали более устойчивыми и она обрела способность сохранять более стойкое самоощущение. Язык. Прислушайтесь к терминам и словам, выражающим колебания, сомнения, вопросы, изменчивость и т. д., чтобы выявить проницаемые конструкты. Прислушайтесь к терминам и словам, выражающим уверенность и определенность («нет вопросов», «безусловно», «абсолютно» и т. д.), чтобы выявить непроницаемые конструкты. Обратите внимание также на модальные операторы (№ 23) необходимости («должен») и невозможности («не могу»), связанные с непроницаемостью, и модальные операторы возможности («могу», «готов»), связанные с проницаемостью. Первичные контексты. Степень нарушения и уважения личных границ, включая право жить собственной жизнью, мыслить^ чувствовать и реагировать как независимая и автономная личность, может приводить к формированию устойчивых и долговечных репрезентаций. Хаотичное и беспокойное окружение могло оставлять ребенку слишком мало времени для консолидации репрезентаций. Наложение табу на определенные мысли, назойливые модели (образцы для подражания), которые вносили беспорядок в мысли, идеи, образ мышления ребенка, могут приводить к чрезмерно проницаемому стилю сортировки. Самоанализ • Проницаемая сортировка/непроницаемая сортировка Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 05 апр 2011, 23:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 9. Тип фокусировки Помехоустойчивые/непомехоустойчивые (экранирующиеся/неэкранирующиеся) Концепт. Термин «экранирование стимулов» связан с тем, какую часть среды люди обычно оставляют без внимания (то есть, какую долю стимулов они отфильтровывают, не допуская до осознания). Тем самым они уменьшают нагрузку со стороны внешних стимулов, а также свой уровень возбуждения от их воздействия» В этом отношении люди, как правило, располагаются где-то в промежутке между восприятием всех стимулов и отсечением значительной их части. '^Извлечение. «Опишите места, где вы можете заниматься или читать. Можете ли вы делать это везде или вам кажется, что в некоторых местах слишком шумно или слишком много других стимулов, которые мешают вам сосредоточиться?», «Опишите обстановку, в которой вам проще всего сосредоточиться на чем-то?», «Легко ди вы отвлекаетесь во время чтения, игры, разговора, размышлений и т. д.?» Идентификация. Данная метапрограмма определяет тот промежуток времени, через который человек начинает испытывать стимульную перегрузку и, следовательно, нейросемантический «стресс». Поскольку всем нам присущи определенные стрессовые пороги, никто из нас не способен вынести частые и очень интенсивные состояния возбуждения, не ощутив перегрузки. При хронической стимульной перегрузке наша нервная система достига-ет своего предела и появляется усталость. Результатом становится не только физическое утомление, но дают о себе знать и другие защитные механизмы. 1. Непомехоустойчивые. Тех, кто обычно осуществляет экранирование в незначительной степени, мы называем непомехоустойчивыми. Их внимание рассредоточено. Как правило, они видят, слышат, обоняют и как-то иначе ощущают значительную часть того, что происходит вокруг. Они также не ранжируют различные элементы ситуации и поэтому не способны отсечь незначимые или нерелевантные стимулы. В результате обстановка часто кажется им сложной и перегруженной отвлекающими факторами. Мераб-риан замечает: Низкиеуровниэ?(ранировангтстш^уловуказываютлигиь на меньшую селективность и} следовательно, на повышенное возбуждение в различных ситуациях, как приятных, так и неприятных. Можно сказать, что непомехоустойчивым индивидам присущ более тонко и точно на-строенный эмоциональный механизм. Они относительно чувствительны к небольшим вариациям в стимулах имо-гут утратить работоспособность в случае сильных вариаций (Mehrabrian, 1976, р. 60). Поскольку я (ББ) функционирую преимущественно в ауди-альной сенсорной модальности (№ 3), то меня отвлекает, а временами и раздражает шум. Если во время занятий студент шуршит бумагами или щелкает ручкой, я обычно вежливо прошу его перестать. Это мне сильно мешает. Данная метапрограмма воздействовала на меня даже во время сна — когда я не мог отвлечься от лая собак. 2. Помехоустойчивые. Людей, которые обычно осуществляют селекцию стимулов, мы называем помехоустойчивыми. Они автоматически и бессознательно ранжируют аспекты сложной ситуации, с тем чтобы не рассредоточивать свое внимание. Они вступают в ситуацию сфокусированными, отсеивая менее релевантные элементы. Экранирование высокого уровня позволяет человеку отсеять столь многое, что он может показаться невнимательным, отстраненным и даже безразличным. Аутизм характеризует крайнее состояние экранирования. Эмоции. В одной и той же обстановке непомехоустойчивые будут испытывать намного большее возбуждение (даже стресс), чем помехоустойчивые. Мерабриан также замечает: Более того, у непомехоуспюйчивыхреакция на новые, ме-няющиеся или неожиданные ситуации длится дольше, чему помехоустойчивых (Mehrabrian, 1976, р. 59). Как правило, пассивные люди осуществляют экранирование Л в меньшей степени, чем агрессивные, поскольку они выискивают в среде сигналы опасности (см. № 13). Поищите признаки отвле-каембсти у непомехоустойчивых и сосредоточенности у помехой устойчивых. Непомехоустойчивые достигают максимально допусти-мых уровней возбуждения быстрее и чаще, чем помехоустойчивые. Это означает, что продолжительное воздействие среды с высокими нагрузками вызывает у первых усталость их физиологических механизмов. Так, стрессор, вые ситуации, которые зачастую не только связаны с перегрузками, но и неприятны, причиняют им больший вред, чем помехоустойчивым (Mehrabrian, 1976, р. 60). '" Непомехоустойчивые также проявляют большую эмпатию к другим людям, поскольку они восприимчивы к эмоциональным реакциям окружающих. Мерабриан указывает, что «у женщин отмечается тенденция к чзггь меньшему экранированию, чем у мужчин». Язык. Послушайте, как часто непомехоустойчивый индивид будет вспоминать о ценимых им «тишине, покое, уюте» и т. д. Он станет жаловаться на шум, мешающий ему думать, на преследую^ щие его запахи и т. д. Помехоустойчивый человек будет говорить о ценимых им «волнующих событиях, приключениях, новых ощущениях и местах». Неврологические индикаторы. У непомехоустойчивых людей, которые испытывают сильное физиологическое возбуждение, также наблюдается периферийная вазоконстрикция, то есть сужение капилляров на кистях рук и стопах. Это означает, что температура кожи на этих частях тела ниже общей температуры тела. У легко возбудимых людей часто бывают холодные сто* пы и кисти рук (Mehrabrian, 1976, р. 60). Первичные контексты. Очень похожи на № 8 в отношении контекстов вмешательства или невмешательства в личную жизнь, на- личия времени на обдумывание и размышления или отсутствия такового. Дети начинают жизнь, обладая, по-видимому, небольшой способностью к отсеиванию стимулов и поэтому им приходится учиться тому, как селективно направлять внимание. Большинству детей требуется разрешение на экранирование и взрослые могут легко помешать им делать это. Самоанализ • Непомехоустойчивость/помехоустойчивость Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 05 апр 2011, 23:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 10. Философская направленность Почему/как; причины/процесс реагирования (философ/ практик) Конце пт. Работа «мыслительного аппарата» в аспекте философской направленности колеблется между вопросами, «почему» произошло то или иное событие и «что» оно означает с точки зрения причин и источника, с одной стороны, и «как» иметь с ним дело — с другой. Извлечение. «Когда вы думаете о каком-то предмете (являющемся или не являющемся проблемой), то сначала размышляете о причине и источниках (почему) или об использовании, функции, направлении, исходе (как)?» Идентификация 1. Люди, задающиеся вопросом почему, обычно сортируют в поиске философского прошлого данного явления и поэтому ценят (или переоценивают) понимание его причин и источника. Допущение, которое приводит в действие эту ментальную операционную программу, выглядит так: «Если я смогу понять, откуда берет Начало такое-то явление, то обрету над ним власть». В психологи данный стиль нашел свое выражение в подходе, который Бэн-Длер и Гриндер назвали «психоархеологией», — его можно увидеть, например, в концепциях Фрейда и Юнга. (Glasser, 1965, приводит соответствующие примеры.) Угадайте, что хотят знать те, кто сортирует в поиске почему, когда они обращаются к терапевту? Причину и источник проблемы! Люди, перенесшие психологическую травму, часто «застревают» в своем травматическом состоянии, и в результате — посколь* ку они ходят и ходят по кругу, вопрошая о «причине», — у них возникает посттравматический синдром. 2. Люди, задающиеся вопросом как, обычно интересуются применением и назначением объектов. Они уделяют мало внимания причинам (хотя все-таки уделяют), их больше волнует ответ на вопрос «ну и что?» Философская направленность как побуждает их больше фокусироваться на решении, чем на проблеме. «Что я могу предпринять в этой ситуации?», «Как я могу использовать это или прореагировать на это?» Язык и личность. Ориентация «почему» превращает человека в философа (№ 22 — восприятие), а ориентация «как» — в прагматика, который предпринимает действия, изменяющие ситуацию, (№ 22 — суждение). Первичные контексты. Какая философская ориентация преобладала в мышлении родителей и учителей ребенка? Идентифицировал ли он себя с ней и моделировал ее или отвергал подобную ориентацию? Травматический опыт обычно побуждает людей искать причины, источники и т. д. Самоанализ • Почему — причины/как — функция Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 05 апр 2011, 23:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№11. Тип структурирования реальности Аристотелевский/неариапотелевский (статичный/прщессуалышй) Концепт. Способ, которым человек осмысляет территорию «реальности» — как нечто статичное, постоянное, состоящее из объектов, устойчивое, вечное и т. д. или как нечто меняющееся! остоящее из процессов, наполненное движением и т. д., — определяет тип карты, которую он использует в жизни. Извлечение. «Когда вы размышляете о реальности, то обычно представляете ее как нечто постоянное, устойчивое и состоящее йз объектов или как танец электронов, нечто текучее, постоянно меняющееся, состоящее из процессов?» Идентификация Аристотелевский. Люди, которым реальность кажется статичной, исповедуют аристотелевский взгляд, позволяющий им взирать на жизнь с макроскопической или микроскопической позиции физики. Они живут (ментально и концептуально)в мире, наполненном вещами, объектами, людьми и т. д., и поэтому употребляют в своей речи преимущественно существитель ные и номинализации. Это побуждает их овеществлять процессы, превращая их в объекты (номинализация). Они обычно также прибегают к аристотелевской «логике», которая проявляется в использовании (скрытом) «есть» идентичности («Он — неудачник») и «есть» предикации («Она глупа»). Тем самым они живут в достаточно устойчивой и «застывшей» вселенной, к кото рой могут чувствовать себя привязанными и объекты которой считают неизменными. Неаристотелевский. Люди, которые представляют реальность в виде процессов, усвоили скорее неаристотелевскую мыслительную установку и поэтому взирают на жизнь преимуществен но с субмикроскопической позиции физики. Это позволяет им ценить и использовать «квантовый» уровень. Концептуально они осмысляют действительность как «процессуальную», полную выплесков энергии, так что «объекты» становятся относящейся к более высокому уровню макроскопической иллюзией нервной системы, концептом, пригодным для работы и использования, но не более того. В разговоре они больше используют глаголы, функциональ ный язык, поведенческие характеристики и поэтому живут в мире процессов. Язык и личность.. Язык существительных и номинализации Формирует устойчивый черно-белый мир (№ 6) аристотелевско-г° Ума, способствует более конкретному и детальному мышлению (№ 1) и тем самым обусловливает большую рассудочность (№ 22).язык глаголов и процессов ведет к мышлению континуумом, склон ности задавать вопрос «как» (№ 10), большей восприимчивости, текучести личности и гибкости система образования во многом способствует аристотелевскому типу мышления. Он до сих пор пронизывав* нашу культуру. Пакатопиескоесообщ^ствопродолжаетиспользовать при диагностике DSM-IV. Если человеку ставят диагноз «паническое расстройство» и назначают государственное пособие, тогда получается, что доллары, взимаемые в виде налогов, поддерживают тот образ жизни, при котором человека постоянно преследует страх. Кожибски (Korzybski, 1933/1994) показал, что представляет собой неаристотелевский стиль мышления, эмоций и речи. НЛП развивается на этой основе. Тем самым НЛП превращает «панической расстройство» снова в процесс, задавая вопрос: «Как вы определи-? ете, когда вам впадать в панику? В результате каких ваших действий вас начинает переполнять страх? Что вы видите, говорите себе и т. д.? Если вы этого не сделали, что вы испытываете? Первичные контексты. Наша нервная система предраспола-* гает нас изначально к аристотелевскому способу восприятия и мышления. Поэтому изменение этой метапрограммы полностыб зависит от обучения на основе аристотелевского восприятия, которое характеризует «здравый смысл». Данный уровень характер ризует мышление ребенка и мышление первобытных людей. Неаристотелевская мыслительная установка проистекает из мировоззрения, опирающегося на квантовую механику, квантовую (не ньютоновскую) физику, теорию Эйнштейна и т. д. Самоанализ • Аристотелевская статичная/неаристотелевская процессуалы. ная сортировка Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма^ уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 05 апр 2011, 23:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 12. Предпочитаемый канал коммуникации Вербалъный(дигиталъный)/невербалъный (анадоговый)/сбаламсированный Концепт. Информация поступает к нам по двум основным каналам — вербальному и невербальному. Вербальный канал вклют чает все символьные системы, которые мы создали для коммуни-jgmnn: язык, музыку, математику, изобразительное искусство, языки программирования и т. д. Невербальный канал включает все характерные сигналы, которые обусловлены нашим физиологическим и психологическим состоянием: дыхание, позу, мышечный тонус и напряжение, жесты, сканирующие движения глаз и т. д. По мнению Бэндлера и Гриндера, вербальный канал передает сообщения о содержании, а невербальный — аналоговые сообщения и сообщения об отношении (Bandler, Grinder, 1976, p. 34). Хотя оба «канала» обеспечивают передачу множества сообщений и данных, некоторые люди отдают предпочтение одному из них. ...в любой группе одновременно предъявляемых валидную репрезентацию человеческого опыта. В нащей моде-ли ни об одном из этих парасообщений нельзя сказать, что оно более валидно—или более правдиво, или более показательно для клиента, — чем любое другое. Скорее наше понимание группы парасообщений состоит в том, что каждое из этих сообщений отражает часть модели мира клиента. Когда коммуникация клиента конгруэнтна, каждое из парасообщений соответствует, конгруэнтно каждому из остальных. Когда коммуникация клиента неконгруэнтна, мы знаем, что модели мира, которые он использует и которые направляют его поведение, несогласованны (Bandler, Grinder, 1976, pp. 37-38). Извлечение. «Чему вы придаете большее значение в коммуникации с людьми — тому, что они говорят, или тому, как они это говорят?», «Во время коммуникации вы обращаете больше внимания на слова и фразы, которые вы употребляете, или на свою интонацию, темп речи, громкость голоса, контакт глаз и т. д.?», «Когда вам кажется, что слова, произносимые человеком, некон-груэнтны тому, как он их произносит, и вы не знаете, на какое сообщение настроиться, какому из них вы отдадите предпочтение как более "реальному"?» Идентификация 1- Вербальный. Люди, которые сортируют преимущественно то, ЧТО говорит другой человек, его речь, термины, фразы и т. д., луч-1116 воспринимают и чаще задействуют вербальный канал, чем невербальный. Чем больше человек использует систему аудиально-дигитальных репрезентаций (М° 3), тем вероятнее, что он также предпочтет вербальный канал. У представителей некоторых профессий этот канал явно перегружен: у юристов, писателей, чиновников. Те, у кого эмоциональный стиль преодоления трудностей характеризуется «агрессией» (активная реакция на стресс, № 13), могут также чаще отдавать предпочтение вербальному каналу, чем те, кто демонстрирует пассивную реакцию на стресс. Последний»*' фокусируясь на сигналах опасности, обычно уделяют больше внимания невербальным каналам. Невербальный. Люди, которые сортируют преимущественно то, как говорит другой человек, будут обращать внимание на инто нацию, темп речи,*громкость и тембр голоса, дыхание и т. д. Как правило, они больше интересуются состоянием, которое физиоло» гически демонстрирует человек, чем тем, что он фактически говорит. Обычно такие индивидуумы не доверяют вербальному каналу, зная, насколько легко другие могут «работать языком», чтобы скрыть нечто реальное. Представители определенных профессий отдают явное предпочтение невербальным каналам (например, ак теры, медсестры, продавцы и т. д.). Злоупотребляя этим свойством,они могут делать заключения на основании «чтения мыслей» и даже сообщать собеседникам, что те «в действительности» думают и чувствуют. Такие люди могут также предпочитать интуитивную сортировку (№ 5). Сбалансированный. Те, кто рассматривает оба канала как оди наково валидные способы передачи информации и данных (коммуникации), относятся к вербальной и невербальной составляю щей как к парасообщениям, не отдавая предпочтения ни одной из них. Язык и личность. Тем, кто предпочитает вербальные каналы^ нужны слова, и они обычно не доверяют своим «ощущениям» и интуиции, когда замечают сообщения и сигналы, поступающие по невербальным каналам. Вы можете услышать от них, к примеру; «Скажите мне, о чем вы думаете», «Поверьте мне на слово». Они могут быть излишне разговорчивыми, доверять словам и прием#¥ ведения беседы: дебатам, логике, дискуссии и т. д. Те, кто предпочитает невербальный канал, могут сказать: «Это лишь слова, а я хочу увидеть дела», «Ваши слова говорят одно, а ваш тон — дрУ" гоё». Люди, считающие, что наиболее качественную информацию дает пЬвёдёние, проявляют сильный интерес к навыкам наблюдения зЛ •людьми, а те, кто полагает, что самую качественную информацию обеспечивает язык, будут развивать преимущественно лингвистические навыки. Доступ к метапрограммам. Как эта метапрограмма влияет на ваш доступ к лингвистическим маркерам (вербальный канал) и физиологии (невербальный канал), которые информируют вас о метапрограммах? Первичные контексты. В формировании этой метапрограммы играет роль предпочитаемая репрезентативная система человека. Кроме того, если ребенок доверял родителям и учителям, которые подкрепляли свои слова соответствующими и конгруэнтными делами, он мог отдать предпочтение вербальному каналу. Разочарование и травма, связанные с разговорами взрослых, могут вызвать у ребенка недоверие к этому каналу, и он предпочтет «читать» невербальные каналы. Таким образом, весь опыт научения человека, то, насколько точно или обманчиво отражал язык межличностную реальность, в которой он рос, играют очень важную роль. Самоанализ • Вербальный/невербальный/сбалансированный Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения^ *' ■ • Увлечения/отдых* Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 05 апр 2011, 23:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
На своем жизненном пути мы учимся делать ментальные разграничения. Мы научаемся сначала обрабатывать информацию либо глобально, либо детально; присоединять подобия или отсоединять различия; отдавать предпочтение визуальной, аудиальной, кинестетической или языковой системе; собирать информацию из внешнего мира или интуитивно из своего внутреннего мира; рассматривать решения или проблемы; проявлять устойчивость или теряться; сосредоточиваться или отвлекаться; задаваться вопросом почему или вопросом как воспринимать происходящее как Нечто статичное на макроуровне или как процессы на микроуровне обращать больше внимания на дигиталыгую языковую систему или на аналоговую невербальную. В этих «ментальных» категориях (а также в других) мы учимся сортировать и отбирать или игнорировать информацию вокруг нас. Эти первые метапрограммы позволяют нам выделить дюжину параметров, характеризующих, как наш мозг (или мозг другого человека) осуществляет когнитивную обработку информации. подумайте над вопросами, которые мы приводим ниже. Еще лучше, если вы достанете блокнот и сделаете записи. Что вы узнали о собственном стиле «мышления», когда читали эти описания? Какие метапрограммы, по вашим оценкам, более всего влияют на ваши субъективные переживания? Хорошо ли они вам служат? Насколько гибко ваше сознание использует эти первые двенадцать метапрограмм? Не злоупотребляете ли вы какой-либо из описанных здесь метапрограмм и не испытываете ли в этой связи тех или иных проблем или трудностей? Попробуйте внимательно изучить представленный здесь перечень когнитивных метапрограмм и представить, что вы используете другую сторону континуума при сортировке и обработке информации. Выполняя эту операцию, обратите внимание, в какой ментальный мир она вас переносит. Вспомните двух-трех людей, которых вы хорошо знаете по жизни. Затем пройдитесь по перечню и идентифицируйте когнитивные метапрограммы этих людей» Как это сказывается на вашей коммуникации с ними? № 1. Размер чайка: общий план/специфика; глобальность/детали; дедукция, индукция, абдукция № 2. Тип связи: присоединение/отсоединение; тождество/различие; согласие/несогласие № 3. Тип репрезентативной системы: визуальная/ аудиальная/кинестетическая/аудиально-диги-талъная № 4. Стиль сбора информации: аптайм/даунтайм № 5. Эпистемологический тип: сенсоры/интуитивисты № 6. Тип перцептивных категорий: полярности/континуум №7 Тип сценарного мышления: сценарий с лучшим случаем/худшим случаем; оптимисты/пессимисты №8 Тип перцептивной устойчивости: проницаемость/непроницаемость № 9. Тип фокусировки: помехоустойчивые/непомехоустойчивые № 10. Философская направленность: почему/как; причины/процесс решения №11. Тип структурирования реальности: аристоте-левскгш/неаристотелевский (статичный/процессуальный) № 12. Предпочитаемый канал коммуникации: вербальный (дигитальный)/невербаль-ный (аналоговый)/сбалансированный |
Автор: | Иван Журавский [ 05 апр 2011, 23:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
Краткий металог Метапрограммы — как метаформаты, или ментальные коды, информирующие сознание о том, как обрабатывать/форматировать информацию. Моя (MX) дочь Джессика спросила меня, ради чего я собираюсь прочитать книгу о компьютерах «Руководство по WordPerfect*. Чтобы понять, как работает мозг моего компьютера, — сказал я. — Чем больше я узнаю о его мозге и форматах его программ,тем в более хороших отношениях мы с ним будем и тем легче мне будет заставить его выполнять все мои команды! Что значит «формат»? — спросила она. Он указывает на форму или стиль, который компьютер придаст документу: размеры и ориентацию листа, размер и гарниту-РУ шрифта, начертание символов — жирный или курсив. - Папа, а если ты не будешь форматировать? — спросила она. - Тогда определяющими будут параметры по умолчанию. - Параметры по умолчанию? - Да, параметры, которые разработчик заложил в мозг компьютера, с тем чтобы, если ты не знаешь, что выбрать, ты, в сущности,соглашалась с выбором разработчика, с опциями по умолчанию Смотри, если нажать Shift-F8, то компьютер покажет все опции, относящиеся к форматированию документа. - Но я не вижу на экране никаких команд форматирования. - Не видишь. Нужно нажать на F11, чтобы вывести на экран коды. Shift-F11 и перед нами окно с кодами. Помнишь, я говорил о метапрограммах в НЛП? -Да. - Так вот, форматирующая команда Shift-F8 в WordPerfect действует так же, как метапрограммы в человеческом сознании. Она перемещает человека на уровень, где он может форматировать и струк* турировать свою информацию в форме документа на любом уровне (слово, страница, документ) конкретности, который ему нужен. - То есть с помощью Shift-F8 ты можешь установить новые метапрограммы для компьютерного мозга. Здорово! — воскликнула она, а затем добавила: — А у людей есть кнопка Shift-F8, которая показывает их коды? - Ну, строго говоря, нет, — ответил я. - Папа, что означают эти уклончивые слова — «строго гово-ря»? - Ну, если ты знаешь форматирующие опции, доступные человеческому мозгу, например общее или гештальт, присоединение* или отсоединение, визуальный, аудиальный, кинестетический и т. д., тогда, если ты посмотришь, как человек форматирует свою информацию, то сможешь легко определить, от каких опций по умолчанию он отталкивается при форматировании своей информации. ! ; — Здорово! А нельзя ли задать вопросы, своегорода форматирующие вопросы!, которые заставят человеческий ум форматировать определенным образом? — Ты меня опередила, маленькая проныраК. Можно. Предположим, ты спросила: «Как выглядит эта идея в целом?» Или: «Какая конкретная деталь вам необходима для лучшего понимания этой темы?» Или: «Если бы вы присоединили это к тому, что вы знаек те, какие мысли пришли бы вам на ум?», «А что, если вы исполни-* те роль адвоката дьявола и не согласитесь с тем, что я только что сказал?» Каждый вопрос побуждает ум форматировать определенным образом или переходить к той или иной метапрограмме» —Здорово. Поэтому, папа, когда ты посмотришь в целом на то,что ты хочешь сделать для меня сегодня вечером, и увидишь, что должно вызвать у тебя по-настоящему приятные чувства при реализации такой своей ценности, как быть хорошим отцом... |
Автор: | Иван Журавский [ 05 апр 2011, 23:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
» Метапрограммы Эмоциональные мы в проявлении эмоций и соматизации (№ 13-19) Сосредоточимся на метапрограммах другого ряда — на тех, которые описывают, каким образом наши когнитивные (или ментальные) процессы запускают эмоции, формируя «эмоциональные» состояния сознания. Данные паттерны операционной системы влияют на способы, какими мы направляем внимание, получаем, обрабатываем и продуцируем информацию, что, в свою очередь, отражается на наших «эмоциях». «Эмоции» отличаются от чисто телесных ощущений (нашей кинестетики) тем, что они предполагают определенную когнитивную оценку или суждение. На чисто чувственном уровне (К+или~ ) страх, гнев, волнение, вожделение, радость и т. д, во многом связаны с тем же самым видом физиологического возбуждения, биохимическими «соками», нейротрансмиттерами и неврологией. Однако «эмоции» характеризуются тем, что они содержат в себе оценки. Таким образом, «эмоции» (метакинестетика, Кт) обусловлены оценочным процессом и включают его. « Позитивные» эмоции связаны с ощущением, что наши ценности подтверждаются, а «негативные» — с ощущением, что они умаляются, попираются и отрицаются. * • Здесь мы полностью соглашаемся с представлением, которое выразил Кожибски (Korzybski, 1941/1994), когда писал через дефис такие понятия, как «мышление-эмоция», «мысле-чувства», «нейро-лингвистика» и т. д. «Сознание» и «тело» не функционируют и не могут функционировать обособленно. Подобный эле-^ентализм наносит на карту противоречащее фактам подобие не-Рвной системы человека. В то же время наличие между ними свя-Зи предполагает обработку информации в коре головного мозга(и в других отделах) и соматизацию этих оценок по всему организму. /Элементализм — термин общей семантики —указывает на то, что холистический феномен, например мыщ-ление-эмоции, рассматривается как состоящий из обо-собленных частей или элементов. «Противоречащий фактам» указывает в общей семантике на результат картирования. Ментальная илилингвистическая карта неточно изображает какую-то особенность.] Тем самым* в нашем «мышлении» всегда присутствуют телесные ощущения и неврология, а в «эмоциях» — «мышление» как осознание, понимание, идеи, концепты и т. д. Всегда и неизбежно мы имеем и можем иметь только мысли-и-эмоции сознания-тело. Когда превалирует когнитивный аспект, мы имеем мысли-эмоций, а когда доминирует соматическая, чувственная, неврологическая часть — мысли-тело : ^ Эллис выразил холистическое представление о сознании-теле так: Человеческое мышление и эмоции — это не совершенно разные процессы, временами они в значительной степени накладываются друг на друга. Эмоции почти всегда проистекают из идей, мыслей, установок, убеждены^., имогут быть коренным образом изменены, еслимодифи-цировать мыслительные процессы, которые их порождают (Ellis, 1976). То есть поскольку человек мыслит, постольку он проявляет эмоции. И когда человек вносит изменения в свое мышление, меняются и его эмоции. Именно так можно описать когнитивно-поведенческий механизм психотерапевтического изменения. № 13. Стиль эмоционального совладения, или паттерн реакций на стресс: пассивность/агрессия/ уверенность № 14. Система отсчета или авторитет: внутренняя/ внешняя; отнесение к себе/отнесение к другим № 15. Тип эмоционального состояния: ассоцииро-ванное/диссоциированное;чувства/мышление № 16. Тип соматической реакции: инертная/рефлексивная/активная г-яд 4. «Эмоциональные» метапрограммы 123 № 17. Убедительность или правдоподобие: выглядит, звучит, ощущается правильно; придает смысл № 18. Тип эмоциональной направленности: направ-ленность/диффузность № 19. Эмоциональная интенсивность/насыщенность: скудость/изобилие * |
Автор: | Иван Журавский [ 05 апр 2011, 23:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
* №13» Стиль эмоционального совладению, или паттерн реакций на стресс Лассивность/агрессия/уверенностъ Концепт. Данный тип сортировки относится прежде всего к «стрессу», независимо от того, принимает ли тот форму угрозы и опасности (хронической или разовой) или форму перегрузки (хронической или разовой). Как человек осмысляет и/или сортирует подобные стрессоры? Идет ли он навстречу им, чтобы оказать сопротивление и «принять вызов», или отступает, избегая их? Синдром «бей/беги», или синдром общего возбуждения, описывает неврологический пСиндром «бей/беги», или синдром общего возбуждения, описывает неврологический процесс, о котором сигнализирует сознательный ум (посылая сообщения об «опасности» или «перегрузке»), но которым управляет исключительно «бессознательный» ум (автономная нервная система). процесс, о котором сигнализирует сознательный ум (посылая сообщения об «опасности» или «перегрузке»), но которым управляет исключительно «бессознательный» ум (автономная нервная система). Именно он подготавливает физиологию и неврологию к принятию энергетического состояния высокого уровня для нападения или бегства. В случае неоднократного опыта «нападения/бегства», травмы, дистресса и т. д. мы можем научиться «отключать их» от сознания. Люди, у которых подобный стиль поведения становится «ведущей программой» при формировании реакции, оказываются в диссоциированном состоянии, и если это происходит слишком часто, то может вызвать диссоциированные расстройства личности (см. № 15 — Ассоциированное/диссоциированное состояние). Извлечение. «Когда вы чувствуете, что вам что-то угрожает или бросает вызов... реагируете ли вы немедленно на эмоциональном уровне, желая отступить или броситься в атаку?» Предложите человеку привести вам несколько конкретных примеров, когда Он попадал в ситуацию сильного стресса. Какую реакцию на стресс ВЬ1 обнаруживаете: «наступательную» или «оборонительную»? Идентификация. Наступательная и оборонительная реакции МоЦионального совладания обусловлены синдромом «бей/беги»встроенным в саму нашу неврологию. Рассмотрите эти проявления синдрома общего возбуждения на континууме, простираю** щемся от одной крайности (пассивность) до другой (агрессия^ Рассмотрите также, как человек реагирует в различных областях жизни: работа/карьера, семья, взаимоотношения, увлечения, спорт и т. д. Те, кто реагирует агрессивно, идут навстречу своим стрессором. В большинстве случаев им даже нравятся трудности, стресс,давление и приключения. Присмотритесь к автоматической и мгновенной реакции, выражающейся в желании принять вызов или преодолеть стресс. Когда человек злоупотребляет подобной реакцией или проявляет ее, не раздумывая, он может стать вспыльчивым, опасным и неуправляемым. В крайних случаях (на высокихуровнях) он может применять тактику запугивания, угрожа;гьлюдям и манипулировать ими. Реагирующие пассивно, напротив, вечно пытаются избежать стрессов, конфронтации, угроз и опасностей. Более всего они хотят установить мир, создать гармонию и сделать так, чтобы всем было приятно и хорошо (заискивающий тип в классификаций Сатир,.№ 31). Если человек заходит в подобном стремлении слишком далеко, он становится услужливым угодником, «половой тряпкой», подкрепляя тем самым наступательные реакции других людей (то, что мы обычно называем «совместной зависимостью»). ....;- Оба стиля реагирования действуют как функция стресса и отсутствия безопасности. Сообщения, сигнализирующие мозгу об «опасности» или «перегрузке»,,активизируют автономную нервную систему, продуцирующую реакцию «бей/беги». Исследуя длительные близкие отношения, мы обнаружили, что, возможно, до 90% браков основаны на противоположностях. Это приводит к выводу, что мы обычно высоко ценим поведенческие черты противоположного стиля и хотим вступить в брак с человеком, который ими обладает. 3.В средней части этого континуума мы находим гармоничнре качество уверенности. В этом случае человек научился отказываться от наступления или бегства и понял, как справляться с внутренним ощущением стресса, размышляя над стрессом и обсуждая его,а не изживая его в действии. Мы будем по-прежнему испытывать побуждение либо напасть, либо спастись бегством, но будем контролировать это побуждение (или управлять им), а не поддаваться ему. Соответственно, мы можем сохранить достаточное присутствие духа для того, чтобы обдумать и обсудить возникший стресс, '— качество, присущее эмоционально здоровому человеку. Подстройка. При подстройке под агрессивно реагирующего человека и коммуникации с ним возьмите какую-то его идею и «посостязайтесь» с ней. Исследуйте ее, задайте вопросы о ней — пусть человек присоединит ее к будущему. Человек с наступательным стилем захочет, чтобы вы возразили ему, обсудили его идею, предложили свои. Такие люди ценят прямоту, откровенность, конфронтацию и т. д. Поэтому подкрепляйте эти их качества. Чтобы подстроиться под пассивно реагирующего человека и осуществить коммуникацию с ним, выслушайте его идеи внимательно и полностью, не прерывая его. Давайте ему вербальные и невербальные знаки, показывающие: «Говорите дальше. То, что вы хотите сообщить, вызывает у меня большой интерес. Я хочу понять вас и вашу точку зрения». Не возражайте прямо или энергично. Скажите о том, насколько важно достижение гармонии, мира, так чтобы всем было приятно и хорошо. Язык. Агрессивно реагирующие люди, как правило, используют модальные операторы возможности, а пассивно реагирующие — операторы необходимости. Люди с наступательным стилем («движение к») думают и говорят с точки зрения возможностей, идей и надежд. Они сосредоточены на том, чего они хотят. Люди, которые чаще отступают («движение от»), обычно думают и говорят больше с точки зрения того, чего они хотят избежать, и о законах, правилах, протоколах и необходимых вещах, которые, как им кажется, давят на них («следует», «нужно», «приходится»). Эмоции. Стрессовые реакции нападения/бегства также связаны с тем, ассоциированы или диссоциированы мы эмоционально Стрессовые реакции нападения/бегства также связаны с тем, ассоциированы или диссоциированы мы эмоционально. о. Реакции нападения/бегства, переживаемые при эмоциональной ассоциации, проявляются открытым и явным образом. Мы уви-Дим изменение дыхания, цвета кожи, расширение зрачков и т. д. Когда мы наблюдаем диссоциированную реакцию нападения/бегства на сильный стресс, человек кажется холодным и бесчувственным, неэмоциональным, безучастным и не имеющим доступа к Своей кинестетике. Такой человек может использовать «расчетливый модус» (№ 31). Если человек застрянет в этом модусе, он "Удет постоянно избегать осознания и выражения эмоций. Уверенный человек может также осуществить переход к расчет-йвому модусу и диссоциации. Отличие здесь будет в имеющей-ся у него возможности выбора. Когда вы спрашиваете такого человека о состоянии стресса, он может задействовать кинестети-ку, а затем сделать выбор в пользу диссоциации. Первичные контексты. Данная метапрограмма действует преимущественно неврологически — в терминах чувствительности нервной системы к стрессу. Ни об одном человеке нельзя сказать, что он пассивный или агрессивный. Каждый из нас функ-* ционирует в пассивно-агрессивной или агрессивно-пассивной манере. Физиологическая чувствительность нервной системы^ тех, кто обычно избегает стресса, конфликта, дистресса и т. д., может иметь тоньше настроенный и более восприимчивый набор сенсорных рецепторов, тогда как у тех, кто идет навстречу таковым, сенсорное воздействие становится значимым намного позже; В развитии этих стилей играют роль подражание значимым людям и идентификация с ними. Травматический опыт, который вызывает состояния стресса, может повторяться и стать настолько хроническим, что человек окажется на одном из полюсов континуума пассивности-агрессии. Я (ББ) заметил, что клиенты, которые борются с тем, что им кажется «неконтроли*1 руемым гневом», неизбежно сталкивались в прошлом с жесткий обращением в той или иной форме. И чаще оно имело место в период запечатления, то есть в течение первых семи лет жизни, хотя я также встречал тех, кто усвоил его в годы моделирован^!. (8^-13 лет) или социализации (13-17 лет). Детский опыт разре* шения и/или запрета в отношении гнева и страха может влиять на человека, в результате чего он оказывается на той или иной стороне данного континуума. Самоанализ • Пассивный/агрессивный Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:•■*» уровень ДА/нет |
Автор: | Иван Журавский [ 05 апр 2011, 23:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
14. Система отсчета или авторитет ^утренняя/внешняя; отнесение к себе/ отнесение к другим, Концепт. Нам присущи два фундаментальных способа оценки человека, ситуации, опыта или идеи. Мы можем оценивать их исходя из нашей собственной системы отсчета (внутренней спо-соб) или исходя из чего-то находящегося вне нас (внешний способ). Данная метапрограмма определяет, как мы позиционируем яяйа.локус суждения, то есть где находится основание нашего суждения, когда мы совершаем те или иные действия или выносим оценку, —т внутри или вне нас. Кого (или что) мы используем в качестве точки отсчета? Извлечение. «На что вы прежде всего направляете свое вни-г мание или ориентируетесь — на себя или на других (или нечто внешнее по отношению к вам)?», «На чем вы основываете свое мнение?» Идентификация Отнесение к себе. Те, кто действует внутренне/интерналъ-но, оценивают происходящее на основании того, что они считают уместным. Они сами себе мотивируют и сами принимают решения. Они делают выбор и обосновывают собственные действия и результаты. Они могут получать информацию от других, но все гда принимают решение самостоятельно. То есть они живут «изнутри» (отметьте сходство с № 4). Для таких людей точкой отсчета являются они сами, поэтому они способны принимать решения самостоятельно и обладают внутренним знанием того, что они чувствуют, ценят, хотят, в чем нуждаются и во что верят. Отнесение к другим. Те, кто действует впешне/экстерналь-но, оценивают происходящее на основании того, что думают дру- ые. Они обращаются к другим людям за руководством, мотивацией и решениями. Они ощущают более сильную потребность в обратной связи в отношении своих решений и результатов и могут испытывать растерянность при отсутствии руководства и обратной связи со стороны других. Они живут «извне» и часто выбира-Ют стиль, состоящий в «угождении людям». Некоторые чувствуют Сеоя настолько зависимыми от других, что живут, ориентируясь исключительно на чьи-то ценности и убеждения. У этих людей точка отсчета находится вовне, поэтому они нуждаются в обратной связи и информации от других, чтобы определиться в своих знаниях, представлениях, желаниях, убеждениях, чувствах и ценностях; Язык. Один из лингвистических ключей, к которому стоит прислушаться, предполагает использование слова «вы» людьми с внешней ориентацией, когда они говорят о себе. Люди с внутренней ориентацией употребляют личное местоимение «я» более свободно. Мы можем выявить данный паттерн с помощью вопроса: «Как вы определяете, что приняли верное решение, действовали правильно, хорошо выполнили работу или выбрали наиболее подходящий банк (автомобиль и т. д.)?», «Когда вам требуется принят! решение, как вы обычно это делаете?», «Какого рода информация вам нужна для принятия решений?» Посмотрите, скажет ли вам человек, что он принимает решение сам или что он получает информацию из какого-то внешнего источника. Вот превосходнй] дополнительный вопрос: «Вы черпаете все знания изнутри или кто-то должен вам подсказать?» Люди с внутренней ориентацией скажут: «Я просто знаю. Я чувствую это. Это кажется правильным». Люди с внешней ориентацй-ей ответят примерно так: «Мой шеф говорит мне. Я сверяюсь с цифрами...» Те, кто исходит из собственного внутреннего состояния, будут говорить о своих ценностях, убеждениях и представде^ ниях. Они будут излагать свое мнение уверенно и прямо. Те, кто исходит из какого-то внешнего источника, будут говорить об умиротворении и ублажении других. Подстройка. При подстройке и коммуникации с людьми, ориентирующимися на себя, подчеркните, что они обладают внутренним знанием. «Решение должны принять вы — оно принадлежит вам», «А как считаете вы?» Помогите человеку внести ясность в свои мысли. В случае внешней ориентации сделайте упор на то, что думают другие. Приведите статистику, факты и свидетельства значимых людей. «Большинство людей считают это изделие (эту услугу) очень полезным». Люди, которые ориентируются на себя, используют свою внутреннюю систему отсчета. Чтобы решить, например, какую им купить стереосистему, они идентифицируют при этом свои личные склонности. Те, кто ориентируется на других и использует внешнюю систему отсчета, беспокоятся о склонностях других людф и информации из других источников (СМИ, отзывы покупателей, реклама). Сложнее распознать паттерн людей, которые исполь- зуют внутреннюю систему с внешней проверкой или внешнюю систему с внутренней проверкой. Эмоции. У тех, кто ориентируется на себя, также преобладает независимое мышление, и им не нужно мнение других людей в качестве подтверждения. Они доверяют собственным представлениям, ценностям, убеждениям, желаниям, вкусам и т. д. Соответственно, у них формируются эмоции независимости, автономии, уверенности, ясности, самомотивации, проактивности. Те, кто ориентируется на других, чувствуют себя менее уверенно и ищут подтверждения со стороны. Как правило, они ценят четкие указания, награды, обратную связь, признание и т. д. Кроме того, они охотнее действуют в качестве командного игрока, получая удовольствие от этой роли. Статистика. Люди с внутренней ориентацией часто становятся предпринимателями, лидерами и первооткрывателями. Они прокладывают новые пути. Руководство этими людьми, которым присуще саморегулирование, предполагает прозрачную коммуникацию в отношении целей, процедур или критериев, а затем предоставление им свободы действий. Они не любят плотной опеки В областях, где решающую роль играет внешний контроль, люди с внешней ориентацией оказываются в более благоприятных условиях ввиду их «программы» «идти вовне» для получения фактов и цифр. Руководить тем, кто использует внешнюю систему отсчета, намного легче. Такие люди обычно готовы и склонны получать обратную связь и информацию из внешнего источника. Но они также больше нуждаются в похвале, подтверждении и одобрении. Зрелость. Процесс созревания начинается с младенчества и детства, когда мы используем исключительно внешнюю систему отсчета — ориентируясь на наших родителей. Подрастая, мы все больше и больше развиваем внутреннюю систему отсчета, проникаясь Все большей уверенностью в своих мыслях, ценностях, убеждениях, навыках, вкусах и т. д. Большинство моделей личности рассматривают ментально и эмоционально здорового человека как все более склоняющегося к внутренней ориентации без потери способности прибегать к внешней ориентации, когда это необходимо. Первичные контексты. Моделирование и идентификация с ранними моделями способствует либо разрешению, либо запретам. Ровни вознаграждения одного или другого стиля — отнесения к себе или к другим. Культурные нормы на Западе, как правило^; побуждают и обусловливают женщин практиковать внешнюю, ориентацию, а мужчин — внутреннюю. Мак-Коннелл приводит данные исследования региональных контекстов (сравнение севера США с югом), где указывается на преобладание интернализу* ющих людей над экстернализующими (McConnell, 1977, pp. 298-302). Самоанализ • Отнесение к другим/отнесение к себе (внешняя/внутренняя! система отсчета) Сбалансированность внешней и внутренней ориентации Внешняя ориентация, проверяемая внутренней Внутренняя ориентация, проверяемая внешней Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ В случае внешней ориентации: ориентация на кого или на что? Референтный человек или группа? |
Автор: | Иван Журавский [ 05 апр 2011, 23:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ IS* Тип эмоционального состояния Ассоциированное/диссоциированное; чувства/мышление Концепт. Мы можем обрабатывать данные одним из двух способов — ассоциированно или диссоциированно. При диссоциации мы осмысляем и обрабатываем данные, сохраняя некоторую «психологическую дистанцию» от эмоционального воздействия материала. При диссоциированной репрезентации мы скорее видим свой более молодой образ, чем смотрим на происходящее собственными глазами. Мы видим, слышим, обоняем и ощущаем репрезентации, как будто они находятся «вот там». Мы вышли из образа, чтобы можно было поразмышлять «о» происходящем. При ассоциации мы осмысляем и обрабатываем данные, сполна переживая их эмоциональное воздействие. Когда мы создаем ассоциированную репрезентацию, мы видим то, что увидели бы, если бы «вошли» в кинофильм. И, соответственно, мы слышим то, что услышали бы, если бы действительно были на месте событий; мы обоняем, ощущаем на вкус и осязаем объекты как непосредственно присутствующие. «Входя» в картину, мы начинаем мыслить «в» происходящем. Извлечение. «Вспомните какую-нибудь рабочую ситуацию, которая некогда причинила вам беспокойство...*, «На ваш взгляд, какое переживание, связанное с работой, доставило вам наибольшее удовольствие или радость...?», «Когда вы принимаете решение, то опираетесь скорее на рассудок и логику, личные ценности или на что-то иное?» Идентификация и проявление эмоций. Наблюдая ключи глазного доступа, обратите внимание, осуществляет ли человек кинестетическую обработку (см. Приложение III). Если он получил доступ к кинестетической модальности и остается в ней, вы можете предположить, что он находится в ассоциированном состоянии. Если он получил доступ к кинестетическому осознанию, но не остается в нем, предположите диссоциацию. Диссоциация. Чтобы идентифицировать диссоциацию, обратите внимание на эмоциональный аффект человека — он будет слабым, притуплённым или мягким. Человек использует коммуникативную категорию Сатир «расчетливый» (№ 31). Он будет говорить о переживании, а не из него. Человек будет действовать исходя скорее из рассудка и логики, чем из эмоций. Это соответ ствует описанной Уильямом Джемсом категории «практическогоума» (James, 1890), тогда как ассоциированное состояние соответ ствует его категории «чувствительного ума». Ассоциация. При ассоциированных репрезентациях мы будем испытывать (или воспроизводить чувства) из полновесного телесного состояния, как бы снова переживая образы, звуки и ощущения. Данное состояние может варьироваться от очень легкого и слабого до крайнего и избыточного. Чем интенсивнее эмо циональная ассоциация, тем больше изменений произойдет с цветом кожи, дыханием, мышечным напряжением и всеми остальными физиологическими признаками. 3. Выбранный баланс. Хотя всем нам присущи излюбленные способы восприятия данных (ассоциированно или диссоциирован-Но), человек может замкнуться либо в одном, либо в другом со-стоянии, утратив ту гибкость сознания, которая позволяет ассоциироваться или не ассоциироваться по своему выбору. Подстройка и язык. Используйте язык ассоциации, если вы хотите подстроиться под кого-то, уже находящегося «там», и язык диссоциации в случае человека, психологически не проникшего^ ся переживанием. Примерно 50% населения США составляют люди, которые ориентируют себя преимущественно в одном состоянии: ассоциативной! и диссоциативном. Что касается тендерных данных, то среди женщин мышление или диссоциацию используют 45% в сравнении с 50% среди мужчин. Уровень объективности обусловлен использованием данного стиля, а зачастую и принятием третьей перцептивной позиции, или метапозиции. Мыслительный стиль диссоциации обусловливает теоретическую ориентацию, скептицизм, эмпиризм, привычку тестировать реальность, экспериментальный подход, развитие навыков в интеллектуальных сферах (лекции, исследования, наука, технология); человек ценит порядок, достижения, доминирование и надежность^ Эмоциональный стиль ассоциации обусловливает ориентацию на социальные отношения, духовность, заботу, присоединение и восприимчивость, когда ценностями являются внимание, эмпатия, понимание и поддержка. Когнитивное искажение в РЭТ. Когда мы переживаем сильный дистресс, боль, травму и расстройство и остаемся в этом состоянии, воспринимая его как хроническое, мы почти неизбежщ демонстрируем когнитивное искажение, которое Эллис (Ellis, 1976) обозначил ставшими популярными терминами кошмаризация (awfulizing) и катастрофизация (catastrophizing). Мы используем эти не имеющие референтов слова (они не относятся ни к чему реальному или фактическому!) и тем самым усиливаем свою эмоциональную боль. При кошмаризации мы преувеличиваем негативный, нежелательный опыт. Мы можем также поддаваться искажению, называемому эмоционализацией. Эллис описывает его как переоценку значимости эмоций и настроения, когда предполагается, что, если мы чувствуем что-то, это должно «быть реальным». «Я чувствую себя противным жалким неудачником, следовательно, я противный жалкий неудачник». Эмоционализация приводит к виктимному образу мыслей и чувств (то есть мы начинаем мыслить и чувствовать, как жертва), к бессилию, импульсивности и реактивности, нетерпеливости. Первичные контексты. Обусловлены главным образом моделированием, идентификацией, отрицанием моделей, количеством и уровнями травматических переживаний, навыками преодоления трудностей или отсутствием этих навыков, культурными нормами, разрешением или запретом одного из паттернов. На Западе женщинам намного чаще дают разрешение на проявление чувств и ассоциированную обработку информации, а мужчин чаще призывают к мышлению и диссоциированной сортировке. Самоанализ • Ассоциированный/диссоциированный (чувства/мышле ние) Контексты Негативные эмоции • Позитивные эмоции Настоящее • Прошлое_Будущее Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: • Высокий/средний/ низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 05 апр 2011, 23:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 16. Тип соматической реакции Инертная/рефлексивная/активная (активность от низкой до высокой) Концепт. Некоторые люди обрабатывают информацию очень энергично, быстро и импульсивно — в активном стиле. Другие обращаются с информацией намного более тщательно, вдумчиво, медленно и т. д. — в рефлексивном стиле. Третьи, по-видимому, занимаются обработкой информации очень мало, или, по крайней мере, с большой неохотой — инертный стиль. Извлечение. «Когда вы попадаете в новую ситуацию, то, оценив ее, обычно действуете быстро или осуществляете детальный анализ всех последствий, прежде чем действовать?» Идентификация 1. Активные люди ориентируют себя как деятели. Они являйся инициаторами событий. Зачастую они сначала действуют, а затем думают! Будучи предпринимателями и деловыми людьми,именно они формируют облик мира. И хотя они, как правило, допускают многочисленные ошибки, они также завершают намечен*ное и намного чаще добиваются успеха. г Рефлексивные люди предпочитают исследование и обдумЙ^вание действиям. Это делает их более пассивными, поскольку прежде чем действовать, им нужно все спокойно взвесить. Они придерживаются убеждения: «Ничего не делайте второпях!» Те,у кого оба этих стиля смешаны, исповедуют более сбалансированный и здоровый подход. Обратите внимание на то, что они дейст| вуют преимущественно в аудиально-дигитальном (№ 3) и расчет»ливом (№ 31) модусах. Те, кто реагирует инертно, ни исследуют, ни действуют; они предпочитают игнорировать и избегать. Подстройка и язык. Подстраивайтесь в своей коммуникаций под каждый стиль, апеллируя к ценностям того или иного чело* века. Первичные контексты. Включают в себя физиологические схемы и предрасположенность. Определенные психоактивные средства увеличивают обусловленность моторной коры к действию. Также влияют моделирование, идентификация и отрицание моделей. Дети, у которых схемы в целом настроены на ускоренное «проигрывание» когнитивного осознания, должны научиться замедлять этот процесс, «думать» и т. д. Травматический опыт, индуцирующий реакцию нападения/бегства (№ 13), может привод дить к реактивному стилю. Самоанализ • Активный/рефлексивный/инертный Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 06 апр 2011, 00:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
17. Убедительность или правдоподобие репрезентация принятияубеждения: убедительные образы, звуки, ощущения и/или наличие смысла Концепт. Обрабатывая информацию, мы учимся ценить различные качества и переживания. Это побуждает нас использовать различные стратегии убежденности в ценности, важности или значимости чего-то. Что конкретно побуждает нас признать событие правдоподобным? Некоторые люди поверят в какое-то явление и, следовательно, решат предпринять в отношении него какие-то действия, поскольку оно выглядит правильным ( V*), другим необходимо, чтобы оно звучало правильно (А1), третьи поверят, когда оно дает смысл (Ad), а еще кто-то — когда оно ощущается правильным (К+). Что заставляет вас поверить во что-то? Что вас убеждает? Извлечение. Задайте вопросы, которые предполагают принятие решения: «Почему вы выбрали тот автомобиль, который у вас сейчас?», «Что помогает вам определить, где вы будете отдыхать?», «Когда вы принимаете решение, где вам отдыхать, как вы мысленно приходите к нему?», «Вы видите, слышите его или у вас возникают чувства относительно него?», «Что дает вам знать, что вы правильно выбрали товар?» Идентификация. Рассмотрите все различные аспекты, которые составляют структуру убежденности в отношении важной покупки, например нового автомобиля. Как вы подходите к сбору информации вначале, чтобы принять решение? Какая информация вам необходима? Какие сенсорные системы вы используете, осмысляя ее? Сколько раз вам нужно обдумать информацию, прежде чем она покажется «правильной»? Здесь мы разграничиваем две подкатегории: убе^пелъная репрезентация и убедительная Эе-■мопстрация. В данной метапрограмме важнейшую роль играют Два фактора: 1) какой модус осознания вы (или другой человек) используете (VAK или Ad) и 2) процесс перехода от мышления к чувству уверенности и убежденности. Сколько раз вам необходимо сделать этот переход, чтобы поверить во что-то? Язык. Обратите внимание на используемые сенсорные предикаты и параметры процесса — время, качество и повторение, о ко-торых упоминает человек. Люди, которые используют визуальные убеждающие факто-Ры, совершают действия потому, что их репрезентации выглядят правильными. Если визуальные качества кажутся убедительны- ми, тогда они действуют. Соответственно, процессу их убеждения помогают визуальные пособия, диаграммы, иллюстрации и т. д. (Согласно оценкам, это от 50 до 75% населения США.) У людей, которые используют аудиальные убеждающие факторы, имеется репрезентация, которая звучит правильно. Они слышат ее весьма отчетливо. Какую громкость, высоту, интона цию голоса, темп речи, стиль и т. д. человек находит наиболее убедительными? В этом случае хорошо помогает моделирование интонации человека, которого эти люди находят наиболее убедитель^' ным. (Согласно оценкам, 15-35%.) .; Людям, использующим аудиалъно-дигиталъный убеждающий* фактор, присуща яркая языковая репрезентация (или внутренняя речь), которая вызывает у них чувство, что тот или иной выбор является логическим, разумным и оправданным. Они любят данные, факты и доводы. Какие конкретные идеи, слова, ценности^ выражения и т. д. более всего способствуют их убеждению? В данном случае значимую роль играют книги, отчеты, памфлеты, рекомендательные письма и т. д. (По оценкам, 12-15%.) У людей, которые используют кинестетический убеждающий* фактор, имеется висцеральная репрезентация их выбора, и она вызывает тактильные или внутренние ощущения, воспринимаю*** щиеся как правильные. Здесь значимое влияние оказывает практический опыт. (По оценкам, 12-15%.) При коммуникации предъявляйте свою информацию в соответствующем сенсорном канале, используйте адекватные предикаты, чтобы «оживить» свои описания и присоединиться к убеж*? дающей стратегии человека. Процессуальный фактор. Затем идентифицируйте те факто-1 ры процесса, которые обеспечивают человеку качество правдопо-* добия. Спросите: «Часто ли человек должен демонстрировать вам компетентность, прежде чем вы будете убеждены?», «Сколько раз вам обычно необходимо посмотреть, послушать, прочитать или сделать что-то, прежде чем вы почувствуете себя убежденным в собственной компетентности в этом вопросе?» Возникает ли убеждающий фактор (или правдоподобие): 1) автоматически; 2) через некоторое количество раз (за сколько раз?); 3) за определенный период времени (сколько длится каждый период?); 4) непрерывно? 1. Автоматически. Люди с автоматическим убеждением отличаются доверчивостью; их не требуется долго убеждать, поскольку они исходят из правдоподобия, если не доказано иное. Так как их «программа» такова, что они уже готовы поверить, они собирают некоторую информацию и мысленно дорисовывают остальное (!)• В данном случае проблема состоит в том, что иногда они начинают доверять в слишком большой степени и слишком поспешно. (По оценкам, это 8-10% населения.) В течение многих лет я (ББ) функционировал в автоматическом модусе. Однако в конце концов, после покупки слишком большого количества товаров, которые были мне не нужны, и подписки на слишком большое количество программ, я изменил свою метапрограмму на «количество раз». Опыт побуждает нас менять свои метапрограммы, не так ли? 2. Повторение. Многие люди начинают верить во что-то только после определенного количества предъявлений информации,ситуаций и т. д. Создается впечатление, что данное количество неврологических «предъявлений» (внутреннего осмысления, и чувственного восприятия информации) необходимо для того, чтобы идея достаточно упрочилась, показавшись «реальной» и правдоподобной. Количество необходимых повторений для каждого та кого человека будет индивидуальным (3, 5,17 и т. д.), и он не будет убежден, пока все эти повторы не произойдут. Соответствен но, возникает вопрос: «Сколько раз?» Подстраивайтесь, используя повторение. Поговорите с этим человеком столько раз, сколькотребуется. Вдумайтесь в пугающую мысль: значительное число людей могут поверить почти в любое сообщение, если оно повторено достаточное количество раз в убедительных репрезентациях! (По оценкам, около 50%.) 3. Период времени. Некоторым людям для убеждения требуется не определенное количество воздействий идеи (как при повто рении), им необходимо, чтобы воздействие продолжалось в течение определенного периода времени. Данное качество «долговре- менности» и является тем фактором, который позволяет идееупрочиться в их сознании. Поэтому вы обнаружите, что решающим элементом при убеждении подобных людей является их ощущение «времени»: они поверят, если воздействие сохраняется вовремени и/или если проходит определенное количество времени. Тэд Джеймс Oames» 1988) предлагает, чтобы мы подождали 10%их «времени» (шесть дней, если их период равен 60 дням), а затем сказали: «Я был так занят после нашего последнего разговора, кажется, что прошло два месяца, вы понимаете, что я имею в виду?» А. Никогда (или почти никогда, последовательно никогда!}. Некоторые люди почти никогда не принимают что бы то ни было как правдоподобное. Будучи полной противоположностью тем, кто доверяет автоматически, такой человек почти всегда автоматически не верит. Он почти никогда никому не доверяет. Люди, относя-: щиеся к данной группе, практически никогда не чувствуют себя убежденными. Вам приходится доказывать им что-то каждый раз заново! Упоминание о прошлом случае не срабатывает в следую?» щий раз.Что за истории я (ББ) мог бы рассказать на эту тему ! Я женился на даме с такой метапрограммой. Линда может заставить попотеть любого продавца, прежде чем купит что-нибудь! ♦: (Дайте такому человеку задание, состоящее в том, чтобы провести контроль качества объектов, которые необходимо проверять заново каждый раз, — как при техническом обслуживании самоета!) Подстройте под него свою речь соответствующим образом: «Я знаю, вас ни за что не убедить, что сейчас вам самое время сделать это; единственный способ проверить: начать и выяснить!» (По оценкам, около 15%. ' Первичные контексты. Те же, что и для № 3. Значительное влияние случаев доверия в детстве, а также случаев веры в эмоционально значимых людей. Этот процесс может быть подорван травматическим опытом, в результате чего человек выстроит сие» тему убеждений, состоящую в категорическом недоверии кому-либо. Самоанализ • Выглядит правильно/звучит правильно/ощущается правиль ным/дает смысл Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ Процесс Автоматический • Повторение Период времени • Никогда (почти никогда) |
Автор: | Иван Журавский [ 06 апр 2011, 00:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
18. Тип эмоциональной направленности иаправленностъ/диффузностъ Концепт. Данная метапрограмма относится к фокусировке и диффузии эмоций. Она связана с таким качеством, как направленность сознания человека в процессе переживания эмоций. Одни люди проявляют эмоции однонаправленно, другие — многонаправленно. Извлечение. «Если вы вспомните случай, когда вы находились в определенном эмоциональном состоянии (позитивном или негативном), то оно распространялось и влияло на некоторые (возможно, на все) ваши прочие эмоциональные состояния или оставалось достаточно сфокусированным, относясь к своему объекту?» Идентификация Х.Диффузность. Когда у некоторых индивидуумов бывает «плохой» день на работе, их «плохие» эмоции сразу же и решительно (ассоциированно — № 15) начинают влиять на все остальные области жизни. Эмоциональное состояние, относящееся к одному аспекту жизни, характеризуется широким распространением действия. Когда этот паттерн выражен слишком сильно, он ведет к переменам настроения, неустойчивости, смещенным эмоциям и другим формам эмоциональной нестабильности. Человек кажется не способным сохранить эмоции по поводу некоторого одиночного аспекта жизни в пределах данной области. п 2. Направленность. Другим индивидуумам удается сдерживать свои эмоции так, что они проявляются фокусированно и изолированно (направленно). Если такой человек чувствует себя на работе расстроенным, подавленным, сердитым, радостным, удовлетворенным и т. д., эти его чувства остаются привязанными к данному референту и не распространяются на другие отношения. Человек будет испытывать свои эмоции и ассоциироваться с ними в референтной области своих мыслей и чувств, но не станет переносить их на другие области. Когда данный паттерн сбалансирован, он позволяет человеку ограничивать свои эмоции адекватным контекстом. Когда он за-ходит слишком далеко, это ведет к ригидным границам эго и даже к Расстройствам «множественной личности». Язык и эмоции. Человек, сортирующий диффузно, обычно пе- Реносит эмоции из контекста в контекст и позволяет интенсивно-У негативному (или позитивному) эмоциональному состоянию «обрушиться» на другие состояния. Его эмоциональный стиль функционирует размыто, без каких бы то ни было рамок или ограничений. Человек, сортирующий направленно, сегментирует и упорядочивает свои эмоциональные состояния так, что эмоция, относящаяся к определенной ситуации, остается в определенных рамках. Казалось, что Джейн совершенно не знает, что она чувствует в отношении чего бы то ни было конкретного. Ее чувства относи-, тельно работы, детей, подруги, мужа, ее стареющих родителей, ее здоровья и т. д., по-видимому, полностью зависели от эмоции дня. И она окрашивала все остальное этой эмоцией.Напротив, ее муж Билл никогда не переживал свои эмоции диффузно. Он мог легко и быстро сказать вам, какие чувства он испытывает в отношении своей работы, брака, своих увлечений, детей и т. д. Поэтому если у него был неудачный день на работе, он испытывал чувства раздражения, фрустрации, гнева, озадаченности или любые иные чувства в отношении работы, но затем он оставлял их там и, вернувшись домой, проводил время в свое удовольствие. Джейн не знала, что ей думать или чувствовать о подобной направленности эмоций Билла и диффузии собственных эмоций. «Как это может быть: между нами происходит размолвка, а затем он идет на улицу и наслаждается тем, как дети катаются на велосипедах? Он ведет себя так, будто его ничего не трогает». Билл также не понимал Джейн. «Как может она так плохо обращаться со мной и детьми, поссорившись со своей матерью? Разве нельзя хотя бы на время забыть о ссоре, перестать дуться и раздражаться?» Первичные контексты. Обусловлены разрешением (или запретом) переживать и фиксировать эмоции в тех областях, которые мы считаем допустимыми или запрещенными. Ребенок может ощущать домашний контекст как «место», где родители приемлют его страх, но отрицают гнев, и т. д. Моделирование и идентификация с тем, как родители и другие люди разграничивают или оказываются не в состоянии разграничить аспекты своих эмоций, сохраняя их обособленными. Самоанализ • Направленность/диффузность/сбалансированность Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения V Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Страница 4 из 8 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |