Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Понимание? А как это? http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=14&t=688 |
Страница 5 из 8 |
Автор: | Иван Журавский [ 06 апр 2011, 00:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
19. Эмоциональная интенсивность/ насыщенность Скудость/'изобилие;робость/смелость Концепт. Кэттелл (Cattell, 1989) описывает данный паттерн как фактор смелости/робости в проявлении эмоций и отмечает, что он имеет скорее конституционную обусловленность. Он проявляется в изобилии или скудости эмоций человека и отражает эмоциональную насыщенность, простирающуюся от застенчивости, робости, сдержанности, чувствительности к угрозам до предприимчивости, невозмутимости и социальной напористости. Извлечение. «Когда вы думаете о какой-то ситуации на работе или в личной жизни, которая кажется вам рискованной или предполагающей публичную огласку, какие мысли и чувства тотчас же приходят на ум?» Идентификация. На континууме между низкой и высокой насыщенностью и эмоциональной интенсивностью люди могут выделять и ценить либо высокие, либо низкие уровни. 1. Изобилие. Люди, которые производят сортировку на высокую эмоциональную интенсивность, ищут и получают удовольствие от опасных переживаний (американских гор, домов с привидениями, фильмов ужасов и т. д.). Нередко они просто любят испытывать страх. Им нравятся софиты, публичные выступления, внимание и признание, и поэтому они готовы идти на еще больший риск. Они часто мыслят и действуют в весьма творческой манере. Кэттелл пишет: Их неиспользованная физическая активность обеспечивает иммунитет к физическим и социальным угрозам, которые оказываются пагубными для других (Cattell, 1989,р. 136). Когда этот паттерн становится чересчур выраженным, он мо-Жет вести к антисоциальному поведению. Многие из тех, у кого °н сочетается с конкретным мышлением, ведут себя как «глупцы, к°торые устремляются туда, куда опасаются заглядывать ангелы» Их смелость и безразличие к сигналам опасности и потребность в возбуждении, в сочетании с низким интеллектом, неизбежно приводит к неточным и поспешным суждениям. Такое сочетание часто обнаруживаюту заключенных (Cattett, 1989, р. 141). 2. Скудость. Люди, которые производят сортировку на низкую эмоциональную интенсивность, нуждаются в определенности и предсказуемости; у них формируется мышление, не характеризую ющееся ни преступными наклонностями, ни творческими способа ностями. Обладая низкой толерантностью к страху и возбужде-- нию, они защищают себя, прячась в раковину, стараясь не при влекать внимания, избегая риска, обеспечивая себе безопасности посредством рутинного образа жизни, и т. д. Если человек излиш не привержен данному паттерну, он испытывает постоянный страх и тревогу, становится «половой тряпкой» для других и превраща ется в комок нервов. ; Язык и эмоции. Робкие и пугливые люди общаются и испь£ тывают те или иные чувства в молчаливой интроспективной ма нере, они полны забот и волнений, размышляют об опасности и рис ке, осторожны, негативно настроены и замкнуты. Смелые и склон* ные к риску люди обычно выступают вперед с приветливым и беспечным видом, они откровенные, экспрессивные, проворные, живые, разговорчивые. ' Первичные контексты. Вероятно, связаны с физиологическими факторами и функционированием нервной системы. Кроме того, обусловлены опытом, который подкрепляет изобилие или не подкрепляет. Хронический травматический опыт может менять мышление-эмоции, поведение, «химию»' крови и привычный способ восприятия жизни. Самоанализ • Скудость/изобилие/сбалансированность Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 06 апр 2011, 00:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
В жизни все мы используем свой «телесный материал» кинестетических ощущений и оценочных эмоций. Мы «идем навстре-чу» переживаниям, информации и людям или сторонимся их. Совершая эти действия, мы испытываем уверенность или неуверенность в их отношении, ориентируемся на собственные мысли и чувства или нас больше беспокоит, что думают и чувствуют другие. Нам присущ стиль действий, характеризующийся активностью от низкой до высокой. Нам свойственна стратегия доверия или недоверия. А когда мы проявляем эмоции, то они оказываются либо сфокусированными и однонаправленными, либо рассеянными повсюду! При этом проявление наших эмоций различается базовым стилем насыщенности или отсутствием такового. Теперь посвятите некоторое время обзору и осмыслению своих «эмоциональных» метапрограмм. Какие функционируют у вас в качестве ведущих? Какие «ведут» вас в такой степени, что у вас не хватает гибкости сознания сместиться к другой стороне континуума? Какие мысли, убеждения или ценности приводят в движение ваши «эмоциональные метапрограммы»? Когда вы занимаете вторую позицию по отношению к человеку с другой «эмоциональной» метапрограммой, постарайтесь полностью проникнуться ею и обратите внимание на другой мир, который она создает. Что бы вы ощутили, если бы использовали эту метапрограмму чаще? Наконец, поразмышляйте над тем, что вы существуете как нечто намного большее, чем ваши эмоции. У вас имеются эмоции и вы проявляете их, но вы не тождественны вашим эмоциям. Эти телесные корреляции ваших мыслей и ценностей всего лишь показывают, какое значение вы придаете происходящему — позитивное или негативное. Однако в какой степени вы идентифицировали себя со своими эмоциями? Позволительно ли вам теперь узнать себя как человека, который представляет собой нечто большее, чем его эмоции? Что мешает вам дать себе такое разрешение даже сейчас? № 13. Стиль эмоционального совладения, или паттерн реакций на стресс: пассивность/агрессия/ уверенность № 14. Система отсчета, или авторитет: внутренняя/ внешняя; отнесение к себе/отнесение к другим № 15. Тип эмоционального состояния: ассоцииро-ванное/диссоциированное;чувства/мыгиление № 16. Тип соматической реакции: инертная/рефлек-сивная/активпая № 17. Убедительность или правдоподобие: выглядит, звучит, ощущается правильно; придает смысл № 18. Тип эмоциональной направленности: направ-ленпость/диффузность № 19. Эмоциональная интенсивность/насыщенность: скудость/изобилие |
Автор: | Иван Журавский [ 06 апр 2011, 00:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
«Волевые» метапрограммы Метапрограммы, связанные с желанием, выбором, волей (№ 20-28) Теперь мы переходим к тем метапрограммам, которые относятся к еще одному фокусу сознательного внимания — воле. Данный термин характеризует выбор, желание и направленность нашего намерения. Обычно мы говорим об этом в терминологии нашей «воли» — что мы намерены обдумать, воспринять, почувствовать и сделать и на что мы затем направляем наше внимание. Процесс мышления и проявления эмоций включает в себя не только наши репрезентации («ментальное», «когнитивное») и соматические телесные ощущения («эмоциональное»), но и производимый нами выбор. Как мы направляем свои мысли и чувства? На что мы привыкли нацеливать свое сознание? Как мы привыкли адаптироваться с точки зрения наших жизненных контекстов (семья, взаимоотношения, работа, карьера, отдых и т. д.)? По каким «правилам» мы предпочитаем жить? Считаем ли мы, что мир приводится в движение непреодолимым влечением (ком-пульсией) или желанием? Какие аспекты жизни доставляют нам наибольшее удовольствие? Как мы стараемся добиться желаемых результатов (целей)? Как мы подходим к своему выбору? Почему мы предпочитаем доверять или не доверять людям? То, как мы «управляем своим мышлением» с точки зрения нашего выбора, характеризует действия нашей операционной системы в процессе принятия решения, перебора вариантов, определения предпочтений и фокусировки внимания. № 20. Тип мотивирующей направленности: навстречу/от; прошлые достижения/будущие возможности; приближение/избегание № 21. Волевой выбор при адаптации: возможности/ процедуры № 22. Тип адаптации: суждение/восприятие;управление/подстройка № 23. Модальные операторы обоснования: необходимость/возможность (желание); кнут/пряник № 24. Тип предпочтения: первичный интерес:люди/ места/объеюпы/деятельность/информация № 25. Тип целеустремленности — адаптация к ожиданиям: перфекщонизм/оптимизация/скегтги-цизм № 26. Ориентиры при покупке: стоимость/удобство/качество/время № 27. Тип ответственности: повышенная/пониженная/сбалансированная № 28. Степень доверия к людям: недоверчивость/доверчивость (паранойя/наивность) |
Автор: | Иван Журавский [ 06 апр 2011, 00:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 20. Тип мотивирующей направленности Навстречу/от; прошлые достижения/будущие возможности; приближение/избегание Концепт. Что касается направления движения относительно ценимых нами объектов, то человек может, в целом, придерживаться одной из двух основных ориентации: некоторые люди движутся навстречу ценностям, являющимся для них желательными, в то время как другие уходят от нежелательных ценностей. Таким образом, некоторых людей мотивируют притягательные ценности, а других — отталкивающие ценности. Притягательные ценности включают в себя конечные позитивные выгоды, и поэтому они манят человека в будущее. Отталкивающие ценности содержат негативные моменты, которых человек избегает. Они порождают чувство отвращения от нежелательного. Извлечение. Спросите: «Чего вы хотите?», «Чего вы ждете от взаимоотношений, работы и т. д.?», «Что вам принесет обладание тем-то и тем-то?», «Что вы цените и считаете важным?» После получения ответа (обычно в форме номинализации, например: любовь, покой, счастье и т. д.) переходите к метауровню и задавайте вопрос о метарезультате: «Когда вы добьетесь любви, мира и счастья, что это будет для вас означать?» (С помощью этого во- проса мы стараемся выявить сложную взаимосвязь между поведением и ценностями.)Прислушайтесь к притягательным и отталкивающим ценностям. «Это означает взаимоуважение и взаимную заботу». «Это означает отсутствие ссор и споров друг с другом, отсутствие неприятных чувств». Идентификация. В сознании людей, которые движутся навстречу тому, чего они хотят, заложена мотивационная стратегия притяжения. Они движутся к желаемым результатам, так что их ценности манят их в будущее. Другими словами, им присущ стиль реагирования, приближающий их к целям и ценностям. Они мотивированы на то, чтобы достичь, приобрести и получить что-то. Хотя у них могут быть приоритеты в отношении желаемых ценностей, им труднее понять, чего они должны избегать. Их мотивируют «пряники» и различные инициативы, а не объекты, вызывающие отвращение. С другой стороны, людям, которые движутся прочь от того, что имеет для них отрицательную ценность, присуща стратегия отталкивания, которая побуждает их избегать нежелательных объектов. Они придерживаются фокусировки и сознательной ориентации на то, чего они хотят избежать, а не к чему хотят приблизиться. Они используют главным образом избегающий стиль реагирования. Они стремятся отдалиться от всего того, что вызывает у них неприязнь и отвращение. Соответственно, они испытывают больше трудностей с целями и определением приоритетов. Их отталкивают негативные ситуации. Более всего их мотивирует «кнут»: угрозы, негативные моменты, давление. То, навстречу чему мы движемся или от чего мы уходим, формирует наши ценности. Соответственно, у всех нас имеются и притягательные, и отталкивающие ценности. У некоторых людей доминирует одна из этих двух ориентации. Язык. Те, кто движется к ценностям, будут говорить о целях и конкретных желаниях. В речи тех, кто уходит от чего-то, мы Услышим слова «нежелание», «отвращение», «ничтожность» и т. д. Люди будут сообщать о том, что они ценят или обесценивают, в форме номинализаций (процессуальных слов, которые они пре-вРатили в статичные существительные). Прислушайтесь и распознайте включающий и исключающий язык. Язык притяжения обыч-Но включает что-то (приобретать, иметь, получать, достигать), а язык отталкивания — исключает (держаться в стороне, избавиться, избегать и не нуждаться). В ответ на вопрос: «Чего вы ждете от хороших взаимоотноше-! ний?» тот, кто придерживается ориентации притяжения, скажет? «Я хочу мира, любви и счастья». Люди с ориентацией отталкива ния скажут: «Я против ссор и попыток манипулировать друг дру гом». Те, кто обычно движется навстречу, но иногда старается уйтде от чего-то, скажут: «Я хотел бы, чтобы мы принимали во внима ние чувства друг друга во избежание ссор». Те, кто обычно уходит от чего-то, но иногда движется навстречу, скажут: «Мы избежвд!' чувства взаимной обиды, поскольку между нами возникнет бблвЗ| шая гармония». Подстройка. Чтобы подстроиться к человеку, который движется навстречу ценностям, и осуществить с ним коммуникацию (например, при переговорах, в деловых и личных отношениях^ скажите о том, как вы можете помочь ему добиться определеШ ных результатов. Упомяните о «пряниках», наградах и инициа^ тивах, присутствующих в вашем плане или идее. С теми, кто движется от ценностей, говорите о том, чего и каким образом вы можете помочь им избежать, о проблемах, которые они могут минимизировать или устранить, и о действиях, которые не принесут им вреда. Подчеркните, насколько ваша идея или план облегчат им жизнь. Эмоции. Те, кто движется от чего-то, обычно сортируют в по*| иске прошлых достижений и стремятся к надежности, безопас* сти и защите. Предоставьте им факты в исторической последо тельности, поскольку им нужно быть уверенными в том, что их выбор уже оказывался правильным. Они прежде всего стараются разрешить проблемы, а не приблизиться к целям. Их мотивируют не столько награды и результаты, сколько избежание неудач.. Те, кто движется навстречу ценностям, сортируют в поиске будущих возможностей и поэтому будут мыслить и чувствовать скорее с позиции возможностей, впечатлений, страсти, мечтаний и т. д. Их привлекают потенциальные возможности. Их манят более рискованные ситуации, которые могут принести дополнительны^ выгоды. Категория «приближение/избегание» позволяет нам опреде-. лить, на что человек будет ориентироваться при совершении покупки. Те, кто «движется от», захотят узнать, какие проблемы товар устраняет. Целеустремленные люди расценят подобный подход как негативный. Они захотят узнать, каким образом товар поможет им добиться своих целей. Поскольку все люди сторонятся одних объектов и устремлены к flpyraM» каждому из нас присуща некоторая поступательная система, позволяющая избежать «боли» и получить «удовольствие». qt чего именно вы (или кто-то другой) отстраняетесь? Что означает для вас «боль» с нейросемантической точки зрения? А «удовольствие»? Тот факт, что ваша «боль» может являться чьим-то «удовольствием», говорит нам о том, что человеческой природе свойственна большая пластичность в отношении того, что мы определяем внутри себя как боль и удовольствие. Статистика. В США 40% населения придерживаются ориентации притяжения и 40% — ориентации отталкивания, у 20% одинаково выражены обе направленности. Первичные контексты. Эта волевая метапрограмма движения навстречу чему-то и от чего-то тесно связана с эмоциональной метапрограммой преодоления и избегания стресса (№ 13), однако она отличается с точки зрения своего референта. В той метапрограмме энергия была направлена в сторону опасности и угрозы или от них, здесь же — в сторону ценностей или от них. На нее оказывает сильное влияние подражание значимым людям, а также одобрение или запрещение подобных действий. Полученный травматический опыт может переориентировать человека на модус избегания. Самоанализ Навстречу/от (приближение/избегание) «Навстречу» и «от» в равной степени «Навстречу» с определенной долей «от» «От» с определенной долей «навстречу» Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 07 апр 2011, 14:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№21. Волевой выбор при адаптации Возможности/процедуры Концепт. Когда дело касается исполнения инструкций или выполнения определенного задания, человек может придерживаться одной из двух общих стратегий: ориентации на процедуры или ориентации на возможности. Извлечение. Задавайте вопросы «почему»: «Почему вы выбрали этот автомобиль (работу, город, банк и т. д.)?» Идентификация Процедуры. Людям, ориентирующим себя посредством про цедур, нравится следовать конкретным и определенным схемам и алгоритмам. Они могут оказаться не в состоянии разработать подобные процедуры, если их никто не предоставит. Они стремятся выполнить процедурные задания «как следует». У них появляет ся мотивация, когда они придерживаются какой-то процедурой они могут испытывать почти непреодолимую потребность ее за вершить. То есть важной ценностью для них становится чувство завершенности (№ 37). Возможности. С другой стороны, тем, кто ориентирует себя посредством возможностей (опций, вариантов), намного лучшеуда- ется разработка новых процедур и нахождение альтернатив какой- то стратегии. Обычно, когда требуется следовать процедурам, ко торые они уже выполняли, они работают не слишком успешно. Они предпочитают улучшить процедуру или изменить ее. Высо ко ценя альтернативы и творческую деятельность, они скорее бу дут стремиться к новшествам и иным подходам. Язык. Задав вопрос «почему», прислушайтесь к предлагаемым обоснованиям. Если человек говорит о выборе и нахождении новых вариантов, значит, он ориентирован на возможности. Отметьте слова «возможности, выбор, основания, другие способы, альтернативы, причины». Если человек рассказывает вам какук?-то историю и/или приводит множество фактов,.но не говорит о выборе, значит, он ориентирован на процедуры. Он начнет отвечать на вопрос «почему» так, будто вы задали ему вопрос «как». История, которую он изложит, объяснит, «как» он оказался в этой ситуации. Прислушайтесь к таким лингвистическим маркерам, как «правильный путь, проверенный способ, точная методика выполнения того-то и того-то». Подстройка. Осуществляя подстройку к человеку, который использует программу возможностей, говорите о перспективах, . « ариантах и новшествах. «Мы изменим правила, чтобы вы смог ли это сделать». Старайтесь не давать фиксированных, пошаго вых процедур. Лучше действуйте экспромтом и укажите все аль тернативы, которые доступны человеку. Позвольте ему нарушать процедуры. п?н? Осуществляя подстройку к человеку, который использует программу процедур, укажите конкретную процедуру, которая определенно позволит ему перейти от его нынешнего состояния к же-даемому. Подскажите ему, что нужно делать в случае нарушения процедур. Используйте пронумерованные инструкции: «пять шагов к эффективным взаимоотношениям». Первичные контексты. Возможно, что физиология мозга, связанная со специализацией правого или левого полушария, может предрасполагать человека либо к последовательным заданиям, контролируемым левой стороной мозга, либо к холистическим и визуальным процессам, координируемым правым полушарием. Моделирование и идентификация с кем-то, кто эффективно использует тот или иной стиль, бесспорно, играют свою роль, так же как и неприятие тех людей, кто исповедует стиль, причиняющий обиду и боль. Самоанализ • Процедуры/возможности/одновременно и процедуры и воз можности Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 08 апр 2011, 00:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
22. Тип адаптации Концепт . Адаптируясь к жизни и к информации, которая влияет на наш персональный мир, мы можем делать это одним из двух "слежуюЩих способов. Мы идем по жизни, принимая ее такой, какая она ЕСТь. Или мы можем строить планы по упорядочению, регулиро-аНию и контролированию жизненных событий. В первом случае мы просто воспринимаем происходящее и плывем по течению, во втором — мы выносим суждения о том, что нам нравится или не нравится, что мы хотели бы улучшить и как нам эффективнее уц. равлять событиями. Извлечение. «Вам нравится жить спонтанно, по велению душ^ или в соответствии с определенным планом?», «Легко или трудно вам собраться с мыслями?», «Если бы мы вместе разрабатывав ли какой-то проект, вы бы предпочли, чтобы мы сначала обрисо-, вали и спланировали его упорядоченным образом или чтобы мы сразу же принялись за дело и гибко приспосабливались к обстоятельствам по ходу событий?», «Имеется ли у вас календарь-еже-^ дневник? Пользуетесь ли вы им? Вам нравится им пользоваться?» Идентификация. Стараемся ли мы адаптироваться к среде, в которой оказываемся, или стремимся приспособить среду под себя? Те, кто рассуждает и контролирует, хотят (и пытаются) адаптировать жизнь к себе. Они живут согласно своим планам, идеям, убеждениям, надеждам и желаниям, стараясь согласовать обстоятельства и внести порядок в свой мир (№ 25). Им нравится завер^ шенность, ясно обозначенные границы (правила, законы, процедуры и т. д.), четкие категории (№ 37). Те, кто воспринимает происходящее, находясь в свободном плавании, адаптируются к жизни и реальности посредством восприятия, наблюдения за событиями и примирения с ними. Они двигаются по жизни легко и непринужденно, редко рассуждая о правильном и неправильном и редко испытывая чувство, что их планы нарушаются. Как правило, они делают то, что им хочется в данный момент, и занимают более философскую позицию в отношении трудностей. Им нравится, чтобы перед ними лежали открытые пути, и они могут избегать завершенности. Им может быть трудно принимать решения, выносить оценки и сохранять определенную позицию. В книге «Двери восприятия» {The Doors of Perception, Huxley, 1954) Хаксли описывает изменение сознания, которое он испытал, экспериментируя с мескалином. Ему показалось, что его нормальное повседневное мышление и стиль сортировки уступили место тому, что он охарактеризовал как «божественный умственный настрой». Согласно его интерпретации, этот настрой был связан, со «всеобщим Умом», в результате чего «редукционный клапан мозга и нервной системы» раскрылся, и он испытал своего роДа внетелесное ощущение, сводившееся к одному восприятию. Я продолжал наблюдать, и эта чисто аскетическая, кубистская панорама уступила место тому, что я могу описать только как сакраментальный взгляд на действительность. Я смотрел на эти бамбуковые ножки, но не просто созерцал их, а фактически стал ими — или, скорее, очутился внутри них... Человек, принимающий мескалин, не видит смысла делать что бы то ни было, находя большую часть причин, по которым он, в обычных случаях, готов действовать и страдать, совершенно неинтересными. Язык. Прислушайтесь к многочисленным планам и перечням в речи тех, кто оценивает и действует. Зачастую эти люди также функционируют в последовательной манере — двигаясь «сквозь время». Они изменяют свое мнение только в том случае, если новые данные полностью опровергают его. Прислушайтесь к идеям и терминам, указывающим на спонтанность, свободу, понимание, признание и т. д., в речи тех, кто лишь воспринимает происходящее, находясь в свободном плавании. Подстройка. Чтобы осуществить подстройку при коммуникации с теми, кто оценивает и действует, общайтесь с ними в энергичной, деловой и решительной манере и фокусируйтесь на результате. Говорите о порядке, организованности, определенности, решениях, структурированности и выполнении намеченного. При подстройке к людям, которые воспринимают происходящее и свободно плывут по течению, осуществляйте коммуникацию в спонтанной манере, не акцентируя внимания на временных графиках. Структурируйте решения как «вариативные» и старайтесь не делать поспешных заключений. Говорите о таких ценностях, как свобода чувств, открытость, гибкость, ожидание и наблюдение, возможность внесения изменений и экспериментирование. Статистика. Эти паттерны распределяются среди населения примерно поровну — по 50%. Те, кто судит и контролирует, обычно Действуют решительно, мыслят последовательно, составляют планы и графики своих дальнейших действий, функционируют За счет левого полушария мозга и т. д. Те, кто воспринимает происходящее и свободно адаптируется к ситуации, оценивают и Действуют спонтанно. Они любят изменения, импульсивные Действия, нуждаются в автономии, не боятся осложнений, функционируют за счет правого полушария и являются противниками дисциплины. Первичные контексты. Соответствуют тому, как человек ощущает «время» (№ 46-48). Убеждения и ценности, связанные с руководством и контролем над своим окружением или же с примирением со средой и адаптацией к ней, оказывают большое влияние на то, какие чувства человек будет испытывать в отношении этих вопросов. Антропологи обнаружили культуры, которые соответствуют одной или другой крайности. Контексты бывают также^ обусловлены религией, политической философией и т. д. Длительг^ ный травматический опыт, порождающий чувство, которое Селиг-ман (Seligman, 1975) охарактеризовал как «приобретенную беспомощность», может подталкивать человека к предпочтению свободного восприятия. Самоанализ • Суждение-управление/восприятие-подстройка Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 10 апр 2011, 21:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 23. Модальные операторы обоснования Необходимость/возможность (желание); кнут/пряник Концепт. Языковые средства, используемые человеком для самовыражения, обусловливают отличительные особенности его модели мира и опыт, который он приобретает, пользуясь данной картой. В лингвистике модальными операторами называют такие специфические слова, которые отражают модус отношений и действий, характеризующих человека. Подобные слова описывают кон* цептуальный мир, в котором человек живет и который он нанес на карту. Они отражают причины (необходимость или желание), исходя из которых человек действует (например, модальность его поведения). Эти термины также указывают на ограничения, содержащиеся в карте человека, — то, что он нанес на карту как требуемое («необходимо»), невозможное («нельзя») или непозволительное. В мотивационной стратегии человека данные лингвистические термины проявляются в аудиально-дигитальном компоненте. Они образуют слова, которые мы используем для приведения себя в движение. Общая категория модальных операторов включает необходимость, желание, возможность и невозможность. Эти слова проливают свет на такие более абстрактные концептуальные состояния, как выбор, свобода, способность, жертвенность, обязанности и возможности. Извлечение. Спросите: «Как вы мотивировали себя, когда отправлялись сегодня на работу? Какие слова вы сказали себе, чтобы привести себя в движение?» Задайте вопросы, которые предполагают мотивацию, затем прислушайтесь к словам, являющимся модальными операторами, и вы выявите действующие операционные метапрограммы. «Почему вы выбрали свою нынешнюю работу?», «Почему вы выбрали тот или иной факультет или тот или иной план действий?» Обратите внимание, указывает ли человек в своем ответе причину. Если он не приводит причин, значит, он, скорее всего, исходит из модуса необходимости — он должен сделать то-то и то-то! Этого требует «закон» в его сознании! Если вам указывают причину, это говорит о возможностях, обязанностях или желаниях. Идентификация и язык. К словам необходимости относятся «должен», «приходится», «следует» и т. д. Они показывают, что человек действует исходя из модели принужденности, контроля, закона: «Я знаю, что должен идти на работу». К словам невозможности относятся «нельзя», «не следует», «запрещено» и т. д.: «Нельзя не ходить на работу или опаздывать на нее!» Они говорят о том, что человек нанес на свою карту мира закон, запрещающий различные возможные действия. Слова возможности включают в себя «можно», «буду», «могу», «готов» и т. д. Они свидетельствуют об оптимистической модели, в которой предусматриваются различные варианты и альтернативы: «Лишний Рабочий день — лишние доллары», «Когда я приду сегодня на работу, то займусь...» Слова желания включают «хочу», «нравится», «рад» и т. д. Они обусловлены моделью мира, содержащей потребности, желания и влечения: «Я рад, что имею возможность Работать!» К словам выбора относятся «предпочитаю», «выбираю», «склоняюсь» и т. д. Они указывают на ментальную карту, кото-Рая включает волю, намерение и предпочтения человека. «Я предпочитаю ходить на работу». Предпочтение тех или иных слов проистекает из различных моделей мира. Разные слова также вызывают несхожие эмоциональные и поведенческие реакции. Люди, исходящие из модуса возможности, делают то, что хотят, и поэтому находят для себя причины. Они изыскивают новые возможности для расширения имеющихся у них вариантов выбора. Такие люди, как правило, убеждены, что обладают определенным (или значительным) котч ролем над жизнью, и поэтому испытывают мотивацию к тому, чтобы сделать выбор и совершить действие. Люди, опирающиеся на модус необходимости, обычно взирают на жизнь как на тяжелую ношу и рутину, которую они не могут или почти не могут изменить. Зачастую они полагают, что должны примириться со своим жизненным жребием и, учитывая свою модель ограничений, действуют так, как подсказывает им восприятие. Тех, кто употребляет как слова необходимости, так и слова возможности и действует исходя из обеих моделей, мотивируют и возможности, и обязанности. Вспомните какую-то задачу, которую вам предстоит выполнить в ближайшем будущем. А теперь скажите себе: 1) «Я должен выполнить...», а затем: 2) «Я могу выполнить...» и, наконец: 3) «Я хочу выполнить...» Что помогает вам более всего с точки зрения усиления вашей мотивации? Слова невозможности (например, «нельзя», «не следует») формируют личностные ограничения и обусловливают пассивный стиль преодоления трудностей, который резко сужает диапазон реакций человека. Подобные слова обычно указывают на запреты, как, например: «Я не терплю критики». Мы можем расшифровать это таким образом; «Я не даю себе разрешения на то, чтобы мириться с критикой». Такие психологические «нельзя» означают, что у нас имеется карта, которая исключает определенные концепты. Психологические «нельзя» принципиально отличаются от физических: «Мне не поднять автомобиль», «Человек не может летать». Слова желания обусловливают более сильную мотивацию — если только они не являются выражением необузданных и нереа листичных фантазий. В этом случае они приводят к разочарован нию, утрате иллюзий и фрустрации. Z Подстройка. Выстраивая свою коммуникацию, присоединяв тесь к модальным операторам человека, что неизбежно подействует на него как эффективный мотивирующий фактор, либо произво-дите незаметное реструктурирование, предлагая другие модальные операторы Когнитивные искажения в РЭТ. Человек, который действует преимущественно исходя из необходимости, при злоупотреблении этим стилем может попасть в ловушку долженствования (must-ing)* которую Эллис в шутку назвал «мастурбационным» (must to) мышлением. Подобное мышление оказывает сильное давление на человека и окружающих и может порождать негодование и сопротивление. Излишнее долженствование порождает ненужный и неадекватный стыд, ощущение вины, презрение к самому себе и другие нересурсные состояния. В литературе по РЭТ говорится, что люди, живущие с такими когнитивными искажениями, могут затем оказаться в состоянии повышенной требовательности {demandingness) к себе, окружающим и миру в целом. Это, в свою очередь, питает установку на неизбежность, которая усиливает разочарование, утрату иллюзий и депрессию. Такой стиль картирования обусловливает плохую адаптацию и возникновение многочисленных трудностей в жизни. Первичные контексты. Данная волевая метапрограмма функционирует преимущественно как языковой феномен. Вероятно, она возникает прежде всего как отражение речевых оборотов, которые родители и учителя используют для нашей мотивации: «Ты должен меня выслушать», «Подумай о том, что ты можешь извлечь из этого случая». Травма и боль могут привести к тому, что человек отвернется от мира возможности и желания, — таким образом он постарается избегнуть разочарований в дальнейшем. Строгие и чрезмерно дисциплинированные семьи и сообщества могут побуждать человека к принятию модуса необходимости и модуса невозможности. Самоанализ• Возможность (желание)/необходимость (невозможность) Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое: • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: Уровень ДА/НЕТ • |
Автор: | Иван Журавский [ 11 апр 2011, 23:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 24. Тип предпочтения Первичный интерес: люди/места/объекты/ деятельность/информация Концепт. У каждого индивида имеются предпочтения, связанные с его интересами. Когда мы задаем человеку вопрос о том, как ему больше всего нравится проводить отпуск, о его самой любимой работе, просим его назвать одно из десяти самых приятны^ событий в его жизни, мы приводим в действие его метапрограмму предпочтения. Первичные интересы подразделяются на следую! щие категории: люди (кто), места (где), объекты (что), деятельность (как), информация (почему, какая информация) и время (когда). Извлечение. «Что для вас по-настоящему важно в том, как вы намерены провести свой следующий двухнедельный отпуск?»^ «Какие объекты, люди, виды деятельности и т. д. вы расценшщ бы как действительно значимые?», «Опишите мне свой любимьЩ ресторан». Этот ценностный фильтр идентифицирует те факторы, которые мы считаем наиболее важными. Он дает информацию о конкретных источниках удовольствия человека. Идентификация. Некоторых людей больше всего волнует, с кем они испытывают определенные переживания (люди), где они могут испытать эти переживания (локализация или место), вещи, связанные с этими переживаниями (объекты или предметы), поведение или виды деятельности, которым они предаются (деятельность), или виды данных, которые они получают (информация)^ Тот или иной стиль сортировки обусловливает ценности и предпочтения человека. 1. Люди. Тех, для кого первичной ценностью являются люди более всего волнует вопрос кто. Поэтому они говорят (иногда не прерывно) о других людях: что те рассказывают, думают, чувствуют, делают. При злоупотреблении данным видом предпочтения у них может появиться привычка сплетничать. Они легко находят об щий язык с людьми, но не любят бывать одни, поскольку это вы зывает у них чувство одиночества. 2. Места. У таких людей на уме география и местонахоЖД6" ние. Для них наиболее важен вопрос где. Поэтому для них имеет большое значение окружающая среда — что они видят, слышат и чувствуют в данном контексте. Как правило, предметом их гор" дости становятся те или иные «места» (дом, офис, сад, магазй т д.) с точки зрения месторасположения, планировки, обстановки и т. д. 3. Объекты. Эти люди фокусируются на том, что находится во круг них: имущество, деньги, пища и т. д. Предметом их гордости являются как осязаемые объекты (дом, автомобиль, одежда), так и не осязаемые (звания, статус, безопасность, власть). Они стре мятся обрести счастье и извлечь смысл посредством этих объек тов. Позитивный аспект заключается в том, что они проявляют заботу о вещах, негативный — что они делают это, забывая о лю дях. Их «любовь» к людям заключается в дарении им вещей и/ или использовании их вещей. 4. Деятельность. Люди с подобным предпочтением сосредо точены прежде всего на том, как протекает какой-то процесс или совершается ряд действий. Им нравится что-то делать, посещать различные места, находиться в гуще событий. Они предпочитают оживление и движение и очень не любят «сидеть без дела». Скука буквально сводит их с ума. 5. Время. Джеймс (James, 1989) включает «время» в категорию активности. Но мы здесь обособляем его, как это делают многие. Те, кто ценит одно из многочисленных значений «времени» (см. Во- denhamer & Hall, 1997), может наделять данную семантико-кон- цептуальную реальность глубоким смыслом. Это проявляется в таких убеждениях и высказываниях, как: «Время — деньги», «Вы играть время», «Нельзя тратить время». Такой человек хочет знать: «Сколько времени на это потребуется?», «Надолго ли мы здесь задержимся?», «Когда мы вернемся?» 6. Информация. Те, кто предпочитает идеи («почему» и «что» информации), осуществляют сортировку с точки зрения того, что °ни узнают, от кого, какова ценность информации, как они могут ®e использовать и т. д. Этих людей волнуют скорее не вопросы *fe, с кем и когда, а те знания, которые они могут приобрести Подстройка и язык Прислушайтесь к конкретным предпочтениям, которые высказывает человек, и присоединитесь Первичные контексты. Поскольку мы можем ценить и ценим Все перечисленные возможности, мы, несомненно, формируем свой ^Иль сортировки на основании собственного опыта удовольствия "оли, связанного с ними, одновременно моделируя при этом °ведение значимых людей в нашей жизни. Самоанализ • Люди/места/объекты/деятельность/информация • Комбинации таковых: . Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое: • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень • ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 11 апр 2011, 23:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 25' Тип целеустремленности — адаптация к ожиданиям Перфещионизм/оптимизация/скептицизм Концепция Люди отличаются друг от друга также тем, как они выбирают свои цели и добиваются их. Некоторые осуществляют процесс постановки целей и их достижения в перфекционистском стиле, другие — в оптимизационном, а третьи полностью избегают подобных вопросов, пытаясь остаться в стороне и предпочитая не ставить перед собой цели (что также можно рассматривать как цель!). Извлечение. «Расскажите мне о какой-нибудь цели, которую вы для себя наметили, и о том, как вы добиваетесь ее осуществления», «Если вы сегодня поставите перед собой цель, состоящую в достижении чего-то значимого, как вы начнете ее реализовывать?» Идентификация 1. Перфекционистская сортировка. Стремление к «совершенству» (безупречности) превращает человека в перфекциониста,который постоянно не удовлетворен результатами своей деятельности. Такие люди всегда усматривают недостатки в своей и чужой работе! Поскольку они устанавливают для себя нереалистические цели, то неизменно испытывают фрустрацию. Они рассматривают конечный результат как критерий достижения своей цели и обычно недооценивают радости и трудности, являющиеся час тью этого процесса. Устанавливая неоправданно высокие цели йкритерии, люди, которые придерживаются данного стиля, строго осуждают себя и других за малейшие упущения. Зачастую ониначинают прибегать к тактике промедления в качестве защитного механизма. i Перфекционизм часто предполагает такую ориентацию на бу-пущее, которая становится избыточной. Я (ББ) раньше поступал так же. В своей жизни я настолько ориентировался на будущее, что терял из виду многие аспекты настоящего. И поскольку я испытывал предубеждение против получения удовлетворения (с тем, чтобы оставить возможность для улучшения результатов), то обычно находился в состоянии постоянной фрустрации и разочарования! В конце концов я оказался в состоянии полного истощения сил — что принесло мне пользу, поскольку побудило отказаться от подобной метапрограммы сортировки целей. 2. Оптимизационная сортировка. Те, кто движется к своим целям, оптимизируя, действуют более прагматично. Они извлекают максимум из того, что имеют, и удовлетворяются этим. Онитакже ставят перед собой поэтапные цели, с тем чтобы можно было оценить успехи на коротких промежуточных стадиях. Для них не менее важен сам процесс движения к цели. Когда мне (ББ) удалось восстановить свои силы, я стал следовать правилу: «Когда планируешь свой отпуск, наслаждайся сборами в дорогу не меньше, чем самим отдыхом». При крайне выраженной оптимизационной сортировке человек может предаваться настолько нереалистичным «позитивным» мыслям и чувствам, что начнет отрицать и/или игнорировать реальные проблемы и ограничения. 3. Пораженческая сортировка. Тем, кто избегает постановки целей и их достижения, присущи пессимистические и скептические мысли и чувства в отношении данного вопроса в целом. Поэтому они предпочитают не думать о будущем и не предприни мают эффективных действий по его приближению. Ожидая, что может произойти только самое худшее, они отказываются от по следовательной работы над собой и своими целями. 4. Реалистическая сортировка. Те, кто избирает этот стиль, рассматривают цели главным образом с точки зрения «фактов». У них Редко появляются мечты, желания и надежды, свойственныеоптимизационному стилю; они сводят все к голым фактам — сфере, базирующейся исключительно на сенсорике. Язык. Данная метапрограмма позволяет нам предсказать, когда Человек прекратит свои попытки сделать что-либо (то есть насколько он настойчив) и способ, каким он будет ставить перед собой цели, стремиться к ним и определять их достижение. Эта программа Проявляется всякий раз, когда мы предлагаем кому-то поговорить 0 той или иной цели, задаче, мечте или возможности. «Расскажи-те мне о цели, которую вы недавно перед собой поставили», «Если бы мы осуществляли какой-то совместный проект, вам был бы интереснее его начальный этап, промежуточные стадии или завершение работы над ним?» Те, кто действует в перфекционистском ключе, энергично берутся за проекты. Но затем они вязнут в деталях и/или приходят в негативное эмоциональное состояние (например, испытывая фрустрацию из-за своих и чужих оплошностей). Они много рассуждают о конечном результате, но при этом затрудняют себе его достижение. Конечный результат всегда кажется им недостаточным. Оптимизаторы продвигаются вперед намного успешнее и, как это ни парадоксально, добиваются более совершенных результатов, поскольку не ставят перед собой задачу сделать все «безупречно». Склонные к пораженчеству скептики считают разговоры о постановке цели пустыми и бесполезными; они напомнят вам о том, что подобные действия никогда не приносили результатов или вызывали сильное разочарование. Что касается термина «реалистичный», то люди, относящиеся к данной категории, считают себя единственными «настоящими реалистами»! Чего еще можем мы ожидать, когда, в конечном счете, каждый использует собственную «стратегию реальности» (модель мира) при определении «реального»? Подстройка. Как только вы определили стиль, который человек использует при движении к цели, присоединитесь к нему в своей коммуникации, касающейся задачи, которую вы хотите ему предложить. Эмоции. У оптимизаторов ожидайте увидеть сильное возбуждение, страстность и мотивацию, у перфекционистов — радужные ожидания и/или полную фрустрацию, а у тех, кто избегает постановки целей, — скептицизм и негативизм Первичные контексты. Актуализация лелеемых нами целей и подход к их осуществлению представляют собой приобретаемую характеристику. Мы усваиваем свой стиль через моделирование» наставления, боль и удовольствие, которые либо вознаграждают, либо подрывают наши первые слабые усилия, и через язык, который мы используем для выражения убеждений, поддерживающих эти усилия. Травматический опыт может выбить человека из седла, в результате чего он станет относиться скептически ко всему процессу. Чем чаще человек использует при самомотивации такие слова, как «надо», «следует», «обязан» (№ 23), тем вероятнее, что он превратится в перфекциониста. Самоанализ • Перфекционизм/оптимизация/скептицизм Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое: • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 11 апр 2011, 23:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 26, Ориентиры при покупке Стоимость/удобство/качество/время Концепт. Принимая решение, что купить, и совершая покупку, мы обычно исходим из четырех первичных ценностей. Чаще всего на передний план в нашем сознании выходят: стоимость (цена), удобство, качество и время. Извлечение. «Когда вы думаете о совершении покупки, чем вы бываете озабочены в первую очередь: ценой товара, удобством, временем, качеством или определенным сочетанием этих факторов?» Попросите человека мысленно представить два треугольника, соединенных общим основанием (рис. 5.1). Пусть каждый угол соответствует одному из вышеназванных факторов — стоимости, времени, качеству и удобству. Такая диаграмма в виде двойного треугольника поможет человеку произвести сортировку и решить, каким из указанных факторов отдать предпочтение. «Теперь отметьте точкой то место на двойном треугольнике, которое отражает предмет вашей наибольшей озабоченности». Данная операция выведет на передний план сознания отношения между этими ценностями. Она также поможет человеку избежать чувства, что его обманули, в тех случаях, когда он внезапно меняет свое мнение, а затем ожидает, что другие должны были угадать его желание! «Что вам необходимо прежде всего?» Идентификация. Некоторых людей волнует главным образом Цена, другие фокусируют свое внимание преимущественно на факторе удобства, третьи — на качестве, четвертые — на факторе вРемени или на некотором сочетании этих аспектов. Данные ценности, применительно к покупкам, часто конфликтуют друг с дру-гом. Хотя мы часто считаем стоимость основным, а то и единственным фактором, определяющим решение, купить или не купить товар, человек может принимать во внимание и другие ценности, находящиеся на континууме, образованном этими факторами. Ряд особенностей, связанных с удобством и комфортом, может легко перевесить факторы стоимости, названные первыми. Подстройка. Как только вы определили приоритет ценностей среди категорий стоимости, удобства, качества и времени, присоединитесь к человеку в своей коммуникации. Яхык Прислушайтесь к словам, указывающим на перечислен; ные ценности. Первичные контексты. Предпочтение, которое мы отдаем тем или иным аспектам при совершении покупок, несомненно, является приобретенным свойством. Оно обусловлено тем, с кого мы брали пример, системой ценностей, формируемой в контексте данной религии, культуры, социального статуса и т. д. Негативный травматический опыт, связанный со стоимостью, качеством и временем, может превращать эти факторы в «источники боли», от воздействия которых у нас может не быть надежной защиты. Самоанализ • Стоимость/удобство/качество/время Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых |
Автор: | Иван Журавский [ 11 апр 2011, 23:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 28. Степень доверия к людям Недоверчивость/доверчивость (паранойя/ наивность) Концепт. Данная метапрограмма связана с метапрограммрй, которая определяет, как «сознание» трактует факты и, следовательно, поддается убеждению (№ 17). Она относится к тем же самым процессам — только с точки зрения наших отношений с окружающими. Некоторые люди следуют мыслительно-чувственному паттерну недоверия, другие — паттерну доверия. Извлечение. «Когда вы встречаете незнакомого человека, то сразу же испытываете чувство доверия к нему и готовы быть откровенными с ним или у вас возникает чувство недоверия, сомнения, зависти, неуверенности, появляются вопросы и т. д.?», «Как вы обычно предпочитаете контактировать с человеком или группой людей, прежде чем лучше их узнаете, — доверительно или осторожно?» Идентификация 1. Недоверчивые. Люди, которые сразу же задаются вопросами, начинают сомневаться, чувствуют (в большей или меньшей степени) угрозу, будут проявлять сдержанность, займутся исследованием, захотят убедиться в мотивах, намерениях и образе действий человека. Обычно они занимают настороженную, оборонитель ную позицию и не готовы тотчас же поверить кому бы то ни было.Они ведут себя недружелюбно и выглядят не слишком доступнк-ми (подобная тактика становится самоисполняющимся пророчеством — оправдывая их предположения в отношении другого человека!). 2. Доверчивые. Люди, которые сразу же проникаются довери ем к окружающим, чувствуют свою общность с ними, идут им навстречу и даже готовы заключить в объятия любого незнакомца.Как правило, они кажутся сердечными, дружелюбными, заинтересованными и общительными. Когда подобный стиль поведения чрезмерно выражен, человек наивно верит всему, что говорят другиелюди, в результате чего становится объектом манипуляций и егобывает легко обмануть Язык и личность . Ориентация на недоверие приводит к тог^ что человек вступает в социальные ситуации и устанавливает новые отношения с большой осторожностью, постоянно сомневается в мотивах и намерениях других людей. Когда возникают труД" ности, у него может быстро возникнуть состояние «жертвы»! так что он будет чувствовать себя объектом контроля и манипуляции. Это еще больше убеждает его в том, как важно проявлять недоверие к окружающим. Ориентация на доверие как операционная система побуждает человека устремляться навстречу другим людям, демонстрируя сердечность, обаяние и, порой, наивность. Первичные контексты. Эриксон (Erickson, 1959,1968) в своей модели, которая описывает психосоциальные стадии развития, выделяет стадию доверия/недоверия. Ребенок проходит эту стадию в возрасте от двух до пяти лет, и здесь имеют значение в первую очередь его отношения с родителями и эмоционально значимыми людьми. Заслуживало ли доверия их поведение? Мог ли ребенок рассматривать слова воспитателей как точные репрезентации мира и поступков, которые они затем совершали? Программа недоверия может быть также обусловлена последующими травмами, вызванными предательством, нарушением обязательств и т. д. Самоанализ • Ориентация на доверие/недоверие Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое: • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 12 апр 2011, 00:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 27- Тип ответственности Повышенная/'пониженная/сбалансированная Концепт. Разные люди по-разному осмысляют и сортируют концепт «ответственность», а также проявляют неодинаковые эмоции в его отношении. (Хотя данная операционная система функционирует в качестве мета-метапрограммы, мы предпочли поместить ее сюда, поскольку она играет важнейшую роль и в сфере выбора. Это обстоятельство также иллюстрирует произвольный характер выделяемых категорий.) Те, кто любит, желает и хочет быть ответственным, стремятся брать на себя ответственность и рассматривают поступки, речь, эмоции и т. д. с точки зрения проявления ответственности. Другие люди испытывают неприязнь к этому концепту и избегают его. Возможно, с идеей «ответственности» у них связаны какие-то неприятные переживания. Поэтому они уходят от ответственности, либо игнорируя и не замечая ее, либо полагая, что за происходящее — даже за их собственные мысли, эмоции и поступки — должны отвечать другие. Извлечение. «Когда вы размышляете об ответственности, которую вы возлагаете на себя в контексте работы или личных отношений, какие мысли и эмоции вас посещают?», «Возлагал ли кто-либо на вас ответственность за какое-то упущение, в результате чего у вас возникали крайне негативные чувства?», «Можете ли вы вспомнить позитивный опыт, связанный с тем, что кто-то поручал вам отвечать за какое-то дело и/или называл вас "ответственным" человеком?» Идентификация. Способность отвечать за что-то является базовым человеческим качеством. В качестве концепта данная способность распадается на две области: ответственность за себя (за свои мысли, эмоции, слова и поступки) и ответственность перед дРугими или по отношению к ним. Первая область описывает «отчетность», вторая — «взаимоотношения». В первом случае мы отчитываемся перед собой за свои реакции. Это характеризует наш кРуг обязанностей» или нашу «сферу полномочий» (сферу, где Ь1 Действительно обладаем способностью сделать что-то). Вто-рая область описывает то, как мы относимся к другим людям в раз-говорах и общении с ними. Она характеризует «степень нашего влияния» на других. 1. Повышенная ответственность. Те, кто берет на себя слищ-ком большую ответственность, исполняют роли заботливых людей. Их отличает умелое решение проблем, проявление симпатии и за боты, стремление улучшить положение вещей. Будучи чрезмерней привержены данному паттерну, они могут исполнять созависимые роли в отношениях с человеком, который привык снимать с себя ответственность. Зачастую такие люди не способны провести грань между ответственностью за что-то в своей области деятельности и ответственностью перед другими людьми. При повышенной ответственности люди выходят за рамки своих обязанностей и вторгаются в «сферу полномочий» других людей. В крайних случаях такие действия становятся назойливыми, сигнализируя: «Я не верю, что вы — ответственный человек». 2. Пониженная ответственность. Те, кто не способен адекватно отвечать за собственные мысли, эмоции, слова и поступки, рассчитывают на то, что о них позаботятся другие. В период младенческой и детской зависимости такие действия оказываются эффективными и уместными. В период зрелости инфантильная зависимость может сохраняться у некоторых людей, не способ ных признать себя ответственными за собственное поведение,.,\. При пониженной ответственности люди считают себя зависимыми и нуждающимися. У них развивается восприятие себя в качестве жертвы, и это быстро перерастает в упреки и требования. Когда данный паттерн выражен чересчур сильно, человек становится иждивенцем, возлагая ответственность за свое счастье на других людей, государство и т. д. 3. Сбалансированность. Присуща тем, кто признает себя способным отвечать за собственные действия и нести ответственность перед другими. Такие люди ориентируются на соответствующие контекстуальные маркеры, которые показывают им, когда следу ет «давать», а когда «получать». Язык, эмоции и подстройка. Люди с повышенной ответственностью проявляют слишком много заботы о других и становятся участниками отношений, характеризующихся опекой и соза-висимостью. Как правило, они говорят о проблемах и обидах дрУ" гих людей и делают это в ассоциированной форме. Когда они видят» что другой человек в чем-то нуждается, то принимают на сеоя ответственность за него — что, по иронии судьбы, делает его еШе более слабым. Люди с пониженной ответственностью обычно жаждут такой заботы, определяют ее как «проявление любви к ним», обвиняют и упрекают других при отсутствии подобного «внимания» и лишены чувства подлинной независимости и взаимозависимости. Интенсивность созависи-мости прямо коррелирует с тем, насколько часто индивидуум занимает вторую позицию по отношению к другим людям. Первичные контексты. Когда мы появляемся на свет, у нас отсутствует высокоуровневый концепт «ответственности»; он формируется с годами по мере нашего взросления. Мы все вступаем в жизнь, обладая пониженной ответственностью, поскольку полностью зависим от тех, кто о нас заботится. Здесь важную роль играют семья, культурная и расовая среда, а также ценности, прививаемые нам как этими источниками, так и религией, политикой, школой и т. д. Травма может обусловить как первое, так и второе отношение к «ответственности». Человек может принять на себя роль жертвы и отказаться от какой бы то ни было ответственности, либо он может начать играть роль избавителя, опекуна, поддавшись мессианскому комплексу спасителя мира. Одна из форм дисфункционального воспитания заключается в том, что на ребенка возлагается ответственность за эмоции родителей. Если ребенок соглашается с этим, то, когда он вырастает, у него формируются два ошибочных убеждения: 1) мои достоинства определяются способностью действовать в интересах окружающих и доставлять им удовольствие; 2) люди полюбят меня только в том случае, если я буду заботиться о них и отвечать за них. Самоанализ • Повышенная ответственность/пониженная ответствен ность/сбалансированность Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: Уровень 3ii лнео ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 12 апр 2011, 00:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
Каждый день мы принимаем сотни решений в отношении того, как нам воспринимать происходящее и как нам действовать в своей Жизни. Следует ли мне принять или отклонить то-то и то-то? Что я предпочитаю: наличие несколькихвозможностей или ясную и конкретную процедуру действий? Что мне нужно сделать, чтобы данное событие, идея иличеловек вписались в мою реальность? Как я могу извлечь пользу из этого опыта и полнее его воспринять? Рассматриваю ли я свою работу как необходимость или как возможность? Обязан ли я совершать добрые и рассудительные поступки или я делаю самостоятельный выбор в пользу подобных дей ствий? Какие аспекты жизни должны стать объектом моего первостепенного интереса? Следует ли мне наметить для себя какие-то цели на сегодняшний день? Какой должна быть та или иная цель и как мне добиваться ее осуществления? На что мне следует направить свое внимание при покупке этого товара? Следует ли мне взять на себя ответственность или предпочтительнее не делать этого? J Следует ли мне доверять людям или относиться к ним настороженно? Этот волевой параметр сознания определенно включает в себя наши мысли и чувства. Ролло Мэй сказал, что когда мы анализируем слово «воля» с психоаналитических позиций, то обнаруживаем два процесса: намерение и направление внимания. Намерение относится к тому, чего мы хотим, желаем, что любим и ценим, и тем самым фокусируем свое сознание на этом объекте. Направляя внимание, мы производим целенаправленную работу, состоящую в наблюдении за нашим сознанием, постоянно подталкивая или возвращая его к нашему намерению. № 20. Тип мотивирующей направленности: навстречу/от; прошлые достижения/будущие возможности; приближение/избегание № 21. Волевой выбор при адаптации: возможности/ процедуры № 22. Тип адаптации: суждение/восприятие; управление/подстройка № 23. Модальные операторы обоснования: необходимость/возможность (желание); кнут/пряник гппвп 5. «Волевые» метапрограммы 171 № 24. Тип предпочтения: первичный интерес: люди/ места/обьекты/деятелъность/информация № 25. Тип целеустремленности — адаптация к ожиданиям: перфекционизм/оптимизация/скеп-тицизм № 26. Ориентиры при покупке: стоимость/удобство/качество/время № 27. Тип ответственности: повышенная/пониженная/сбалансированная № 28. Степень доверия к людям: недоверчивость/ доверчивость (паранойя/наивность) |
Автор: | Иван Журавский [ 13 апр 2011, 03:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
Метапрограммы «реакций» Метапрограммы, связанные с продуцированием, реагированием, коммуникацией (№ 29-39) «состояние сознания» предполагает прежде всего внимание, которое является частью таких компонентов, как «мышление», «эмоции» и «воля». Состояние также включает в себя метауровневые паттерны и структуры, в которых проявлены продукты сознания. То есть наше мышление характеризуется не только тем, что мы замечаем и вбираем в себя, что мы обрабатываем и внутренне структурируем, что мы включаем в свой организм (соматизируем), но также и тем, что мы продуцируем. Не так ли? Разве вы не обращаете внимание на объекты (свою входную информацию)? Разве вы не используете возникающие мысли и эмоции для строительства своего внутреннего мира? Разве вы затем не переживаете эмоционально эти объекты (соматизируете их) в собственном теле? И разве вы не обращаете внимание на то, как вы выражаете себя в своих жестах, речи и поведении? Этот последний вопрос предполагает, что мы, ко всему прочему, сортируем и осознаем наш социальный контекст. Он предполагает также, что мы обращаем внимание на то (или используем свое рекурсивное осознание того), какое воздействие мы оказываем на окружающих, когда осуществляем коммуникацию и реагируем на тот или иной стимул. Таким образом, наша операционная система, подобно операционной системе любого компьютера, имеет активный и рекурсивный интерфейс. Слово «рекурсивный» означает, что информация, которая является результатом на одной из стадий обработки, становится затем входными данными для следующей стадии. Использование такого системного языка предполагает, что человеческое сознание в процессе сортировки функционирует как система. Разновидность операционной системы, которую использует компьютер (например, DOS, Windows 3.1, Windows 95, OS/2 и т. д.)» особенности создания структур и паттернов данной системы полностью определяют дальнейшую работу человека с этим компьютером. Что касается человеческой операционной системы — метапрограмм, то наше продуцирование сводится к тому, как мы разговариваем и осуществляем коммуникацию, как мы соматизируем, действуем, ведем себя, жестикулируем, как мы взаимодействуем в социуме и т. д. Таким образом, благодаря метапрограммам человеческое сознание устремляется все дальше и дальше, вбирая в себя все больше и больше элементов среды. Это предполагает, что человеческое «мышление», обработка и сортировка информации происходят не только внутри головного мозга. Следует ли нам трактовать сознание именно так? Не следует ли нам перестать локализовать «сознание», как делали философы и психологи на протяжении столетий, исключительно внутри головы, или, по крайней мере, внутри тела? Современные философы, работающие в области систем, например Грегори Бейтсон, рассуждают иначе. Бейтсон (Bateson, 1972, 1976), Джером Бруннер (Brunner, 1990) и другие теоретики подчеркивают, что «сознание» не ограничено черепной коробкой отдельного человека, а охватывает такжеего непосредственную физическую и культурную среду. Чтобы объективно оценить этот подход. $< Бейтсон ставит вопрос о «сознании» и «я», используя пример со слепым человеком, передвигающимся с помощью трости: ...спросите любого о локализации и границах «я»... приведите пример слепого человека с тростью. Где начинается «я» слепого человека?На конце трости?Наручке трости? Или где-то посередине трости? Такие вопросы абсурдны, поскольку трость является проводящим путем, вдоль которого передается информация об изменениях в среде, Аналогичным образом, его органы чувств являются преобразователями или проводящими путями для информации, так же как его аксоны и т.д. С точки зрения теории системутверждение, что по аксону передается «импульс», является вводящей в заблуждение метафорой. Правильнее сказать, что передается какое-то отличие или преобразование отличия (Bateson, 1972, р. 318). В целом самокорректирующийся блок, который обрабатывает информацию, или, какэтоформулируюя, «мыслит», «действует» и «решает*, является системой, границы которой вовсе не совпадают с границами как тела, так и того, что принято называть «я» или «сознанием»; при этом важно отметить, что между мыслительной системой и «я», как его принято понимать, существует множество отличий... Общая схема не ограничена поверхностью кожи, а включает в себя все проводящие пути, вдоль которых может передаваться информация (Там же, р. 319). Обычно мы рассматриваем «я» и «сознание» как нечто находящееся внутри нашей головы, а не как часть трости или как часть наших культурных конструктов. Бруннер пишет: Участие человека в культурной жизни и понимание его ментальных способностей через культуру не позволяют конструировать человеческую психологию исключительно на индивидуальной основе... Клайд Клакхон настаивал, что человек не заканчивается на поверхности собственной кожи; люди являются выражением культуры. Рассматривать мир как индифферентный поток информации, которую каждый индивидуум обрабатывает по-своему, значит упускать из виду то, как индивидуумы формируются и как они функционируют. Или снова процитируем 1ерца: «Не существует такого понятия, какчеловеческая природа, независящая от культуры» (Вгиппег, 1990,р. 12). № 29. Способ восстановления энергии: экстраверт/ амбиверт/интроверт № 30. Сотрудничество и руководство: независимый/ командный игрок/руководитель № 31. Коммуникативная установка: коммуникативные категории № 32. Общая реакция: конгруэнтная/неконгкруэн-тная/соперничество/сотрудничество/поляр' ность/метапозиция № 33. Тип соматической реакции: активный/рефлексивный/оба № 34. Предпочтения в работе: объекты/системы/ люди/информация № 35. Способ сравнения: количественный/качественный № 36. Источник знаний: моделирование/концепту-ализаития/демонстрация/опыт/авторитетное мнение № 37. Завершенность/окончательность: завершенность/незавершенность № 38. Социальная презентация: проницательный и искусный/искренний и безыскусный № 39. Тип иерархического доминирования: власть/ союз/достижения |
Автор: | Иван Журавский [ 13 апр 2011, 03:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
29* Способ восстановления энергии Экстраверт/амбиверт/интроверт Концепт. Данная метапрограмма определяется тем, как люди обрабатывают собственные мысли и чувства в отношении своих социальных контактов с окружающими, особенно в контексте необходимости «восстановить свою энергию». Некоторые индивиды предпочитают проводить много времени с людьми (экстраверты), другие — в одиночестве (интроверты), третьи демонстрируют сбалансированное сочетание обоих паттернов (амбиверты). Юнг охарактеризовал категорию интроверт/экстраверт как предпочитаемую установку. Она начинается с осознания того, обращаем ли мы внимание прежде всего на себя или на окружающих, направлено ли наше внимание вовнутрь или вовне. «Какой установки, проявляющейся в вашем поведении, вы придерживаетесь в отношении внешнего мира, мира людей?» Извлечение. Экстраверсия и интроверсия связаны с желанием, потребностью человека либо общаться с другими людьми и социальным окружением, получая от этого удовольствие, либо пре-бывать в одиночестве, когда он находится в подавленном состоянии, обескуражен, испытывает негативные чувства или стресс. Мы можем выявить тот или иной паттерн, задав вопрос: «Когда вы нуждаетесь в подзарядке своих "батареек", то стараетесь быть рядом с людьми или предпочитаете уединиться или вы способны восстановить энергию в любой из этих ситуаций?» Идентификация Когда речь идет о необходимости восстановить свой менталь но-эмоциональный заряд, воодушевиться, получить поддержку ипережить личное обновление, некоторые люди направляют своевнимание вовне на других и тем самым используют в состояниистресса экстравертный стиль поведения. Другие направляют свое внимание вовнутрь, уходят в себя, когда им нужно справиться со своими стрессами, негативными эмоциями, отсутствием мотивации и т. д. То есть в состоянии стрессаих отличает интровертный стиль. Тем, кто может поступать и так и так, с равной вероятнос тью, присущ амбивертный стиль. Джеймс и Вудсмолл (James & Woodsmall, 1988) утверждают, что у интроверта обычно бывает меньше друзей, но его взаимоотношения отличаются большей глубиной; он подолгу раздумывает, прежде чем действовать, любит работать в одиночестве, имеет высокие показатели в тестах способностей, ценит концепты и эстетику, ищет причины в себе. Экстраверт имеет множество друзей и знакомых, но, как правило, глубоко привязан к немногим людям; он ищет причины в других людях и в окружающей среде и может испытывать страх перед одиночеством. Подстройка и язык. Прислушайтесь к ценностям человека и определите, требуются ли ему другие люди, которые могли бы его воодушевлять и поддерживать, или он ценит самостоятельные действия. Прислушайтесь к внутренним и внешним референтам в ситуациях, когда человек находится в подавленном состоянии и нуждается в стимуляции. Эмоции. Данная метапрограмма дает о себе знать, когда человек подавлен и хочет почувствовать себя лучше. Подзаряжает ли общение с окружающими его «батарейки» или, наоборот, разряжает их? Каждый человек чувствует себя наиболее комфортно в определенных условиях. Интроверты наслаждаются покоем, который они находят во внутреннем мире своих мыслей и идей. Они вое-принимают его как уединение. Крайним проявлением интроверт-ного стиля является затворничество. Интровертный стиль присущ 25% населения. Поскольку такие люди направляют свое внимание на идеи, концепты, мысли, зачастую они добиваются более глубокой концентрации и интроспекции. Они находят экстраверсию поверхностной и неестественной. Экстраверты предпочитают общество других людей и поэтому любят собрания, вечеринки, различные мероприятия. Этого стиля придерживаются 75% населения. Поскольку экстраверты тянутся к людям, их отличает открытый, ориентированный на деятельность, импульсивный стиль поведения, предполагающий хорошо развитые навыки социальной адаптации, разговорчивость, непосредственность и т. д. Как правило, такие люди воспринимают одиночество и уединение как источник страданий и боли. Первичные контексты. Некоторые неврологические исследования указывают на врожденные факторы, предрасполагающие человека к выбору стиля, характеризующегося застенчивостью и уединением или общительностью. Однако это не является исчерпывающим объяснением данной программы. Склонность человека к экстраверсии или интроверсии в значительной мере обусловливается тем, как значимые люди моделировали социальные интеракции и навыки, превращали ли они этот процесс в источник радости или в сущий ад. Самоанализ • Экстраверт/амбиверт/интроверт Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Страница 5 из 8 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |