Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Понимание? А как это? http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=14&t=688 |
Страница 6 из 8 |
Автор: | Иван Журавский [ 14 апр 2011, 22:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
30. Сотрудничество и руководство Независимый/ командный игрок/руководитель Концепт. Данная метапрограмма связана с тем, как человек воспринимает и осуществляет работу с другими людьми в ситуации,ориентированной на выполнение задания. Как он хочет позиционировать себя по отношению к группе? Обычно принято выделять следующие типы поведения: можно оставаться 1) независимым, 2) работать в коллективе (играть в команде) или 3) быть руководителем. Описываемая метапрограмма относится прежде всего к контекстам, предполагающим выполнение определенной задачи, и поэтому имеет существенное значение для сферы бизнеса. Она дает ценную информацию, позволяющую определить способность человека управлять собственными действиями, работать в составе команды и/или руководить другими. Она также позволяет оценить гибкость человека в межличностных отношениях. Заинтересован ли он в успехе других людей, желает ли он помогать им и т. д.? Извлечение. Задайте в указанном порядке три приведенных ниже вопроса: Знаете ли вы, что вам необходимо для того, чтобы испыты вать позитивные чувства и успешнее функционировать на работе (или при выполнении данного задания)? Знаете ли вы, что необходимо другому человеку для более успешного функционирования? Легко вам или трудно сказать человеку, что ему необходи мо сделать для достижения успеха? Когда вы зададите эти вопросы, могут выявиться следующие паттерны: я и другие; только я; только другие; я, но не другие; командные игроки. Идентификация Те, кому присущ паттерн я и другие (руководство), ответят «да» на все три вопроса. Они ответят так потому, что обрабатывают информацию, производят оценку и ориентируются, руководякак собой, так и другими. Они знают, что им необходимо сделать для достижения успеха, знают, что необходимо сделать другим, и говорят об этом без колебаний (согласно оценкам, от 60 до 80% населения США). Зачастую люди, относящиеся к этому типу, с ихустановкой «брать ответственность на себя», полагают, что другие должны следовать и следуют тем же принципам и ценностям,что и они (см. суждение как тип адаптации, № 22). Люди с паттерном только я (независимые работники) отве тят: «Да, нет, нет». К ним относятся те, кто обрабатывает информацию, производит оценку и ориентируется независимо. Они обладают способностью к руководству, поскольку владеют страте-гиями, ведущими к успеху, но не любят руководить (согласно оценкам, всего лишь 1-2%). Люди с паттерном только другие (зависимые работники) от ветят: «Нет, да, да/нет». Они склонны ждать, пока начальник, система, супруг не скажут {Им, что нужно делать. Возможно, им нехватает интуитивного понимания того, что следует делать, либодоверия к собственным суждениям, либо они функционируют в пассивной и выжидательной манере. Как правило, они незамед лительно берутся за дело, стоит им получить инструкции- Бюрократы также ответят: «Нет, да, да». (По оценкам, 6-7%.) Люди с паттерном я, но не другие (потенциальные руково дители) ответят: «Да, да/нет, нет». Они знают, что необходимодругим для успеха, но не чувствуют себя вправе вмешиваться илиучаствовать в подобной коммуникации. Их могут сдерживать те или иные убеждения, ценности, предыдущий опыт, отсутствиенавыков и т. д. Это означает, что обычно они не проявляют никакого желания руководить (согласно оценкам, от 15 до 20%). Командные игроки ответят: «Иногда, иногда, иногда». К ним относятся те, кто обрабатывает информацию, производит оценкии ориентируется посредством модели командной игры. В зависимости от обстоятельств и контекста они могут желать или не желать исполнять роль руководителя, но стремятся кобеспечениюуспеха группы в целом. Язык Если мы зададим следующий открытый вопрос, мы можем выявить потребность человека в опеке, коллективных действиях или в независимости. «Расскажите мне о производственной ситуации, в которой вы испытывали наиболее позитивные чувства. Когда и где она имела место? Какие факторы способствовали вашему чувству состоятельности?» Эмоции. Независимые люди предпочитают действовать самостоятельно. Они также склонны отвечать за собственную мотивацию и поступки. Они имеют высокие показатели в тестах самоконтроля и дисциплины (отнесение к себе, № 14). Те, у кого подобная реакция проявляется в крайней форме, будут стремитьсяк независимости потому, что они «не хотят никого слушать». Командные игроки предпочитают дух товарищества, который созда ется в процессе коллективной деятельности и совместной работы над чем-то. Им дороги термины и концепты, связанные с единением: «семья», «быть.в кругу людей» и т. д. Руководителям нравится роль контролеров, которые наставляют и направляютлюдей. Подстройка. Подстройте свою коммуникацию в соответствии с паттерном собеседника. Первичные контексты. Не утихают споры о том, являются ли лидерские качества врожденными и наследственными. На данный момент у нас нет доказательств «врожденного» лидерства. По-видимому, такое поведение обусловлено прежде всего стилем социальной активности на раннем этапе жизни, мыслями и чувствами, сопровождающими подобное поведение, стремлением походить или не походить на соответствующие модели. Очевидно, травматический опыт может стать значимым стимулом, побуждающим отказаться от попыток работать с людьми или руководить ими! Данную метапрограмму могут упрочить переживания на раннем этапе профессиональной карьеры. Человек, который испытывает удовлетворение от работы в коллективе или от руководства, несомненно, будет и в дальнейшем получать большое удовольствие от подобной деятельности. То же самое может происходить, если в этой области человек видит перед собой позитивную ролевую модель. Самоанализ • Руководство/независимость/зависимость/потенциальный руководитель/командный игрок Контексты: Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 14 апр 2011, 22:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№31' Коммуникативная категория Обвиняющий/заискивающий/расчетливый/ отвлекающийся/'уравновешенный Концепт. Вирджиния Сатир заметила, что коммуникация включает в себя и содержание, и стиль. Она выделила пять стилей, или модусов, коммуникации, которые мы теперь называем «коммуникативными категориями Сатир». Основные стилистические модусы коммуникации в ее модели связаны с четырьмя, как прави-ло неэффективными и непродуктивными, установками, хотя иногда мы можем извлекать из них определенную пользу. К ним относятся обвинение, заискивание,расчетливостъ и отвлечение. Сатир назвала в целом здоровый модус уравновешенностью. Извлечение. «Как вы обычно осуществляете коммуникацию, если рассматривать ее с точки зрения заискивания, обвинения, расчетливости, отстранения или уравновешенности?» Идентификация 1. Заискивание имеет место в тех случаях, когда человек успокаивает, ублажает, унимает кого-то и идет на уступки. Когда человеку «необходимо» доставлять удовольствие другим, он попадает в зависимость от того, одобрят его действия или нет. В эмоциональном отношении заискивающие опасаются, что другие могут рассердиться и покинуть или отвергнуть их. Поэтому они разговаривают вкрадчивым голосом, все время пытаются угодить, постоянно извиняются и никогда не возражают. Слова, которые они используют, нацелены на согласие и ублажение. Заискивающий всем своим видом показывает: «Я беспомощный и маленький человек». Он будет подлизываться, суетиться, льнуть к вам. Подобно щенку кокер-спаниеля, он изо всех сил старается доставить удовольствие. Чтобы проверить на себе установку заискивания, попробуйте представить, что вы — жалкая личность. Ведите себя как «подхалим». Разговаривайте так, будто вы не способны действовать самостоятельно и вам постоянно требуется одобрение со стороны других. Скажите себе: «Я рад уже тому, что меня кормят», «Я перед всеми в долгу», «Я чувствую себя ответственным за все неудачи», «Я мог бы остановить дождь, если бы только пошевелил мозгами, но у меня их нет». Соглашайтесь с любой критикой в ваш адрес. Ведите себя в максимально елейной, страдальческой, раболепной манере. Представьте, что вы опустились на одно колено, слегка раскачиваясь из стороны в сторону и протянув руку, подобно нищему. При этом ваша голова высоко поднята, так что у вас напрягается Щея и появляется резь в глазах, в результате чего у вас сразу же начинается головная боль. Если вы начнете говорить из такого положения, ваш голос будет звучать плаксиво и пискляво. Вам "Удет не хватать воздуха, чтобы сохранять звучный, выразительный голос. Затем скажите: «Ну вы же знаете, что мне все равно», «Желания других людей для меня закон», «Что я хотел бы предпринять? Не знаю. А чего хотели бы вы?» 2. Под обвиняющим поведением понимают придирки, диктат и привычку распоряжаться. Обвинитель ставит себя выше других, давая им понять: «Если бы не вы, все было бы в порядке». Обвинителям кажется, что их никто не любит. Что касается внутренних ощущений, то их беспокоит постоянное мышечное напряжение, свидетельствующее о повышенном артериальном давлении. Обвинитель обычно разговаривает строгим, напряженным, пронзительным и громким голосом. Чтобы проверить на себе обвинительную установку, начните говорить громким и повелительным голосом, обрывайте всех и вся, указывайте пальцем на то, что вам не нравится. Начинайте предг ложения со слов: «Вы все делаете наоборот, почему это происходит?» Не обращайте внимания на ответ. Расценивайте любой ответ как не имеющий значения. Уделяйте основное внимание тому» как придать себе больший вес в глазах окружающих, вместо того чтобы выяснять что бы то ни было. Обвинители дышат, делая короткие напряженные вдохи, часто задерживая дыхание. Это вызывает напряжение мышц гортани. У типичного обвинителя бывают вытаращены глаза, раздуты мышцы шеи и ноздри, к его лицу приливает кровь, он говорит охрипшим голосом. Встаньте так, чтобы одна рука была у вас на бедре, а другая устремлена вперед с вытянутым указательным пальцем. Сморщите лицо, искривите губы, раздуйте ноздри, ругайтесь и критикуйте. Затем скажите: «Вам наплевать на мои чувства», «Никто здесь не принимает меня в расчет», «Вам обязательно нужно быть впереди всех?», «Почему вы думаете только о себе?» Обвинители часто употребляют «родительские» слова: никогда, ничего, никто, все. 3. Расчетливость предполагает отстраненное отношение к собственным эмоциям. Расчетливый человек старается реагировать в корректной и благоразумной манере, которая не напоминает о чувствах. Он реагирует спокойно, хладнокровно и собранно, подобно мистеру Споку из фильма «Звездный путь» {Star Trek), идеальному примеру расчетливости. Когда вы производите расчеты, ваше тело кажется вам сухим и холодным, ваш голос звучит монотонно, а ваша речь изобилует абстрактными словами. Как правило, люди избирают эту установку из страха перед собственными чувствами. Чтобы проверить на себе расчетливую установку, употребляйте как можно более длинные слова (в любом случае, после первых фраз все перестанут вас слушать). Представьте, что ваш позвоночник — это длинный и тяжелый стальной прут. Стремитесь к тому, чтобы он оставался как можно более неподвижным. Пусть ваш голос станет глухим, а ваше тело, начиная с головы и ниже, — совершенно бесчувственным. «Нет сомнений, что существует простое решение проблемы», «Ясно, что ситуация чрезмерно драматизируется», «Преимущества этих действий были показаны со всей очевидностью», «Подобные предпочтения вполне типичны в этой области». Диссоциация, свойственная расчетливому модусу, может принести пользу в том случае, когда необходимо кого-то одернуть и при этом вам не должны мешать ваши эмоции. Чтобы почувствовать себя в этом состоянии, сыграйте роль «антрополога» или ученого-теоретика и употребляйте при этом множество заумных, туман-Hbix слов. На косвенную критику: «Некоторые люди не знают, когда им следует умолкнуть» отвечайте в ярко выраженном расчетливом стиле: «Интересная мысль, и она, определенно, верна в отношении некоторых людей». 4. Отвлекающийся человек реагирует в непредсказуемой, переменчивой манере, постоянно прерывая других и себя самого. Отвлекающийся совершает быстрые циклические переходы от одного паттерна к другому и постоянно меняет модусы. Все, что он делает и говорит, не имеет никакого отношения к словам и действиям остальных людей. Его внутренние ощущения характери зуются сумятицей и паникой. В его голосе часто появляется на певность, которая не гармонирует со словами и то возрастает, то убывает без видимой причины. Его речь не сфокусирована. Отвлекающийся чередует модусы обвинения, заискивания и уравновешенности, а затем начинает говорить нечто совершенно неуместное. Это приближает данный стиль к паттерну отношений,определяемому как «сведение с ума» (типичному для «пограничных» случаев). Чтобы опробовать эту отвлекающуюся установку, представьте, что вы — асимметричный волчок, который постоянно вращается, но при этом остается на месте. Пусть ваш рот, туловище, руки и ноги находятся в постоянном движении. Игнорируйте вопросы и переходите к другой теме. Начните стряхивать пылинки с одежды собеседника. Сведите колени вместе, вывернув их внутрь, так, чтобы стопы были вывернуты наружу. В этом случае ваши ягодицы выпятятся, а голова будет втянута в плечи. 5. Уравновешенность соответствует уверенной коммуникации, когда слова и действия человека прямо и непосредственно отра жают его истинное состояние. При подлинной уравновешеннос ти передаваемое сообщение отличается конгруэнтностью, так что слова человека соответствуют выражению его лица, позе и тону голоса. Этот делает отношения безопасными, открытыми и спо собствующими подлинной близости. Подстройка. За исключением уравновешенности, перечисленные паттерны указывают на несоответствие между внутренними чувствами человека и тем, как он выражает их в разговоре и поведении. Как правило, два человека, использующие одну и ту же категорию Сатир, не достигают взаимопонимания в процессе общения. Поэтому, за обозначенным выше исключением, не присоединяйтесь к модусу Сатир, когда вы с ним сталкиваетесь. Если вы присоединитесь к нему, это лишь усилит его. За информацией относительно расширенного использования этих установок обратитесь к «Структуре магии, том II», где Бэндлер и Гриндер соотносят их с репрезентативными системами и метамоделью. Первичные контексты. Данные коммуникативные установки, как правило, обусловлены социальным импринтингом под влиянием значимых людей, а также сопутствующими болью и/или удовольствием. Самоанализ • Обвиняющий/заискивающий/расчетливый/отвлекаю щийся/уравновешенный Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 32. Общая реакция Конгруэнтная/неконгруэнтная/соперничество/ сотрудничество/полярность/метапозиция Концепт. Когда мы реагируем на людей, объекты, информацию и события, то можем делать это различными способами, в зависимости от стиля и расходуемой энергии: конгруэнтно или неконгруэнтно, в духе соперничества или сотрудничества, демонстрируя полярную или метапозиционую реакцию. Извлечение. «Когда вы попадаете в определенную ситуацию, как вы обычно реагируете? Вам кажется, что: 1) ваши действия конгруэнтны вашим мыслям и чувствам и гармонируют с ними или что ваши действия не конгруэнтны им? 2) Вы реагируете, ощущая свое единство с предметом обсуждения или испытывая чувство несогласия? 3) Либо вы предпочитаете приподняться над непосредственным контекстом и проанализировать ситуацию?» Идентификация 1. Конгруэнтная реакция означает чувство согласия с чем-то. Конгруэнтная реакция на безмятежную естественную обстановку» например на какое-то тихое место с зеленой травой и журча-Щим ручьем, сводится к чувству расслабленности и спокойствия. *акая реакция соответствует характеру и качеству репрезентаций Внутреннего состояния. 2. Неконгруэнтная реакция предполагает, что мы мыслим и чувствуем в одном ключе, а реагируем в другом. Такой несин-^.хронизированный стиль реагирования означает, что наша реакция не соответствует нашим репрезентациям или состоянию. Так,если мы наблюдаем безмятежную сцену и при этом испытываемраздражение, наша неконгруэнтная реакция показывает, что какая-то другая модель мира в нашем сознании старается привлечь к себе внимание. Реакция соперничества предполагает оценку переживания, мысли и эмоции с точки зрения сравнения и соперничества: «Что я оцениваю как наилучшее, первое, ведущее и т. д.?» Человек, реагирующий таким образом, может прийти в состояние возбуждения: «Готов поспорить, что я могу расслабиться быстрее и полнее,чем вы!» Реакция сотрудничества предполагает мышление с точки зрения оказания помощи другим людям и готовности поделитьсяс ними опытом. «Как мне добиться того, чтобы эта ситуация сталаболее приятной, радостной и ресурсной для всех?» Человек, реагирующий в духе соперничества, мыслит в терминах «победа/по-»ражение», а реагирующий в духе сотрудничества — в терминах«победа/победа». Полярная реакция характеризует смещение к противополож ному полюсу континуума возможностей или реакций. Безмятеж^ная сцена может вызвать у человека еще больший стресс и напряжение. В его уме могут возникать мысли об опасности: «Мир недолговечен; это иллюзия!» Человек мысленно рассматриваетпротивоположный вариант (отсоединяется, № 2) и реагирует соответствующим образом. Поскольку метапрограмма полярностихарактеризует человека, автоматически демонстрирующего реак цию, обратную той, которую вы хотели у него вызвать, проигрышвание полярности предоставляет возможность выбора. В данном случае используйте подход Братца Кролика. Когда Братец Лис сталему угрожать, Братец Кролик попросил его только об одном: чтобы он не бросал его в терновый куст. Разумеется, Братец Лис именноэто и сделал. Метапозиционная реакция характеризует обработку инфор мации на более высоком логическом уровне, когда человек при*поднимается над непосредственным содержанием, осмысляя его:«Занятно, что изображение этой спокойной сцены выглядит расплывчатым и не совсем четким. Если мы сделаем снимок болеерезким и контрастным, сцена будет казаться менее спокойной»- Чем мы гибче, тем проще нам продемонстрировать любую из перечисленных реакций по своему желанию. Менее гибкие люди часто зацикливаются на одном или двух стилях реагирования. Люди с сильной волей, склоняющиеся к полярным реакциям, также привержены стилю соперничества и противоборства, помогающему им выдерживать конкуренцию (№ 41). Подстройка. Присоединитесь к стилю реагирования, присущему человеку, прежде чем вы попытаетесь подвести его к иной реакции. Язык. Прислушайтесь к словам, характеризующим конгруэнтность, сотрудничество или соперничество, полярность («да, но...») и метапозицию («над, вокруг»). Первичные контексты. Как правило, мы усваиваем определенные реакции в процессе социального обусловливания. В дальнейшем боль и травматический опыт могут способствовать тому, что мы выберем паттерн мышления, характеризуемый неконгруэнтностью, соперничеством и полярностью, — это будет нашей защитной реакцией, помогающей справиться с трудностями Самоанализ • Конгруэнтность/неконгруэнтность/соперничество/ сотрудничество/полярность/метапозиция Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
33. Тип соматической реакции Активный (реактивный)/ рефлексивный (инертный)/оба Концепт Мы уже встречались с этой метапрограммой, когда °на прилагалась к нашим эмоциональным реакциям на окружающий мир (№ 16). Здесь мы прилагаем ее к социальному контексту, связанному с тем, как мы реагируем на людей и события. Мы делать это по-разному в зависимости от стиля и затрачиваемой энергии: активно (проактивно и реактивно), рефлексивно (инертно) или сбалансированно. Извлечение. «Когда вы оказываетесь в какой-то социальной ситуации (внутри группы, в учебной аудитории, в составе команды, в кругу родственников и т. д.), то обычно быстро оцениваете обстановку и действуете или тщательно анализируете все возможные последствия и только затем действуете? Какова ваша типичная реакция?» Идентификация Социально активный человек действует незамедлительно. Он идет навстречу человеку или событию — либо из ощущения угрозы (агрессия), либо осуществляя свое желание (навстречу ценностям). Если человек слишком активен, он может реагировать импульсивно и необдуманно. Люди, ориентированные на действие,обычно совершают множество ошибок. Но они также часто добиваются успеха. Они быстро говорят, думают и действуют. Они любят«брать быка за рога» и доводить дело до конца. Когда их отличаетсбалансированность, они действуют в проактивном ключе. Как правило, им присуща внутренняя ориентация (№ 14). Подстраивайтесь к ним сл словами «Добивайтесь своей цели». Избыточность и импульсивная энергия могут вести к реактивности. Сбалансированность и модуляция ведутк ресурсному состоянию проактивности. (Согласно оценкам, это15-20% населения США.) Социально рефлексивные люди предпочитают исследовать и размышлять, прежде чем предпринять какие-то действия в отношении группы. Они могут позволить событиям идти своим ходомв течение длительного времени, не предпринимая никаких самостоятельных шагов. Они не рискуют переходить к действиям из опасения совершить промах. Обычно они менее уверены в себе и более настороженны. Люди, у которых данный паттерн становится чрезмерно выраженным, могут медлить в ущерб себе и превращаться в инертных. Мы редко встречаем инертных людей в авангарде делового мира. Как правило, они придерживаются внешней ориентации (№ 14). Они работают наиболее успешно в обстановке, требующей глубоких размышлений и рефлексии. (Согласнооценкам, это 15-20% населения США.) Социально сбалансированные люди, использующие оба стиля, энергично добиваются своих целей в групповых контекстах,при этом обдумывая свои действия достаточно глубоко. Прежде чем двигаться вперед, они посвящают определенное время анализу обратной связи. (Согласно оценкам, это 50-65% населения США.) Первичные контексты . Очень похожи на контексты для паттерна эмоциональных реакций (№ 16). Та метапрограмма описывала, как человек соматизирует свои реакции, а в фокусе этой находятся реакции на социальную и профессиональную среду Самоанализ • Активный /рефлексивный/оба Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 34. Предпочтения в работе Объекты/системы/люди/информация Концепт. Когда мы заняты в таких «значимых видах деятельности», как работа, выполнение профессиональных обязанностей и т. д., то демонстрируем предпочтения в отношении того, с чем нам работать: с объектами, системами, людьми или информацией (эта метапрограмма тесно связана с метапрограммой сотрудничества и руководства, № 30). Извлечение. Воспользуйтесь тем же набором вопросов, что и при сортировке на сотрудничество (№ 30), или вовлеките человека в рабочую ситуацию, в которой он испытывает наиболее позитивные чувства. Идентификация Объекты. Те, кто ориентируется прежде всего на работу с объектами, будут говорить о таковых, а не о людях, идеях или системах. Они редко сфокусированы на людях или на собственных чувствах, более всего их волнует задание — выполнение работы, достижение целей и конечный результат деятельности. Системы. Те, кто ориентируется на работу с системами, размышляют и беспокоятся прежде всего о процессах, взаимоотношениях, причинно-следственных связях, планах и процедурах. Ихволнуют не столько люди или собственные чувства, сколько функционирование системы, работа объектов и т. д. 3. Люди. Те, кто ориентируется прежде всего на работу с людьми, сфокусированы на мыслях, чувствах и благополучии людей. Они симпатизируют людям, хорошо взаимодействуют с ними, обладают развитыми социальными навыками, разговорчивы, готовы помочь и т. д Первичные контексты. Данная метапрограмма проявляет себя аналогично эмоциональной сортировке предпочтений (№ 24) и имеет прямое отношение к ситуациям, связанным с работой и выполнением заданий. Самоанализ • Объекты/системы/люди/информация Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: .« Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: . уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 35. Способ сравнения Количественный/качественный Концепт. Данная метапрограмма связана с характером сравнений, которые мы и другие люди производим при сопоставлении объектов. Она проявляется всякий раз, когда сознание чело-? века направлено на то, чтобы сделать выбор между двумя или более вариантами. Затем мы производим сравнения, делая это одним из двух общих методов: количественным или качественным. Извлечение. «Как бы вы оценили свою работу?», «Как бы вы оценили особенности своих взаимоотношений?», «Как вы определяете результативность своей работы? На основании чего?*35 Идентификация. Прислушайтесь, говорит ли человек о коли' честве (цифры, сроки, суммы и т. д.) или о качестве. Предпочита-ет ли он исследования и обоснования, опирающиеся на количественные или качественные показатели? 1. Количественная сортировка. Люди с этим стилем, отвечая на вопросы, упоминают цифры, категории, порядок, оценки, стандарты и т. д.: «На этой неделе я занял первое место по производственным показателям», «В этом месяце я выполнил свои обычные четыре процента». В данном случае сознание человека направлено на внешние стандарты, эмпирические визуальные, аудиаль-ные и кинестетические индикаторы (сенсоры, № 5), и поскольку он начинает с конкретных деталей, то мыслит и рассуждает индуктивно (№ 1). 2. Качественная сортировка. Люди с этим стилем обработки информации отвечают с использованием слов, указывающих на качество их опыта — хорошо, лучше, неважно, плохо, превосходно и т. д.: «Спасибо, у меня все хорошо», «Мы никогда не были так близки и не испытывали таких нежных чувств друг к другу». Здесь сознание человека направлено на внутренние факторы, значения, принципы и т. д. (интуитивисты, № 5), и поскольку он начинает с глобального уровня, то мыслит и рассуждает дедуктивно или аб-дуктивно (№ 1). Язык. Когда человек производит сравнение, мы можем устранить неопределенность с помощью метамодельного вопроса: «По сравнению с чем, с кем, с каким стандартом или критерием?» В ответ каждый человек приводит свой излюбленный вид сравнения (количественное или качественное) и стандарт, которым он пользуется. В ответе: «Мои дела столь же успешны, как и два года назад» содержится и качественная («успешны»), и количественная («два года назад») оценка, производимая относительно прежних критериев человека. В ответе: «Мои дела успешны настолько, насколько позволяют обстоятельства» содержится только качественное сравнение («успешны»). Ответ: «На следующей неделе я буду чувствовать себя намного лучше» соотносит количество (следующая неделя) с будущим состоянием человека, используя качественный стандарт («лучше»). В высказывании: «Я чувствую себя лучше, чем большинство людей в моем возрасте» используется стандарт других людей. Первичные контексты. В данном случае наши предпочтения в отношении работы с внешними показателями (количество) или внутренними значениями и эмоциями (качество опыта), а также оценка эффективности с помощью тех или других могут быть обусловлены физиологическими паттернами правого и левого полушария мозга. Очевидно, что на предпочитаемый нами паттерн сортировки будут оказывать сильное влияние контексты, которые санкционируют, подкрепляют, вознаграждают и/или карают либо первый, либо второй стиль. Самоанализ • Количественная сортировка/качественная сортировка Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 36. Источник знаний Моделирование/'концептуализация/'демонстрация/ опыт/ авторитетное мнение Концепт. Данная метапрограмма связана с тем, каким образом человек получает информацию, когда принимает то или иное решение. Она сходна с метапрограммой убеждения (№ 17), однако здесь речь идет не о том, почему человек воспринимает некую информацию как истинную, а об источнике такой информации. Извлечение. «Какой источник знаний вы считаете наиболее авторитетным и надежным?», «Где вы собираете надежную информацию, которой можете доверять?», «Когда вы принимаете решение сделать что-то, откуда вы получаете информацию, санкционирующую эти действия?» Идентификация. Люди отличаются друг от друга способом получения жизненно важной информации. Они могут делать это посредством моделирования, концептуализации, наблюдения за чужой демонстрацией, личного опыта, подтверждения информации авторитетными лицами. Те, кто собирает информацию посредством моделирования, направляют свой взгляд вовне — на людей, обладающих базой знаний (убеждениями, идеями, представлениями) и производящей способностью. Те, кто в качестве программы сбора информации использует концептуализацию, изучают, исследуют, размышляют, обсуждают и т. д. Таких индивидуумов обычно характеризуют насыщенный внутренний диалог и внутренняя ориентация. На тех, кто в качестве источника информации использует де монстрацию, наибольшее впечатление производит то, что они видят или ощущают. В то время как моделирующий фильтр копирует и воспроизводит какую-то модель, демонстрация предполагает менее личный и более отстраненный стиль научения — как при демонстрации в учебной аудитории в отличие от личной модели. Те, кто в качестве своего стиля использует личный опыт, со бирают информацию посредством отнесения к себе, используя свою кинестетическую систему. Информация кажется реальной, когда человек с ней «поработал». Те, кто использует чье-то авторитетное мнение (научные работы, статистические выкладки, данные исследований и т. д.),которое должно санкционировать информацию, убеждены, что еслитак утверждает авторитетный источник, значит, информация верна. Очевидно, они используют модус отнесения к другим (Mb 14) длявизуального, аудиального или кинестетического восприятия информации, исходящей из валидного внешнего источника. Язык. Прислушайтесь к словам и терминам, характеризующим модели, концепты, демонстрацию, личный опыт или авторитетное мнение. Первичные контексты. Мы можем получать и получаем информацию и знания из всех перечисленных источников; позитивное обусловливание внутри каждой из этих сфер усиливает и подкрепляет ее в качестве паттерна сортировки, тогда как негативное обусловливание через боль и лишение может превратить любую из них в запретную область. Самоанализ • Моделирование/концептуализация/демонстрация/опыт/ авторитетное мнение Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
37, Завершенность/окончательность Завершенность/ незавершенность Концепт. Обрабатывая информацию, мы иногда доводим этот процесс до конца, а иногда оставляем его незавершенным. Иног-Да У нас бывает мало времени, иногда нам недостает информации,иногда она вообще отсутствует. Какова бы ни была причина, данная метапрограмма связана с тем, как мы относимся к завершенности и/или ее отсутствию. Испытываем ли мы сильную потребность в завершенности или эта потребность незначительна? Позволяет ли нам наша операционная система мыслить и чувствовать себя комфортно при незавершенном гештальте? Возможно, вам также захочется сравнить метапрограмму завершенности и незавершенности с метапрограммой «во времени» и «сквозь время» (№ 47). Как правило, те, кто сортирует «время» в модусе «во времени», более терпимы к незавершенности, чем те, кто делает это в модусе «сквозь время». Извлечение. «Если в процессе изучения чего-либо вам необходимо прерваться, вы относитесь к этому нормально или воспринимаете это как помеху?», «Как вы относитесь к ситуации, когда кто-то начинает рассказывать историю, но не доводит ее до конца?», «Когда вы участвуете в каком-то проекте, вам интереснее его начальный, промежуточный или завершающий этап?», «Какая часть работы над проектом доставляет вам наибольшее удовольствие?» Идентификация. Восприятие и концепт завершенности связаны с тем, как мы адаптируемся к окружающему миру (№ 22), — приспосабливаем жизнь к себе или сами подстраиваемся под нее. Однако данная метапрограмма сфокусирована на наших внутренних ощущениях в ситуации, когда нам приходится мириться с незавершенностью некоторого действия или ситуации, в то время как метапрограмма № 22 уделяет больше внимания нашему стилю адаптации. 1. Предпочтение незавершенности. Люди, которым больше нравятся начальные и средние этапы любой деятельности (работа над проектом, общение и т. д.), по-видимому, испытывают меньшую потребность в завершенности, чем те, кто получает большое удовольствие от доведения работы до конца. Прислушайтесь к тому, как человек рассуждает о завершении или незавершении чего-либо. Обратите внимание на уровни тревожности в том и в другом случае. Ричард Бэндлер часто использует технику «ослабленной петли», когда проводит семинары и презентации. Он начинает рассказывать какую-то историю или приводит метафору, но оставляет их незавершенными до конца презентации. В середине он предлагает данные, являющиеся основными в его сообщении. Мы называем этот прием ослаблением петли. На одних людей техника подвешенной, ослабленной петли воздействует сильнее, чем на других. Она оказывает меньшее влияние на тех, кто предпочитает незавершенность. 2. Предпочтение завершенности. Люди, живущие в упорядоченном мире, хотят, чтобы к концу дня все было доведено до логического итога (сильное чувство завершенности). Им присуще более определенное, бескомпромиссное мышление. Прием ослабленной и подвешенной петли сильнее всего воздействует именно на таких людей . Первичные контексты. Какую из ценностей ваша семья, культурная, религиозная, политическая и расовая среда прививала и подкрепляла — завершенность или незавершенность? Пережитые сильные страдания и дезориентация в начале жизни могут инициировать у человека и ту и другую программу. Соответственно, в одном случае все вокруг может восприниматься как «дело, которое никак не удается завершить». Как следствие, мысли человека будут постоянно возвращаться к «прошлому», «старым болячкам», обидам и т. д. Во втором случае человек может выстроить противоположную программу и будет завершать свои начинания преждевременно, когда в этом еще нет необходимости. Самоанализ • Завершенность/незавершенность Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
38. Социальная презентация Проницательный и искусный/искренний и безыскусный Концепт. Кэттелл (Cattell, 1989) разделяет людей, в зависимости от того, как они взаимодействуют в своей жизни с другими людьми и социальными группами, на безыскусных, сердечных, спонтанных, наивных, с одной стороны, и на проницательных, искусных и социально «корректных» — с другой. Извлечение. * Когда вы размышляете о предстоящем контакте с какой-то социальной группой или о своем появлении в обществе, какие чувства вы обычно испытываете? Вас сильно беспокоит ваш социальный имидж и вы хотите произвести самое благоприятное впечатление на окружающих, так чтобы они оценили вашу тактичность, вежливость, обходительность и т. д.? Или вас не слишком беспокоят эти обстоятельства и вы хотите прежде всего "оставаться самим собой", быть естественным, прямым, непосредственным, открытым?» Идентификация Проницательный и искусный. Люди, которые, находясь в об ществе, по-настоящему беспокоятся о том, какое впечатление онипроизводят на окружающих, и хотят быть уверенными в том, чтооно исключительно позитивное, ценят образ, который они создают в умах других людей (отнесение к другим, № 14). Это побуждает их ценить вежливость, тактичность, этикет, протокол и т. д.и избегать излишнего самораскрытия, выражения своих мыслей и чувств, спонтанности. Такие люди обычно отличаются повышен ным честолюбием. Когда данный паттерн становится чересчур выраженным, они могут вести себя в манипуляторской, «политиканской», эгоистичной манере. Искренний и безыскусный. Люди, которые презирают соци альную презентацию как таковую, воспринимают ее как актерство,«отсутствие естественности», «притворство» или лицемерие, онипредпочитают «говорить начистоту», лишены или почти лишенычестолюбия, легче мирятся с разочарованием в других людях, ихсоциальные манеры могут казаться безыскусными и неучтивыми(отнесение к себе, № 14). В крайних случаях человек может вестисебя на людях грубо и неадекватно; у него может даже выработаться антисоциальный стиль. Язык и личность. О каком наборе ценностей человек вспоминает чаще всего? Именно эти процессы операционной системы ведут к появлению светского льва, политикана и коммуникабельной личности либо неучтивого и грубого, безыскусного, прямолинейного человека, который всегда говорит то, что думает. Первичные контексты. Данные стили, как правило, обусловлены либо моделированием и идентификацией с ранними ролевыми моделями — родителями, учителями и т. д., которые демонстрировали позитивный пример владения социальными навыками, либо неприятием лицемеров и манипуляторов и ориентацией на антисоциальную группу бунтарей. Самоанализ • Проницательный и искусный/искренний и безыскусный Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ |
№ 39» Им иерархического доминирования Власть/ союз/ достижения Концепт. Когда Дэвид Мак-Клелланд из Гарварда разрабатывал свою модель, он взял за основу три центральных аспекта человеческого взаимодействия: власть, союз и достижения. Эта модель описывает, как люди относятся к доминированию. Джозеф Йегер (Yeager, 1985) использовал ее при конструировании своей «шкалы власти». Данная метапрограмма связана с тем, как человек адаптируется к властным действиям других людей (которые могут использовать свое положение, унижать подчиненных, проявлять высокомерие и т. д.). Она описывает стиль, который человек использует, чтобы приспособиться к власти (или чтобы не приспосабливаться к ней). Йегер связывает этот стиль с программой пассивность-агрессия (№ 13) и использует для его измерения шкалу с делениями от 1 до 10, где 1 — пассивные люди (подобные Чарли Брауну), 5 — уверенные в себе (Снупи) и 10 — агрессивные (Люси или Аттила Гунн). Извлечение. Оцените свои мотивы при взаимодействии с окружающими с точки зрения ваших мотивационных предпочтений между Властью (доминирование, соперничество, интриги), Союзом (взаимоотношения, обходительность, сотрудничество) и Достижением (результаты, цели, задачи) и оцените каждый из этих трех стилей отношения к «власти» в баллах, так чтобы в сумме получилось 100 баллов. Власть (доминирование, соперничество, интриги) Союз (взаимоотношения, обходительность, сотрудничество) Достижения (результаты, цели, задачи) Итого: 100 1. Человек, который стремится к власти, действует в точности как «иерархическое животное» (Yeager, 1985, р. НО): он ценит доминирование, соперничество и политические игры. Когда он одерживает победу, то испытывает чувство превосходства и удовлетворения. Такие люди мыслят в терминах «победа/поражение».Когда этот паттерн заходит слишком далеко, человек может думать про себя: «Того, что я выиграл, недостаточно... надо, чтобыпроиграли другие» (Аттила Гунн). • Люди, которые стремятся к союзу, действуют, улаживая своиотношения путем сотрудничества и обходительности. Они ценятхорошие отношения с окружающими, устанавливая и поддерживая их благодаря своей рассудительности. Они мыслят с позиции«победа/победа». *' Люди, которые стремятся к достижениям, больше всего беспокоятся о том, чтобы дело было доведено до конца, о практических результатах и т. д Язык и личность . Прислушайтесь к словам, указывающим на один из этих трех стилей в контексте социальных групп и организаций. Первичные контексты. Ценности и стиль, которые преобладали в действиях родителей и учителей, в семье и школе, могут предрасполагать ребенка к аналогичному поведению. Подражал ли он этому стилю или, наоборот, отвергал его Самоанализ • Власть/союз/достижения/сбалансированность Контексты Работа/карьера • Интимные отношения Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ |
Автор: | Иван Журавский [ 19 апр 2011, 05:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Понимание? А как это? |
Тема из Архива "Понимание" viewtopic.php?f=10&t=78 Наши операционные системы функционируют не в вакууме, а в социально-политическом, духовном и личностном контексте Принимая во внимание наше рефлексивное сознание, которое всегда и неизбежно возвращается к собственным мыслям, чувствам и действиям, наши реакции при взаимодействии с окружающим миром составляют значимый элемент «мышления» Более широкая модель понимания «мышления» и эти метапрограммы позволяют нам рассмотреть нашу «ментально-эмоциональную» обработку и сортировку информации с точки зрения людей, задач, коммуникации и т. д. Что вы узнали о собственном стиле восприятия применительно к этим аспектам сознания? Какие из них проявляются у вас в такой степени, что определяют ваш повседневный опыт? Насколько успешно служат вам ваши метапрограммы в социальной сфере? № 29. Способ восстановления энергии: экстраверт/ амбиверт/интроверт № 30. Сотрудничество и руководство: независимый/ командный игрок/руководитель № 31. Коммуникативная установка: коммуникативные категории № 32. Общая реакция: конгруэнтная/пекоигкруэнт-ная/соперничество/сотрудничество/поляр-ность/метапозиция № 33. Тип соматической реакции: активный/рефлексивный/оба № 34. Предпочтения в работе: объекты/системы/ люди/информация № 35. Способ сравнения: количественный/качественный № 36. Источник знаний: моделирование/концепту-ализация/демонстраиря/опыт/авторитетное мнение № 37. Завершенность/окончательность: завершенность/незавершенность № 38. Социальная презентация: проницательный и искусный/искренний и безыскусный № 39. Тип иерархического доминирования: власть/ союз/достижения |
Автор: | Иван Журавский [ 09 май 2011, 04:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Понимание? А как это? |
Метапрограммы, относящиеся к концептуальным / семантическим реальностям, идентичности, «я», времени и т. д. (№ 40-51) Не все метапрограммы действуют на одном и том же метауровне. Некоторые функционируют на уровне, являющемся мета по отношению к самим метапрограммам. Здесь мы вводим эту новую категорию в НЛП, с тем чтобы провести грань между теми метапрограммами, которые действуют на логическом уровне, находящемся всего лишь на одну ступеньку выше уровня нашего мышления, обработки информации, сортировки, направления внимания и т. д., и теми, которые действуют выше на два уровня. Благодаря этому дальнейшему развитию модели метапрограмм мы можем ответить на следующие вопросы: Как «ценности» (номинализация) связаны с метапрограм мами? Как вписываются в эту модель «убеждения»? Куда мы должны поместить категории Канта (время, про странство, причинность и т. д.) применительно к человече скому восприятию? мы рассмотрим метапрограммы, которые являются мета по отношению ко всем остальным метапрограммам, — мета-метапрограммы. Они функционируют вышеи за рамками всех специфических метапрограмм. № 40. Ценности: эмоциональные потребности; системы убеждений № 41. Отношение к «наставлению»: сильная воля/ уступчивость № 42. Самооценка: высокая/низкая;условная/безусловная № 43. Уверенность в себе: низкая/высокая № 44. Самоощущение: мышление/эмоции/воля/ тело/роль № 45. Самоцелостность: конфликтующее несоответствие/гармоничная интеграция № 46. Сортировка -«времени»: прошлое/настоящее/ будущее № 47. Ощущение «времени»: «во времени»/'«сквозь время»; последовательная/случайная сортировка № 48. Доступ ко «времени»: случайный/последовательный № 49. Сила эго: неустойчивость/устойчивость № 50. Нравственные качества: слабое/сильное су-перэго № 51. Каузативный тип: беспричинность; линейная, множественная, личностная, внешняя, магическая, корреляционная причинно-следственная связь Мы предложили компьютерную метафору обработки информации как аналогичную в некоторых отношениях присущей людям неврологической обработке информации. Результат деятельности нашей «операционной системы» (проявляющийся на «экране нашего сознания») обусловлен неврологическим восприятием миллиардов поступающих извне стимулов, которые обрабатываются нервной системой и мозгом человека. Данная метафора предполагает существование по меньшей мере двух независимых параметров сознания и восприятия: первый связан с тем, как сознание-восприятие формируется, а второй — с тем, как оно в итоге выражает себя. Прежде всего рассмотрим, каким образом особенности метапрограмм определяют форму, которую принимают наши «мысли». Эта форма связана с тем, как наша обработка информации проявляет себя в фокусировке «внимания» и «восприятия» на «экране сознания». Данная фокусировка осуществляется посредством форматирования нашего восприятия в соответствии с метапрограммами (большие чанки/маленькие чан-ки; присоединение/отсоединение; VAK и т.д.). То есть каждая мысль и каждое восприятие имеют код метапрограммы. Мышление всегда выражается в определенной конфигурации метапрограммы. Иначе быть не может. То, что обычно мы ее не осознаем, говорит лишь о том, что она проявляется на уровне, являющемся мета по отношению к содержанию нашего мышления. Во-вторых, рассмотрим источник, обусловливающий особенности метапрограмм. Когда метапрограмма фокусирует, формирует и форматирует восприятие — непрерывный динамический процесс неврологической обработки информации, — она делает это в соответствии с различными условиями, ограничениями и категориями. Другими словами, наша операционная система (метапрограммы) происходит из ранее отформатированных категорий. Представьте себе сами метапрограммы как выражение динамического ментально-эмоционального процесса, в котором мы участвуем при «фокусировании, направлении внимания, мышлении и обработке информации». Представьте себе, что этот поток познания мира и «направления внимания» характеризуется одновременно стилем, форматом и формой (как они проявлены в метапрограммах^ а также предварительными условиями и ограничениями, из которых он возникает. Это позволяет выделить метапрограммы, существовавшие до динамики «сознания», которое направляет внимание и воспринимает, а также те метапрограммы, которые форматируют внимание после, когда оно проявляется на «экране сознания». Большинство метапрограмм, детально рассмотренных относятся к метапрограммам, которые направляют внимание после. Те метапрограммы, которые характеризуют предшествующее форматирование восприятия, состоят из концептуальных, семантических категорий, ограничивающих сознание. Это происходит до того, как сознание начинает функционировать, — они ограничивают его действие в соответствии с существующими условиями. К ним относятся метапрограммы, «имеющие дело» с такими категориями, как «время», «я», «ценности» мышление и эмоции всегда и неизбежно возвращаются к себе Таким образом, когда метапрограммы, управляющие нашими мыслями, становятся привычными, данный процесс принимает устойчивый ментально-эмоциональный «формат». Затем этот формат превращается в метапрограмму, а позже — в мета-ме-тапрограмму. Появление «ценностей» обусловлено тем, что, «повторяя формат мышления» (глобальный, присоединение, визуальный), мы оцениваем его как полезный, значимый, реальный и т. д., и этот «оценочный» процесс приводит в результате к номинали-зации «ценность». Отделяя метапрограммы (МП) от мета-метапрограмм (ММП), мы подчеркиваем различие, существующее между уровнями, на которых может функционировать «сортирующая программа». В чем смысл такого разграничения? ММП оказывают на всю перцептивную систему более обширное влияние, чем МП. Высшие логические уровни всегда стимулируют, модулируют, организуют и формируют низшие уров ни (Hall, 1997а). Поэтому, чтобы произвести более обширное изменение, мы должны адресоваться к высшим логическим уровням,к мета-метапрограммам, включающим ценности человека, его кодировку «времени», кодировку «я» и т. д.МП, через привыкание, создает/генерирует ММП. Это обстоятельство позволяет увидеть под еще одним углом, почему человек ценит то-то и то-то и имеет определенные убеждения: ониоказываются связанными с высшим логическим уровнем. Оно гакже говорит нам о том, что мы должны проводить «экологическую проверку» и снабжать метапрограммы пространственно-вреенным индексом, с тем чтобы не позволить им (через привыкание) превратиться в ценности, убеждения и структуры идентичности. 3. Данное деление также определяет границу между сферой ней-ро-лингвистики (на уровне МП) и сферой, которую мы назвали нейро-семантикой (на уровне ММП). Метапрограммы, которые мы рассмотрели на данный момент (главы 3-6), относятся прежде всего к способам, какими мы кодируем, структурируем и форматируем сознание. Мета-метапрограммы относятся к другому слою, или уровню, понимания, и этот уровень влияет на саму ткань сознания |
Автор: | Иван Журавский [ 09 май 2011, 04:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Понимание? А как это? |
№ 40. Ценности Эмоциональные потребности; системы убеждений Концепт. Наши ценности (номинализация глагола «ценить») обусловливаются и формируются нашими мыслями, идеями и представлениями о том, что мы считаем важным (значимым и наполненным смыслом). Посредством своего оценочного мышления мы признаем различные объекты, людей, переживания, качества, идеи и т. д. жизненно важными в соответствии с тем, как мы понимаемЖИЗНЬ. Наши «ценности» как важные абстракции появляются (на ме-тауровне), когда мы размышляем о «ценности, важности и значимости», об определенных идеях. Другими словами, мы придаем «ценностный* статус нашим репрезентациям человека, места, объекта, события, идеи и т. д., тем самым наполняя энергией и интенсифицируя эти репрезентации. Затем мы испытываем ме-тасостояния одобрения, радости, беспокойства, любви, желания в отношении этих номинализированных абстракций (наших ценностей). Мы также начинаем верить (еще одна структура метауровня) в то, что воспринимаем как «ценность». Мы убеждены в важности и значимости «ценности» и поэтому остаемся ей верны и действуем исходя из нее. В результате наши убеждения и ценности определяют способы, которыми мы структурируем свою жизнь и на-деляем ее смыслом. В структурном отношении «ценность» представляет собой двухуровневый феномен. Сначала, на первичном уровне мышления, мы включаем ее в некоторый формат метапрограммы (глобаль- ный/конкретный, VAK, присоединение/отсоединение и т. д.). Теперь этот формат сопровождает мысль о его важности и значимости. И наоборот, каждую метапрограмму, которой мы пользуемся регулярно и по привычке, мы ценим. Мыслит ли человек глобально? Если да, ожидайте, что он будет ценить глобальное мышление. Отсоединяет ли человек? Если да, будьте уверены, что он ценит способность находить различия. Избегает ли человек каких-то ценностей? Если да, вы, скорее всего, обнаружите, что у него действительно имеется множество причин и мотивов для подобного мышления! Наши ценности проистекают, частично, из самих наших метапрограмм, особенно из наших ведущих метапрограмм Мета-метауровень Важность и значимость Ценный Метауровень Формат метапрограммы в качестве нашей операционной системы обработки информации Первичный уровень Мышление Извлечение. Когда вы будете задавать вопросы, спросите, что человек считает ценным, важным или значимым в отношении чего-либо, будь то работа, отношения, идея и т. д. Идентификация. Маслоу (Maslow, 1950) составил иерархический перечень эмоциональных ценностей, куда вошли: выживание, безопасность, любовь и привязанность, общность, самооценка и самоактуализация. Этим не исчерпывается возможный перечень мотивирующих ценностей, которых мы можем придерживаться в жизни. В качестве «ценностей» людям служат и многие другие но-минализированные абстракции: власть, контроль, достижения, содружество, превосходство, свобода, удовольствие, влюбленность, секс, знания, религия, гармония, испытания и т. д. Мы превращаем в ценность все, что считаем значимым: политику, физическую готовность, конфронтацию, отсутствие конфронтации, детей, добровольные действия, чтение и т. д. Язык. Чтобы определить «ценности» человека, нужно прислушаться к номинализациям абстрактных ценностей, в которые он верит. С этой целью мысленно задайте себе вопрос: «Какая мотивирующая ценность стоит за словами этого человека?» Затем прислушайтесь к словам, которые подразумевают ценности. Спросите себя: «Какую ценность я улавливаю в словах и выражениях этого человека?», «Какие ценности кажутся основными?», «К каким ценностям этот человек устремлен?», «Каких ценностей он избегает?» Отметьте, насколько ценности человека соответствуют такому его стилю, как пассивность и/или агрессивность. Подстройка. Чтобы подстроиться к человеку и осуществить с ним эффективную коммуникацию, сыграйте на его ценностях. Люди не могут не откликнуться на собственные ценности! Лаборд описывает ценностные слова как «верные ключи к реальности [других людей]» (Laborde, 1989). Эмоции. Ценности, как правило, оказывают на людей сильное эмоциональное воздействие. Номинализации, которые суммируют процесс оценивания, функционируют как якоря, приводящие человека в его ценностное состояние. Посмотрите, как человек осуществляет эмоциональную ассоциацию, когда говорит о своих Ценностях. Первичные контексты. Как правило, мы приучаемся ценить то, что доставляет нам удовольствие и защищает нас от неприятностей и боли. Мы также приучаемся ценить все, что поддерживает любую метапрограмму, которую мы уже выстроили. Каждая метапрограмма, в качестве нашей операционной системы, содержит какую-то ценность. Глобальные мыслители ценят общую картину, детальные мыслители — специфику и т. д. Мы усваиваем многочисленные ценности также под влиянием семьи, культурных, религиозных, политических и расовых контекстов, в которых мы живем, — если только они не вызывают у нас неприятия. Самоанализ • Навстречу ценностям/от ценностей Интимные отношения Увлечения/отдых Другое: Ведущая метапрограмма: ДА/НЕТ Контексты Работа/карьера Взаимоотношения Спорт Высокий/средний/низкий уровень Составьте иерархический перечень своих ценностей: Содружество Безопасность Понимание Влюбленность Оптимизм Мир Равноправие Интеллект Власть Контроль Достоинство Любовь Актуализация Секс Достижения Статус Контроль Позитивные чувства Независимость Компетентность Общность |
Автор: | Иван Журавский [ 09 май 2011, 04:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Понимание? А как это? |
Семантические конструкции «я» (№ 41-45) Центральными для процессов обработки и сортировки информации являются несколько семантических концептов, которые определяют основы воспринимаемой нами «реальности». Среди них наше ощущение «я» как личности, наше ощущение «я» с точки зрения нашей эффективности, уверенность, навыки, наше самоопределение, которое мы формируем посредством своего опыта, и т. д. Ни один из нас не выходит из дому без своих фильтров «я». Эти метаконструкции сопровождают нас повсюду, куда бы мы ни направились, — это наши перцептивные фильтры. Таким образоммы можем использовать почти каждое переживание и интеракцию как для выражения своего «я», так и для того, чтобы «я» испытало внешнее влияние. |
Автор: | Иван Журавский [ 09 май 2011, 04:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Понимание? А как это? |
Сильная водя/уступчивость № 41 Концепт. Данная метауровневая метапрограмма связана с тем, как мы воспринимаем себя, когда оказываемся лицом к лицу с человеком, который велит нам сделать что-то. Как мы реагируем, когда другой человек информирует нас о чем-то? Как мы реагируем, когда другой человек распоряжается, приказывает и наставляет? Обладаем ли мы естественной склонностью уступать, сомневаться или противиться подобной информации? Если мы представим себе континуум между крайностями полной уступчивости и автоматического сопротивления, мы получим метапрограмму, которая относится к нашей реакции на приказы. Представьте себе континуум между высокой уступчивостью и сильной волей. Извлечение. «Может ли кто-нибудь приказывать вам?», «Что вы думаете и чувствуете, когда получаете "наставления"?», «Легко ли вам велеть себе сделать что-то и выполнить это без особого внутреннего сопротивления?» Идентификация. Человек, который обладает сильной волей, испытывает очень неприятные чувства, когда ему велят что-то сделать. Когда он сталкивается с коммуникацией, которая содержит какое-то «указание» (приказ, наставление, информацию и т. д.), он испытывает почти незамедлительное и автоматическое внутреннее побуждение оказать сопротивление. Такие люди в принципе не любят получать указания. Напротив, уступчивый человек столь же быстро и автоматически согласится; он будет покладистым, открытым и восприимчивым. Чтобы идентифицировать указанные паттерны, достаточно лишь обратить внимание на то, проявляет ли — и если да, то в какой степени, — человек недовольство в ситуации, когда кто-то дает ему указания, приказывает, требует, заставляет и т. д. Данный фактор «темперамента» варьируется у людей между крайней уступчивостью и очень сильной волей. У большинства людей он находится где-то посередине. У людей с сильной волей могут давать о себе знать различные Фильтры убеждений, которые способны помешать приему информации. Как правило, человек с сильной волей воспримет «указание» как «контролирование», «манипуляцию», «оскорбление», «воспоминание о неприятном контакте с каким-то назойливым человеком» и т. д. Подстройка. Чтобы подстроиться к человеку с сильной волей, в коммуникации с ним избегайте любых прямолинейных «указаний». Возьмите себе за правило вообще не указывать ему ни на что. Замените указания предложениями, намеками, побуждениями, подачей идей, шутливым поддразниванием. Воспользуйтесь навыками окольной коммуникации. С другой стороны, чтобы подстроиться к уступчивому человеку, выражайте свои мысли прямо и открыто. Язык. Лингвистические маркеры для людей с сильной волей, обусловленной темпераментом: «Почему я должен этим заниматься?», «Ненавижу, когда люди указывают мне, что нужно делать», «У меня проблемы с властными фигурами», «Я не собираюсь плясать под вашу дудку». Лингвистические маркеры для уступчивых; «Разумеется», «Все, что вы скажете», «А что от меня требуется?». Эмоции. Люди с сильной волей часто проявляют эмоции «сопротивления» — неприятие и отвращение. Им кажется, что на них давят, что их принуждают, «контролируют», что ими манипулит руют, и т. д. Уступчивый человек демонстрирует намного более доброжелательные/сдержанные эмоции даже в ситуациях, когда кто-то действительно навязывает ему свою волю. , Первичные контексты. Людям с сильной волей, обусловленной темпераментом, обычно присуще врожденное предубеждение против «указаний». Вероятно, они ощущают и определяют свое «я» с позиции выбора и воли (№ 44). Поэтому когда им мешают осуществлять свои желания, они расценивают это как насилие над своим «я». Люди с сильной волей, обусловленной травмой, в свое время слишком часто сталкивались с нарушением границ, достигли некоторого порога и приняли решение не слушать «указаний». Люди с сильной волей, обусловленной убеждением, просто пришли к определенному выводу относительно того или иного предмета и на этом «поставили точку». Самоанализ • Сильная воля/уступчивость Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения Глава 7. Мета-метапрограммы Взаимоотношения • Увлечения/отдых Спорт • Другое: Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ Сильная воля, обусловленная • характером • травмой • убеждением |
Страница 6 из 8 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |