Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Понимание? А как это?
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=14&t=688
Страница 6 из 8

Автор:  Иван Журавский [ 14 апр 2011, 22:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ

30. Сотрудничество и руководство
Независимый/ командный игрок/руководитель


Концепт.
Данная метапрограмма связана с тем, как человек вос­принимает и осуществляет работу с другими людьми в ситуации,ориентированной на выполнение задания. Как он хочет позицио­нировать себя по отношению к группе? Обычно принято выде­лять следующие типы поведения: можно оставаться
1) независи­мым,
2) работать в коллективе (играть в команде) или
3) быть руководителем.
Описываемая метапрограмма относится прежде всего к контекс­там, предполагающим выполнение определенной задачи, и поэто­му имеет существенное значение для сферы бизнеса. Она дает цен­ную информацию, позволяющую определить способность челове­ка управлять собственными действиями, работать в составе команды и/или руководить другими.
Она также позволяет оценить гибкость человека в межличностных отношениях. Заинтересован ли он в успехе других людей, желает ли он помогать им и т. д.?

Извлечение.

Задайте в указанном порядке три приведенных ниже вопроса:
Знаете ли вы, что вам необходимо для того, чтобы испыты­
вать позитивные чувства и успешнее функционировать на
работе (или при выполнении данного задания)?
Знаете ли вы, что необходимо другому человеку для более
успешного функционирования?
Легко вам или трудно сказать человеку, что ему необходи­
мо сделать для достижения успеха?
Когда вы зададите эти вопросы, могут выявиться следующие паттерны: я и другие; только я; только другие; я, но не другие; ко­мандные игроки.

Идентификация

Те, кому присущ паттерн я и другие (руководство), ответят
«да» на все три вопроса. Они ответят так потому, что обрабатыва­ют информацию, производят оценку и ориентируются, руководякак собой, так и другими. Они знают, что им необходимо сделать для достижения успеха, знают, что необходимо сделать другим, и говорят об этом без колебаний (согласно оценкам, от 60 до 80%
населения США). Зачастую люди, относящиеся к этому типу, с ихустановкой «брать ответственность на себя», полагают, что дру­гие должны следовать и следуют тем же принципам и ценностям,что и они (см. суждение как тип адаптации, № 22).
Люди с паттерном только я (независимые работники) отве­
тят: «Да, нет, нет». К ним относятся те, кто обрабатывает инфор­мацию, производит оценку и ориентируется независимо. Они об­ладают способностью к руководству, поскольку владеют страте-гиями, ведущими к успеху, но не любят руководить (согласно оцен­кам, всего лишь 1-2%).
Люди с паттерном только другие (зависимые работники) от­
ветят: «Нет, да, да/нет». Они склонны ждать, пока начальник, си­стема, супруг не скажут {Им, что нужно делать. Возможно, им нехватает интуитивного понимания того, что следует делать, либодоверия к собственным суждениям, либо они функционируют в пассивной и выжидательной манере. Как правило, они незамед­
лительно берутся за дело, стоит им получить инструкции- Бюрок­раты также ответят: «Нет, да, да». (По оценкам, 6-7%.)
Люди с паттерном я, но не другие (потенциальные руково­
дители) ответят: «Да, да/нет, нет». Они знают, что необходимодругим для успеха, но не чувствуют себя вправе вмешиваться илиучаствовать в подобной коммуникации. Их могут сдерживать те или иные убеждения, ценности, предыдущий опыт, отсутствиенавыков и т. д. Это означает, что обычно они не проявляют ника­кого желания руководить (согласно оценкам, от 15 до 20%).
Командные игроки ответят: «Иногда, иногда, иногда». К ним
относятся те, кто обрабатывает информацию, производит оценкии ориентируется посредством модели командной игры. В зависи­мости от обстоятельств и контекста они могут желать или не же­лать исполнять роль руководителя, но стремятся кобеспечениюуспеха группы в целом.

Язык

Если мы зададим следующий открытый вопрос, мы мо­жем выявить потребность человека в опеке, коллективных дейст­виях или в независимости. «Расскажите мне о производственной ситуации, в которой вы испытывали наиболее позитивные чувст­ва. Когда и где она имела место? Какие факторы способствовали вашему чувству состоятельности?»

Эмоции.

Независимые люди
предпочитают действовать само­стоятельно. Они также склонны отвечать за собственную моти­вацию и поступки. Они имеют высокие показатели в тестах са­моконтроля и дисциплины (отнесение к себе, № 14). Те, у кого подобная реакция проявляется в крайней форме, будут стремитьсяк независимости потому, что
они «не хотят никого слушать».
Ко­мандные игроки
предпочитают дух товарищества, который созда­
ется в процессе коллективной деятельности и совместной рабо­ты над чем-то. Им дороги термины и концепты, связанные с еди­нением: «семья», «быть.в кругу людей» и т. д.
Руководителям нравится роль контролеров, которые наставляют и направляютлюдей.

Подстройка.
Подстройте свою коммуникацию в соответст­вии с паттерном собеседника.

Первичные контексты.

Не утихают споры о том, являются ли лидерские качества врожденными и наследственными. На дан­ный момент у нас нет доказательств «врожденного» лидерства. По-видимому, такое поведение обусловлено прежде всего сти­лем социальной активности на раннем этапе жизни, мыслями и чувствами, сопровождающими подобное поведение, стремле­нием походить или не походить на соответствующие модели.
Оче­видно, травматический опыт может стать значимым стимулом, побуждающим отказаться от попыток работать с людьми или руководить ими!
Данную метапрограмму могут упрочить переживания на ран­нем этапе профессиональной карьеры.
Человек, который испыты­вает удовлетворение от работы в коллективе или от руководства, несомненно, будет и в дальнейшем получать большое удовольствие от подобной деятельности. То же самое может происходить, если в этой области человек видит перед собой позитивную ролевую модель.

Самоанализ

• Руководство/независимость/зависимость/потенциальный
руководитель/командный игрок
Контексты:
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Автор:  Иван Журавский [ 14 апр 2011, 22:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ

№31' Коммуникативная категория
Обвиняющий/заискивающий/расчетливый/ отвлекающийся/'уравновешенный


Концепт.

Вирджиния Сатир заметила, что коммуникация вклю­чает в себя и содержание, и стиль. Она выделила пять стилей, или модусов, коммуникации, которые мы теперь называем «коммуни­кативными категориями Сатир».
Основные стилистические мо­дусы коммуникации в ее модели связаны с четырьмя, как прави-ло неэффективными и непродуктивными, установками, хотя иногда мы можем извлекать из них определенную пользу.
К ним отно­сятся обвинение, заискивание,расчетливостъ и отвлечение. Сатир назвала в целом здоровый модус уравновешенностью.

Извлечение.
«Как вы обычно осуществляете коммуникацию, если рассматривать ее с точки зрения заискивания, обвинения, рас­четливости, отстранения или уравновешенности?»

Идентификация
1. Заискивание
имеет место в тех случаях, когда человек успо­каивает, ублажает, унимает кого-то и идет на уступки. Когда че­ловеку «необходимо» доставлять удовольствие другим, он попа­дает в зависимость от того, одобрят его действия или нет. В эмо­циональном отношении заискивающие опасаются, что другие могут рассердиться и покинуть или отвергнуть их. Поэтому они разго­варивают вкрадчивым голосом, все время пытаются угодить, по­стоянно извиняются и никогда не возражают. Слова, которые они используют, нацелены на согласие и ублажение. Заискивающий всем своим видом показывает: «Я беспомощный и маленький че­ловек». Он будет подлизываться, суетиться, льнуть к вам. Подоб­но щенку кокер-спаниеля, он изо всех сил старается доставить удо­вольствие.

Чтобы проверить на себе установку заискивания, попробуйте представить, что вы — жалкая личность. Ведите себя как «подха­лим». Разговаривайте так, будто вы не способны действовать са­мостоятельно и вам постоянно требуется одобрение со стороны других. Скажите себе: «Я рад уже тому, что меня кормят», «Я пе­ред всеми в долгу», «Я чувствую себя ответственным за все не­удачи», «Я мог бы остановить дождь, если бы только пошевелил мозгами, но у меня их нет». Соглашайтесь с любой критикой в ваш адрес. Ведите себя в максимально елейной, страдальческой, рабо­лепной манере.
Представьте, что вы опустились на одно колено, слегка раска­чиваясь из стороны в сторону и протянув руку, подобно нищему. При этом ваша голова высоко поднята, так что у вас напрягается Щея и появляется резь в глазах, в результате чего у вас сразу же начинается головная боль. Если вы начнете говорить из такого положения, ваш голос будет звучать плаксиво и пискляво. Вам "Удет не хватать воздуха, чтобы сохранять звучный, выразитель­ный голос. Затем скажите: «Ну вы же знаете, что мне все равно», «Желания других людей для меня закон», «Что я хотел бы пред­принять? Не знаю. А чего хотели бы вы?»

2. Под обвиняющим поведением
понимают придирки, диктат и привычку распоряжаться. Обвинитель ставит себя выше дру­гих, давая им понять: «Если бы не вы, все было бы в порядке». Обвинителям кажется, что их никто не любит. Что касается внут­ренних ощущений, то их беспокоит постоянное мышечное напря­жение, свидетельствующее о повышенном артериальном давлении. Обвинитель обычно разговаривает строгим, напряженным, прон­зительным и громким голосом.

Чтобы проверить на себе обвинительную установку, начните говорить громким и повелительным голосом, обрывайте всех и вся, указывайте пальцем на то, что вам не нравится. Начинайте предг ложения со слов: «Вы все делаете наоборот, почему это происхо­дит?» Не обращайте внимания на ответ. Расценивайте любой от­вет как не имеющий значения. Уделяйте основное внимание тому» как придать себе больший вес в глазах окружающих, вместо того чтобы выяснять что бы то ни было.
Обвинители дышат, делая короткие напряженные вдохи, час­то задерживая дыхание. Это вызывает напряжение мышц горта­ни. У типичного обвинителя бывают вытаращены глаза, раздуты мышцы шеи и ноздри, к его лицу приливает кровь, он говорит охрипшим голосом. Встаньте так, чтобы одна рука была у вас на бедре, а другая устремлена вперед с вытянутым указательным паль­цем. Сморщите лицо, искривите губы, раздуйте ноздри, ругайтесь и критикуйте. Затем скажите: «Вам наплевать на мои чувства», «Никто здесь не принимает меня в расчет», «Вам обязательно нужно быть впереди всех?», «Почему вы думаете только о себе?» Обви­нители часто употребляют «родительские» слова: никогда, ниче­го, никто, все.

3. Расчетливость
предполагает отстраненное отношение к соб­ственным эмоциям. Расчетливый человек старается реагировать в корректной и благоразумной манере, которая не напоминает о чувствах. Он реагирует спокойно, хладнокровно и собранно, по­добно мистеру Споку из фильма «Звездный путь» {Star Trek), иде­альному примеру расчетливости. Когда вы производите расчеты, ваше тело кажется вам сухим и холодным, ваш голос звучит мо­нотонно, а ваша речь изобилует абстрактными словами. Как пра­вило, люди избирают эту установку из страха перед собственны­ми чувствами.
Чтобы проверить на себе расчетливую установку, употребляйте как можно более длинные слова (в любом случае, после первых фраз все перестанут вас слушать). Представьте, что ваш позвоночник — это длинный и тяжелый стальной прут. Стремитесь к тому, чтобы он оставался как можно более неподвижным. Пусть ваш голос станет глухим, а ваше тело, начиная с головы и ниже, — совершенно бесчувст­венным. «Нет сомнений, что существует простое решение пробле­мы», «Ясно, что ситуация чрезмерно драматизируется», «Преиму­щества этих действий были показаны со всей очевидностью», «По­добные предпочтения вполне типичны в этой области».
Диссоциация, свойственная расчетливому модусу, может при­нести пользу в том случае, когда необходимо кого-то одернуть и при этом вам не должны мешать ваши эмоции. Чтобы почувствовать себя в этом состоянии, сыграйте роль «антрополога» или учено­го-теоретика и употребляйте при этом множество заумных, туман-Hbix слов. На косвенную критику: «Некоторые люди не знают, когда им следует умолкнуть» отвечайте в ярко выраженном расчетли­вом стиле: «Интересная мысль, и она, определенно, верна в отно­шении некоторых людей».

4. Отвлекающийся человек
реагирует в непредсказуемой, пе­ременчивой манере, постоянно прерывая других и себя самого. От­влекающийся совершает быстрые циклические переходы от од­ного паттерна к другому и постоянно меняет модусы. Все, что он делает и говорит, не имеет никакого отношения к словам и дей­ствиям остальных людей. Его внутренние ощущения характери­
зуются сумятицей и паникой. В его голосе часто появляется на­
певность, которая не гармонирует со словами и то возрастает, то убывает без видимой причины. Его речь не сфокусирована. От­влекающийся чередует модусы обвинения, заискивания и урав­новешенности, а затем начинает говорить нечто совершенно не­уместное. Это приближает данный стиль к паттерну отношений,определяемому как «сведение с ума» (типичному для «погранич­ных» случаев).
Чтобы опробовать эту отвлекающуюся установку, представь­те, что вы — асимметричный волчок, который постоянно враща­ется, но при этом остается на месте. Пусть ваш рот, туловище, руки и ноги находятся в постоянном движении. Игнорируйте вопросы и переходите к другой теме. Начните стряхивать пылинки с одеж­ды собеседника. Сведите колени вместе, вывернув их внутрь, так, чтобы стопы были вывернуты наружу. В этом случае ваши ягоди­цы выпятятся, а голова будет втянута в плечи.

5. Уравновешенность
соответствует уверенной коммуникации,
когда слова и действия человека прямо и непосредственно отра­
жают его истинное состояние. При подлинной уравновешеннос­
ти передаваемое сообщение отличается конгруэнтностью, так что
слова человека соответствуют выражению его лица, позе и тону
голоса. Этот делает отношения безопасными, открытыми и спо­
собствующими подлинной близости.


Подстройка.

За исключением уравновешенности, перечислен­ные паттерны указывают на несоответствие между внутренними чувствами человека и тем, как он выражает их в разговоре и пове­дении. Как правило, два человека, использующие одну и ту же категорию Сатир, не достигают взаимопонимания в процессе об­щения. Поэтому, за обозначенным выше исключением, не присое­диняйтесь к модусу Сатир, когда вы с ним сталкиваетесь. Если вы присоединитесь к нему, это лишь усилит его. За информацией от­носительно расширенного использования этих установок обрати­тесь к «Структуре магии, том II», где Бэндлер и Гриндер соотно­сят их с репрезентативными системами и метамоделью.
Первичные контексты.
Данные коммуникативные установки, как правило, обусловлены социальным импринтингом под влия­нием значимых людей, а также сопутствующими болью и/или удовольствием.
Самоанализ
• Обвиняющий/заискивающий/расчетливый/отвлекаю­
щийся/уравновешенный
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Автор:  Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ

№ 32. Общая реакция
Конгруэнтная/неконгруэнтная/соперничество/ сотрудничество/полярность/метапозиция


Концепт.
Когда мы реагируем на людей, объекты, информа­цию и события, то можем делать это различными способами, в за­висимости от стиля и расходуемой энергии: конгруэнтно или не­конгруэнтно, в духе соперничества или сотрудничества, демон­стрируя полярную или метапозиционую реакцию.

Извлечение.
«Когда вы попадаете в определенную ситуацию, как вы обычно реагируете? Вам кажется, что: 1) ваши действия конгруэнтны вашим мыслям и чувствам и гармонируют с ними или что ваши действия не конгруэнтны им? 2) Вы реагируете, ощущая свое единство с предметом обсуждения или испытывая чувство несогласия? 3) Либо вы предпочитаете приподняться над непосредственным контекстом и проанализировать ситуацию?»

Идентификация
1. Конгруэнтная реакция
означает чувство согласия с чем-то. Конгруэнтная реакция на безмятежную естественную обстанов­ку» например на какое-то тихое место с зеленой травой и журча-Щим ручьем, сводится к чувству расслабленности и спокойствия. *акая реакция соответствует характеру и качеству репрезентаций Внутреннего состояния.
2. Неконгруэнтная реакция
предполагает, что мы мыс­лим и чувствуем в одном ключе, а реагируем в другом. Такой несин-^.хронизированный стиль реагирования означает, что наша реак­ция не соответствует нашим репрезентациям или состоянию. Так,если мы наблюдаем безмятежную сцену и при этом испытываемраздражение, наша неконгруэнтная реакция показывает, что ка­кая-то другая модель мира в нашем сознании старается привлечь
к себе внимание.
Реакция соперничества предполагает оценку переживания,
мысли и эмоции с точки зрения сравнения и соперничества: «Что я оцениваю как наилучшее, первое, ведущее и т. д.?» Человек, ре­агирующий таким образом, может прийти в состояние возбужде­ния: «Готов поспорить, что я могу расслабиться быстрее и полнее,чем вы!»
Реакция сотрудничества предполагает мышление с точки
зрения оказания помощи другим людям и готовности поделитьсяс ними опытом. «Как мне добиться того, чтобы эта ситуация сталаболее приятной, радостной и ресурсной для всех?» Человек, реа­гирующий в духе соперничества, мыслит в терминах «победа/по-»ражение», а реагирующий в духе сотрудничества — в терминах«победа/победа».
Полярная реакция характеризует смещение к противополож­
ному полюсу континуума возможностей или реакций. Безмятеж^ная сцена может вызвать у человека еще больший стресс и напря­жение. В его уме могут возникать мысли об опасности: «Мир не­долговечен; это иллюзия!» Человек мысленно рассматриваетпротивоположный вариант (отсоединяется, № 2) и реагирует со­ответствующим образом. Поскольку метапрограмма полярностихарактеризует человека, автоматически демонстрирующего реак
цию, обратную той, которую вы хотели у него вызвать, проигрышвание полярности предоставляет возможность выбора. В данном
случае используйте подход Братца Кролика. Когда Братец Лис сталему угрожать, Братец Кролик попросил его только об одном: что­бы он не бросал его в терновый куст. Разумеется, Братец Лис именноэто и сделал.
Метапозиционная реакция характеризует обработку инфор­
мации на более высоком логическом уровне, когда человек при*поднимается над непосредственным содержанием, осмысляя его:«Занятно, что изображение этой спокойной сцены выглядит рас­плывчатым и не совсем четким. Если мы сделаем снимок болеерезким и контрастным, сцена будет казаться менее спокойной»- Чем мы гибче, тем проще нам продемонстрировать любую из перечисленных реакций по своему желанию. Менее гибкие люди часто зацикливаются на одном или двух стилях реагирования. Люди с сильной волей, склоняющиеся к полярным реакциям, также при­вержены стилю соперничества и противоборства, помогающему им выдерживать конкуренцию (№ 41).


Подстройка.
Присоединитесь к стилю реагирования, прису­щему человеку, прежде чем вы попытаетесь подвести его к иной реакции.
Язык. Прислушайтесь к словам, характеризующим конгруэн­тность, сотрудничество или соперничество, полярность («да, но...») и метапозицию («над, вокруг»).

Первичные контексты.
Как правило, мы усваиваем определен­ные реакции в процессе социального обусловливания. В дальней­шем боль и травматический опыт могут способствовать тому, что мы выберем паттерн мышления, характеризуемый неконгруэнт­ностью, соперничеством и полярностью, — это будет нашей защит­ной реакцией, помогающей справиться с трудностями

Самоанализ
• Конгруэнтность/неконгруэнтность/соперничество/
сотрудничество/полярность/метапозиция
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Автор:  Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ

33. Тип соматической реакции
Активный (реактивный)/ рефлексивный (инертный)/оба

Концепт
Мы уже встречались с этой метапрограммой, когда °на прилагалась к нашим эмоциональным реакциям на окружаю­щий мир (№ 16). Здесь мы прилагаем ее к социальному контексту, связанному с тем, как мы реагируем на людей и события. Мы делать это по-разному в зависимости от стиля и затрачиваемой энергии: активно (проактивно и реактивно), рефлексивно (инертно) или сбалансированно.
Извлечение.
«Когда вы оказываетесь в какой-то социальной ситуации (внутри группы, в учебной аудитории, в составе коман­ды, в кругу родственников и т. д.), то обычно быстро оцениваете обстановку и действуете или тщательно анализируете все возмож­ные последствия и только затем действуете? Какова ваша типич­ная реакция?»

Идентификация
Социально активный человек действует незамедлительно. Он идет навстречу человеку или событию — либо из ощущения угро­зы (агрессия), либо осуществляя свое желание (навстречу ценно­стям). Если человек слишком активен, он может реагировать им­пульсивно и необдуманно. Люди, ориентированные на действие,обычно совершают множество ошибок. Но они также часто доби­ваются успеха. Они быстро говорят, думают и действуют. Они любят«брать быка за рога» и доводить дело до конца. Когда их отличаетсбалансированность, они действуют в проактивном ключе. Как пра­вило, им присуща внутренняя ориентация (№ 14). Подстраивай­тесь к ним сл словами «До­бивайтесь своей цели». Избыточность и импульсивная энергия мо­гут вести к реактивности. Сбалансированность и модуляция ведутк ресурсному состоянию проактивности. (Согласно оценкам, это15-20% населения США.)
Социально рефлексивные люди предпочитают исследовать и размышлять, прежде чем предпринять какие-то действия в отно­шении группы. Они могут позволить событиям идти своим ходомв течение длительного времени, не предпринимая никаких само­стоятельных шагов. Они не рискуют переходить к действиям из опасения совершить промах. Обычно они менее уверены в себе и более настороженны. Люди, у которых данный паттерн стано­вится чрезмерно выраженным, могут медлить в ущерб себе и пре­вращаться в инертных. Мы редко встречаем инертных людей в аван­гарде делового мира. Как правило, они придерживаются внешней ориентации (№ 14). Они работают наиболее успешно в обстанов­ке, требующей глубоких размышлений и рефлексии. (Согласнооценкам, это 15-20% населения США.)
Социально сбалансированные люди, использующие оба сти­ля, энергично добиваются своих целей в групповых контекстах,при этом обдумывая свои действия достаточно глубоко. Прежде чем двигаться вперед, они посвящают определенное время анали­зу обратной связи. (Согласно оценкам, это 50-65% населения США.)


Первичные контексты
. Очень похожи на контексты для пат­терна эмоциональных реакций (№ 16). Та метапрограмма описы­вала, как человек соматизирует свои реакции, а в фокусе этой на­ходятся реакции на социальную и профессиональную среду

Самоанализ

• Активный /рефлексивный/оба
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Автор:  Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ

№ 34. Предпочтения в работе
Объекты/системы/люди/информация


Концепт.
Когда мы заняты в таких «значимых видах деятель­ности», как работа, выполнение профессиональных обязанностей и т. д., то демонстрируем предпочтения в отношении того, с чем нам работать: с объектами, системами, людьми или информацией (эта метапрограмма тесно связана с метапрограммой сотрудниче­ства и руководства, № 30).

Извлечение.
Воспользуйтесь тем же набором вопросов, что и при сортировке на сотрудничество (№ 30), или вовлеките чело­века в рабочую ситуацию, в которой он испытывает наиболее по­зитивные чувства.

Идентификация
Объекты. Те, кто ориентируется прежде всего на работу с объ­ектами, будут говорить о таковых, а не о людях, идеях или систе­мах. Они редко сфокусированы на людях или на собственных чув­ствах, более всего их волнует задание — выполнение работы, дос­тижение целей и конечный результат деятельности.
Системы. Те, кто ориентируется на работу с системами, размышляют и беспокоятся прежде всего о процессах, взаимоотно­шениях, причинно-следственных связях, планах и процедурах. Ихволнуют не столько люди или собственные чувства, сколько функ­ционирование системы, работа объектов и т. д.
3. Люди. Те, кто ориентируется прежде всего на работу с людь­ми, сфокусированы на мыслях, чувствах и благополучии людей. Они симпатизируют людям, хорошо взаимодействуют с ними, обладают развитыми социальными навыками, разговорчивы, го­товы помочь и т. д

Первичные контексты.
Данная метапрограмма проявляет себя аналогично эмоциональной сортировке предпочтений (№ 24) и име­ет прямое отношение к ситуациям, связанным с работой и выпол­нением заданий.
Самоанализ
• Объекты/системы/люди/информация
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое: .«
Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: .
уровень ДА/НЕТ

Автор:  Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ

№ 35. Способ сравнения
Количественный/качественный


Концепт.
Данная метапрограмма связана с характером срав­нений, которые мы и другие люди производим при сопоставле­нии объектов. Она проявляется всякий раз, когда сознание чело-? века направлено на то, чтобы сделать выбор между двумя или бо­лее вариантами. Затем мы производим сравнения, делая это одним из двух общих методов: количественным или качественным.

Извлечение.
«Как бы вы оценили свою работу?»,
«Как бы вы оценили особенности своих взаимоотношений?», «Как вы опре­деляете результативность своей работы?
На основании чего?*35

Идентификация.
Прислушайтесь, говорит ли человек о коли' честве (цифры, сроки, суммы и т. д.) или о качестве.
Предпочита-ет ли он исследования и обоснования, опирающиеся на количе­ственные или качественные показатели?
1. Количественная сортировка. Люди с этим стилем, отвечая на вопросы, упоминают цифры, категории, порядок, оценки, стандарты и т. д.: «На этой неделе я занял первое место по производ­ственным показателям», «В этом месяце я выполнил свои обыч­ные четыре процента». В данном случае сознание человека направ­лено на внешние стандарты, эмпирические визуальные, аудиаль-ные и кинестетические индикаторы (сенсоры, № 5), и поскольку он начинает с конкретных деталей, то мыслит и рассуждает ин­дуктивно (№ 1).
2. Качественная сортировка. Люди с этим стилем обработки информации отвечают с использованием слов, указывающих на качество их опыта — хорошо, лучше, неважно, плохо, превосход­но и т. д.: «Спасибо, у меня все хорошо», «Мы никогда не были так близки и не испытывали таких нежных чувств друг к другу». Здесь сознание человека направлено на внутренние факторы, значения, принципы и т. д. (интуитивисты, № 5), и поскольку он начинает с глобального уровня, то мыслит и рассуждает дедуктивно или аб-дуктивно (№ 1).

Язык.
Когда человек производит сравнение, мы можем устра­нить неопределенность с помощью метамодельного вопроса: «По сравнению с чем, с кем, с каким стандартом или критерием?»
В ответ каждый человек приводит свой излюбленный вид сравнения (ко­личественное или качественное) и стандарт, которым он пользу­ется.
В ответе: «Мои дела столь же успешны, как и два года назад» содержится и качественная («успешны»), и количественная («два года назад») оценка, производимая относительно прежних крите­риев человека.
В ответе: «Мои дела успешны настолько, насколь­ко позволяют обстоятельства» содержится только качественное сравнение («успешны»).
Ответ: «На следующей неделе я буду чувст­вовать себя намного лучше» соотносит количество (следующая неделя) с будущим состоянием человека, используя качественный стандарт («лучше»).
В высказывании: «Я чувствую себя лучше, чем большинство людей в моем возрасте» используется стандарт других людей.

Первичные контексты.
В данном случае наши предпочтения в отношении работы с внешними показателями (количество) или внутренними значениями и эмоциями (качество опыта), а также оценка эффективности с помощью тех или других могут быть обусловлены физиологическими паттернами правого и левого по­лушария мозга. Очевидно, что на предпочитаемый нами паттерн сортировки будут оказывать сильное влияние контексты, которые санкционируют, подкрепляют, вознаграждают и/или карают либо первый, либо второй стиль.

Самоанализ

• Количественная сортировка/качественная сортировка
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Автор:  Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ

№ 36. Источник знаний
Моделирование/'концептуализация/'демонстрация/ опыт/ авторитетное мнение


Концепт.
Данная метапрограмма связана с тем, каким обра­зом человек получает информацию, когда принимает то или иное решение. Она сходна с метапрограммой убеждения (№ 17), одна­ко здесь речь идет не о том, почему человек воспринимает некую информацию как истинную, а об источнике такой информации.

Извлечение.
«Какой источник знаний вы считаете наиболее авторитетным и надежным?»,
«Где вы собираете надежную инфор­мацию, которой можете доверять?»,
«Когда вы принимаете реше­ние сделать что-то, откуда вы получаете информацию, санкцио­нирующую эти действия?»

Идентификация.
Люди отличаются друг от друга способом по­лучения жизненно важной информации. Они могут делать это по­средством моделирования, концептуализации, наблюдения за чу­жой демонстрацией, личного опыта, подтверждения информации авторитетными лицами.
Те, кто собирает информацию посредством моделирования,
направляют свой взгляд вовне — на людей, обладающих базой
знаний (убеждениями, идеями, представлениями) и производя­щей способностью.
Те, кто в качестве программы сбора информации использует
концептуализацию, изучают, исследуют, размышляют, обсужда­ют и т. д. Таких индивидуумов обычно характеризуют насыщен­ный внутренний диалог и внутренняя ориентация.
На тех, кто в качестве источника информации использует де­
монстрацию, наибольшее впечатление производит то, что они ви­дят или ощущают. В то время как моделирующий фильтр копирует и воспроизводит какую-то модель, демонстрация предполагает ме­нее личный и более отстраненный стиль научения — как при де­монстрации в учебной аудитории в отличие от личной модели.
Те, кто в качестве своего стиля использует личный опыт, со­
бирают информацию посредством отнесения к себе, используя свою кинестетическую систему. Информация кажется реальной, когда человек с ней «поработал».
Те, кто использует чье-то авторитетное мнение (научные
работы, статистические выкладки, данные исследований и т. д.),которое должно санкционировать информацию, убеждены, что еслитак утверждает авторитетный источник, значит, информация верна.
Очевидно, они используют модус отнесения к другим (Mb 14) длявизуального, аудиального или кинестетического восприятия ин­формации, исходящей из валидного внешнего источника.

Язык.
Прислушайтесь к словам и терминам, характеризующим модели, концепты, демонстрацию, личный опыт или авторитет­ное мнение.

Первичные контексты.
Мы можем получать и получаем ин­формацию и знания из всех перечисленных источников; позитив­ное обусловливание внутри каждой из этих сфер усиливает и под­крепляет ее в качестве паттерна сортировки, тогда как негативное обусловливание через боль и лишение может превратить любую из них в запретную область.

Самоанализ
• Моделирование/концептуализация/демонстрация/опыт/
авторитетное мнение
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Автор:  Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ

37, Завершенность/окончательность
Завершенность/ незавершенность


Концепт.
Обрабатывая информацию, мы иногда доводим этот процесс до конца, а иногда оставляем его незавершенным. Иног-Да У нас бывает мало времени, иногда нам недостает информации,иногда она вообще отсутствует. Какова бы ни была причина, дан­ная метапрограмма связана с тем, как мы относимся к завершен­ности и/или ее отсутствию. Испытываем ли мы сильную потреб­ность в завершенности или эта потребность незначительна? По­зволяет ли нам наша операционная система мыслить и чувствовать себя комфортно при незавершенном гештальте?
Возможно, вам также захочется сравнить метапрограмму за­вершенности и незавершенности с метапрограммой «во времени» и «сквозь время» (№ 47). Как правило, те, кто сортирует «время» в модусе «во времени», более терпимы к незавершенности, чем те, кто делает это в модусе «сквозь время».

Извлечение.
«Если в процессе изучения чего-либо вам необ­ходимо прерваться, вы относитесь к этому нормально или воспри­нимаете это как помеху?»,
«Как вы относитесь к ситуации, когда кто-то начинает рассказывать историю, но не доводит ее до кон­ца?»,
«Когда вы участвуете в каком-то проекте, вам интереснее его начальный, промежуточный или завершающий этап?»,
«Ка­кая часть работы над проектом доставляет вам наибольшее удо­вольствие?»

Идентификация.
Восприятие и концепт завершенности свя­заны с тем, как мы адаптируемся к окружающему миру (№ 22), — приспосабливаем жизнь к себе или сами подстраиваемся под нее. Однако данная метапрограмма сфокусирована на наших внутрен­них ощущениях в ситуации, когда нам приходится мириться с не­завершенностью некоторого действия или ситуации, в то время как метапрограмма № 22 уделяет больше внимания нашему сти­лю адаптации.
1. Предпочтение незавершенности. Люди, которым больше нра­вятся начальные и средние этапы любой деятельности (работа над проектом, общение и т. д.), по-видимому, испытывают меньшую потребность в завершенности, чем те, кто получает большое удо­вольствие от доведения работы до конца. Прислушайтесь к тому, как человек рассуждает о завершении или незавершении чего-либо. Обратите внимание на уровни тревожности в том и в другом слу­чае.
Ричард Бэндлер часто использует технику «ослабленной пет­ли», когда проводит семинары и презентации. Он начинает рас­сказывать какую-то историю или приводит метафору, но остав­ляет их незавершенными до конца презентации. В середине он предлагает данные, являющиеся основными в его сообщении. Мы называем этот прием ослаблением петли. На одних людей техни­ка подвешенной, ослабленной петли воздействует сильнее, чем на других. Она оказывает меньшее влияние на тех, кто предпочитает незавершенность.
2. Предпочтение завершенности. Люди, живущие в упорядо­ченном мире, хотят, чтобы к концу дня все было доведено до логи­ческого итога (сильное чувство завершенности). Им присуще бо­лее определенное, бескомпромиссное мышление. Прием ослаблен­ной и подвешенной петли сильнее всего воздействует именно на таких людей
.
Первичные контексты.
Какую из ценностей ваша семья, куль­турная, религиозная, политическая и расовая среда прививала и подкрепляла — завершенность или незавершенность? Пережи­тые сильные страдания и дезориентация в начале жизни могут ини­циировать у человека и ту и другую программу. Соответственно, в одном случае все вокруг может восприниматься как «дело, ко­торое никак не удается завершить». Как следствие, мысли человека будут постоянно возвращаться к «прошлому», «старым болячкам», обидам и т. д. Во втором случае человек может выстроить проти­воположную программу и будет завершать свои начинания преж­девременно, когда в этом еще нет необходимости.

Самоанализ

• Завершенность/незавершенность
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Автор:  Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ

38. Социальная презентация
Проницательный и искусный/искренний и безыскусный


Концепт.
Кэттелл (Cattell, 1989) разделяет людей, в зависи­мости от того, как они взаимодействуют в своей жизни с другими людьми и социальными группами, на безыскусных, сердечных, спонтанных, наивных, с одной стороны, и на проницательных, искусных и социально «корректных» — с другой.

Извлечение. *
Когда вы размышляете о предстоящем контак­те с какой-то социальной группой или о своем появлении в обще­стве, какие чувства вы обычно испытываете?
Вас сильно беспоко­ит ваш социальный имидж и вы хотите произвести самое благо­приятное впечатление на окружающих, так чтобы они оценили вашу тактичность, вежливость, обходительность и т. д.?
Или вас не слиш­ком беспокоят эти обстоятельства и вы хотите прежде всего "оста­ваться самим собой", быть естественным, прямым, непосредствен­ным, открытым?»

Идентификация
Проницательный и искусный. Люди, которые, находясь в об­
ществе, по-настоящему беспокоятся о том, какое впечатление онипроизводят на окружающих, и хотят быть уверенными в том, чтооно исключительно позитивное, ценят образ, который они созда­ют в умах других людей (отнесение к другим, № 14). Это побуж­дает их ценить вежливость, тактичность, этикет, протокол и т. д.и избегать излишнего самораскрытия, выражения своих мыслей и чувств, спонтанности. Такие люди обычно отличаются повышен­
ным честолюбием. Когда данный паттерн становится чересчур вы­раженным, они могут вести себя в манипуляторской, «политикан­ской», эгоистичной манере.
Искренний и безыскусный. Люди, которые презирают соци­
альную презентацию как таковую, воспринимают ее как актерство,«отсутствие естественности», «притворство» или лицемерие, онипредпочитают «говорить начистоту», лишены или почти лишенычестолюбия, легче мирятся с разочарованием в других людях, ихсоциальные манеры могут казаться безыскусными и неучтивыми(отнесение к себе, № 14). В крайних случаях человек может вестисебя на людях грубо и неадекватно; у него может даже вырабо­таться антисоциальный стиль.


Язык и личность.
О каком наборе ценностей человек вспоми­нает чаще всего? Именно эти процессы операционной системы ведут к появлению светского льва, политикана и коммуникабельной личности либо неучтивого и грубого, безыскусного, прямолиней­ного человека, который всегда говорит то, что думает.

Первичные контексты.
Данные стили, как правило, обуслов­лены либо моделированием и идентификацией с ранними роле­выми моделями — родителями, учителями и т. д., которые демон­стрировали позитивный пример владения социальными навыка­ми, либо неприятием лицемеров и манипуляторов и ориентацией на антисоциальную группу бунтарей.

Самоанализ
• Проницательный и искусный/искренний и безыскусный
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Автор:  Иван Журавский [ 14 апр 2011, 23:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: КАК научиться ПОНИМАТЬ другого и чтоб понимали ТЕБЯ

№ 39» Им иерархического доминирования
Власть/ союз/ достижения


Концепт.
Когда Дэвид Мак-Клелланд из Гарварда разрабаты­вал свою модель, он взял за основу три центральных аспекта че­ловеческого взаимодействия: власть, союз и достижения. Эта мо­дель описывает, как люди относятся к доминированию. Джозеф Йегер (Yeager, 1985) использовал ее при конструировании своей «шкалы власти».
Данная метапрограмма связана с тем, как человек адаптирует­ся к властным действиям других людей (которые могут использо­вать свое положение, унижать подчиненных, проявлять высоко­мерие и т. д.). Она описывает стиль, который человек использует, чтобы приспособиться к власти (или чтобы не приспосабливаться к ней). Йегер связывает этот стиль с программой пассивность-агрессия (№ 13) и использует для его измерения шкалу с делени­ями от 1 до 10, где 1 — пассивные люди (подобные Чарли Брау­ну), 5 — уверенные в себе (Снупи) и 10 — агрессивные (Люси или Аттила Гунн).

Извлечение.
Оцените свои мотивы при взаимодействии с ок­ружающими с точки зрения ваших мотивационных предпочтений между Властью (доминирование, соперничество, интриги), Союзом (взаимоотношения, обходительность, сотрудничество) и Дости­жением (результаты, цели, задачи) и оцените каждый из этих трех стилей отношения к «власти» в баллах, так чтобы в сумме полу­чилось 100 баллов.
Власть (доминирование, соперничество, интриги)
Союз (взаимоотношения, обходительность, сотрудничество)
Достижения (результаты, цели, задачи)
Итого: 100

1. Человек, который стремится к власти, действует в точности как «иерархическое животное» (Yeager, 1985, р. НО): он ценит до­минирование, соперничество и политические игры. Когда он одер­живает победу, то испытывает чувство превосходства и удовлет­ворения. Такие люди мыслят в терминах «победа/поражение».Когда этот паттерн заходит слишком далеко, человек может ду­мать про себя: «Того, что я выиграл, недостаточно... надо, чтобыпроиграли другие» (Аттила Гунн).

Люди, которые стремятся к союзу, действуют, улаживая своиотношения путем сотрудничества и обходительности. Они ценятхорошие отношения с окружающими, устанавливая и поддержи­вая их благодаря своей рассудительности. Они мыслят с позиции«победа/победа». *'
Люди, которые стремятся к достижениям, больше всего бес­покоятся о том, чтобы дело было доведено до конца, о практиче­ских результатах и т. д


Язык и личность
. Прислушайтесь к словам, указывающим на один из этих трех стилей в контексте социальных групп и органи­заций.

Первичные контексты.
Ценности и стиль, которые преобла­дали в действиях родителей и учителей, в семье и школе, могут предрасполагать ребенка к аналогичному поведению. Подражал ли он этому стилю или, наоборот, отвергал его

Самоанализ
• Власть/союз/достижения/сбалансированность
Контексты
Работа/карьера • Интимные отношения
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Автор:  Иван Журавский [ 19 апр 2011, 05:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Понимание? А как это?

Тема из Архива "Понимание"
viewtopic.php?f=10&t=78


Наши операционные системы функционируют не в вакууме, а в социально-политическом, духовном и личностном контексте

Принимая во внимание наше рефлексивное сознание, которое всегда и неизбежно возвращается к собственным мыслям, чувствам и действиям, наши реакции при взаимодействии с окружающим миром составляют значимый элемент «мышления»

Более широкая модель понимания «мышления» и эти метапрограммы позволяют нам рассмотреть нашу «ментально-эмоциональную» обработку и сортировку информации с точки зрения людей, задач, коммуникации и т. д.

Что вы узнали о собственном стиле восприятия применительно к этим аспектам сознания?
Какие из них проявляются у вас в такой степени, что определяют ваш повседневный опыт?
Насколько успешно служат вам ваши метапрограммы в социальной сфе­ре?

№ 29. Способ восстановления энергии: экстраверт/ амбиверт/интроверт
№ 30. Сотрудничество и руководство: независимый/ командный игрок/руководитель
№ 31. Коммуникативная установка: коммуникативные категории
№ 32. Общая реакция: конгруэнтная/пекоигкруэнт-ная/соперничество/сотрудничество/поляр-ность/метапозиция
№ 33. Тип соматической реакции: активный/рефлексивный/оба
№ 34. Предпочтения в работе: объекты/системы/ люди/информация
№ 35. Способ сравнения: количественный/качественный
№ 36. Источник знаний: моделирование/концепту-ализация/демонстраиря/опыт/авторитетное мнение
№ 37. Завершенность/окончательность: завершенность/незавершенность
№ 38. Социальная презентация: проницательный и искусный/искренний и безыскусный
№ 39. Тип иерархического доминирования: власть/ союз/достижения

Автор:  Иван Журавский [ 09 май 2011, 04:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Понимание? А как это?

Метапрограммы, относящиеся
к концептуальным / семантическим реальностям,
идентичности, «я», времени и т. д. (№ 40-51)

Не все метапрограммы действуют на одном и том же метауровне. Некоторые функционируют на уровне, являющемся мета по от­ношению к самим метапрограммам. Здесь мы вводим эту новую категорию в НЛП, с тем чтобы провести грань между теми мета­программами, которые действуют на логическом уровне, находя­щемся всего лишь на одну ступеньку выше уровня нашего мыш­ления, обработки информации, сортировки, направления внима­ния и т. д., и теми, которые действуют выше на два уровня.

Благодаря этому дальнейшему развитию модели метапрограмм мы можем ответить на следующие вопросы:
Как «ценности» (номинализация) связаны с метапрограм­
мами?
Как вписываются в эту модель «убеждения»?
Куда мы должны поместить категории Канта (время, про­
странство, причинность и т. д.) применительно к человече­
скому восприятию?

мы рассмотрим метапрограммы, которые явля­ются мета по отношению ко всем остальным метапрограммам, — мета-метапрограммы. Они функционируют вышеи за рамками всех специфических метапрограмм.


№ 40. Ценности: эмоциональные потребности;
системы убеждений № 41. Отношение к «наставлению»: сильная воля/
уступчивость
№ 42. Самооценка: высокая/низкая;условная/безус­ловная
№ 43. Уверенность в себе: низкая/высокая
№ 44. Самоощущение: мышление/эмоции/воля/ тело/роль
№ 45. Самоцелостность: конфликтующее несоот­ветствие/гармоничная интеграция
№ 46. Сортировка -«времени»: прошлое/настоящее/ будущее
№ 47. Ощущение «времени»: «во времени»/'«сквозь время»; последовательная/случайная сорти­ровка
№ 48. Доступ ко «времени»: случайный/последова­тельный
№ 49. Сила эго: неустойчивость/устойчивость
№ 50. Нравственные качества: слабое/сильное су-перэго
№ 51. Каузативный тип: беспричинность; линейная, множественная, личностная, внешняя, магиче­ская, корреляционная причинно-следственная связь


Мы предложили компьютерную мета­фору обработки информации как аналогичную в некоторых отно­шениях присущей людям неврологической обработке информации.
Результат деятельности нашей «операционной системы» (проявля­ющийся на «экране нашего сознания») обусловлен неврологическим восприятием миллиардов поступающих извне стимулов, которые об­рабатываются нервной системой и мозгом человека.
Данная метафора предполагает существование по меньшей мере двух независимых параметров сознания и восприятия: первый связан с тем, как сознание-восприятие формируется, а второй — с тем, как оно в итоге выражает себя.

Прежде всего рассмотрим, каким образом особенности метапро­грамм определяют форму, которую принимают наши «мысли». Эта форма связана с тем, как наша обработка информации проявля­ет себя в фокусировке «внимания» и «восприятия» на «экране
сознания». Данная фокусировка осуще­ствляется посредством форматирования нашего восприятия в со­ответствии с метапрограммами (большие чанки/маленькие чан-ки; присоединение/отсоединение; VAK и т.д.). То есть каждая мысль и каждое восприятие имеют код метапрограммы.

Мышление всегда выражается в определенной конфигурации метапрограммы. Иначе быть не может. То, что обычно мы ее не осознаем, говорит лишь о том, что она проявляется на уровне, яв­ляющемся мета по отношению к содержанию нашего мышления.

Во-вторых, рассмотрим источник, обусловливающий особен­ности метапрограмм. Когда метапрограмма фокусирует, форми­рует и форматирует восприятие — непрерывный динамический процесс неврологической обработки информации, — она делает это в соответствии с различными условиями, ограничениями и кате­гориями.

Другими словами, наша операционная система (метапрограм­мы) происходит из ранее отформатированных категорий.
Пред­ставьте себе сами метапрограммы как выражение динамического ментально-эмоционального процесса, в котором мы участвуем при «фокусировании, направлении внимания, мышлении и обработ­ке информации».
Представьте себе, что этот поток познания мира и «направления внимания» характеризуется одновременно сти­лем, форматом и формой (как они проявлены в метапрограммах^ а также предварительными условиями и ограничениями, из кото­рых он возникает.
Это позволяет выделить метапрограммы, существовавшие до динамики «сознания», которое направляет внимание и восприни­мает, а также те метапрограммы, которые форматируют внима­ние после, когда оно проявляется на «экране сознания».

Большинство метапрограмм, детально рассмотренных относятся к метапрограммам, которые направляют внимание после.

Те метапрограммы, которые характе­ризуют предшествующее форматирование восприятия, состоят из концептуальных, семантических категорий, ограничивающих созна­ние. Это происходит до того, как сознание начинает функциониро­вать, — они ограничивают его действие в соответствии с существу­ющими условиями.
К ним относятся метапрограммы, «имеющие дело» с такими категориями, как «время», «я», «ценности» мышление и эмоции всегда и неизбежно возвращаются к себе

Таким образом, когда метапрограммы, управляющие нашими мыслями, становятся привычными, данный процесс при­нимает устойчивый ментально-эмоциональный «формат». Затем этот формат превращается в метапрограмму, а позже — в мета-ме-тапрограмму.
Появление «ценностей» обусловлено тем, что, «по­вторяя формат мышления» (глобальный, присоединение, визуаль­ный), мы оцениваем его как полезный, значимый, реальный и т. д., и этот «оценочный» процесс приводит в результате к номинали-зации «ценность».

Отделяя метапрограммы (МП) от мета-метапрограмм (ММП), мы подчеркиваем различие, существующее между уровнями, на которых может функционировать «сортирующая программа».
В чем смысл такого разграничения?
ММП оказывают на всю перцептивную систему более об­ширное влияние, чем МП. Высшие логические уровни всегда сти­мулируют, модулируют, организуют и формируют низшие уров­
ни (Hall, 1997а). Поэтому, чтобы произвести более обширное из­менение, мы должны адресоваться к высшим логическим уровням,к мета-метапрограммам, включающим ценности человека, его ко­дировку «времени», кодировку «я» и т. д.МП, через привыкание, создает/генерирует ММП.
Это об­стоятельство позволяет увидеть под еще одним углом, почему че­ловек ценит то-то и то-то и имеет определенные убеждения: ониоказываются связанными с высшим логическим уровнем.
Оно гакже говорит нам о том, что мы должны проводить «экологиче­скую проверку» и снабжать метапрограммы пространственно-вре­енным индексом, с тем чтобы не позволить им (через привыка­ние) превратиться в ценности, убеждения и структуры идентич­ности.
3. Данное деление также определяет границу между сферой ней-ро-лингвистики (на уровне МП) и сферой, которую мы назвали нейро-семантикой (на уровне ММП). Метапрограммы, которые мы рассмотрели на данный момент (главы 3-6), относятся преж­де всего к способам, какими мы кодируем, структурируем и фор­матируем сознание. Мета-метапрограммы относятся к другому слою, или уровню, понимания, и этот уровень влияет на саму ткань сознания

Автор:  Иван Журавский [ 09 май 2011, 04:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: Понимание? А как это?

№ 40. Ценности
Эмоциональные потребности; системы убеждений

Концепт.
Наши ценности (номинализация глагола «ценить») обусловливаются и формируются нашими мыслями, идеями и пред­ставлениями о том, что мы считаем важным (значимым и напол­ненным смыслом). Посредством своего оценочного мышления мы признаем различные объекты, людей, переживания, качества, идеи и т. д. жизненно важными в соответствии с тем, как мы понимаемЖИЗНЬ.
Наши «ценности» как важные абстракции появляются (на ме-тауровне), когда мы размышляем о «ценности, важности и значи­мости», об определенных идеях. Другими словами, мы придаем «ценностный* статус нашим репрезентациям человека, места, объекта, события, идеи и т. д., тем самым наполняя энергией и интенсифицируя эти репрезентации. Затем мы испытываем ме-тасостояния одобрения, радости, беспокойства, любви, желания в отношении этих номинализированных абстракций (наших ценно­стей).
Мы также начинаем верить (еще одна структура метауровня) в то, что воспринимаем как «ценность». Мы убеждены в важности и значимости «ценности» и поэтому остаемся ей верны и действу­ем исходя из нее. В результате наши убеждения и ценности опре­деляют способы, которыми мы структурируем свою жизнь и на-деляем ее смыслом.
В структурном отношении «ценность» представляет собой двух­уровневый феномен. Сначала, на первичном уровне мышления, мы включаем ее в некоторый формат метапрограммы (глобаль-
ный/конкретный, VAK, присоединение/отсоединение и т. д.). Те­перь этот формат сопровождает мысль о его важности и значи­мости.
И наоборот, каждую метапрограмму, которой мы пользуемся регулярно и по привычке, мы ценим. Мыслит ли человек глобаль­но? Если да, ожидайте, что он будет ценить глобальное мышле­ние. Отсоединяет ли человек? Если да, будьте уверены, что он це­нит способность находить различия. Избегает ли человек каких-то ценностей? Если да, вы, скорее всего, обнаружите, что у него действительно имеется множество причин и мотивов для подоб­ного мышления! Наши ценности проистекают, частично, из самих наших метапрограмм, особенно из наших ведущих метапрограмм
Мета-метауровень
Важность и значимость Ценный
Метауровень
Формат метапрограммы в качестве нашей операционной системы обработки информации
Первичный уровень
Мышление

Извлечение.
Когда вы будете задавать вопросы, спросите, что человек считает ценным, важным или значимым в отношении чего-либо, будь то работа, отношения, идея и т. д.

Идентификация.
Маслоу (Maslow, 1950) составил иерархиче­ский перечень эмоциональных ценностей, куда вошли: выживание, безопасность, любовь и привязанность, общность, самооценка и са­моактуализация. Этим не исчерпывается возможный перечень мо­тивирующих ценностей, которых мы можем придерживаться в жиз­ни. В качестве «ценностей» людям служат и многие другие но-минализированные абстракции: власть, контроль, достижения, содружество, превосходство, свобода, удовольствие, влюбленность, секс, знания, религия, гармония, испытания и т. д. Мы превращаем в ценность все, что считаем значимым: политику, физическую го­товность, конфронтацию, отсутствие конфронтации, детей, добро­вольные действия, чтение и т. д.

Язык.
Чтобы определить «ценности» человека, нужно прислу­шаться к номинализациям абстрактных ценностей, в которые он верит. С этой целью мысленно задайте себе вопрос: «Какая моти­вирующая ценность стоит за словами этого человека?» Затем при­слушайтесь к словам, которые подразумевают ценности. Спроси­те себя: «Какую ценность я улавливаю в словах и выражениях этого человека?», «Какие ценности кажутся основными?», «К каким ценностям этот человек устремлен?», «Каких ценностей он избе­гает?» Отметьте, насколько ценности человека соответствуют та­кому его стилю, как пассивность и/или агрессивность.

Подстройка.
Чтобы подстроиться к человеку и осуществить с ним эффективную коммуникацию, сыграйте на его ценностях. Люди не могут не откликнуться на собственные ценности! Лаборд опи­сывает ценностные слова как «верные ключи к реальности [дру­гих людей]» (Laborde, 1989).

Эмоции.
Ценности, как правило, оказывают на людей сильное эмоциональное воздействие. Номинализации, которые суммиру­ют процесс оценивания, функционируют как якоря, приводящие человека в его ценностное состояние. Посмотрите, как человек осуществляет эмоциональную ассоциацию, когда говорит о своих Ценностях.

Первичные контексты.
Как правило, мы приучаемся ценить то, что доставляет нам удовольствие и защищает нас от неприят­ностей и боли. Мы также приучаемся ценить все, что поддержи­вает любую метапрограмму, которую мы уже выстроили.
Каждая метапрограмма, в качестве нашей операционной системы, содер­жит какую-то ценность. Глобальные мыслители ценят общую кар­тину, детальные мыслители — специфику и т. д. Мы усваиваем многочисленные ценности также под влиянием семьи, культур­ных, религиозных, политических и расовых контекстов, в кото­рых мы живем, — если только они не вызывают у нас неприятия.

Самоанализ
• Навстречу ценностям/от ценностей
Интимные отношения
Увлечения/отдых
Другое:
Ведущая метапрограмма: ДА/НЕТ
Контексты
Работа/карьера
Взаимоотношения
Спорт
Высокий/средний/низкий
уровень
Составьте иерархический перечень своих ценностей:
Содружество Безопасность
Понимание
Влюбленность
Оптимизм
Мир
Равноправие Интеллект
Власть
Контроль
Достоинство Любовь
Актуализация Секс Достижения Статус
Контроль
Позитивные чувства
Независимость Компетент­ность Общность

Автор:  Иван Журавский [ 09 май 2011, 04:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Понимание? А как это?

Семантические конструкции «я» (№ 41-45)

Центральными для процессов обработки и сортировки инфор­мации являются несколько семантических концептов, которые определяют основы воспринимаемой нами «реальности». Среди них наше ощущение «я» как личности, наше ощущение «я» с точ­ки зрения нашей эффективности, уверенность, навыки, наше са­моопределение, которое мы формируем посредством своего опы­та, и т. д.

Ни один из нас не выходит из дому без своих фильтров «я».
Эти метаконструкции сопровождают нас повсюду, куда бы мы ни направились, — это наши перцептивные фильтры.

Таким образоммы можем использовать почти каждое переживание и интеракцию как для выражения своего «я», так и для того, чтобы «я» испыта­ло внешнее влияние.

Автор:  Иван Журавский [ 09 май 2011, 04:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Понимание? А как это?

Сильная водя/уступчивость № 41

Концепт.
Данная метауровневая метапрограмма связана с тем, как мы воспринимаем себя, когда оказываемся лицом к лицу с че­ловеком, который велит нам сделать что-то. Как мы реагируем, когда другой человек информирует нас о чем-то? Как мы реаги­руем, когда другой человек распоряжается, приказывает и настав­ляет? Обладаем ли мы естественной склонностью уступать, со­мневаться или противиться подобной информации? Если мы пред­ставим себе континуум между крайностями полной уступчивости и автоматического сопротивления, мы получим метапрограмму, которая относится к нашей реакции на приказы. Представьте себе континуум между высокой уступчивостью и сильной волей.

Извлечение.
«Может ли кто-нибудь приказывать вам?», «Что вы думаете и чувствуете, когда получаете "наставления"?», «Лег­ко ли вам велеть себе сделать что-то и выполнить это без особого внутреннего сопротивления?»

Идентификация.
Человек, который обладает сильной волей, ис­пытывает очень неприятные чувства, когда ему велят что-то сде­лать. Когда он сталкивается с коммуникацией, которая содержит какое-то «указание» (приказ, наставление, информацию и т. д.), он испытывает почти незамедлительное и автоматическое внутреннее побуждение оказать сопротивление. Такие люди в принципе не любят получать указания. Напротив, уступчивый человек столь же быст­ро и автоматически согласится; он будет покладистым, открытым и восприимчивым.
Чтобы идентифицировать указанные паттерны, достаточно лишь обратить внимание на то, проявляет ли — и если да, то в какой сте­пени, — человек недовольство в ситуации, когда кто-то дает ему ука­зания, приказывает, требует, заставляет и т. д. Данный фактор «тем­перамента» варьируется у людей между крайней уступчивостью и очень сильной волей. У большинства людей он находится где-то посередине.
У людей с сильной волей могут давать о себе знать различные Фильтры убеждений, которые способны помешать приему информации. Как правило, человек с сильной волей воспримет «указа­ние» как «контролирование», «манипуляцию», «оскорбление», «воспоминание о неприятном контакте с каким-то назойливым человеком» и т. д.

Подстройка.
Чтобы подстроиться к человеку с сильной во­лей, в коммуникации с ним избегайте любых прямолинейных «ука­заний». Возьмите себе за правило вообще не указывать ему ни на что. Замените указания предложениями, намеками, побуждения­ми, подачей идей, шутливым поддразниванием. Воспользуйтесь навыками окольной коммуникации. С другой стороны, чтобы под­строиться к уступчивому человеку, выражайте свои мысли прямо и открыто.

Язык.
Лингвистические маркеры для людей с сильной волей, обусловленной темпераментом: «Почему я должен этим занимать­ся?», «Ненавижу, когда люди указывают мне, что нужно делать», «У меня проблемы с властными фигурами», «Я не собираюсь пля­сать под вашу дудку». Лингвистические маркеры для уступчивых; «Разумеется», «Все, что вы скажете», «А что от меня требуется?».

Эмоции.
Люди с сильной волей часто проявляют эмоции «со­противления» — неприятие и отвращение. Им кажется, что на них давят, что их принуждают, «контролируют», что ими манипулит
руют, и т. д. Уступчивый человек демонстрирует намного более доброжелательные/сдержанные эмоции даже в ситуациях, когда кто-то действительно навязывает ему свою волю.
,
Первичные контексты.
Людям с сильной волей, обусловлен­ной темпераментом, обычно присуще врожденное предубежде­ние против «указаний». Вероятно, они ощущают и определяют свое «я» с позиции выбора и воли (№ 44). Поэтому когда им мешают осуществлять свои желания, они расценивают это как насилие над своим «я». Люди с сильной волей, обусловленной травмой, в свое время слишком часто сталкивались с нарушением границ, достигли некоторого порога и приняли решение не слушать «указаний». Люди с сильной волей, обусловленной убеждением, просто при­шли к определенному выводу относительно того или иного пред­мета и на этом «поставили точку».

Самоанализ
• Сильная воля/уступчивость
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
Глава 7. Мета-метапрограммы
Взаимоотношения • Увлечения/отдых
Спорт • Другое:
Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ
Сильная воля, обусловленная
• характером • травмой • убеждением

Страница 6 из 8 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/