автор - sasha-lotus
НЕПАЛ. Катманду. СтупыСтупы - сооружения, способствующие сохранению мира на земле. В переводе с санскрита слово "ступа" означает "вершина, верхушка". В древней Индии этим словом обозначались могильные курганы. Позднее ступами стали называть монументы, куда закладывались останки святого человека или принадлежавшие ему вещи. Ещё позднее ступы превратились в огромные храмы, как например, Боудданатх и Сваямбунатх в Катманду. В буддизме ступа, являясь пространственной мандалой, служит символом мироздания, земной проекцией горы Меру. В любой ступе выделяют 5 составных частей, эквивалентных 5 первоэлементам. Квадратное основание символизирует Землю, полусферический купол - Воду, шпиль из 13 ступенек (по числе шагов к достижению нирваны) - Огонь, кольцевой зонтик - Воздух, а венчающий ступу бельведер обозначает небо или Эфир. Глаза Будды, изображённые на каждой стороне квадратного основания шпиля, взирают на все четыре стороны света, сея сострадание и покой. Энергетика у ступ особая, это чувствует почти каждый, подошедший к ступе или совершивший Кору - обход по часовой стрелке вокруг ступы.
На пути в Тибет мы два дня жили у самой большой в мире ступы Боудданатх, её диаметр около 100 м, а высота - 40 м. Считается, что построена она была в VI веке, и об истории её создания повествует красивая легенда.
Богиня Кангма была изгнана с небес за воровство цветов в саду бога Индры. Она понесла наказание, будучи рождённой на земле в семье свинопаса. Желая искупить свою вину, она выращивала и продавала гусей, стремясь скопить достаточно денег на строительство ступы. Скопив некоторую сумму, она отправилась к королю с просьбой продать ей кусок земли, который покроет шкура буйвола. Прикинув, что её денег хватит как раз, чтобы оплатить такой клочок земли, король дал согласие. Кангма разрезала шкуру на узкие полосочки, связала их и получившейся верёвкой отмерила огромный участок, на котором впоследствии и построили ступу Боудданатх.
Сейчас ступа считается центром тибетского буддизма в Непале, раньше (да и сейчас) путь паломников из Индии в Тибет проходил через ступу Боудданатх. Вокруг ступы построено несколько десятков монастырей, в некоторых из которых можно пройти обучение иностранцам. После китайского вторжения в Тибет в 50е годы и последовавшего за ним неудачного восстания именно сюда стеклись сотни беженцев, основав свои поселения вокруг ступы. Постепенно вырос целый район, который сейчас называют просто Боуда. Здесь расположено множество лавок с предметами тибетской культуры и ритуальными вещами, можно сходить на приём к доктору тибетской медицины.
С раннего утра к ступе стягиваются паломники, совершая одну за одной Коры, крутя многочисленные молитвенные барабаны, расположенные в 147 нишах. Продавцы открывают свои лавки, постепенно просыпаются и туристы, вооружённые разного калибра фотокамерами. И весь этот поток размеренно движется по часовой стрелке. Наш отель располагается почти сразу у входа к ступе, справа, поэтому каждый раз, возвращаясь из других мест, мы вынуждены были идти против часовой стрелки. Чувствовали себя при этом, скажем так, некомфортно, двигаясь, словно, против течения.
Основание ступы имеет 3 уровня, и Кору можно также совершить, обойдя свод ступы по верхнему уровню. Люди усаживаются там и созерцают текущих мимо людей, кто-то медитирует. А набегающий ветерок треплет молитвенные флажки пяти цветов, унося молитвы прямо в небо, где они точно будут услышаны.
На террасах основания расположены маленькие ступы и статуи святых. Падмасамбхава (Гуру Ринпоче) - родившийся в цветке лотоса великий махасиддха, победивший бонских жрецов и демонов и способствовавший распространению буддизма в Тибете.
Но больше всего приковывает взгляды верхушка ступы, с которой тебя насквозь пронизывают глаза Будды. Почему-то уже сидя в номере отеля, хотелось снова выйти к ступе и ходить Коры, ну или хотя бы выйти на балкон, с которого ступа была хорошо видна.
Поэтому рекомендую, если Вы отправляетесь в Тибет, пожить у Боудданатх, а сувениров можно закупить на обратном пути, остановившись где-нибудь в туристическом районе Тамель.
Помимо Боудданатх паломники и туристы обязательно посещают расположенную на холме ступу Сваямбунатх, которую также называют "Обезьяний храм" из-за большой популяции обезьян, поселившихся на склонах холма. Считается, что долина Катманду раньше была дном озера, а холм, на котором построена Сваямбунатх, - островом. "Сваямбху" означает "самовозникший". Согласно легендам изначальный Будда бросил семя лотоса на вершину острова, предрекая, что вырастет тысячелепестковый цветок, хранилище изначального света и вечной энергии самосозидания. Вокруг цветка возникла хрустальная ступа. Когда бодхисаттва мудрости Манджушри, пролетая над озером, увидел ступу, то он рубанул своим мечом по горе, и вода ушла. Остров стал холмом, а в образовавшейся долине позднее возник город Катманду. Холм, на котором после была построена ступа Сваямбунатх, считается самым священным местом долины Катманду.
Гаруда - птица-человек, в индуизме - ездовая птица бога Вишну, в буддизме - один из символов просветлённого ума. Считается, что Будда Шакьямуни в одной из инкарнаций был Гарудой, поэтому Гаруда изображается в виде человека, но с головой и крыльями птицы, в клюве она держит змею-нага, с которыми всегда боролась. Изображают Гаруду обычно красного цвета, как олицетворение элемента Огня.
И повсюду бегают обезьяны. Бесцеремонно копаясь в урнах, они находят объедки, лапами быстро сминают их в шарик и закидывают в рот.
И вот уже мы поднялись к ступе, окружённой кольцом молитвенных барабанов. Рядом находится множество маленьких ступ и изваяний, как буддистских, так и индуистских, храм богини Харити - защитницы детей, и десяток сувенирных лавок. Отсюда можно обнять взглядом всю долину Катманду.
У подножия ступы лежит огромный ваджр (дордже) - ритуальное и мифилогическое оружие, представляющее собой пучок скрещенных молний и символизирующее силу и твёрдость духа (прим.: бодхисаттву силы зовут Ваджрапани, и в одной из своих рук он вздымает ваджр). В переводе с санскрита "ваджр" означает "молния" или "бриллиант", поэтому проводятся аналогии с алмазом, способным резать что угодно. tan_ka сказала, что ходят легенды, что именно этим ваджром делали Кайлас, хотя этому вряд ли можно верить.
Приходящие паломники после совершения Коры обязательно прикладываются лбом к платформе, на которой лежит ваджр и за которой почти вплотную находится статуя Будды, и читают молитвы.
Но Катманду - это такой город, где идя по обычной неприметной улочке, можно за следующим поворотом наткнуться на монастырь, ступу или другое святилище.
Вокруг расположено множество небольших статуй, ступ и монументов
В следующей серии будут фотографии из посёлка Парпинг, где находятся места силы, отмеченные Падмасамбхавой.
(с)
http://sasha-lotus.livejournal.com