Бегущая по волнам писала:
Цитата:
А также удивил плетень.. Никогда не думала, что в рязанских краях - плетни, казалось, что это атрибут украинских сел.
О, Вы верно заметили. Плетень-это скорее атрибут украинских и южнорусских сёл. Просто здесь наши реставраторы в погоне за этнографическим антуражем, немножко отошли от исторической реальности. В музее сохранились фото нач. 20 века, на которых запечатлены дом Есениных и их соседей. Там нет плетня, там даже перед домом нет палисадника. Дома непосредственно выходят на улицу!
ПОщуповозаметка, в которой рассказывается о душевных муках русского купечества, мужском кризисе среднего возраста и какой из него бывает выход…
Если отправиться из Константиново вниз по течению Оки, то после непродолжительного путешествия вы увидите на крутом правом берегу реки потрясающей красоты
Иоанно-Богословский монастырь.Я перемещался, что называется посуху, поэтому монастырь предстал передо мной вот таким.
Обитель известна с 12 века и первоначально все строения в ней были деревянные. Несколько столетий спустя рядом возникло село ПОщупово. Своего расцвета монастырь достиг в конце 17 века.
Одетый в камень, обладающий огромными земельными владениями он был одним из богатейших в Рязанской епархии. Однако в конце 18 века Иоанно-Богословский монастырь пришёл в упадок.
Дело в том, что Екатерина II в 1764 году издала указ о конфискации церковных земель в пользу государства ( по-научному это называется секуляризация фр. secularisation, от лат. saecularis — мирской, светский) и обширные земли поступили в распоряжение императрицы. Этот исторический факт у нас как-то мало известен, а между тем церковь лишилась своего основного источника доходов.
Правительство даже посягнуло на земли, которые были получены церковью по завещаниям. Таким образом нарушалась последняя воля умерших. В результате из 964 монастырей осталось только 200. Остальные были либо закрыты, либо оставлены без средств к существованию.
Иоанно-Богословский монастырь потерял былое могущество. Он ветшал, беднел и к середине 19 века в нём служили всего 16 монахов, а сама обитель лежала в руинах. Может монастырь так бы и исчез навсегда, если бы…
А тем временем в Москве в 20-е годы 19 века со своим семейством обосновался купец Иван Хлудов- выходец из крестьян, приверженец старообрядчества и отец одиннадцати детей. Иван Хлудов оказался удачливым предпринимателем и стал одним из родоначальников текстильного производства в России. После смерти Хлудова дело унаследовали его сыновья Савва. Тарасий. Алексей, Герасим, Назарий и Давид .Сохранив и преумножив отцовское наследство, они основали торговый дом «Хлудов и сыновья".
Но прежде чем продолжить рассказ, давайте попробуем заглянуть во внутренний мир русского купца.
Торговля не была на Руси делом почётным и уважаемым. К купцам или в широком смысле слова к предпринимателям относились если не с презрением, то с подозрением. Такое отношение сложилось под влиянием христианства. Христианство отрицательно относилось, например, к ростовщикам. Из Библии нам известно, что Иисус выгнал торговцев из храма. Люди, занимающиеся торговлей, воспринимали своё занятие как небогоугодное, поэтому постоянно должны были думать как спасти свою душу, чтобы не оказаться после смерти в Аду.
Как известно в католичестве постепенно сложилось трёхчастное деление мира: Ад, Рай, Чистилище (концепция Чистилища сформировалась окончательно к 13 веку). Согласно такому мировосприятию люди, имевшие незначительные грехи, могли после смерти очиститься от них и попасть в Рай.
Купцы Западной Европы не очень терзались по поводу своего ремесла.
В православие же сложилась двухчастная картина мира :Ад и Рай. Православному негде очиститься от грехов после смерти. Он при жизни должен постоянно думать, насколько его поведение соответствует христианским заповедям. Поэтому русские купцы часто жертвовали много денег церкви, раздавали милостыню, занимались благотворительностью. Иногда, большую часть своих капиталов перед смертью они завещали монастырям, на помин души, и их сыновьям приходилось начинать всё сначала, чтобы накопить состояние. А ведь с точки зрения экономики, такие вложения являются пустой тратой денег, поскольку не приносят прибыли.
Но вернёмся к Хлудовым, вернее к младшему из них-Давиду.
Вообщем жил себе Давид ,вместе с братьями занимался как сейчас бы сказали семейным бизнесом, соблюдал православные обряды, не чурался светских развлечений, но как-то неспокойно было у него на душе. Нужды он ни в чём не знает, но семейное дело его тяготит, интересуется он им всё реже и реже. Семейная жизнь не заладилась, не ужился он с супругой своей. Вот уж скоро 40 годков ему исполнится, а нет у него радости на душе, хандра его одолевает.
И решил Давид Хлудов развеяться, поселиться где-нибудь поближе к природе. Имение присмотрел в Рязанской губернии, недалеко от Пощупово, и в 1860 году приехал в него и, как прилежный христианин, отправился наш купец в здешний Иоанно-Богословский монастырь на литургию.
То, что он увидел потрясло его. Одна часть монастырских строений лежала в руинах, другая готова была вот-вот обрушиться, храмы обветшали, 16 монахов едва могли найти себе средства к существованию.
И решил Давид Хлудов помочь монастырю.
Один храм был совершенно перестроен, другой разобран. а на его месте построен новый, теплый, прекрасной архитектуры. Были построены корпуса для братии, гостиница, училище и богадельня. В обеспечение монастырю было куплены и пожертвованы луговые и пахотные земли. Наконец то самое имение, которое купил Давид Иванович, тоже было передано монастырю.
За десять лет Хлудов потратил на восстановление монастыря совершенно невероятную по тем временам сумму 200 тысяч рублей( для сравнения: лошадь стоила около 100 руб., корова-60 руб.). Обитель буквально расцвела к новой жизни, братии в ней уже было около 100 человек.
Уже после смерти Д. И. Хлудова, в 1901 году, на его средства,строится 76 метровая колокольня.
Вот так стараниями одного человека возродился древний монастырь.
В советское время монастырь был закрыт и пришёл в запустение, но в 90-е годы восстановлен.
Одной из достопримечательностей обители является обширная библиотека, собранная за последние годы. В ней кроме современных изданий по богословию, философии, истории, искусству, хранятся также редкие дореволюционные книги.
В обители имеется своя пасека, хлебопекарня, гончарная мастерская. Монастырские мёд, хлеб и посуда продаются прямо перед входом в обитель.
Недалеко от монастыря есть святой источник. Монастырь поражает своей ухоженностью и уютом.
Шатровая колокольня появилась в монастыре в середине XVII века. А новая колокольня построена в 1901 году Колокольня очень высока, лишь на 5 метров ниже колокольни Ивана Великого в московском Кремле.
Рядом - кладбище со старинными надгробиями.
Ещё один вход в монастырь и башенка ограды.
Центральный храм монастыря- Иоанно-Богословкий собор