Продоложение Пути к Кайласу. ( (с) - ЖЖ sasha-lotus).
Кора вокруг озера Манасаровар"Победоносное озеро" Мапамъюм-Цо паломники непременно посещают перед тем, как отправиться в нелегкий путь вокруг Кайласа. Более распространённое и известное название озера - Манасаровар - образовано из двух санскритских слов "manas" (сознание) и "sarovara" (озеро). По индуистской легенде озеро было рождено в уме бога Брахмы.
Индийский поэт Калидаса писал в III веке н.э.:
"Когда земля Манасаровара касается тела, когда кто-либо купается в нем, он отойдет в рай Брахмы. Кто пьет его воды, отойдет в рай Шивы и будет освобожден от последствий грехов 100 своих жизней. Даже зверь, который носит имя Манасаровара, уйдет в рай Брахмы. Его воды - жемчуг." Живые воды озера являются священными и для буддистов - по преданиям, на берегах Манасаровара царица Майя зачала Будду Шакьямуни.
У индуистов Кайлас - обитель бога Шивы, любимое место его медитаций, символ мужской пассивной и непроявленной энергии, тогда как озеро - символ активной, проявленной женской энергии, которая ассоциируется с его супругой Парвати. У тибетцев схожие верования: для них Кайлас - жилище бога Демчога, гневного проявления Будды Шакьмуни, а Манасаровар - место обитания его подруги, богини Дордже Пхагмо. Вместе они символизируют мудрость и сострадание.
Паломники совершают омовения в священных водах, а только после этого, с очищенными душой и телом, приступают к Коре вокруг Кайласа. Некоторые же идут Кору вокруг озера, посещая расположенные по его берегам монастыри. Занимает такой путь около 4х дней. Западные туристы и паломники обычно объезжают Манасаровар на джипах, стартуя от монастыря Чиу или из Дарчена.
Обросшее легендами, историями и сказаниями, озеро удивительно красиво. Даже в ветреную погоду, когда потоки воздуха так и стремятся сорвать с головы кепку и унести прочь растяжки молитвенных флажков, его воды лишь слегка подёрнуты рябью, а уникальный бирюзово-синий цвет, меняющий свои оттенки в зависимости от погоды, сложно передать не то, что словами, но и фотокамерой.
Но не всегда волшебное озеро встречает Вас шикарными видами, когда кучные облака безмятежно плывут по синему небу. В день нашего приезда из Саги с востока медленно ползла большая туча, постепенно заслонившая собой солнце и принёсшая туман. Через некоторое время пошёл град величиной с мелкую горошину, а после снег.
Озеро встретилось нас тучами, застилавшими окрестные горы. И лишь где-то вдалеке виднелись просветы ясного голубого неба.
По берегам паслись стада яков, коз и овец. Один раз попались пугливые косули, унёсшиеся прочь, как только наш джип остановился, а я стал прикручивать телевик. Вообще, если повезёт, в Тибете можно встретить много дикой живности. Жирных осторожных сусликов на Коре - тьма тьмущая, а на бескрайних просторах долин можно увидеть стада лошадей. В этом году мы дважды видели лису: от нашей рыжей она отличается большими щеками и носит шубу сероватого цвета.
В озере полно рыбы, которую местные, понятно, не ловят. Перед сезоном дождей около озера спариваются дикие красные гуси. Увидеть их вообще считается удачей.
Помимо Чиу на берегах Манасаровара расположено ещё несколько монастырей. Мы попробовали посетить два из них: один был закрыт, а в другом нам толком ничего не показали.
А погода меж тем поразительно быстро, словно по маху волшебной палочки, менялась. Тучи уплыли прочь в сторону Гималаев, обнажив окружающие озеро холмы. Небо сменило грязно-молочный цвет на голубую и ярко-синию краски. Живая вода приобретала бирюзовый оттенок и местами становилась тёмно-зелёной.
Почему я пишу "живая" всё время? А потому что пресная вода из Манасаровара обладает целебными свойствами. Не зря приезжающие сюда индийские паломники набирают большие канистры и увозят их домой за тысячи километров. Вода удивительно вкусная, в привезённой год назад до сих пор не обнаружено никакого осадка или помутнений. Читал, что у кого-то вода стоит уже 3 года и сохраняет свой первозданный цвет и вкус. Не зря же считается, что совершив омовения в водах озера, Вы обретаете новое тело и улучшаете свою энергетику. Вы подготавливаете тело к встрече с Кайласом, который, при должном отношении, настрое и ходе мыслей, может дать Вам нечто большее.
По другим легендам озеро Манасаровар было образовалось около 300 лет до н.э., а соседнее солёное озеро демонов с мёртвой водой - Ракшас Тал - около 650 лет до н.э. Это позволяет размышлять об их искусственном происхождении. Подобные водоёмы, согласно преданиям, создавались Большими Людьми (Титанами) 20 000 лет до н.э. и в новую эру. Создавались они в большей части для народов, ушедших жить под землю, куда затем они ушли и сами. И хотя глубина Манасаровара, как считается, 82 метра, есть мнения, что озеро связано с подземными источниками и, грубо говоря, не имеет дна. То есть где-то в центре озера есть колодец, идущий далеко вглубь Земли. Некоторые исследования позволяют верить в эту гипотезу.
В начале Коры вокруг Кайласа на скале приютился монастырь Чуку Гомпа, в котором хранится раковина, которую великий йогин Миларепа достал со дна озера Манасаровар. Такие вот различные поверья. Но как гласит поговорка, "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Энергетику этих мест стоит прочувствовать, что называется, на своей шкуре. Кому это надо - того позовут, тот приедет к Кайласу. Так просто здесь, даже несмотря на развитие туризма, никто не оказывается, я уверен.
А пейзажи тем временем становились всё прекраснее. Пожалуй, скажу ещё раз, как сделал это в прошлом году, но красивее и гармоничнее озера Манасаровар я ничего в жизни пока не видел.
Ещё одна красивая легенда об озере. Однажды Шива со своей супругой Парвати медитировали на берегу Манасаровара. Находясь в состоянии блаженства, Шива пообещал исполнить любую просьбу Парвати. Парвати попросила передать ей знание йоги. Шива согласился, но с условием, что никто другой не сможет подслушать сакральное знание, дарующее трансформацию и освобождение. Местность была пустынна, только давно обветрившийся скелет рыбы лежал на берегу озера. Во время передачи знания Парвати стало скучно - она заснула. Заметив это, Шива пришёл в смятение, так как кто-то его внимательно слушал от начала и до конца и даже задавал вопросы. Сила знания йоги оживила маленькую рыбку, и она с огромным вниманием выслушала учение. Шива превратил рыбку (матсья) в великого йогина Матсьендранатха (король-рыба). Матсьендранатх и его последователи известны как Натха йогины, они обладают магией над природой, сверх силами и живут сотни лет.
И Кора заканчивается там же, где и началась, в Дарчене. Там за холмами на юге остались озеро Манасаровар и примыкающая к гималайскому хребту очень красивая гора Гурла Мандата (7728 м), а с другой стороны из-за гор виднелась закруглённая снежная шапка Кайласа, сияющая в лучах солнца.