sLOGOSemya писал(а):
Лада + Жива =>
две богини = д
ВЕ БОГи
НИ ==>
ВЭБ-огни .. (невидимые пульсы полей)
..
Забегая наперед, скажем, что
Живе (
Жизни) противостояла
Мара (
Смерть), которая накрепко была связана с противоположными лету понятиями: зимой, холодом, тьмой и злом.
Мара - в славянской мифологии, Могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена (дочь)Кощея. и дочь Лады, сестра Живы с Лелей. Имя
Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как "мор", "морок", "мрак", "марево", "морочить", "смерть".
...
Легенды рассказывают , как
Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
Ее символы -
Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.
Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост,охраняемый Трехглавым Змеем... В противоположность Живе и Яриле,
Марена воплощает собой торжество Мари - "Мертвой Воды" (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая
Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, но - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено РОДОМ Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна...
И конечно же мы знаем соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней языческой Масленицы, в пору весеннего равноденствия время несомненно принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.
...
Мара, мapyxа, мора, в славянской мифологии злой дух, первоначально, как и Марена, воплощение смерти, мора. Позднее
Мара отчасти утратила связь со смертью, но сохранила (в польских сказках и др.) свой вредный для человека характер, способность к оборотничеству и т. п. У
белорусов мара - название нечисти.
Мара, Мора - призрак, видение; дух в облике женщины, появляющийся в доме (реже вне дома);
«Ходит як мара» (
Смоленщина.);
«Мару побачил» (
Брянщина.)
«За печкой мара Черным-черна» (
Тульская обл.);
«Мара — как человек. Оставят прялку ночью, так кара прядете (
Вологодчина.);
«На ровнице мара сидит, волосы свои расчесывает» ;
«А баенщик в байне живет, водник в воде, а есть еще запечная мара; тоже в доме живет, может, за печкой, а может, и еще где» (
Онеж..).
Мара — дух в облике высокой женщины или, напротив, сгорбленной старухи, но почти всегда с длинными распущенными волосами. На
Ярославщине Мару представляли красивой девушкой в белом.
По поверьям
Тульской губернии Олонецкого края, мара «черна», одета в рвань и даже космата: «Детей раньше бабкой да запецельной марой пугали, оденут шубу вверх шестью и говорят: „Вот бабка или запецельная мара идет"» (Онеж.).
В некоторых местах мару уподобляют кикиморе домовой: она незримо обитает в избе, чаще всего за печью, откуда и названия «мара запецельная, запечная», ср. «Мара волосатая... сидит в дому за печкой» (
Карел.).
В поверьях
псковичей марушка, подобно другим духам, проказящим в доме, незаметно похищает вещи.
Становясь видимой по ночам (как и оставаясь невидимой), мара допрядает или рвет, путает) кудель, пряжу, не благословленные хозяйками (
Волог., Олон.) «Как всю пряжу не выпрядешь, Мара за ночь все спутат» (
Карел.).
/Автор мифлогической энциклопедии myfhology.narod.ru Адександрова Анастасия /
Крестьяне
Калужской губернии верили, что мара шьет и прядет в лунные дни; но делает это «не к добру». Мара опасна для детей: на
Вологодчине, как и в некоторых других районах России, «бабкой Марой», «запечной марой» пугали ребятишек.
Существа, аналогичные маре - духу, являющемуся в доме, есть в поверьях других народов. Сходны и названия подобных существ, восходящие, по-видимому, к единому корню.
Это
мара украинцев — «призрак, привидение, злой дух
мора сербо-хорватов — «домовой»;
mйrа у
чехов — «кикимора, кошмар»;
mora, zmora поляков – «кошмар.
Древнесеверное mara означает «домовой дух мучитель» и т.п. <Черепанова, 1983>
Автор миофлогической энциклопедии myfhology.narod.ru Адександрова Анастасия
Согласно пока имеющимся материалам, мара русских поверий не столько воплощенный ночной кошмар, сколько воплощенная судьба, “божество-пряха”, вещающее перемены в судьбах обитателей дома, а так же губительный призрак для детей.
Мара, в низшей мифологии народов Европы так же является злым духом, воплощением ночного кошмара -
отсюда
франц. cauchemar, «кошмар»,
англ. nightmare.
Садится ночью на грудь спящего и вызывает удушье.
Мара ассоциировались в средние века с инкубами и суккубами; считалось считалось также, что кошмары насылали ведьмы или дьявол. Образ Мары имеет индоевропейские истоки.
P.S. Может в Св. ассоц. перенести?
и ещё про неё -
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2010/11/25.html* * *
МАРА ЗИМНЯЯ МАТЕРЬ ДРЕВНЯЯ
ТЫ МЕРТВОЙ ВОДОЙ РЕШИ МАЯТУ
РЕШИ МАЯТУ ВСЯКУ СУЕТУ
А НЕ СОКРУШИ ДОЛЮ ЖИВОТУ!
25 ноября день МАРЫ. Богиня Марена — сегодняшний её Лик смерти и зимы.
Ноябрь — месяц особенный, наступает Зима, природа умирает.
Вьюга-Зима наметает сугробы за окнами, стирает следы на стёжках-дорожках. Лютуют хладовеи-ветра во полях чистых да на улицах, от морозов трескучих обезлюдевших, и кажется, будто нет ни прошлого, ни будущего – лишь белые бескрайние снега коло дома твоего…
Едет Мара-Морена – Владычица Зимняя на быстрых Конях в Ледяных Санях. Едет – мчится по полям пустым да по елям густым, по белой Земле да по зелёной хвое. И блещет зловеще Серебряный Серп в руке Грозноокой Богини, и искрятся снежинки на пути Её, словно звёзды в Вещей Нощи…
Для борьбы с зимой, холодом и смертью у людей было лишь одно средство — огонь. Только свет живого пламени мог отпугнуть все враждебные человеку силы природы, которые всегда казались людям управляемыми чьей-то недоброй волей. Ведь зима с ее морозами и голодом каждый год уносила многочисленные жизни тех, кто был слаб.
Легенды о Марене восходят к праарийским мифам, из которых она перешла в мифы германских племен, а также в скандинавские, кельтские и другие.Так Самим Родом от веку положено: Жизнь (Рожденье) и Смерть друг за другом вечной чередой идут. Стучат копыта Коней Смерти о Земь, всяк живот во срок свой умерщвляющие; режет волны Золотая Ладья, Горний Свет окрест разливающая. Едет Мара через Врата Смерти, плывёт Жива через Врата Рождения – как и живот всякий, во Явь Земную приходящий да во черед свой во Навь уходящий…
Рекут о сём люди Вещие: Мара Осенняя-Зимняя да Жива Вешняя-Летняя – две Богини, два Лика Великой Матери-Природы (Той, Которая при Самом Роде), Которая наипаче всякого имени издревле Есть.Единосуща Мать-Природа Все-Сущему Отцу Роду, Единосуща и Отлична – единовременно, и поистине нет таинства более великого, нежели Таинство Единения Их, от веку Нераздельных – Самого Все-Бога Рода и Великой Матери-Природы, в Изначальном Своём Единстве Извечно Сущих…* * *
И ещё... столько интересного..
МаренаВеликая Богиня Зимы, Ночи и Вечного Сна и Вечной Жизни.
Богиня Марена, или Марена Свароговна, одна из трех нареченных сестер Многомудрого Бога Перуна.
Очень часто ее называют Богиней Смерти, прекращающей земную жизнь человека в Явном Мире, но это не совсем верно.
Богиня Марена не прекращает человеческую жизнь, а дает людям Расы Вечную Жизнь в Мире Слави.
Считается, что Великая Богиня Марена имеет на крайнем севере Мидгард-Земли Ледяные Чертоги, в которых Она любит отдыхать после странствий по Сварге Пречистой.
Когда Богиня Марена приходит на Мидгард-Землю, вся Природа засыпает, уходит на покой, погружаясь в долгий трехмесячный сон, ибо сказано в Саньтиях Веды Перуна: "Великое Похолодание принесет ветер да'Арийский па землю сию, и Марена на треть Лета укрывать будет ее своим Белым Плащем" (Саньтия 5, шлока 3).
А когда Марена Свароговна уходит в свои Ледяные Чертоги, на второй день после дня Весеннего равноденствия происходит пробуждение Природы и разнообразной жизни. В честь проводов Богини Марены на Север ежегодно отмечается праздник Красногор, День Масленицы-Марены, называемый также Проводами Богини Зимы (современное название - Проводы Русской Зимы).
В этот день сжигается кукла, изготовленная из соломы, символизирующая не Богиню Марену, как многие думают, а снежную Зиму. После ритуала сжигания соломенной куклы горсть петла развеивали над полем, садом или огородом-, чтобы вырос хороший, богатый урожай. Ибо, как говорили наши Предки: "Богиня Веста на Мидгард-Землю пришла, на Красногор новую жизнь принесла, огонь запалила и зимние снега растопила, всю землю живой силой напоила и от сна Марены разбудила. Будет Мать Сыра Земля полям нашим жизньродящую силу давать, будет отборное зерно в полях наших прорастать,чтобы всем Родам нашим - хороший урожай дать".
Но Богиня Марена, кроме наблюдения за отдыхом Природы на Мидгард-Земле, когда Мать Природа набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растений и животного мира, наблюдает еще и за жизнью людей. А когда приходит время людям из Родов Расы Великой отправляться в долгую дорогу по Золотому Пути, Богиня Марена дает наставления каждому умершему человеку в соответствии с его земной Духовной и мирской жизнью, а также в соответствии с полученным созидательным опытом, в каком направлении ему продолжать свой посмертный Путь, в Мир Нави или в Мир Слави.
Богиня Марена является Покровительницей Чертога Лисы во Сварожьем Круге.
Гимн-Правьславление:
Марена-Матушка, Славна и Триславна буди! Мы, Тя, извечно величаем, безкровны Требы и Дары для, Тя, все-Родно возжигаем! Даруй нам достаток во всех деяньях наших, и сохрани от мора скотину нашу, и не давай опустеть житницам нашим, ибо велика есть щедрость Твоя, ныне и присно и от Кругл до Кругл! Тако высть, тако еси, тако буди!